Сочинения по русскому языку и литературе (7)

Ч. Айтматов — сын киргизского народа,

один из ведущих писателей нашей современ-

ности. Его роман «Плаха» — одно из наиболее

значимых произведений автора. В нем Ч. Айт-

матов затронул многие животрепещущие

проблемы настоящего времени. И книга ста-

ла результатом наблюдений, размышлений

и тревог автора по поводу неспокойной, угро-

жающей будущему действительности. Она

значительно отличается от всех написанных

ранее произведений Ч. Айтматова: «Ранние

журавли», «Белый пароход», «Материнское

поле», «Первый учитель», «Тополек мой в

красной косынке», — являясь итоговой по от-

ношению к ним.

В «Плахе» Ч. Айтматов как художник

слова выполняет миссию духовного настав-

ника нынешнего поколения, который указы-

вает современникам на трагические проти-

воречия сегодняшнего дня. Писатель затра-

гивает вопросы экологии, нравственности,

проблему угрозы наркомании. Роман насы-

щен образами, которые на первый взгляд не

связаны друг с другом: волки, изгнанный се-

минарист Авдий, чабан Бостон, «гонцы» за

анашой. Но на самом деле их судьбы тесно

переплетаются, образуя общий узел назрев-

ших в современном обществе проблем, раз-

решить которые автор призывает нас, живу-

щих сейчас.

Повествование начинается описанием

волчьей семьи — Акбары и Ташчайнара,

мирно живущей в Моюнкумской саванне.

Но спокойствие и безмятежность возможны

лишь до тех пор, пока в азиатские просторы

не вторгается человек, несущий в себе не со-

зидающую, а разрушающую силу. И совер-

шается ужасное, кровавое действо уничто-

жения животного мира, когда погибают и не-

давно появившиеся на свет волчата Акбары.

Все живое вокруг истреблено, а люди, одер-

жимые эгоистическим отношением к при-

роде, радуются, что план по мясопоставкам

выполнен. Трижды волки уходили в глухие

места, пытались обзавестись потомством для

продолжения своего рода и жить так, как

предписывают им законы бытия, и каждый

раз злая и жестокая судьба лишала их дете-

19 стр., 9026 слов

Тема : . Ч.Айтматов. Социально-философская направленность произведений ...

... ответить на вопрос: что дала нам встреча с повестью «Джамиля»? Какие темы и проблемы затрагивает автор в своём произведении? 1. Тема любви, семьи и семейных отношений. 2. Проблемы отношения ... Ход урока I Организационный момент. II Анализ сочинений по теме «Роль заповедников в сохранении животных». Чтение учащимися лучших сочинений. Комментирование, замечания учителя. III Актуализация знаний по ...

нышей. Волки, в нашем представлении, опас-

ны, но, оказывается, есть еще большее зло,

которое способно сокрушить и уничтожить

все, — это люди.

Акбара и Ташчайнар обладают милосер-

дием и никому не желают зла. Любовь Акба-

ры к волчатам — это не бессознательный

животный инстинкт, а осознанная материнская

забота и ласка, свойственная всему женско-

му на земле. Волки в произведении, особен-

но Акбара, олицетворяют собой природу, ко-

торая пытается спастись от уничтожающих ее

людей. Дальнейшие действия волчицы ста-

новятся предупреждением человеку о «том,

что рано или поздно все живое воспротивит-

ся и будет мстить, мстить жестоко и неумо-

лимо. Мать Акбара, как мать-природа, хочет

сохранить себя, свое будущее в потомстве,

но, когда Базарбай похищает из логова вол-

чат, она ожесточается и начинает нападать

на каждого, чтобы заглушить бешенство, то-

ску и отчаяние, доводившие ее до безумия.

Волчица карает не того, кто действительно

причинил ей зло, а совершенно невиновного

человека — чабана Бостона, семья которого

имела несчастье принять в своем доме Ба-

зарбая, проезжавшего с волчатами мимо их

жилища. Следы и привели Акбару к Босто-

нову становищу.

Чабан понимает, какой гнусный поступок

совершил Базарбай, но не может ничего из-

менить. Этот омерзительный пьяница, спо-

собный на любую подлость, всю жизнь нена-

видел Бостона, честного труженика, который

благодаря своим собственным силам стал

лучшим чабаном в ауле. И теперь Базарбай

злорадствовал и ликовал при мысли о том,

что «возомнившего о себе и возгордившего-

ся» Уркунчиева доводит по ночам терзаю-

щим и изматывающим воем потерявшая вол-

чат Акбара.

Но самое страшное ожидало Бостона впе-

реди. Увидев, что волчица, похитившая его

любимого сына, убегает, чабан убивает одним

выстрелом Акбару и малыша, который был

его продолжением и смыслом жизни. Погиба-

ет и Базарбай, сломавший так много чужих

судеб и столкнувший друг с другом две мо-

гучие силы — человечество и природу. Со-

вершив три убийства, только одно из кото-

рых осознанное, Бостон сам ведет себя на

«плаху», подавленный переполнявшими его

горем и отчаянием, внутренне опустошен-

ный; но в глубине души он был спокоен, по-

тому что уничтоженное им зло больше не

сможет вредить живущим.

Еще одна острая проблема, раскрытая

писателем в романе, — наркомания. Айтма-

тов призывает людей опомниться, принять

необходимые меры по искоренению этого

страшного социального зла, которое калечит

человеческие души. Автор описывает веду-

щий в тупик и разрушающий жизни путь

5 стр., 2112 слов

Пути продления жизни

... лечения болезней старых людей и обобщали опыт по продлению жизни. Авиценна (980-1037 г.) обобщил достижения медицины по продлению жизни от предыдущих поколений. Попытки достижения омоложения и бессмертия мы находим в ...

«гонцов», которые, рискуя, отправляются в

азиатские степи за анашой, одержимые жаж-

дой обогащения.

Противопоставлен им образ Авдия Кал-

листратова, «еретика-новомысленника», из-

гнанного из семинарии за недопустимые с

точки зрения религии и устоявшихся цер-

ковных постулатов идеи о «Боге-современни-

ке». Одухотворенная и мыслящая натура Ав-

дия противится всяким проявлениям зла и

насилия. Неправедный, гибельный путь, по

которому идет человечество, вызывает в его

душе боль и страдания. Он видит свое назна-

чение в помощи людям и обращении их к Богу.

Для этой цели Авдий решает присоединить-

ся к «гонцам», чтобы, находясь рядом с ними,

показать, как низко они пали, и направить их

на путь истинный через искреннее раскаяние.

Авдий всеми силами стремится образумить

падших, спасти погибающие души, вселив в

них высокую мысль о Всеблагом, Всемилос-

тивом, Вездесущем… Но за это его жестоко

избивают, а потом и лишают жизни те, кому

он протянул руку помощи.

Фигура Авдия, распятого на саксауле, на-

поминает о Христе, принесшем себя в жерт-

ву за Добро и Истину и искупившем смертью

человеческие грехи. Авдий тоже принял

смерть за добро, и в последних его мыслях не

было упрека обезумевшей толпе убийц, а лишь

сострадание к ней и горестное чувство невы-

полненного долга… «Ты пришла» — таковы

были его последние слова, когда он увидел

перед собой волчицу с удивительными сини-

ми глазами, которая с болью заглянула в ли-

цо распятого человека и рассказала ему свое

горе. Человек и волк поняли друг друга, по-

тому что их объединяло общее страдание, —

страдание, которое они испытывали от нрав-

ственной-нищеты людей, погрязших в безду-

ховности. Если Бостона привели на «плаху»

роковые обстоятельства, то Авдий сам из-

брал свой путь, зная, что в человеческом ми-

ре за добро и милосердие нужно жестоко

расплачиваться. Трагедию Авдия усугубляет

полное одиночество, потому что порывы его

благородной души ни в ком не находят от-

клика и понимания.

Тревога — вот главное чувство, которое

наполняет роман. Это тревога за погибаю-

щую природу, за самоуничтожающееся поко-

ление, утопающее в пороках. «Плаха» — это

крик, призыв одуматься, принять меры по

сохранению жизни на земле.