Сказки Саши Черного

Разделы:

Что мы знаем о Саше Черном? В библиографическом словаре «Русские писатели» читаем следующее: «Поэт, прозаик, переводчик, детский писатель». Во вступительной статье В.Приходько к сборнику Саши Черного «Что кому нравится» отмечается «Саша Черный — один из самых крупных детских писателей ХХ века».

Что знают о нем школьники? Практически ничего. Тогда и появилась идея познакомиться с творчеством писателя. Так появилась мастерская «Сказки Саши Черного».

I. Сначала мы пишем слово «сказка» и по ассоциации подбираем к нему слова. Получаем, например: волшебство, чудеса, ведьма, сказочник детство, чудо, книга, выдумка, Баба Яга, Иван-Дурак, добро и зло.

Сначала каждый пишет слова самостоятельно, затем написанное прочитывается вслух, индивидуальные списки дополняются тем, что понравилось из предложенного другими.

Пишем слово «солдатская» и по ассоциации подбираем слова. Получаем, примерно: армия, марш, друзья, гармошка, казарма, строй, каша, служба, песня, бой, дисциплина.

Все записи прочитываются и дополняются понравившимися словами.

Следующий этап работы — составление определения солдатской сказки, опираясь на предыдущие записи.

Через поиск слов мы включили учащихся в творческий процесс, обобщили достигнутое на первом этапе, создали эмоциональный настрой для дальнейшей работы. Французские методисты называют прием, который помогает в начале мастерской пробудить воображение, индуктором. Индуктор состоялся.

II. Работа в группах.

1. Читаются определения солдатской сказки, выбирается наиболее соответствующее определение или составляется новое.

Получаем следующее:

  • солдатская сказка — небылица о жизни солдат;
  • солдатская сказка — веселые приключения с оружием, кашей и гармоникой;
  • солдатская сказка — сказка, в которой герои не умирают на войне, а, наоборот, все и всех побеждают.

2. Работа с текстом.

Группам предлагаются сказки «Катись горошком», «С колокольчиком», «Мирная война», «Кому за махоркой идти», «Антошина беда» (каждая группа работает над одной сказкой).

Задание:

  • доказать, что предложенный текст, сказка;
  • доказать, что это солдатская сказка;
  • дополнить определение солдатской сказки.

После того как выступят все группы, переходим к следующему этапу.

7 стр., 3312 слов

Жанровые модификации прозаических сказок В.И. Даля

... 1950 г.) впервые были названы основные принципы обработки В.И. Далем фольклорных сказок [6], которые конкретизировались в работе И.П. Лупановой [7], во вступительной статье к изданиям ... особенности прозаических литературных сказок В.И. Даля в литературоведении достаточно хорошо изучены. Так, в работе В.А. Гофмана (1926 г) демонстрируется неприятие стилистической работы В.И. Даля-сказочника, а именно ...

3. Группам предлагаются «Сказка о лысом пророке Елисее, о его медведице и о детях» и «Первый грех». Сказки читаются и обсуждаются.

Задание:

  • дать общее название этим произведениям.

Получаем обычно: библейские сказки или сказки для малышей.

4. Группам предлагаются главы из «Дневника Фокса Микки» («Разные вопросы, мой сон и мои собачьи мысли», «Осенний кавардак», «Я один», «Переезд в Париж», «На пляже». Учащиеся читают наиболее понравившиеся фрагменты, составляют из отрывков сказку и дают ей свое название.)

Получаем следующее: «Сказки фокса Микки», «Собачьи сказки», «Приключения фокса Микки».

III. Весь собранный материал позволяет перейти к созданию литературного портрета автор. Сочинение должно быть небольшим — 5–6 предложений.

Вот некоторые работы:

  • «Саша Черный написал веселые сказки для детей и взрослых. Все его книги пронизаны любовью. Любовью к детям, к животным, солдатам. Он очень добрый и чуткий человек».
  • «Автор — человек, хорошо знающий солдатскую жизнь, ее радости и горести, сумел написать о ней весело и легко».
  • «Мы часто не слышим и не понимаем друг друга, а тут мысли, мысли собаки! Да еще какие! А какое чувство юмора! Так писать может только человек, тонко чувствующий и хорошо знающий жизнь».

IV. Следующий этап — работа с биографическими и критическими материалами.

  1. Саша Черный (настоящее имя Александр Михайлович Гликберг), 1 октября 1880 г. Одесса — 5 августа 1932 г. Прованс, Франция.

    Поэт, прозаик, переводчик, детский писатель. Раннее детство провел в г. Белая Церковь, юность — в Житомире. Начал печататься в 1904 г.

    В 1905 г. переехал в Петербург. В 1908 г. стал сотрудником журнала «Сатирикон». В 1910 г. опубликовал книгу стихов «Сатиры», в 1911 г. — сборник «Сатиры и лирика».

    В августе 1914 г. ушел добровольцем на фронт. В 1917 г. служит в Пскове, где после февральской революции был назначен заместителем народного комиссара. Октябрьскую революцию не принял, эмигрировал в Берлин, затем в Париж.

    В эмиграции выступал по преимуществу как детский писатель («Дневник фокса Микки», «Кошачья санатория», «Детский остров», «Библейские сказки»).

    Военные впечатления отразились в «Солдатских сказках».

  2. «Автор так хорошо пишет о детях и солдатах потому, что в этой сфере он свой, здесь он и товарищ и зачинщик, и выдумщик, и рассказчик-импровизатор, и тонкий, любящий наблюдатель. Вся книга пронизана легкой улыбкой, беззлобным смехом, легкой проказливостью». (А.И.Куприн)
  3. «Достоинство «Сказок» не в сюжете, а в языке, непринужденной манере рассказа, в живой и остроумной передаче бойкой солдатской речи. Герои напоминают традиционную фигуру бравого русского солдата из народной сказки, находчивого и бесшабашно смелого, умеющего справиться со всякой нечистью и одолеть любого врага. В то же время образы эти конкретно-историчны… (Автор) мастерски воспроизводит обстановку царской казармы, воскрешает перед читателем тип русского солдата времен первой мировой войны.

    Безупречные по форме, сказки вызывают искренний и веселый смех». (Л.А.Евстигнеева.)

    24 стр., 11958 слов

    Литературная сказка в отечественной детской литературе

    ... ключик", пьесы-сказки С. Маршака и Е. Шварца, «Солдатские сказки» Саши Черного. В данной работе литературная сказка ХХ века рассматривается в ракурсе ... раз в литературной сказке авторов первых десятилетий ХХ века, а затем и последующих. комедию идей, Нонсенс в сказке не только ... трех глав, заключения, библиографического списка. 1. Комизм в литературной сказке 20-30-х годов 1.1 А.Н. Толстой А. Н. ...

  4. «Дети — это особый народ, который не может писать для себя книг. Их пишут для них взрослые. И пишут плохо и неинтересно ни для детей, ни для взрослых. Нужно, чтобы книгу написал кто-то большой и умелый и вместе с тем понятный и близкий, слово — свой. Для русских детей этот свой — Саша Черный». (Из газет к юбилею Саши Черного.)

Задание:

  • выписать слова и словосочетания, созвучные своему впечатлению о поэте.
  1. Завершает работу в мастерской творческая работа. Она состоит из 2 заданий: создать проект памятника Саше Черному, так как до сих пор нет памятника этому писателю, и написать речь к открытию этого памятника, используя собранные материалы.

Рефлексируя после мастерской, ребята говорят о своем открытии поэта, о необыкновенной эмоциональной атмосфере, о том, что работалось сегодня удивительно легко и интересно. И часто звучит вопрос: «А что можно еще прочитать из Саши Черного?» — вопрос, который хочет услышать каждый учитель литературы. Мой ответ ученикам — мастерская «Книга печального смеха» («Сатиры и лирика» Саши Черного?»).