«Наша история такова, что без душевной боли её не напишешь» —
Отечественная война предстаёт в его произведениях, как великая трагедия, страшная и отвратительная
Эта деревенька стала известна всему миру, благодаря таланту Виктора Астафьева,
Именно о творчестве для детей я и хотела бы рассказать. В трагическую пору, когда утонула мама, отец был осуждён на пять лет и затем послан на строительство Беломоро-Балтийского канала, маленький Витя оставался под надзором бабушки по материнской линии. Екатерина Петровна и дед Илья Евграфович Потылицыны окружили мальчика заботой, стараясь, чтобы он не чувствовал себя сиротой. Им было тяжело, они трудились не покладая рук, но еле сводили концы с концами, так, что внук лишь мечтал о настоящих, новых штанах, а не перешитых из какого-нибудь старого мешка, или бабьей юбки. И всё-таки писатель бесконечно благодарен тем далёким годам: «Много в детстве было такого, что потом не встречалось больше мне и не повторялось».
«Бабушка с малиной», «Стрижонок Скрип», «Белогрудка», «Гуси в полынье», «Конь с розовой гривой», «Монах в новых штанах», «Осенние грусти и радости», «Фотография, на которой меня нет» и другие рассказы Астафьева такими разноцветными красками рисуют детство, что понимаешь великую силу русского слова и огромную мощь характера русского человека.
В рассказе «Фотография, на которой меня нет» герой вместе с другом Сашкой извалялся в снегу, катаясь на санках. С кем не бывало? Но у мальчика был ревматизм, доставшийся ему по наследству от матери, — и ночью ноги заболели так, что он завыл. Бабушка проснулась, заворчала, раздосадованная на безрассудный поступок внука. Но поругав, грозная бабушка принимается мальчика лечить – сначала даёт затрещину, потом натирает ноги нашатырным спиртом, а после уж будит деда и велит топить баню. Так этот больной не попал на школьную фотографию.
Рассказ «Зачем я убил коростеля» — о происшествии, при воспоминании о котором, автора пронзает острая боль, когда он видит себя, «несмышлёного, азартного парнишку», выкапывающего ямку в борозде и хоронит «так просто, сдуру загубленную живность». Коростель был без одной лапки, поэтому так легко догнал его мальчишка и убил. А когда сделал это, понял, что есть на свете вещи непоправимые. Во Франции коростель считается священной птицей, и его убийцу ждёт смертная казнь. «Но я живу не во Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли», — говорит рассказчик в конце. «Но скрип коростеля каждый раз вызывает боль в сердце, и опять повторяется казнь – снова навалится на меня одно застарелое мученье: зачем я убил коростеля?».
ОБРАЗ БАБУШКИ АКУЛИНЫ ИВАНОВНЫ (По повести М. Горького «Детство») ...
... Мальчик Алеша безумно любил свою бабушку. Он любит смотреть на ее танцы. В эти мгновения она словно преображается и молодеет. Мальчик любит подслушивать, как бабушка читает молитвы. Так же Акулина Ивановна ... Акулина Ивановна , Акулина Ивановна 1) Вторая богородица скопцов, в монашестве Анна, монахиня Ивановского монастыря в Москве, жена стрельца и потом ... она объясняет тем, что дед ... здесь 7 лет. ...
Все рассказы Астафьева – это уроки жизни, в которой встречаются душевное тепло и чёрствость, людская злоба и бесконечная доброта, есть обиды, предательство, дружба, чудеса природы, странности человеческого поведения и всё-всё, чем полно детство. В «Последнем поклоне» сказано: «Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её…», чтобы новые поколения посмотрели на привычные, знакомые лица родных заново – добрыми, внимательными, благодарными глазами. Его рассказы помогают ребятам взрослеть. Каждый человек должен воспитывать в себе умение постоять за себя, чувство собственного достоинства, скромность, уважение к труду. Писатель любил повторять, что с определённого момента, лет с 12-14, ребёнок сам в состоянии отвечать за свои поступки и оценивать их.
В труде, в общении с людьми, размышляя о жизни, растут герои повестей Астафьева
Сам автор — человек нелёгкой судьбы. Уже в 17 лет начал свою трудовую жизнь. А в октябре 1942 года добровольцем ушёл в армию. Служил в запасном стрелковом полку. С 1943 года участвует в боях на Брянском, Воронежском, Степном фронтах. Был шофёром, разведчиком, связистом, форсировал Днепр, дважды ранен, награждён медалью «За отвагу», орденом «Красная звезда». А после войны работал на заводе, в редакции газеты, корреспондентом на радио, учителем в Пермской области. Его первый рассказ «Гражданский человек» был опубликован на страницах газеты «Чусовской рабочий». А в 1953 году вышла книга «До будущей весны». В 1958 году Астафьев принят в Союз писателей РСФСР. По его произведениям были сняты художественные фильмы «Сюда не залетали чайки», «Звездопад», «Ненаглядный мой», «Где-то гремит война».
Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, Герой Социалистического труда, лауреат двух Государственных премий СССР, неоднократно отмеченный за свой труд правительственными наградами, в своих книгах рассказал горькую и нелёгкую правду о Великой Отечественной войне и о непростой судьбе нашего народа.
Известный писатель Е. Носов сказал: «Если вы хотите увидеть Астафьева в самой сокровенной его сущности, откройте его книги и углубитесь в них. Там он весь, без щитов и забрал, полный трепета, любви и сострадания ко всему живому, полный дум и забот о вашем сегодняшнем и завтрашнем бытии».
Астафьев, Виктор Петрович
... Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон». Выйдя ... вокзалу, кладовщиком. В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. ...