Сегодняшний мир – мир динамики и скорости. Чтобы в нем выжить, необходимо
постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать новые знания и
умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно
воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу.
Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую,
но исторически неизбежную и необходимую перестройку. Главной целью и
одновременно главным содержанием этого процесса стала реструктуризация
предприятий, включающая широкий комплекс форм, методов и инструментов по
обеспечению устойчивого развития.
Сегодняшняя динамично развивающаяся экономика приводит к тому, что фирмы и
организации вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы не остаться за бортом
прогресса и бизнеса. Насыщение абсолютно всех рынков товарами в такой мере,
что компаниям приходится буквально биться за покупателей, приводит к полному
переосмыслению принципов и задач функционирования различных структур в рамках
предприятия. Происходящие в обществе изменения настолько глобальны, что на
этот раз уже не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы
соответствовать времени, его нормам и веяниям, предприниматели должны начать
перестройку с самих себя.
Постоянно подвергаясь влиянию со стороны внешней среды приспосабливаясь к
изменениям, современная организация должна иметь способность формировать и
накапливать потенциал, который может обеспечить не только своевременную и
адекватную реакцию на воздействия внешней среды, но и даст возможность
активно изменять окружающую действительность, эффективно управлять
функционированием и развитием многочисленных элементов и подсистем
организации.
Этот потенциал деятельности организации во многом обеспечивается благодаря
корпоративной культуре: того, ради чего люди стали членами организации; того,
как строятся отношения между ними, какие принципы и методы выполнения работ
используются в деятельности организации. Это обуславливает не только различие
между организациями, но и определяет успех ее функционирования и выживания в
конкурентной борьбе. В любой организации существует диалог между людьми,
носителями организационной культуры, с одной стороны, и культуры, оказывающей
Организационная культура на примере торгового предприятия
... на мировом рынке. Цель работы - понять, что такое организационная культура, выявить ее содержание, структуру. Разобрать организационную культуру на примере торгового предприятия. Выявить, как же влияет культура на эффективность управления. Задачами, стоящими перед работой, являются: рассмотрение структуры организационной культуры ...
влияние на поведение человека, с другой.
Организация формирует собственный облик, в основе которого лежит
специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила
поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.
п. Это — система общепринятых в организации представлений и подходов к
постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности,
которые отличают данную организацию от всех других.
Менеджмент и корпоративная культура взаимосвязаны и взаимообусловлены. При
этом управление не только соответствует культуре организации, сильно зависит
от нее, но и оказывает влияние на формирование и адаптацию культуры к новой
стратегии. Поэтому менеджеры должны уметь управлять культурой своей
организации.
Корпоративная культура – это новая область знаний, входящая в серию
управленческих наук. Она выделилась из также сравнительно новой области
знаний – корпоративного управления, которое изучает общие подходы, принципы,
законы и закономерности в управлении большими и сложными организациями.
Основная цель корпоративной культуры, как явления, – помочь людям более
продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого
большее удовлетворение. А это в свою очередь приведет к улучшению показателей
экономической эффективности деятельности организации в целом. Ведь
сплоченный, движимый единой целью, работающий, как отлаженный часовой
механизм, коллектив, принесет гораздо больше пользы, чем «сообщество рядов
разброда и шатания», к примеру. А эффективность бизнеса для организации
является важнейшим показателем, вне всякого сомнения. Очевидно, что влияние
на нее корпоративной культуры организации, огромно.
О роли корпоративной культуры в современных предприятиях я и хотела бы
поговорить в своей семестровой работе.
Понятие и сущность корпоративной культуры
За последние несколько лет, и менее отчетливо за последние пятьдесят лет,
вопросы культуры, и особенно культуры в больших организациях, все больше
привлекают внимание теоретиков и исследователей. Действительно, мы живем в
такое время, когда тысячи людей знают, чем характеризуется культурная
обстановка в организации, и любят порассуждать об этом.
Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих
целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие
корпоративной культуры.
Новый термин «корпоративная культура» кажется таковым только на первый
взгляд. На заре монополизма, когда основатель крупнейшей автомобильной
корпорации Форд здоровался со своими рабочими за руку и поздравлял их с
семейными торжествами, он создавал на своих заводах именно эту самую культуру
- общую благоприятную атмосферу среди персонала всех уровней — эфемерное
явление, которое нельзя потрогать в буквальном смысле, но чьи плоды весьма
материальны, так как напрямую способствуют увеличению доходов компании.
Роль спонсорства в организациях культуры
... в области спорта Фаворитом в этой сфере по праву можно считать спонсорство спортивных мероприятий. Компании-производители ежегодно вкладывают миллионы долларов в поддержку их организации, ... крупнейших европейских турниров. Спонсорство в области культуры и искусства На втором месте - спонсорство в сфере культуры и искусства. Здесь наиболее перспективным является спонсорство конкретных телевизионных ...
Корпоративная культура — это не только имидж компании, но и эффективный
инструмент стратегического развития бизнеса. Ее формирование всегда связано с
инновациями, направленными на достижение бизнес-целей и, следовательно,
повышение конкурентоспособности.
В декабре 2004 года Ассоциация менеджеров провела исследование, направленное
на выявление приоритетных направлений развития профессии менеджера в 2004
году. Его результаты показали, что одну из самых ключевых позиций занимает
тема корпоративной культуры в рамках стратегического управления человеческими
ресурсами.
Однако реальная расстановка приоритетов сегодня, к сожалению, выглядит
несколько иначе. Несмотря на признание своей значимости, корпоративная
культура воспринимается чаще всего как средство формирования внешнего имиджа
организации, а не повышения эффективности бизнес-процессов и развития
компании.
По данным Ассоциации менеджеров, на сегодня только 25% компаний имеют
специальные департаменты, отвечающие за формирование корпоративной культуры и
внедрение инноваций. А ведь именно корпоративная культура, способствующая
изменениям внутри организации, является основой развития и
конкурентоспособности любой успешной организации.
В «классическом» понимании корпоративная культура рассматривается как
инструмент стратегического развития компании через стимулирование инноваций и
управление изменениями. Корпоративная культура существует в любой компании —
с момента появления организации и до самого конца — вне зависимости от того,
создается специальная служба для работы с ней или нет. Грамотное же
управление корпоративной культурой оказывает самое положительное влияние на
бизнес компании. В частности, оно позволяет сокращать расходы, причем не
только на подбор персонала, но и, например, на внешний PR: сотрудники,
являющиеся проводниками философии компании во внешний мир, снимают часть
функций с департамента, занимающегося PR-политикой организации. Компания с
грамотно развитой корпоративной культурой пользуется большим авторитетом на
рынке и привлекательна как для потенциальных сотрудников, так и для партнеров
по бизнесу и акционеров.
На практике специалисты по управлению человеческими ресурсами по-разному
интерпретируют понятие корпоративной культуры. Одно из грамотных его
определений звучит так: «корпоративная культура — это система ценностей и
методов управления». Первая часть определения относится к нематериальным
активам организации, а вторая — к конкретным механизмам. Эти два, на первый
взгляд, противоположных аспекта понятия и приводят к его неоднозначному
толкованию.
И все же, что такое корпоративная культура? Определений культуры имеется
немало. Мы интуитивно чувствуем, что такие понятия, как «личность» или
Корпоративная культура: сущность, история, значение
... качествами и оптимально рассредоточенных на всех уровнях организации. Корпоративная культура и принцип командной работы в компании Чтобы создать эффективную корпоративную культуру во всей организации, для начала необходимо правильно выстроить отношения на ...
«общение» приближаются к чему-то очень важному в определении культуры, но это
«что-то» настолько расплывчато, что его определение так же многочисленны, как
картинки в калейдоскопе. И чем больше определений культуры, тем свободнее
каждый новый автор придумывает собственную версию.
К примеру, по Барри Фегану, корпоративная культура — это идеи, интересы и
ценности, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки, традиции, процессы
коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и
ожидания, реально испытанные сотрудниками. Корпоративная культура — это, как
люди относятся к хорошо сделанной работе, а также и то, что позволяет
оборудованию и персоналу работать гармонично вместе. Это клей, который
держит, это масло, которое смягчает. Это то, почему люди занимаются различной
работой в рамках компании. Это то, как одни части компании видят другие ее
части, и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в
результате этого видения. Она проявляет себя открыто в шутках и шаржах на
стенах, либо держится взаперти и объявляется только своим. Это то, о чем
знают все, за исключением, возможно, лишь руководителя. Это определение,
должен признать, в силу своей яркости и символичности более всего импонирует
мне. Однако существуют более строгие и формальные объяснения этому явлению.
А. Н. Занковский определяет корпоративную культуру так: «Корпоративная
культура представляет собой приобретенные смысловые системы, передаваемые
посредством естественного языка и других символических средств, которые
выполняют репрезентативные, директивные и аффективные функции и способны
создавать культуральное пространство и особое ощущение реальности».
Т. Ю. Базаров – так: «Культура — сложный комплекс предположений,
бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, и задающий
общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в
философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях,
ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает
возможность прогнозировать его поведение в критических ситуациях».
Каждый волен сам выбирать наиболее приятное для него определение
корпоративной культуры, однако, ясно, что общий смысл сказанного идентичен во
всех определениях – культура представляет собой большую область явлений
материальной и духовной жизни коллектива: доминирующие в нем моральные нормы
и ценности, принятый кодекс поведения и укоренившиеся ритуалы, традиции,
которые формируются с момента образования организации и разделяются
большинством сотрудников.
Приобретая индивидуальный и личный опыт, работники формируют, сохраняют и
изменяют свои смысловые системы, в которых отражены их отношения к различным
явлениям — миссии организации, планированию, мотивационной политике,