Развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с живописью (2)

Курсовая работа

Развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с живописью

Фрагмент работы для ознакомления

1.Особенности эстетического восприятия живописи дошкольникамиИскусство является эффективным средством формирования мировоззрения личности детей дошкольного возраста, развития эмоциональной сферы, обогащения представлений ребенка об окружающем: природе, мире вещей, социальных явлениях.В живописи основным средством является колорит, т.е. цветом художник передает отражение реального мира или воображаемые образы. Дети по-разному воспринимают произведения живописи. Многоплановость, многофигурность композиции, сложность сюжета живописных работ сразу не улавливаются детьми, выделяется лишь цвет. Ребенок чувствует настроение, выраженное в данном произведении. Живопись требует длительного сосредоточения, рассматривания деталей картины, для того, чтобы понять особенности образов. Произведения живописи мало доступны для восприятия детьми мл дошкольного возраста из-за сложности изобразительно-выразительных средств. Дети 5-6 лет не просто уже узнают в изображениях знакомые предметы, но и определяют характер образа или назначение этого произведения, улавливают сюжетную линию. Дети начинают узнавать о динамике образов, композиционных основах, например, удаленность предмета или его заслоняемость другими предметами.

За учебный год знакомство с не более 3-4 произведениями. Из жанров наиболее трудная для восприятия исторический жанр – сложность сюжета. Пейзажные работы способствуют воспитанию эстетического отношения к природе. Натюрморты вызывают чувство удивления, интерес к красоте простых окружающих предметов. Портреты помогают увидеть черты прекрасного в близких людях. С большим чувством воспринимаются картины батальной живописи, несмотря на их сложность ребенку понятна яркая динамика образное содержание).Н.М. Зубаревой установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. [4]На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста, но если с ними не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются не только в 6-7 лет, но и в более старшем возрасте. Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композицию.На третьем, самом высоком уровне эстетического развития дети – дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, не полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне восприятия оказываются дети в основном старшего дошкольного возраста при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и восприятий.Представлять эти три уровня эстетического развития детей воспитателю очень важно, от этого зависит стратегия и тактика работы с группой по развитию у детей художественного восприятия.Проанализировав начальное состояние эстетического развития детей в группе, взрослый может наметить план постепенной целенаправленной и дифференцированной работы с учетом индивидуальных особенностей восприятия каждого ребенка, постепенно ведя детей, стоящих на низком уровне восприятия, до более высоких этапов.Однако эстетические эмоции, возникшие под воздействием внешней красивости – яркости красок, ритмичности и так далее, еще не свидетельствуют о глубине эстетического восприятия. Более глубоким эстетическое чувство будет тогда, когда ребенок ответит переживанием не только на прекрасную форму, но и на образно-художественное содержание произведение искусства. [4]2.2.Особенности использования живописи для развития эстетического восприятия детей дошкольного возрастаТребования к отбору живописных произведений (воспитательная направленность, чёткость изображения, его реалистичность, доступность содержания, композиционного и колористического решения. Кроме этого надо создать условия для многократного наблюдения и рассматривания произведений.Средства художественно-образной выразительности в иллюстрации (линия, форма, цвет, композиция).

22 стр., 10610 слов

Развитие музыкального восприятия в процессе слушания классической ...

... формирования способности к восприятию музыки у детей дошкольного возраста на музыкальных ... восприятия музыки в своей концепции музыкального воспитания детей. «Активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев, - указывал он. - Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, ... условно-рефлекторные связи. В психологии понятие «восприятие» понимается как « ...

Особенности восприятия графических произведений детьми 3-4 (акцентирование внимания на предмет), 5-7 лет (акцентирование внимания на позу и приёмы для передачи движения, понимание отношений «ближе-дальше»).

[14]Методы, используемые по ознакомлению детей с изобразительным искусством: пояснение;сравнение;прием акцентирования деталей;метод вызывания адекватных эмоций;тактильно-чувственный метод;метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов;прием “вхождения” в картину;метод музыкального сопровождения;игровые приемы.Пояснение используется в том случае, когда ребенок затрудняется с ответом. В дальнейшем этот метод заменяется вопросами, подводящими детей к самостоятельному объяснению.Сравнение повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализа, синтеза, умозаключения. Например, сравнивая разные по настроению картины, мы показываем ребятам зависимость средств выразительности от содержания картины, ее общего настроения.Акцентирование деталей. Суть данного приема заключена в том, что при восприятии картины закрывается все изображение листом бумаги, открытыми остаются только те детали, на которые необходимо нацелить взгляд ребенка. Так, например, при восприятии портрета мы оставляем открытыми глаза или руки, или другую деталь портрета. Использование данного приема активизирует речь детей.Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию изображенного образа. При этом надо учитывать связь предстоящего восприятия с предшествующим опытом детей. Предлагая вспомнить сходную ситуацию, вспомнить, в каких случаях у детей было такое же настроение, мы устанавливаем ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность с помощью живописного произведения восстановить ранее виденное и пережитое.Тактильно-чувственный метод заключается в том, что в процессе восприятия произведения изобразительного искусства воспитатель прикасается к ребенку руками (поглаживает, обнимает, ласкает, удерживает и т.д.), повторяя движения рук, изображенных на картине. Цель – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображенного образа, почувствовать любовь к себе другого человека.Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов заставляет работать эмоциональную память детей, а это в свою очередь способствует оживлению у них ранее пережитых эмоций в процессе восприятия произведения изоискусства.Прием “вхождения” в картину. Используя этот прием, мы предлагаем детям представить себя на месте изображенного человека. Это оживляет, усиливает, расширяет все детали содержания, непосредственного подсказывает верную интонацию, ставит ребенка на место изображенного человека, учит переживать вместе с ним и сопереживать ему, будит детское воображение.Метод музыкального сопровождения. При восприятии детьми картины любого жанра или предмета декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер, настроение которой созвучно настроению произведения. Таким образом, происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы.Игровые приемы сосредотачивают внимание детей на необходимой для восприятия части картины, активизируют мыслительную деятельность детей, создавая интерес к произведению и формируя положительное эмоциональное отношение к тому или иному жанру. [16] Например, “Загадай что-либо о руке (глазах, одежде, цвете, человеке и т.д.), а мы отгадаем”, “ Узнай, к какому из портретов подходит эта музыка”, “Придумай свое название данному портрету (пейзажу)”, “Кто лучше и красивее передаст в движении положение тела (руки, головы) изображенного образа”, “Найди картину по модели (линия горизонта, формат картины)”, “Найди картину по палитре” и т.п.Далее мы предлагаем игры и занятие по развитию эстетического восприятия дошкольников через живопись.Игра “Художественный салон” Дети рассматривают выставленные в “художественном салоне” репродукции картин, желающие “покупают” понравившуюся. Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в изобразительном уголке).Правила. Картина “продается” в том случае, если ребенок сумел сказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождения друга, для украшения комнаты и т.д.), а так же ответить на вопросы: “О чем рассказывается в произведении? Какое в нем передано настроение? Как художник показал в своей картине главное? Почему картина тебе понравилась?”“Купивший” большее количество репродукций оформляет выставку и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.Игра “Найди ошибку”Педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средств выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своем произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям дается установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.Занятие: «Ознакомление детей дошкольного возраста с пейзажной живописью» Программное содержание:Развивать у детей устойчивый интерес к живописи. Подвести к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление.Знакомить с тем, о чем и как говорит искусство. Учить видеть особенности и отличительные признаки разных видов искусства.Продолжать работу по формированию навыков последовательного целостного художественного восприятия подлинно художественных произведений искусства.Формировать навыки и умения общаться по поводу искусства с товарищами, взрослыми, высказывать суждения и оценки увиденного.Воспитывать умение любоваться произведениями, понимать настроение героя.Предварительная работа: Рассматривание репродукций, беседа по ним.Составление рассказа по картинам.Дидактическая игра “Музей”Зрительный ряд:Репродукции из набора “Третьяковская галерея”.Картина П.Федотова “На лугу”.Ход занятияДети входят в зал.Педагог:- Здравствуйте, дети! Я рада, что вы приняли мое приглашение посетить нашу картинную галерею. А знаете ли вы, что такое картинная галерея? (Так называется помещение, где висит много картин, и люди ходят туда полюбоваться ими.)Вот и мы сегодня пришли сюда, чтобы полюбоваться картинами. Правда, картины – это не совсем правильно. У нас в галерее висят репродукции с картин известных художников. А сами картины хранятся в музеях, выставочных центрах, знаменитых картинных галереях, как, например, Третьяковская галерея, Эрмитаж и других.- Кто из вас уже был в картинных галереях? Что вам особенно понравилось?Я тоже была в Третьяковской галерее и Эрмитаже. Там очень много замечательных картин и я получила огромное удовольствие, посетив эти музеи. Вы тоже постарайтесь побывать с родителями на выставке. Я желаю вам, чтобы вы испытали подобное наслаждение.

7 стр., 3475 слов

Режим работы педагога дополнительного образования.

... оснащение закрепленного за кружком учебного кабинета или другого помещения наглядными пособиями?   6. Должен ли педагог ДО выявлять у каждого ребенка образовательные запросы и потребности? & ... образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование ...

15 стр., 7366 слов

ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ...

... района 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ... детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия ... дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует ... умений детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. Методы исследования: ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/znakomstvo-doshkolnikov-s-iskusstvom-portretnoy-jivopisi/

2 стр., 637 слов

Мой подход к работе с детьми через экологическое воспитание

... птиц. Огромный материал накоплен по опытно – экспериментальной деятельности. В Воспитание экологической культуры у детей, может давать результат только тогда, когда мы сможем осуществлять органическое ... что-то смастерить из природного материала. Природа должна стать незаменимым источником эмоционального развития ребенка. Все это должно способствовать не только познанию красивого в природе, но ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/znakomstvo-doshkolnikov-s-iskusstvom-portretnoy-jivopisi/

1.Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду/под ред. Н.А.Ветлугиной-М-1998- 78 с.

2.Ёлкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития». 1997 г.

3.Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Издательство Карапуз-дидактика, г. Москва, 2006г.

4.Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Издательство Мозайка — Синтез, г. Москва, 2006г.

5.Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке». Пособие для воспитателей детских садов г. Москва, 1985.

6.Курочкина Н.А. “Дети и пейзажная живопись. Времена года”. СПб., 2003.

7.Кулакова Н. «Художественное слово в эстетическом воспитание детей». «Дошкольное воспитание» №2/1984 г. Стр. 15.

8.Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» Библиотека программы «Детство» г. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2004.

9.Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет». «Цветные ладошки» Издательство Карапуз-дидактика, г. Москва, 2006.

10.Мукаржовский Я. [Текст] Исследования по эстетике и теории искусства /Пер. с чеш. – М: Искусство- 1994. –с. 606

11.Плаксина Л.И.»Программа для специальных коррекционных учреждений IV вида «Коррекционная работа в детском саду», Москва, 1999 г.

12.Плаксина Л.И. «Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением» Москва,1998 г.

13.Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное искусство». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

14.Тюфанова И.В. “Мастерская юных художников”. СПб., 2004.

15.Чумичева Р.М. “Дошкольникам о живописи”. М., 1992.

16.Чумичёва Р.М. «Дошкольникам о живописи». Книга для воспитателя детского сада. г. Москва «Просвещение», 1992 г.Эстетика поведения.// Сост. В.И. Толстых — М: Искусство – 1990 – с. 131

17.Эстетика: [Текст] Словарь / Под общ. ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

18.Яковлев Е.Г. [Текст] эстетическое воспитание, как совершенное// Избр. работы. – М.:Брандес- 1995 – 406 с.