Два мира есть у человека,
Один который нас творил
Другой, который век от века
Творим мы все по мере сил.
Развитие учащихся, а не только передача определенных знаний и навыков, внедрение новых педагогических технологий являются приоритетным направлением реформирования российского образования
Метод проектов уже широко используется российскими учителями, а показателями их работы стал заметный рост мотивации учащихся, и как следствие этого повышение качества их работы. Использование метода проектов позволяет учащимся освоить множество мыслительных операций, необходимых для эффективной работы.
Цель :
– познакомить с применением метода творческих проектов в технологическом образовании, раскрыть его влияние на творческое развитие учащихся.
Задачи:
— изучить сущность метода проектов
— раскрыть возможности использования метода проектов в технологическом образовании школьников
— обобщить опыт моей работы по этому важнейшему направлению технологического образования.
Прогнозируемый результат: владение теоретическим и практическими
основам проектной технологии.
Мы часто ищем сложности вещей,
Где истина лежит совсем простая.
С. Щипачев
2.1 Сущность метода проектов
Что такое «проект»? Что означает это понятие? Для уточнения этого термина обратимся к «Большому толковому словарю ». Там сказано, что слово «проект» латинского происхождения, в переводе означающее «выступающий вперед». В словаре приводится несколько значений этого слова:
— разработанный план сооружения, постройки, изготовления или
реконструкции чего-либо;
Активное обучение биологии в форме дидактических сказок (работы ...
... классе. Из всех предметов больше всего она любила биологию. Однажды, делая биологию, она уснула… И вдруг она очутилась в необычном ... узнать, куда спешит кролик. Сказка о Розе и Турнепсе В одно из великолепных садов жили по соседству прекрасная Роза, из ... вместе с целлюлозой в одном направлении, вдоль клеточной оболочки. По их перемещению можно судить движение цитоплазмы. Движение цитоплазмы способствует ...
— предварительный текст какого-либо документа
— план, замысел, намерение
Многие исследователи дают свое толкование этому понятию. Одни считают, что проект – «это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы в с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией»
Несколько не традиционное и эмоциональное определение прелагает американский педагог У. Килпатрик: «Проект есть всякое действие, индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца»
По мнению других исследователей, основными чертами проекта являются:
- отнесение проекта к будущему;
- ориентация проекта на желаемое состояние будущего
- представление проекта, как системы средств достижения будущего
- предопределенность начала и окончания работы
- четко и ясно сформулированы критерии эффективности проекта
В педагогике под методом проектов понимается совокупность приемов, операций, которые помогают овладеть определенной областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Чтобы добиться такого результата, надо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекать для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования проектирования и изготовления изделия.
С методической точки зрения проектная деятельность учащихся представляет собой теоретическое и практическое проблемно-ориентированное исследование, которое учащиеся проводят в учебных целях под научным руководством одного или нескольких преподавателей.
Под методом проектов в образовательной области «Технология» мы понимаем способ организации учащихся. Он предусматривает определение потребностей людей, разработку идеи изготовления изделия или услуги по удовлетворению этой потребности, проектирование и создание изделия или оказанию услуги, оценка их качества, определение реального спроса на рынке товаров.
История метода проектов
Теория и практика проектного обучения начала активно развиваться в конце XIX-начале XX веков. Подходы к пониманию сущности проектного обучения отечественными и зарубежными педагогами были существенно разные.
За рубежом научной основой были предложены идеи Д. Дьюи, который предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей и способностей детей. Школа должна развивать врожденные интеллектуальные или практические «импульсы» ученика. Обучение надо организовывать вокруг какого-нибудь дела, задания. Вот из этих идей был выдвинут метод проектов. Метод проектов возник впервые в половине 19-го века, вначале его называли методом проблем или целевого акта. В 1901 году впервые был употреблен термин «проект» педагогом с/х школы США Д. Снезден, в 1911 году — бюро воспитания с/х школ США узаконило термин «проект». Продолжатель школы Д. Дьюи, американский педагог Килпатрик дал следующее определение метода проектов « это метод планирования целеустремленной, целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-либо учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке». Одновременно Килпатрик высказывал, что за термином проект должна стоять серьезная научная концепция. Э. Каллингс сформулировал концепцию в своей книге «Опыт работы американской школы по методу проектов» и выделил различные виды проектов, такие как экскурсионные, проекты-доклады, трудовые проекты и проекты – игры.
Саша-творческий проект ночная сорочка
... Ночная сорочка Функциональное назначение Одевать на время сна Пользователь Человек любого возраста Единое или массовое производство Единое производство Требование к изделию Должно соответствовать формам хозяина Метод ... следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура. Следить за правильной установкой положения терморегулятора. По окончании работы выключать утюг. ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ ...
Появление метода творческих проектов в Российской школе исторически обусловлено. Этому способствовали достижения в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Русские ученые связывали методы обучения и в том числе проектный метод прежде всего с проблемой развития личности обучения жизни и труду. Педагог и психолог писал: «Знания, конечно, ценны, но еще ценнее умение, искусство, способности… Важно, чтобы человек сам мог учиться, чему нужно, а не то, чтобы он в школе приобретал, возможно, больше знаний».
Большой вклад в разработку проектного обучения внес , он говорил: «В народной школе ребенок должен, прежде всего, не обучаться теоретическим знаниям, а учиться жить». Многие принципы, на которых сегодня разрабатывается и основывается образовательная область «Технология», и непосредственно связанная с ней проектная деятельность были заложены . Он писал: «Школа должна быть местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни, а сделать это без проектов невозможно».
Большое внимание проектному методу обучения уделял один из создателей советской школы . Он писал: «Школа должна готовить учащихся к жизни. Подготовка к жизни, развитие самостоятельности должны осуществляться в процессе выполнения учащимися конкретных дел, то есть проектов».
В 1914 году группа ученых во главе с выдвинула идею внедрения «американских» творческих проектов в Российскую школу.
Великий педагог проектную деятельность воспитанников своей школы связывал с производительным трудом, который должен стать основным элементом воспитательной деятельности.
определил, что: «Проект – всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью», а также указал отличительные черты проектного метода:
- опора на детский интерес сегодняшнего дня
- связь с различными секторами хозяйственной жизни страны
- самостоятельность и творчество учащихся
- слияние теории и практики
В разработках , метод проектов трактуется, как комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
При внедрении метода проектов были допущены ошибки, а именно:
- сторонники метода проектов провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни и труда, а не одним из элементов общей системы методов обучения
- не были подготовлены пед. кадры, способные использовать метод проектов, как средство развития обучения и воспитания учащихся
Постановлением ЦК ВКП(б) от 01.01.2001 «О начальной » метод проектов был объявлен буржуазным и чуждым советской школе. В зарубежной педагогике проекты рассматривались как цель обучения, связанные с утилитарной задачей выполнения учебно-школьного задания в реальной жизненной обстановке. Проектный метод обучения находит широкое применение во многих школах западных стран.
Идея возрождения метода творческих проектов в России принадлежит . Большую помощь обучению учителей методу проектов оказал английский ученый Джеймс Питт, проведя курсы в различных городах России. Ведущие разработки в области проектов принадлежат доктору пед. наук, профессору, члену-корреспонденту РАО, заслуженному деятелю наук РФ. Он пишет: «Метод проектов – это обучение, в процессе которого учащиеся под руководством учителя создают изделия или услуги от идеи до ее воплощения, обладающие субъективной и объективной новизной». С 1993 года на выполнение творческих проектов учащимися в образовательной области «Технология» отведено во 2 — 4-ых классах – 14 часов в год, в 5 – 9-ых – 16 часов в год.
Основные компоненты проекта.
пять основных компонентов
1. Определение потребности и краткая формулировка задачи.
2. Набор первоначальных идей.
3. Проработка одной или нескольких идей.
4. Изготовление изделия.
5. Испытание и оценка изделия.
Пять перечисленных компонентов являются частью каждого проекта. Но по мере взросления учащихся некоторые из этих компонентов углубляются и вводятся новые. Не каждый проект включает в себя все компоненты (рис.1)
Рис. 1. Компоненты проекта
Необходимо выделить три важных момента
1. Пять основных компонентов проекта могут быть скомпонованы в разной последовательности.
2. Несмотря на то что моделирование не включено в состав «основных» компонентов проекта, оно играет важную роль в процессе дизайна. Прежде чем приступить к изготовлению изделия, школьники проверяют свои идеи именно при помощи моделирования, они стараются понять, каким образом эти идеи могут быть реализованы.
3. Время, отводимое на разные в рамках проекта, варьируется в зависимости от содержания проекта
Рис.2. Примерное распределение времени на различные виды деятельности во время выполнения проекта
Метод проектов в современном технологическом образовании
школьников.
Образовательная область «Технология» призвана обучать школьников самостоятельной практической деятельностью. Особое значение при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организационно — практической деятельностью по всей проектно-технологической цепочке — от идеи до реализации в модели, изделии, услуге, интегрировании знаний из различных областей, применяя их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности.
Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании школьников являются общепедагогические дидактические принципы.
Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функция использования метода проектов состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности и т. д.
Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.
Организация проектной деятельности способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.
Метод проектов позволяет решить проблему уровневой и профильной и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества, формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью знаний и умений, которая, возможно, будет способствовать его становлению как будущего специалиста.
2.2 Метод проектов в проектировании и изготовлении изделий.
Главной целью образовательной области «Технология» — подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики. Проектная деятельность по изготовлению изделий запланирована по каждому разделу программы.
Проекты рассматриваются сегодня не как итоговая самостоятельная работа учащегося, а как метод, позволяющий им приобрести и закрепить навыки в процессе проектирования изготовления изделий
Рассмотрим деятельность учеников в проектировании и изготовлении
изделий, обучающихся по методу проектов.
Процесс проектирования |
Учащиеся обучаются(учебные результаты) |
1 |
2 |
1. Исследование потребности и краткая формулировка задачи |
1.1.Определять потребности человека, которые можно удовлетворить, проектируя и производя изделия. 1.2.Кратко формулировать задачу |
2. Исследование и анализ возможности изготовления изделия, оценка требуемых знаний, умения и навыков |
2.1. Отбирать и использовать необходимую информацию для своего проекта 2.2. Определять свои возможности |
3. Составление перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие |
3.1.Уметь определять критерии, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие. |
4. Выработка ряда идей для поиска возможных решений |
4.1. Оценивать идеи на основе выбранных критериев |
5. Оценка идеи, выбор наиболее удачной для дальнейшей проработки |
5.1. Оценивать идею с учетом времени, оборудования, материалов, уровня знаний, умения и навыков, необходимых для реализации идеи. 5.2. Прорабатывать избранное предложение вплоть до создания изделия. |
6. Планирование изготовления изделия; изготовление изделия. |
6.1. Подробно записывать последовательность действий (составлять технологические карты) 6.2. Изготовлять детали. |
1 |
2 |
7. Экономическая оценка произведенного изделия. |
7.1. Определять затраты на изготовление (без учета стоимости трудовых затрат) |
8. Испытание изделия. |
8.1. Испытывать изделие на практике |
9. Оценка изделия в соответствии с разработанными критериями |
9.1. Оценивать качество изделия (включая его влияние на окружающую среду, общество, культуру, экономику и др.) |
10. Оценка своей деятельности в процессе проектирования и изготовления изделия. |
10.1. Оценивать качество своего проектирования, изготовления изделия. 10.2. Определять трудности, встретившиеся при проектировании и изготовлении изделия. 10.3. Рекламировать свое изделие. |
Новизна использования методов проекта в технологическом образовании, в проектировании и изготовлении изделий заключается в отказе от формального обучения школьников умением и навыком без определения цели и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества и переход к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения.
Виды проектов.
Критерии |
Проекты |
1. Количество учебных предметов охваченных проектов |
Внутрипредметные (монопредметные);
надпредметные (включая дисциплины, не входящие в школьную программу).
|
2. Время выполнения и объем работы над проектом. |
Мини-проекты;
|
3. Число участников проекта |
Один учащийся (индивидуальный проект) небольшая группа (групповой) весь класс (коллективный) |
Почти во всех делах самое трудное – начало.
Ж.-Ж. Руссо
Принципы выбора объектов проектной деятельности.
Учащиеся могут предложить множество проблем, которые требуют решения. Задача учителя – отобрать такие, позволят охватить возможно больший круг вопросов по программе «технология», учесть интересы учащихся их степень подготовленности.
Основные принципы учебного проектирования:
- выявление интересов детей;
- опора на ранее изученный материал;
- самостоятельность учащихся;
- творческая активность учащихся;
- практическая осуществимость проекта;
- связь с потребностями общества
Требования к проектам.
Организационно-педагогические
- логическое продолжение процесса овладения учебным материалом;
- комплексное отражение изучаемых вопросов и в течение учебного года;
- профорентационная направленность.
Психолого-физиологические
- соответствие уровня подготовки учащихся, их индивидуальным, возрастным, физиологическим возможностям;
- обеспечение санитарно-гигиенических и безопасных условий труда.
Технолого-экономические
- соответствие материально-техническим возможностям учебных мастерских;
- учет региональных, национальных, местных особенностей;
- использование рациональных технологий, экономичность, экологичность, соответствие требованиям дизайна.
Выбрав объекты проектной деятельности, учащиеся совместно с учителем анализируют и оценивают. Выбранный вариант является темой проекта.
Возможны другие варианты выбора проекта:
- учитель сам дает краткую формулировку задачи, это подходит на начальном периоде обучения – в
- ученики анализируют большое количество подобных изделий, а затем формулируют задачу;
- преподаватель выдает ученикам какой-либо материал (или отходы) и предлагает выдвинуть идею по использованию этого материала для изготовления изделия.
Упражнения на развитие навыков проектирования
Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал учащихся, необходимо сочетать его с упражнениями, которые помогут выработать умения и навыки проектирования и обработки материалов. Упражнения предлагает учитель. Их выполнение может занимать различное время, что зависит от содержания упражнения. Иногда дети делают упражнение до начала запуска проекта, чтобы заранее овладеть необходимыми знаниями и навыками, которые им потребуются. Однако наиболее удачной является практика включения упражнения в процесс выполнения проекта. В каждом упражнении указано, какой характер носит деятельность учащихся, какова цель упражнения, какие материалы и оборудование потребуется для его выполнения. Для удобства пользования в пособии (1) представлены эти упражнения с разбивкой по классам, т. е. учащиеся смогут пользоваться ими из своих учебников.
Перечень упражнений для владения школьниками разными компонентами проектной деятельности (обозначение производится согласно
А. Уточнение задач
А1. Как проводить интервью
А2. Определение потребности людей
А3. Краткая формулировка задачи
А4. Составление краткого перечня критериев
А5. Составление полного перечня критериев
А6. Исследовательские навыки
Б. Выработка идей.
Б1. «Нелогичные» связи
Б2. Атрибутивный анализ
В. Оценка изделий.
В1. Анализ пользователя
В2. Диаграмма «Паучок»
В3. Анализ изделий с помощью эскиза
В4. Полный анализ изделия
В5. Оценка результатов проекта
Г. Способы передачи идей.
Г1. Шрифты
Г2. Графики и диаграммы
Д. Техника изображения объектов в трехмерных проекциях
Д1. Трехмерные эскизы косоугольной проекции
Д2. Трехмерные эскизы в изометрической проекции
Д3. Трехмерные эскизы с использованием перспективы из одной точки
Д4. Трехмерные эскизы с использованием перспективы из двух точек
Е. Эстетика.
Е1. Стиль
Е2. Цвет
Е3. Оценка изделий: фиксация ощущений
Е4. Гармония и масштаб
Обобщение опыта работы с применением метода проектов.
В 1999 году состоялась встреча преподавателей области с одним из
ведущих разработчиков метода проектов доктором пед. наук, профессором, членом-корреспондентом РАО, заслуженным деятелем наук РФ автором учебника «Технология» по теме: «Основы проектирования». С этого момента у меня появилось желание освоить метод проектов и использовать его в преподавании предмета технология. На сегодняшний день все учащиеся с 5-9 классы (мальчики) выполняют по два проекта за учебный год, а именно – один четвертной (индивидуальный), второй — мини проект. Каждый ученик самостоятельно выбирает тему проекта, и после собеседования со мной, приступает к ее разработке.
Как показал опыт труднее всего работать над проектом учащимся пятых классов, поэтому на первом этапе мы с ними выполняем творческое задание, я предлагаю тему задания, они разрабатывают ее, изготовляют изделие и выполняют техническое описание проекта ().
На первом этапе освоения проектного метод обучения было много трудностей, как для меня, так и для учащихся, а именно:
- отсутствие методической литературы, учебников;
- недостаточность необходимого материала;
- отсутствие наглядных пособий.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/tvorcheskiy-proekt-po-tehnologii/
Все это требовало дополнительных затрат времени и средств.
На сегодняшний день имеется в достаточном количестве методической литературы, по этапам проектирования, разработаны и изготовлены таблицы, схемы и другие наглядные пособия.
Изменилось отношение учащихся к проектам. Они еще до начала учебного года определяют темы будущих проектов, ищут необходимую информацию, прорабатывают варианты, и практически готовы к выполнению проекта. Это говорит о том, что благодаря методу проектов, повысился интерес обучающихся к предмету «Технология», а главное заинтересованность в результатах своего труда, значимости труда, когда он может с гордостью сказать, что я сам придумал и я сделал.
С применением метод проектов коренным образом изменились взаимодействия учителя и ученика, где учащиеся стали главным звеном в образовательном процессе.
Посмотрите сами:
Использование метода проектов
Ученик определяет цель — учитель помогает ему в этом
деятельности
ученик открывает новые —