Отраженное и формируемое общественное мнение;
Элементы контроля и саморегулирования
Человеческие компоненты:
Издатель
Журналист
Аудитория
Необходимо помнить, что за всеми элементами системы журналистики всегда стоит человек, который является связующим звеном любой социальной системы.
Установление контакта с аудиторией и поддержание этого взаимодействия является важной функцией СМИ. «Взаимодействие СМИ с аудиторией обычно связывают с действенностью и эффективностью журналистики»9. При таком раскладе результативность журналистского творчества – одна из главных проблем. Ведь только осознав свое воздействие на аудиторию, можно целенаправленно планировать свою деятельность. Е.П.Прохоров выделяет две категории в понятии «результативность»10:
1) воздействие информации на массовую аудиторию – эффективность;
2) действенность – результативность контактов с социальными институтами.
Аудитория является носителем массового сознания. Массовое сознание не имеет четкой структуры, ярких черт, чем резко отличается от группового сознания. Именно коммуникация порождает массовое сознание, а в его недрах появляется общественное мнение.
Общественное мнение – «отношение аудитории (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности социальных институтов, различных групп, организаций, отдельных личностей, в том числе к характеру информации и к самим СМИ»11.
3. Структура журналистики
Структура – это внутренняя форма системы, представляющая собой способ взаимосвязи, взаимодействия образующих ее компонентов. Структура связывает компоненты, придает им общность, целостность.
Для сохранения целостной системы журналистики важны такие свойства структуры как относительная самостоятельность в отношении других социальных систем, а также устойчивость. Попытки описать структуру коммуникации предпринимались еще в древности. Так, Аристотель в своем произведении «Риторика» описывал структуру публичной речи. Он выделил в ней три основных элемента: оратора, предмет речи и лицо, к которому речь направлена. В наше время большой вклад в развитие представлений о структуре коммуникативных систем внесли теория информации и кибернетика. К.Шеннон, специалист в области теории информации, предложил выделять 5 компонентов системы коммуникации. Это – источник, передатчик, сигнал, приемник, адресат. В качестве дополнительного фактора, влияющего на качество передаваемой информации, он указал шум (помехи).
Влияние СМИ на формирование общественного мнения
... (7%). * Петрова А.С. “Радиостанции: рейтинг доверия”, www.fom.ru/reports/frames/short/of003006.html А информация “Нашего радио” имеет равную долю предпочтений во всех социально-демографических ... СМИ и жизнь: возможность,поиск,ответственность”, М: Политиздат, 1987, с.7 по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на ...
Кибернетика внесла некоторые поправки в эту теорию. Поскольку Шеннон не учел принцип обратной связи, его модель оказалась односторонней.
На структуру журналистики можно посмотреть и по другим углом – не только с точки зрения структуры коммуникации, но и с точки зрения типологии. В этом плане различные средства информации в совокупности составляют целостную систему журналистики. «В структурном плане ее представляют три группы средств информации»:
- Печатная пресса – газеты, журналы, еженедельники, дайджесты, бюллетени, повременные календари;
- Аудиовизуальные СМИ – радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание. Промежуточную группу образует телетекст;
- Информационные службы – телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.
При характеристике структуры всегда возникает вопрос, к какой из групп отнести Интернет. В современной практике невозможно игнорировать ни электронные версии бумажных изданий, ни автономные сетевые газеты и журналы, ни банки данных. Часть специалистов считает, что кибержурналистику нужно причислить к системе СМИ. Другие выступают категорически против. Поэтому пока что Интернет занимает двойственное положение, хотя и нельзя упустить из виду то обстоятельство, что электронная пресса распространяется все шире и становится все более популярной.
4. Журналист – социальный и должностной статус
Согласно многим исследованиям, журналист – профессия, предполагающая большую психическую и физическую нагрузку. Велика и прямая угроза жизни сотрудников СМИ, особенно в так называемых «горячих точках». Труд журналиста заслуживает социального признания, а также защиты со стороны общества. В действительности же, журналисты не имеют тех привилегий и льгот, которые предоставляют другие опасные профессии своим сотрудникам.
В Законе РФ «О средствах массовой информации» под журналистом понимается лицо, «занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию»12.
Среди требований, предъявляемых журналисту, на первом месте находятся идейно-нравственные качества. Это не случайно. Журналистика – это общественное дело, поэтому журналист должен понимать всю ответственность возлагаемой на него задачи. Конечно, как и всякий человек журналист может иметь свое собственное мнение по всем вопросам, однако оно никак не должно влиять на объективность и истинность получаемой им информации. Журналист не имеет права подтасовывать факты, заниматься пропагандой и т.д.
Среди прочих качеств журналиста упоминаются – широкий кругозор, гибкий ум, восприимчивость к новому знанию, а также грамотность.
Этические качества журналиста составляют отдельную тему и объединены в кодекс профессиональной этики. Кодекс профессиональной этики российского журналиста был одобрен Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года и позднее утвержден на Четвертом съезде Союза журналистов России. Основные положения Кодекса сводятся к следующим постулатам:
Функции журналистики
... функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путём всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов ... стоит перед журналистом и какую информационную функцию в том или ином случае выполняет орган массовой информации. В качестве примера продемонстрируем это положение на деятельности телевизионных ...
- Журналист обязан распространять и комментировать только достоверную информацию, в которой он убежден и источник которой ему хорошо известен. Избегать нанесения ущерба кому бы то ни было ее неполнотой или неточностью, намеренным сокрытием общественно значимой информации или распространением заведомо ложных сведений;
- Четко проводить в своих сообщениях различие между фактами и тем, что составляет мнения, версии или предположения. В то же время в своей профессиональной деятельности он не обязан быть нейтральным;
- Тяжкими профессиональными преступлениями для журналиста являются: злонамеренное искажение фактов, клевета, получение при любых обстоятельствах платы за распространение ложной или сокрытие истинной информации;
- Сохранять профессиональную тайну в отношении источника информации, полученной конфиденциальным путем;
- Уважать просьбу интервьюируемых лиц не разглашать официально их высказывания;
- Профессиональная деятельность журналиста прекращается в том момент, когда он берет в руки оружие;
- Недостойно использовать репутацию, авторитет, а также профессиональные права и возможности журналиста для распространения информации рекламного или коммерческого характера;
- Журналист уважает и заставляет уважать авторские права, вытекающие из любой творческой деятельности.
Однако этот Кодекс не стал пока обязательным документом для исполнения.
Функции журналистики
Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – в самом общем определении означает деятельность, обязанность, назначение. Функция системы – это результат функционирования ее компонентов. Функции системы выступают как способы проявления активности, жизнедеятельности системы и ее компонентов, а также как взаимосвязь, определяющая порядок включения компонентов в целое.
Основные группы функций системы журналистики.
1. Информационно-коммуникативная функция.
Информационно-коммуникативная функция – основная, «природная» функция журналистики. Состоит из двух взаимосвязанных компонентов – информации и коммуникации. Информация в журналистике понимается как «совокупность неких сведений, заключенных в тексте; или как вся совокупность новых сведений (о предметах, явлениях, отношениях), снимающих, уменьшающих неопределенность в уже воспринятых и частично познанных предметах и явлениях»13.
Суть этой функции заключается в том, что коммуникатор получает информацию из окружающей действительности, вкладывает ее в текст, и затем передает с помощью технических каналов для последующего распространения в виде массовой информации для аудитории. Иногда это сопровождается обратной связью, но в силу однонаправленности технических каналов, аудитория не может напрямую общаться с коммуникатором. Информационно-коммуникативная функция является самым главным свойством журналистики, обеспечивающим ее жизнедеятельность.
2. Функции, происходящие от социально-политической организации общества
Развитие спортивной журналистики в системе СМИ России на примере канала
... Корпус журналистов, специализирующихся на спортивной журналистике растет. Как правило, за спортивное направление в редакциях отвечают ... Спортивные клубы стремятся закрывать все источники, ссылаясь на засекреченность информации, даже когда в этом нет необходимости. Возникают также и противоречия интересов ... этого акта аккредитация применяется для регулирования работы журналистов в рамках какого-либо ...
Социально-политическая организация общества задает журналистике следующий ряд функций:
Функция социальной адаптации – «способствует приспособлению членов аудитории к условиям жизни в конкретной окружающей среде, социализации – усвоению социально-культурного опыта, навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых из поколения к поколению – в данном конкретном обществе, в системе его общественных отношений»14.
Интегрирующая функция – направлена на сохранение целостности общества и государства в рамках единого информационного пространства. Она также нацелена на достижение в обществе духовного единства и согласия. Эта функция проявляется в процессе диалога в средствах массовой коммуникации по проблемным вопросам.
Регулирующая функция – осуществляется путем информирования аудитории о законах и нормах, определяющих характер и деятельность государственной и общественной системы, о текущей политике и деятельности властных структур в актуальных сферах жизнедеятельности населения. При помощи этой функции в общественном сознании формируется образ законопослушного гражданина.
Организаторская функция – нацелена на достижение определенных перемен в социальной практике, в поведении социальных институтов, социальных групп, общностей людей и отдельных индивидов.
3. Функции от фактора общественных интересов
Общественные интересы придают журналистике, прежде всего, идеологические функции, и также формируют ряд иных функций:
- Итак, идеологические функции журналистики «способствуют формированию представлений, пониманий, приоритетов, оценок людей в отношении различных явлений социальной жизни: политических, экономических, правовых, этических, моральных, эстетических, философских, религиозных/атеистических;
- а также определенных личностных, групповых интересов в различных сферах жизнедеятельности»15.
Идеологическая функция журналистики проявляется в том, что журналы, газеты, радио и телевидение участвуют в формировании мировоззренческих ориентиров, в том числе и житейского (обыденного) мировоззрения.
Таким образом, «сущность идеологических функций журналистики состоит в том, чтобы постоянно способствовать росту и развитию сознательности масс путем всесторонней ориентации в действительности, выражающейся в формировании всех компонентов массового сознания при акцентированном внимании к задачам по развитию и активизации общественного мнения»16.
К идеологическим функциям журналистики относят пропаганду и агитацию.
Пропаганда – это распространение политических, экономических, философских, религиозных и иных идей и знаний, а также нравственных, этических и эстетических ценностей с целью формирования в общественном сознании определенного мировоззрения, которое включает в себя систему принципов, идеалов, убеждений. Пропаганда – это коммуникационный процесс, использующий особые приемы и методы. Изначально этот термин появился в католицизме и обозначал «распространение вероучения», однако позднее приобрел скорее политическое значение.
Агитация – воздействие на аудиторию путем демонстрации примера для подражания, а также с помощью призыва с целью убедить в чем-то или склонить к чему-либо. В отличие от пропаганды агитация более конкретна, оперативна и настойчива. Она побуждает к практическому действию, в то время как пропаганда склонна скорее к теоретизированию и обобщениям.
Журналистика как социальный институт
... журналистики как социального института: его функций, факторов и составляющих элементов. Цель работы - проанализировать журналистику с точки зрения ее влияния на общественную жизнь современного общества. 1. Предпосылки зарождения журналистики Как и всякий общественный институт, журналистика ... существа к другому (обмен знаниями, состояниями, целями, интересами и т.д.). Цель общения - то, ради чего ...
Кроме идеологических функций в сфере общественных интересов существуют еще дифференцирующая и контрольная функции.
Дифференцирующая функция – противопоставляет политико-идеологическому монизму множество различных интересов социальных групп и интересов. При помощи этой функции в обществе формируется терпимое отношение к существованию различных идей, взглядов, интересов и др.
СМИ отражают в своей деятельности различные и порой противостоящие друг другу идеи, взгляды, программы союзов, партий и организаций. Таким образом выражается существующая в обществе сегментация, что однако должно служить поиском общественного диалога, а не причиной конфликта.
Контрольная функция «частично делегируется журналистике социальными институтами гражданского общества для наблюдения за выполнением/невыполнением принятых законов, установлений, обязательств, правил, традиций со стороны, прежде всего, государственных, властных образований»17.
В России в силу неразвитости институтов гражданского общества эта функция недостаточно развита и активизирована. Контрольная функция должна распространяться не только на правительство, но и на все остальные общественные институты, обладающие большой властью.
4. Функции культурно-образовательного фактора
Культуроформирующие функции направлены на распространение в обществе высоких культурных ценностей, воспитание аудитории на образцах общемировой культуры, а также на формирование творческой личности. Журналистика, благодаря широкому развитию системы информационных носителей и каналов распространения информации, делает культуру доступной для самых широких слоев населения. Цель этой функции журналистики – «обогатить внутренний мир человека, как самоценной личности»18. Также эта функция имеет воспитательную подфункцию – ведь посредством воспитания с помощью массовой коммуникации формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию. В то же время у культуроформирующей функции есть и обратная сторона. Она заключается в том, что радио, телевидение и так называемая «желтая пресса» создают и вносят в массы «антикультуру» — то есть массовую культуру. Массовая культура является порождением массовой коммуникации, воплощая собой нравственную неразборчивость. Часто массовая культура пропагандирует повышенный интерес к сексу, насилию и жестокости.