Развитие спортивной журналистики в системе СМИ России на примере канала

В историю журналистики и спорта вошли имена В. Синявского, Н. Озерова, В. Маслаченко — великолепных мастеров радио и телерепортажей. Каждый из названных журналистов привносил в репортаж черты своей личности, темперамента, манеру поведения у микрофона. Это еще раз подчеркивает значение роли автора в создании репортажа.«Когда-то сам факт репортажа и то, что комментатор поспевал за игрой, вполне устраивало слушателей, — писал В. Синявский. — Но время это прошло давно. Теперь все репортеры поспевают за игрой, знают игроков, бойко пересказывают игровые ситуации, но теперь не так просто заставить себя слушать. Дело даже не в том, что радиослушатели… выросли в своем понимании спорта, в требовании к репортажу. Личность! Вот кого они ждут. Человека, мыслящего вслух самобытно, оригинально, человека, который одарил бы их новизной трактовок, свежестью красок, достоверностью информации. Наконец, чтобы он, комментатор, был не только актером, но и режиссером, журналистом, профессионально знал то, о чем говорит». Эти слова были сказаны о радиорепортаже, но относятся они в равной мере и к ТВ, так как интерес к матчу будет определяться, в большей степени, личностью комментатора.

Таким образом, можно говорить о том, что спортивная тележурналистика в СССР прошла значительный путь развития от пропаганды к журналистскому творчеству, положив начала современной русской тележурналистике.Современное спортивное вещание в России Профессиональный долг спортивных журналистов сегодня — информировать общество о событиях в мире спорта, предоставлять их в режиме «онлайн», отражать спорные моменты. Корпус журналистов, специализирующихся на спортивной журналистике растет. Как правило, за спортивное направление в редакциях отвечают постоянные авторы, которые имеют личные связи в различных областях, а также представление о виде спорта. Каждый нарабатывает «клиентскую базу» — постоянные источники информации. Как правило, в журналистику идут спортсмены, окончившие карьеру. Примером может стать Илья Трифонов, который занимался профессионально биатлоном. Постепенно спектр освещаемых игр расширяется, происходит вхождение в дискурс игры, повышаются знания. Специальный спортивный журналист всегда профи в своем деле и стремится передать свои знания зрителю.В организации спортивного вещания журналист сталкивается с теми же проблемами, что и другие специальные репортеры. В ситуациях, когда мы имеем дело со спортивными скандалами, достаточно сложно получить официальную информацию.

3 стр., 1353 слов

Художественная гимнастика: спорт или искусство

... и развития художественной гимнастики. Говоря о художественной гимнастике, очень сложно не коснуться истории этого вида спорта. Ведь именно через знание истории приходит ... страну на различных соревнованиях по художественной гимнастике. Гимнастика или танец? Художественная гимнастика является относительно молодым видом спорта. Истоки художественной гимнастики достаточно разнообразны: гимнастические – ...

Приходится обращаться в государственные инстанции и получать ответ, который отличается выгодой для инстанции, но, зачастую, далекий от правды. Особенность работы с органами управления заключается в том, что между средствами массовой информации и руководителями федерального, регионального и местного уровней есть посредники — пресс-секретари и пресс-службы, которые для журналистов, безусловно, являются важным видом источников информации. Они организуют брифинги, пресс- конференции и встречи с руководством для интервью, отвечают на запросы, проводят аккредитацию корреспондентов, приглашают их на закрытые мероприятия, готовят информацию в виде пресс-релизов, справок, отчетов.Получаемая таким образом информация часто бывает односторонней, поскольку задачи пресс-служб, как выше отмечалось, не совпадают с обязанностями прессы: в первом случае — сделать положительным образ руководства в общественном мнении, во втором — сообщить аудитории о реальных фактах. А в полной мере удовлетворить это в репортаже не может. Скажем, о допинговом скандале информации напрямую практически не добиться. Инстанции считают, что достаточно той информации, которая дается. А журналисту, чтобы представить информацию более полно, приходится обращаться к сторонним источникам, а также отражать собственную точку зрения на события.» На первый взгляд, это заявление бывшего главы антидопинговой лаборатории напоминает нечто среднее между явкой с повинной и детективным романом.

При более глубоком анализе возникают сомнения в адекватности автора обвинений, изложенных в New York Times.В интервью уволенный чиновник, к примеру, рассказал, что лично готовил допинговые коктейли для звезд российской олимпийской сборной, причем на основе алкоголя, мужчинам — с виски, женщинам — с мартини. Если серьезно, то поверить в то, что накануне изматывающего олимпийского старта лыжник-профессионал расслабляется крепким алкоголем, может лишь человек, наделенный недюжинной фантазией».Так Илья Трифонов охарактеризовал скандал, который поднялся округ Олимпиады в Сочи. Информация о допинге в иностранных СМИ — новый этап информационной войны. И спортивному журналисту приходится обрабатывать поступающую информацию.Основной источник информации — представители спорта. Состояние взаимоотношений тренерского состава с прессой довольно часто характеризуется несовпадением стремлений той и другой стороны. В частности, военное командование предлагает, как ему кажется, наиболее удобные формы сотрудничества с прессой, а они по тем или иным причинам не устраивают средства массовой информации. Прессе хотелось бы видеть в лице тренера, прежде всего, доступный, надежный, достоверный источник информации, в частности по темам, волнующим широкие слои общественности.Тренеры редко идут на интервью.

Мотив отказа, как правило, один: «мало ли что напишут или неправильно переведут». Редко высказываются нелицеприятно и откровенно, придерживаются политики «воздержания».Если говорить о мотивах неготовности идти на взаимодействие со средствами массовой информации, то выглядеть они будут следующим образом:а)он сам себя не увидит и не услышит, его не увидит и не услышит начальство, а тогда зачем ему это все, тем более что его не увидит и не услышит начальство, а тогда зачем ему все это, тем более, чтоб)мало ли что напишут и переведут, доложат потом, что на Западе обсуждают заявление такого-то о том-то, а он этого не говорил и его не так понял, да не отмоешься все равно в)в свете всего этого никаких дивидендов — ни моральных, ни служебных — не получает, который вдруг по недомыслию помог вам это интервью организовать, и уж будьте уверены, больше он такой ошибки не совершит.Все это, естественно, не облегчает работу. Но, если не идет на контакт тренер, то приходится говорить с самими спортсменами:» Алексей Легков, лыжник, чемпиона Олимпиады: «У меня перед Олимпийскими играми была масса побед, практически выиграл все турниры. Соответственно, я всегда был под контролем. И все допинг-пробы я проходил в Швейцарии, в Италии, в Германии, где находился на сборах.

20 стр., 9777 слов

По основам творческой деятельности журналиста «Жанр интервью ...

... журналист за всю свою жизнь может побывать во всех шкурах, о ком только ему не приходится писать! Сравнивая прессу наших дней и прессу тридцати-сорокалетней давности, замечаешь, что интервью ... сказать, что нынешнее общество зависит от информации. Если на минуту представить современного человека ... с языковыми особенностями газеты. Например, в своей работе “Производство и оформление газеты” и говорят ...

И это все допинг-пробы на протяжении последних трех лет. Поэтому они у меня все есть и все хранятся». Лыжник, бобслеист, саночник, игроки женской хоккейной сборной. Родченков, по его словам, был готов менять их допинг-пробы в любое время суток. Доказательств таких подмен ноль. В их существовании усомнилось даже руководство Всемирного антидопингового агентства (WADA), не замеченное в особых симпатиях к российскому спорту».Третий источник — пресс-службы спортивных клубов, а их огромное количество. Спортивные клубы стремятся закрывать все источники, ссылаясь на засекреченность информации, даже когда в этом нет необходимости. Возникают также и противоречия интересов руководства СМИ и пресс-центров, которые обуславливают немалые трудности общения журналистов с посредниками в лице сотрудников пресс-служб. Согласно статье 48 Закона РФ «О средствах массовой информации» суть аккредитации заключается в том, чтобы после ее получения «аккредитовавшие журналистов органы обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными, документами, создавать благоприятные условия для производства записи». В силу этого акта аккредитация применяется для регулирования работы журналистов в рамках какого-либо государственного органа, общественного объединения, учреждения, организации, предприятия.

Чтобы получить аккредитацию, необходимо написать письменную заявку: перечень вопросов к интервью, тем сюжетов, объектов съемок; предполагаемые сроки командировки и список корреспондентов.Вообще, что такое правило аккредитации знают немногие, потому, что есть понятие аккредитации, закрепленное в Законе РФ «О средствах массовой информации», но любой орган устанавливает собственные правила аккредитации. Конечно, спортивные специальные журналисты не испытывают больших проблем с аккредитацией по сравнению с коллегами, но даже для них существует препятствия в освещении материала — без разрешения на освещение игр не получить.Об этом недвусмысленно высказался Дмитрий Губерниев: » Очень не люблю писать стендапы с аккредитацией на шее, поэтому, в отличие от многих коллег, всегда ее снимаю. Но в формуле за это могут отругать — мол, что ты здесь, то пропуск должен быть на видном месте, даже во время съёмки. Но если хочешь выйти на питлейн, то ты обязан ещё манишку надеть, и в кадре ты, разумеется, обязан быть в ней. Вот это отстой))»Важным видом источников информации для отечественных журналистов, являются западные СМИ. «Запреты российских чиновников их не касаются, а перепечатывать западные статьи или доклады в российской прессе пока не запрещено.

2 стр., 872 слов

Определение понятия «учебная литература»

... логичен, терминология едина. Учебное пособие Учебное пособие так же представляет собой один из видов учебной литературы. Учебное пособие является дополнением к учебнику. Учебное пособие в отличии от ... тезисов. Данный вид учебной литературы помогает осуществлять контроль за качеством усвоения информации по дисциплине. Учебная программа дисциплины Под «учебной программой дисциплины» понимают ...

В результате освещение спортивных вопросов в условиях секретности продолжится, но будет основываться преимущественно на западных источниках.Если учесть, что именно западные комментарии, как правило, в наибольшей степени раздражают аудиторию, то вывод очевиден — в условиях тотальной секретности темы из российских СМИ не исчезнут, но подаваться будут преподноситься такими, как их видят сами журналисты. Даже если пресс-служба отмалчивается, информация приходит на российское информационное поле через западные СМИ и брифинги.Глава 2. Анализ спортивного вещания на примере Матч-ТВ2.1. Вещательная сетка телеканалаЦелью анализа стала наполняемость сетки программы передач «Матч ТВ». Специфика анализа заключалась в том, что проводилось контент-исследования телеканала за 7 дней, а затем, на основании качественного просмотра и количественного анализа информации делался вывод о специфике информации на телеканале. Контент-анализ осуществлялся вручную, для этого была просмотрена программа передач, а также основные программы, которые транслируются по матч-ТВ. На основании этого просмотра была составлена таблица, отражающая качественные и количественные показатели передач.Название передачиТип программыКоличество раз в неделюНовости информационная28Горные лыжи трансляция4Ты можешь большеТок-шоу7Живи сейчасТок-шоу7Все на матч Ток-шоу 17Биатлон Трансляция 7Смешанные единоборства трансляция3Футбол.

лига ЕвропыТрансляция 4Все на футбол Ток-шоу2Профессиональный боксТрансляция 5Реальный бокс Ток-шоу1Анатомия спорта Ток-шоу3Вне ринга Документальный фильм1 HYPERLINK «https://tv.yandex.ru/213/program/1841634?eventId=78198400» Мохаммед и Ларри. История одного бояДокументальный фильм 1Цена золота Документальный фильм 2Перечеркнутый рекордДокументальный фильм1Волейбол трансляция1 Гандбол трансляция2 HYPERLINK «https://tv.yandex.ru/213/program/1821267?eventId=78198449» «Культ тура» с Юрием ДудемТок-шоу1Биатлон с Дмитрием Губерниевым Ток-шоу2Гонка для своих Документальный фильм 1Баскетбол трансляция2 Легенда о фехтовальщикеДокументальный фильм 1 HYPERLINK «https://tv.yandex.ru/213/program/1872991?eventId=78198499» «Безумный спорт» с Александром ПушнымРазвлекательнаяч программа 2Лыжный спорт Трансляция 3Сноуборд трансляция1На основании приведенной информации становится очевидно, что преобладающими являются такие направления, как новости спорта, документальные фильмы и трансляции определенного вида спорта. При этом, фиксации, как таковой, на определенном виде спорта нет. В программе передач соблюдается лишь временной диапазон, сами же транслируемые виды спорта напрямую зависят от того, какое соревнование идет в этот день.

Вообще, если говорить о специфике подачи информации, то она организуется блоково. К примеру, если в настоящий момент идет трансляция футбола, то все передачи будут посвящены этой игре. Естественно, что документальные фильмы не привязаны к трансляциям, однако и они реализованы в русле общей спортивной тематики. Процентное соотношение может быть представлено следующим образом.На основании проведенного контент-анализа можно отметить, что программа рассчитана, в основном, на мужское население, среднего возраста, среднего уровня достатка. По программной сетке достаточно сложно сделать вывод о географической специфике вещания, так как это канал общероссийский, а потому поправка на время зачастую делается именно в регионе. Тем не менее, трансляции его зависят не от ставки на выгодное эфирное время (если это касается спорта, а не ток-шоу), а от времени прохождения игр. 2.2. Подача материала в эфире телеканалаВыделим некоторые, наиболее важные признаки, характеристики и тенденции современного спортивного специального репортажа.Демонополизация вещания, появление коммерческих каналов и радиостанций, создавших конкурентную ситуацию. В частности, стали появляться собственные СМИ спортивных клубов, СМИ, посвященные только спорту.

5 стр., 2347 слов

Волейбол — Мой любимый вид спорта

... каждой игры я чувствую себя сильнее. Ведь спорт — залог здоровья. Роль спорта в нашей жизни Топик (сочинение) по английскому языку на тему «Спорт (общее) / Sport» «Спорт (общее) / Sport» Sport plays a ... наши лучшие спортсмены. Сочинение на тему: «Волейбол — Мой любимый вид спорта» Сочинение на тему: «Волейбол — Мой любимый вид спорта» Я всегда любил всевозможные игры с мячом. В школе нас обучали ...

Структурная перестройка СМИ, ориентированная на новые контактные отношения с аудиторией. Теперь это субъект-субъектные отношения и никак иначе. Значительное увеличение информационного вещания и появление специальных репортажей нового типа. Если раньше репортажи из мира спорта включались в общие новостные передачи, то в настоящее время они выходят отдельными блоками на специально отведенных каналах. Усиление аналитического начала журналистики.Увеличение объема программ, выходящих в прямом эфире.Значительное уменьшение программ журнального типа и увеличение авторских программ.Уменьшение монологических жанров, диалогизация эфира.Расширение различных форм интерактивного вещания.Усиление роли ведущего как композиционного центра различных программ.Появление программ нового типа.Изменение тональности общения с аудиторией.Изменение аудитории, ее расслоение по ценностным ориентирам, ожиданиям, предпочтениям.Появление вещания в Интернете в условиях реального времени.Модификация жанров, появление их новых разновидностей.Изменение внутренних взаимосвязей в системе жанров, обусловленных целым комплексом причин, в первую очередь под влиянием изменения функций вещания и тех условий социальной жизни, вызванных кардинальными переменами, происходящими в России.Рост значения местного вещания, изменение отношений между центральными и местными радиостанциями.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/sportivnaya-jurnalistika-4/

1. Бобков, А. К. Основы творческой деятельности журналиста : учебное пособие. – Иркутск : Иркут. ун-т, 2005. – 96 с.

2. Богомолова, Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации : учебно-методическое пособие. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 191 с.

3. Борщева, Н. Н. Трансформация жанра «специальный репортаж» в современной прессе // Вестник Чел. гос. ун-та. – 2015. – №5. – С. 202-207.

4. Брайант, Д. Основы воздействия СМИ : учебное пособие. – М. : Вильямс, 2004. – 432 с.

5. Васильева, Л. А. Делаем новости! : учебное пособие. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 190 с.

6. Волков А. И. Опасная профессия : Нравы моего времени в журналистике и обществе : учебное пособие. – СПб. : Геликон Плюс, 2010. – 256 с.

7. Гессен, М. По жизни. Пособие по социальной журналистике : учебное пособие. – М., 2002. – 128 с.

6 стр., 2606 слов

Учебное издание: характеристика и подготовка рукописи

... соответствуют ГОСТ 7.60-90. Учебное издание – Учебник. Учебное издание, содержащее систематизированное изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие., Учебная программа. Пособие. Издание, предназначенное в помощь практической ...

8. Гиляровский, В. А. Собр. соч. – М. : Полиграфресурсы,1999. – 480 с.

9. Григорян, М. Пособие по журналистике : учебное пособие. – М.: Права человека, 2007. – 192 с.

10. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра : учебное пособие. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 288 с.

11. Гуревич, С. М. Репортаж в газете : методическое пособие. – М. : Изд-во МГУ, 1963. – 33 с.

12. Ермилов А. Живой репортаж : Профессиональные советы тележурналисту : учебное пособие. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 112 с.

13. Жанры журналистики : сборник статей / сост. и ред. Л. Г. Юдкевич. – К. : Изд-во Каз. ун-та, 1972. – 150 с.

14. Зыков, В. Специальный репортаж — это телевидение, приближенное к кино // ФАКС : Журнал уральских журналистов. – 1999. – №3-4. – С. 42-44.

15. Каск, А. Н. Русская журнальная иллюстрация XIX века : методика систематизации // Вестник Моск. ун-та. – 2014. − №4. – С. 22-40.

16. Кашинская, Л. В. Эксперимент как