Развитие спортивной журналистики в системе СМИ России на примере канала

Курсовая работа

В историю журналистики и спорта вошли имена В. Синявского, Н. Озерова, В. Маслаченко — великолепных мастеров радио и телерепортажей. Каждый из названных журналистов привносил в репортаж черты своей личности, темперамента, манеру поведения у микрофона. Это еще раз подчеркивает значение роли автора в создании репортажа.«Когда-то сам факт репортажа и то, что комментатор поспевал за игрой, вполне устраивало слушателей, — писал В. Синявский. — Но время это прошло давно. Теперь все репортеры поспевают за игрой, знают игроков, бойко пересказывают игровые ситуации, но теперь не так просто заставить себя слушать. Дело даже не в том, что радиослушатели… выросли в своем понимании спорта, в требовании к репортажу. Личность! Вот кого они ждут. Человека, мыслящего вслух самобытно, оригинально, человека, который одарил бы их новизной трактовок, свежестью красок, достоверностью информации. Наконец, чтобы он, комментатор, был не только актером, но и режиссером, журналистом, профессионально знал то, о чем говорит». Эти слова были сказаны о радиорепортаже, но относятся они в равной мере и к ТВ, так как интерес к матчу будет определяться, в большей степени, личностью комментатора.

Таким образом, можно говорить о том, что спортивная тележурналистика в СССР прошла значительный путь развития от пропаганды к журналистскому творчеству, положив начала современной русской тележурналистике.Современное спортивное вещание в России Профессиональный долг спортивных журналистов сегодня — информировать общество о событиях в мире спорта, предоставлять их в режиме «онлайн», отражать спорные моменты. Корпус журналистов, специализирующихся на спортивной журналистике растет. Как правило, за спортивное направление в редакциях отвечают постоянные авторы, которые имеют личные связи в различных областях, а также представление о виде спорта. Каждый нарабатывает «клиентскую базу» — постоянные источники информации. Как правило, в журналистику идут спортсмены, окончившие карьеру. Примером может стать Илья Трифонов, который занимался профессионально биатлоном. Постепенно спектр освещаемых игр расширяется, происходит вхождение в дискурс игры, повышаются знания. Специальный спортивный журналист всегда профи в своем деле и стремится передать свои знания зрителю.В организации спортивного вещания журналист сталкивается с теми же проблемами, что и другие специальные репортеры. В ситуациях, когда мы имеем дело со спортивными скандалами, достаточно сложно получить официальную информацию.

10 стр., 4887 слов

Репортаж: от теории к практике

... Основы творческой деятельности журналиста, СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000 В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Ученова пишет о композиции репортажа так: «Вначале дается ... наименований учреждений; Не растягивайте первый абзац. Рэндалл Д. Универсальный журналист, Первый абзац. М.,2000 Работа непосредственно над текстом - главная составляющая часть всего творческого ...

Приходится обращаться в государственные инстанции и получать ответ, который отличается выгодой для инстанции, но, зачастую, далекий от правды. Особенность работы с органами управления заключается в том, что между средствами массовой информации и руководителями федерального, регионального и местного уровней есть посредники — пресс-секретари и пресс-службы, которые для журналистов, безусловно, являются важным видом источников информации. Они организуют брифинги, пресс- конференции и встречи с руководством для интервью, отвечают на запросы, проводят аккредитацию корреспондентов, приглашают их на закрытые мероприятия, готовят информацию в виде пресс-релизов, справок, отчетов.Получаемая таким образом информация часто бывает односторонней, поскольку задачи пресс-служб, как выше отмечалось, не совпадают с обязанностями прессы: в первом случае — сделать положительным образ руководства в общественном мнении, во втором — сообщить аудитории о реальных фактах. А в полной мере удовлетворить это в репортаже не может. Скажем, о допинговом скандале информации напрямую практически не добиться. Инстанции считают, что достаточно той информации, которая дается. А журналисту, чтобы представить информацию более полно, приходится обращаться к сторонним источникам, а также отражать собственную точку зрения на события.» На первый взгляд, это заявление бывшего главы антидопинговой лаборатории напоминает нечто среднее между явкой с повинной и детективным романом.

При более глубоком анализе возникают сомнения в адекватности автора обвинений, изложенных в New York Times.В интервью уволенный чиновник, к примеру, рассказал, что лично готовил допинговые коктейли для звезд российской олимпийской сборной, причем на основе алкоголя, мужчинам — с виски, женщинам — с мартини. Если серьезно, то поверить в то, что накануне изматывающего олимпийского старта лыжник-профессионал расслабляется крепким алкоголем, может лишь человек, наделенный недюжинной фантазией».Так Илья Трифонов охарактеризовал скандал, который поднялся округ Олимпиады в Сочи. Информация о допинге в иностранных СМИ — новый этап информационной войны. И спортивному журналисту приходится обрабатывать поступающую информацию.Основной источник информации — представители спорта. Состояние взаимоотношений тренерского состава с прессой довольно часто характеризуется несовпадением стремлений той и другой стороны. В частности, военное командование предлагает, как ему кажется, наиболее удобные формы сотрудничества с прессой, а они по тем или иным причинам не устраивают средства массовой информации. Прессе хотелось бы видеть в лице тренера, прежде всего, доступный, надежный, достоверный источник информации, в частности по темам, волнующим широкие слои общественности.Тренеры редко идут на интервью.

Мотив отказа, как правило, один: «мало ли что напишут или неправильно переведут». Редко высказываются нелицеприятно и откровенно, придерживаются политики «воздержания».Если говорить о мотивах неготовности идти на взаимодействие со средствами массовой информации, то выглядеть они будут следующим образом:а)он сам себя не увидит и не услышит, его не увидит и не услышит начальство, а тогда зачем ему это все, тем более что его не увидит и не услышит начальство, а тогда зачем ему все это, тем более, чтоб)мало ли что напишут и переведут, доложат потом, что на Западе обсуждают заявление такого-то о том-то, а он этого не говорил и его не так понял, да не отмоешься все равно в)в свете всего этого никаких дивидендов — ни моральных, ни служебных — не получает, который вдруг по недомыслию помог вам это интервью организовать, и уж будьте уверены, больше он такой ошибки не совершит.Все это, естественно, не облегчает работу. Но, если не идет на контакт тренер, то приходится говорить с самими спортсменами:» Алексей Легков, лыжник, чемпиона Олимпиады: «У меня перед Олимпийскими играми была масса побед, практически выиграл все турниры. Соответственно, я всегда был под контролем. И все допинг-пробы я проходил в Швейцарии, в Италии, в Германии, где находился на сборах.

11 стр., 5032 слов

Жанр интервью в журнале ‘Русский репортер’

... Объект исследования - Материалы, содержащие в себе интервью. Цель данной работы: выявить значение жанра интервью в журнале «Русский репортер» Задачи: 1) изучить литературу по данной теме; ... акценты расставлены на разных сторонах журналистского интервью - интервью-методе (способе сбора информации), интервью-жанре (форме предъявления информации). Интервью журналиста с собеседником есть разговор двух ...

И это все допинг-пробы на протяжении последних трех лет. Поэтому они у меня все есть и все хранятся». Лыжник, бобслеист, саночник, игроки женской хоккейной сборной. Родченков, по его словам, был готов менять их допинг-пробы в любое время суток. Доказательств таких подмен ноль. В их существовании усомнилось даже руководство Всемирного антидопингового агентства (WADA), не замеченное в особых симпатиях к российскому спорту».Третий источник — пресс-службы спортивных клубов, а их огромное количество. Спортивные клубы стремятся закрывать все источники, ссылаясь на засекреченность информации, даже когда в этом нет необходимости. Возникают также и противоречия интересов руководства СМИ и пресс-центров, которые обуславливают немалые трудности общения журналистов с посредниками в лице сотрудников пресс-служб. Согласно статье 48 Закона РФ «О средствах массовой информации» суть аккредитации заключается в том, чтобы после ее получения «аккредитовавшие журналистов органы обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными, документами, создавать благоприятные условия для производства записи». В силу этого акта аккредитация применяется для регулирования работы журналистов в рамках какого-либо государственного органа, общественного объединения, учреждения, организации, предприятия.

Чтобы получить аккредитацию, необходимо написать письменную заявку: перечень вопросов к интервью, тем сюжетов, объектов съемок; предполагаемые сроки командировки и список корреспондентов.Вообще, что такое правило аккредитации знают немногие, потому, что есть понятие аккредитации, закрепленное в Законе РФ «О средствах массовой информации», но любой орган устанавливает собственные правила аккредитации. Конечно, спортивные специальные журналисты не испытывают больших проблем с аккредитацией по сравнению с коллегами, но даже для них существует препятствия в освещении материала — без разрешения на освещение игр не получить.Об этом недвусмысленно высказался Дмитрий Губерниев: » Очень не люблю писать стендапы с аккредитацией на шее, поэтому, в отличие от многих коллег, всегда ее снимаю. Но в формуле за это могут отругать — мол, что ты здесь, то пропуск должен быть на видном месте, даже во время съёмки. Но если хочешь выйти на питлейн, то ты обязан ещё манишку надеть, и в кадре ты, разумеется, обязан быть в ней. Вот это отстой))»Важным видом источников информации для отечественных журналистов, являются западные СМИ. «Запреты российских чиновников их не касаются, а перепечатывать западные статьи или доклады в российской прессе пока не запрещено.

2 стр., 872 слов

Определение понятия «учебная литература»

... логичен, терминология едина. Учебное пособие Учебное пособие так же представляет собой один из видов учебной литературы. Учебное пособие является дополнением к учебнику. Учебное пособие в отличии от ... тезисов. Данный вид учебной литературы помогает осуществлять контроль за качеством усвоения информации по дисциплине. Учебная программа дисциплины Под «учебной программой дисциплины» понимают ...

В результате освещение спортивных вопросов в условиях секретности продолжится, но будет основываться преимущественно на западных источниках.Если учесть, что именно западные комментарии, как правило, в наибольшей степени раздражают аудиторию, то вывод очевиден — в условиях тотальной секретности темы из российских СМИ не исчезнут, но подаваться будут преподноситься такими, как их видят сами журналисты. Даже если пресс-служба отмалчивается, информация приходит на российское информационное поле через западные СМИ и брифинги.Глава 2. Анализ спортивного вещания на примере Матч-ТВ2.1. Вещательная сетка телеканалаЦелью анализа стала наполняемость сетки программы передач «Матч ТВ». Специфика анализа заключалась в том, что проводилось контент-исследования телеканала за 7 дней, а затем, на основании качественного просмотра и количественного анализа информации делался вывод о специфике информации на телеканале. Контент-анализ осуществлялся вручную, для этого была просмотрена программа передач, а также основные программы, которые транслируются по матч-ТВ. На основании этого просмотра была составлена таблица, отражающая качественные и количественные показатели передач.Название передачиТип программыКоличество раз в неделюНовости информационная28Горные лыжи трансляция4Ты можешь большеТок-шоу7Живи сейчасТок-шоу7Все на матч Ток-шоу 17Биатлон Трансляция 7Смешанные единоборства трансляция3Футбол.

лига ЕвропыТрансляция 4Все на футбол Ток-шоу2Профессиональный боксТрансляция 5Реальный бокс Ток-шоу1Анатомия спорта Ток-шоу3Вне ринга Документальный фильм1 HYPERLINK «https://tv.yandex.ru/213/program/1841634?eventId=78198400» Мохаммед и Ларри. История одного бояДокументальный фильм 1Цена золота Документальный фильм 2Перечеркнутый рекордДокументальный фильм1Волейбол трансляция1 Гандбол трансляция2 HYPERLINK «https://tv.yandex.ru/213/program/1821267?eventId=78198449» «Культ тура» с Юрием ДудемТок-шоу1Биатлон с Дмитрием Губерниевым Ток-шоу2Гонка для своих Документальный фильм 1Баскетбол трансляция2 Легенда о фехтовальщикеДокументальный фильм 1 HYPERLINK «https://tv.yandex.ru/213/program/1872991?eventId=78198499» «Безумный спорт» с Александром ПушнымРазвлекательнаяч программа 2Лыжный спорт Трансляция 3Сноуборд трансляция1На основании приведенной информации становится очевидно, что преобладающими являются такие направления, как новости спорта, документальные фильмы и трансляции определенного вида спорта. При этом, фиксации, как таковой, на определенном виде спорта нет. В программе передач соблюдается лишь временной диапазон, сами же транслируемые виды спорта напрямую зависят от того, какое соревнование идет в этот день.

Вообще, если говорить о специфике подачи информации, то она организуется блоково. К примеру, если в настоящий момент идет трансляция футбола, то все передачи будут посвящены этой игре. Естественно, что документальные фильмы не привязаны к трансляциям, однако и они реализованы в русле общей спортивной тематики. Процентное соотношение может быть представлено следующим образом.На основании проведенного контент-анализа можно отметить, что программа рассчитана, в основном, на мужское население, среднего возраста, среднего уровня достатка. По программной сетке достаточно сложно сделать вывод о географической специфике вещания, так как это канал общероссийский, а потому поправка на время зачастую делается именно в регионе. Тем не менее, трансляции его зависят не от ставки на выгодное эфирное время (если это касается спорта, а не ток-шоу), а от времени прохождения игр. 2.2. Подача материала в эфире телеканалаВыделим некоторые, наиболее важные признаки, характеристики и тенденции современного спортивного специального репортажа.Демонополизация вещания, появление коммерческих каналов и радиостанций, создавших конкурентную ситуацию. В частности, стали появляться собственные СМИ спортивных клубов, СМИ, посвященные только спорту.

5 стр., 2347 слов

Волейбол — Мой любимый вид спорта

... каждой игры я чувствую себя сильнее. Ведь спорт — залог здоровья. Роль спорта в нашей жизни Топик (сочинение) по английскому языку на тему «Спорт (общее) / Sport» «Спорт (общее) / Sport» Sport plays a ... наши лучшие спортсмены. Сочинение на тему: «Волейбол — Мой любимый вид спорта» Сочинение на тему: «Волейбол — Мой любимый вид спорта» Я всегда любил всевозможные игры с мячом. В школе нас обучали ...

Структурная перестройка СМИ, ориентированная на новые контактные отношения с аудиторией. Теперь это субъект-субъектные отношения и никак иначе. Значительное увеличение информационного вещания и появление специальных репортажей нового типа. Если раньше репортажи из мира спорта включались в общие новостные передачи, то в настоящее время они выходят отдельными блоками на специально отведенных каналах. Усиление аналитического начала журналистики.Увеличение объема программ, выходящих в прямом эфире.Значительное уменьшение программ журнального типа и увеличение авторских программ.Уменьшение монологических жанров, диалогизация эфира.Расширение различных форм интерактивного вещания.Усиление роли ведущего как композиционного центра различных программ.Появление программ нового типа.Изменение тональности общения с аудиторией.Изменение аудитории, ее расслоение по ценностным ориентирам, ожиданиям, предпочтениям.Появление вещания в Интернете в условиях реального времени.Модификация жанров, появление их новых разновидностей.Изменение внутренних взаимосвязей в системе жанров, обусловленных целым комплексом причин, в первую очередь под влиянием изменения функций вещания и тех условий социальной жизни, вызванных кардинальными переменами, происходящими в России.Рост значения местного вещания, изменение отношений между центральными и местными радиостанциями.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/sportivnaya-jurnalistika-4/

1. Бобков, А. К. Основы творческой деятельности журналиста : учебное пособие. – Иркутск : Иркут. ун-т, 2005. – 96 с.

2. Богомолова, Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации : учебно-методическое пособие. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 191 с.

3. Борщева, Н. Н. Трансформация жанра «специальный репортаж» в современной прессе // Вестник Чел. гос. ун-та. – 2015. – №5. – С. 202-207.

4. Брайант, Д. Основы воздействия СМИ : учебное пособие. – М. : Вильямс, 2004. – 432 с.

5. Васильева, Л. А. Делаем новости! : учебное пособие. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 190 с.

6. Волков А. И. Опасная профессия : Нравы моего времени в журналистике и обществе : учебное пособие. – СПб. : Геликон Плюс, 2010. – 256 с.

7. Гессен, М. По жизни. Пособие по социальной журналистике : учебное пособие. – М., 2002. – 128 с.

6 стр., 2606 слов

Учебное издание: характеристика и подготовка рукописи

... в учебном процессе изданий [18]. Определения соответствуют ГОСТ 7.60-90. Учебное издание – Учебник. Учебное издание, содержащее систематизированное изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебное пособие., Учебная программа. Пособие. Издание, предназначенное ...

8. Гиляровский, В. А. Собр. соч. – М. : Полиграфресурсы,1999. – 480 с.

9. Григорян, М. Пособие по журналистике : учебное пособие. – М.: Права человека, 2007. – 192 с.

10. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра : учебное пособие. – М. : Аспект Пресс, 2004. – 288 с.

11. Гуревич, С. М. Репортаж в газете : методическое пособие. – М. : Изд-во МГУ, 1963. – 33 с.

12. Ермилов А. Живой репортаж : Профессиональные советы тележурналисту : учебное пособие. – М. : Аспект Пресс, 2010. – 112 с.

13. Жанры журналистики : сборник статей / сост. и ред. Л. Г. Юдкевич. – К. : Изд-во Каз. ун-та, 1972. – 150 с.

14. Зыков, В. Специальный репортаж — это телевидение, приближенное к кино // ФАКС : Журнал уральских журналистов. – 1999. – №3-4. – С. 42-44.

15. Каск, А. Н. Русская журнальная иллюстрация XIX века : методика систематизации // Вестник Моск. ун-та. – 2014. − №4. – С. 22-40.

16. Кашинская, Л. В. Эксперимент как