Сказочный образ лисы и её прототип. Составление синквейна

Сочинение

Анималистические сказки (от лат. animal – животное) необычны прежде всего тем, что их главные герои — люди и животные — сосуществуют как равные, равноправные жители планеты Земля. Сказки о животных – один из древнейших фольклорных жанров

В русской народной “животной” сказке взаимно отражают друг друга два мира – мир людей и мир зверей. Сказки о животных “вводят человека в круг первых жизненно важных представлений, объясняют сущность многих явлений, знакомят с характерами и взаимоотношениями людей”(4).

Нами использованы такие методы, как изучение и сравнение сказок, знакомство со справочникам, анализ собранного материала, систематизация и классификация особенностей сказочных животных.

Я поставила следующую цель : выявить основные черты характера лисы. научиться составлять сиквейны к анималистическим сказкам с участием лисы и её прототипу из живой природы.

В процессе исследования я решала следующие задачи:

1) глубже изучить и проанализировать сказки о животных;

2) выявить особенности сказочного животного – лисы;

3) классифицировать основные черты характера лисы и сопоставить их с чертами характера человека;

4) составить викторину

Как можно представить себе народные сказки без образа лисы?

Во многих сказках главный герой – лиса: лиса Патрикеевна, лисица- маслена губица, лиса- кумущка, Лисафья. Она очень хитра и изобретательна: обманывает мужика, прикинувшись мертвой; чуть не губит волка, научив его ловить рыбу хвостом; выгоняет зайца из лубяной избушки; меняет скалку на гусочку, гусочку на овечку, овечку на бычка. Лиса выходит замуж за Кота- воеводу и хочет стать во главе всех зверей; пытается научиться летать. Лиса- притворщица, воровка, обманщица, злая, льстивая, злопамятная, ловкая, мстительная, хитрая, жестокая. Во всех сказках она всюду верна себе. Так ли происходит в природе?

Своим исследованием мы постараемся ответить на эти вопросы.

^

Прежде, чем начать исследование, нужно тщательно подготовиться. Я решила выяснить, что такое сказка как жанр устного народного творчества. Если к слову «сказка» подобрать однокоренные слова, то получится следующий ряд: сказка — сказ – сказывать – рассказывать – рассказ. То есть сказка – это то, что рассказывается , это услышанный рассказ о чём-то интересном как для исполнителя, так и для его слушателей.

7 стр., 3448 слов

Характер 10

... Часто бывает раздражительным, угрюмым, необщительным. Среди положительных черт характера: добросовестность, аккуратность, любит животных и маленьких детей. 5. Застревающий тип. Отличается ... они более содержательны. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими качества характера будут: «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной ...

За толкованием слова «сказка» я обратилась к различным словарям и справочникам и выбрала на мой взгляд самые точные определения:

1).

В книге для чтения «Маленькая дверь в большой мир»(2) в кратком словарике литературоведческих терминов дано следующее значение: « Сказка – произведение устной народной словесности. Это повествование о вымышленных и невероятных событиях».

2).

В «Словаре русского языка» С.И Ожегова (3) следующее объяснение: Сказка – 1.Повествовательное,обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. 2. Выдумка, неправда, ложь (разг.)»

3).

Из «Большого толкового словаря современного русского языка» Д.Н.Ушакова (5) я узнала следующее: «Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях».

результате

Анималистическая сказка – это сказка с участием главных персонажей — животных.«Анимализм (от лат. animal – животное), подход к изучению человека и общества, ищущий объяснений в биологическом происхождении человека и в его связи с миром животных(7)

добра над злом.

Появлению сказок о животных предшествовали связанные с поверьями рассказы, в которых действовали будущие главные герои сказок о животных. Эти рассказы ещё не имели иносказательного смысла. В образах животных изображались именно животные.У рассказов было жизненное назначение: они давали советы, учили людей, как надо относится к зверям.

имеют право

Я составила список сказок с участием лисы, постаралась исследовать их. (Приложение 1) Данные занесла в таблицу. (рис.1)

Рис.1.

Прочитанные сказки

Количество

Русские народные сказки

20

Сказки народов России

1

Сказки народов мира

2

Литературные (авторские) сказки

4

Литературные произведения из учебников Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой

4

Всего:

31

^

Главным действующим лицом сказок этих сказок является лиса. Ей приписываются некоторые человеческие качества: способность думать, говорить и разумно действовать.

Её образ постоянный. Она рисуется как лжвая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мёртвой («Лиса крадёт рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух, и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадёт мёд («Медведь и лиса»).

Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчётливая, злопамятная, ловкая, жестокая. Народ наделил её разными именами: Лиса Патрикеевна, лисичка-сестричка, лисица – масляна губица, лиса – кумушка, Плутовка, Лисафья.

Таким образом, лиса имеет свой характер, свои отличительные черты, но все они олицетворяют человека и особенности его склада (13).

Мы классифицировали черты характера человека, воплощённых в сказочном образе лисы

Таблица 2

№ п/п

Черты характера человека, воплощённых в сказочном образе

Примеры сказок

1

хитрость, двуличность

«Лисичка-сестричка и волк»

«Росомаха и лисица»

«Лиса-лапотница»

2

ненасытность,

«Лиса и заяц»

3

мстительность

«Медведь и лиса»

4

жадность

«Лиса и кувшин»

5

ласковая, добрая

«Снегурушка и лиса»

«Волк и лис»

6

притворщица, подлиза

«Лиса и волк» «Лиса и медведь»

7

злая

8

пронырливость

«Лиса и дрозд»

9

лживость

«Заюшкина избушка»

10

плутовство, лукавство

«Мужик, медведь и лиса»

11

лесть

«Петушок-золотой гребешок»

12

скупая, ленивая

«Лиса- исповедница»

13

воровка

«Кот, петух и лиса»

14

трусиха

«Петушок-золотой гребешок»

Из данной таблицы видно, что лиса в сказках не только представитель человеческих пороков (жадности, глупости, трусости, хвастовства, плутовства и проч.), но видны её положительные черты характера человека (заботливость, храбрость воина, защитника, благородство, мужество).

^

Какова лиса в природе? Хитрая и везучая, как в сказке, или нуждается в защите?

Изучив научные статьи о поведении лисы в природе (12), я узнала следующее.

мало соответствует

Пользу в природе она приносит великую- не только из-за меха, но уничтожает мелких грызунов.

Значит, в действительности сказочный образ лисы и образ в природе во многом не совпадают. Так что зря лисице приписывают столько отрицательных качеств!

^

Было проведено анкетирование «Сказки о лисе» среди 24 одноклассников, которое показало.

Любят сказки анималистические – 12 уч., бытовые- 5 уч., волшебные- 7 уч.

Самые популярные сказки о лисе были названы: «Кот, петух и лиса»- 15 уч., «Как петух лису обманул» — 19 уч..«Петушок-золлотой гребешок»- 8 уч. «Серая шейка»- 6уч., «Заюшкина избушка» — 6 уч. «Лиса и журавль»- 5 чел., «Лиса и рак»- 7 чел.., «Лиса и волк»- 6 чел.

отрицательные

  1. ^

Изучив так подробно черты характера и повадки лисы, я смогла составить сиквейны к некоторым народным, литературным сказкам, и для сравнения — к научной статье о лисице. (Приложение II)

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пять. (Синквейн — это своеобразное стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания сиквейна даны в приложении III.

  1. Заключение

Значение народных сказок о животных в жизни человека велико. Мы не можем без сказок жить, потому что они являются проводником во взрослую жизнь. Сказки не только развивают в нас положительные черты характера, но и формируют его, учат нас своими примерами, воспитывают. Они способствуют нравственному развитию человека. Недаром А.С. Пушкин говорил: «Слушаю сказки – и вознаграждаю тем недостатки воспитания», «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!», «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»…

Анализируя сказки с участием лисы, я пришла к выводу, что:

1.Для детского чтения создано достаточно большое количество сказок с участием кумушки-лисы.

2. Как литературный герой, она наделена своими отличительными чертами характера.

3. Эти черты так укрепились за ней, что стали постоянными эпитетами, характеризующими животное, вошли в состав постоянных сравнений, выступают именами нарицательными в образной речи человека; Например, «рыжая плутовка» «не солоно нахлебавши», «битый небитого везет» и т.д.

4. Воплощённые в животных признаки, характеризуют человека, то есть, читая русские народные сказки о животных, мы под каждым из них подразумеваем людей с определённым складом натуры, то есть это сказки – иносказания.

5. Сказки о лисе любят все дети (по итогам анкетирования) . Не смотря на то что она показывает отрицательный пример.

6.Составление сиквейна к сказкам помогает развить поэтические способности, творческое воображение.

^

^

Интернет- источники ресурсы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/obraz-lisyi-v-skazkah/

Приложение I.

Список сказок, где главный герой – Лиса

^

  • Лиса и волк.

  • Терем-теремок.

  • Мужик, медведь и лиса.

  • Петушок золотой гребешок.

  • Лиса-повитуха.

  • Как лиса волку шубу шила.

  • Лиса и журавль.

  • Лиса и тетерев.

  • Лиса и лапоть.

  • Лиса и козёл.

  • Волк , лиса и тетерев.

  • Как лиса училась летать.

  • Кот и лиса.

  • Лиса и дрозд.

  • Лиса и кувшин.

  • Лиса-исповедница.

  • Овца, лиса и волк.

  • Снегурушка и лиса.

  • Кот, петух и лиса.

  • Заюшкина избушка.

^

^

  • Серая шейка (Д.Мамин-Сибиряк).

  • Лиса и медведь (В.Даль).

  • Лиса-лапотница (В.Даль).

  • Волк и лис (братья Гримм).

^

  • Золотой ключик, или приключения Буратино (А.Толстой).

  • Лиса и рак (Русская народная сказка)

  • Как петух лису обманул (Латышская сказка)

  • Кот и лиса (Русская народная сказка. В обработке А. Толстого))

Приложение II.

  1. Составление синквейна к сказке «Заюшкина избушка».

  1. Лиса

  2. Хитрая лживая

  3. Захватывает, выгоняет, пугается.

  4. Друзья приходят на выручку зайцу.

  5. Наказана

2. Составление синквейна к сказке «Лиса и журавль»

  1. Лиса.

  2. Хитрая, расчетливая

  3. Подружились, приглашает, проигрывает

  4. Хозяйка осталась несолоно нахлебавшись

  5. Кумушка-голубушка.

3. Составление синквейна к латышской сказке «Как петух лису обманул»

  1. Лиса.

  2. Проворная , несчастная.

  3. Хватает, убегает, ругается.

  4. Петух обманул великую обманщицу.

  5. Обманутая.

4. Составление синквейна к научной статье.

1. Лисица

2. Осторожная, заботливая

3. Крадется, ухаживает, выслеживает.

4. Охотиться предпочитает только ночью

5. Животное.

Приложение III