Праздничный календарь современной праздничной культуры России

Возникновение праздников — это своего рода возникновение культур-ного явления.

Актуальность выбранной темы раскрывается в нижеописанных аспектах.

Многие считают, что культурологический аспект праздников, это то, что праздники как явление культуры — это следствие стремления людей к отдыху после напряженных трудовых будней, своеобраз-ная защита от физической и моральной усталости. Однако с этим утвер-ждением можно согласиться лишь частично.

Истинная причина возникновения праздников как элемента общечеловеческой культуры — это результат накопления людьми, человечеством в целом культурного опыта, объективно нуждающегося в качественно других, чем обыденная жизнь, проявлениях.

Если рассматривать праздники как своеобразное проявление накопления людьми культурного опыта, необходимо заметить, что этот опыт — многообразен. Необходимо комплексно исследовать бытовой, производственный, религиозный, нравственный, на-циональный, интернациональный, эмоциональный, географиче-ский опыт как продукт человеческой культуры.

Каждый из этих продуктов имеет свою собственную сложную структуру. Например, при исследовании географической составляющей накопленного культурного опыта, необходимо изучать ландшафтные, климатические, межэтнические и другие стороны вопроса.

Соглашаясь с другими культурологами, считающими, что праздничная культура людей — это защитная реакция на тяжесть труда, необходимо заметить, что этот аргумент не единственный. Однако в последнее время он начинает играть все большую роль вследствие повышения интенсивности труда, его интеллектуальной и физической напряженности в последние годы.

И, отсюда, следствие, стремительный рост числа стрессовых ситуаций; усталости, повышенный износ человеческого организма сегодня это — самые распространенные болезни. Несоизмеримо растет интенсивность общественной жизни; резко растет информационный поток, опережающий биологические возможности человека. Человек как биосоциальное существо развивается медленней, чем создаваемые им же технологии жизнедеятельности.

И все это приводит к сознательному и бессознательному стремлению людей к биосоциальной защите, одно из ярких проявлений которой отражается е в праздничной культуре.

Таким образом, тема праздничной культуры будет актуальной во все времена.

11 стр., 5227 слов

Текст и по проблеме роли внутренних праздников в жизни человека. ...

... «праздник». Задачи: показать роль праздника в жизни человека; воспитывать уважительное отношение к праздникам; развивать творческие способности обучающихся. Назначение., Ход мероприятия Воспитатель: Сегодня, ребята, мы поговорим с вами о праздниках. Что же такое праздник ...

Отсюда, цель данной работы: проанализировать праздничный календарь современной праздничной культуры России.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

  • определить календарь праздников: понятие, особенности;
  • рассмотреть российский праздник как феномен культуры;
  • охарактеризовать проблемы сохранения русской традиционной праздничной культуры в современном праздничном календаре.

Для решения поставленных задач в курсовой работе использованы следующие методы исследования:

1) теоретический анализ литературы;

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/sovremennaya-prazdnichnaya-kultura-rossii/

2) изучение и обобщение информации;

  • Объектом исследования является: культура России.

Предмет исследования: праздничный календарь.

Курсовая работа включает: введение, две главы, заключение. Во введении показана идея (цель) работы. Первая глава посвящена праздникам России. Во второй главе рассмотрены проблемы сохранения русской традиционной праздничной культуры в современном праздничном календаре. В заключении сформулированы основные выводы.

ГЛАВА 1. ПРАЗДНИКИ РОССИИ

1.1 Календарь праздников: понятие, особенности

Праздники в России и памятные дни страны в 2016 году Обезьяны, установлены государством на официальном уровне. А праздничные дни Российской Федерации, в составе которых все праздники — государственные, религиозные, профессиональные и исторические, а также памятные дни и доблестные воинские даты, могут быть, как дополнительными выходными днями, так и рабочими днями.

Нерабочие дни (день) в период праздников в России — это дополнительные дни отдыха (выходные), которые связаны с утвержденными государством праздниками.

Кроме праздничных дней, то есть нерабочих в России, существуют еще и рабочие праздничные дни, которые не являются дополнительными выходными днями, хотя в эти дни и проводятся по поводу праздника торжественные мероприятия.

Устанавливаются в России и дни памяти: 22 июня День памяти и скорби, в этот день во всех культурных учреждениях страны, на ТВ и радио отменяются развлекательные программы и передачи в течение дня.

Однако календарь праздников подскажет только день и название этого дня. За этими названиями скрывается история.

Листая календарь праздников, можно заметить, что многие праздники в России связаны с выдающимися событиями, обычаями и общественными деятелями. Событий в истории страны предостаточно, и трагических, и героических. Все они должны навсегда остаться в памяти народа, так как это история, прошлое, без которого не было бы сегодняшнего настоящего.

Решающую роль в истории России играют победы российских вооруженных сил. Это победа в Ледовом побоище в 1242 году, и в Куликовской битве в 1380 году, и в Полтавском сражении в 1709 году, и, конечно же великая победа в Великой Отечественной войне в 1945 году. В ознаменование этих и других побед установлены праздничные дни — дни воинской славы России, это официальные государственные праздники.

Среди государственных праздников выделяются также памятные даты России: день космонавтики, день Конституции, день Октябрьской революции 1917 года и другие.

14 стр., 6550 слов

Народное художественное творчество в календарных праздниках и обрядах

... преобразовать языческую сущность народных праздников, церковь заменила народный календарь церковными святцами, в которых в календарном порядке были расположены даты поминовения христианских святых. В результате языческие земледельческие праздники слились с праздниками христианскими. Особенно ярко ...

Самые любимые праздники России — это праздничные нерабочие дни, отмеченные в календаре красным цветом. Их немного по сравнению с общим числом всевозможных праздничных и памятных дат. Этим они и ценны.

Главные праздники России — самые главные государственные праздники. Отмечаются они и на государственном уровне, всенародно, и в каждой отдельной семье. Для кого-то это веселое торжество по поводу праздника, для кого-то просто дополнительный выходной, в который можно отдохнуть или заняться своими личными делами.

Нерабочие праздничные дни в России обозначены в трудовом кодексе РФ:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января — Новогодние каникулы;

7 января — Рождество Христово;

23 февраля — День защитника Отечества;

8 марта — Международный женский день;

1 мая — Праздник Весны и Труда;

9 мая — День Победы;

12 июня — День России;

4 ноября — День народного единства.

Значительную часть календаря праздников в России занимают профессиональные праздники. В эти дни чествуют представителей определенной профессии, определенной сферы деятельности. Передовых работников награждают за их добросовестный труд Почетными грамотами и дипломами, Благодарственными письмами, денежными премиями, а также государственными наградами.

Дни профессиональных праздников — это День дипломатического работника, День моряка-подводника, День геолога, День железнодорожника, День российской печати, День работников рекламы, и многие другие.

В праздниках отражается история страны. И сами праздники имеют свою историю. Большинство современных праздников России родилось во времена Советского Союза. Это все профессиональные праздники и некоторые государственные.

В России почти не осталось от праздников царской России, праздники в то время — преимущественно церковные. Исключение — лишь Рождество Христово, которое снова становится официальным государственным праздником в начале 90-х годов прошлого века после семи десятков лет запрета.

Праздники меняются и со сменой политического строя в государстве, и просто с течением времени, развиваясь и обогащая нашу культуру. Каждый праздник имеет свои традиции, отличные от остальных. Однако есть обычай, общий для многих праздничных событий — это обычай дарить подарки. С подарками праздник становится не просто торжественным днем или выходным, а настоящим весельем, приносящим радость и удовольствие.

Отмечать праздники в России любят, но могут любить их и по-разному. Для кого-то главный праздник — свой день рожденья, для кого-то День России. А кто-то больше всего уважает свой профессиональный праздник. Есть любители тихих семейных праздников, а есть наоборот — шумных народных гуляний.

А вот что уж точно любят все — смотреть праздничный салют, например на 9 мая и другие государственные праздники.

Таким образом, праздников в России много, все они разные: религиозные (православные, католические, мусульманские, буддистские и другие), государственные, профессиональные, международные, официальные и неофициальные, новые и старые, языческие, а также пришедшие из других стран. Но все они праздники России!

1.2 Российский праздник как феномен культуры

Праздничная культура важна в социокультурном пространстве современной России, интересует современных исследователей. Праздник как феномен российской культурной жизни рассматривают многие культурологи, философы, педагоги, историки, психологи, этнографы и другие специалисты. Однако до сих пор данный феномен не является объектом комплексного культурологического исследования.

18 стр., 8751 слов

«Роль народных праздников в духовно-нравственном воспитании ...

... - классификация, систематизация и обобщение полученной информации. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и ... «культура». 2. Выявить особенности нравственного воспитания детей школьного возраста через народные праздники. 3. Изучить русские народные праздники и ... особая любовь к родной природе. [10] Культура России сыграла исключительную роль в жизнеустройстве общества, ...

История мировой культуры уделяет большое внимание проблеме возникновения и развития праздника как феномена, как ценности не только в плане изучения народного искусства, общественного быта, этногенеза, но и в целом для исследования материальной и духовной культуры народа. «Судьба нашего искусства есть судьба нашей культуры, судьба культуры — судьба веселия народного. Вот имя культуры: умное веселие народное», — так в контексте развития искусства и культуры определяет место праздника В Иванов.

Каждый праздник — это целостная, относительно открытая система с присущими сложным системам признаками: появлением, расцветом, изменением элементов праздника, самим способом празднования.

Изменения праздника — это часть общих изменений, происходящих в целом в культуре сообщества, вытекающих из тех же самых причин. Прежде всего, это: изменения условий жизни сообщества; изменения его социально-экономической структуры и политического строя или места в общественной системе; изменения общественного сознания сообщества, выраженных в изменениях его системы ценностей.

Но, даже глубокие изменения праздника часто сохраняют старинные элементы, которым сообщество придает новый смысл и которые можно идентифицировать как идущие из далекого прошлого свидетельства о непрерывности культурных влияний и заимствований.

Благодаря празднику рассматриватся в единстве элементы культуры, постоянно передаваемые традицией и возобновляемые в каждом поколении, а также новые ее элементы. Многие праздники — это резервная система культурно-исторической памяти общества (также как и семья, церковь), и чем меньше удельный вес одних ее элементов, тем больше удельный вес других. Согласно данной системе, принятие или отрицание ее, переосмысливание и ассимиляция ее, существует любое культурное развитие, любая культурная динамика.

Праздник в своем развитии соприкасается с вопросами, важными для человеческой общности, это не только игра, развлечение, миф и так далее.

Противники праздников, начиная с античности — это отдельные представители философской и религиозной мысли, так и целые направления.

С их точки зрения, главная цель и смысл человеческой деятельности — труд, праздники же имеют служебное значение. Признаются лишь те, которые напрямую выполняют религиозные, воспитательные или другие полезные функции. В большей или меньшей степени элементы такого идеала культуры встречаются в трудах Платона. Аналогичную точку зрения поддерживают позже некоторые разновидности христианства, прежде всего пуританство. Носитель протестантской культуры должен проводить свою жизнь, по выражению М. Вебера, в «посюсторонней аскезе».

Противоположную точку зрения отражают взгляды Аристотеля, считающего, что труд существует ради досуга, праздника, причем они — не безделье, а специфическая и высокая по значимости деятельность. Этих взглядов придерживаются и представители светской культуры Нового времени.

В современном мире существует недопонимание роли праздника, а отсюда и недооценка самого феномена досуга, праздника, свободного от трудовой деятельности времени. Предположительно: потребность в празднике уменьшается там, где растает богатство и уровень образованности, где человеку не надо много и тяжело трудиться, когда ослабевают его эмоциональные связи с традиционными празднующими группами, к которым он формально принадлежит, когда он не зависим от ритма природы и сам рациональным образом определяет ритм собственной жизни.

11 стр., 5390 слов

Культура и свобода личности

... культуры и свободы личности. Данной цели отвечают задачи исследования: 1. Определение условий взаимодействия личности и культуры; 2. Анализ влияния культуры на свободу личности. Глава 1. Соотношение проблемы личности, её свободы и культуры 1. личность культура свобода ... в экспериментах с животными, для объяснения человеческого поведения, как это имеет место в бихевиоризме, совершенно неправомерно. ...

Необходимость праздника, общечеловеческую потребность в нем определяют многие его общественные функции — духовное объединение, примирение, сплочение людей, возобновление общественных связей, нравственное очищение, коллективное самовыражение, эстетическое образование. Выполняя компенсаторную функцию, праздник выступает как способ обретения свободы, релаксация от груза будничных забот и тревог.

Понятие праздника, несомненно, многозначно. Но все его значения производны от тех социальных функций, соотнесенных с основными слагаемыми исторического процесса, такими как: личность, общество, нация, государство, культура, субкультура. Функций много. Наиболее общая и универсальная функция праздника — обеспечение социальной интеграции людей, то есть формирование оснований их устойчивого коллективного существования, стимулирование эффективности взаимодействия, накопление в праздновании социального опыта.

Одна из самых ранних функций праздника: исключить всякий общественный хаос и не допустить изменений. Трансформация всего многообразия функций праздника зависит от изменений в социальной структуре общества и общностей и от изменений в системе социокультурных ценностей. Развитое общество институализирует многие праздники, выполняющие определенные общественные функции. К таким функциям относят: воспитательные и рекреативные (праздник как отдых) функции, физическую и психическую реабилитацию и релаксацию человека.

Благодаря пространству праздника как в его институализированных, так и неинституализированных формах, развиваются такие духовные сферы, как искусство, философия и даже наука. В празднике, кроме мировоззренческих, воспитательных, регулирующих основ, сильно заявляет о себе и сугубо художественная, зрелищная сторона. Именно эта функция праздника, стимула специфического творчества личности можно признать критерием общественной жизненности праздника и его идеи. Пока праздник вдохновляет людей творчества, он остается живым. Традиционная народная культура никогда не трактует веселье, отдых от физического труда как безделье. Праздник всегда выполняет важные общественные функции, имеет глубокий смысл. Как и все многообразие функций культуры в целом, функции праздника можно разделить на такие направления: социально-интегративное, регулятивно-нормативное, познавательно-коммуникативное, рекреационно-творческое и оценочное.

Как социокультурный феномен, праздник имеет следующие качества:

  • непрерывность;
  • детерминированность праздников ритмом природы, мифологическим временем, конкретно-исторической ситуацией;
  • относительная устойчивость праздника при постоянном внутреннем изменении его содержания и формы;
  • идентификация личного и национального самосознания в процессе праздника, то есть общественный, коллективный характер празднеств;
  • культурная ценность праздника;
  • реактуализация религиозных форм праздников в культурогенезе.

Исследователи неоднократно подчеркивают глубинную связь мифа и религии, проявляющуюся на протяжении всей истории человечества. Праздники, согласно верованиям древних, устанавливаются мифическими предками, основателями государства и города, предками божественного происхождения. Миф как рассказ о судьбах необыкновенного и необыкновенных героев персонифицирует события и ценности, для почитания которых учрежден праздник.

3 стр., 1290 слов

Про Новый год — рассказы о традициях и обычаях зимнего праздника

... в неловкое положение. Единых и обязательных правил встречи Нового года не существует, ведь каждая семья определяет для себя ... По образцу гостиного двора, который был красиво оформлен к волшебному празднику, нарядилось и жилье обычных граждан. Обычай украшать именно ... у древних жителей ознаменовал начало нового периода жизни. На 14 суток откладывались все работы, люди гуляли и праздновали, при этом ...

Древние праздники, восходящие к временам складывания тотемистических представлений — это праздники, связанные с культом животных. Пример подобного культа — это культ медведя, прослеживаемый еще в эпоху позднего палеолита в так называемой ориньякской культуре. Человек палеолита при этом верит, что способствует таким путем возрождению, употребляя прием анимистической магии воплощения и совершая искупление убийства медведя и употребления его в пищу. Культ медведя и Медвежьи праздники, по словам З. Соколовой и сейчас «бытуют среди немногочисленных коренных жителей Сибири».

Отсюда, у праздника — более древняя история, чем у организованных религий.

Религиозные и административные власти, которые считают праздники не только публичным, общественным делом, но и государственным, постепенно берут на себя организацию игр и праздничных развлечений.

Регламентированность праздника, добровольное подчинение его нормам и правилам во многом помогают процессу идентификации личного и национального самосознания во время праздника, а это — одно из условий преемственности социальной структуры и культурной традиции. Идентификация личности, стремление отождествить себя с нацией, осознание своей принадлежности к великому народу — механизм социализации личности, благодаря которому приобретаются или усваиваются ценности, нормы, идеалы, роли и моральные качества того народа, к которому принадлежит данный индивид, а также все достижения человеческой культуры. В ранние периоды жизни и социализации человека, в детстве, в юном возрасте, когда в процессе воспитания он воспринимает культурные нормы, обычаи и, главное, ценности старшего поколения, формируется его отношение к празднику.

Отсюда, праздник — это особенно интенсивная культурная инициация и социализация личности. Эмоциональный климат, зрелищность, необычайность, часто веселье и изобилие, возможность воспользоваться благами, недоступными в повседневности, подарки, развлечения и отступления от обычных правил, ограничивающих человеческое поведение, праздник на протяжении тысячелетий привлекает детей и молодежь, глубоко западая им в память.

Потребность в празднике и праздновании — это не только естественная, но и культурная потребность, и потому ее необходимо возрождать в каждом новом поколении. Церемониал, обряд, обычай праздника — это прекрасная школа культурной традиции, к которой подрастающее поколение приобщается естественно и достойно — через непосредственное участие в торжествах. Знание праздничного ритуала и обычая с одной стороны: условие действительного участия в празднике, с другой — принадлежность к определенной группе и ее культуре. Различные формы праздника — зрелищная, вербальная, символическая, метафорическая или драматическая, реалистическая — отображают прошлое народа, мифическое и историческое, а также современность, нынешнюю ситуацию. Поэтому праздник — это и ориентир молодежи во времени, в котором жил или живет его народ.

13 стр., 6128 слов

Проект «Семейные традиции к празднику светлой Пасхи»

... «Христос Воскресе!» , аI потом начала проповедовать о Воскресении Христовом. В данном случае яйцо символизировало возрождение, а красный ... период с 22 марта по 25 апреля. Сочинение Праздник Светлой Пасхи. Праздник Светлой Пасхи Alexey Khoroshev Высший разум (1625279) 7 ... верующих к самому главному празднику семинедельным постом — временем покаяния и духовного очищения. Люди верующие утверждают, что ...

В национальной, политической и общественной жизни личность, участвуя в празднике, демонстрирует в этот день свою привязанность, верность, готовность к защите идеалов. Связь между ценностями и человеческим сообществом необходима: сам принцип, правило существования сообщества, коллектива составляет общее благо, принимаемое как ценность, хотя нередко над ним возвышается философская или религиозная надстройка, имеющая характер доминирующей ценности. Значит, для учреждения праздников требуются — главные, доминирующие ценности нации, основа ее системы ценностей.

Праздник по своей сути — это форма обновления и подтверждения ценностей коллективной жизни. Это — вид совместной деятельности, позволяющий обществу выразить свое почитание этих ценностей. Участие человека в праздновании — важное доказательство его устойчивой связи с сообществом, отмечающим праздник, показатель усвоения им культурных ценностей этого сообщества.

Отсюда, праздник, как по своему существу, так и по формам — это коллективистское явление. Он всегда требует присутствия, участия других людей, является совместным действием, общим переживанием. Праздник — это общность людей, так как возникает как по поводу событий, имеющих значение и смысл не только для одного человека, так и потому, что выражает коллективную реакцию, коллективное отношение к этим событиям.

В праздновании посредством общих усилий воссоздается утрачиваемая в обычные дни гармония и мир, соединяются не только живые, но и осязаема связь с умершими и еще не родившимися членами сообщества. То есть человек в празднике — это точка пересечения будущего и прошлого, средоточение опыта и мудрости праотцев и той жизненной энергии, которая является причиной рождения потомков и прогресса в его положительном смысле. Это во многом объясняет тот факт, что все большие праздники сопровождают разные гадания — как возможность заглянуть в будущее, предугадать судьбу, а также посещение могил, поминовение усопших — как дань уважения и благодарности предкам, прошлому.

Крупные события и даты традиционного календаря празднуются как бы в трех измерениях. Собираются и отмечают праздник дома (демонстрируя сплочение семьи, рода; подчеркивая родство по крови), обязательно в церкви (родство по вере, приобщение к серьезной и высокой духовности), на площади (единение социума, легализация и высвобождение естественного, природного в человеке).

Отсюда, все три части направлены на осуществление древнейшей философии праздника — объединение в общем устремлении, преображение себя и мира, приобщение к непреходящим ценностям.

Праздник возникает только там, где существуют постоянные культурные связи между людьми; совместное празднование в свою очередь эти связи укрепляет.

В прошлом участие в религиозных праздниках запрещается людям чужой веры, религиозные таинства для народных масс придают этим праздникам особый смысл. Участие в празднике входит в комплекс обязанностей, вытекающих из общности личности и народа, и потому и до настоящего времени, праздник — это религиозный, патриотический, национальный, гражданский, классовый или политический, а также профессиональный, корпоративный, семейный долг перед сообществом.

3 стр., 1194 слов

Формирование человека культуры средствами музыкального искусства

... образом, музыка, обладая специфическими особенностями, имеет всеобъемлющее воздействие на формирование гармоничного, высоконравственного, духовно-богатого человека отвечающего требованиям общества к человеку культуры. музыкальное искусство культура ... воздействия музыкального искусства на душу человека и его способность искусства пробуждать в человеке стремление к лучшему. В первом музыкальном ...

Личность, уклоняющаяся от выполнения долга, подвергается религиозным, юридическим, традиционным санкциям.

В сознании самой нации праздник — это ценность, подтверждающая ее культурную тождественность, оригинальность, приверженность традициям, наследию, доказательство обладания собственными национальными, этническими, региональными художественными образцами, достижениями искусства, обнаруживающими себя именно в праздничной форме.

Кроме всего перечисленного, праздник для празднующего сообщества и его членов — это время эмоционального подъема, особого праздничного настроя. Праздник для личности — это также расширением ее привычных прав, временный отход от повседневных норм поведения, даже в таких сферах, которые обычно связаны со строгими запретами (как, например, в сексуальном поведении).

Последнее в особенности касается праздников в традиции культа плодородия и эротических культов, оставивших прочные следы во многих культурах.

Часто праздник сочетается с характерными формами развлечений, которые дают личности возможность разрядки, позволяют участвовать во всеобщности праздничного смеха, очищают его. Перенося человека в атмосферу игры, свободы выбора, российские городские праздники прошлого, например, дают эту возможность. Массовое гуляние со всеми его развлечениями дарят каждому, вступившему в его магический круг, столь необходимое праздничное настроение и потрясение. Хорошо известно, что потрясение — важнейшая потребность человека, как и переключение его из серьезной сферы жизни в смеховую. Испытанные сильнодействующие комические приемы и эффекты способствуют проявлению здоровой эмоциональности, знание же вкусового спроса посетителей ведет к удовлетворению эстетических потребностей.

Вероятнее всего: постоянство, устойчивость праздников связаны, прежде всего, с тем, что, концентрируя из поколения в поколение культурную активность людей, обрастая обрядами, развлечениями, декорациями, создавая атмосферу радости и подъема, прерывая обыденный ритм труда и забот, праздник отвечает многим коллективным и индивидуальным запросам, что потребность в его проведении оказывается более устойчивой, чем первоначальная идея, ценность или совокупность ценностей, вызвавшие его к жизни.

Для вовлеченных в праздник людей — это мощный стимул к творчеству, к активному участию в его художественном оформлении, в придании ему блеска, к созданию произведений пластических видов искусства, литературы, музыки, органически связанных с праздником.

В история искусства много таких творцов и их произведений — от скромных, безвестных до общепризнанных гениальных художников. Так, например: работы Леонардо да Винчи, сделанные по заказу знатных вельмож для проведения того или иного праздника. Способность праздника вдохновлять людей на творчество, пробуждать творческие возможности личности — это проявление его общественной жизненности. Эстетическая составляющая праздника: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность, алогизм, экспрессивность, зрелищность, элементы карнавальности, театрализация — все эти качества роднят праздник с искусством, но не отождествляют с ним. Психологический механизм влияния праздника на личность близок к катартическому (очищающему) воздействию искусства, так как праздник может быть пограничной зоной между реальной действительностью и произведением искусства.

26 стр., 12896 слов

Праздничная культура русской деревни (досоветский период)

... свойственные ему черты празднования, что и составляет в суммарном виде праздничную культуру русской деревни. 1 Осень Первым великим праздником, отрывающим годовой цикл считалось Рождество Пресвятой Богородицы, которое приходилось на ...

Праздник — это часто еще и своеобразная концентрация духовной, религиозной активности человека, специфический момент, где культовые потребности полностью удовлетворяются, так как от культового действа верующий ожидает разрешения своей проблемы, а в культе не бывает безвыходных ситуаций. Литургийный обряд — будь то заклание животных или участие в торжественном шествии, или сакральная трапеза — внушает верующему, что такое решение существует в иной, сверхчеловеческой сфере, к которой он взывает. Сверхъестественные силы в любую минуту готовы разрешить проблемы человека, превратить его страдание в радость, а смерть — в воскресение. В любом случае исход для истинно верующего всегда предрешен и всегда счастливый.

Отсюда, праздник связан с ценностью высшего порядка — святыней для празднующих.

Отход от какого-то вида праздника может быть следствием перемен в мировоззрении человека. Как правило, те же самые факторы, которые определяют место личности в общественной структуре, в основном влияют и на его отношение к празднику.

Для человека, который занимается тяжелым физическим трудом, праздник — это желанный отдых, обильное потребление продуктов, редких или недоступных в обычное время, усиление межличностных и культурных контактов, развлечения и забавы.

Для людей, ведущих праздный образ жизни, а также для высокообразованных интеллектуалов праздник всегда выполняет другие функции: это возможность отдать дань традиции, повод для удовлетворения престижных устремлений, для развлечений, банкетов и визитов.

Понимание праздника как исключительного отдыха, необходимого для восстановления душевных и физических сил человека, позволяет говорить о том, что праздник — это пространство для духовного и эстетического развития личности, для ее эмоциональной разрядки.

Достичь все вышеописанные цели и задачи праздника помогает его семиосфера, то есть сфера знаковой деятельности праздника, а также ее трансляция и трансформация в культурогенезе.

С праздником как фазой культурной жизни связаны культурные явления, в принципе не имеющие места вне праздника.

Создавая образ идеального общественного состояния, высокого духовного порядка будущего, праздник использует все знаки культуры какой — либо эпохи и общества в виде: символов, обрядов, ритуалов, церемоний, норм общения, публичной жизни, привычек и традиций, лексики (например, словесных формул), жестов, изделий народных промыслов, игр, вещей, а также умения оперировать праздничными символами, праздничных магических действий, гаданий, игр и забав. То есть — это целый комплекс элементов, составляющих внешний антураж праздника и несущих, каждый в отдельности и все вместе, определенную семантическую нагрузку.

В культурном отношении знаковый арсенал праздников постоянно пополняется; песнями, стихами, рассказами, плясками, предсказаниями, играми и развлечениями с использованием элементов природы, которые придают им характер символа, метафоры, наполняют мистическим и эстетическим значением. Так создается традиция как ценное достояние, хранимое, культивируемое и передаваемое группой следующим поколениям.

Об этом пишет М. М. Бахтин: «Язык образов обогащается новыми оттенками значений и утончается. Благодаря этому народно-праздничные образы — могущественное орудие художественного овладения действительностью, основа подлинного широкого и глубокого реализма. Народные образы эти помогают овладеть самим процессом становления действительности, смыслом и направлением этого процесса. Отсюда, глубочайший универсализм и трезвый оптимизм народно-праздничной системы образов».

В празднике все преобразуется, любая утилитарность оборачивается культурой: «…каждое действие, слово, предмет, часть пространства приобретают второй смысл, резко отличный от обычного. Другими становятся и правила их сочетания, и принципы их использования».

Продолжительность и всенародный характер празднования требуют от всех активного участия в общем веселье. Праздничное поведение предусматривает прием и хождение в гости, обильную еду и питье, совместное исполнение песен, коллективные игры и развлечения.

С праздником связана особая сторона материальной культуры, куда входят костюмы, украшения, декорации, кухня, специальные временные сооружения и снаряжения, символы. Обязательным считается преображение людей и обстановки. Из сундуков вытаскиваются лучшие, нарядные одежды, снаружи и внутри украшаются дома, выезжают в расписных санях, устланных коврами и яркими ткаными дорожками, лошади и дуги обвешиваются колокольчиками и лентами. На Троицу, например, девушки в праздничных нарядах и с венками на головах украшают березку цветными ленточками и водят на лугу под песни сложные живописные хороводы необыкновенной красоты.

Со временем некоторые праздники утрачивают первоначальный смысл, например связь с культом, приобретают светский характер, игра и забава не превращаются в центральный элемент, то есть элемент, придающий смысл самому празднику. В забавной, комической, сатирической форме, также часто берущей начало в культе, выражаются идеи праздника. Забава, игра, состязание имеют цель придать блеск праздничному дню, сделать его привлекательным, сообщить участникам состояние радостного возбуждения, служить празднику.

Одновременно превращение праздника лишь в фольклорное зрелище может быть связано с утратой его смысла в общественном сознании, что может привести к отмене праздника. К тому же то, что в одной ментальной системе несет одну семантическую нагрузку, в другой системе может обратиться в свою противоположность. Выявить первоначальный смысл праздника позволяет иногда исследование, проведенное по правилам семиотики. С помощью семиотического анализа жестов, нарядов, обрядов и так далее ученые неоднократно пытаются реконструировать генетическую основу праздника.

Праздники — это не просто сохранение прошлых этапов развития культуры в новых условиях, это препятствие окостенению наличной, современной культуры, то есть тренировка способности к мобильному и неоднозначному, объемному видению мира. Поэтому полноценное знание и понимание праздника невозможно без изучения его истоков.

Таким образом, культура не возрождается сама, мир человеческих ценностей необходимо возобновлять и перестраивать постоянными усилиями людей. Поэтому важны механизмы обновления, напоминания, осознания ценностей, интеграции вокруг них членов сообщества благодаря коллективному действию.

В прошлом праздник — это один из главных источников творчества, двигатель развития культуры. Будний день, даже при наилучшей его организации не заменит эту творческую функцию праздника. Отмирание праздника в обществе обедняет значительную часть почвы, на которой тысячелетиями расцветает культура.

Относительно развития личности, опыт участия в празднике — это что-то уникальное, неповторимое. Пожалуй, никогда человек не перестанет ощущать потребность в том промежуточном состоянии между реальной и идеальной действительностью, причастностью к сакральному, которое всегда несет в себе праздник.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ РУССКОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ПРАЗДНИЧНОМ КАЛЕНДАРЕ

календарь праздник образ

Современный российский праздничный календарь переживает нелегкие времена, так как система советской праздничной обрядности уходит в прошлое, а новая только начинает складываться. При этом не ясно, какие из новых праздников войдут в жизнь россиян, а какие не приживутся.

Например, такой нововведенный праздник, как День независимости России, пока вызывает у многих россиян явно непраздничное настроение. Советская же праздничная обрядность на поверку не такая уж и стойкая. В ней доминируют идеологические моменты, утрата которых приводит к забвению и тесно связанных с ней праздников. «Такова, видимо, печальная судьба всех культурных новообразований, лишенных исторических и национальных корней», справедливо комментируют данный факт многие исследователи.

Праздничный календарь имеет цельную, полнокровную систему. Работы нескольких поколений исследователей доказывают важность праздников в любом обществе, так как они выполняют стабилизирующие, идеологические, мировоззренческие, коммуникативные, социализирующие, развлекательные, компенсаторные функции.

М. Элиаде показывает, что «человек ощущает психологическую потребность периодически выходить из временного потока повседневности и погружаться в особое время, в «вечное настоящее», которое происходит на праздниках».

Поэтому праздник — одно из древнейших и неистребимых культурных явлений.

Как показывает история, наименее восприимчивы к переменам те праздники, которые совмещают общественные и индивидуальные потребности и интересы человека, затрагивают самые чувствительные струны его души, направляют отрицательную энергию в игровое русло, несут положительные эмоции для многих людей.

Среди «общих» праздников, благополучно перешедших в современность из советского календаря — праздники «космического» цикла, отмечающие конец и начало нового календарного периода (Новый год), смену времен года (ранее — Проводы зимы и Праздник березки, теперь — Масленица, Семик-Троица).

Безусловно, они и в будущем сохранят свои позиции в российском праздничном календаре, так как являются сегодня одним из важных этнических маркеров русского народа, точно так же, как и повсеместно проводимые фольклорные праздники, фестивали, праздники ремесел и так далее. Другая, еще более массовая категория праздников, сохранивших свои позиции сегодня — Дни городов/сел/улиц или праздники «малых отечеств».

Названные праздники, возникнув в середине XX века как праздники улиц, постепенно перерастают в праздники микрорайонов, а с середины 1970-х годов и городов, и сегодня они — неотъемлемая часть праздничной культуры россиян.

Они сохранятся и в будущем, но будут представлять достаточно редкий тип праздника-юбилея. Родившись в городе именно как юбилейные, эти праздники со временем становятся регулярными, но только в городе, на селе они проводятся лишь по поводу какой-либо «круглой» даты, так как город обладает большими экономическими возможностями для проведения подобных мероприятий по сравнению с селом. Доминирует здесь — развлекательная, досугово-зрелищная сторона праздника. И горожане чаще выступают в роли «потребителей» зрелища, из-за чего их внутренние импульсы к самовыражению, вызванные праздничной атмосферой, остаются нереализованными.

Практически не востребован творческий потенциал местного населения, ведущего себя, как «зрители», а не «участники» происходящего действа. Поэтому данные праздники существуют исключительно за счет подпитки со стороны местных властей и огромного напряжения всей наличной системы культурно-просветительных учреждений.

Это можно подтвердить высказыванием известного театроведа П.М. Керженцева, который еще в 1919 году говорит: «празднество останется мертвым и холодным, если сама толпа не явится активным действующим лицом его, а будет лишь спокойным, театральным зрителем… Празднество не будет празднеством, если толпа своим творческим участием не превратит его в таковое. Без активности масс — нет и празднества, нет и радости».

Особая группа среди «местных» праздников — «храмовые», «престольные», «заветные», «съезжие» праздники, которые продолжают отмечаться в российской деревне, так как считаются религиозными.

Традиционные «местные» праздники по сравнению с Днями города/села/улицы очевидно более привлекательны для того, чтобы стать основой формирующейся сегодня праздничной обрядности на местах.

В отличие от не имеющих корней новоиспеченных праздников, нуждающихся в огромной подготовительной работе, традиционные праздники и обряды, отшлифованные в течение многих столетий, продолжают существовать и сохраняют в зародыше все элементы праздника, такие как: подготовка к нему, приготовление праздничного стола, система угощений, гуляния и так далее.

Поэтому необходимо использовать традиционные «местные» праздники в современной праздничной обрядности не только в деревне, но и в городе.

Следует знать, что для успешного возрождения традиционных «местных» (как, впрочем, и «общих») праздников необходимо соблюдение целого ряда условий. Прежде всего, необходимо сохранить приуроченность воссоздаваемого праздника к традиционному времени его проведения. Это позволит в максимальной мере совместить цели организаторов с мировоззренческими установками людей, часть из которых раньше непосредственно принимала участие в таких праздниках, а большая часть остальных знает об их существовании благодаря постоянно действующему механизму передачи традиции.

Праздники городов/сел, Дни города, праздники улиц приурочены к произвольно выбранным датам (в выходные дни).

Из-за этого праздник теряет свою привлекательность для многих жителей, воспринимающих его лишь как очередные выходные дни и никак не соотносящих с местной историей и культурой.

Провести праздник в традиционные сроки — значит не только обеспечить себе эмоциональную поддержку населения, уже подсознательно настроенного на праздник, но и получить в готовом виде такой элемент праздника, как застолье с традиционным набором блюд (конечно, с изменениями, которые произошли в наборе продуктов к началу XXI века).

Праздничный стол будет в каждом доме независимо от того, станут организаторы устраивать этот праздник или нет.

Следующее условие, которое необходимо соблюсти — это проведение праздника в традиционных местах. Речь здесь идет только об уличных гуляниях, так как вопрос о необходимости иметь специальное помещение для проведения «игрищ» и «вечерок» уже решен: это сельские клубы и Дома культуры, пришедшие на смену «выкупаемым» молодежью «посиделочным» избам. Отступление от «принципа места» может привести к провалу праздника. Исключения возможны только в том случае, если в селении кардинальным образом изменилась планировка, так что традиционный центр селения превращается в его окраину, или когда традиционное место гуляния оказалось «перекрытым» транспортной магистралью межрайонного (межобластного и так далее) значения.

Обязательное условие возрождения традиционной праздничной обрядности — это сохранение формы, структуры (модели) и идейного содержания праздника. Под этим не следует понимать перенесение всего праздника — с сохранением мельчайших деталей и той значимости, какую играл каждый структурный элемент праздника в конце ХК — первой трети XX вв. Сегодня экономическая, социально-политическая, демографическая ситуации и мировоззрение людей слишком отличны от условий, в которых зарождается и существует традиционная культура. Например, один из формальных элементов праздника — его проведение на улице или в закрытом помещении. Очень часто культработники выбирают неадекватную сезону и задачам праздника форму его проведения: весенне-летний праздник «запирают» в закрытых помещениях или, хотя и проводят его на улице, не могут отвести действо от сцены, что недопустимо.

Модель праздника — это весь набор его составных элементов, взятых в совокупности и взаимосвязи всех его структурных частей. Это подготовка к празднику (убираются дома, улицы, подготавливается праздничная одежда), приготовление праздничных блюд, проведение праздничного гуляния (с песнями, танцами, хороводами), иногда даже устроение ярмарочных рядов. Обязательное наличие всех этих структурных частей никак не предполагает жесткого соблюдения между ними таких же пропорций, какие были в прежние эпохи, оставляет за его устроителями право изменения отдельных деталей и объемов нагрузки на той или иной структурный элемент. В зависимости от конкретных условий можно расширять или уменьшать тот или иной блок праздника.

Так, например, практика показывает, что в связи с утратой современными людьми традиционной культуры гуляний следует значительно увеличивать игровой блок, чтобы люди почувствовали себя раскрепощенными и скорее восприняли возрождаемый праздник как нечто органично входящее в их жизнь.

Идейное содержание праздника определяется спецификой его функциональной нагрузки. Для «заветных» праздников-обрядов характерна, прежде всего, охранительно-магическая функция. Для «престольных», «бывших заветных» — функция поддержания общедеревенского (или общегородского) единства, соседских и кровно-родственных связей. То же самое можно сказать и о главном содержании «общих» праздников. Для Святок центральная — идея окончания одного периода и начала нового: это время «пограничья», когда человек оценивает прошедшее и строит планы на будущее. Масленица — встреча солнца, весны знаменует начало очередного этапа жизнедеятельности и так далее. Основную идею праздника ни в коем случае нельзя извращать, нельзя «урезать» его функциональную нагрузку, иначе вместо праздника и устроители, и население получат очередное административное или производственное собрание.

Необходимо также помнить, что праздник будет удачным только тогда, когда в нем задействованы все социальные слои и возрастные категории людей: дети, молодежь, представители среднего и старшего возрастов. Конечно, все они в разной мере будут участниками праздника: традиционный праздник отводил каждой половозрастной категории свою роль и место. Даже такой, казалось бы, сугубо молодежный праздник, как Иванов день, доставляет детям и людям среднего и старшего поколений свои заботы и радости. Первые проводят весь день в различных забавах и играх, вторые занимаются приготовлением праздничного стола, участвуют в застольях, ведут праздничные разговоры и беседы, поют песни, пляшут; мужчины нередко участвуют в играх, а женщины в этот день занимаются сбором лекарственных трав.

Таким образом, для того, чтобы быть действенным инструментом сплочения и духовного развития российского общества, современный праздничный календарь должен обязательно сохранить в своем составе многие праздники традиционного русского календаря.

Особое внимание среди них следует уделить группе «местных» праздников, имеющих несомненные преимущества перед возникшими в советское время Днями города/села/улицы. Далее, следует помнить, что работа по воссозданию традиционных праздников имеет свою специфику, и только знание их истории и специфики позволит вновь вдохнуть жизнь в то, что составляет российское национальное достояние и незаслуженно предано забвению.

Основной особенностью современной праздничной культуры является ее полифункциональность, мобильность, адаптивность к этнокультурной ситуации в изменяющейся социально-культурной среде. В процессе модернизации праздников сформировалась ведущая роль комплекса функций — культурной регуляции этнических процессов, глобально-интегративная функция и функция развлекательно-рекреационная. Возникла необходимость выделения здоровье культивирующей функции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Праздники и памятные дни России — официально установленные в России праздничные дни, профессиональные праздники, памятные дни, памятные даты и дни воинской славы (победные дни) России.

Нерабочие праздничные дни в России — дополнительные выходные дни, связанные с праздниками. Перечислены в ст. 112 Трудового кодекса России. Рабочие праздничные дни — праздники, не являющиеся дополнительными выходными, но в которые проводятся торжественные мероприятия. Устанавливаются также дни памяти. В День памяти и скорби 22 июня в учреждениях культуры, на телевидении и радио отменяются развлекательные мероприятия и передачи в течение всего дня.

Профессиональные праздники устанавливаются в знак признания заслуг работников отраслей народного хозяйства и различных сфер деятельности. Памятные дни устанавливаются в честь значительных событий и знаменательных дат в мировой истории или истории России. Дни воинской славы (победные дни) России устанавливаются в ознаменование славных побед российских войск, сыгравших решающую роль в истории России.

Памятные даты России — официально установленные памятные даты в истории Отечества, связанные с важными историческими событиями в жизни государства и общества.

Праздничная культура России — яркое и специфическое проявление общенациональной культуры государства, огромная ценность, национальное достояние. Изучать, сохранять и творчески развивать ее — главные государственные задачи.

Массовые праздники, посредством которых отмечают важнейшие общественно-политические события, праздники календарного цикла, памятные вехи трудовой, личной и семейной жизни — это существенные духовные потребности человека. Современные праздники и обряды — не просто «материализованные символы», отражающие жизнедеятельность людей нашей эпохи, они — важные компоненты социокультурной жизни общества.

Организация праздников — это архитектурное и декоративное оформление театрализованных действий, праздничная драматургия, поэзия и проза, музыкальные мероприятия, зрелища и процессии, конкурсы, состязания, массовые спортивно-художественные представления.

Спортивно-художественные представления, как составная часть массовых праздников для современного человека — относительно молодой жанр зрелищного искусства, взявший свое начало с физкультурных парадов на площади. Современные спортивные художественные представления — это уникальный синтез спорта и искусств, воплощенный средствами театрализации и новейшими технологиями.

В последнее время спортивно-художественные представления естественно вписываются в общественное сознание как увлекательный, необычный жанр современного искусства, как неотъемлемая часть спортивных и других праздников.

Таким образом, цель данной работы достигнута: проанализирован праздничный календарь современной праздничной культуры России с помощью следующих задач:

  • определен календарь праздников: понятие, особенности;
  • рассмотрен российский праздник как феномен культуры;

— охарактеризованы проблемы сохранения русской традиционной праздничной культуры в современном праздничном календаре.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/sovremennaya-prazdnichnaya-kultura-rossii/

1. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1965. С. 229.

2. Байбурин А. К. Коды обряда и их взаимодействие // Фольклор. Проблемы сохранения, изучения, пропаганды. М., 1988. С. 139.

3. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.

4. Иванов В. О веселом ремесле и умном веселии // Декоративное искусство СССР. 1990. № 6.

5. Керженцев П.М. Творческий театр. Пути социалистического театра. Пг., 1919. С.75-76. Цит. по: Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М., 1990. С.27.

6. Орлов О.Л. Российский праздник как феномен культуры //Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Выпуск № 1 / 2011.

7. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Илл. энциклопедия / Науч. ред. И.И. Шангина. СПб., 2001. С.5-11.

8. Соколова З. На просторах Сибири. М., 1981. С. 71-72.

9. Традиционные формы досуга: История и современность / Ред.-сост. Н.А. Хренов. М., 1993. С.7.

10. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. С.57-60.

11. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)) // http://base.garant.ru/.