Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков отразила в себе всю сложность и противоречивость духовного надлома в обществе, неизбежность близкого разрешения острого социального конфликта. Это состояние тревожного ожидания в среде российской интеллигенции сопровождалось напряженными идейно-нравственными исканиями, которые привнесли в общественное и художественное сознание России совершенно уникальную атмосферу невиданного взлета научных и творческих достижений. Недаром в историю отечественной культуры предреволюционная эпоха вошла как Серебряный век — время духовного ренессанса.
Конец XIX — начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического
Но этот же кризис породил великую эпоху — эпоху русского культурного ренессанса начала века — одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка. Это была вместе с тем эпоха появления новых душ, новой чувствительности. Души раскрывались для всякого рода мистических веяний, и положительных и отрицательных. Никогда еще не были так сильны у нас всякого рода прельщения и смешения. Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир… Религиозные философы проникались апокалипсическими настроениями. Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции. Ничего устойчивого более не было. Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние… В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни».
В эпоху культурного ренессанса произошел как бы «взрыв» во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре… Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.
Западноевропейская культура эпохи Возрождения
... на благодатную почву. В результате более чем двухвековой эпохи Ренессанса мировая культура обогатилась духовными сокровищами, ценность которых непреходяща. Однако эпоха Возрождения не может рассматриваться только как одновекторный, исключительно поступательный ...
1. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕЧАТЬ
На рубеже XX века бурный рост промышленного производства, основанного на новых технологиях, порождал потребность в развитии всей системы образования в России. Однако с конца 90-х гг. XIX века до 1913 г. уровень грамотности увеличился с 21 до 31%. Крестьянское население страны в основной массе оставалось неграмотным. В царствование Николая II правительство предпринимало шаги в расширении сети начального и среднего образования. Так, если в 1894 г. в России, насчитывалось до 32 тыс. начальных учебных заведений, то к 1915 г. их действовало уже около 124 тыс. Наиболее распространенными из них являлись сельские одноклассные и двухклассные земские училища с 3- и 5-летним сроком обучения, а также аналогичные по программе церковно-приходские училища. В городах же действовали высшие начальные училища. Наконец, общее среднее образование в империи давалось в 8-летних классических мужских и женских, гимназиях и прогимназиях с сокращенными по срокам и программе курсами по сравнению с гимназическими. Изменившиеся условия в экономике страны потребовали от царского правительства внесения коррективов в программы обучения, как в гимназиях, так и в 7-классных реальных и технических училищах, в которых давалось техническое образование. С 1896 г. на средства торгово-промышленной буржуазии создавались частные коммерческие училища: к 1913 г. их число достигло 250.
Большую роль в ликвидации неграмотности, особенно среди городского населения, сыграли различного рода внешкольные формы народного просвещения, из которых, помимо воскресных школ, на рубеже веков получили распространение рабочие курсы и «народные дома», создаваемые на частные средства. Наиболее яркими примерами могут служить Пречистенские рабочие курсы владелицы Тверской мануфактуры В. А. Морозовой (1897), Лиговский народный дом графини С. В. Паниной (1903) в Петербурге. С 1906 г. по инициативе передовой профессуры возникли народные университеты, наибольшую известность из них получил университет А. Л. Шанявского в Москве (1908).
В системе высшей школы царской России в предреволюционную эпоху насчитывалось около 120 вузов, причем свыше 60 являлись государственными (в том числе 10 университетов и 15 инженерно-промышленных институтов).
Остальные же были либо общественными, либо частными. Численность студентов на протяжении правления Николая II постоянно росла: если в 90-х гг. XIX в. вузах училось около 35 тыс. человек, то к 1915 г. их уже насчитывалось свыше 125 тыс. Заметно менялся социальный состав студентов (меньше стало выходцев из дворянско-чиновничьих слоев и больше, купеческой и мещанско-крестьянской среды).
К 1917 г. в России действовало более 20 высших технических и сельскохозяйственных учебных заведений. Дальнейшее развитие получило женское высшее образование: в стране было открыто около двух десятков частных высших женских курсов. Их выпускницы имели право сдавать государственные экзамены в университетах. В 1911г. основан Высший женский педагогический институт в С.-Петербурге. После первой российской революции властям пришлось вновь допустить некоторую либерализацию во внутреннем самоуправлении высшей школы: были разрешены выборы ректоров и деканов, а также легализована деятельность студенческих организаций. В начале XXв. отечественные деятели образования выдвинули программу социально-педагогических преобразований. Ее основные положения сформулированы В.И. Чарнолуским: демократизация общественного строя, демонополизация и децентрализация образования, широкое привлечение общественности и родителей к управлению образованием, развитие местного самоуправления, отделение школы от церкви и др. Эти идеи легли в основу многочисленных вариантов последующих образовательных реформ. В 1915-1916гг. под руководством министра народного просвещения Н.П.Игнатьева был подготовлен Проект реформы средней школы, устанавливавший единую среднюю общеобразовательную школу (гимназию) с 7-летним сроком обучения с приоритетом предметов естественного и математического циклов.
Русское языкознание 19 века: московская лингвистическая школа ...
... нового лингвистического мировоззрения, нацеленного на поиск внутренних, собственно лингвистических связей, закономерностей в языке. Идеи и методы лингвистической науки, разработанные Фортунатовым и его школой, ... ФОРТУНАТОВА Современный период в развитии отечественного языкознания характеризуется бурным расцветом лингвистических теорий вообще и синтаксических в частности. Многие актуальные вопросы ...
Большое значение в общественно-политической и культурной жизни России приобретала периодически печать. Ее освобождение от предварительной цензуры в период первой российской революции, а также широкое распространение коммерческих изданий способствовало резкому увеличению количества газет и журналов самых разных направлений. Так, если в конце XIX в. насчитывалось всего 105 газет, то в 1913 г. их выходило уже 1158 на 25 языках. Среди журналов особую популярность в начале века приобрели еженедельники. Наряду с выпускавшейся с 1870 г. А. Ф. Марксом иллюстрированной «Нивой» стал выходить знаменитый «Огонек» С. М. Проппера, появились такие литературно-художественные издания, как «Мир искусства», «Старые годы», «Аполлон», «Столица и усадьба» и др. Среди «толстых» журналов особым авторитетом пользовались либеральный «Вестник Европы», народнические «Русское богатство» и «Заветы», кадетский «Русская мысль», марксистские «Научное обозрение», «Мир божий» и «Просвещение». Огромную роль в распространении знаний и просвещении народных масс играли отечественные книгоиздатели А. С. Суворин и И.Д. Сытин, выпускавшие большими тиражами научные, художественные и дешевые популярные книги.
Образование в кон. XIX- нач. XX в. книжного рынка и формирование устойчивого спроса на отдельные виды литературы способствовали усилению концентрации капитала в книгоиздательском деле. Быстро росло число различных товариществ и обществ. К 1914 г. действовало 90 бумагоделательных, полиграфических и издательских акционерных компаний с общим капиталом 87,5 млн. руб. Таким образом, в России сложилась передовая издательская система, основанная на развитом предпринимательстве, которое было ориентировано на постоянный рост емкости книжного рынка. По объему выпуска книгоиздательской продукции Россия занимала 2-е место в мире, уступая лишь Германии.
2. НАУКА
В России в начале века широко велись фундаментальные и прикладные научные исследование. Достижения русских ученых обеспечивали потребности бурно развивавшегося народного хозяйства. Научные изыскания никогда не подвергались каким-либо цензурным ограничениям, а постоянно расширявшиеся контакты русских ученых с зарубежными коллегами, стажировки в западноевропейских учебных центрах и публикации научных трудов способствовали развитию научной мысли. В результате в целом ряде областей — химии, физиологии, медицине, географии, — русская наука выдвинулась на передовые рубежи.
Мировую славу принесло профессору Московского университета П. Н. Лебедеву открытие закона светового давления, благодаря которому была количественно подтверждена электромагнитная теория света, прояснен путь к пониманию взаимосвязи массы и энергии, значительно ускорена разработка теории относительности, квантовой теории и астрофизики.
Карамзинская реформа в истории русского литературного языка
... актуальность избранной темы. Цель настоящего исследования состоит в изучении особенностей синтаксической реформы, произведенной Н.М. Карамзиным. В задачи исследования входит следующее: 1. Описать состояние русского литературного языка на рубеже XVIII ...
В области химии продолжали свою работу великие ученые, получившие мировое признание еще во второй половине XIX в.,— Д. И. Менделеев и Н. Н. Бекетов, один из основоположников физической химии. Ученик Менделеева и Бутлерова А. Е. Фаворский в начале века активно занимался исследованиями в области углеводородов высокой степени непредельности, создавая основы химии ненасыщенных соединений. Результаты его многочисленных опытов позднее были использованы при разработке промышленного способа производства синтетического каучука и искусственных смол, и уже в 1910 г. талантливый русский химик, последователь Фаворского С. В. Лебедев впервые в мире получил образец синтетического каучука.
Особой широтой научных и общественных интересов отличается в этот период деятельность В. И. Вернадского. Энциклопедист, универсальный мыслитель мирового масштаба, он стал основоположником генетической минералогии, геохимии, биогеохимии, учения о живом веществе, теории биосферы, на которой впоследствии базировалась его идея о ноосфере как сфере планетарного разума, возникающей под воздействием научной мысли. Вернадский стал одним из создателей антропокосмизма — системы, в которой сливаются в единое целое естественноисторическая (природная) и социально-гуманитарная (человеческая) тенденции развития.
В области точных наук мировое значение имели работа русского ученого-математика Н.Е. Жуковского. Он заложил основы современного самолетостроения. По его проекту в 1902 г. была сооружена первая в Европе аэродинамическая труба, а в 1904 г. в поселке Кучино под Москвой создан первый в мире Аэродинамический институт. Замечательных успехов добились в начале века талантливые русские изобретатели и конструкторы, работавшие в области авиации. В 1910 г. Б.Н. Юрьев геликоптер (вертолет).
В том же году Я. М. Гаккель спроектировал и построил самолет-биплан, показавший на испытаниях высокие летно-технические данные. Но должного применения на практике эти изобретения в то время не получили в основном из-за отсутствия государственной заинтересованности и соответственно финансовой поддержки.
Вдали от научных центров, в провинциальной Калуге, работал гениальный самоучка Константин Эдуардович Циолковский. Он получил мировую славу как ученый и изобретатель в области аэродинамике, разработав за шесть лет до создания в России аэродинамической трубы ее прототип для испытания своих моделей. В 1903г. К.Э. Циолковский опубликовал «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в котором была изложена его теория реактивного движения. В своих трудах, почти на десять лет опередивших аналогичные работы, появившиеся за границей, Циолковский гениально сформулировал важнейшие принципы, на основе которых впоследствии были осуществлены космические полеты.
К началу XXв. относятся важнейшие исследования русского ученого-естествоиспытателя И.П. Павлова, создавшего учение о высшей нервной деятельности и основавшего крупнейшую физиологическую школу современности. Огромным событием в научном мире стал его доклад об условных рефлексах на Международном конгрессе физиологов в Мадриде в 1903г. А в 1904г. за труды в области физиологии кровообращения и пищеварения Павлову была присуждена Нобелевская премия.
Древние славянские божества в русских сказках. История и вымысел
... историю, успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни. Центральное место в ... русскому ... В VI в. повелителем Вселенной признавали бога-громовержца Перуна. В договорах X в. с греками, русские ... в сказочных повествованиях в соответствии со временем бытования сказки ... символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в ...
В 1908г. Нобелевской премией отмечены заслуги ученого-биолога И.И. Мечникова. Работая с 1888г. в Пастеровском институте в Париже, он создал фагоцитарную теорию иммунитета, теорию происхождения многоклеточных организмов, изучал проблемы старения.
Продолжали развиваться традиции русских географов-путешественников XIXв. мировую славу принесли русскому исследователю П.К. Козлову экспедиции в Среднюю и Центральную Азию. Завершившаяся в 1901г. монголо-тибетская экспедиция существенно дополнила результаты исследований Н. М. Пржевальского и дала богатейший материал для изучения географии, климата, животного и растительного мира Тибета.
В начале XX в. Русское географическое общество, возглавляемое знаменитым ученым и путешественником П. П. Семеновым-Тян-Шанским, разрабатывало планы полярных экспедиций, продолживших героическую летопись географических открытий.
Главные достижения в исторической науке этого периода связаны прежде всего с именами В. О. Ключевского, П. Н. Милюкова, Н. П. Павлова-Сильванского, Д. С. Лаппо-Данилевского, А. Е. Преснякова, А. А. Шахматова и других, чьи труды получили мировое признание.
«Курс русской истории» В. О. Ключевского был первой и единственной попыткой проблемного подхода к изложению русской истории. В отличие от своих предшественников, в том числе С. М. Соловьева, он отошел от традиционного изложения исторических событий с позиций государственной школы. Основной акцент Ключевский перенес на теоретические обобщения, характеризующие исторический процесс как жизнь человечества в ее развитии и результатах ». В центре его внимания была история не государства, а народа. При этом, вопреки установившейся традиции, рассматривать историю России как явление исключительно самобытное, Ключевский исследовал ее как «местную историю» в контексте истории всеобщей. Впервые в русской историографии он предпринял попытку проанализировать историю общественных классов («общественных элементов») и изучить роль экономического фактора на протяжения всей истории России.
Широкую известность в международных научных кругах приобрели исследования А. А. Шахматова по истории русского летописания, начало изучению которого положил А.Л. Шлецер. Шахматов связал историю летописания с языкознанием и общим ходом исторического процесса. Он впервые подошел к подлинной исторической критике источника, когда каждый из элементов текста летописного свода берется не как нечто данное и неизменное, а как продукт определенных исторических условий, как историческое явление, возникшее в конкретной исторической среде. Благодаря такому подходу знаменитое исследование Шахматова «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908), посвященное истории «Повести временных лет», превратили в историю Древней Руси.
Видную роль в изучении проблем всеобщей истории, в частности европейской крестьянской общины, сыграл М. М. Ковалевский. Юрист, историк и социолог, Ковалевский внес заметный вклад в развитие общественных наук. В 1895—1899 гг. вышел в свет его капитальный труд «Происхождение современной демократии», который имел особое значение для русского читателя. В 1901 г. в Париже он основал Высшую русскую школу общественных наук, лекторами в которой были В.М. Чернов и В. И. Ленин, а слушателем — Л. Д. Троцкий. С 1909 г.Ковалевский издавал в России либеральный журнал «Вестник Европы». В 1910 г. увидела свет его двухтомная «Социология». М.М. Ковалевский сыграл заметную роль в возрождении российского политического масонства. В 1907—1908 гг. он, будучи членом французской масонской ложи, участвовал в создании лож «Полярная звезда» в Петербурге и «Возрождение» Москве.
Традиции русской жизни в произведениях искусства (литературе, ...
... ценностей; 2) поддерживать интерес обучающихся к изучению русской литературы и живописи. Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: ... в творческой работе «Какую из традиций бывшей русской жизни мне более всего жаль?». 9. Индивидуальная работа над основной мыслью сочинения. ... в книге Ю. М. Лотмана «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX в.)» ...
В историю мировой культуры творческий подъем русской философий начала XX в. вошел как русский духовный ренессанс. Русские мыслители возвратили человека и его духовный мир в разряд космических категорий, а нравственные заповеди и совесть положили в основу мироздания.
Призыв к возрождению идеалистической философии в противовес материалистическим концепциям прoзвучал в программном сборнике статей «Проблемы идеализма» (1902), в составлении которого приняли участие Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, отошедшие от «легального» марксизма.
В 1909 г. увидел свет знаменитый сборник статей представителей русской интеллигенции «Вехи». Его авторы подвергли критике воззрения вождей русского революционного движения. По мысли «веховцев», социальные революции неизбежно несут кровавые потрясения и гибель общества. Позитивная программа автора сборника ориентирована на социальный реформизм, 1 есть самосовершенствование личности на основе религиозно-культурных традиций, и, как следствие, постепенное преображение жизни русского общества под влиянием духовных факторов. Русское образованное общество в массе своей не восприняло религиозно-социальных идей «Вех». Как писал впоследствии Бердяев, «для религиозного ренессанса не хватало сильной и сосредоточенной воли, была слишком большая культурная утонченность… и этот высший культурный слой был слишком замкнут в себе».
3. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
На грани веков,в столкновении противоположных течений и направлений реализма и модернизма возникло то уникальное явление, которое вошло в историю мировой культуры под названием «Серебряный век» русской литературы и искусства. Творцы культуры, теснейшим образом связанные с глубокими исканиями русской философской мысли, делали удивительные открытия в духовной сфере, развивали уже существовавшие и создавали совершенно новые направления в искусстве. Отказавшись от продолжения традиций и пройдя в последней трети XIX в. через увлечение натурализмом, многие художники обратились к индивидуализму, «чистому искусству», стремясь постичь идеальную сущность мира.
Их интересовали «скрытые реальности», невидимые, внутренние механизмы бытия, они уходили от наглядности, от похожести, отдаваясь поискам новых выразительных форм и средств, создавая «искусство для искусства». Искания эти обернулись глубокой трагедией лучших представителей интеллигенции, которая в этот переломный исторический момент перестала определять направление духовного развития русского общества, оторвавшись от уровня понимания подавляющего большинства полуобразованных масс.
Вместе с тем парадоксальным явлением, характерным для кризисного периода истории, стало то, что даже те направления, течения и группы в искусстве, которые демонстративно избегали какой-либо социальной и политической ориентации, непременно оказывались в центре кипящих политических страстей и причислялись к выразителям оппозиционных настроений в обществе.
Cочинение «»Жизнь коротка, искусство вечно» (1)»
... культуры? На самом деле, «вечные темы» вечны уже потому, что них не существует времени. И сегодня создаются литературные произведения, заслуживающие того, чтобы остаться в веках. Жизнь коротка, искусство вечно, ... шескпировского «Гамлета» театром Мейерхольда, а также экранизация знаменитой трагедии русским режиссером Козинцевым. И это лишь немногие примеры того, как мастера искусств осваивают наследие ...
Литература.
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/russkaya-kultura-nachala-vekapo-istorii/
Этические воззрения Толстого находят свое выражение не только в литературных произведениях этого периода («Живой труп», «После бала», «Хаджи-Мурат»), но и в его публицистике. Огромный общественный резонанс имела статья «Не могу молчать!» (1908), в которой Лев Николаевич гневно протестовал против жестокости правительства, широко применявшего смертную казнь для подавления революционных выступлений.
Рядом с Толстым в литературе этого периода стоят А.П. Чехов, А.И. Куприн, И.А. Бунин, продолжавшие классические традиции русского искусства. Современники склонны были видеть в их творчестве выражение общедемократических идеалов независимо от желания и намерений самих авторов.
А. П. Чехов в 1901-1904 гг. создал пьесы, ставшие мировой классикой, — «Три сестры» и «Вишневый сад». В них ему удалось передать особую тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия неизбежных перемен охватившего все русское общество. Чеховский театр это достояние мировой культуры, неиссякаемый источник вдохновения актеров и режиссеров.
В начале века в полной мере раскрывается большой и самобытный талант А. И. Куприна. Широкий успех принесла ему повесть «Поединок» (1905).
Исключительная наблюдательность, «жадность к жизни», мастерское умение Куприна воспроизводить жизнь во всей конкретности и многообразии, поэтичность и богатство его литературного языка — все это сразу завоевало признание современников.
Сверстник и друг Куприна И.А. Бунин вошел в литературу как выдающийся прозаик и замечательный поэт. Блестящий стилист, в котором видели наследника Тургенева, тонкий и одухотворенный певец природы, Бунин главной своей темой сделал сельскую Русь, крестьянскую и дворянскую.
Как продолжатель традиций демократической литературы дебютировал еще один крупный писатель эпохи — беллетрист и драматург Леонид Андреев. осуждением безумия войны пропитан его рассказ «Красный смех» (1904), получивший широкую известность среди современников. После первой российской революции обозначился заметный поворот писателя к родственным декадентству тенденциям. Мистически-философский характер созданных им в это время многочисленных аллегорических трагедий — «Жизнь человека», «Царь Голод», «Анатэма» — стал проявлением и пессимистического миросозерцания художника.
Популярным писателем был в эти годы Федор Соллогуб (Ф. К. Тетерников), в творчестве которого причудливо сочетались черты модернизма и реализма.
Совершенно особое место в русской литературной жизни начала века занимает Максим Горький (Алексей Максимович Пешков).
В 1900 г. он так формулирует для себя задачу литературы и искусства: «Запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного… пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни — самое лучшее, самое значительное, самое дорогое, святое и что кроме его — нет ничего достойного внимания». Вскоре М. Горький сближается с российскими социал-демократами; яркость, романтизм и художественная неповторимость его первых, «босяцких», рассказов уступает место громким призывам к буре, преклонению перед революцией. В печати появляются произведения, которые обозначают зарождение литературы так называемого социалистического реализма. Сам Горький это направление определял как «реализм людей, которые изменяют, перестраивают мир, реалистическое образное мышление, основанное на социалистическом опыте». Радикально настроенная часть общества с восторгом восприняла знаменитую «Песню о Буревестнике» и провозгласила Горького глашатаем революции.
Основные направления в культуре и искусстве XIX века
... жизни трудового народа. Борьба за русское национальное искусство в полной мере выразились в движении передвижников. Языком академического художественного стиля передвижники говорили о повседневных социальных проблемах России. ... в европейской художественной культуре не смог стать "стилем эпохи", поскольку ... оппозицией французскому классицизму, иллюзиям века Просвещения. Рационализму и классицизму ...
Большое влияние на Горького оказало его знакомство с Чеховым, который посоветовал ему попробовать свои силы в драматургии. В 1901 г. появляется пьеса «Мещане», в 1902 — «На дне», в 1904—1905 гг. — «Дачники», «Варвары», «Дети солнца». Поставленные Малым художественным театром, они шли с неизменным успехом, чему способствовали и талант автора, и явно прослеживаемая чеховская традиция. В годы, предшествовавшие первой российской революции, Максим Горький возглавил издательское товарищество «Знание». С 1904 г. оно начало выпускать сборники, в которых, помимо произведений Горького, увидели свет сочинения Л. Андреева, А. Куприна, И. Бунина, В. Вересаева, Н. Телешова и др.
Наиболее ярким модернистским течением в искусстве первого десятилетия нового века был символизм. Возникший в 80-е гг. XIX в. как направление французской литературы (Поль Верлен, Шарль Бодлер, Артюр Рембо и др.), символизм нашел приверженцев во многих странах Европы, постепенно превратившись в многогранное художественное и философское движение, определявшее не только творческие принципы своих сторонников, но и их стиль жизни. Он оказал влияние как на литературу, так и на живопись, музыку, театральное искусство.
В 90-е гг. в это общеевропейское течение свежим потоком вливается русский символизм. В России публикуются литературные манифесты Н. Минского «При свете совести» и Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», выходят в свет три небольших сборника стихотворений «Русские символисты», представившие публике поэтическое творчество В. Я. Брюсова, издаются произведения К. Д. Бальмонта, Ф. Соллогуба, 3. Н. Гиппиус.
Русский символизм возник как реакция на позитивизм, гражданственность в искусстве, натуралистичность и описательность изображения, которым он противопоставил «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности».
Наивысший творческий взлет русскому символизму суждено было пережить в начале века, когда в литературу вступила новая плеяда поэтов — «младосимволистов»: А. Белый, А. А. Блок, В. И. Иванов, Иннокентий Анненский, М. Волошин. Они не приняли самодовлеющего эстетизма, крайнего субъективизма и пессимизма символистов старшего поколения, отстаивали идею творчества как служения высшему началу. Завершение исторического цикла, рождение нового столетия они воспринимали не как предвестие торжества хаоса, а как символ грядущего преобразования мира, преддверие новой жизни в вечности, духовного преображения.
Вера в непреходящую ценность человеческого духа стала стержнем философских и художественных исканий символистов «второй волны».
Ы по культуре и искусству
... Реферат 2001 год Оглавлени... Реферат: Модернизация в современной России Российская Академия Государственной Службы при Президенте Российской Федерации. Уральская Академия Государственной Службы. Факультет Государственное и м... Реферат: Николо Макиавелли: политическая культура ... имени А.И.... Статья: Славянская Библия: основные издания и место в духовной жизни Тихомиров Б. А. Встреча с Библией для ...
Самым последовательным и убежденным сторонником символизма и его теоретиком был Андрей Белый (Б. Н. Бугаев).
Символизм с самого начала являлся для него не просто художественным направлением, литературной школой — он воспринимался как образ мышления и образ жизни.
В1904 г. первый крупный успех был достигнут величайшим поэтом начала века А. А. Блоком, когда вышел в свет сборник его лирики «Стихи о Прекрасной Даме».
Блок вступил в литературу как поэт-символист. Огромный след в судьбе и творчестве А. Блока оставила первая российская революция, в которой он увидел «лицо проснувшейся жизни». Поэт приходит к убеждению, что художник может жить только « ритмами действительной жизни — страстью и трудом». Это означало фактический разрыв с символизмом, не только идейный, но и в личном плане (с давним другом и единомышленником A. Белым).
Относящиеся к этому периоду стихи Блока несут печать трагических противоречий эпохи, в них —
дыхание грядущих исторических, социальных и житейских бурь.
Изобразительное искусство.
Среди художников-реалистов первое место в это время занимает Илья Ефимович Репин. Проживая с 1899 г. В перестроенной по его эскизам усадьбе «Пенаты» на Карельском перешейке, Репин до 1907 г. преподает в Академии художеств. Находясь в зените своей славы, он получает официальный заказ на создание монументальной картины «Торжественное заседание Государственного совета» (1901—1903).
Написанная при участии B. М. Кустодиева и И. С. Куликова, картина стала крупным явлением в искусстве.
Интереснейшей фигурой среди художников, творивших на рубеже столетий, был ученик Репина Валентин Александрович Серов. Начав как член Товарищества передвижных художественных выставок, он затем примкнул к «Миру искусства». Но, как признавал А. Бенуа Серов «был одним и особенным художником». Впитав лучшее, что было в русском и мировом изобразительном искусстве, он стал великим портретистом, замечательным мастером пейзажа, историческим живописцем. Серов получает официальные заказы и пишет в 1901 — 1903 гг. портреты Александра III, Николая II, великих князей, деятелей русской культуры, втом числе актрисы М. И. Ермоловой (1905) и танцовщицы Иды Рубинштейн (1910).
Увлечение эпохой Петра I выявило грани его таланта как исторического живописца. Крупнейшим произведением Серова в этом жанре стала картина «Петр I» (1907).
Работам зрелого периода творчества Серова присущи отточенный лаконизм, острота психологических характеристик, удивительная выразительность.
Плодотворным было в эти годы и творчество другого замечательного художника — Михаила Врубеля, работы которого очень близки символистской поэзии. Причудливый сплав реального и фантастического в его полотнах, совершенство необычных красочных гармоний производили огромное впечатление на современников, хотя появление каждой новой его картины вызывало шумные споры. В 1900 г. Врубель завершил работу над удивительно поэтичной «Царевной Лебедыо», навеянной оперой Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». А в 1902 г. появляется один из наиболее известных вариантов на тему, которая неотступно владела художником на протяжении почти двадцати лет, — «Демон поверженный».
Заметную роль в развитии русского изобразительного искусства начала века играло объединение «Мир искусства». Оно оформилось в самом конце XIX в. вокруг группы, занимавшейся изданием одноименного журнала и организацией выставок под тем же названием. Его основателями и руководителями были художники А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев. Полного идейного единства среди членов «Мира искусства» не существовало, но в целом их сплачивало отрицание эстетики русских демократов второй половины XIX в. и передвижников, которые обвинялись в «направленстве», «подчинении живописных задач идейно-общественным». «Мирискусники» провозгласили отказ от иллюстративности и повествовательности, защищая «искусство для искусства». «Художник должен быть поглощен цветовым эффектом», говорилось в одной из программных статей объединения. Художники «Мира искусства» свободно обращались с формой и цветом, заметно увлекались символикой и прошлым, особенно XVIII и началом XIX в. При этом современники отмечали присущие именно им «ретроспективную мечтательность» и утонченный эстетизм.
К наиболее ярким художникам «Мира искусства» относится Константин Андреевич Сомов. Талантливый, изысканный мастер, он был увлечен, как заметил Бену а, «эпохой бисера и альбомов», пленен «мечтой о трогательном быте забытых мертвецов». Сомов оставил много картин любимого им «ретроспективно-галантного жанра», пронизанных мягкой иронией («Вечер», 1902), немало пейзажей и выразительных портретов («Блок», 1907), близость которых символистской литературе того времени отмечали современники.
Музыка. Музыкальное и исполнительское искусство в первые годы нового столетия находилось на подъеме во многом благодаря творчеству тех деятелей культуры, которые прославились еще во второй половине XIX в. Лидерство среди них по праву принадлежит Н. А. Римскому-Корсакову. В этот период он много работает с коллективами Московской частной оперы Саввы Мамонтова и Мариинского театра и создает такие оперные шедевры, как «Сказка о царе Салтане» (1899—1900), «Кощей Бессмертный» (1901—1902), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1902—1904), «Золотой петушок» (1907—1908).
В мае 1907 г. Римский-Корсаков дирижировал первыми Русскими историческими концертами, организованными С.П. Дягилевым в Париже.
Важное место в плеяде композиторов занимает любимый ученик П. И. Чайковского Сергей Иванович Танеев. В этот период он находился в центре музыкально-общественной жизни страны. Танеев создал композиторскую школу, воспитал много музыковедов, дирижеров, педагогов. Один из его учеников — С. В. Рахманинов писал о нем: «Сергей Иванович Танеев — композитор-мастер, образованнейший музыкант своего времени, человек редкой самобытности, оригинальности, душевных качеств, вершина музыкальной Москвы». В следующем поколении русских композиторов и музыкантов именно ученики Танеева стали кумирами ценителей музыкального искусства.
Необычайно многогранно проявились в эти годы дарования Сергея Васильевича Рахманинова. Виртуозный пианист, оперный и симфонический дирижер, композитор, он обретает мировую известность и славу. Настроением радостного ожидания грядущих перемен пронизаны многие из наиболее значительных и ярких его произведений этих лет: кантата «Весна» на слова Н. А. Некрасова («Идет-гудет зеленый шум…»), оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» (1904), великолепная Вторая симфония (1906—1907).
С. В. Рахманинов часто выступает с концертами в городах России и за рубежом. Зимой 1909—1910 гг. он совершает большое концертное турне по США и Канаде и завоевывает мировое признание как величайший пианист современности. Его имя ставится в один ряд с именами таких известнейших в истории фортепьянного исполнительского мастерства художников, как Ференц Лист и Артур Рубинштейн.
В полной мере проявляется в эти годы удивительная самобытность другого великого ученика Танеева — композитора и пианиста Александра Николаевича Скрябина. В 1905 г. в Париже была исполнена его Третья симфония — «Божественная поэма», ставшая для многих подлинным открытием Скрябина. Сочинявшаяся в 1903—1904 гг., она вобрала все предшествующие мучительные искания художника и явилась наиболее полным и последовательным выражением его философской программы. В «Божественной поэме» нашел воплощение неповторимый индивидуальный стиль Скрябина.
На 1904—1910 гг. приходится новый этап творческой жизни композитора, когда окончательно выкристаллизовывается его оригинальная романтико-идеалистическая концепция. Всю свою деятельность Скрябин подчиняет созданию воображаемой «Мистерии», цели которой далеко выходят за рамки музыкального искусства. Новые художественные задачи приводят композитора к радикальной реформе стиля. Главным произведением данного периода творчества и подлинным событием в мире музыки стала «Поэма экстаза» (1905— 1907).
Детально разработанная и изложенная в стихах программа этого произведения была опубликована в виде отдельной брошюры в Женеве в 1906 г. Лично знавший Скрябина Г. В. Плеханов в том же году отмечал: «Музыка его — грандиозного размаха. Эта музыка представляет собой отражение нашей революционной эпохи в темпераменте и миросозерцании идеалиста-мистика». В 1909—1910гг. А. Н. Скрябин создает свою «Поэму огня» («Прометей»).
Имя античного героя символизирует, по мысли автора, «активную энергию Вселенной», это — творческий принцип, огонь, свет, жизнь, борьба, усилие, мысль.
В партитуру поэмы Скрябин впервые в мировой музыкальной практике ввел световую строку, предназначавшуюся для «светового клавира». Записанные в этой строке обычными нотными знаками эффекты меняющихся красок основаны на разработанной самим композитором шкале звуко-цветовых соответствий, но каких-либо указаний о том, какая нота какой цвет обозначает, в самой партитуре нет. «Прометей» стал последним симфоническим произведением Скрябина. В 1910 г. он полностью посвящает себя работе над «Мистерией». Одновременно он много концертирует, и каждая его новая премьера становится значительным художественным событием. Скрябин-пианист был неповторимо вдохновенным интерпретатором собственных произведений. «Весь — нерв и священное пламя» — так писала о нем критика.
1909 г. стал поворотным в творчестве тогда еще начинающего композитора Игоря Федоровича Стравинского. После петербургской премьеры его «Фантастического скерцо» присутствовавший на концерте С. П. Дягилев предложил ему написать балет «Жар-птица» для «Русских сезонов» в Париже. Впервые балет, поставленный М. М. Фокиным, был с огромным успехом исполнен в 1910 г. в Театре Елисейских полей. «Очаровательно оригинальным» назвал это произведение Клод Дебюсси. В том же году Стравинский начинает вместе с Н. К. Рерихом писать либретто «Весны священной», а осенью приступает к работе над балетом «Петрушка».
Театр. В октябре 1898г. артист-любитель К.С.Станиславский и драматург В.И.Немирович-Данченко открыли Художественно-общедоступный театр (МХТ), ныне МХАТ им. Чехова. Театр открыл новую эпоху в отечественном театральном искусстве, оказавший огромное воздействие на мировой театр. Его создатели считали его «первым разумным, нравственным общедоступным», который стал бы художественным противовесом театральной практике императорских и провинциальных театров, с учетом опыта общеевропейского движения «свободных театров». Первый спектакль (по пьесе А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович») имел громкий успех, исполнитель главной роли И.М.Москвин проснулся знаменитым. Новые творческие принципы молодого театра закреплены в спектакле «Чайка» по пьесе А.П.Чехова. Станиславский требовал от актеров не изображения персонажа, а полного перевоплощения в образ. Театр выдвинул плеяду выдающихся исполнителей: И.М.Москвин, О.Л.Книппер-Чехова, В.И.Качалов, М.П.Лилина, Л.М. Леонидов, В.С.Мейерхольд, М.А.Чехов. Для работы в МХТ привлекались лучшие художники того времени: М.В.Добужинский, А.Н.Бенуа, Н.К.Рерих, Б.М.Кустодиев. В 1904 г. в С.-Петербурге свой театр открыла актриса Александринского театра В.Ф.Комиссаржевская, на сцене звучали пьесы Горького, Островского, Чехова, Ибсена и других современных зарубежных драматургов. Комиссаржевская прославилась исполнением роли Ларисы в «Бесприданнице», Нины в «Чайке». Характерным явлением русской театральной жизни были многочисленные студии.
Архитектура.
Модерн стал господствующим стилем в первые годы нового века и преобразил облик многих городов России. В Петербурге в этом стиле застроены Каменноостровский проспект и часть Большого проспекта на Петроградской стороне. Но наиболее последовательное развитие архитектурный модерн получил в Москве, хотя относящиеся к нему постройки не составляют единого массива — они разбросаны по всему историческому центру города. К самым значительным московским архитектурным памятникам в стиле модерн относится построенная в 1899—1903 гг. Л. Н. Кекушевым по проекту В. Ф. Валькотта гостиница «Метрополь». Ее украшает огромное майоликовое панно, выполненное по великолепной работе М. А. Врубеля «Принцесса Греза». В стиле модерн творил знаменитый русский архитектор Федор Осипович Шехтель. По его проектам выполнены роскошный особняк С. П. Рябушинского у Никитских ворот (1900) и здание Ярославского вокзала (1902).
В мае 1896 г. в Петербурге в саду «Аквариум» состоялся первый киносеанс. С этого времени число кинематографических представлений в стране стремительно растет. Кинематограф как новый вид зрелищ ознаменовал собой возникновение и распространение феномена городской массовой культуры. К 1903 г. относится появление в России стационарных кинотеатров — «иллюзионов», «электротеатров».
В 1907 г. петербургский фотограф А. О. Дранков объявил об открытии киноателье. На следующий год этим киноателье была выпущена первая русская игровая кинокартина «Понизовая вольница» («Стенька Разин и княжна»), созданная режиссером В. Ф. Ромашковым на тему популярной песни о Стеньке Разине. Это событие положило начало становлению отечественной художественной кинематографии.
Наибольшее развитие кинопроизводство получило в Москве и было неотделимо от деятельности А. А. Ханжонкова, основавшего первую в России кинофабрику. Большую часть русского кинорепертуара поначалу составляли примитивные иллюстрации к учебникам по отечественной истории, а также экранизации романов» легенд и песен. Наиболее известным является полнометражный игровой фильм «Оборона Севастополя» (1911) режиссеров В. М. Гончарова и А. А. Ханжонкова.
Второе десятилетие XX в. отмечено в России бурным ростом кинопроизводства. Если в 1910 г. отечественная кинопромышленность выпустила 30 фильмов, то в 1914 г. их количество достигло 330. «Звездами» отечественного кинематографа были Вера Холодная, Витольд Полонский, Владимир Максимов, Иван Мозжухин и др. Более ста фильмов отснял в этот период режиссер П. И. Чердынин, и все они пользовались большим коммерческим успехом. В дальнейшем кинематограф в России воистину стал важнейшим из всех искусств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творчеством, новизна, напряженность, борьба, вызов.
В заключении словами Н.Бердяева хочется описать весь ужас, весь трагизм положения, в котором оказались творцы духовной культуры, цвет нации, лучшие умы не только России, но и мира.
«Несчастье культурного ренессанса начала XX века было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени. Это имело роковые последствия в характере, который приняла русская революция… Русские люди того времени жили в разных этажах и даже в разных веках. Культурный ренессанс не имел сколько-нибудь широкого социального излучения… Многие сторонники и выразители культурного ренессанса оставались левыми, сочувствовали революции, но было охлаждение к социальным вопросам, была поглощенность новыми проблемами философского, эстетического, религиозного, мистического характера, которые оставались чуждыми людям, активно участвовавшим в социальном движении… Интеллигенция совершила акт самоубийства. В России до революции образовались как бы две расы. И вина была на обеих сторонах, то есть и на деятелях ренессанса, на их социальном и нравственном равнодушии…
Раскол, характерный для русской истории, раскол, нараставший весь XIX век, бездна, развернувшаяся между верхним утонченным культурным слоем и широкими кругами, народными и интеллигентскими, привели к тому, что русский культурный ренессанс провалился в эту раскрывшуюся бездну. Революция начала уничтожать этот культурный ренессанс и преследовать творцов культуры… Деятели русской духовной культуры в значительной своей части принуждены были переселиться за рубеж. Отчасти это была расплата за социальное равнодушие творцов духовной культуры».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/russkaya-kultura-nachala-vekapo-istorii/
1. Есин А.Б. Литературоведение. Культурология. Избранные труды. – М.: Флинта, 2002. – 253 с.
2. Зуев М.Н. История России 2т. – М.: Новая волна, 2002. – 512с.
3. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2003. – 385с.
4. Каверин Б.И. Культурология. Учебное пособие. – М., Юриспруденция, 2001г. – 366 с.
5. Кармин А.С. Культурология. – СПб.: Омега-Л, 2001. – 336 с.
6. Марков А.Н. Культурология. – М.: Инфра-М, 2000. – 309 с.
7. Малюга Ю.Я. Культурология. – М.: Инфра-М, 2001. – 298 с.
8. Мамонтов С.П. Основы культурологии. – М.: Олимп, 2007. – 610 с.
9. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. Издание второе. – М.: Экзамен, 2002 г. – 388 с.
10. Радугин А.А. Культорология – М.: ЮНИТИ, 2008. – 585 с.
11. Радугин А.А. Хрестоматия по культурологии. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 649 с.
12. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. – М.: Альфа, 2001 г. – 425 с.
13. Розин В.М. Культурология. – М.: Форум-Инфра М, 2006. – 496 с.
14. Солонина Ю.Н. Культурология. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 530 с.
15. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М.: Академический проект, 2000. – 439 с.