Региональные особенности русского танца, казачьего (Ростовская область)

Дон — это, прежде всего, казачество. Донские казаки сыграли большую роль в обороне России от внешних врагов. Военная деятельность казачества наложила сво¬еобразный отпечаток на повседневный быт и народное творчество.

Многомиллионный народ, населяющий в настоящее время берега Дона, Ку¬бань, Забайкалье и даже Камчатку, с гордостью называющий себя в течение многих веков “казаками”, едва ли может правильно понимать носимое ими имя, а тем более объяснить его значение. Задача действительно нелегкая, тем более что название на¬рода “Казаки” тесно связано с вопросом о его происхождении. Казаки отстояли для России весь юг, покорили Сибирь, проникли на Амур за 200 лет до его присоедине¬ния, открыли Берингов пролив за 100 лет до Беринга (казак Дежнев).

(6)

На покоренных и отвоеванных у татар и турок землях они стали твердой ногой по Дону, Тереку, Уралу, сохраняя свои нравы, обычаи.

Историк Фишер в своей книге слово “казак” относил к языку татарскому. Оно означает, по его мнению, такого человека, у которого нет семьи или нет постоянно¬го жилища. По мнению Сталенберга, слово “казак” означает вольный, живущий на границе и всегда готовый служить за деньги. (6)

Донской историк В.Д. Сухоруков в составленном им в 20-х годах прошлого сто¬летия “Историческом описании земли войска Донского” говорит, что “слово казак известно в России было гораздо раньше; из летописей видно, что казаками называ¬лись люди вовсе не только служившие, но даже разорявшие Украину”: “На поле хо¬дят баловни — казаки … живут своими казачьими обычаями”. (6)

Таким образом, слово “казак” означало отважного наездника, живущего набе¬гами и войной, не привязанного к земле и домовитости. Недостаток летописных ис¬точников, как российских, так и зарубежных, не позволяет точно определить время зарождения Донского казачества как самостоятельной вольной военизированной общины, имеющей свою организацию и свои особенности. Некоторые авторы нахо¬дят отправные моменты истории Донского казачества даже в эпохе амазонок. Но большинство склоняется к тому, что процесс формирования казачества на Дону про¬ходил параллельно с процессом христианизации Киевской Руси. Так, в 1265 году, то есть еще во времена владычества на Руси татаро-монголов, была учреждена так на¬зываемая Сарайская христианская епархия, которая охватывала население огром¬ной территории между Волгой и Днепром, а значит — и Подонья.

Для казаков характерна традиция совместного досуга: общественные трапезы после окончания сельскохозяйственных или промысловых работ, проводы и встре¬чи казаков со службы. Почти все празднования сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерной особенностью были “гулебные” игры, инсценировка военных баталий или казачей “вольницы”. Среди донских казаков существует обычай “ходить со знамением” на масленицу, когда выбранный “ватаж¬ный атаман” обходил со знамением дома станичников, принимая от них угощения. На крестинах мальчиков “посвящали в казаки”: надевали на него саблю и сажали на коня. Гости приносили в дар стрелы, патроны к ружью. Наиболее значимыми рели¬гиозными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечался пре¬стольный общевойсковой праздник день святого — покровителя войска.

8 стр., 3587 слов

Казачество в России

... нашей эры в древнеиндийской литературе этим словом называли свободных, вольнонаемных крестьян. Большинство ученых, говоря об ордынских, запорожских, ногайских, донских и других казаках, отрицает, что это слово когда-либо обозначало работников, и связывает ...

Во время общих гуляний много было и песен, и танцев. Для казаков в большей степени характерны хороводы.

Цель данной работы – рассмотреть особенности казачьей танцевальной культуры.

Рукав косой, с присборенной головкой, длинный, оканчивается воланом из кружева. Волосы на макушке собраны в узел. На шее бусы. На ногах туфли на небольшом каблуке.

Костюм юноши. Рубашка-косоворотка из легкого шелка бледно-розового или бледно-голубого цвета. Воротник, планка и манжеты обшиты красным кантиком. Рубашка подпоясывается узким кушаком из плотной ткани или веревки. На голове фуражка. Брюки темно-синие с лампасами. На ногах сапожки.

Описание танца

Исходное положение

Перед началом танца девушки выстраиваются за левыми кулисами, юноши — за правыми, от первой кулисы до задника на одинаковых друг от друга интервалах.

Исполняются последние четыре такта песни «Летел голубь через город», во время которых девушки и юноши стоят за кулисами.

Первая фигура (8 тактов)

1—4 такты. Исполняя песню «Летел голубь через город», на сцену с двух сторон выходят танцоры. Руки у девушек опущены вниз, у юношей на ремне.

Они двигаются, исполняя четыре простых шага (шаг на каждую четверть).

Отойдя от кулис примерно на 1—2 метра, все останавливаются в ровных шеренгах, лицом к центру сцены. Девушки слева, юноши справа.

5—8 такты. Девушки исполняют переменный ход, поднимают правую руку вперед и продвигаются по кругу, по ходу часовой стрелки, доходят до своих мест. Юноши, исполняя песню, любуются девушками.

Вторая фигура (8 тактов)

1—4 такты. Юноши простым шагом исполняют 8 шагов (один шаг на каждую четверть), двигаются к девушкам.

5 такт. Юноши делают легкий поклон девушкам и протягивают им правые руки. 6—8 такты. Девушки собираются в тесный кружок. Юноши переглянулись, повернувшись через левое плечо на 180 градусов, пошли на свои места. Девушки становятся большим полукругом.

Третья фигура (8 тактов)

1—4 такты. Юноша № 4 исполняет переменный ход с первым шагом на каблук (движение 2), идет к девушкам, руки двигаются, как при ходьбе. Девушки стоят на месте.

5—6 такты. Юноша № 4 описывает маленький круг перед девушками, исполняя простой шаг (один шаг на каждую одну восьмую такта), руки на поясе, подбородок поднят вверх. Девушки складывают руки на груди и свысока смотрят на юношу.

7—8 такты. Юноша почти бегом, оглядываясь, бежит на свое место.

Четвертая фигура (8 тактов)

1—4 такты. Юноши № 5 и 6 исполняют переменный ход с ударами по голени¬щу (движение 3), двигаются по полукругу мимо девушек, против хода часовой стрелки. Доходят до авансцены.

31 стр., 15086 слов

Сценическое движение

... Практическое решение этих задач во многом зависит от степени подготовленности сценической речи и сценического движения. Именно поэтому столь важно научно обосновать и четко направить учебный ... верно направлена только в том случае, если педагогу понятна природа самого сценического движения, т.е. движения, которое делает обоснованным физическое поведение актера в роли. Необходимость совершенствовать ...

5—8 такты. Юноши № 5 и 6 поворачиваются на 180 градусов, исполняют про¬стой шаг, гордо проходят мимо девушек по ходу часовой стрелки на свои места. Девушки парами повернулись друг к другу: 1-я ко 2-й, 3-я к 4-й, 5-я к 6-й.

Пятая фигура (8 тактов)

1—4 такты. Юноша № 2 исполняет широко переменный ход с акцентирующим ударом (движение 5), продвигается к девушкам.

5— 6 такты. Исполняет перед девушками гармошку (движение 6), девушки на него не реагируют.

7—8 такты. Юноша повернулся спиной к девушкам, опустил голову и пошел на свое место.

Шестая фигура (16 тактов)

1—4 такты. Юноша № 3 исполняет шаги с ударами по коленкам и голенищам (движение 4).

Доходит до девушки № 1, продвигается по ходу часовой стрелки к девушке № 3.

5—8 такты. Исполняет сбивку (движение 7), руки раскрыты в стороны.

9—12 такты. Юноша № 3 с азартом исполняет на месте шаги с ударами по коленам и голенищам (движение 5).

Девушки хладнокровно, свысока смотрят на него.

13—16 такты. Юноша № 3 возвращается назад, исполняя простой шаг, показывает юношам жестом: «Не знаю, что им еще надо». Юноша № 1 поправляет на себе ремень, сапожки, фуражку.

Седьмая фигура (16 тактов)

I— 4 такты. Юноша № 1, исполняя 8 простых шагов (ногу вперед поднимает высоко), идет к девушке № 1. Все девушки заулыбались. Юноши довольны.

5—10 такты. Юноша № 1 исполняет шаг с поклоном (движение 8), кланяется каждой девушке. Девушки отвечают поклоном.

11 — 16 такты. Юноша переменным шагом возвращается на место. Юноши прихорашиваются. Девушки раскрываются на прямую линию.

Исполняется музыкальное сопровождение «Во горнице, во светлице»

Первая фигура (16 тактов)

1—16 такты. Девушки повернулись влево, юноши — вправо.

Исполняя простой шаг, на низких полупальцах, девушки и юноши друг за другом, плавно, не качаясь, идут перед задником. В центре задника каждый юноша поворачивается вправо на 180 градусов так, чтобы стать лицом к девушке, спиной к зрителю. Подают левую руку девушке. Девушки подают правую руку, в которой они держат платочек. На авансцене юноша становится рядом с девушкой и вместе продолжают движение по кругу против хода часовой стрелки, организуют общий круг, соединяют руки между собой.

Вторая фигура (8 тактов)

1—4 такты. Девушки идут в круг, берутся за руки и продолжают движение по ходу часовой стрелки. Юноши, организовав внешний круг, двигаются против хода часовой стрелки.

5—8 такты. Все опускают руки, юноши идут в центр и соединяют правые ру¬ки. Девушки выходят из центра и правой рукой берутся за левую руку юноши. Все двигаются по ходу часовой стрелки (девушки двигаются спиной вперед).

Третья фигура (16 тактов)

1—4 такты. Юноши делают поворот влево на 180 градусов, левую руку девушки перекладывают в правую руку. Пара № 1, дойдя до верхнего правого угла сцены, начинает двигаться по диагонали в левый нижний угол сцены, все двигаются за ней.

5—16 такты. Пары поднимают соединенные руки вверх. Первая пара, пригнувшись, двигается по «коридору» назад все медленно идут вперед. Выйдя из «коридора», выпрямляется и становится в колонну за другими. Все пары повторяют то, что делает первая пара. Сигналом для начала движения по «коридору» для каждой пары — начало такта.

3 стр., 1141 слов

Тургеневская девушка: что значит это выражение в литературе и жизни

... 40%). При этом 60% юношей и 50% девушек подчеркнули, что современным старшеклассницам и студенткам присущи черты тургеневских барышень. Однако классические представительницы ... не только наравне с мужчиной, а выше его». Сочинение-эссе для школьников , Сюда можно отнести: сильный ... наделена внутренней силой. Сломить их невозможно. Если они идут к цели, то обязательно ее достигают. Жертвенность — ...

9—12 такты. Вся колонна начинает движение назад. Проход по «коридору» вперед начинает последняя пара.

После того как пара выходит из «коридора», она становится впереди всех пар и тоже двигается назад.

13—16 такты. Повторить все, что делалось на 9—12 тактах этой же фигуры.

Четвертая фигура (16 тактов)

1—4 такты. Девушки друг за другом, двигаются вдоль левых кулис к левому верхнему углу сцены. Юноши по авансцене двигаются к правому нижнему углу сцены.

5—12 такты. Все исполняют переменный ход, начиная с правой ноги, вправо вперед, с левой ноги — влево вперед. Таким образом, девушки и юноши двигаются к центру сцены по диагонали. Начиная с центра сцены, линии то левым, то правым плечом проходят одна возле другой, меняясь местами и передвигаясь: юноши в левый верхний угол, девушки в правый нижний угол.

13—16 такты. Дойдя до левого верхнего угла, юноши поворачиваются влево вдоль левых кулис друг за другом идут ко второй кулисе.

Дойдя до правого нижнего угла, девушки поворачиваются влево и вдоль правых кулис друг за другом идут ко второй правой кулисе.

Финал (8 тактов)

1—4 такты. Девушки поворачиваются влево на 90 градусов и друг за другом идут через центр сцены к левой второй кулисе, останавливаются так, чтобы первая была у второй левой кулисы, последняя — у второй правой.

Юноши поворачиваются влево на 90 градусов, друг да другом идут через сцену и становятся за девушками.

5— 6 такты. Все идут вперед, выстраиваясь в одну линию.

7 такт. Поклон девушек: низко, согнуться в поясе, правая, рука на груди, левая опущена.

8 такт. Поклон юношей — легкий кивок головой.

Описание движений

Движение № 1. Переменный ход

Исходное положение ног — шестая позиция, носки чуть разведены, подняться на полупальцы.

Музыкальный размер — 2/4.

Раз Шаг правой ногой на полупальцы.