Старообрядчество

Христианство Портал:Христианство
Ихтис

Библия

Ветхий Завет

  • Новый Завет

Апокрифы

Евангелие

Десять заповедей

Нагорная проповедь

Троица

Бог Отец

Бог Сын (Иисус Христос)

Святой Дух

История христианства

Хронология христианства

Раннее христианство

Апостолы

Вселенские соборы

Великий раскол

Крестовые походы

Реформация

Христианское богословие

Грехопадение

  • Грех
  • Благодать

Ипостасный союз

  • Искупительная жертва

Спасение

  • Второе пришествие

Богослужение

Добродетели

  • Таинства
  • Эсхатология

Ветви христианства

Католицизм

  • Православие
  • Протестантизм

Древневосточные церкви

  • Антитринитарии

Старообря́дчество

Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской Церкви. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 [1] [2] в Российской империи официально именовались «раскольниками». В XX веке позиция Московской патриархии (РПЦ) по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению Поместного Собора 1971 года, постановившему, в частности, «утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие»[3] . Таким образом, Поместный Собор засвидетельствовал старые русские обряды как спасительные, порицательные выражения о старых обрядах были отвергнуты, а клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов отменены, «яко не бывшие».

Снятие «клятв», однако, не привело к восстановлению молитвенного (евхаристического) общения старообрядцев с канонически признанными поместными Православными Церквами. Старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской Патриархии как инославную. Поповцы полагают новообрядцев еретиками «второго чина» (для приёма в молитвенное общение от которых достаточно миропомазания, причём такой приём осуществляется, как правило, с сохранением духовного сана переходящего в старообрядчество лица) [4] [5] ; большинство беспоповцев (кроме часовенных и некоторых нетовцев) полагают новообрядцев еретиками «первого чина», для приёма которых в молитвенное общение обращающийся в старообрядчество должен быть крещён.

Исходя из своих воззрений на церковную историю, беспоповцы различают понятия «древлеправославного христианства» вообще (правой веры, по их мнению, идущей от Христа и апостолов) и старообрядчества в частности (оппозиции реформам Никона, возникшей в середине XVII века).

Крупнейшее старообрядческое объединение в современной РФ — Русская Православная Старообрядческая Церковь — относится к поповцам.


1. Реформы патриарха Никона

В ходе реформы, предпринятой Патриархом Никоном в 1653 году, богослужебная традиция Русской Церкви, сложившаяся в XIV-XVI веках, была изменена в следующих пунктах:

  1. Так называемая «книжная справа», выразившаяся в редактировании текстов Священного писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям, в частности, в принятом в Русской Церкви тексте перевода Символа Веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других исправлений, например, в слово «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»).

  2. Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена т. н. метаний, или малых земных поклонов — в 1653 году Никон разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; ещё и тремя персты бы есте крестились».
  3. Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).

  4. Возглас «аллилуйя» во время пения в честь Св. Троицы стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая).

  5. Изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.


2. Течения старообрядчества

2.1. Поповство

Одно из двух основных течений старообрядчества. Возникло в результате раскола и закрепилось в последнем десятилетии XVII века.

Примечательно, что сам протопоп Аввакум высказывался за то, чтобы принимать священство из новообрядческой церкви: «И иже в православных церквах, где пение без примеса внутрь алтаря и на крылосах, а поп новопоставлен, о сем посудить — аще он поп проклинает никониан и службу их и всею крепостию любит старину: по нужде настоящего ради времени да будет поп. Как же в миру быть без попов? К тем церквам приходить.» [6]

Поповцы приемлют все 7 таинств христианства и признают необходимость священников при богослужениях и обрядах. Характерно участие в церковной жизни не только священнослужителей, но и мирян.

Основными центрами поповства изначально был Нижегородский край, где насчитывались десятки тысяч старообрядцев, Донская область, Черниговщина, Стародубье. В XIX веке крупнейшим центром поповства стала община Рогожского кладбища в Москве, в которой ведущую роль играли владельцы мануфактур.

Вначале поповцы были вынуждены принимать священников, перебегавших по различным причинам из Русской православной церкви. За это поповцы получили название «беглопоповцы». В силу того, что многие архиепископы и епископы либо присоединились к новой церкви, либо, в противном случае, были репрессированы, старообрядцы не могли сами рукоположить дьяконов, священников или епископов. В XVIII веке было известно несколько самозваных епископов (Афиноген, Анфим), которые были разоблачены староверами.

При приёме беглых новообрядческих священников поповцы, ссылаясь на постановления разных Вселенских и поместных соборов, исходили из действительности рукоположения в РПЦ и возможности приема трехпогружательно крещеных новообрядцев в т.ч. священство 2-м чином (через миропомазание и отречение от ересей), в виду того, что Апостольская преемственность в этой церкви сохранилась, несмотря на реформы.

В 1800 году, небольшая часть поповцев перешла под юрисдикцию РПЦ, сохранив дореформенную обрядность. Для них была создана отдельная структура — т. н. Единоверческая церковь. Впоследствии большая часть воссоздала трёхчинные иерархии, третья часть перешла в беспоповщину.

В 1846 году, после перехода в старообрядчество митрополита Боснийского Амвросия, возникла Белокриницкая иерархия, которая в настоящее время является одним из самых крупных старообрядческих направлений, приемлющих священство.

По догматике поповцы мало отличаются от новообрядцев, однако придерживаются при этом старых — дониконианских — обрядов, богослужбных книг и церковных традиций.

Численность поповцев на конец XX века составляет около 1,5 миллиона человек, большая часть которых сосредоточена в России (самые большие группы находятся в Московской и Ростовской областях).

В настоящее время поповцы делятся на две основные группы: Русская православная старообрядческая церковь и Русская древлеправославная церковь.


2.2. Беспоповство

древлеправославные христиане иже священства не приемлющие

Беспоповцы первоначально селились в диких необжитых местах на побережье Белого моря и потому стали называться поморами. Другими крупными центрами беспоповцев стали Олонецкий край (современная Карелия) и речка Керженец в Нижегородских землях. Впоследствии, в беспоповском движение возникли новые разделения и образовались новые согласия: даниловское (поморское), федосеевское, Филиповское, часовенное, спасово, аристово и другие, более мелкие и экзотические, вроде средников, дырников и бегунов. В настоящее время крупнейшее объединение беспоповства — Древлеправославная поморская церковь.

К числу беспоповских согласий в ряде случаев относили и относят некоторые псевдохристианские секты на том основании, что последователи этих сект также отвергают окормление официальным священством.


3. Отличительные черты

3.1. Богослужебно-обрядовые особенности

Отличия «древлеправославной» службы от «новообрядческой»:

  • Использование двуперстного крестного знамения
  • не допускаются светские типы пения: оперное, партесное, хроматическое и пр. Церковное пение остаётся строго монодическим, унисонным.
  • богослужение проходит по Иерусалимскому уставу в версии древнерусского типикона «Церковное око».
  • нет характерных для новообрядчества сокращений и замен. Кафизмы, стихиры и песни канонов исполняются полностью.
  • не используются акафисты (за исключением «Акафисто Пресвятей Богородице») и другие позднейшие молитвенные сочинения.
  • не служится великопостная служба Пассия, имеющая католическое происхождение.
  • сохраняются начальные и исходные поклоны.
  • поддерживается синхронность обрядовых действий (ритуал соборной молитвы): крестное знамение, поклоны и пр. совершаются молящимися в одно и то же время.
  • Великой Агиасмой считается вода, освящённая в навечерие Богоявления.
  • Крестный ход совершается по солнцу (по часовой стрелке)
  • в большинстве течений одобряется присутствие христиан в древнерусской молитвенной одежде: кафтанах, косоворотках, сарафанах и т. п.
  • более широко используются погласицы в церковном чтении.
  • сохраняется применение некоторых дораскольных терминов и старославянское написание некоторых слов (псалты рь, Иеро салим, Сав атий, Евв а, священноинок (а не иеромонах) и др.)


3.2. Символ веры

В ходе «книжной справы» было внесено изменение в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна». Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого». Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Сравнение текста:

Дореформенный текст «Новообрядческий» текст
Ісусъ, (Ісъ) Іисусъ, (Іисъ)
Рожденна, а не сотворенна Рожденна, не сотворенна
Его же царствію несть конца Его же царствию не будет конца
Господа истиннаго и животворящаго Господа животворящаго

то Кирион


3.3. Имя Исус

В ходе церковных реформ традиционное написание имени Христа Ісус было заменено на новогреческое Іисус . Старообрядцы продолжают придерживаться традиционного написания. Они указывают на то, что и у других славян (сербы, черногорцы) в богослужебных книгах встречается написание «Исус».

3.4. Трисоставный восьмиконечный крест

Совершенной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, четырёхконечный крест, как заимствование из латинской церкви, не применяется в ходе богослужения.

3.5. Двуперстие

В ходе реформ патриарха Никона подверглось изменению сложение пальцев ( перстосложение ) при совершении крестного знамения: мирянину при крестообразном осенении себя или кого-либо предписывалось складывать три пальца «щепотью», в иерейском же благословляющем жесте используется т. н. «именословное перстосложение », в котором пальцы знаменуют собой буквы имени Христа — ІС ХС .

Само крестное знамение как часть предания восходит к первым векам христианства. Многими авторами — например, Василием Великим оно относится напрямую к апостольскому преданию, однако письменных источников о начальной форме перстосложения, вероятно, не существует.

В поддержку нововведённого по греческим образцам того времени жеста приводились ссылки на сочинения об именословном перстосложении Навплийского протопопа Николая Малаксы (XVI в.).

По его имени подобное перстосложение в старообрядческой среде презрительно именуется « малаксой ».

Во многих послераскольных источниках, близких Русской Православной церкви, приводится теория, по которой первичной формой перстосложения было одноперстие, которое впоследствии заменилось двуперстием и, наконец, окончательно утвердившимся троеперстием. Старообрядцы же настаивают на благочестии, древности и истинности двуперстия. В качестве доказательства древности двуперстного жеста приводится множество древних памятников иконографии, в том числе и относимые преданием к апостольским временам. При рассмотрении истинности жеста раскрывают его символический смысл: два перста означают два естества Сына Божия, при этом чуть согнутый средний палец означает « умаление » (кеносис ) Божественной природы при вочеловечивании Спасителя. Три другие перста соединены как знак соединения и несмешения лиц Святой Троицы в едином Боге. Крестообразное осенение в память о кресте Распятия совершается двумя перстами, символизирующими Христа. При троеперстном крестном знамении символ Христа заменяется символом Троицы, что позволяет старообрядцам упрекать «никониан», что они таким образом «распинают Троицу».


3.6. Агнец

Агнец (слав. ягненок) — литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства Евхаристии. Согласно учению Церкви, литургические хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Телом и Кровью причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Такой способ приготовления литургического хлеба возник, по-видимому, в IX — Х вв.: с этого времени он начинает упоминаться в богослужебной литературе. Агнцем символически называют Исуса Христа: подобно ветхозаветным агнцам, принесённым в жертву ради избавления еврейского народа из египетского плена, Он отдал себя в жертву ради избавления человеческого рода от власти греха.


3.7. Сугубая аллилуия

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии», что в переводе с древнееврейского языка означает «хвалите Бога», было заменено на трегубое (то есть на тройное).

Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже». По мнению греко-россиян (новообрядцев), тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице. Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа [9] .

По мнению старообрядцев, древняя церковь говорила «аллилуия» дважды, поэтому и русская дораскольная церковь знала только двойную аллилуию. Исследования показали, что в греческой церкви тройная аллилуия изначально практиковалась редко, и стала там возобладать только в XVII веке [10] . Двойная аллилуия не было нововведением, появившимся в России лишь в XV веке, как утверждают сторонники реформ, и тем более не погрешность или опечатка в старых богослужебных книгах. Старообрядцы указывают на то, что тройная аллилуия была осуждена древней русской церковью и самими греками, например, преподобным Максимом Греком и на Стоглавом соборе [11] .


3.8. Поклоны

Не допускается замена земных поклонов на поясные.

Поклоны бывают четырёх видов:

1. «обычный» — поклон до персей или до пупа;

2. «средний» — в пояс;

3. малый земной поклон — «метание»;

4. великий земной поклон (проскинеза).

У новообрядцев и для священнослужителей, и для монашествующих, и для мирян предписывается класть поклоны лишь двух видов: поясные и земные (метания).

«Обычный» поклон сопровождает каждение, вжигание свечей и лампад; прочие творятся при молитве соборной и келейной по строго установленным правилам.

При великом земном поклоне колени и голову нужно преклонить до земли (пола).

По совершении крестного знамения, простертые ладони обеих рук кладутся на подручник, обе рядом, а потом голову наклоняют до земли столько, чтобы головой коснуться рук на подручнике: колени также преклоняют до земли вместе, не растопыривая их.

Метания выполняются быстро, одно за другим, что снимает требование о преклонении головы до самого подручника.


3.9. Богослужебное пение

После раскола православной церкви старообрядцы не приняли ни новый многоголосный стиль пения, ни новую систему нотной записи. Сохраняемое староверами крюковое пение (знаменное и демественное) получило своё название от способа записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками». В знаменном пении существуют определённая манера исполнения, поэтому в певческих книгах встречаются словесные указания: тихо, велегласно (в полный голос), и косно или ровно (умеренный темп пения).

В Старообрядческой церкви пению уделяется высокое воспитательное значение. Петь надо так, чтобы «звуки поражали слух, а заключающаяся в них истина проникала в сердце». Певческая практика не признаёт классическую постановку голоса, молящийся человек должен петь своим естественным голосом, в фольклорной манере. В знаменном пении нет пауз, остановок, все песнопения исполняются непрерывно. Во время пения следует достигать однородности звучания, петь как бы в один голос. Состав церковного хора был исключительно мужским, но из-за малочисленности певцов в настоящее время практически во всех старообрядческих моленных и церквах основу хоров составляют женщины.


3.10. Иконопись

Ещё до церковного раскола в русской иконописи наметились изменения, вызванные влиянием западноевропейской живописи. Старообрядцы активно выступали против нововведений, отстаивая традицию русской и византийской иконы. В полемических сочинениях протопопа Аввакума об иконописи указывалось на западное (католическое) происхождение «новых» икон и жёстко критиковалось «живоподобие» в работах современных ему иконописцев.

В «Поморских ответах» собран и проанализирован обширный иконографический материал, это было одно из первых в России сравнительных иконографических исследований.

подфурных

В крупных старообрядческих центрах сложились самостоятельные школы иконописи. Одна из наиболее известных на сегодня — ветковская икона.

Синод РПЦ запретил использование литых икон. Подобного запрета у старообрядцев не существовало, а меднолитые иконы небольшого размера, легко воспроизводимые по образцу, были удобны как при производстве, так и при использовании у преследуемых светскими и церковными властями староверов.


3.11. Быт, культура, фольклор

У старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению. Основными учебниками традиционно были Азбука, Псалтырь и Часослов. Особо одарённых детей учили славянскому письму и иконописи. Некоторые беспоповские согласы (поморцы, федосеевцы и др.) используют хомовое пение, вышедшее из употребления в XVII веке. [12]


4. Преследования старообрядцев

Бегство старообрядцев началось после Большого Московского собора 1667 года. Особенно усилилось бегство за границу во время правления Царицы Софьи, во время Иоакимова патриаршества. Бежали в Польшу, Великое княжество Литовское, Швецию, Пруссию, в Турцию, в Китай и в Японию. При Петре I, по сведениям Сената, находилось в бегах более 900 тысяч душ. В отношении к общему числу тогдашнего населения России это составляло около десяти процентов, а в отношении к исключительно русскому населению это количество бежавших составляло гораздо больший процент. Масштабы катастрофы можно понять, сравнив с численностью эмиграции во время гражданской войны 1917—1922 г. Тогда она составляла всего 1 млн человек при населении России 150 млн то есть только 1,5 % а не 10 %. За границей старообрядцы селятся большими колониями, строят свои церкви, монастыри, скиты. В России существовали свои крупные старообрядческие центры. Наиболее известные из них: Керженец, Стародубье, Клинцы, Новозыбков, Ветка, Иргиз, Выгореция.

Керженец — название реки в Нижегородской губернии. В густых лесах вдоль реки к концу XVII века существовало до сотни старообрядческих обителей — мужских и женских. Разгром Керженца начался при Петре I. В Нижнем Новгороде был казнён знаменитый старообрядческий диакон Александр, составивший книгу Ответов на вопросы Питирима: ему отсекли голову, а тело его сожгли и пепел бросили в Волгу. После разгрома Керженца староверы бежали на Урал, в Сибирь, в Стародубье, на Ветку и в другие места. Выходцев из Керженских скитов на Урале и в Сибири стали называть кержаками, этот термин в дальнейшем распространился на всех старообрядцев Урала и Сибири.

Стародубье находится в северной части Украины — в бывших Новозыбковском и Суражском уездах Черниговской губернии. Гонения начались во времена правления Софьи. Часть старообрядцев бежала из Стародубья в Ветку.

Ветка находится в современной Белоруссии. Во времена раскола находилась на территории Великого княжества Литовского. Первый разгром Ветки произошёл в 1735. 40 000 человек были переселены в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название «Первого выгона». В 1765 году произошла вторая выгонка, а позднее и третья. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

Иргиз — приток Волги в Саратовской и Самарской губерниях. Заселён во времена Екатерины II по приглашению императрицы. В царствование Николая I все иргизские монастыри были разгромлены и отобраны у старообрядцев.

Довольно большое количество старообрядцев сохранялось в Уральском казачьем войске. Одной из причин по которой яицкие казаки охотно поддержали Пугачева, было жалование «крестом и бородой», то есть сохранением старообрядческих традиций. Перед казнью на Болотной площади один из главных сподвижников Пугачёва Перфильев отказался исповедоваться у священника-никонианина — «…по раскольнической своей закоснелости он не восхотел исповедоваться и принять божественного причастия». В 1802 году уральские (яицкие) казаки-староверы отказались подчиниться введению погон на новой казачьей армейской униформе, посчитав их «антихристовыми» знаками. Оренбургский генерал-губернатор Волконский в 1803 году выслал в Уральск карательную экспедицию. Казаков приказали пороть, пока те не наденут форму, было запорото до смерти несколько десятков человек. Причиной самой последней смуты в войске в 1874 году послужил отказ от принятия присяги, предусмотренной новым положением о воинской службе. Большинство же приверженцев старой веры считали невозможным принесение каких-либо клятв. Несколько сотен упорствующих казаков было выслано в глухие зааральские пустыни, в 1877 году за ними были высланы и их семьи.


5. Правовое положение старообрядцев в XVII—XVIII веках

В контексте государственной политики в отношении церкви «старая вера» была непризнанной, более того — преследуемой. На протяжении веков существенно изменялся характер государственно-церковных отношений к старообрядцам: гонения сменялись попытками компромисса.

Старообрядцы, не принявшие реформ патриарха Никона, вплоть до конца XVII века были убеждены, что сумеют одолеть «еретиков-никониан» и старая вера восторжествует. Но правительство не только не вернулось к старой вере, но и стало жестоко преследовать старообрядцев, навязывая им нововведения.

На жизнь и развитие старообрядчества в XVII—XIX столетиях повлияли три важнейших обстоятельства:

— государственная политика в отношении сторонников старой веры;
— общественное и экономическое развитие России;
— духовные искания самих старообрядцев.

Вопрос о положении старообрядчества был одним из самых главных во внутренней политике России, начиная со второй половины XVII века. Государство и церковь пытались решить проблему взаимоотношений со староверами различными способами. Запреты, налоги, насилие — всё это оказалось несостоятельным по отношению к расколу.

Жестокие репрессии конца семнадцатого века уступили место чисто практическому подходу Петра, весьма далекого от богословских споров и устроившего очередную радикальную церковную реформу, упразднившую патриаршество. Как и к другим проблемам, к старообрядчеству Пётр подошёл прежде всего с позиции казны.

Император повелел переписать «всех раскольников мужского и женского пола, где бы они не проживали, и обложить их двойной податью» (отсюда народное прозвище старообрядцев — «двоедане»).

Тех же, кто укрывался от переписи, если находили, то предавали суду. Взыскивали с них за прошедшее время двойной налог или ссылали на каторгу. Тем не менее, согласно указу, теперь старообрядцы могли жить открыто. Им строго воспрещалось обращать в раскол своих домашних и других людей. Кроме того, раскольники не допускались к общественным должностям, и их свидетельства против придерживавшихся официального православия не принимались. Все старообрядцы должны были носить особое платье, по которому они тот час могли быть узнаваемы, за право носить бороду также была введена особая подать, распространявшаяся впрочем не только на них, но и на всё население империи. Платили подать и те, кто венчался не у церковных пастырей. Раскольники могли вступать в брак с придерживающимися официального православия не иначе как по отречению от старой веры, однако это требование распространялось и на инославных вообще. Таким образом, при Петре староверов, как и представителей иных конфессий, вынудили платить своеобразную дань за право на собственное вероисповедание.

Раскольникам не позволялось строить скиты и пустыни [13] , их монахов и монахинь рассылали по монастырям под строгий надзор, а иногда осуждали на каторжные работы. Уличенные в намеренном и упорном укрывательстве старообрядцев наказывались как противники власти.

После смерти Петра, а особенно при Анне Ивановне, преследование староверов возобновились. Своего рода «золотой век» старообрядчество пережило в 60-90ые годы xviii века. Очевидна тенденция к либерализации законов в отношении старообрядцев. С воцарением Екатерины Второй, меры против старообрядцев становились более снисходительными. Отправной точкой в решении проблемных отношений со старой церковью стали просветительские установки, теоретические обоснования основ разумного и справедливого строя. [14]

Беглым раскольникам было объявлено полное прощение, если они возвратятся в Отечество: они смогут селиться в любой местности, выбирать род деятельности, какой пожелают, также им дарованы разные льготы: разрешено носить бороды и ходить не в указном платье.

Следствием этого стали мощные старообрядческие общины в Москве, Санкт-Петербурге, Поволжье и других местах. В правление Екатерины староверов можно было встретить в любом уголке страны: они покидали окраинные земли, где ранее скрывались от преследований, возвращались из-за границы (прежде всего из Польши).

Постепенно раскольников стали допускать к присяге и свидетельству, если они были освобождены от двойной подати, то их даже разрешено было выбирать. Также оставили применение строгих мер собственно против тайных и упорных староверов, которые увлекали других к безрассудному самосожжению.

Тем не менее, несовершенство законодательной системы создавало массу возможностей для ущемления прав старообрядцев. Раскольничество не получило признания наряду с официальным православием и продолжало считаться заблуждением. Следовательно, к «заблудшим» при прочих равных условиях относились с особым пристрастием, считая серьёзным преступлением пропаганду раскола и обращение людей в старую веру.

По сути, веротерпимость по отношению к староверам была больше парадным фасадом, нежели реально предоставленной свободой. Государство преследовало свои интересы, видя экономические и политические выгоды от некоторых «послаблений». Многие старообрядческие общины приобрели авторитет в торговом и промышленном деле. Старообрядческое купечество богатело и даже отчасти стало основной опорой предпринимательства в XIX веке. Социально-экономический расцвет был следствием изменения государственной политики в отношении староверов.

До 80-х годов XVIII века ни законодательством, ни практикой не был решен вопрос о праве старообрядцев на публичное отправление своих обрядов. Первые прецеденты строительства церквей были предприняты в Твери и Нижнем Новгороде и других городах, что давало юридическую возможность воспользоваться подобной милостью во всех епархиях, но каждый случай рассматривался отдельно

Также в указанный период не последнее место в духовных ведомствах занимал надзор за распространением книжной грамоты. На протяжении почти всего XVIII века действовало законодательство Петра об изъятии старинных печатных и рукописных книг и икон старого письма и отсылке их в Святейший Синод. Первая собственно старообрядческая типография возникла в посаде Клинцы Суражского уезда, Черниговской губернии в середине 1780-х [15] .

Центром сосредоточения запрещенных книг стала Ростовская ярмарка, одна из крупнейших в стране. Обнаруженные «вредные» книги и целые библиотеки могли беспрепятственно уничтожаться. В идеологической войне церковь, поддерживаемая государством, изо всех сил пыталась установить единые понятия о благочестии и православии. Не без основания полагая, что единство веры может установить «единомыслие» в народе.

Екатерина Вторая сделала попытку вписать «религиозных диссидентов» в общую государственную структуру. Абсолютистское начало религиозной терпимости проявлялось в том, что законодательные инициативы исходили от светских властей, и тем самым заставляли меняться господствующую церковь.

Очевидное «послабление», данное старообрядцам в последней четверти XVIII века, закрепилось в указе Синода от 22 марта 1800 г., который предписывал, каким образом следует поступать с людьми, отклоняющимися в старообрядчество. Причиной его принятия стали жалобы староверов к правительству на притеснения со стороны приходских священников. В предотвращение каких-либо нареканий в дальнейшем, приходские священники обязывались терпеливо и гуманно относиться к старообрядцам. Однако этот указ оставался красивой декларацией и не имел реального практического применения, поскольку невозможно было контролировать, насколько тот или иной священник следовал христианским принципам в отношении раскольников.

Опасаясь усиления оппозиции, которое могло последовать в результате «половинчатых» уступок, правительство, начиная с 1810 г., предпочло сделать шаг назад и вернуться к мерам репрессивно-охранительного характера.


6. Основные итоги развития старообрядчества

Несмотря на преследования со стороны властей и официальной церкви, многие старообрядцы выстояли и сохранили свою веру.

Старообрядческие общины продемонстрировали способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России, часто проявив себя трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

Старообрядцы прилагали большие усилия в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь.

Помимо этого, они создали новую культуру, в рамках которой вся жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям. Эти решения, в свою очередь, основывались на постоянном обсуждении и размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием.

Архиепископ Андрей Уфимский (князь Ухтомский), епископ Православной Российской Церкви, один из основателей и лидеров катакомбной церкви в СССР, так оценил поповское старообрядчество.

Исторические заслуги старообрядчества перед церковным и русским народом огромны. Таковы они в прошедшем и ещё более так называемое старообрядчество может сделать доброго в будущем. Но и православные, и старообрядцы должны помнить, что старообрядчество есть религиозно-культурно-бытовое, а не только узко обрядовое явление. Что это не преувеличение, а историческая правда, мы можем привести достоверные доказательства:

  1. Старообрядцы, защищая чистоту Евангельского христианства, восстали против самовластия иерархии в лице патр. Никона и охранили тем чистоту русского православия.
  2. Старообрядцы во всей своей жизни стремились осуществить подлинную свободу духа, социальное равенство и церковное братство, и в этом отношении старообрядческий приход является образцом христианской общины.
  3. Старообрядцы выработали великолепную формулу отношения к церковным обрядам. Они говорят, что обряды — это драгоценный сосуд, который сохраняет в себе церковные чувства (…).

  4. Старообрядцы донесли до наших дней светлый идеал пастыря — отца прихода и молитвенника, и руководителя общественной совести. У старообрядцев никогда не было поговорки «что ни поп, то батька», (…).

    Для старообрядца приходской пастырь — непременно выборный, это действительно свеча, поставленная перед престолом Божиим.

  5. Энергично протестуя против горделивых папистических притязаний иерархии, старообрядцы никогда не переставали протестовать и против насилий над совестью со стороны царской гражданской власти, и когда петербургский режим стал гнуть в бараний рог церковную общину, старообрядцы употребили все силы, чтобы сохранить себе свободу церковно-общинного самоопределения, и эту свободу они у себя осуществили (…).

    [16]


7. Роль старообрядчества в русской истории

Некоторые из современных исследователей уверены ] , что русское сельское хозяйство в царской России опиралось, прежде всего, на регионы со старообрядческим населением. Одно только село Балаково Самарской губернии имело такие огромные хлебные торговые операции, что могло диктовать свои цены лондонскому Сити (торговой бирже).

В то время, как Пётр Первый мечтал о создании русского флота, старообрядческие монастыри Выга уже имели на Белом море своё судоходство, и их корабли доходили до Шпицбергена. В XIX веке Волжское пароходство, подмосковный промышленный район, знаменитая Трёхгорка, мощнейшие центры индустрии в Иванове-Вознесенском, Богородско-Глуховском, Орехово-Зуевском районах принадлежали старообрядцам.

По сведениям различных исследователей [17] , до 60 % русских капиталов принадлежало старообрядцам и выходцам из старообрядческой среды. Помимо того, что старообрядцы своей активной хозяйственной деятельностью пополняли доходную часть государственного бюджета, они занимались благотворительной и меценатской деятельностью ещё и непосредственно. Ими основаны такие театры Москвы, как оперный Зимина, драматический Незлобина, художественный Саввы Морозова.


8. Современность

В настоящее время старообядческие общины, помимо России, имеются в Белоруссии, Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Польше, Румынии, Болгарии, Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии.

Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ и за ее границами — Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния.

Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом в современной России является Российский Совет ДПЦ.

Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви до 2002 года находился в Новозыбкове Брянской области; с тех пор — в Москве.

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Среди них преобладают русские, но есть также украинцы, белорусы, карелы, финны, коми, удмурты, чуваши и др.


9. География старообрядчества

По переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось 2 204 596 старообрядцев, из них в пределах современной России — 1 682 264 человек. Наивысшим удельный вес старообрядческого населения был в Амурской области — 11,89 %. За пределами современной России в 1897 году жило 522 332 старообрядца, из них в Царстве Польском — 9 423 (0,1 % всего населения), белорусских и прибалтийских губерниях — 207 009 (1,66 %), украинских губерниях и Бессарабии — 175 733 (0,69 %), в Румынии еще более, Закавказье — 65 123 (1,32 %), Средней Азии — 65 044 (0,84 %).

В отчете Обер-Прокурора Святейшего Синода за 1903-1904 года общая численность старообрядцев в Российской Империи исчисляется в 1 984 182 человека (в 1909 году — 1 900 500), правда отмечается, что данные, составленные на основе докладов епархиальных архиереев весьма условны. За 1909 год из Российской православной церкви в старообрядчество перешло 1 946 человек (403 человека — к белокриницким; 138 — к беглопоповцам; 1 405 — к беспоповцам).

Из старообрядчества к Российской православной церкви присоединилось 5 243 человека.

Губернии и области 1897 год в % 1909 год
Пермская 218 396 7,29 78 063
Донская 130 450 5,09 129 000
Саратовская 113 710 4,73 98 291
Московская 99 825 4,11 40 660
Томская 99 055 5,14 127 000
Вятская 98 055 3,24 99 800
Самарская 97 522 3,54 96 000
Нижегородская 88 637 5,59 98 495
Тобольская 72 600 5,07 12 563
Оренбургская 49 984 3,12 50 000
Калужская 42 598 3,76 41 000
Псковская 40 475 3,61 35 102
Костромская 39 718 2,86 39 873
Владимирская 38 107 2,51 37 000
Забайкальская 36 623 5,45 50 763
Терская 34 754 3,72 6 727
Уфимская 34 011 1,55 39 399
Симбирская 31 511 2,06 26 267
Новгородская 31 150 2,28 29 630
Санкт-Петербургская 6 899
Екатеренбургская 54 910
Ставропольская 43 858
Владикавказская 38 122
Омская 26 602
Пензенская 23 371
Смоленская 22 115
Казанская 20 613
Курская 19 604
Астраханская 15 000
Воронежская 14 000
Тамбовская 12 000
Енисейская 11 680
Благовещенская 10 000
Ярославская 9 000
Орловская 8 481
Иркутская 7 226
Вологодская 7 080
Санкт-Петербургская 6 899
Архангельская 5 150
Рязанская 4 954
Олонецкая 3 336
Якутская 1 771
Тульская 1 462
Владивостокская 888

На Украине по данным 2007 года Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкое и беспоповское согласие) наиболее всего была распространена в Одесской (15 общин), Винницкой (13 общин) и Черновицкой (8 общин) областях [18] .


10. Известные старообрядцы

  • Протопоп Аввакум Петров
  • Иеромонах Авраамий
  • Боярыня Феодосия Морозова
  • Павел Коломенский — епископ
  • Стефан Белевский — священник, основатель Ветковских слобод
  • Калашников, Исай Калистратович — писатель[источник не указан 781 день

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-sovremennyie-raskolnikovyi/

    ]

  • Иван Алексеев (Стародубский) — старообрядческий историк и деятель XVIII в.
  • Мальцев, Елизар Юрьевич — писатель
  • Пермитин, Ефим Николаевич — писатель
  • Гладков, Фёдор Васильевич — писатель[источник не указан 781 день

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-sovremennyie-raskolnikovyi/

    ]

  • Волков, Александр Мелентьевич — писатель[источник не указан 781 день

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-sovremennyie-raskolnikovyi/

    ]

  • Клюев, Николай Алексеевич — поэт
  • Гучков, Александр Иванович — российский политический деятель
  • Иван Пацайкин — многократный олимпийский чемпион по кайак-каноэ
  • Василе Дыба — олимпийский чемпион по кайак-каноэ
  • Сергеев Константин Михайлович — (1910—1992) — балетмейстер, педагог
  • Никола́й Валенти́нович Королёв — русский националист, террорист. Более известен как Никола Королёв.
  • Зенин Никифор Дмитриевич (1865—1922) — известный и знаменитый в Егорьевске и России фотограф: документалист, художник, репортёр; член Русского фотографического общества в Москве, выставлял свои произведения в Париже; им сделаны дореволюционные фотографии исторических памятников и жителей Егорьевска, снимки представителей старообрядческого духовенства, церковно-общественных деятелей. Он первым запечатлел вид алтарей храмов Рогожского кладбища в момент их распечатывания 16 апреля 1905 года. Фотоархив Зенина Н.Д. вошёл в «Фотолетопись России»; владелец фотографии и мастерской светописи.

Купцы, банкиры и промышленники:

  • Бугров, Николай Александрович — крупнейший нижегородский купец, хлебозаводчик
  • Горбунов, Григорий Клементьевич — фабрикант, старообрядец-федосеевец, владелец усадьбы Миловка.
  • Громов, Василий Федулович — лесопромышленник, меценат, один из учредителей Российского общества садоводства и один из основателей Санкт-Петербургской консерватории
  • Гучковы, Фёдор Алексеевич, Ефим Алексеевич, Иван Алексеевич — крупные фабриканты-мануфактурщики в XVIII—XIX веке; Александр Иванович — сын Ивана Алексеевича и внук Федора Алексеевича
  • Ковылин, Илья Алексеевич — московский купец
  • Кокорев, Василий Александрович — предприниматель, меценат
  • Кузнецов, Матвей Сидорович — предприниматель, фарфорозаводчик
  • Марковы, Григорий Маркович, Константин Григорьевич, Федор Григорьевич, Павел Константинович и другие — купцы, меценаты, благотворители, общественные деятели, владельцы торговых домов, заводов, пароходов, граждане посада (потом города) Мелекесс Самарской губернии в XIX — начале XX века
  • Морозовы — род купцов и промышленников XVIII—XXI веков
  • Рябушинские — династия российских предпринимателей.
  • Сироткин, Дмитрий Васильевич (1865—1946) — председатель совета Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия, крупный судовладелец, дважды избиравшийся городским головой Нижнего Новгорода
  • Трындины — первые русские оптики, известные промышленники, купцы и меценаты

Как участники Отечественной войны 1812 года известны следующие:

  • Матвей Иванович Платов — войсковой атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии. Получил графский титул за проявленную в войнах с Наполеоном храбрость.
  • Денис Орлов-Давыдов — основатель партизанского движения в войне 1812 года[источник не указан 781 день

    [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-sovremennyie-raskolnikovyi/

    ] .

  • Прокопий Шелапутин, советник коммерции, кавалер нескольких орденов, Московский городской голова в 1812 году.


11. Примечания

  1. Именной ВЫСОЧАЙШИЙ Указ, данный Сенату, Об укреплении начал веротерпимости от 17 апреля 1905 — www.miass.ru/news/ostrov_very/index.php?id=16&text=220
  2. Об укреплении начал веротерпимости. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров — www.humanities.edu.ru/db/msg/41427
  3. ДЕЯНИЕ ОСВЯЩЕННОГО ПОМЕСТНОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ОБ ОТМЕНЕ КЛЯТВ НА СТАРЫЕ ОБРЯДЫ И НА ПРИДЕРЖИВАЮЩИХСЯ ИХ: ЖМП . № 6, 1971 г. — a2k.rbcmail.ru/Sobor/Deyanie.htm
  4. Деяния Освященного Собора 2007 года — www.rpsc.ru/version/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=56 на официальном сайте Митрополии
  5. Старообрядческий собор подтвердил полномочия предстоятеля РПСЦ и осудил экуменизм — newsru.com/religy/22oct2007/sobor.html NEWSru.com 22 октября 2007 г.
  6. Н. И. Субботин. Материалы по истории раскола, т. 5, с. 221
  7. СТАРООБРЯДЧЕСТВО — Древо — drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=534
  8. Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви, Барнаул, 1999, стр. 26
  9. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Москва 1996, стр. 18
  10. Старообрядчество. Опыт энциклопедического словаря. Вургафт С. Г., Ушаков И. А. Москва 1996, там же
  11. Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви, Барнаул, 1999, стр. 24
  12. Хомовое пение в БСЭ — slovari.yandex.ru/хомовое пение/БСЭ/Хомовое пение/
  13. Н. М. Никольский. История русской церкви. Москва. Издательство политической литературы, 1983, стр. 175
  14. Екатерина II, «О Старообрядчестве», 15.9.1763 г. — krotov.info/acts/18/2/17630915.html
  15. Книгопечатание XVIII в. Книгопечатание последней четверти XVIII в. — www.eunnet.net/oldbelief/main/ch1/1_1_3_13.htm
  16. Ухтомский Андрей «Письма о старообрядчестве» (1923—1925 гг.), процитировано из «Апалогии старообрядчества» Б. П. Кутузова, М., 2006 Взгляд со стороны: старообрядчество глазами нестарообрядцев. стр. 64, 65
  17. Кириллов И. А. «Прадва старой веры», Барнаул, 2008, стр. 376. ISBN 978-5-901605-07-3
  18. Портрет избирателя: религия — www.2000.net.ua/print?a=/paper/29361


12. Научная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-sovremennyie-raskolnikovyi/

  • Голубинский Е. Е. История русской церкви, Москва, 1900
  • Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами, ЧОИДР, 1905
  • Дмитриевский А. А. Исправление книг при патриархе Никоне и последующих патриархах. Москва, «Языки славянской культуры», 2004
  • Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов, Москва, 1913
  • Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв., Москва, 1914
  • Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви, Париж, 1959

Самый современный и фундаментальный труд о старообрядчестве написан эмигрантом первой волны С. А. Зеньковским (1907—1990), крупным учёным, работавшим в США и Германии:

  • Зеньковский С. А., Русское старообрядчество, Том I и II, Москва, 2006, Институт ДИ-ДИК, ISBN 5-93311-012-4.

О региональной истории старообрядчества в XVII—XVIII и XX в вв. можно узнать в работах

  • Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старо­обрядцев в XVIII в./Отв. ред. С. О. Шмидт. Новосибирск: Наука, 1974. 394 с.
  • Покровский Н. Н. Урало-сибирская крестьянская община XVIII в. и проблемы старообрядчества // Крестьянская община в Сибири XVII — начала XX в. Новосибирск: Наука, 1977. С. 179—198.
  • Покровский Н. Н.Старообрядческий рассказ о сталинских репрессиях // Возвращение памяти. Историко-публицистический альманах / Сост. И. В. Павлова. Вып. 2. Ново­сибирск: Сибирский хронограф, 1994. С. 198—211.
  • Покровский Н. Н. Допрос в 1750 г. в Тобольской консистории старообрядческого священника о. Симеона (Ключарева) о найденных у него письмах // Исторические и литературные памятники «высокой» и «низовой» культуры в России XVI—XX вв.: Сб. научн. тр. — Новосибирск: СО РАН, 2003. — С. 276—287.
  • Покровский Н. Н.»Путешествие за редкими книгами», Изд. 3-е, дополненное и доработанное. Новосибирск: «Сова», 2005.- 339 стр.[1] — history.nsc.ru/n-tr.htm
  • Лавров А. С. Письмо и челобитная Ивана Неронова — www.drevnyaya.ru/vyp/2009_1/publ-2.pdf //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. № 1 (35).

    С. 101–106.

  • Юхименко Е. М. Выговское старообрядческое общежительство: комплексный подход к изучению// Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. № 2 (8).

    С. 84–87.

  • Пигин А. В. «Писание отчасти» против самосожжений — памятник старообрядческой литературы xvii века //Вестник церковной истории. 2007. № 4(8).

    С. 101–129.

  • Корогодина М. В. Два старообрядческих исповедных сборника: новшества в традиционном тексте //Вестник церковной истории. 2007. № 4(8).

    С. 130–188.

  • Агеева Е. А. Старообрядческий епископ Геннадий: между властью духовной и светской //Вестник церковной истории. 2007. № 4(8).

    С. 189–214.

  • Крахмальников А. П. Материалы для каталога сочинений старообрядцев Белокриницкого согласия (до 1917 г.) //Вестник церковной истории. 2007. № 4(8).

    С. 215–246.

  • Минеева С. В. Ранние старообрядческие чудеса преп. Зосимы и Савватия Соловецких //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 3(5).

    С. 55–61.


13. Прочая литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-sovremennyie-raskolnikovyi/

  • Ф. Е. Мельников. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви . — www.krotov.info/spravki/persons/20person/1874meln.html
  • С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря. — www.semeyskie.ru/en_a.html
  • С. И. Быстров. Двуперстие в памятниках христианского искусства и письменности. Барнаул: Изд. АКООХ-И «Фонд поддержки строительства Храма Покрова Пресвятыя Богородицы Русской Православной Старообрядческой Церкви»,2001.-114 с, ил.
  • Федор Евфимьевич Мельников. «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви» — altaistar.ru/images/stories/files/texts/melnikov_kr_ist.zip
  • Федор Евфимьевич Мельников «В защиту старообрядческой иерархии» — www31.brinkster.com/rpscvolga/zashita.htm
  • Федор Евфимьевич Мельников «Старообрядчество и обрядоверие» — semeyskie.narod.ru/bibl_meln_sio.html
  • «Об именословном перстосложении» Публичные прения Ф. Е. Мельникова и миссионера В.Быстрицкого.
  • Краткая История о основании старообрядческаго святительскаго престола, состоящаго в Австрии, Львовской губернии Черновецкаго цыркула, в Буковине, близ местечка Сырета, в селе Белой Кринице, в монастыре в 1846 году.
  • «Правила благочестиваго поведения в доме Божием»
  • Сокращенный Номоканон
  • Епископ Михаил (Семенов) «Гигиена духа христианина»
  • Епископ Михаил (Семенов) «Святая литургия»
  • Епископ Уральский Арсений (Швецов) «О покаянии перед Богом и священником»
  • «Житие протопопа Аввакума» — sibirica.su/zhitie-protopopa-avvakuma-im-samim-napisannoe/ctranitsa-2
  • Денисов А. Повесть риторическая о срете в Mocкве слона персидскаго. Послание Андреево с Москвы в общебратство / Сообщ. Н.И. Барсов // Русская старина, 1880. — Т. 29. — № 9. — С. 169-172. — memoirs.ru/texts/DenisovRS1880T29N9.htm
  • Житие инока Епифания
  • Император Павел и старообрядцы / Сообщ. И.Н. Лапотников // Русская старина, 1878. — Т. 22. — № 5. — С. 173-176. — memoirs.ru/texts/ImperatorP1878.htm
  • История об отцах и страдальцах соловецких, которые за благочестие и святые церковные законы и предания в нынешние времена великодушно пострадали
  • Книга, называемая СЫН ЦЕРКОВНЫЙ
  • Книга глаголемая ДОМОСТРОЙ
  • В. Г. Сенатов «Философия истории старообрядчества»
  • С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков «Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря»
  • Л. Ф. Калашников «Азбука демественного пения»
  • ДОКУМЕНТЫ — История старообрядчества в Нижнем Поволжье в 1930—1940 гг.
  • Михаил Леонтьев «О РУССКОМ ЗНАМЕННОМ ПЕНИИ»
  • К. Я. Кожурин. Духовные учителя сокровенной Руси. — СПб.: Питер, 2007.
  • Т. С. Тулупов. Путь жизни: собрание сочинений. — Самара, 2008. (в составе: «О разделении русской церкви».)

Данный реферат составлен на основе .