Проектирование клубов, центров досуга

Дореволюционный период страны и вся история мировой культуры оставили нам два прототипа современного клуба. Первый прототип восходит ещё к архаическим временам и транслируется затем через античность и новоевропейскую историю (включая и историю России) в виде групп, кружков, «братств» и других общественных образований коллективной досуговой деятельности и общения по интересам. Такие клубы существовали по разным законам самоорганизации, и отвечающие им архитектурные решения включали и замкнутые пространства типа гостиных, и площади для собраний, и развитые многопрофильные комплексы типа римских терм или дворянских собраний, и сельские околицы.

Второй прототип клуба возник в Европе в XIX в. вместе со становлением профсоюзного движения именно как «пролетарский клуб», противопоставленный буржуазному «английскому клубу». Идеей этого нового клуба было просветительство, воспитание и обучение, здоровый быт и отдых, внедряемый в жизнь рабочей среды. Упор здесь делался именно на организацию досуга, и соответствующие таким клубам архитектурные решения отвечали рациональному сочетанию развлекательных, учебных, оздоровительных мероприятий. «Народные дома», возникшие в России, особенно после 1905 г., под патронажем благотворительных обществ и профессиональных союзов, включали, как правило, большой зрительный зал для драматических и оперных гастролей и концертов, помещения кафе-столовых, помещения для занятий и лекций, спортивные залы и т.д.

2. Отечественный опыт

Специфика каждого из методов проектирования — типового и индивидуального — ощутимо сказывается на их результатах.

Как правило, в типовых проектах варьируются несколько более или менее отработанных композиционных схем, а индивидуальные демонстрируют их удивительное разнообразие.

В итоге бесконечных регламентаций, ограничивающих возможности типового проектирования, типовые проекты получили свои нелучшие специфические черты, в результате чего типовые проекты клубов, как правило, очень сильно отличаются от индивидуальных.

Предпосылкой для возникновения разнообразных объёмно-планировочных решений клуба служит появление новых концепций клубного пространства. Примерами могут быть не только отдельные проекты, но и целые группы проектов. Речь идёт,в частности, о двух конкурсах на проекты сельских клубов: 1968 и 1985 гг., которые, несмотря на большой промежуток времени, отделяющий их один от другого, имеют много общих черт. В первом из них предлагались к разработке четыре типа клуба: на 200, 300, 400 и 500 мест в зале. В качестве элемента композиции, кроме зала и фойе, в одном случае предлагалась гостиная — место общения и отдыха; во втором случае — спортивный и выставочные залы(приложение, рис. 1 — 3).

20 стр., 9577 слов

Приложения. Дисциплина: «Звукофикация театров и концертных залов»

... расчетов видно, что зал соответствует правилу «золотого сечения», следовательно, архитектурная реконструкция не требуется. 1.1.3. Последовательность действий и определение результата работы. Чтобы оценить исходные акустические характеристики зала необходимо построить его ...

Задачей второго конкурса являлось достижение многофункционального использования помещений клуба с помощью трансформации.

Так, конкурс 1968г., по условиям которго состав помещений клубов малых вместимостей был ограничен и вместо фойе клуб имел общее пространство небольшой площади — гостиную, вызвал к жизни такую структуру здания, при которой гостиная была ядром и связкой двух блоков — зального и кружкового. Введение в состав помещений двух дополнительных залов — спортивного и выставочного — принципиально структуры здания не меняло: они оставались структурными элементами, расположенными вокруг композиционного центра — пространства гостиной.

Конкурс на применение трансформации вызвал к жизни центрический тип здания, не использовавшийся ранее для зданий клуба, несколько напоминающий культовое сооружение с размещением в центре композиции помещений разного назначения: как зала, так и фойе или вестибюля (приложение, рис. 4 — 11).

При этом идея трансформации породила и другие композиционные решения: протяжённое здание, компактное, нецентричное, угловое, охватывающее своими помещениями внутренний двор (южный регион) и т.п.

Требование обеспечить возможность совместного и раздельного функционирования зрительского и клубного комплексов являлось до последнего времени ведущим.

Изолированное размещение кружкового комплекса от зрительского имело причиной не только различные требования к создаваемому ими шумовому фону, но различия в самом процессе их деятельности — развлекательной в зрительском комплексе и учебно-воспитательной в кружковом. Это пораждало структуру каждой из частей: театральную схему композиции в зрительской части и систему нанизанных на коридор кружковых комнат, подобную композиционным схемам учебных заведений — клубной.

Необходимость изоляции зрительской части диктовалась в ряде случаев необходимостью её использования для гастролей профессиональных театральных и концертных коллективов.

Вместе с тем уже наметившийся процесс выделения зрелищных функций (прокат фильмов, гастроли) из состава клуба позволяет вернуться к целостной структуре здания. Кроме того, в периферийных клубах малой вместимости одновременная работа кружков и библиотек, танцзала и проведение гастролей проблематичны. Загрузка мероприятиями такова, что они могут проходить разновременно, что не требует изоляции комплексов.

3. Зарубежный опыт

В связи с резким ограничением индивидуального проектирования прошлых лет и повсеместным распространением типового границы между тем и другим были не всегда чёткие.

Часть индивидуальных проектов создавались на базе типовых.

В Прибалтике и Белоруссии сложилась противоположная ситуация: проекты, называющиеся типовыми, имеют облик индивидуальных, например, Дом культуры в Хаапсалу, созданный на базе типового проекта РДК-600 N 264-12-89, от которго сохранён только блок зал — сцена.

Типичными примерами индивидуального проектирования могут служить проекты домов культуры в Дмитровграде и Волгодонске, разработанные в ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева. Оба здания имеют как различия в общем композиционном решении (первое — угловое, второе — фронтальное), так и сходство: расположение на участках со сложным рельефом предопределило в обоих случаях разноуровневое расположение отдельных групп помещений.

4 стр., 1897 слов

Высотные здания, их конструктивные решения. Архитектура Бурдж-Халифа, г. Дубаи

... Бурдж-Халифа не закреплён в скальном грунте. В фундаменте здания применялись висячие сваи длиной 45 м и диаметром 1,5 м. Всего таких свай около 200. (Приложение ... случаев и травм. Во время строительства башни Бурдж-Халифа сообщалось только об одном смертельном случае, ... и кондиционирование Здание отделано тонированными стеклянными термопанелями, уменьшающими нагрев помещений внутри (Приложение 5). Стё ...

Дом культуры с залом на 800 мест в Дмитровграде размещается на пересечении двух общегородских магистралей, по периметру находятся здания общегородского назначения. Здание двухэтажное, угловой ориентации, террасами спускающееся к пересечению магистралей (приложение, рис. 12).

Решение здания — с террасообразным диагональным фойе, выявленным в объёме здания ярусными световыми фонарями на крыше, — активно противостоит окружению и имеет запоминающий облик.

Объёмно-планировочное решение здания дома культуры с двумя залами в Волгодонске иное (приложение, рис. 13).

Здание трёхэтажное, фронтальное симметричное, с сильно выступающей многогранной центральной частью.

Крутой рельеф использован для создания парадных многоуровневых террасных сходов от дома культуры к проходящей мимо него магистрали. Фойе является самым нетрадиционным элементом здания, пронизывающим всё здание насквозь во всех трёх этажах. Оно огибает восьмиугольный зрительный клубно-концертный зал на 1200 мест с эстрадой с фасада, завершаясь в боковых крыльях здания двумя зимними садами — композиционными ядрами, вокруг которых группируются остальные помещения.

Дворец культуры в Зеленограде — типичный пример клубного здания большой вместимости, построенный по индивидуальномк проекту.

В состав его помещений входят: музыкально-драматический театр с залом на 800 мест, киноконцертный зал на 1200 мест, дискоклуб, молодёжное кафе, зимний сад, изостудия, зал хореографии, многочисленные кружковые помещения (приложение, рис. 14).

Треугольная в плане форма здания вызвана, в частности, треугольным конструктивным модулем со стороной 9 м, объединяющим три основных элемента плана: два зрительных зала и зал дискотеки.

Специфическая градостроительная ситуация во многом предопределила объёмно-пространственные характеристики здания.

В основу плана положен принцип открытого построения внутренних общественных пространств. Пространства фойе и вестибюлей не разделены в общепринятом смысле — они свободно перетекают одно в другое, группируясь вокруг центрального дворика.

Многоуровневое пространство фойе-вестибюля с двором — центральное в композиции, на него ориентированы все залы, дискотека и кружковые студии, оно — основное композиционное ядро здания.

Три описанных проекта домов культуры — примеры удачного объёмно-планировочного решения зданий. И хотя они различны по размещению на участке, объёму и составу помещений, общее положительное в них, помимо удачно решённой внутренней структуры, — пластичное, в достаточной мере лиричное, интимное, несмотря на большие размеры, не помпезное решение объёмов, довольно точно выражающее «клубность» этого типа здания.

Отличный от перечисленных зданий облик имеет построенный в Москве на Комсомольском проспекте Дворец молодёжи (приложение, рис. 15).

Здание излишне помпезно, чрезмерно крупномасштабно, а по внутреннему строению напоминает гастрольный театр или дворец фестивалей, предназначенный в основном для престижных массовых мероприятий.

До сих пор речь шла о типовом и индивидуальном проектировании, воплощавшем существовавшую узаконенную, нормированную типологию. Однако исподволь как теория, так и практика накапливали представления о новых перспективных типах клубов, которые и были воплощены в поисковых эксперементальных проектах. К ним можно отнести два проекта: центр досуга и клуб по интересам (ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева, 1977 — 1978 гг.), а так же осуществлённое в натуре здание культурно-спортивного комплекса в пос. Балтым Свердловской обл. (приложение, рис. 16, 17).

4 стр., 1921 слов

Архитектура общественных зданий

... здания, но непременными атрибутами крупномасштабной архитектуры «городского интерьера». Характерным примером, отражающим направление архитектуры крупных общественных зданий первых послевоенных лет, была реконструкция здания ... фойе, вестибюли, кулуары для отдыха, малый зал на 300 мест, комплекс клубных и артистических помещений, ... декоративной скульптуры, раскрытого пространства интерьера. Такой прием ...

Социальный заказ на создание клуба с развлекательным уклоном, с большим выбором видов деятельности, с возможностью перехода от роли наблюдателей к роли участников, от пассивного к активному поведению и обратно, получил воплощение в проекте центра досуга, объединяющем зал аттракционов, кегельбан, концертно-танцевальный зал, кафе, салон искусств и т. д. Главным в нём является не только сложное по форме двухъярусное пространство фойе, но и площадки для зрителей и наблюдателей, имеющиеся в каждом из помещений (например, можно совместить наблюдение за игрой на кегельбане с питанием в кафе).

Общее объединённое пространство обрело здесь ещё более сложную форму, соответствующую сложности и многообразию поведения посетителя.

Социальный заказ на создание клуба единомышленников, людей с близкими интересами вызвал к жизни тип клуба по интересам. Специфичность клуба — в отсутствии зала в таком понимании, в котором мы привыкли его видеть. Основное в клубе — большой выбор разнообразных помещений, предоставляющих посетителю выбор видов студийной деятельности. Данный клуб, предназначенный в том числе и для обучения посетителей, принципиально отличается от учебных заведений общественными пространствами, предназначенными для демонстрации результатов общения и отдыха. Композиция здания, основанная на объединении кружковых комнат общественным пространством фойе в форме креста как нельзя более отвечает социальному заказу: принятая форма фойе имеет максимальный периметр внутренних стен, требующийся для экспозиции работ коллективов, при одновременном наличии изолированных от транзита пространств, своеобразных ниш-гостиных, предназначенных для общения и тихого отдыха. Композиция строится на противопоставлении или взаимопроникновении относительно постоянного общего пространства (холла, гостиной, выставочного зала) и узкоспециализированных помещений для индивидуальных и групповых занятий. Зрительный зал теряет своё доминирующее значение и становится одним из ряда других помещений.

Необходимость общего пространства для одновременного протекания разнообразных видов деятельности вызвала к жизни клубное здание (культурно-спортивный комплекс в пос. Балтым), являющееся экспериментальным не только по своему функциональному содержанию и архитектурному воплощению, но и по своему статусу: в нём проводились изучения поведения посетителей при разных режимах его функционирования.

Варианты проектного решения клуба в пос. Балтым осуществляются в других населённых пунктах Свердловской обл., например, в пос. Петрокаменское (приложение, рис. 18).

Здесь отдельные части общего пространства визуально полуизолированы, благодаря перепадам плоскости пола и системе пергол и зелёных насаждений.

23 стр., 11470 слов

По архитектурному проектированию : «Сельские клубы»

... следующие варианты состава групп помещений: Ø зрелищная часть и группа отдыха и развлечений; Ø группа отдыха и развлечений и лекционно-информационная группа; Общая вместимость таких профильных клубов – от 300 ... в общей вместимости здания в основном за счет помещений для отдыха и развлечений, а также студийных помещений. Отношение вместимостей зрелищной и клубной частей сельских клубов составляет ...

Основная композиционная идея — создать под единой крышей здания условия для коллективного отдыха и общения, аналогичные тем, которые традиционно существовали на открытом воздухе, в городском парке, в природном окружении — плавание, танцы, спортигры, зрелище. Эта композиционная идея определила специфическую трактовку пространства, аналогичного рекреации — оно свободно размещается между площадками, предназначенными для соответствующих видов деятельности, и примыкает к зрелищной площадке.

Интересные примеры функционального и объёмно-планировочного решений демонстрируют клубные здания за рубежом и в Прибалтике (приложение, рис. 19-26).

Наибольшее распространение получили там специализированные любительские и досуговые клубы, предназначенные для занятий каким-либо активным видом деятельности, начиная от танцев и постановки спектаклей и кончая занятиями спортом и ремеслом.

Как правило, однопрофильные клубы — это двух-трёх-этажные здания, в одном из этажей которых расположены специализированные помещения: танцевальные студии, универсальные театральные залы, аудитории, выставочные и спортивные залы, мастерские, с большим числом сопутствующих помещений, обеспечивающих их комфортное функционирование (сауна, массажные, лаборатории, кузницы, салоны видео- и звукозаписи).

На других этажах размещаются помещения для отдыха и общения: гостиные, универсальные фойе, холлы, буфеты, бары, кафе, рестораны.

Гольф-клуб «Гютершок» состоит из двух отдельно стоящих блоков, объединённых протяжённым фойе. В одном из блоков размещён универсальный спортивный зал с тренажёрами, в другом — помещения для отдыха и общения: банкетный зал, каминная, гостиная и пр.

Примером клубов для занятий ремеслом и техническим творчеством может служить клуб для молодёжи в Руайяте, состоящий из конгломерата мастрерских, лабораторий, студий, представляющих собой относительно небольшие пространства, как бы случайно примыкающие друг к другу, но имеющие объединяющую их в единое целое визуальную связь с небольшими по площади фойе.

Кроме однопрофильных, в зарубежной практике встречается ряд многопрофильных клубов, обединяющих разнообразные по назначению помещения как для разных видов творческой деятельности, так и для развлечений, отдыха и общения. Как правило, они имеют более развитую пространственную структуру. К ним относится молодёжный центр «Гладбек». Все специализированные помещения группируются в нём вокруг универсального пространства зала-фойе, объединяющего все остальные помещения.

Отличительная особенность многопрофильных клубных зданий — сложная композиция внутреннего пространства, ядром которой служат почти всегда помещения для информации, отдыха и общения, решённые по принципу перетекающего пространства, облегчающего переход из одной зоны в другую, делающего доступной для посетителя любую зону и любое помещение клуба и придающего клубному зданию демократический, свойственный его сущности характер.

Клубы и дома культуры в Чехословакии, Венгрии, Болгарии, построенные за последние несколько лет, в значительной мере повторяют схемы типового и индивидуального проектирования советских клубов: зрительный зал для собраний и концертов, фойе, группа студийных помещений, блок питания, иногда — спортзал.

5 стр., 2087 слов

«Наш спортивный клуб- наша гордость!» статья

... в жизни каждого ребенка. Именно в школьном помещении мы проводом большую часть нашего детства ... сэкономят школьный бюджет и место в спортзале. Сочинение 2 Неотъемлемой частью жизни каждого человека ... подготовки. В нашей школе есть огромный стадион, где проходят занятия в теплое время ... половине спортивного зала начинается каждое занятие спортивного клуба . Начинается всё с разминки, которая включает ...

4. Типологические особенности клубов

Группы общественных зданий. Основные факторы, формирующие типологические признаки общественных зданий.

Сооружения, здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов.

  1. Физкультурные, спортивные и физкультурно-досуговые учреждения.
  2. Культурно-просветительские учреждения и религиозные организации:
    • библиотеки и читальные залы;
    • музеи и выставки;
    • религиозные организации и учреждения для населения.
  1. Зрелищные и досугово-развлекательные учреждения:
    • зрелищные учреждения;
    • клубные и досугово-развлекательные учреждения;
    • дельфинарии, аквапарки, комплексы аттракционов.

Клубы разделяются на типы:

  • досуговые;
  • общего профиля;
  • любительские.

Досуговые клубы — первая ступень клубной типологии, клубы общего профиля — вторая, любительские клубы — третья и высшая на сегодня ступень. Эти типологические ступени-уровни определяют направление перспектив его развития и пополнения клубно-досуговой сети. Они отвечают переходу от первичного и пассивного приобщения к коллективному досугу к активизации и дифференциации клубных интересов, от универсальных клубных пространств — к специализации помещений, и росту разнообразия типов клубных зданий и систем.

Области применения клубов досуговых, общего профиля, любительских определяются достигнутым и прогнозируемым уровнем социально-экономического развития каждого региона, числом жителей и административным статусом населенного места, сложившейся и прогнозируемой активностью посещений клубов и насыщенностью культурной сети.

По мере роста культурного потенциала, повышения уровня урбанизации населенных мест, дифференциации культурного спроса населения и становления самоорганизующихся клубных коллективов исходная сеть досуговых клубов должна пополняться (и частично вытесняться) клубами общего профиля, а затем и любительскими. В развитой клубно-досуговой сети присутствуют все указанные типы клубов.

Распределение типов клубов по территории области, сельского района, города подчиняется, как правило, следующей закономерности: более высокая типологическая ступень клубов — в центре, более низкая — на периферии сети. Кроме того, центр сети имеет большее типологическое разнообразие клубов, представительство как нижних, так и верхних типологических ступеней. Периферийные территории города или сельского района предполагают преимущественное развитие досуговых клубов, а центральные территории — как досуговых, так и клубов общего профиля, в крупнейших городах — также и любительских клубов.

В зависимости от социально-экономического потенциала региона, административного статуса населенного места, численности населения и согласно положению в сети типы досуговых, общего профиля и любительских клубов имеют разную вместимость, функциональную нагрузку и состав помещений.

Клубы общего профиля на периферии клубной сети (городские жилые районы, средние и малые города вблизи областного центра, центральные усадьбы колхозов и совхозов и т. д.) — это здания, совмещающие зрелищную часть (зрительный зал, фойе) и клубную часть (помещения для отдыха и развлечений, лекционно-информационные и студийно-кружковые помещения).

7 стр., 3459 слов

Презентация развития речи « — описание помещения «Моя комната»

... о такой я всегда мечтала. Другие темы: ← Что можно делать на море?↑ 6 классЧто всего дороже на свете? → ` Мини-сочинение на тему моя комната Комната, которую я занимаю, – просторная, светлая. Окна ... экскурсиями. А мне очень приятно их проводить. Имена прилагательные по теме «Моя комната» При описании любого помещения важно использовать вспомогательные прилагательные, добавляющие краски в текст. В ...

Чем выше культурная активность населения и экономический потенциал населенного места, тем выше необходимая доля клубной части в общей вместимости клуба и ниже доля зрелищной части.

Клубы общего профиля в центре клубной сети (общегородской центр, центр сельского административного района и т. д.) должны иметь, как правило, относительно большую долю клубной части в общей вместимости здания в основном за счет помещений для отдыха и развлечений, а также студийных помещений.

Если согласно численности населенного места в составе его центра предусматривается несколько клубов общего профиля (городские центры больших, крупных и крупнейших городов), то среди них должны предусматриваться так называемые профильные клубы с преимущественным развитием или зрелищных, или лекционно-информационных, или развлекательных, или студийных групп помещений. Такая профильная специализация клубов позволяет интенсифицировать их работу. Наряду с ними возможны и самостоятельные здания клубов общего профиля, совмещающие все группы помещений, а также клубы в составе кооперированных культурных центров. Чем выше культурный потенциал города, его административный статус и число клубов центра, тем, больше доля профильных клубов в составе клубов общего профиля. Она колеблется от 15-20% в центрах больших городов до 60-70% в центрах крупнейших городов. Остальные клубы общего профиля совмещают все основные группы помещений. В составе клубов центра рекомендуется предусматривать также и досуговые клубы.

Размещение, величина и состав земельных участков клубов определяются согласно требованиям СНиП 2.07.01-89. Площадь земельного участка принимается из расчета 10-15 м2 на 1 посетителя клуба (20-25 м2 на 1 место в зрительном зале).

Досуговые клубы

Досуговые клубы разделяются на типы:

  • малые клубы с универсальной гостиной вместимостью от 50 до 250 посетителей (Д1);
  • клубы с универсальным залом вместимостью от 250 до 1500 посетителей (Д2);
  • клубы с универсальной рекреацией вместимостью от 250 до 1000 посетителей (Д3);
  • развлекательные, физкультурно-развлекательные и иные комплексы клубного досуга вместимостью от 150 до 1000 посетителей (Д4).

Кооперация клуба со спортивными сооружениями и создание клубных спортивных центров особенно целесообразны в населенных пунктах на 2-5 тыс. жителей, в общественных центрах городов от 25 до 250 тыс. жителей, в центрах жилых районов на 60 тыс. жителей. Путем кооперирования и блокирования могут быть созданы многофункциональные центры: культурно-спортивные и культурно-оздоровительные, учебно-культурно-спортивные и т. п.

Ядром досугового клуба с универсальным залом является общее зальное пространство вместимостью от 200 до 1000 чел., в котором проводятся не только вечера отдыха, кинопоказ, концертные выступления и собрания, но и физкультурно-спортивные мероприятия. Поэтому рекомендуется предусматривать здесь открытую в зал (сборно-разборную) эстраду, плоский пол (на глубину до 12 м от края эстрады) и оборудование трансформации зрительских мест. Допускается организация рельефа пола (платформы, блитчеры и т. д.).

Предполагается возможность размещения в общем пространстве эстрады, зоны зрительских мест, свободного пространства фойе, зоны буфета и т. п. Общее пространство, позволяет мобильно использовать помещение зала, в том числе эпизодически увеличивать его вместимость в 1,5 раза на аншлаговых концертах и иных программах. Помимо универсального зала в таком клубе рекомендуется предусматривать специализированные помещения игровых, кафе (с возможной связью с универсальным залом), помещения для работы кружков, раздевальные, душевые, вестибюль, гардероб, санузлы, административные помещения, а также кладовые для мебели и инвентаря.

9 стр., 4077 слов

Пожары зданий и сооружений

... Причинами возникновения пожаров чаще всего являются: неосторожное обращение с огнем; несоблюдение правил эксплуатации производственного оборудования; самовозгорание веществ и материалов; разряды статического электричества; грозовые разряды; некачественное строительство зданий ... 110-99 Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, ... лагерей (кроме одноэтажных зданий клубов с рублеными и ...

Досуговые клубы с универсальной рекреацией формируются на основе универсального назначения не зала (в отличие от досуговых клубов с универсальным залом), а общих помещений для отдыха и развлечений, включая площадь фойе, вестибюля, буфета, гостиных, игровых помещений, спортивной и танцевальной площадок, зимнего сада. В таких клубах зрительный зал (аудитория) обособлен от общего рекреационного пространства. Вместимость зала-аудитории — от 100 до 500 мест. В нем проводятся лекции, кинопоказ, некоторые концерты. Вместе с тем массовые, аншлаговые, в том числе зрелищные программы и кинопоказ проводятся в универсальной рекреации, вместимость которой от 150 до 500 посетителей. Это общее пространство предназначено также для танцев и праздничных вечеров, физкультуры и спортивных занятий, отдыха и развлечений. Универсальная рекреация предусматривает эпизодическое зонирование при будничном режиме работы клуба и объединение зон в праздничном режиме. Следует предусматривать несложную плоскостную трансформацию. Форма универсальной рекреации может быть сложной, включая ниши, балконы и т. п.

Кроме специализированного зрительного зала (аудитории) в составе этих клубов необходима входная группа помещений с гардеробом и помещениями администрации, санузлы, раздевальные и душевые (для спортсменов, кладовые инвентаря и мебели,специализированные помещения студии), состав и площади которых следует принимать согласно требованиям к помещениям клубов общего профиля.

Клубы общего профиля

Клубы общего профиля следует проектировать в составе:

  • зрелищной части;
  • клубной части;
  • служебно-бытовых помещений.

Клубную часть рекомендуется принимать в составе групп помещений:

  • отдыха и развлечений;
  • лекционно-информационных;
  • студийно-кружковых.

Вместимость зрительного зала в клубах общего профиля рекомендуется принимать от 150 до 1000 мест (допускается — до 1500 мест), общую вместимость — от 200 до 2100 посетителей (допускается — до 3000 посетителей).

При проектировании профильных клубов рекомендуется предусматривать следующие варианты состава групп помещений:

  • зрелищная часть и группа отдыха и развлечений;
  • группа отдыха и развлечений и лекционно-информационная группа;

Общая вместимость таких профильных клубов — от 300 до 1500 посетителей.

Зрелищные учреждения

Здания, учреждения и комплексы культуры всегда занимали особое место в архитектурном проетировании , что обусловлено их особой ролью в жизни общества. В разные времена различные типы сооружений играли роль центров искусств — это храмовые комплексы древности и дворцы императоров, творческие мастерские и академии, частные коллекции и многоуровневые выставочные комплексы, а так же театры, концертные залы, открытые арены и, наконец, просто элементы городской, сельской среды и природного ландшафта. Важнейшей чертой развития центров искусств, наряду с обеспечением «повседневной жизни» искусства, является возможность поиска и зарождения новых путей и направлений в искусстве, их популяризация и взаимообогащение на синтетической основе. В современных условиях, когда культурная жизнь очень многообразна и находится в неустойчивом состоянии поиска, особенно актуально существование всего многообразия центров искусства, в том числе и комплексных. Их создание и развитие в будущем возможно только на осознании и систематизации опыта прошлого и настоящего.

5 стр., 2398 слов

Реконструкция зданий, сооружений и застройки

... количества и качества внутренних помещений, необходимостью увеличения общей площади здания и его вместимости, и т.п. Общие работы при реконструкции общественных зданий: восстановление ветхих конструкций здания; новые инженерные коммуникации - электросеть, ...

К зрелищным сооружениям относятся: кинотеатры, концертные залы, клубы, театры, цирки, музеи, выставки.

При всём разнообразии архитектурно-планировочных решений зрелищных зданий их объединяет единая композиционная основа — наличие в ядре здания главного зала (приложение, рис. 27).

Значимость зданий этого типа обусловливает тщательный поиск архитектурного образа исходя не только из особенностей определённой формы представления, но и выявления уникальности объекта для решения градостроительных задач.

При выборе участка для зрелищных зданий следует избегать территорий с ярко выраженным шумовым фоном и вибрациями, что усложняет обеспечение необходимых акустических условий в помещениях.

Размеры земельных участков под зрелищные здания определяются расчётом в соответствии с нормами: для кинотеатров — 5 м2 на одно место в зале для концертных залов и цирков — 0,7-1,5 га в зависимости от вместимости, для театров — 1,2-1,7 га.

Отличительной особенностью планировочной организации участка является обязательное наличие площади перед главным входом в здание, разгрузочных площадок и хозяйственного двора.

Основная объёмно-планировочная, функциональная и, конечно, художественная задача при проектровании зрелищных зданий каждого из указанных типов — найти наиболее удачное и рациональное сочетание зрительского комплекса и остальных помещений. Так, помещения кинотеатров делятся на три группы:

  • зрительский комплекс;
  • помещения киноаппаратной;
  • служебно-хозяйтсвенные помещения.

Помещения театров включают зрительскую и сценическую части, цирков — зрительскую и производственную части, помещения клубов — зрительскую и клубную части.

5. Принципы функциональной организации

Помещения клубов делятся на зрелищную и клубные части.

К зрелищной части клубов относятся:

  • многоцелевой зрительный зал (из расчёта 0,65 м2 на одного зрителя) с эстрадой или сценой и помещениями, обслуживающими сцену;
  • фойе — из расчёта 0,4 м2 на одного зрителя с залами для танцев; 0,6 м2 — без залов для танцев;
  • игровая площадка;
  • киноаппаратная;
  • склады объёмных декораций;
  • артистические комнаты.

Основные объёмно-планировочные особенности зрительных залов клубов:

  • унивесальность, возможность трансформации;
  • зал клуба при малой вместимости должен иметь естественное освещение для проведения лекций и собраний (в случае отсутствия специального лекционного зала в составе помещений клуба), при этом должно легко осуществляться затемнение зала;
  • зал клуба при малой вместимости должен иметь горизонтальный пол и разборную эстраду.

Боковые границы мест определяются в пределах горизонтального угла 30(градусов), исходящего из портала; задняя граница мест удалена от «красной линии» сцены (линии занавеса) не далее чем на 27 м.

Фойе в клубе должно иметь естественное освещение, а так же отвечать требованиям универсальности: использоваться для проведения выставок, танцевальных вечеров, частично выполнять функции вестибюля.

Игровая площадка в клубах подразумевается двух типов: эстрада, которая находится в едином пространстве со зрительным залом, или сцена, отделённая от зала портальной сценой.

Клубная часть клуба:

  • лекционный зал или аудитория;
  • библиотека;
  • кружковые;
  • гостиные;
  • кафе;
  • спортзал;
  • танцевальный зал;
  • помещения для отдыха.

Типологическими особенностями архитектуры клубов являются многофункциональность, ярко выраженная двухчастность, гибкая планировка, обязательная возможность раздельного функционарования обеих частей. Эти специфические черты позволяют клубу всегда оставаться актуальным, востребованным и жизнеспособным типом общественного здания.

Для современного клуба, как многофункционального здания, характерны следующие типологические черты:

  • в социальном аспекте эти здания являются прежде всего местом общения;
  • функциональная программа должна включать, кроме клубных, офисные, торговые помещения, информационный центр, рестораны;
  • большое внимание необходимо уделять внутренним и внешним коммуникациям;
  • в композиционном аспекте выявляются два подхода: развитая многообъёмная композиция, обеспечивающая автономность существования разнофункциональных элементов комплекса; единый объём с выраженным вертикальным зонированием, в котором размещаются все помещения;
  • характерно обращение к «чистым» геометрическим архитектурным формам: сфере, параллелепипеду, пирамиде;
  • планировочная структура отражает внешнюю композицию;
  • гибкое использование простарнства;
  • художественный образ должен обладать высокой выразительностью и нести символическую нагрузку.

В настоящее время формируется новый тип клубного здания — деловой клуб. Деловой клуб как принадлежность досуга, с одной стороны, и делового общения, с другой, формируется в результате взаимодействия двух своих главных составляющих: досуговой и деловой функции. Таким образом, он включает, кроме традиционных для клуба зрелищной и клубной частей, деловую зону, которая содержит развитую группу офисных помещений, комнат для переговоров, конференц-залов, а так же свободные пространства универсального назначения.

6. Особенности объёмно-композиционного и архитектурного образа

Форма, концентрируя в себе сущность сооружения, его смысловое значение, соотносимое с социальным и эстетическим содержанием, вкладываемым в него эпохой, материализована в определенной конструктивной системе. Эта система находится в тесной взаимосвязи с планом здания, обусловленным его функциональным назначением. Обращение к пространственным характеристикам форм новых конструкций позволит понять их роль в сооружении через систему категорий, используемых в архитектуре как средство гармонизации: масштаб, силуэт, соотношение масс, ритм, пропорциональность и т. д.

Последние в силу своего формообразующего потенциала создают заданный конструктивной формой тип архитектурного пространства центра досуга.

Таким образом, при поиске наиболее рациональных решений среди множества вариантов, которые дают современные пространственные конструкции, можно выбрать такой, когда конструктивная форма будет отвечать всем условиям, предъявляемым к ней архитектурным замыслом.

Одно из этих условий устанавливает критерий соответствия конструкции и функционально оправданного плана. Но этого еще не достаточно для подлинного выявления «конструктивной правды» архитектурной формы. Критерием, который помог бы найти связь между требованиями, предъявляемыми к ней функцией сооружения, и задачами архитектурной выразительности, может быть та или иная степень свободы в организации архитектурного пространства в его трехмерном состоянии.

Современные конструктивные формы, вступают в сложные полиморфные отношения с конструктивными системами своего класса конструкций, а конструктивные системы соотносятся через разнообразные изотропные связи с материалом. Иначе говоря, одинаковый материал может служить основой для создания самых различных конструктивных систем, а они в свою очередь образуют один вид конструктивных форм.

Если конструкцию рассматривать как некоторую подсистему архитектурной целостности, то можно увидеть четко выраженный иерархический порядок структурного образования этой подсистемы: конструктивная форма (например, купол) вырастает над конструктивными системами своего класса (например, системы купола — сетчатая, радиально-стержневая, железобетонная монолитная и т. д.), а строительные материалы (например, металл, дерево, ткани и т. д.) являются основой создания конструктивных систем.

В прошлом конструктивная форма развивалась на основе преимущественно изоморфных отношений, т. е. данная форма являлась следствием определенной конструктивной системы, которая в свою очередь могла существовать только на основе определенного материала (камня, кирпича, дерева).

Узкие рамки изоморфных отношений приводили к естественному процессу такого формообразования, когда не все существовавшие конструктивные формы в своем чистом виде стали носителями художественной формы.

Специфические особенности многих новых конструкций — активно воздействовать на объемную композиционную структуру сооружения, их конструктивные, тектонические характеристики, их широкие возможности удовлетворять конкретным функциональным задачам — все это требует внимательного анализа и учета в практической совместной работе архитектора и инженера при комплексном решении архитектурных и строительных проблем в сооружении.

Не деталь, не пластическая обработка фасада (которой, например, при каркасной конструкции стены создается как бы вторая несущая чисто архитектурную нагрузку оболочка здания), а сама форма сооружения, освобожденная от всего лишнего, чистая и ясная в своей первозданности и пропорциональной завершенности, несет новый архитектурный образ. При сооружении Сиднейской оперы ради достижения художественной убедительности образа были принесены в жертву многие, конструктивные, функциональные, экономические и качественные критерии.

Поиски архитектурной выразительности посредством новых конструктивных форм дают нам много примеров неожиданных пространственных решений. Ле Корбюзье в павильоне «Филлипс» на Брюссельской выставке (1956 г.), применив оболочки в форме гиперболических параболоидов, добивается выразительности скульптурной формы, перекидывая мост из области архитектуры в область абстрактных категорий изобразительного искусства.

Обращаясь к такому содержательному средству формообразования, как пространственные конструктивные формы, необходимо с особым вниманием подходить к проблема чисто архитектурного образного порядка. Художественная правда, рожденная архитектурным образом, подчас отодвигает на второй план другие задачи. «Функция — область полезного, форма — область прекрасного. Уродливая форма, будь она даже полезной, что нередко бывает, умрет вместе со своей функцией, которая обычно недолговечна».

Аудитория Иллинойского университета в Массачусетсе (США) Эаро Сааринена, приведенная выше в качестве примера, имеет элементы относительного несоответствия функционального содержания сооружения и функциональных особенностей конструктивной формы. Но в то же время лаконизм архитектурного решения, гармоническая уравновешенность массы здания по отношению к окружающему пространству, тектонические закономерности сопряжения элементов оболочки с ограждением и пластические качества ее связи с плоскостью земли делают это сооружение одним из наиболее интересных в современной архитектуре и выдающимся с точки зрения использования средств выразительности новой конструктивной системы.

Исключительной особенностью пространственных конструкций является то, что функциональная, технологическая целесообразность их конструктивной формы тесно сплетается с требованиями архитектурного, часто градостроительного порядка. Целостность архитектурной формы рождается из диалектического единства объемно-пространственного решения и функционального содержания. Разрывая это единство, можно прийти или к формализму, или к голым функциональным решениям, лишенным какой бы то ни было выразительности, присущей произведениям архитектуры. Но не только целостность и выразительность архитектурной формы являются результатом сложного процесса ее восприятия. В нашем сознании, опосредствованном конкретным социально-эстетическим опытом, неизбежно возникает тот архитектурный образ, который соотносится с понятной для нас и выраженной средствами архитектурного языка утилитарной и художественно-эстетической информацией. Она часто приобретает, особенно в архитектуре общественных зданий, общезначимый символический смысл.

Создавая объёмно-планировочную структуру здания не следует забывать о безопасности пребывания в нём людей. Все элементы конструкции должны соответстовать противопожарным нормам и быть безопасными в повседной жизни и эксплуатации здания, требования по пожарной безопасности даны в СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы», СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/proektirovanie-teatra/

  1. А. Л. Гельфонд «Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений» Москва «Архитектура-С» 2007
  2. Е.К.Милашевская, Н.Е. Прянишников, М.Р. Савченко «Клубы» Москва Стройиздат 1990
  3. СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений»
  4. СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения»
  5. СНиП 2.08.02-89 «Проектирование клубов»
  6. СНиП 2.01.02-85* «Противопожарные нормы»
  7. СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»

Приложение

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба

Проект клуба