Роль декоративного искусства в интерьере постоянно возрастает. В наше время, с появлением разнообразных декоративных элементов, люди стали с большим интересом подходить к выбору декора помещений. Знакомится с новыми веяниями в искусстве через интернет, журналы по дизайну, телевизионные программы. Кто-то занимается таким творчеством самостоятельно, кто-то прибегает к услугам дизайнера, который грамотно выполняет свою работу, продумывая все мелочи: стиль в котором нужно выполнить тот или иной арт-объект, предоставит несколько эскизов на выбор клиенту, и т.д.
Произведения декоративно-прикладного искусства могут служить как в практических целях, так и радовать глаз, доставлять эстетическое удовольствие обладателю такого предмета. Арт-объект — это объект искусства, вещь (объект) которая представляет собой не только материальную ценность, но и художественную. Вещь, на создание которой художника сподвигло вдохновение. Это объекты, которые были созданы не как банальные, функциональные вещи, а именно как вещи, создающие настроение, вещи, в которых вложена душа.
Само создание арт-объекта можно отнести к области декоративно-прикладного искусства, которая связана с оформлением бытовых предметов, мебели, посуды, тканей и других художественных изделий, т.е. тех изделий, которые не являются предметами искусства.
Цель данной курсовой работы выполнение арт-объекта (шкатулку) в стиле модерн, на основе картин Альфонса Мухи, в технике декупаж.
Для достижения этой цели ставится следующие задачи: изучение исторических образцов, освоение техники декупажа, овладение необходимыми навыками подбора необходимых материалов, приспособлений и инструментов; для дальнейшего использования этого декоративного элемента в оформлении интерьеров жилых общественных помещениях.
1. Исторический раздел
1.1 Модерн
Модерн (фр. moderne — современный) — художественное направление в искусстве, архитектуре и дизайне, возникшее во второй половине XIX века — начале XX века в Европе как объединяющий различные направления передового искусства.
Отличительными особенностями стиля Модерн являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, “природных” линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Стиль Модерн стремится сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлекая в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.
Экспрессионизм в Германии: трансформация романтизма в искусстве модерна По
... искусства XIX – начала XX веков. Объектом исследования в работе станет сопоставление основных положений эстетики романтизма и экспрессионизма. В ... цель данной дипломной работы - проследить трансляцию и трансформацию основных положений романтической эстетики в искусстве экспрессионизма, что ... выдающийся художник экспрессионизма В. Кандинский, желая менее всего представить свою живопись, как разрыв ...
Основной принцип стиля Модерн — динамическое равновесие, воплощенное в обтекаемых гибких формах. Мебель в стиле Модерн проста и функциональна. Корпусная мебель различного назначения — шкафы, комоды, полки — могла быть прямоугольной, но с обязательным “эстетством”: матовым остеклением, изящной фурнитурой. В изгибах подлокотников и рисунке ножек мягкой мебели также прослеживался намек на гнутые линии, зачастую каркасы повторяли переплетение ветвей растений, формы тел животных или насекомых.
Почвой для появления стиля Модерн послужила полная неразбериха в стилях в Европе конца 19 века, которая свалила в один котел подражание старым стилям (так называемый “историзм”) и эклектику. Также стоит отметить скачок технологий и начала перехода производства от ремесла к массовому производству.
Первые шаги Модерн как стиль начинает с живописи и графики. Основным орнаментом и формой декора нового стиля становится изогнутая линия, похожая на локон волос или изгиб стебля растения. Интерьер стиля носит четко выраженный декоративно-прикладной характер ориентированный на подражание природным формам.
К концу 19го, началу 20го века стиль Модерн как направление получает международное распространение.
В Австрии стиль Модерн получает название Сецессион. В 1898 году из Мюнхенского выставочного объединения “Glasplast” выходит группа художников и декораторов в знак протеста против академического искусства и начинает творить в стиле Модерн. От латинского слова secessio (отделение, уход) образуется австрийский вариант названия стиля Модерн. В Германии приверженцы стиля Модерн группировались вокруг журнала “Jugend”, по названию которого немецкий модерн стал называться Jugendstil (Молодой стиль).
Во Франции Модерн получил название Art nouveau (Арт-нуво, дословно “новый стиль”).
Имя свое стиль получил по названию магазина, который был открыт в Париже в 1895 году Самуэлем Бингом. Для оформления магазина был приглашен еще тогда малоизвестный бельгийский архитектор Анри Ван де Вельде, который спроектировал интерьер четырех торговых залов магазина в стиле Модерна. Магазин не дал хорошей прибыли Самуэлю Бингу и вскоре был закрыт, но стиль Модерн во Франции стал называться Art nouveau. Английский стиль Модерн отличается от общеевропейского более сдержанными формами. Общие, консервативные, взгляды английского общества способствовали тому, что большее признание Английский Модерн получил в континентальной Европе, нежели на родине. В России стиль Модерн наиболее ярко проявился в архитектуре.
Закат стиля Модерн как всеобщего стиля в интерьере, архитектуре и живописи приходиться на 1910е года. Обусловлено это очень ярко выраженным декоративно-прикладным характером, что, как и любое ярко выраженное явление имело не только своих сторонников, но и противников, а также тем, что технически изготовление предметов интерьера в стиле Модерн было сложным и дорогим. Появление технической возможности ставить на поток массовые дешевые изделия пошатнули позиции стиля Модерн. Последний удар по уже затухающему стилю нанесла начавшаяся в 1914 году Первая мировая война, окончательно низложив стиль Модерн.
Характерные черты стиля Модерн — волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции. В интерьере, его отделке, большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов. Стилистический диапазон искусства Модерна широк, в нем можно видеть смешение элементов разных стилей. Новые сочетания в декоре необычных материалов и техник — дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, камень, фарфор, витраж.
Основоположники модерн-танца
... Следует отметить, что эти школы совершенно не похожи друг на друга по стилю и технике танцевания. Модерн — танец немыслим без человека, который воплощал бы идею в своем ... балетмейстера-постановщика, танцовщика. В лоне этого стиля возникла новая форма танцевания, которая и стала называться «модерн-танец». Изящность, своеобразность и нестандартность модерн танца заставляет привлекать к себе внимание ...
Современный стиль Модерн серьезно обогатился новыми материалами и текстурами, что делает его еще более разнообразным, но главное при создании интерьера в стиле Модерн — это не забыть о первоначальной тенденции к плавности линий и использовании природных мотивов, а также о гармонии всех дизайнерских элементов для создания законченной картины. Фантазию здесь ограничивать не стоит, но думать нужно в одном избранном направлении, тогда интерьер в стиле Модерн будет долго радовать глаз и наполнять ваш дом светом и легкостью.
1.2 История декупажа
Декупаж (от французского «decouper» — вырезать) — это декорирование любого предмета путем наклеивания вырезанных изображений из бумаги или ткани с последующим нанесением лака. Суть техники заключается в вырезании изображений из различных материалов и дальнейшем их наклеивании на предметы декорирования. Сама техника декупажа была известна ещё в двенадцатом веке в Китае. Своё современное определение декупаж получило во Франции в семнадцатом веке.
В различные времена и в различных уголках земного шара декупаж пользовался популярностью и был, как достоянием высших слоёв общества, так и проявлением творчества бедных людей. Европейцы использовали декупаж для имитации китайских и японских украшений. Позже в Европе и Америке эта техника стала достоянием широких масс и для работ использовались незамысловатые мотивы в виде цветов, животных и различных фигурок.
На сегодняшний день декупаж снова набирает свою популярность. Наряду с традиционными материалами современные техники, такие как золочение, состаривание, кракле, художественный и объёмный декупаж дают неорганичный простор фантазии. Современный декупаж, 21 века, это вырезание и наклеивание напечатанных полиграфическим способом картинок на разные поверхности с последующим нанесение на них защитного слоя лака. Большую распространённость приобрёл декупаж салфетками, поэтому и получил сейчас название салфеточная техника. Не смотря на свою длинную историю и широкую географию эта техника, поразительно проста. Всё что нужно — это:
салфетка с сюжетом, который понравился,
клей ПВА, который разводится 1 воды: 5 клея,
акриловый лак
и, конечно, основа, ножницы и кисть.
Качественные красивые салфетки для декупажа более прочные и не рвутся при приклеивании их на поверхность. Ведь для работы используется только верхняя часть салфетки, с рисунком. Вырезается, сюжет приклеивается, даётся время на просушку и покрывается лаком столько раз, чтобы достигнуть эффекта гладкой поверхности, чтобы не чувствовалось рельефа.
Салфетки являются сейчас самым распространённым материалом для декупажа. Увиденную картинку в журнале можно выполнить: расслоив бумагу и нанести от 4 до 8 слоёв лака. Если расслоить, то нужно покрыть акриловым лаком сторону с рисунком, дать высохнуть и замочить на 20-30 минут в воде. Вынув, аккуратно отделить бумагу с обратной стороны рисунка.
О композиции литературного произведения
... их поведения в определенных ситуациях и обстоятельствах. Вне контекста художественного произведения композиция сама по себе не имеет ценности: она значима лишь для ... компонентов требует от писателя высокого художественного искусства и мастерства. О композиции литературного произведения [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/kompozitsiya-teksta/ Композиционная завершённость и ...
Объекты выполненные в технике декупаж, как правило, отличаются красочностью, яркостью и запоминающимся образом и способны украсить современные интерьеры.
1.3 Техника «Аппликация»
Аппликация (лат. application — прикладывание, присоединение) — способ получения изображения. Техника декоративно-прикладного искусства.
Аппликация — вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон).
Как правило, материалом-основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью, и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей. Аппликация из ткани — это разновидность вышивки.
Аппликация активно используется в украшении мебели. Один из наиболее распространенных способов аппликации — декупаж.
Аппликация отличается от других видов изобразительной техники — силуэтностью, плоскостной обобщенной трактовкой образа, однородностью цветового пятна (локальностью) больших цветовых пятен, выразительностью изображения, более обобщенной формой.
Аппликация классифицируется:
по форме
объёмная
плоская
по цвету
одноцветная
многоцветная
по тематике
предметная
сюжетная
декоративная
Материалы для создания аппликации:
бумага
ткань (хлопок, шёлк, бархат, шнуры)
кожа
мех
войлок
бисер
пластилин
Аппликация тесно связана с сенсорным восприятием. Развитию сенсорного восприятия способствует операции по обработки бумаги:
сгибание,
резание
наклеивание
разрывание и обрывание
2. Проектно-композиционный раздел
2.1 Основы композиции
Слово композиция — происходит от латинского «compositio», что означает — сочинение, составление, связь, сопоставление. Все эти значения определённым образом присутствуют в современном понимании композиции, поскольку, если речь идёт о композиции, то всегда имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству благодаря системе связей между элементам. Композиция отсутствует в хаотическом нагромождении предметов. Отсутствует и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. И наоборот, композиция необходима любой целостной структуре, достаточно сложной, будь то произведение искусства, научный труд, информационное сообщение или организм, созданный природой.
Композиция необходима при создании форм предметного мира бытовых предметов, машин, зданий и других объектов дизайна и архитектуры; это также средство организации информации и средство построения художественной формы.
Композиция обеспечивает логическое и красивое расположение частей, из которых состоит целое, придавая ясность и стройность форме и дела доходчивым содержанием.
Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения, таким образом, и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения и всех элементов художественной формы, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму.
Аппликация как средство развития творческих способностей детей ...
... являются нетрадиционные формы занятий аппликацией в старшем дошкольном возрасте. Глава I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬГОГО ВОЗРАСТА 1. Понятие художественного творчества Творчество рассматривается ... видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией. Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных ...
Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обогащает содержание и повышает ценность произведения в целом. Композиция является одновременно категорией содержания, (так как выявляет смысл), и категорией формы (так как гармонирует форму).
Таким образом, через композицию осуществляется неразрывное единство содержания и формы. Следует заметить, что понятие «содержание» всегда шире, чем понятие темы, сюжета, идеи, ибо оно включает в себя переосмыслённый в процессе творчества «преодоленный» материал и художественную ценность, которую произведение приобретает благодаря разработке формы.
Формы и содержание в произведении представляют собой диалектическое единство, рождённое в борьбе, в преодолении материла. Форма и содержание органически слиты в конечном результате, т.е. в художественном произведении. Но разделяя эти понятия, противопоставляя их друг другу, имея возможность вычленить формальные признаки художественной формы и выявить средства, с помощью которых строиться форма. Сюда входит материал и композиционные средства. Вычленение композиционных средств и изучение их необходимо для освоения основ композиции.
Композиционное построение формы предполагает наличие замысла, цели, идеи. По определению Н. Волкова «композиция — конструкция для смысла». Даже, в том случае, если произведение представляет собой несюжетную декоративную или абстрактную картину, она может содержать художественный замысел, идею, реализуемую формальными средствами — отношениями форм, цветовых пятен, линий, выражающих борьбу, взаимодействие сил, напряжённость,- они могут воздействовать на эмоции, рождать ассоциации,- будучи приведены к гармоническим отношениям, обладать эстетической ценностью. В этом случае гармония форм, цветовых отношений, борьба противоположных начал сама становится «сюжетом» и смыслом картины.
В картине может преобладать или образно — сюжетное начало или структурное начало, выраженное в формальных отношениях элементов композиции. Но композиция, будучи понятием организующим, органически соединяет в себе оба эти начала, и закономерности её построения подчинены закону гармонического единства содержания и формы.
Характерным признаком композиционного построения является то, что он всегда развивается в определённых границах. Эти границы определяются не только пространственными ограничениями (формой, размером и формата листа).
Смысл границ, рамок в том, чтобы отделить мир реальный от мира изображаемого.
Композиция может быть замкнутой, вписывающейся в определённую форму и подчинённой ей, может быть открытой, предполагая мысленное продолжение в пространстве. В любом случае внешние границы и тип композиции определяются внутренними связями между её элементами. Эти композиционные узлы и нити держат её изнутри в пространственно-временных границ.
ФОТОРЕПОРТАЖ: СТРАТЕГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ (НА ...
... Объект исследования – технология создания фоторепортажа. <p awml:style="БеРинтервала" dir="ltr"> Предмет исследования – стратегии формирования эффективной композиции фоторепортажа. ... знаменует новый этап в развитии фотожурналистики. Осмысливая практику работы в фоторепортаже, С. Фридлянд справедливо ... ]. Фоторепортаж в России как жанр появился и стал развиваться по форме и ...
Единство и цельность — важнейший признак композиции. В законченной композиции всё взаимосвязано и всё подчинено единой цели, идеи, художественному замыслу. Эта связанность проявляется и в сюжетно — образном решении произведения, и в гармонической упорядоченности его формы. В единстве содержания и формы. Гармония целого — необходимое условие композиционного построения, важный его признак.
В качестве композиционной идеи была выбрана шкатулка, которая выполнена по мотивам картин Альфонса Мухи, т.е. шкатулка будет в ярких цветах золотого и зелёного. На охристом цвете шкатулки идёт орнамент из паеток в виде плавных закрученных линий, которые напоминают рисунок стиля модерн. Данный орнамент был выбран в силу того, что он наиболее характерен для заданного стиля, очень позитивен и является источником хорошего настроения. Подобный рисунокё включающий плавные пересекающиеся линии, в крапление придаёт композиции единое законченное решение.
Данная композиция органично вписывается в силуэт шкатулки, подчёркивает её линии и контур шкатулки является обрамлением нанесенного рисунка. Графичность и силуэтность рисунка не перегружает композиционное решение, придаёт ему лёгкость и движение линий.
2.2 Колористическое решение
Колористика — наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре.
Цвет — свойство цвета вызывать определённое зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Цвет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения; излучения от 380 до 470 нанометров имеют фиолетовый и синий цвет, от 470 до 500нанометров — сине-зелёный, от 590 до 760 нанометров — красный. Однако цвет сложного излучения не определяется однозначно его спектральным составом.
* Оттенок ( цвет)- название цвета (красный, синий…);
- Интенсивность — уровень концентрации цвета (преобладание того или другого тона);
- Глубина — степень яркости или приглушенности тональности цвета;
- Светлота — степень разбелённости (% присутствия в цвете белого и светло- серого тонов);
- Насыщенность — % присутствия тёмно-серого и чёрного тонов;
- Яркость — характеристика светящихся тел, равная отношению силы света в каком-либо направлении к площади проекции светящейся поверхности на плоскость, перпендикулярную этому направлению;
- Контрастность — отношение разности яркостей объекта и фона к их сумме.
В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом (видимый диапазон длин волн от 380 до 760 нанометров).
Иногда цветовое ощущение возникает без воздействия лучистого потока на глаз — при давлении на глазное яблоко, ударе, электрическом раздражении и др., а также по мысленной ассоциации с другими ощущениями — звука, тепла и т.д., и в результате работы воображения. Различные цветовые ощущения вызывают разноокрашенные предметы, их разноосвещённые участки, а также источники света и создаваемое ими освещение. При этом восприятия цветов могут различаться (даже при одинаковом относительном спектральном составе потоков излучения) в зависимости от того, попадает ли в глаз излучение от источников света или от несамосветящихся объектов. В человеческом языке, однако, используются одни и те же термины для обозначения цвета этих двух разных типов объектов. Основную долю предметов, вызывающих цветовые ощущения, составляют несамосветящиеся тела, которые лишь отражают или пропускают свет, излучаемый источником.
ЦВЕТ В ДЕКОРАТИВНОМ ПАННО
... осуществления творческого проекта декоративного панно. Выделить особенности цветового решения декоративной композиции и применить их в реализации творческого проекта. Объект исследования: декоративное панно. Предмет исследования: особенности цвета в создании декоративной композиции. Гипотеза исследования: ...
Цвет служит средством общения. Цвет помогает торговать. Цвет — это сила, которая стимулирует продажи практически любого потребительского продукта.
Профессионалы дизайна, графики и полиграфисты прекрасно знают, что цвет является ключевым фактором в процессе торговли, поскольку играет важную роль при принятии решения о покупке. Он пробуждает в покупателе целую вереницу эмоций, притягивающих его к тому или иному товару.
В качестве колористическом решении был выбран зелёный и золотой цвета. Так как они всегда актуальны и отражают элемент в стиле модерн.
3. Технологический раздел
3.1 Инструменты и материалы
Для выполнение декупажа в стиле неоклассицизм необходимо приобрести следующие инструменты и материалы:
шкатулка
клей ПВА
карандаш H,НВ
ножницы с острыми концами (маникюрные)
кисти синтетические плоские № 8-10
лак стандартный
ёмкость для воды и полотенце
губка
декупажная карта
декоративные шнуры разных размеров золотистого цвета
Для качественного выполнения данного задания необходимо грамотно организовать своё рабочее место, а именно материалы и инструменты должны быть расположены на столе, в такой последовательности, чтобы исключить разливание воды, опрокидывания баночки с клеем. Стол не должен быть захламлён посторонними предметами, т.к. это мешает протеканию творческого процесса. Рабочее место должно быть освещено с левой стороны в дневное и вечернее время. Материалы, которые в процессе работы не используется, немедленно закрывается крышками, и убираются со стола. При использовании лакокрасочных материалов помещение должно быть постоянно проветриваемо.
3.2 Техника и технология
Первый этап: Для создания данной работы заранее был подбор иллюстрационный материал.
Второй этап: Подготовка инструментов и материалов были приобретены в художественном специализированном магазине: лак в виде спрэя, салфетки, клей ПВА, декупажная карта.
Третий этап: Подготовка шкатулки для дальнейшего декорирования.
Четвёртый этап: Вырезание рисунка (орнамента) с помощью маникюрных ножниц. Здесь необходимо максимальная осторожность и внимательность, т.к. можно повредить рисунок и ткань салфетки. Контур рисунка должен быть ровный, чётко повторять заданный силуэт.
Пятый этап: Подготовка посуды для замачивания. В данные ёмкости наливается вода комнатной температуры. Далее вырезанные картинки опускаются в тарелки на 3-5 минут для полного пропитывания влагой, но избегать раскисания.
Шестой этап: Вынуть картинки из воды и удалить лишнюю влагу с помощью хлопковой ткани или бумажного полотенца.
Седьмой этап: Промазать плоской кистью клеем обратную сторону картинок. Этой же кистью наносим клей на шкатулку, там, где будут наклеен орнамент.
Дизайн прически в стиле барокко
... как дизайн прически относится к новым видам дизайна. Современная ситуация в искусстве и в дизайне своим разнообразием во многом близка далекой эпохе стиля барокко. Формообразование барокко складывается ... и вогнутостями, линии изламываются, искривляются1 ». Характерные черты архитектуры барокко: Преобладающие и модные цвета Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым ...
Восьмой этап: Приклеить картинки к поверхности шкатулки плоской синтетической кистью с клеем.
Девятый этап: Для завершения декорирования арт — объекта нужно покрыть лаком и оставить сохнуть на целые сутки.
Заключение
Интересный декор всегда вдохновит и вызовет положительные эмоции у обладателя такого арт-объекта в данном стиле. Магия подобных работ заключается в том, что любой арт-объект, привлёкший внимание художника, становится при таком подходе обыденным, доступным к потреблению интеллектуальному или эмоциональному. И в каких бы превращениях не представало перед зрителем произведение арт-объекта в стиле неоклассицизма, в нём всегда читается программная идея — расширение понятия искусства за пределами собственно художественно рода деятельности. Неоклассика ставила широкомасштабную задачу: возродить и утвердить ансамблевую и стилевую целостность искусства, продолжить её развитие на уровне новейших достижений, но согласно заветам старины.
Стиль модерн оказал огромное влияние на развитие современного искусства, его традиции сохраняются и в настоящее время.
Целью данной работы волнение арт-объекта в стиле «модерн» на основе картин Альфонса Мухи в технике декупаж. Была проведена исследовательская работа в области истории стиля модерн, были проведены параллели с современными направлениями в этой области, были освоены приёмы техники декупажа, так же были применены цветовые и формалистические идеи данного стиля.
Была выполнена основная задача дизайнера придать, обыденному неинтересному предмету новый, стильный и законченный образ, который может радовать заказчика или хозяина этого арт-объекта.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/predmetyi-iskusstva-i-kollektsii-v-interere/
1. http://ru.wikipedia.org/wiki.
2. http://prodecoupage.com/.
3. http://dcpg.ru/.
4. .
5. http://www.by-hand.ru/.
6. http://www.trozo.ru.
7. http://www.arshobby.ru/.
8. http://stranamasterov.ru/.
9. http://masterclass.su/.
10. http://www.razumniki.ru.
11. .
12. http://rosdesign.com/design/kompozofdesign.htm.
13. .
14. Л.М. Холмянский, А.С. Щипанов — Дизайн: Книга для учащихся. — М.: Просвещение, 1985.
15. В.Ю. Цветоведение, Москва 1981.
16. О.И. Нестеренко — Краткая энциклопедия дизайна.
17. С.М. Михайлов — история дизайна. Том 1,2.
18. Ноэл Райли — Элементы дизайна — развитие дизайна и элементов стиля от ренессанса до постмодернизма.- М.: ООО «Магма», 2004.
19. Н.А. Ковешникова. Дизайн: история и теория. Издательство: ОМЕГА-Л, ГРУППА КОМПАНИЙ 2007.
20. О.Л. Голубева — Основы компазиции. Издательство: Изобразительное искусство 2001.
21. Ольга Вешкина — Декупаж креативная техника для хобби и творчества. Москва. Эксмо. 2008.
22. Хильда Стокс — Объёмный декупаж. Практическое руководство.
23. Энциклопедия декупажа — Книга из серии: Изделия народных умельцев. Элби BOOKS.
24. Марта Гилл «Гармония цвета. Естественные цвета».
25. Ж. Агюстон «Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне».
Цифровые произведения как объект авторского права
... Многие юристы не признают мультимедийное произведение особым объектом интеллектуальной собственности, сводя его к другим категориям произведений, например к аудиовизуальным произведениям или базам данных. Термин « ... 90-е годы появились мультимедийные энциклопедии, электронные журналы, книги, справочники, учебники, обучающие программы и т.д. Мультимедийные произведения прочно вошли в современную ...
26. А. Стармер «Цвет — энциклопедия». Арт-Родник.
27. Вешкина О. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. — М.: Эксмо, 2008. — 40 с.
28. Зайцева А. Стильные штучки в технике декупаж. — М.: АСТ-Пресс книга, 2007. — 60 с.
29. Мария ди Спирито Витражное искусство и техника росписи по стеклу.- М.: Альбом, 2008. — 56 с.
30. .
31. http://decoupagesalfetki.narod.ru/.