Городской пейзаж (2)

Курсовая работа

«Умение пространственно представлять и записывать свое представление в трехмерном рисунке — это такая же грамотность, как и арифметика…»

А. К. Буров

Практически любой человек может научиться рисовать. Конечно, выдающимися художниками становятся далеко не все и даже те, кто наделен природными задатками. Для этого необходимо развивать в себе многие качества, особенно работоспособность и творческое мышление при наличии художественного мастерства (технического совершенства).

Главная задача искусства — будить в человеке прекрасное, заставлять его думать, чувствовать. Задача художника привлечь внимания зрителя, вызвать в нем чувство сопричастности, заставить взглянуть по-новому на окружающий мир, разглядеть в привычных предметах, необычайную суть.

Целью курсовой работы является:

  • создать творческую работу, добиться оптимального пластического решения;
  • показать красоту городского пространства;
  • рассмотреть городской пейзаж как жанр;

Задачи курсовой работы формулируются

  • Определить особенности и средства выбранного жанра;
  • Изучить световое решение;

3. Изложить средства выполнения работы;

4. Описать ход работы;

Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка

использованной литературы и приложения.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-risunku-gorodskoy-peyzaj/

Глава 1. Выбор темы

1.1 Жанры в искусстве и особенности выбранного жанра

Жанр — это исторически устойчивая форма образно-композиционной организации художественного произведения, возникающая и развивающаяся в зависимости от многообразия отражаемой в искусстве действительности и тех задач, которые ставит художник. Деление на жанры существует во всех видах искусства, но в разных искусствах имеет разные основания. В изобразительных искусствах оно ярче всего проявляется в живописи. Здесь жанры различаются прежде всего по предмету изображения: изображение природы — пейзаж, вещей — натюрморт, человека — портрет, событий жизни — сюжетно-тематическая картина. В свою очередь каждый из жанров имеет свои внутренние подразделения — жанровые разновидности, которые иногда тоже называют жанрами. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный; натюрморт — цветочный, со снедью, с бытовыми вещами; портрет — парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины — историческая, батальная, бытовая, анималистическая, интерьер. Нередко в одном произведении искусства сочетаются черты нескольких жанров (так, в картину могут быть включены и пейзаж, и портрет, и натюрморт).

11 стр., 5223 слов

Историческая справка жанра натюрморт

... эмоциональной выразительности. Глава 1.Историческая справка жанра «натюрморт» 1.1. История развития натюрморта «Натюрморт» - слово французское в буквальном переводе ... работах М. А. Врубеля и В. Борисова-Масутова. Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века. Искусство ... композицию натюрморта, перенеся на этот жанр принцип пленэра, разработанный ими в области пейзажа. Признав в натюрморте ...

Перечисленные жанры характерны и для графики.

Городской пейзаж – жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания и архитектурные сооружения, преображенные техникой художника и его виденьем.

В 15 веке получили распространение архитектурные пейзажи , на которых изображались виды на город с высоты птичьего полета. На этих интересных полотнах зачастую сливались древность и современность, присутствовали элементы фантастики.

Более поздний венецианский пейзаж (ведута) , тесно связанный с именами Карпаччо и Беллини – приближен к современному пониманию этого направления. Художникам удалось найти равновесие между документальной точностью отображения городской действительности и ее романтической интерпретацией.

Современный городской пейзаж — это не только лишь толпы людей на улицах и пробки на дороге; это еще и старые улочки, фонтан в тихом парке, солнечный свет, запутавшийся в паутине проводов… Это направление привлекало и будет привлекать как художников, так и ценителей искусства во всем мире.

1.2 Определение замысла, выбор сюжета курсовой

В определении замысла я опиралась на желание создать уютную атмосферу маленьких городов с их очаровательными улочками. Я просмотрела множество материала, и мое внимение привлекли старинные постройки городских домов. Они не имеют четкой планировки, все кажется хаотичным, но в тоже время подчиняется своему порядку. Оказавшись в таком месте, можно действительно почувствовать успокоение и созерцание. Нет никаких машин, никакого шума, никакой суеты. И даже разбросанный мусор кажется на своем месте.

Глава 2. Роль линейной и воздушной перспективы в рисунке

Соблюдение законов перспективы в рисунке – необходимое условие грамотного и реалистичного изображения форм нашего окружающего мира. Перспектива – это целая наука, изучающая изменения очертаний и размеров предметов, наблюдаемые в природе, а также это способ объёмного изображения предметов на плоскости.

В основе построения учебного и академического рисунка лежит линейная (преимущественно), тоновая или воздушная, а также аксонометрическая перспектива. Прямая линейная перспектива — способ изображения пространственных фигур на плоскости с помощью центрического проектирования.

Центр перспективно сокращающихся линий расположен в глубине листа, на линии горизонта, находящейся на уровне глаз рисовальщика. Она может быть высокой или низкой в зависимости от выбранной точки зрения. Изображенные на плоскости фигуры размещены так, что крайние от них линии, удаляясь, сходятся в точке пересечения. Прямая линейная перспектива позволяет передать глубину пространства изображения, придать частям правильные пропорциональные соотношения (за счет соотношения размеров и расположения объемов фигур), соотнести ракурсное сокращение предметов в зависимости от специфики их зрительного плоскостного восприятия.

5 стр., 2019 слов

Перспектива: виды и способы построения

... изображения природы, красоты античного искусства и перспективы, как таковой. В 1464 году Альберти написал еще один труд: об искусстве скульптуры, где исследовалтсь пропорции человеческого тела. Альберти рассматривал плоскость изображения ... этот предмет на плоской поверхности так, как видит его наш глаз, это означает, что мы рисуем его в перспективе. 1. История перспективы Перспектива в искусстве ...

С помощью одной линии можно изобразить предмет в пространстве — выходящий ближний объем выделяется более четкой и контрастной линией, по мере удаления объемов линии становятся мягче и светлее.

Удаление предметов, уменьшение их размеров при удалении, характер ракурсного сокращения, пересечение в композиционном и перспективном центре основных горизонталей, вертикалей и диагоналей — все должно соответствовать законам прямой перспективы, согласованно организующей пространствоизображения в формате графического листа.

Тоновая же перспектива создает пространство с помощью тона: ближняя форма — то, что спереди, — выделяется с помощью контраста и более плотного тона, дальняя сознательно списывается (трактуется иначе).

Оптико-геометрические модели прямой линейной перспективы создают эффект глубокого динамического (или статического) пространства, в котором располагается изображаемый объект. Линейная перспектива позволяет передать на плоскости объемную форму предмета в любом ракурсе или перспективном сокращении. Линейно-конструктивное построение предмета на плоскости вновь возвращает художника к его умению видеть: это умение видеть предмет «насквозь». Под рукой умелого художника линейно- конструктивные модели предмета могут обрести большую силу зрительно-эмоционального воздействия.

Воздушная перспектива в рисунке, основанная на зрительном восприятии передачи удаление предметов, используя смягчение очертаний, изображение деталей, уменьшение яркости цвета. Изменение цвета и тона предмета, также зависит от расстояния между предметами и наблюдателем, более правильно выражаясь, от толщины воздушного слоя. Изменение тонна предмета при удаление, от наблюдателя, называется, воздушной средой и это особенно заметно, когда воздух насыщен влагой, пылью, дымами и прочее.

Воздушная перспектива в рисунке изменчива и зависит от погодных условий, местности и многих других факторах. Однако воздушная перспектива служит не только показателем расстояния, но она помогает выделить передний план, из-за выделения и детальной проработки, контрастности с дальним планом.

Глава 3. Средства выполнения курсовой

3.1 Особенности работы различными графическими материалами

Воображение и фантазия, острота восприятия, эмоциональный отклик на волнующие явления жизни, аналитическое мышление присущи, как правило, творческому человеку. Творческие усилия и достижения проявляются и реализуются личностью, владеющей профессиональной подготовкой на достаточном уровне. Нет ни одной творческой профессии, где не требовались бы смекалка и навыки работы с разными материалами.

Слово «графика» происходит от греческого «графо» — пишу, рисую. Графика – это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (многообразные виды гравюры), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Термин «графика» первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Новое значение он получил в конце 19 – начале 20 вв. в связи с бурным развитием промышленной полиграфии. Рисунок занимает особое положение в мире искусства, играя при этом большую роль и в других видах человеческой деятельности. Во всех видах искусства рисунок играет важную роль (прежде чем архитектор сконструирует макет здания, он нарисует его на бумаге, или живописец, прежде чем напишет картину, сделает к ней множество зарисовок).

9 стр., 4068 слов

Графика как вид изобразительного искусства

... радикально отличается от скульптуры и живописи? Специфику искусства графики составляет рисунок. Рисунок (как художественно-выразительное средство) хоть и используется во всех видах изобразительного искусства, но в графике он является ведущим, определяющим началом и применяется ...

Так и в повседневной своей жизни человек часто сталкивается с искусством графики. Графика используется и в газетах, журналах, книгах, и в рекламных плакатах, афишах и т.п. Только сейчас художники, создавая рекламные афиши, используют компьютер вместо бумаги и карандаша.

Графика — это искусство, в основе которого лежат линия, контраст черного и белого. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. Кроме контурной линии, в графике используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой бумагой. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применение цвета. Но все же главным средством выразительности в графике являются – линия, пятно, штрих, тональный контраст. В задачах рисунка много общего с задачами живописи, а границы между ними условны: акварель, гуашь, пастель, темпера могут использоваться для создания как живописных, так и графических по характеру произведений. Отличие графики от живописи состоит в том, что живопись стремится передать глубину пространства, а графика подчеркивает плоскость листа, главным образом, белым фоном бумаги. Язык графики гораздо более условен, чем язык живописи, в нем присутствует элемент символа, приобретает орнаментальный характер.

Изобразительная деятельность связана с применением всевозможных материально-технических средств. Результаты труда художника полностью зависят от того, насколько хорошо он знает особенности и свойства графитного карандаша или кисти, бумаги и т.д. Выбор материально-технических средств и свободное владение ими позволяют решать поставленные задачи в каждом виде изобразительного искусства.

Как профессиональные деятели искусства изображения, так и учащиеся всех учебных заведений художественного профиля пользуются материалами природного происхождения, разумеется, специально обработанными и имеющими различные добавки, которые необходимы для улучшения их качества.

Техника учебного и академического рисунка, средства выразительности и методы исполнения изображения определяются исходя из авторского замысла. Осуществить авторский замысел во всей его полноте — главная задача рисунка, ей подчинен весь арсенал его лаконичных средств изобразительности. Сформировав замысел и определившись в средствах, художник устанавливает для себя технику, необходимую для достижения цели.

Существуют различные виды техник рисунка: рисунок углем, пером, сангиной,соусом, кистью и т. д., всевозможные виды одноцветного (и многоцветного) эстампа, то есть всевозможные гравюрные техники. Карандашный же рисунок, являясь наиболее массовым видом рисования, остается и самой выразительной его техникой. Особенно удобен карандашный рисунок на начальной стадии обучения рисованию. Карандаш как материал широко используется в учебной практике, поскольку графит хорошо ложится и держится на бумаге, не осыпается, легко стирается мягкой резинкой (она должны быть белого цвета и предназначена специально для графитного стержня).

4 стр., 1582 слов

Основные выразительные средства в рисунке и живописи

... рисунка чрезвычайно обширна (рисунок научно-вспомогательного, прикладного, технического характера); художественный рисунок составляет одну из важнейших и широко развитых областей изобразительных искусств и лежит в основе всех видов художественного изображения на плоскости (живопись, графика, рельеф). Рисунок ...