Русский театр от истоков до конца 18 века(от Волкова до Фонвизина)

Русский театр от истоков до конца 18 века(от Волкова до Фонвизина).

Фрагмент работы для ознакомления

Театроведческая мысль начала формироваться в России давно, в тесной связи с общим развитием русской эстетики, в процессе образования специальной литературы о драматургии и театре, неотъемлемой от театральной практики.

Еще в XVIII веке, после появления в 1730 году первых печатных работ о драматургии и сценическом искусстве в театральной литературе, стало намечаться ее деление на теоретическую, историческую и критическую. Этому сопутствовало зарождение таких жанров, как театральные мемуары, хроника, публикации документов. Именно тогда впервые возникает мысль обратиться к созданию работ, обобщающих историко-театральный процесс.

В начале XIX века вопросами истории театра занимались П. И. Сумароков, драматург А. А. Шаховской. К середине XIX века большой вклад в общее понимание русского историко-театрального процесса внесли теоретические высказывания А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя. В 40-х годах XIX века начало формироваться русское академическое литературоведение. Было написано много интересных работ по истории театра. Эти работы в своем большинстве носили компилятивно-любительский характер, они были ценны тем, что в них собран богатейший фактический материал. Мемуарно-любительская традиция лежит в основе первых театральных летописей и хроник, составленных П. Араповым и А. Вольфом.

В 1870 году вышла книга А. Веселовского «Старинный театр в Европе». Достоинством работы являлось то, что он обратился к изучению фольклорного театра у западных славян и старинного русского театра, начиная с таких форм, как театрализованные игры и обряды. А. Веселовский одним из первых занялся «церковным театром», театром при дворе Алексея Михайловича.

Среди предреволюционных работ, посвященных истории театра, следует отметить работу Б. В. Варнеке «История русского театра». Работа носит характер литературоведческого анализа драматических произведений с некоторыми экскурсами в область театрального быта и актерских биографий. Как наиболее полная для своего времени работа по истории русского театра, хронологически охватывающая весь путь его развития.

Дореволюционные историки и театроведы рассматривали историю театра как историю, главным образом, «императорской» сцены. В поле зрения исследователей были включены преимущественно вопросы, связанные с деятельностью привилегированных казенных театров. Правда, имели место попытки изучения театральной жизни отдельных провинциальных городов, но все они сводились исключительно к «внешней» истории, к установлению отдельных фактов, без всякой связи их с процессом общего развития русского театрального искусства.

14 стр., 6722 слов

Карамзинская реформа в истории русского литературного языка

... актуальность избранной темы. Цель настоящего исследования состоит в изучении особенностей синтаксической реформы, произведенной Н.М. Карамзиным. В задачи исследования входит следующее: 1. Описать состояние русского литературного языка на рубеже XVIII ...

В начале ХХ века русская театральная мысль обрела новое качество. Театр привлек внимание крупнейших мыслителей, лучших умов той эпохи и стал объектом напряженной философской рефлексии. Следствием этого явились многочисленные теории, говорившие о художественных особенностях и эстетических законах театрального искусства, о его социальной роли и культурном предназначении.

Историко-театральное направление до второй половины XX века представлено работами историков, театральных деятелей, искусствоведов. Исследователи изучали историю развития театра комплексно, без выделения каких-либо систем. В последние годы специализация изучения истории театрального искусства в России значительно расширилась. В работах Асеева Б. Н. «Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века», Беркова П.Н. «А.П. Сумароков», «История русской комедии XVIII века», Дмитриевского В. Н. «Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала ХХ века», Кузьмина А. И. «У истоков русского театра» и др. рассматривается история русского драматического театра в историческом контексте с момента возникновения до сегодняшнего дня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Термины «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин «комедия», а долгие столетия действия развлекательного характера именовались терминами «потеха», «игрище», «игра». В русском средневековье были распространены скоморошные игры. Потехами называли также всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI — XVII веках, фейерверки и т.д.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-istorii-teatra/

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/po-istorii-teatra/

1.Асеев Б. Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. – М.: Искусство, 1977. – 576 с.

2.Бочкарев В.А. Русская историческая драматургия XVII-XVIII веков. — М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

3.Берков П.Н. А.П. Сумароков / Русские драматурги XVIII-XIX вв. Монографические очерки в трех томах. Т I. — Л.:, М.: Просвещение, 1959. — С.71-127.

4.Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. — Л.: «Наука», 1977. – 289 с.

5.Вишневская И. Аплодисменты в прошлое: А. П. Сумароков и его трагедии. – М.: Изд-во Лит. Института им. А. М. Горького, 1996. – 262 с.

6.Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр второй половины XVIII века. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1960. – 376 с.

7.Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 453 с.

8.Дмитриевский В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики: от истоков до начала ХХ века. – СПб.: Дмитрий Буланин, 2007. – 325 с.

9.История русского дореволюционного драматического театра / Под ред. Н. И. Эльяша. – М.: Просвещение, 1989. – 336 с.

10.Кузьмин А. И. У истоков русского театра. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.

5 стр., 2218 слов

Малый театр и его традиции

... русская драматургия - 4. Связь театра с русской драматургией малый театр щепкин традиция Расцвет актерского искусства Малого театра теснейшим образом связан с мощным взлетом русской драматургии XIX века. Связь театра с русской ... пути русского искусства. «Православие, самодержавие, народность» действительно сыграли выдающуюся роль в формировании мировоззрения, в том числе и культурного. Малый театр ...

11.Куликова К. Кинжал Мельпомены: Рассказ о жизни Федора Волкова.- М.: Просвещение, 1963. – 171 с.

12.Ливанова Т.Н. Русская комическая опера // Русские драматурги XVIII — XIX вв. Т.1. — Л.:, М.: Просвещение, 1959. — С.129-204.

13.Макогоненко Г.П. К истории русского просвещения и реализма XVIII / Проблемы русского Просвещения в литературе xvii века. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961. – С. 35-46

14.Макогоненко Г. П. От Фонвизина до Пушкина. Из истории русского реализма. – М.: «Художественная литература», 1969. – 510 с.

15.Одесский М.П. Очерки исторической поэтики русской драмы: Эпоха Петра I. — М.: РГГУ, 1999. — 238 с.

16.Пивоварова Н. Пространство национальной сцены// Наше наследие. – 2006. — № 79/80. – С. 208-221.

17.Пискунова С. Театр золотого века, как таковой// Вопросы литературы. – 1996. — № 6. – С. 34-56..

18.Стенник Ю.В. Сумароков – драматург / А.П.Сумароков. Драматические сочинения. — Л.: «Искусство»,1990. – 345 с.

19.Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Эпоха классицизма. – Л.: Наука, 1981. – 389 с.

20.Стенник Ю.В. Историософские аспекты содержания русской драматургии VXIII века (Жанр трагедии).

Академия наук СССР. Институт русской литературы (Пушкинский дом), XVIII век. Сборник № 19. — СПб.: Наука, 1995. — С. 70-86.

21.Стенник Ю.В. Драматургия русского классицизма. Комедия // История русской драматургии. XVII – первая половина XIX века. — Л.: Искусство, 1982. — С.109-162.

22.Стрельцова Е. И. Частный театр в России: от истоков до начала XX века. – М.: ГИТИС, 2009. – 325 с.

23.Сумароков А.П. Драматические сочинения. – Л.: Искусство, 1990. – 479 с.

24.Фокина, О. Н. Барокко, классицизм, сентиментализм : учеб. пособие к курсу «История русской литературы XVII–XVIII вв.» / отв. ред. О. Н. Фокина. – Новосибирск, НГУ, 2006. — 144 с.