Особенности работы журналиста с аудиторией на телевидении

Мера воздействия ТВ на аудиторию зависит от той системы, в которой действует данное телевизионное СМИ. Если под системой понимать государство, то от его характера, от степени его демократичности и т.д. зависит уровень влияния СМИ на население. Впрочем, даже в самых демократических государствах телевидение в значительной части своих программ служит проводником государственной политики. Так, лозунгом Би–Би–Си, например, являются слова: «Сообщать. Поучать. Развлекать». Политика всегда первична, по отношению к пропаганде, которая ее обслуживает. Впрочем, в факте сотрудничества телевидения (или отдельно взятого журналиста) с государством нет ничего аморального: в том случае, если не аморально это государство10 .

Управленческая функция работы тележурналиста, реализованная в общественно–политических и информационных программах, наиболее очевидна. Народ воспринимает телевидение, как метод наблюдения за действиями властей. Такое отношение часто встречается у граждан постсоветских стран.

Другие функции

Организаторская функция. Эта функция тележурналиста проявляется тогда, когда телевидение инициирует какую–либо общественную акцию. Например, телемарафоны, проводимые для благотворительных целей.

Образовательная функция. Под этой функцией ТВ понимается трансляция учебных циклов в помощь людям, получающим то или иное образование (например, дидактические передачи для изучающих языки, для поступающих в вузы и т.д.).

Рекреативная функция. Выполняя эту функцию, журналисты вовлечены в создание развлекательных программ рекреативной направленности в качестве редакторов и ведущих 11 .

Глава II. Особенности работы журналиста с аудиторией на телевидении на примере ведущих программы «Время» Юлии Панкратовой и Анатолия Лазарева

В данной главе рассмотрим особенности работы с аудиторией двух успешных телеведущих Юлии Панкратовой и Анатолия Лазарева. Юлия и Анатолий ведут вечерний выпуск программы «Время» на Первом канале. Вначале изучим биографию ведущих, образование, опыт работы и т.д.

Юлия Панкратова родилась 24 марта 1977 года в Москве. В 2000 году закончила факультет журналистики МГУ, защитила диплом на тему «Проблемы телевизионной критики в СМИ». Во время учебы работала в многочисленных СМИ, писала статьи в местные газеты, вела утреннее шоу на радио «Станция 106,8 FM», работала над очень злобными статьями о телевидении в журнале «Искусство кино». В 1999 году пришла в телекомпанию НТВ. Была редактором–международником, корреспондентом службы информации о моде в программе «Намедни». С 2004 года работала ведущей информационных выпусков программ «Сегодня» и «Страна и мир» вместе с Антоном Хрековым. С января 2006 года стала вести утренние выпуски программы «Время» на Первом канале, а затем стала ведущей новостей в 12:00, 15:00 и 18:00. С 29 августа 2011 года ведет «Вечерние новости» на Первом канале в 18:00 12 .

14 стр., 6671 слов

Работа педагога в творческом коллективе

... в работе. В свою очередь, способность к перестройке деятельности в соответствии с новыми требованиями современного общества возможна, если педагогический коллектив в ... творческой направленности личности должно стать основной функцией обучения, а учет различий в ... образования, реализованные в учебных планах и программах, педагогические идеи ... труда, характером и дидактической формой общения с обучаемыми, ...

Анатолий Лазарев родился в 1976 г., в Москве. Закончил МГИМО, факультет международной информации, знает два языка – немецкий и английский. На старших курсах начал подрабатывать переводчиком–синхронистом. Попал на преддипломную практику на Первый канал. Уже через 4 дня вышел в эфир его первый сюжет. Был корром, спецкорром, комментатором, собкорром в Великобритании. Сейчас – ведущий Новостей в 09:00–12:00–15:00 13 .

Биографии двух ведущих показательны – Юлия Панкратова более популярна и известна, чем Анатолий Лазарев. Она имеет большой профессиональный опыт и именно поэтому ведет не только обычные выпуски, но вечерний выпуск новостей, когда перед экраном телевизоров располагается обширная аудитория зрителей. Анатолий ведет обычные выпуски новостей в утреннее и дневное время. В СМИ больше информации о Юлии, она более «раскручена» по сравнению с Анатолием. Оба ведущих имеют профессиональное, специальное образование, необходимое при работе телеведущих на телевидении.

При анализе работы ведущих с аудиторией зрителей важно помнить, что профессия телеведущего сложна и многогранна. Она предполагает творческую деятельность, профессиональную компетенцию, умение мастерски владеть словом, приятные внешние данные. Все это является критериями успешности в профессии телеведущего.

Для полного анализа работы Юлии Панкратовой и Анатолия Лазарева с аудиторией необходимо рассмотреть программу «Время» на Первом канале. Новости на данном телеканале состоят из двух главных составляющих – ведущий в кадре и телерепортажи корреспондентов. Телеведущий программы «Время» занимает важное место в новостном выпуске, т.к. его главная задача – аккуратно, ясно, четко, объективно и понятно рассказывать о событиях. Некоторые журналисты считают, что телезрители оценивают качество новостного выпуска только по содержанию. На деле оказывается, что для телезрителя прежде всего играют роль внешний вид и манера подачи информации ведущим. Телеведущий – это «визитная карточка» телекомпании, которая помогает ей создать хороший имидж, что способствует ее финансовым успехам.

Поэтому далее мы считаем нужным сравнить имидж телеведущих, проанализировать тот образ, что они несут в телеаудиторию. Юлии Панкратовой и Анатолию Лазареву присущи неповторимая творческая индивидуальность, особая манера работы в кадре, умение устанавливать доверительный контакт с телезрителями. Таким возможностям способствует внешняя привлекательность или, как говорят имиджмейкеры, «смотрибельность» телеведущего. Можно выделить эталонные качества рассматриваемых нами телеведущих (приложение 2.1).

24 стр., 11679 слов

Роль средств массовой информации в PR-процессе

... корреспондентов в сборе новостей. Крупные телерадиокомпании и радиокомпании - тоже. Поэтому информация мировых информационных агентств особенно необходима для центральных СМИ. Информация РИА «Новости», ИТАР-ТАСС, «Интерфакс», ... в нацеленной на аудиторию PR-кампании. Средства массовой информации незаменимы в работе организации с широкой общественностью. Чем крупнее и/или известнее организация ...

Последовательность выделенных нами качеств в таблице 2.1 крайне условна, но соответствует логике телезрительского восприятия. При просмотре новостей телезрители сначала обращают внимание на такие качества телеведущего как – внешний вид его лица, одежды, причёски и рук. Также, они вслушиваются в голос ведущего и непроизвольно соотносят его с мимикой лица и движением рук. Таким образом, при работе с аудиторией необходимо помнить данную логику телезрительского восприятия информации, следовательно, уделять важное внимание выше сказанным качествам телеведущего.

Рассмотрим подробнее критерии нашей таблицы. Здоровый внешний вид – это первое по значению качество внешне приятного образа ведущего. Юлия и Анатолия привлекательны и их внешний вид излучает здоровье и оптимизм. Глядя на них можно сказать, что они идут на контакт со зрителями, работоспособны, творческие личности и им характерна общительность. Для телезрителя важно чувствовать от телеведущего излучение оптимизма, бодрости и здоровья.

Гармоничные черты лица. Данное качество играет важную роль для всех телеведущих, особенно для тех, кто работает в информационных выпусках, где поза неподвижна и существенное внимание аудитории сосредоточенно на лице. Юлию чаще, чем Анатолия показывают крупным планом, это можно объяснить тем, что у него чуть вытянутый овал лица, который «декорируется» очками.

Ухоженные волосы – это желательная часть имиджа ведущего. Юлия до недавнего времени носила короткие стрижки, что не давало ей привлечь всю аудиторию. Отрастив волосы, ей удалось достигнуть более оптимального баланса между зрительным восприятием молодежной аудиторией и более зрелой.

Фигура. Юлия и Анатолия обладают привлекательными фигурами, но для каждого ведущего выбираются соответствующие ракурсы, индивидуально подбирается одежда, используются отвлекающие методы, например, демонстрационные макеты и закадровый текст.

Голос – это главное вербальное качество телеведущего. Телезрители достаточно чувствительно воспринимают соотношение его тембровых оттенков и черт лица, произносящего речь. Голос Юлии обладает приятным тембром, гибкий, пластичный. Выразительная речь Анатолия демонстрирует хорошую тренировку дикции и правильное дыхание.

Жесты несут телезрителю много информации. У Юлии – это важный коммуникативный инструмент. Можно сказать, что она владеет техникой жеста. Анатолий также обладает технологичностью использования жестов в работе, он использует безгласное выделение и подкрепление своей речи образами.

Юлия и Анатолий, обладают живым умом и всегда интересны телезрителю. Им присуще большое воображение, умение импровизировать и неординарно мыслить, энергично реагировать на действия, которые происходят вокруг. Также обладают важным умением – делают каждого телезрителя участником событий, которые происходят на экране и заставляют их сопереживать.

Доверительность. Юлия и Анатолий вызывают доверие к себе у зрителей, создают некую флюидную эмпатичную связь между ними, находящимися в телестудии, и телезрителями, которые находятся в разных уголках нашей страны. Для умения вызывать доверие нужен не только талант и профессионализм, но большой жизненный опыт.

В программе «Время» на Первом канале выпуск новостей начинается и заканчивается ведущими в кадре. То есть, телеведущих можно представить как хозяев, которые встречают и провожают гостей на «входе» и «выходе» программы.

8 стр., 3626 слов

Анатолий Алексин. Из публицистики

... тв-ве С. Баруздина), журнал «Юность», номер 3, 1976. «Анатолий Алексин: позавчера и послезавтра» ( интервью), «Моск. комсомолец», 15.10, 1976. ... вам, целители...» «Дьяволу служить или пророку...» «Запомни его лицо...» «Во власти массовой культуры» (Из книги воспоминаний «Я ... «Послесловие к книге: Л. Кассиль «Улица младшего сына», А. Мусатов « Стожары», М., «Детгиз»,1962. «Нестареющий талант» (к ...

В данной работе мы проанализировали текст новостных выпусков, которые ведут Юлия и Анатолий. Текст характеризуется подвижностью, ведущие умеют вдохнуть в него жизнь. Они используют основное правило – «писать надо так, как говоришь». Текст новостей написан простым языком, выполняется главная задача ведущих – передать смысл информации. Юлия и Анатолий говорят ясно и коротко – если много слов, то сложнее понять предложение. Они пользуются различными методами сокращения и упрощения предложения, например, разбивают сложносочиненные предложения на несколько простых.

Зритель воспринимает все: интонацию, масштаб голоса, различные акцентировки, которыми телеведущий желает выделить какую-либо фразу.

Юлия Панкратова и Анатолий Лазарев не теряются при разных ситуациях в эфире: при исследовании не наблюдалось растерянного лица ведущего, не было несвязной речи и бегающих глаз. Стоит отметить, что им присуща личностная подача информации и аналитичность в высказываниях, но, в тоже время, они не дают личных оценок информации. Можно отметить, удачную расстановку сюжетов и грамотные комментарии ведущих. Анатолий Лазарев вызывает ощущение спокойствия и уверенности, он стремится сделать программу интересной, остроумной. Юлия Панкратова – обаятельная телеведущая, которая располагает к себе и вызывает доверие.

Исследуя работу телеведущих программы «Время» – Юлии Панкратовой и Анатолия Лазарева, мы выделили их ключевые компетенции (см. приложение 2.2), которые напрямую зависят от степени действенности программы «Время» и ее успешности. То есть, телеведущий общается со зрителем, вызывает заинтересованность аудитории, воздействует на нее, включает обратную связь, которая вызывает реакцию телезрителей. Иными словами, эффект вовлеченности аудитории напрямую зависит от уровня коммуникативной компетентности телеведущего.

Итак, телеведущему при работе с аудиторией на телевидении необходимо удовлетворять самые разнообразные условия: у него должна быть приятная внешность, но при этом, она должна быть достаточно распространенной и приемлемой для всех, четкий, не раздражающий голос, грамотная речь. Он должен уметь держаться свободно и уверенно, вызывать доверие и заинтересованность к той информации, которую он озвучивает. Исходя из нашего исследования, можно сделать вывод, что Юлия Панкратова и Анатолий Лазарев соответствуют данным требованиям и умеют работать с телеаудиторией. Личности ведущих неповторимы и обладают собственным набором компетенций, которые помогают поддерживать интерес телезрителей к программе «Время». У Юлии более развиты коммуникативность и социальная адаптация, а у Анатолия доминируют профессионализм

Заключение

В нашем исследовании была достигнута цель – рассмотреть особенности работы журналиста с аудиторией на телевидении с помощью решения следующих задач:

1. Рассмотреть специфику влияния телевидения на аудиторию;

2. Описать функции работы тележурналиста;

3. Изучить особенности работы журналиста с аудиторией на телевидении на примере ведущих выпуска «Новости».

27 стр., 13350 слов

Музыкальное телевидение в современной России: жанровые аспекты

... дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Глава I. История российского музыкального телевидения 1.1 Советское музыкальное телевидение ... и традиции ведения музыкальных телепрограмм на советском телевидении. Огромной популярностью у аудитории пользовались Э. ... шоу-концертом с участием популярных артистов. В 1970-е гг. содержание и стиль программ ...

Телевидение требует должной профессиональной подготовки тележурналиста при работе с аудиторией. В ней важно не допустить даже самых элементарных ошибок. Телевизионный журналист – это, так называемый инструмент передачи информации, поэтому он должен не только хорошо выглядеть в кадре, но и уметь правильно преподнести новость, грамотно расставить акценты, внушать доверие, симпатию у аудитории и вызывать ее ответную реакцию. Помимо профессионализма обязательно должен быть опыт, хорошие личностные качества, высокие стандарты поведения, владение невербальными и вербальными методами выразительности. Данные аспекты являются особенностью работы тележурналиста с аудиторией на телевидении.

Они вытекают из специфики его влияния на телеаудиторию, а именно – экранности, симультантности и персонификации информации, благодаря которым ТВ может успешно вести психологическую, информационную войны и навязывать обществу восприятие телевидения как индивидуального средства информации. Также, для эффективной работы с телезрителями, журналист должен умело применять такие функции своей деятельности как: культурно-просветительская, интегративная, социально-педагогическая, организаторская, образовательная и рекреативная.

Из нашего исследования телеведущих – Юлии Панкратовой и Анатолия Лазарева, можно сделать вывод, что они являются отличным примером умения работать с аудиторией на телевидении. Эти ведущие популярны и пользуются успехом у телезрителей благодаря своим профессиональным навыкам и качествам.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/osobennosti-rabotyi-jurnalista-na-televidenii-kursovaya/

Основная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/osobennosti-rabotyi-jurnalista-na-televidenii-kursovaya/

1. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики.: М., Изд-во МГУ, 1987г.

2. Брайт Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ.М., 2004.

3. Муратов С.А. Нравственные принципы тележурналистики. М.: Аспект-пресс, 1997Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М.: РИП холдинг, 2003.

4. Осипова Н.Г. Теория и практика «влияния» средств массовой информации в современной зарубежной социологии//Вестн. Моск. ун-та.. Социология и политология. 2001. № 1.

5. Поздняков Н.К. «Информационная телепередача». М.: Искусство, 1998.

6. СМИ России / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2006.