Основные принципы композиционно-художественного формообразования в дизайне

Курсовая работа

Дизайнерское формообразование сегодня многие идеи черпает из окружающей нас природы, где все предельно рационально и лаконично. Стебель бамбука при значительной высоте и предельно малом диаметре имеет абсолютную устойчивость. Ряд соединенных полых элементов трубчатого сечения делают эту конструкцию чрезвычайно легкой, утолщения и мембраны в местах соединений обеспечивают ее прочность. Эта оригинальная, созданная природой, конструкция стала прообразам современных телескопических антенн, спиннингов, современных настольных ламп. Ярким образцом жесткой конструкции при минимальном расходе материала, является скорлупа обыкновенного птичьего яйца. Соотношение размера «перекрываемого пространства» и толщины самой скорлупы составляет тысячу к одному. Это наблюдение положено в основу формообразования самых различных оболочек в архитектуре и дизайне: от большепролетных пространственных конструкций до упоминавших выше корпусов бытовой техники.

Из истории известно немало примеров того, как за вычурным декором и нарочитыми формами трудно разглядеть конструкцию вещи. Особенно ярко это проявилось в стиле «барокко» и особенно «рококо». Так форма такого распространенного предмета обстановки как комод больше напоминало китайскую вазу, нежели мебель для хранения платья. Только по едва заметным, разрезающим нарядную композицию мозаичного панно передней стенки швам, можно было обнаружить границы выдвигаемых ящиков. Дизайн и украшение промышленного изделия — несовместимые вещи. Дополнительное украшение изделия ведет к его удорожанию, а выпущенный в тираж декор — к снижению художественных качеств, а, следовательно, к снижению конкурентной способности изделия на рынке. Поэтому решение эстетических вопросов ведется не декорированием, а за счет самой формы изделия, красоты его конструкции в целом, отдельных узлов и деталей в частности.

ГЛАВА 2.

Что такое формообразование?

Дизайну как самостоятельному виду профессиональной деятельности немногим более 100 лет, но до сих пор он остается новой профессией, которая формирует специфическую область человеческой деятельности. Какой бы проблемы мы не коснулись – специфика деятельности, терминология, профессиональные методы и методики – в теории нет единой точки зрения ни по одному из этих вопросов. Дизайн на протяжении его истории формировали инженеры, художники, философы, неся с собой в новый вид деятельности свои прежние профессиональные представления, знания и методы, которые пытались адаптировать к целям и задачам новой профессиональной сферы. Профессиональные представления инженеров, художников и ученых, хотя и обладают самостоятельной ценностью, но все же не соответствуют в полной мере природе дизайнерской деятельности. Вместе с тем, эти профессиональные представления в процессе практической деятельности по созданию дизайн-продукта формулируют новое представление, создавая особую концепцию дизайна. Но до сих пор нет единой теории дизайна и, соответственно, нет единой самостоятельной методики дизайнерского формообразования. А вместе с тем, любая профессиональная деятельность требует определения своего инструментария, то есть методов деятельности и их сознательного выбора.

5 стр., 2472 слов

Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального ...

... по специальности 050501.65 - Профессиональное обучение (дизайн) подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности: профессиональное обучение; производственно-технологическая деятельность; методическая работа; организационно-управленческая деятельность; научно-исследовательская работа; культурно-просветительская деятельность. Педагог профессионального обучения организует и ...

Согласно принятому в 1969 году ИКСИД (International Council of Societies of Industrial Design (Icsid) – международный совет организаций по дизайну, создан в 1957 году) определению, предложенного Т. Мальдонадо, дизайн есть «творческая деятельность, цель которой – определение формального качества предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но и, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя).

Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством». Существует множество других определений, но это определение до сих пор является признанным на международном уровне.

«Метод (от греч. methodos – путь, способ исследования, обучения, изложения) – совокупность приемов и операций познания и практического преобразования действительности; способ достижения определенных результатов в познании и практике»

Любой метод – это способ, совокупность приемов, целесообразных действий, направленных на оптимизацию процесса по достижению конкретной цели. Методы, применяемые в дизайнерской деятельности, отражают реально существующую ситуацию. Так как на сегодняшний момент не существует единых правил работы дизайнера, то и не существует упорядоченной системы методов дизайн-деятельности. Количество предлагаемых методов больше сотни (только Дж. К. Джонс предлагает 96 методов), что косвенно подтверждает несформированность профессионального поля и сильно затрудняет процесс становления молодых специалистов. Единственным систематизирующем параметром в этом невероятном многообразии методов является принадлежность метода стадии дизайн-проектирования: методы сбора и обработки информации, методы поиска идеи, методы формообразования и т. д. Вместе с тем, применение существующих методов в реальной дизайнерской практике до сих пор во многом зависит от профессиональной практики конкретного дизайнера. «Важно понимать, что практика дизайна и теоретические формы его осознания – два разных социальных явления, развивающихся самостоятельно, во многом независимо друг от друга, как если бы параллельно, хотя между ними постоянно происходит взаимодействие».

Все мы находимся внутри этого достаточно конфликтного процесса, но именно наличие конфликта дает возможность шаг за шагом формировать специфические дизайнерские методы. На сегодняшний момент можно утверждать, что «метод и методика в дизайне – порядок достижения проектной цели, решения поставленной перед дизайнером функционально-пространственной, технологической и художественной задач, последовательность приемов и операций, необходимых для получения искомого результата; система мер по оптимальной организации проектной (дизайнерской) деятельности. Включают несколько тесно взаимосвязанных разделов знания и комплексов работ: метод, «ноу-хау», уточняющих порядок и последовательность проектных работ от самых общих работ до конкретных технологий, обеспечивающих достижение проектной цели… Особенностью метода и методологии в дизайне является направленность проектных действий одновременно и на прагматический, и на художественный результаты, причем иерархия соответствующих установок и путей их достижения может меняться в процессе работы. Это означает, что метод и методика дизайнера должны содержать элементы, синтезирующие возможности и инженерно-технического, и художественного творчества, что предопределяет специфику его подготовки и технологии профессиональной работы». По использованию метода можно судить о профессиональном уровне дизайнера.

13 стр., 6001 слов

Дизайн как феномен современной культуры

... процесс, искусство моделирования и создания окружающего человека пространства, его компоновки, стилистики и украшения. Современное понимание дизайна имеет очень широкое значение: стиль, проект, проектирование, род деятельности, т.е. заключает в себе ...

Формообразование – процесс создания формы в деятельности художника, архитектора, дизайнера, архитектора-дизайнера в соответствии с общими ценностными установками культуры и теми или иными требованиями, имеющими отношение к эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов.

Формообразование – стадия дизайнерского творчества; в его процессе закрепляются, как функциональные характеристики объекта, так и информационные, которые определяются эмоциональным содержанием отдельных процессов деятельности человека. Формообразование – это результирующее звено, которое аккумулирует в себе содержание всех предшествующих этапов дизайн-проекта. Теоретические неточности изложения вопросов формообразования, в частности, отождествление таких терминов как проектирование, формообразование и композиция, размывают смысл самого процесса формообразования. Осмысливая концепцию формообразования в дизайне, представленную Т.Ю. Быстровой, логично предположить, что под проектированием, мы понимаем целостный процесс создания нового объекта, который содержит «осознание предмета как целого, его сущности и назначения» и формулирование стратегии реализации «цели предмета», «существование вещи следует видеть как осуществление целенаправленного процесса». Под формообразованием следует понимать стадию закрепления «смысла» в материале – «форма разрабатывается путем преображения наличного целого», где композиция является средством организации специфического структурирования «смысла» в материале, «дизайнер находит «части», сообразные элементам целого в материальной реальности, – фактуру, технологию, материал, цвет. Ему предстоит из частей создать предметное целое».

Однако анализ теоретического материала по вопросам формообразования дает основание выделить три достаточно независимые версии: одни авторы рассматривают формообразование только как проектирование художественной формы, другие утверждают, что формообразование – это структурирование инженерно-технических факторов, третьи, что формообразование – это поиск свойств формы, наиболее существенных для восприятия конкретной информации. Все эти версии, так или иначе, имеют право на существование, поскольку практика и теория дизайна создавались на основе обобщения практики и теории искусства, инженерии и науки.

43 стр., 21375 слов

Формирование навыков построения композиции в рисунке у младших ...

... самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусство, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Начальная школа является составной частью ... на формирование навыков построения композиции в рисунке младших школьников средствами изобразительного искусства. 5. Обобщить результаты теоретической и экспериментальной работы. Объект исследования, Предметом исследования ...

ГЛАВА 3.

Основные принципы композиционно-художественного формообразования в дизайне.

Главной задачей формообразования является создание упорядоченной композиции. Порядок означает нахождение таких условий, при которых каждая часть расположена подобающим образом по отношении к другим частям и с учетом их функций, в результате чего и возникает упорядоченная композиция. Формы и пространства любого объекта дизайна должны выражать иерархию, присущую функциям, которые они обеспечивают пользователям. Порядок без разнообразия может создавать монотонность и скуку, разнообразие без порядка превращается в хаос. В идеале должно возникать впечатление единства и разнообразия. Принципы формообразования позволяют разнообразным формам и пространственным объемам ощутимо и концептуально сосуществовать в упорядоченном, едином и гармоничном целом.