Креативный менеджмент

В современных условиях глобализации рынка и конкуренции, сближения различных стран по качественному уровню техники и технологий важнейшим ресурсом организаций являются управленцы, способные быстро реагировать на изменения внешней среды, предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и предложения, разрабатывать уникальные стратегии. В связи с этим возрастают требования к управленцам, в частности, к их навыкам разработки и реализации нестандартных, инновационных идей и решений на практике, а также к творческому потенциалу организаций и административных структур, так как «творческий потенциал играет ключевую роль в определении места предприятия в информационном обществе».

Рост требований к управленцам во многом связан с эскалацией процессов реформирования и инновационных преобразований в России и за рубежом. Возросшие требования к креативности обусловлены также увеличением числа организаций, специализирующихся на разработке новых технологий и внедрении концепций креативного менеджмента, — рекламных агентств, архитектурных и дизайнерских бюро, научно-производственных комплексов, консалтинговых компаний и др. Об увеличении спроса на управленцев с развитыми творческими способностями свидетельствует появление вакансий «креативных менеджеров» на рынке труда». Всем вышесказанным и обусловлена актуальность исследования по данной теме.

Объектом исследования выступает креативный менеджмент, предметом исследования выступают креативность личности и креативный менеджмент как фактор креативности потенциала коллектива.

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем особенностей креативного менеджмента в современных условиях.

Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:

  • рассмотрены сущность и особенности креативности личности, креативности управленцев;
  • показаны особенности развития креативности управленцев на разных этапах подготовки;
  • предложена оптимальная модель развития креативности менеджеров.
  • изучены приёмы творческого разрешения проблем;
  • рассмотрена проблема диагностики креативности;
  • показаны стадии и элементы управления творческими группами.

менеджер креативность коллектив менеджмент

1. КРЕАТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЦЕВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1 Креативность личности: сущность и факторы развития

13 стр., 6062 слов

Учащихся на х литературного чтения как средство развития воображения ...

... выявить взаимосвязь развития воображения и творческой деятельности учащихся; выделить основные методики, при помощи которых проходит организация и проведение уроков литературного чтения при использовании творческого вида работы; выявить влияние работ творческого вида на уроках литературного чтения на воображение ...

В современных условиях креативность и ее факторы являются детерминантами успешной управленческой деятельности, так как способствуют быстрому принятию решений, разработке оригинальных стратегий, внедрению инноваций и реализации других значимых управленческих функций.

Управленческая креативность — это социально-профессиональная компетенция субъектов деятельности, предполагающая способность к продуктивной активности, результатом которой является формирование новых, нестандартных подходов, технологий и методов осуществления функций по руководству социальными группами и организациями.

Развитие креативности управленцев необходимо осуществлять на предварительном, начальном, среднем, высшем, послевузовском и дополнительном этапах профессиональной подготовки; при этом инструменты диагностики и развития креативности должны соответствовать целям профессиональной подготовки, а также психологическому и социальному возрасту участников процесса подготовки.

На высшем, послевузовском и дополнительном этапах профессиональной подготовки развитие креативности управленцев целесообразно осуществлять в следующих направлениях: дивергентность мышления, оригинальность мышления, способность предложить новый способ использования объекта, способность к генерированию большого числа идей, способность к анализу, воображение, способность к обнаружению и постановке проблемы, способность находить множество ассоциаций, стремление к совершенству, индивидуализм, способность преодолевать стереотипы, целеустремленность, интуиция, мотивация, образная память, «цепкость» внимания.

Креативность — это общая творческая способность, значимая для общества, являющаяся условием создания новых материальных и нематериальных ценностей; существует возможность и необходимость развития креативности личности в процессе профессиональной подготовки — процессе формирования и развития знаний, навыков, способностей личности, необходимых для успешного осуществления конкретного вида профессиональной деятельности.

Креативность — это способность личности к творческой активности в различных сферах профессиональной деятельности, ре-зультатом которой является формирование новых, нестандартных подходов, тех-нологий и методов осуществления профессиональной деятельности, разработка и получение новых, уникальных продуктов; развитие креативности личности — это формирование устойчивой направленности личности к творческой деятельности и создание условий для количественных и качественных преобразований креативности личности; наиболее актуальными направлениями дальнейших исследований креативности как детерминанты профессиональной деятельности являются выявление личностных и социокультурных факторов креативности личности.

Е.В. Батоврина, на основе анализа работ Дж. Гилфорда, Е. Торренса, Э. де Боно, Я.А. Пономарева, В.Н. Дружинина, Ф. Бэррона, Х. Андерсона, Р. Мэя, Р. Ранко и др. выявила 28 личностных факторов креативности — способностей и свойств личности, оказывающих влияние на развитие креативности: дивергентность мышления, оригинальность мышления, семантическая гибкость, способность к обнаружению и постановке проблемы, способность к генерированию большого числа идей, способность к анализу, способность преодолевать стереотипы, способность находить множество ассоциаций, любознательность, стремление к совершенству, способность идти на риск, мотивация, образная память, эмоциональность, спонтанность поведения, целеустремленность, способность к обостренному восприятию дисгармонии, уверенность в себе, индивидуализм, «цепкость» внимания, воображение, интуиция, способность к фантазированию, установка на положительное восприятие и применение нововведений, самостоятельность и независимость суждений, темпераментность, проницательность, способность рассматривать явления и события с различных точек зрения. Данные факторы, по мнению Е.В. Батовриной оказывают влияние на развитие креативности личности в том случае, если они ярко выражены.

4 стр., 1816 слов

Роль ИЗО – деятельности в развитии творческих способностей ребенка ...

... себя, формирует свое «Я». Изобразительная деятельность становится формой саморазвития личности, особенно ее творческой сущности [21,с.154]. Совершенствование операционально-технической стороны изобразительной деятельности делает ребенка более свободным и самостоятельным в выражении с помощью художественных ...

В результате исследования Е.В. Батовриной биографий 19 выдающихся творческих личностей (писателей, художников, скульпторов, композиторов и ученых) было выявлено, что:

  • у 95 % творческих личностей состоялось раннее знакомство (чаще всего, в возрасте до 10 лет) с областью науки или искусства, в которой они в дальнейшем достигли значимых результатов;
  • нормирование и развитие способностей 53,0 % творческих личностей к творческой деятельности значимое влияние оказали учителя;
  • одним из значимых стимулов к началу активной творческой деятельности для 63,0 % творческих личностей стало либо сильное потрясение — собственная болезнь (33,3 %), смерть близких людей (6,7 %) и т.п., либо социальные невзгоды — напряженная атмосфера в семье (13,3 %), одиночество (20,0 %), отсутствие постоянного и интересного круга общения (26,7 %);
  • у 68, 4 % творческих личностей творческие способности проявились в возрасте до 15 лет.

Данные результаты свидетельствуют о том, что значимыми социокультурными факторами развития креативности личности являются, прежде всего, воспитание, образование, а также учителя, способствующие раннему приобщению личности к достижениям науки и искусства, созданию благоприятной обстановки в окружении личности, побуждающей к творческой деятельности. Данные факторы необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки управленцев.

По признанию ведущих специалистов, зоной сензитивности развития креативности личности предположительно является возраст до 15 лет. Таким образом, подготовка в дошкольных учреждениях и школе может существенно влиять на развитие креативности. Это является основанием для выделения наряду с традиционно исследуемыми этапами профессиональной подготовки управленцев предварительного этапа.

Креативность как потенция изначально закладывается в человеке через развитие его духовности, связанной с устремлением человеческого духа к идеалам, к предельным основаниям собственного бытия. Хозяйствующий субъект субъективно и объективно нацелен на производство новых благ, на получение дохода, на удовлетворение различных потребностей и интересов. Именно в связи с этим в его сознании и мышлении, а также в конкретной хозяйственной практике актуализируется креативный потенциал личности. Процесс такой актуализации характеризуется своим особым алгоритмом и заданностью, детерминированными биологической и одновременно социальной природой самого человека, но имеющим духовную основу.

26 стр., 12980 слов

Профессиональная деятельность журналиста на информационно-музыкальной ...

... в повседневной профессиональной деятельности приходится заниматься и этим. Этап предварительной подготовки - сложная и кропотливая работа журналиста-профессионала. ... «женским вопросом», знать его многовековую историю, развитие, сегодняшнее состояние как у нас в стране, ... этого материала: во многих учреждениях предоставление информации по определенным вопросам резервировано за руководством. Из ...

С точки зрения системности (структуры) сознание различается как научное (специализированное) и ненаучное (обыденное).

Креативность присуща обоим разновидностям сознания, но в большей степени характеризует специализированное (научное) сознание, поскольку основывается на большем объеме осваиваемой информации, переработке ее

научными методами, что создает оптимальные возможности для актуализации в сфере мыслительной деятельности человека его творческого потенциала. С точки зрения полноты (содержания) сознание рассматривается как сознание опытное, формирующееся на основании эксперимента, что также связано с креативным характером мыслительной деятельности субъекта, изначально моделирующего конкретную ситуацию.

Критическое мышление связано с собственной необходимостью их переосмысления в контексте меняющихся времени и места.

По мнению Т.С. Орловой, фундаментальными предикатами креативности, определяющими ее социально-онтологические основания, выступают общие и специфические ценности человеческого бытия. К общим ценностям относятся: социальная справедливость, благочестие, человечность, доброжелательность, благочестие, совестливость, патриотизм и т.д. К специфическим (экономизированным) основаниям креативности относятся: выгода, полезность, эффективность, рациональность, дохлдность, утилитарность, прагматизм. Сакральные и секулярные интерпретации этих ценностных оснований позволяют формировать духовную доминанту, обусловливающую вырабатывать объективно верную, исторически справедливую и социально оптимальную структуру и иерархию ценностных предикатов сознания личности. Синтез указанных оснований позволяет задавать и определять подлинно верные векторы и координаты развития (актуализации) креативности личности. Ценностный же релятивизм наоборот, является непреодолимой преградой на этом пути.

1.2 Диагностика и особенности развития креативности управленцев

Основными критериями для сравнения методов и методик диагностики креативности управленцев являются: цель диагностики (определение уровня развития креативности, выявление особенностей креативного процесса или оценка творческого продукта испытуемого), временные ресурсы испытуемого и исследователя, информативность полученных результатов (большой объем неструктурированной информации об уровне развития креативности испытуемого; краткая, но четко сформулированная информация; большой объем информации о различных психологических особенностях индивида, в том числе, о его готовности к творческой деятельности), уровень сложности анализа полученных результатов. Оптимальным методом диагностического мониторинга креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки является стандартизированный тест-опросник, измеряющий наиболее значимые для управленческой деятельности факторы креативности и учитывающий специфику профессиональной деятельности субъектов управления.

Стандартизированные тесты-опросники, применяемые для диагностики креативности в процессе профессиональной подготовки управленцев в настоящее время, не учитывают особенности профессиональной деятельности управленцев, что свидетельствует о необходимости разработки новых стандартизированных тестов-опросников, учитывающих специфику управленческой деятельности. Весьма важными дополнительными требованиями к методам и методикам диагностики креативности управленцев являются: профессиональность и краткость, непрозрачность для испытуемых, учет особенностей профессиональной деятельности управленцев, учет личностных факторов креативности, наиболее значимых для управленческой деятельности, и др.

6 стр., 2818 слов

«Развитие творческой деятельности дошкольников»

... Определить виды и проявления творческой деятельности. 3. Дать содержательную характеристику творческой деятельности старших дошкольников 4. Описать особенности развития творческой деятельности в старшем дошкольном возрасте. 5. Обосновать пути исследования творческой деятельности старших дошкольников. 6. Разработать методические ...

Поскольку в процессе диагностики креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки необходимо учитывать психологический и социальный возраст испытуемых, уровень их профессиональных знаний в области управления, опыт управленческой деятельности, существует необходимость разработки разнообразных стандартизированных тестов-опросников, предназначенных для диагностики креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки.

Профиль управленческой креативности имеет широкий диапазон применения: может быть использован в процессе разработки тестового инструментария, программ и упражнений для развития креативности управленцев; при разработке должностных инструкций и регламентов; а также при подборе, отборе, оценке персонала, формировании кадрового резерва.

Можно выделить шесть этапов развития креативности, соответствующих этапам профессиональной подготовки управленцев, — предварительному, начальному, среднему, высшему, послевузовскому и дополнительному. На различных этапах развития креативности управленцев применяются следующие подходы к развитию креативности: общий (развитие креативности без учета специфики профессиональной деятельности), специальный (развитие креативности с учетом специфики профессиональной деятельности), системный (развитие креативности на основе создания благоприятной среды), компетентностный (развитие креативности как социально-профессиональной компетентности), деятельностный (развитие креативности посредством вовлечения в выполнение творческой деятельности).

Применение общего подхода целесообразно на предварительном и начальном этапах профессиональной подготовки управленцев, компетентностного — на начальном, среднем, высшем, послевузовском и дополнительном этапах, специального — на среднем, высшем, послевузовском и дополнительном этапах, деятельностного и системного — на всех этапах профессиональной подготовки.

В целях успешного развития креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки необходимо регулярно применять методы развития креативности — синектику, мозговой штурм, решение творческих задач и др.

Сравнительный анализ и выбор форм обучения целесообразно осуществлять на основе следующих критериев:

  • соответствие базовым принципам развития креативности — принципам активности, мотивации, самостоятельной работы, рефлексии, благоприятной среды, а также выделенным нами принципам развития каждого личностного фактора креативности, вовлеченности преподавателя/тренера в процесс развития, двустороннего развития креативности, конкуренции между участниками процесса развития креативности;
  • возможность применения основных методов развития креативности в рамках используемых форм обучения;
  • направленность форм обучения на нейтрализацию барьеров, препятствующих креативному мышлению личности;
  • учет особенностей профессиональной деятельности управленцев.

Разработка модели поэтапного развития креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки позволяет систематизировать и оптимизировать действия по развитию креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки с учетом основных подходов к развитию креативности, факторов и особенностей развития креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки.

4 стр., 1610 слов

Разработка развитие речи в классе подготовка к сочинению по картине ...

... воду такую Золотые обручи кладёт. Учитель: - Но вы можете сказать, что стихотворение Прокофьева не пересказывает картину живописца. Верно! Но подумайте, только ли героиней сказки может ... мы сегодня познакомимся с творчеством великого художника В.М.Васнецова, должны подготовиться к написанию сочинения по его картине «Алёнушка», узнать некоторые искусствоведческие термины. На уроке встретятся такие ...

Модель креативной организации должна включать в себя следующие элементы: основные ценности; миссию; общую стратегическую установку; стратегии управления капиталом; стратегию развития человеческих ресурсов; методы управления персоналом; основные принципы управления; структуру управления; стиль руководства; мотивацию и стимулирование труда персонала; подбор персонала; оценку и аттестацию персонала; организационную культуру и социокультурные условия труда.

Внедрение модели креативной организации, помимо развития креативности управленцев, актуально для решения таких практических задач, как создание конкурентного преимущества организаций; восстановление и развитие убыточных предприятий, ресурсоемких отраслей экономики за счет новых технологий и подходов; повышение эффективности работы организаций, персонал которых занят преимущественно творческим трудом.

Ключевыми действиями по развитию креативности менеджеров на всех этапах профессиональной подготовки являются: создание нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие креативности управленцев; разработка и внедрение программ по подготовке преподавателей и тренеров с высоким уровнем развития креативности в учебные планы вузов; издание литературы по проблемам диагностики и развития креативности и т.д.

Е.В. Батоврина в своём исследовании предлагает особую модель развития креативности менеджеров, учитывающую участие социальных институтов в развитии креативности управленцев на всех этапах профессиональной подготовки.

При разработке модели развития креативности управленцев, необходимо учитывать необходимость повышения участия государства и иных социальных институтов в развитии креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки.

Государственно-институциональный подход позволяет распределить зоны ответственности за осуществление действий по развитию креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки между государством, бизнес-сообществом и образовательными учреждениями, оптимизировать и повысить эффективность взаимодействия социальных институтов, участвующих в данном процессе, а также реализовывать масштабные долгосрочные проекты по развитию креативности управленцев.

1.3 Креативный менеджмент как системообразующий фактор креативности потенциала коллектива. Креативный менеджмент и его специфика

Креативный менеджмент- это управление процессом креативного мышления (индивидуального и командного).

Это также менеджмент, ориентированный на креативный результат. Креативный менеджмент реализуется с использованием креативных методов и технологий.

Креативный (от английского «creative») — это буквально «творческий, созидательный». Он, в принципе, касается проблем управления коллективом, причем таких, которые относятся к не поддающимся четкой формализации предметным областям и подчиняются подвижным, «дрейфующим» критериям целеполагания.

В основе концепции креативного, то есть различного социально-ответственного менеджмента лежит творческая интеграция достижений всех школ и направлений, используя которые любая организация могла бы стать уникальной, непохожей на другие, способной к предвосхищению потребителя.

6 стр., 2775 слов

Протокол Родительского собрания №2. Тема «Организация подготовки ...

... проведено на 3 недели ноября. 2. Общий порядок подготовки и проведения итогового сочинения (изложения). 1.1. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по ... исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные ...

Креативный менеджмент, объединяя наработки в разнообразных областях деятельности, нестандартно используя информацию, технологию и другие виды ресурсов, принимает на этой основе новые, оригинальные решения, способствующие налаживанию прогрессивных взаимосвязей между внешней и внутренней средой, а также формированию этой среды.

Данное взаимодействие должно осуществляться на основе признания и реализации социальной ответственности бизнеса.

Формирование креативного подхода к управлению, предъявляет новые требования к организационному проектированию и определяет необходимость построения современных структур, позволяющих создать не

копируемые конкурентные преимущества, раскрыть творческий и повысить мотивационный потенциал персонала организации, усилить результативность совместной работы.

Организационное построение осуществляется на основе творческой интеграции функционально-ориентированного (свойственного классическому подходу к управлению), процессно-ориентированного (характерного для рыночного подхода) и системно-целевого (позволяющего объединить основополагающие внутренние переменные организации на основе реализации социальной ответственности, совершенствования и обучения) подходов к организационному проектированию при реализации идеи максимально возможного внедрения командной работы.

Использование команд позволяет получить синергетический эффект, то есть новое качество результата совместного труда, создает условия для реализации творческого потенциала сотрудников, является крайне полезным для предприятия, но, как и любой другой метод, не может быть эффективным для всех видов организационной деятельности.

В креативной организации целесообразно творческое сочетание групповой и командной работы и выбор формы взаимодействия на уровне группы в первую очередь обуславливается характером выполняемой работы и степенью предрасположенности членов организации к командной или индивидуальной деятельности.

В основу построения креативных структур должно быть положено функциональное деление организации в соответствии с основными направлениями ее работы, позволяющее повысить результативность сложных специализированных работ и процессная департаментализация и координация, объединяющая стратегические, ключевые, основные, обеспечивающие и координационные команды и направленная на получение высокого совокупного результата.

В основу построения креативных структур должно быть положено целевое управление, поскольку вся деятельность организации определяется постановкой целей, а сутью управленческого воздействия является достижение запланированного результата. Системно-целевое управление основано на грамотном разбиении ведущих целей на подцели, которое позволяет увязать задачи каждого сотрудника предприятия с миссией и видением организации и учесть потребности заинтересованных сторон.

Креативное управление направлено на развитие творческого потенциала отдельной личности, создание условий для проявления синергетического эффекта как на уровне групп, функционирующих в организации, так и на уровне взаимодействия между этими группами, то есть в его основе лежит интеграция кадрового потенциала организации. Для формирования креативной организации необходимо последовательное осуществление кадрового, командного и организационного проектирования.

8 стр., 3752 слов

Организация деятельности по повышению педагогической культуры ...

... мы считаем тему «Организация деятельности по повышению педагогической культуры родителей дошкольников» актуальной и своевременной. Объект: повышение педагогической культуры родителей; Предмет: анализ методов организации повышения педагогической культуры родителей дошкольников; Цель исследования: выделить особенности организации повышения педагогической культуры родителей дошкольников Задачи ...

При организационном построении в рамках целевой, функционально-технологической и структурной моделей должны учитываться и увязываться три выделенных уровня: личностный, групповой и организационный.

Таким образом, креативное (различное социально-ответственное) управление может быть реализовано на основе формирования креативных структур управления, обладающих креативным потенциалом.

Креативный менеджмент «работает» там, где создаваемый интеллектуальный продукт не может быть однозначно приписан отдельной личности, а безусловно является результатом деятельности коллектива.

Заниматься проблемами креативного менеджмента следует уже потому, что совершенно необходимо добиваться повышения качества управленческих решений и их интенсификации на всех уровнях — от общегосударственного до отдельного рабочего места. И нет никаких оснований откладывать эту трудную работу, как подчас полагают, «на потом». Для того чтобы добиться успеха в таком деле требуется, конечно, многое. Начать стоит с того, что необходимо определить и ввести в действие новые, лучше обоснованные с научных позиций и психологически более совершенные методы подготовки исходной информации для лиц, принимающих решения (ЛПР).

Особая сложность решения данной проблемы состоит в том, что нужно, с одной стороны, перерабатывать огромный массив исходной информации, с другой, — учитывать специфику ЛПР и характера их деятельности: ведь каждый из них, как и все люди, обладает определенными характером, навыками, стереотипами, и все это надо держать в поле зрения, предлагая исходную для принятия решений информацию. В то же время она должна быть результатом мобилизации всех резервов лиц, причастных к процессу, строиться на полном использовании их творческого потенциала, включая и самые глубинные его пласты, особенно если имеются в виду крупные решения глобально-стратегического масштаба.

Креативный менеджмент ближе к дисциплинам «управление кадрами» и «персональный менеджмент». Креативный менеджмент опирается на креативистику — область знаний о продуктивном коллективном решении творческих задач.

В креативном менеджменте, как и в любой другой науке, выделяют теоретический и прикладной аспекты. Теория креативного менеджмента является составной частью теории творчества. Прикладные аспекты креативного менеджмента связывают прежде всего с инновациями и нововведениями. Проблемы креативного менеджмента организационно смыкаются с управлением кадрами, когда требуется создавать так называемые временные творческие коллективы.

Важное значение имеет решение проблем креативного менеджмента для формулирования задач искусственного интеллекта. Последние успехи в имитировании на ЭВМ отдельных элементов творческого процесса (автоматизация коллективного целенаправленного поведения роботов, обеспечение диалогового общения с ЭВМ пользователей на естественном языке их предметной области, особенно в связи с реализацией проектов создания ЭВМ так называемых пятого и шестого поколений) с особой очевидностью выявили необходимость разработки фундаментальных основ креативного менеджмента.

11 стр., 5116 слов

Жизненный и творческий путь Оноре де Бальзака

... «счастье, избавление, свобода всегда будут только маячить впереди». 3. Особенности реалистической манеры Бальзака Оноре де Бальзак начал писать романы для заработка. И очень быстро удивил мир абсолютной зрелостью ... смерти, сообщил друзьям: «Европа теряет в эти дни большого человека». 18 августа Оноре де Бальзака не стало, он похоронен на кладбище Пер-Лашез. За полгода до смерти ...

Креативистика, подобно любой иной науке, базируется на ряде аксиом. Из них стоит выделить следующие:

  • а) для реального эффективного творчества необходимо всестороннее проникновение в сущность оказавшейся в поле зрения предметной области (аксиома «глубинность знаний»);
  • б) творчество требует отказа от сложившихся стереотипов, догм и штампов;
  • зачастую создание нового сдерживается лишь психологической инерцией, отсутствием неординарной точки зрения (аксиома «замыливание глаза»);
  • в) отторжение сложившихся стереотипов нельзя возводить в абсолют, оно должно быть строго рациональным, взвешенным и продуманным (аксиома «выплескивание ребенка вместе с водой»);
  • г) какими-либо организационными и иными волевыми мерами, чисто управленческими ухищрениями «произвести» творца невозможно (аксиома «крылья даны от природы»);
  • Со всеми прочими отраслями науки креативный менеджмент роднит и то, что он преследует достаточно определенные цели. На сегодня в качестве наиболее интересных из них можно выделить такие:
  • а) оценка творческого потенциала личности (специалиста, которого хотят привлечь к решению творческих задач) в зависимости от ряда факторов (специфики предметной области, экстремальности ситуации, наличия помех и т.д.);
  • б) создание творческой атмосферы в коллективе, проработавшем долгое время и имеющем свои традиции, неформальных лидеров, оправдавшее себя распределение ролевых функций;
  • в) формирование групп экспертов, призванных оценивать те или иные предварительно разработанные предложения, в частности в области инновационной политики, ориентированной на улучшение состояния дел и предупреждение кризисных ситуаций, в которых может оказаться предприятие (фирма, ассоциация и т.п.);
  • г) образование временных творческих коллективов из лиц, способных к эффективному участию в групповом творческом процессе;
  • д) оценка доминирующих мотивационных установок, породивших их причин и возможных путей решения в ближайшей и долгосрочной перспективе задач, требующих примененных творческих способностей специалиста;
  • е) определение эвристических методов, операций и приемов, которые необходимо освоить для более качественного и оперативного решения творческих задач специалистам, вошедшим во временные творческие коллективы.

Менеджмент как особый вид деятельности никогда не отстранялся от творчества; напротив, всегда его использовал, причем двояко. Во-первых, для собственных нужд, т.е. для разработки тех или иных управленческих решений. Ведь и такие сугубо будничные повседневные акции, как всяческие заседания, совещания, планерки, «пятиминутки» и т.п., для управленцев по сути представляют занятие творчеством — пусть часто и неэффективным, даже бестолковым. Во-вторых,менеджмент использует творчество для побуждения подчиненных к действиям, требующимся с точки зрения тех, кто руководит. Такое побуждение предполагает при элементарно грамотной его организации постоянную апелляцию к заложенному в каждом работнике творческому началу, — пусть осуществляющуюся на интуитивном уровне.

Все это многообразие можно сконцентрировать, выделив две группы методов: 1) направленные на усиление креативных и эвристических способностей человека; 2) служащие формализации его логико-аналитической деятельности. Эти группы методов не противостоят друг другу и не отгорожены друг от друга; напротив, на деле они тесно взаимодействуют, при этом одна группа дополняет и усиливает другую. Первая из этих групп «подталкивает» к решению проблемы, позволяет быстрее нащупать «золотую жилу» ; вторая — строится на базе специально разработанных приемов, в которых отражается исторический опыт человека.

Каждый из методов имеет свою область использования, свои особый смысл, сложность, эффективность, ну и разумеется, — приверженцев и противников. Важно, чтобы ни приверженность, ни отторжение не абсолютизировались; столь же важно учитывать, что все методы решения творческих задач являются психологическими инструментами. Какой именно из них в том или ином случае выбрать — решается в рамках креативного менеджмента с учетом всей многосложности обстоятельств. Таким образом, креативный менеджмент не «придумывает» методы активизации творческого потенциала, а лишь определяет их оптимальную номенклатуру и наиболее рациональную последовательность исходя из разработок. При этом целевые установки и возможные ограничения креативный менеджмент берет из инновационного менеджмента, который в данном ракурсе обеспечивает ему жизненно необходимое функционирование инфраструктуры.

Подчеркивая, что современный менеджмент пронизан творчеством и без него вообще невозможен, нельзя, впрочем, забывать об известной истине: чем больше в какой-то области деятельности творчества, тем больше ее тяготение к сфере искусства. Практика показывает, что этот переход на новую ступень развития происходит плавно, без нарушения видимой целостности созданной стройной системы, однако с глубинной деформацией многих устоявшихся и казавшихся незыблемыми истин и стереотипов. Отсюда правомерно предположить, что система менеджмента вступает в новую фазу развития, и ее, следовательно, ожидают новые интересные открытия, прежде всего в постижении основ творчества.

Как показывает опыт, для успешной работы таких групп они должны формироваться не только из людей разных профессий, способных повлиять на результат, но и разных когнитивных предпочтений или стилей мышления (право-, и левополушарных).

При этом руководитель группы должен ясно понимать как свое когникативное предпочтение, так и своих сотрудников и правильно его использовать.

При работе творческих групп необходимо выделять время для двух стадий: дивергентной, когда формулируются различные варианты решения задачи и конвергентной, когда вырабатывается компромисс и осуществляется выбор наилучшего решения.

В современных условиях инновационные идеи перестали быть уделом одиночек, а стали результатом коллективного труда групп специалистов. При разработке новых продуктов вместе работают маркетологи, дизайнеры, конструкторы, технологи, инженеры, экономисты, специалисты по продажам, потребители, поставщики, смежники.

Основными элементами управления такими творческими группами являются:

  • постановка задачи;
  • формирование рабочей группы;
  • планирование и распределение заданий;
  • ресурсы;
  • свобода действий;
  • поощрение;
  • организационная поддержка;
  • право на ошибку;
  • уважение мнения партнеров.

Современная наука подошла к осознанию того, что творчество — это интегральное понятие о разнородных и нередко противоречивых процессах, и нужно уметь в этом запутанном конгломерате выделять именно ту структурную составляющую, которая в данных условиях требуется. Иначе не реализуется важнейшее положение менеджмента: для него объект управления всегда должен быть конкретизирован, грамотно и четко очерчен и представлен в ясных и однозначных терминах.

После долгого скрытого периода креативный менеджмент в настоящее время, при всех трудностях становления, уже заявил о себе как реально существующей области знания. Более того, он становятся твердо признанным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время развитие креативности осуществляется преимущественно в рамках тренинговых компаний. Широкое распространение получили краткосрочные тренинги развития творческих способностей управленцев, ориентированные, прежде всего, на состоявшихся специалистов с законченным высшим образованием. Однако краткосрочные тренинги и курсы не решают проблему, так как развитие устойчивых навыков креативности возможно лишь на регулярной основе в течение достаточно продолжительного времени. В ВУЗах и других учебных заведениях, где будущие управленцы проходят основную профессиональную подготовку, целенаправленное развитие способности к творческой деятельности практически не производится. Поэтому возникает необходимость пересмотра сложившейся системы профессиональной подготовки: развитие креативности как основной профессиональной компетенции становится главной целью на протяжении всего периода профессиональной подготовки. В связи с этим назревает необходимость проведения теоретических и прикладных исследований, направленных на выявление особенностей креативности как детерминанты управленческой деятельности, факторов креативности, зон сензитивности, принципов и эффективных методов развития творческих способностей управленцев. Необходимо также проведение исследований, направленных на выявление особенностей диагностики креативности управленцев, разработку диагностического инструментария, предназначенного для измерения динамики развития творческих способностей на различных этапах профессиональной подготовки, а также в процессе отбора, оценки и аттестации управленческих кадров в организациях.

Высока актуальность разработки моделей развития креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки, так как моделирование позволяет не только систематизировать подходы к развитию творческих способностей на различных этапах профессиональной подготовки, но и распределить зоны ответственности за осуществление мероприятий между различными организациями, разработать формы контроля за развитием креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки, повысить эффективность взаимодействия социальных институтов, участвующих в данном процессе.

Творческий подход, обусловленный психологическими, физиологическими, физическими и социальными детерминантами, формируется в нашем обществе крайне медленно и неэффективно. В связи с этим и само экономическое сознание многих представителей российского бизнеса оставляет желать лучшего. Формирование системы социально ответственного бизнеса в нашей стране немыслимо без актуализации креативного потенциала в мыслительной практике, а затем и в материально- предметной хозяйственной деятельности. Стратегически мыслить, оптимизировать действия, принимать адекватные решения, эффективно управлять социально-экономическими процессами можно лишь развивая в себе креативность, превращая ее в базисный признак своего экономического

сознания и хозяйственного поведения. Только решение данной задачи позволит от homo economicus — «экономического человека» (теоретической модели хозяйствующей личности, созданной на заре промышленной революции в XVIII в. Д. Локком, А. Смитом и Д. Юмом) перейти к социально ответственной экономической личности, теоретически разработать данную модель и осуществить ее на практике. Наряду с интеллектом и рационализмом в структуре экономического сознания такой личности важнейшее место должны занимать духовность, культура и гуманизм.

В целях повышения эффективности развития креативности управленцев необходима реализация государственно-институционального подхода, предполагающего активное участие государства и других социальных институтов в процессе профессиональной подготовки управленцев.

Развитие креативности управленцев целесообразно осуществлять поэтапно, целевым образом, начиная с ранних этапов профессиональной подготовки, постепенно усиливая специализацию развития креативности: на ранних этапах профессиональной подготовки необходимо развитие креативности как общей творческой способности, затем, начиная со среднего этапа, высокое значение приобретает развитие управленческой креативности.

Значительную роль в развитии креативности управленцев играют социокультурные факторы. Особое значение на послевузовском и дополнительном этапах профессиональной подготовки управленцев приобретает фактор организационных условий, реализацию которого желательно осуществлять на основе специально разрабатываемых моделей креативной организации, учитывающих специфику сферы деятельности организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-tvorcheskiy-menedjment/

1.Батоврина Е.В. На пути к достижению эффективности управленца: способности как факторы успеха управленческой деятельности // Современные гуманитарные исследования. ? 2006. ? № 1.

2.Батоврина Е.В. Диагностика креативности при подготовке управленческих кадров // Теория и практика управления: новые подходы. Выпуск шестой. — М.: Университетский гуманитарный лицей, 2006.

3.Метод балансовых вариаций в креативном менеджменте / Г. Ванюрихин; О. Репина, В. Тихобаев // Проблемы теории и практики управления. — 2006. — №12. — с. 100-108.

4.Ванюрихин Г. И. Креативный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. N 2. с. 123-143.

5.Ванюрихин Г.И. Творчество в менеджменте. Вестник Международного Университета. Серия «Менеджмент». — М., 2000. — Вып. 3.

6.Журавлев В.А. Креативное мышление, креативный менеджмент и инновационное развитие общества (Часть 2) // Креативная экономика — 2008 — № 5 — с. 51-55. 7.Кирсанов К.. Креативный и эвристический менеджмент. // Российский экономический журнал .- 1995. — 11. — с.78-83.

8.Круглов А.В. «Управление креативным потенциалом компании и его значение в рыночной конкуренции». Журнал «Проблемы современной экономики». №4 (12), 2004.

9.Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1986. — 209 с.

10.Майнцер, К. Сложность бросает нам вызов в XXI веке; динамика и самоорганизация в век глобализации // Будущее России в зеркале синергетики, — М: КомКнига, 2006.

11.Макиавелли Н. Государь./Пер. с ит. — М.: Планета, 1990.

12.Орлова Т.С. Креативность экономического сознания. Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. — 366 с.

13.Шевырёв А.В. Креативный менеджмент: синергетический подход. Белгород, ЛитКараВан, 2007. — 215 с.

14.Эрхард Л. Полвека размышлений: Речи и статьи / Пер. с нем. А. Андронова и др. — М.: Руссико: «Ордынка», 1996. — 606 с.