Инновационные процессы в профессиональной педагогической деятельности

Автор: Дегтярева Екатерина Владимировна

Организация: МОУ «Петропавловская СОШ»

Населенный пункт: п. Петропавловский

Автор: Шонин Максим Юрьевич

Организация: МОУ «Петропавловская СОШ»

Населенный пункт: п. Петропавловский

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но и нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Я.А. Коменский

Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, исполнительностью и распространению новшеств.

Сейчас стало модным употреблять красивые современные понятия. Многие мои коллеги охотно используют в своей профессиональной деятельности слово инновация, но при этом каждый вкладывает в это понятие совершенно неповторимое, своё значение, порой не имеющее ничего общего с действительным смыслом этого слова. И нельзя утверждать, что вина в этом полностью ложится на педагога. Если еще 6 — 7 лет назад инновацией были компьютерные, интерактивные технологии, то сегодня это уже обычное явление для образовательных учреждений. И вот тут встает множество вопросов: А что же такое инновация сейчас? Готовы ли педагоги к стремительным преобразованиям образовательной системы, которые, судя по всему, только начинаются? Что нужно предпринять педагогическому сообществу, чтобы попасть в такт преобразованиям?

Любые новые веяния – это всегда стресс. И далеко не каждый готов с ним справиться.

Конечно, даже среди проработавших долгое время педагогов есть креативные, гибкие, ищущие, но таких — единицы. Моё личное мнение – для инновационного развития нужны молодые педагоги, знающие основные технологии и методики, но не перегруженные системой и способные ещё творить. Ведь педагог остаётся педагогом только до тех пор, пока сам учится.

Так что же такое инновация? И нужны ли инновационные технологии педагогам?

39 стр., 19023 слов

Исследование влияния организационной культуры на эффективность ...

... Целью работы является исследование влияния организационной культуры на эффективность деятельности организации. Данная цель определила постановку следующих исследовательских задач: Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: роль и значение организационной культуры в управлением персоналом; оценить организационную культуру организации; ...

Инновации — это и НОВЫЙ учитель, с новыми взглядами и задачами, способный использовать современные технологии, методы, подходы и УЧИТЬСЯ вместе со своими учениками.

Для нашей школы инновации — это переход на новое качественное обучение, это использование всех современных методов оценки качества знаний учащихся. Для этого необходимо использовать современные разработки отслеживания и корректировки знаний, умений, навыков и компетенций наших учеников — мониторинга качества. Новые формы целеполагания, направленные на обучающегося, технологические карты уроков, нетрадиционные формы и методы учебных и практических занятий и т.д.

Что такое инновации в современной школе? Это, в первую очередь, новые образовательные технологии: информационно-коммуникационные, интернет-технологии, технологии деятельностные, игровые, компетентностные. Это современные подходы и методы проведения урока. Уроки-игры, уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки интерактивные и нестандартные, НО (!) которые основываются на традиционной российской образовательной базе.

Одно из нововведений последнего времени является ЕГЭ! А также предметом многочисленных споров. С одной стороны это кажется разумным, замена двух экзаменов одним. С другой стороны происходит процесс обезличивания образования. ЕГЭ не требует от учащихся ни творческих достижений, ни портфолио, только ответы на общие и единые для всех тесты.

Также одним из нововведений является профильное обучение. Предполагается, что профильная школа позволяет преодолеть разрыв между требованиями вуза и возможностями системы образования. Однако у учеников, выбравших профиль, не остается возможности общения с талантливыми учителями непрофильных предметов; например, на физико– математическом профиле не будут вести занятия талантливые историки или литераторы.

Нужны ли инновации? Безусловно, да! Так как общество постоянно развивается и не может стоять на месте. Нужен ли опыт? Да, но не закостенелый и без оглядки назад. А также необходимо учитывать, что каждое нововведение имеет свои достоинства и недостатки, требует время на внедрение его в практику. А для молодого учителя, чтобы осуществлять свою инновационную деятельность на уровне школы, нужна поддержка коллег и директора, а также огромный внутренний потенциал.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/esse/tsifrovoe-innovatsionnoe-tvorchestvo/

  1. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. — 2012. — № 4. — С. 61-65
  2. Гуров В. Инновационная деятельность педагога // Дополнительное образование и воспитание. — 2012. — № 2. — С. 9-15
  3. Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 1. — С. 14
  4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Готовность педагога к инновационной деятельности // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 1. — С. 42-49
  5. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. Пособие для студ. Высших учеб. Заведений /А.В. Хуторской. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.

Основные термины:

  • инновация — это нововведения целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое, с позитивными изменениями относительно выбранных параметров;
  • инновационный процесс — это процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств.
  • инновационная деятельность – это целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов.
  • педагогическая инноватика – это наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
  • нововведение – это продукт освоения и внедрения новшества.
  • система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
  • деятельность – это феномен существования человека.
  • инновационное образование – это образование, реализующее самые современные образовательные технологии, ушедшее от знаниевой парадигмы к формированию навыков и компетенций XXI века, на основе меж- и трансдисциплинарного подходов, направленное на формирование личности ребенка в условиях разнообразия видов и форм его деятельности. Оно предполагает все расширяющееся использование цифровых инструментов и ресурсов.
  • новшество — это такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет к развитию теории и практики обучения и воспитания.
  • новация (от лат. novatio — обновление, изменение) трактуется как впервые созданное или сделанное, появившееся взамен прежнего, вновь открытого, недостаточно знакомого и мало известного в настоящее время.

Приложения:

6 стр., 2852 слов

Образование в XXI веке: компьютерная революция и использование ...

... школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время можно выделить внедрение информационных технологий в образование ... Проникновение современных информационных технологий в учебный процесс. Школа и система образования обречены на изменения в меняющемся мире. В условиях «шока настоящего» образование оказалось в ...

Опубликовано: 16.07.2020