К.Г. Паустовский: «Часть современных Куприну критиков, так называемых “литературных чистоплюев”, обвиняла писателя, особенно в связи с “Молохом”, в том, что он не окончил “литературную консерваторию” и допускает в своих вещах языковые и стилистические небрежности.
Обвинение это объясняется тем, что Куприн стремился сказать всё, что он хотел, “по свежему следу”, не откладывая работу и не вынашивая её годами. Ему было важно заразить людей своим состоянием, своими мыслями, гневом или радостью, своей заветной мечтой, и для этого он не искал особых слов и особых эпитетов.
Куприн любил и превосходно знал русский язык, но никогда не делал из него раз навсегда установленного литературного канона.
Временами его язык приближается к разговорному, к языку устного рассказчика, и в этом отношении он несколько родствен языку Толстого. Вместе с тем Куприн всегда восхищался языком Чехова — “благоуханным, тонким и солнечным”. Эта солнечность языка, его свет, его сила, его свежие краски были присущи и купринскому языку.»
Язык в произведения Куприна, действительно, живой и понятный детям и взрослым. Именно благодаря этому языку Куприн любим и взрослыми, и детьми.
Александр Иванович Куприн в своих рассказах часто использует диалоги. И в каждом из них присутствуют вопросы и ответы. Так и мы в повседневной жизни, общаясь с окружающими, задаём вопросы и получаем ответы. Возможно ли представить свою жизнь без общения, без возможности получения новой информации? Разумеется, нет.
Но в современном обществе имеет место проблема примитивизма речи, особенно в молодежной среде. Так ли это?
В данной курсовой работе я хотела бы обратить внимание на типы вопросительных предложений, которые использует в своем творчестве классик русской литературы.
Это нужно сделать для того, чтобы убедиться в богатстве русского языка или опровергнуть его существование и понять, существуют ли отличия между типами вопросительных предложений в их структуре, значении, или же все они похожи как две капли воды. Рассказы Куприна-очень подходящий материал для проведения такого исследования.
Предложемние (в языке) — это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. [1] С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием.
Проектная работа по русскому языку : «Волшебные слова»
... его особенности им не удается понять и освоить. Этот язык красив, многогранен, и славится богатым словарным запасом. На нем были созданы величайшие произведения русской литературы. () Виды ... 2) Устную и письменную. 3) Пассивная (чтение, слушание) и активная (говорение, письмо). 4) Монологическую и диалогическую. ( ) В далекие времена, когда люди жили в пещерах, охотясь, ...
Признаки предложения.
1. Имеет грамматическую основу.
2. Является высказыванием о предмете речи.
3. Является единицей общения.
4. Имеет интонационную законченность.
Виды предложений
В зависимости от строения, цели высказывания, эмоциональной окраски, полноты грамматической основы и наличия второстепенных членов предложения бывают простые и сложны, повествовательные , вопросительные и побудительные , восклицательные и невосклицательные , двусоставные и односоставные , распространенные и нераспространенные :
По цели высказывания предложения делятся на:
- повествовательные (цель-сообщить информацию);
- вопросительные (цель-задать вопрос);
- побудительные (цель-побудить, призвать к действию).
Какие же предложения называются вопросительными и какую функцию они выполняют в русском языке?
Кто здесь
С точки зрения характера ожидаемого ответа вопросительные предложения неоднородны: ответ может подтверждать или отрицать истинность чего-л. (- Завтра можете ко мне прийти ? ответ: — Да или — Нет ), либо сообщать новые сведения о чем-л. (Кто это ? — ожидается ответ, содержащий новое сообщение, новые сведения).
Вопросительные предложения часто имеют субъективно-модальную окраску. В них может выражаться предположение ( Опять будем встречать кого —нибудь ?), неуверенность (Вы как будто змеям сочувствуете ? Пришв.) и другие значения. По отношению к субъективно-модальным значениям вопросительные предложения проявляют избирательность: одни такие значения возможны во всех типах вопросительных предложений, другие — только в некоторых из них.
Вопрос может совмещаться также с теми значениями, которые обычно выражаются невопросительными предложениями. Так, вопрос Ведь ты домой идешь ? содержит элемент утверждения; вопрос Молока не продашь ли , хозяюшка ? (Тендр.) содержит просьбу; вопрос Почему бы не вспоминать почаще об этом опыте ? (газ.) содержит совет.
Примечание. В некоторых случаях граница между вопросом и утверждением оказывается нечеткой, предложение выступает как полувопрос-полуутверждение: Так вы ведь любите писать в газетах ? (Солоух.); Ты как будтораньше не говорил про нее ?; Что —то знакомая фамилия ?
В выражении вопросительности главная роль принадлежит интонации, вопросительным частицам ли , не … ли , что , что же , как , что ли , разве , неужели , что если , а , да , правда , не правда ли , так , так ведь , не так ли , верно , вопросительным местоименным словам кто , что , какой , каков , чей , который , сколько , как , где , куда , откуда , докуда , когда , почему , отчего , зачем , насколько . С помощью этих средств любое невопросительное предложение может стать вопросом или переспросом.
Типы предложений по цели высказывания в печатной рекламе
... письменной речи – знаком препинания. 1.2 Типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске По функции, по целенаправленности заключенного в предложения высказывания они делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения служат для передачи соответственно трех основных форм ...
В словаре
1) собственно вопросительные предложения;
2) предложения, не заключающие вопроса, но имеющие вопросительную форму:
- а) вопросительно-риторические;
- б) вопросительно-побудительные;
- в) вопросительно-отрицательные;
- г) вопросительно-утвердительные.
Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. (Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир?)
Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными: Так вы едете?
Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно
Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они имеют переходный характер — от вопроса к сообщению.
Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение?
В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью? Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать? ; Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей?
По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): — Скажите, Степан, вы женились по любви? — спросила Маша. — Какая у нас в деревне любовь? — ответил Степан и усмехнулся
Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и — можешь себе представить? — ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает .
Как, ты ее разлюбил?, Ты, что, глухой, что ли?
Обратимся к произведениям А.И.Куприна и посмотрим, использует ли автор в своем творчестве вопросительные предложения, или же обходится одними повествовательными.
Рассмотрим отрывок из детского рассказа «Слон»:
- Милая Надя, милая моя девочка, — говорит мама, — не хочется ли тебе чего-нибудь?
- Нет, мама, ничего не хочется.
— Хочешь, я посажу к тебе на постельку всех твоих кукол. Мы поставим креслица, диван, столик и чайный прибор. Куклы будут пить чай и разговаривать о погоде и о здоровье своих детей.
Сложное предложение с сочинительными и подчинительными союзами ...
... сочинении и подчинении в сложном предложении, выявление классификации сочинительных и подчинительных союзов сложных предложений в английском языке, определение значения и функций наиболее употребительных из них. Дипломная работа не представляет собой подробного описания разновидностей сочинительных и подчинительных союзов и ...
- Спасибо, мама… Мне не хочется… Мне скучно…
— Ну, хорошо, моя девочка, не надо кукол. А может быть, позвать к тебе Катю или Женечку? Ты ведь их так любишь.
- Не надо, мама. Правда же, не надо. Я ничего, ничего не хочу. Мне так скучно!
- Хочешь, я тебе принесу шоколаду?
Но девочка не отвечает и смотрит в потолок неподвижными, невеселыми глазами. У нее ничего не болит и даже нет жару. Но она худеет и слабеет с каждым днем. Что бы с ней ни делали, ей все равно, и ничего ей не нужно.
Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. Иногда она задремлет на полчаса, но и во сне ей видится что-то серое, длинное, скучное, как осенний дождик.
Очевидно, что здесь происходит диалог между обеспокоенной мамой и заболевшей маленькой девочкой. В данном случае мама задает вопросы, а дочка на них отвечает.
Эту ситуацию можно было бы описать примерно следующим образом:
Мама спрашивает дочку, нужно ли ей что-нибудь, но та от всего отказывается.
Но одно это предложение не может передать всех чувств мамы-беспокойства, тревоги за своего ребенка, желание поддержать дочку, угодить ей, порадовать. Вряд ли читателям было бы интересно читать произведения, в которых сухо излагаются факты.
В данном случае для создания художественности произведения огромную роль играют вопросительные предложения.
- Милая Надя, милая моя девочка, не хочется ли тебе чего-нибудь?
- А может быть, позвать к тебе Катю или Женечку?
- Хочешь, я тебе принесу шоколаду?
В первом предложении мы видим уточнение желания девочки, средство выражения уточнения- частица не…ли, обрамляющая слово, требующее уточнения.
может быть.
В третьем случае-предложение принести шоколаду. Выражено обособлением глагола хочешь .
Все три предложения в данном случае принадлежат к собственно вопросительному типу. На этом примере видно, что структура предложений одного типа может быть различной.
Следующий пример из этого же рассказа:
Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит долго и внимательно в глаза матери.
- Тебе что-нибудь нужно? — спрашивает мама.
Но девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом, точно по секрету:
- Мама… а можно мне… слона? Только не того, который нарисован на картинке… Можно?
Рассмотрим вопросительные предложения из этого отрывка:
- Тебе что-нибудь нужно?
- Мама…
а можно мне… слона? Только не того, который нарисован на картинке… Можно?
В случае с вопросом мамы всё понятно-это опять собственно вопросительное предложение, требующее положительного или отрицательного ответа.
Что касается слов девочки, то в них прослеживается нерешительность, боязнь получить отказ. Об этом свидетельствует двукратное повторение слова можно?
Из выше написанного можно сделать вывод: предложения одного типа могут иметь различную субъективно-модальную окраску: забота мамы и нерешительность дочки.
По картине В.А. Серова «Девочка с персиками». методическая разработка ...
... русского художника В.А. Серова «Девочка с персиками». Это портрет Веры Мамонтовой.) - О ком и чем вы будете писать в основной части ... Образовательная система «Школа России», «Русский язык», авт. Горецкий В.Г., Канакина В.П. (раздел «Картинная ... предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть ? (На переднем плане картины я вижу девочку.) ...
Следующая ситуация из этого рассказа:
Жена смотрит на него тревожно.
- Милый, здоров ли ты? Не болит ли у тебя голова? Может быть, ты плохо спал сегодня?
— Я совсем не спал, — отвечает он сердито. — Я вижу, ты хочешь спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще. До свиданья! Вечером все будет видно.
В словах жены мы слышим обеспокоенность здоровьем её супруга. Разное синтаксическое строение предложений одного типа позволяет автору избежать тавтологии и более глубоко передать чувства женщины.
- Я вижу, ты хочешь спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще.
Это предложение является вопросительно-утвердительным. Муж переспрашивает, правильно ли он понимает вопросы жены о своём здоровье.
Он рассержен тем, что его считают сумасшедшим, и не дожидаясь ответа жены, сам отвечает на свой вопрос.
Перейдём к встрече девочки Нади и слона:
Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются.
- Ведь он все понимает? — спрашивает девочка немца.
- О, решительно все, барышня!
- Но только он не говорит?
— Да, вот только не говорит. У меня, знаете, есть тоже одна дочка, такая же маленькая, как и вы. Ее зовут Лиза. Томми с ней большой, очень большой приятель.
- А вы, Томми, уже пили чай? — спрашивает девочка слона.
Слон опять вытягивает хобот и дует в самое лицо девочки теплым сильным дыханием, отчего легкие волосы на голове девочки разлетаются во все стороны.
Ведь он все понимает?
- Но только он не говорит
Как и в предыдущем случае, здесь мы видим вопрос-утверждение. Девочка догадывается, что слон не говорит, но спрашивает, чтобы убедиться в своей догадке.
А вы, Томми, уже пили чай?
В данном случае мы вновь видим собственно вопросительное предложение. В нём присутствует обращение к слону, от которого девочка ждёт ответа.
- А это вот, посмотрите, это слон!
Правда, совсем не похоже? Разве же слоны бывают такие маленькие, Томми?
Здесь мы снова видим вопросительно-утвердительное предложение. Словом правда девочка просит поддержки у слона. А следующее предложение, напротив, является вопросительно-отрицательным. Средство выражение отрицания- частица разве же.
Посмотрим на еще одно известное произведение А.И.Куприна-рассказ «Белый пудель».
Первый пример:
Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:
— Что поделаешь?.. Древний орган… простудный… Заиграешь — дачники обижаются: «Фу, говорят, гадость какая!» А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» — вальс.
Изучение сложносочиненных предложений в науке и школе
... два вида сочинения: сочинение членов предложения (конструкции с однородными членами) и сочинение предложений (сложносочиненные предложения). Уже многие десятилетия стоит вопрос о связи между этими видами. Этот вопрос рассматривается под ... Взгляды А. М. Пешковского на дифференциацию сочинительных / подчинительных союзов, по-видимому, нельзя ни принять, ни опровергнуть, поскольку они не доведены до ...
Опять-таки трубы эти…
вопрос что поделаешь?
- Ты что, Сережа? — спросил шарманщик.
- Жара, дедушка Лодыжкин…
нет никакого терпения! Искупаться бы…
Шарманщик задаёт конкретный вопрос мальчику, называя его по имени. Это собственно вопросительное предложение. Здесь слова ты что? Употреблены в значении что случилось? Субъективно-модальная окраска-обеспокоенность за мальчика.
Мне один знакомый фельдшер говорил: соль эта самая на человека действует… значит, мол, расслабляет… Соль-то морская…
- Врал, может быть? — с сомнением заметил Сергей.
— Ну, вот, врал! Зачем ему врать? Человек солидный, непьющий… домишко у него в Севастополе. Да потом здесь и спуститься к морю негде. Подожди, дойдем ужотко до Мисхора, там и пополощем телеса свои грешные. Перед обедом оно лестно, искупаться-то… а потом, значит, поспать трошки… и отличное дело…
Зачем ему врать?
Еще один пример:
— Эт-то что за безобразие! — захрипел он сдавленным, испуганным и в то же время начальственно-сердитым шепотом. — Кто позволил? Кто пропустил?Марш! Вон!..
Марш! Вон!
— Вы вот что… — начал запыхавшийся дворник еще издали. — Продавайте, что ли, пса-то? Ну, никакого сладу с панычом.
- Продавайте, что ли, пса-то?
В этом случае мы видим пример вопросительно-побудительного предложения. Дворник одновременно задаёт вопрос и настаивает на продаже собаки, эта фраза-своеобразная просьба пойти навстречу барыне.
Следующий пример из того же произведения:
Дневной жар и длинный путь изморили артистов, которые встали сегодня чуть свет. У дедушки слипались глаза. Сергей зевал и потягивался.
- Что, братику, разве нам лечь поспать на минуточку? — спросил дедушка.
В дедушкиных словах мы видим вопрос-утверждение. Этой фразой дедушка предлагает мальчику отдохнуть, одновременно проявляет заботу и советуется с ним.
Смотрим далее:
— К мировому… да… конечно… Это верно, к мировому… — с бессмысленной, горькой улыбкой повторял Лодыжкин. Но глаза его неловко и конфузливо забегали. — К мировому… да… Только вот что, Сереженька… не выходит это дело… чтобы к мировому…
- Как это не выходит? Закон один для всех. Чего им в зубы смотреть? — нетерпеливо перебил мальчик.
Находим вопросительные предложения:
- Как это не выходит? Чего им в зубы смотреть?
Это вопросительно-отрицательные предложения. В них мальчик выражает своё несогласие со словами деда и возмущение по поводу того, что дед боится отстаивать свою правоту.
— Сереженька, родной мой! — протянул к нему старик дрожащие руки. — Да будь только у меня пачпорт настоящий, разве я бы поглядел, что они генералы?
Сочинение дедушка тит
... так как она может вырасти и на следующий год, мы уже поймаем большую. Глядя на Моего дедушку, я вижу в нем молодого человека, но визуально ... Самое любимой мое занятие это поход с дедом на рыбалку. Как мне рассказывал дедушка, он еще с малых лет любил рыбачить и ... главное то, что я вижу в своем дедушки друга и человека, которому я могу обратиться за помощью по любым вопросам. Надеюсь, что и мне ...
Здесь мы снова видим вопросительно-отрицательную конструкцию. Автор слов выражает несогласие с произволом властей, но ничего не может с этим поделать. Несогласие переплетается с досадой на отсутствие возможности исправить ситуацию.
— Сереженька, может, убежит от них еще Артошка-то? — вдруг опять всхлипнул дедушка. — А? Как ты думаешь, милый?
Но мальчик не ответил старику. Он шел впереди большими, твердыми шагами. Его глаза упорно смотрели вниз на дорогу, а тонкие брови сердито сдвинулись к переносью.
В этой ситуации мы наблюдаем собственно вопросительный тип предложения. Дедушка обращается к Серёже и ждёт от него ответа. Субъективно-модальная окраска-надежда дедушки на возвращение собаки.
Рассмотрим еще один рассказ- «Куст сирени».
Первая сцена, в которой автор дает нам диалог:
Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого труднобольного человека…
- Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?
Он передернул плечами и не отвечал.
- Коля, забраковали твой план?
Здесь мы видим прямое обращение женщины к мужу с целью выяснить, как обстоят дела у него на работе. Это собственно вопросительные предложения, которые передают заботу женщины о супруге и тревогу о нём.
— Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!
В ответе муж тоже использует вопросительное предложения, которым подтверждает, что дела его идут плохо. Его слова несут негативную эмоциональную нагрузку, потому что он разочарован и подавлен.
- Какое же пятно, Коля? — спросила она еще раз.
- Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской.
Женщина вновь обращается к мужу. И мы вновь видим использование собственно вопросительного предложения. Повторение вопроса подчёркивает то, что ей не безразлична судьба мужа, и она всячески хочет узнать, в чём дело и помочь супругу справиться с проблемами.
Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить… Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Приношу нынче профессору. «Так, так, н-да. А откуда у вас здесь, поручик, кусты взялись?» Мне бы нужно было так и рассказать, как все было. Ну, может быть, засмеялся бы только…
В этом случае мы можем вновь наблюдать наличие вопросительного предложения. Но здесь оно выполняет роль повествования, т.к. вопрос звучит в процессе рассказа сути проблемы жене.
- Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?
- Ах, господи, почему? Какие ты, ей-богу, детские вопросы задаешь.
В этой ситуации мы видим явление, которое часто встречается в повседневной жизни: ответ вопросом на вопрос. Первый собеседник, в нашем случае, жена, спрашивает мужа о причинах проблемы, на что тот отвечает тоже вопросом. Это происходит потому, что он раздражен и ему трудно говорить о своих неудачах.
Уж глядел он на них, глядел, даже листочек сорвал и пожевал.
«Что это за дерево?» — спрашивает. Я говорю: «Не знаю, ваше-ство». — «Березка, должно быть?» — говорит. Я отвечаю: «Должно быть, березка, ваше-ство».
Односоставные предложения в экспликации поэтической картины мира
... В анализируемых текстах неопределенно-личные предложения представлены у авторов недостаточно наглядно: 2 - в стихотворениях Тютчева, 1 – в стихотворениях Фета. Построены по структурной схеме Vf 3pl . Неопределенно-личное односоставное предложение ... тобою. В этом жизнелюбии автор черпает вдохновение и радость творчества. Он ... 8(31%) 17(65%) 1(4%) Как видим, преимущественными являются формы настоящего ...
Здесь представлен диалог профессора и Николая. Профессор задает вопросы, собеседник на них отвечает. В первом случае мы видим собственно вопросительное предложение, заданное с целью получить информацию о названии дерева. Во втором случае-вопросительно-утвердительное предложение, из которого мы понимаем, что профессор почти уверен в правоте своего предположения.
предложение вопросительный художественность куприн
Заключение
Выполнение поставленных исследовательских задач позволяет сделать следующие выводы:
В трёх рассмотренных рассказах А.И.Куприна найдены все типы вопросительных предложений. Наиболее часто автор прибегал к использованию собственно вопросительных предложений. Далее по популярности следуют вопросительно-утвердительные предложения, вопросительно-риторические, вопросительно-отрицательные и вопросительно-побудительные.
При этом разнообразии вопросительных предложений нельзя не отметить, что с их помощью автор передаёт всю палитру человеческих чувств и эмоций. Если говорить о женских персонажах, то вопросами они показывают свое небезразличие к судьбе близких.
Представители мужского пола в произведениях Куприна при помощи разных типов вопросов выражают гнев, опасение, раздражение, надежду, несогласие.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-rol-voprositelnyih-predlojeniy-v-tekste/
А.И.Куприн. Избранные сочинения. -М., «Художественная литература», 1985.
А.И.Куприн. Повести и рассказы, Лениздат,1976
Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М., 1990
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник.-М.: Агар, 2000.
Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык.
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.
Термины и понятия лингвистики: Синтаксис: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011.
Щерба Л.В. О монологической и диалогической речи // Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.