Типы вопросительных предложений

К.Г. Паустовский: «Часть современных Куприну критиков, так называемых “литературных чистоплюев”, обвиняла писателя, особенно в связи с “Молохом”, в том, что он не окончил “литературную консерваторию” и допускает в своих вещах языковые и стилистические небрежности.

Обвинение это объясняется тем, что Куприн стремился сказать всё, что он хотел, “по свежему следу”, не откладывая работу и не вынашивая её годами. Ему было важно заразить людей своим состоянием, своими мыслями, гневом или радостью, своей заветной мечтой, и для этого он не искал особых слов и особых эпитетов.

Куприн любил и превосходно знал русский язык, но никогда не делал из него раз навсегда установленного литературного канона.

Временами его язык приближается к разговорному, к языку устного рассказчика, и в этом отношении он несколько родствен языку Толстого. Вместе с тем Куприн всегда восхищался языком Чехова — “благоуханным, тонким и солнечным”. Эта солнечность языка, его свет, его сила, его свежие краски были присущи и купринскому языку.»

Язык в произведения Куприна, действительно, живой и понятный детям и взрослым. Именно благодаря этому языку Куприн любим и взрослыми, и детьми.

Александр Иванович Куприн в своих рассказах часто использует диалоги. И в каждом из них присутствуют вопросы и ответы. Так и мы в повседневной жизни, общаясь с окружающими, задаём вопросы и получаем ответы. Возможно ли представить свою жизнь без общения, без возможности получения новой информации? Разумеется, нет.

Но в современном обществе имеет место проблема примитивизма речи, особенно в молодежной среде. Так ли это?

В данной курсовой работе я хотела бы обратить внимание на типы вопросительных предложений, которые использует в своем творчестве классик русской литературы.

Это нужно сделать для того, чтобы убедиться в богатстве русского языка или опровергнуть его существование и понять, существуют ли отличия между типами вопросительных предложений в их структуре, значении, или же все они похожи как две капли воды. Рассказы Куприна-очень подходящий материал для проведения такого исследования.

Предложемние (в языке) — это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. [1] С точки зрения пунктуации, предложение как законченная единица речи оформляется в конце точкой, восклицательным или вопросительным знаками — или многоточием.

2 стр., 551 слов

Проектная работа по русскому языку : «Волшебные слова»

... его особенности им не удается понять и освоить. Этот язык красив, многогранен, и славится богатым словарным запасом. На нем были созданы величайшие произведения русской литературы. () Виды ... 2) Устную и письменную. 3) Пассивная (чтение, слушание) и активная (говорение, письмо). 4) Монологическую и диалогическую. ( ) В далекие времена, когда люди жили в пещерах, охотясь, ...

Признаки предложения.

1. Имеет грамматическую основу.

2. Является высказыванием о предмете речи.

3. Является единицей общения.

4. Имеет интонационную законченность.

Виды предложений

В зависимости от строения, цели высказывания, эмоциональной окраски, полноты грамматической основы и наличия второстепенных членов предложения бывают простые и сложны, повествовательные , вопросительные и побудительные , восклицательные и невосклицательные , двусоставные и односоставные , распространенные и нераспространенные :

По цели высказывания предложения делятся на:

  • повествовательные (цель-сообщить информацию);
  • вопросительные (цель-задать вопрос);
  • побудительные (цель-побудить, призвать к действию).

Какие же предложения называются вопросительными и какую функцию они выполняют в русском языке?

Кто здесь

С точки зрения характера ожидаемого ответа вопросительные предложения неоднородны: ответ может подтверждать или отрицать истинность чего-л. (- Завтра можете ко мне прийти ? ответ: — Да или — Нет ), либо сообщать новые сведения о чем-л. (Кто это ? — ожидается ответ, содержащий новое сообщение, новые сведения).

Вопросительные предложения часто имеют субъективно-модальную окраску. В них может выражаться предположение ( Опять будем встречать когонибудь ?), неуверенность (Вы как будто змеям сочувствуете ? Пришв.) и другие значения. По отношению к субъективно-модальным значениям вопросительные предложения проявляют избирательность: одни такие значения возможны во всех типах вопросительных предложений, другие — только в некоторых из них.

Вопрос может совмещаться также с теми значениями, которые обычно выражаются невопросительными предложениями. Так, вопрос Ведь ты домой идешь ? содержит элемент утверждения; вопрос Молока не продашь ли , хозяюшка ? (Тендр.) содержит просьбу; вопрос Почему бы не вспоминать почаще об этом опыте ? (газ.) содержит совет.

Примечание. В некоторых случаях граница между вопросом и утверждением оказывается нечеткой, предложение выступает как полувопрос-полуутверждение: Так вы ведь любите писать в газетах ? (Солоух.); Ты как будтораньше не говорил про нее ?; Чтото знакомая фамилия ?

В выражении вопросительности главная роль принадлежит интонации, вопросительным частицам ли , нели , что , что же , как , что ли , разве , неужели , что если , а , да , правда , не правда ли , так , так ведь , не так ли , верно , вопросительным местоименным словам кто , что , какой , каков , чей , который , сколько , как , где , куда , откуда , докуда , когда , почему , отчего , зачем , насколько . С помощью этих средств любое невопросительное предложение может стать вопросом или переспросом.

15 стр., 7385 слов

Типы предложений по цели высказывания в печатной рекламе

... письменной речи – знаком препинания. 1.2 Типы предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске По функции, по целенаправленности заключенного в предложения высказывания они делятся на повествовательные, вопросительные, побудительные. Предложения служат для передачи соответственно трех основных форм ...

В словаре

1) собственно вопросительные предложения;

2) предложения, не заключающие вопроса, но имеющие вопросительную форму:

  • а) вопросительно-риторические;
  • б) вопросительно-побудительные;
  • в) вопросительно-отрицательные;
  • г) вопросительно-утвердительные.

Собственно вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ. (Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир?)

Своеобразной разновидностью вопросительных предложений, близких к собственно вопросительным, являются такие, которые, будучи обращенными к собеседнику, требуют лишь подтверждения того, что высказано в самом вопросе. Такие предложения называют вопросительно-утвердительными: Так вы едете?

Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в вопросительно-повествовательные, поскольку они имеют переходный характер — от вопроса к сообщению.

Итак, может быть, наш прекрасный поэт продолжит прерванное чтение?

В вопросительно-риторических предложениях содержится утверждение или отрицание. Эти предложения не требуют ответа, так как он заключен в самом вопросе. Вопросительно-риторические предложения особенно распространены в художественной литературе, где являются одним из стилистических средств эмоционально окрашенной речи. Например: Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала. Кто не заключал таких условий с своею совестью? Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать? ; Но кто проникнет в глубину морей и в сердце, где тоска, но нет страстей?

По существу, к вопросительно-риторическим относятся и встречные вопросы (ответ в форме вопроса): — Скажите, Степан, вы женились по любви? — спросила Маша. — Какая у нас в деревне любовь? — ответил Степан и усмехнулся

Форму вопросительного предложения могут иметь и вставные конструкции, которые также не требуют ответа и служат лишь для привлечения внимания собеседника, например: Обвинитель сломя голову летит в библиотеку и — можешь себе представить? — ни похожего номера, ни такого числа мая месяца в сенатских решениях не обнаруживает .

Как, ты ее разлюбил?, Ты, что, глухой, что ли?

Обратимся к произведениям А.И.Куприна и посмотрим, использует ли автор в своем творчестве вопросительные предложения, или же обходится одними повествовательными.

Рассмотрим отрывок из детского рассказа «Слон»:

  • Милая Надя, милая моя девочка, — говорит мама, — не хочется ли тебе чего-нибудь?
  • Нет, мама, ничего не хочется.

— Хочешь, я посажу к тебе на постельку всех твоих кукол. Мы поставим креслица, диван, столик и чайный прибор. Куклы будут пить чай и разговаривать о погоде и о здоровье своих детей.

24 стр., 11879 слов

Сложное предложение с сочинительными и подчинительными союзами ...

... сочинении и подчинении в сложном предложении, выявление классификации сочинительных и подчинительных союзов сложных предложений в английском языке, определение значения и функций наиболее употребительных из них. Дипломная работа не представляет собой подробного описания разновидностей сочинительных и подчинительных союзов и ...

  • Спасибо, мама… Мне не хочется… Мне скучно…

— Ну, хорошо, моя девочка, не надо кукол. А может быть, позвать к тебе Катю или Женечку? Ты ведь их так любишь.

  • Не надо, мама. Правда же, не надо. Я ничего, ничего не хочу. Мне так скучно!
  • Хочешь, я тебе принесу шоколаду?

Но девочка не отвечает и смотрит в потолок неподвижными, невеселыми глазами. У нее ничего не болит и даже нет жару. Но она худеет и слабеет с каждым днем. Что бы с ней ни делали, ей все равно, и ничего ей не нужно.

Так лежит она целые дни и целые ночи, тихая, печальная. Иногда она задремлет на полчаса, но и во сне ей видится что-то серое, длинное, скучное, как осенний дождик.

Очевидно, что здесь происходит диалог между обеспокоенной мамой и заболевшей маленькой девочкой. В данном случае мама задает вопросы, а дочка на них отвечает.

Эту ситуацию можно было бы описать примерно следующим образом:

Мама спрашивает дочку, нужно ли ей что-нибудь, но та от всего отказывается.

Но одно это предложение не может передать всех чувств мамы-беспокойства, тревоги за своего ребенка, желание поддержать дочку, угодить ей, порадовать. Вряд ли читателям было бы интересно читать произведения, в которых сухо излагаются факты.

В данном случае для создания художественности произведения огромную роль играют вопросительные предложения.

  • Милая Надя, милая моя девочка, не хочется ли тебе чего-нибудь?
  • А может быть, позвать к тебе Катю или Женечку?
  • Хочешь, я тебе принесу шоколаду?

В первом предложении мы видим уточнение желания девочки, средство выражения уточнения- частица не…ли, обрамляющая слово, требующее уточнения.

может быть.

В третьем случае-предложение принести шоколаду. Выражено обособлением глагола хочешь .

Все три предложения в данном случае принадлежат к собственно вопросительному типу. На этом примере видно, что структура предложений одного типа может быть различной.

Следующий пример из этого же рассказа:

Но однажды утром девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит долго и внимательно в глаза матери.

  • Тебе что-нибудь нужно? — спрашивает мама.

Но девочка вдруг вспоминает свой сон и говорит шепотом, точно по секрету:

  • Мама… а можно мне… слона? Только не того, который нарисован на картинке… Можно?

Рассмотрим вопросительные предложения из этого отрывка:

  • Тебе что-нибудь нужно?
  • Мама…

а можно мне… слона? Только не того, который нарисован на картинке… Можно?

В случае с вопросом мамы всё понятно-это опять собственно вопросительное предложение, требующее положительного или отрицательного ответа.

Что касается слов девочки, то в них прослеживается нерешительность, боязнь получить отказ. Об этом свидетельствует двукратное повторение слова можно?

Из выше написанного можно сделать вывод: предложения одного типа могут иметь различную субъективно-модальную окраску: забота мамы и нерешительность дочки.

5 стр., 2382 слов

По картине В.А. Серова «Девочка с персиками». методическая разработка ...

... русского художника В.А. Серова «Девочка с персиками». Это портрет Веры Мамонтовой.) - О ком и чем вы будете писать в основной части ... Образовательная система «Школа России», «Русский язык», авт. Горецкий В.Г., Канакина В.П. (раздел «Картинная ... предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть ? (На переднем плане картины я вижу девочку.) ...

Следующая ситуация из этого рассказа:

Жена смотрит на него тревожно.

  • Милый, здоров ли ты? Не болит ли у тебя голова? Может быть, ты плохо спал сегодня?

— Я совсем не спал, — отвечает он сердито. — Я вижу, ты хочешь спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще. До свиданья! Вечером все будет видно.

В словах жены мы слышим обеспокоенность здоровьем её супруга. Разное синтаксическое строение предложений одного типа позволяет автору избежать тавтологии и более глубоко передать чувства женщины.

  • Я вижу, ты хочешь спросить, не сошел ли я с ума? Покамест нет еще.

Это предложение является вопросительно-утвердительным. Муж переспрашивает, правильно ли он понимает вопросы жены о своём здоровье.

Он рассержен тем, что его считают сумасшедшим, и не дожидаясь ответа жены, сам отвечает на свой вопрос.

Перейдём к встрече девочки Нади и слона:

Слон осторожно берет и пожимает ее тоненькие пальчики своим подвижным сильным пальцем и делает это гораздо нежнее, чем доктор Михаил Петрович. При этом слон качает головой, а его маленькие глаза совсем сузились, точно смеются.

  • Ведь он все понимает? — спрашивает девочка немца.
  • О, решительно все, барышня!
  • Но только он не говорит?

— Да, вот только не говорит. У меня, знаете, есть тоже одна дочка, такая же маленькая, как и вы. Ее зовут Лиза. Томми с ней большой, очень большой приятель.

  • А вы, Томми, уже пили чай? — спрашивает девочка слона.

Слон опять вытягивает хобот и дует в самое лицо девочки теплым сильным дыханием, отчего легкие волосы на голове девочки разлетаются во все стороны.

Ведь он все понимает?

  • Но только он не говорит

Как и в предыдущем случае, здесь мы видим вопрос-утверждение. Девочка догадывается, что слон не говорит, но спрашивает, чтобы убедиться в своей догадке.

А вы, Томми, уже пили чай?

В данном случае мы вновь видим собственно вопросительное предложение. В нём присутствует обращение к слону, от которого девочка ждёт ответа.

  • А это вот, посмотрите, это слон!

Правда, совсем не похоже? Разве же слоны бывают такие маленькие, Томми?

Здесь мы снова видим вопросительно-утвердительное предложение. Словом правда девочка просит поддержки у слона. А следующее предложение, напротив, является вопросительно-отрицательным. Средство выражение отрицания- частица разве же.

Посмотрим на еще одно известное произведение А.И.Куприна-рассказ «Белый пудель».

Первый пример:

Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:

— Что поделаешь?.. Древний орган… простудный… Заиграешь — дачники обижаются: «Фу, говорят, гадость какая!» А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» — вальс.

16 стр., 7882 слов

Изучение сложносочиненных предложений в науке и школе

... два вида сочинения: сочинение членов предложения (конструкции с однородными членами) и сочинение предложений (сложносочиненные предложения). Уже многие десятилетия стоит вопрос о связи между этими видами. Этот вопрос рассматривается под ... Взгляды А. М. Пешковского на дифференциацию сочинительных / подчинительных союзов, по-видимому, нельзя ни принять, ни опровергнуть, поскольку они не доведены до ...

Опять-таки трубы эти…

вопрос что поделаешь?

  • Ты что, Сережа? — спросил шарманщик.
  • Жара, дедушка Лодыжкин…

нет никакого терпения! Искупаться бы…

Шарманщик задаёт конкретный вопрос мальчику, называя его по имени. Это собственно вопросительное предложение. Здесь слова ты что? Употреблены в значении что случилось? Субъективно-модальная окраска-обеспокоенность за мальчика.

Мне один знакомый фельдшер говорил: соль эта самая на человека действует… значит, мол, расслабляет… Соль-то морская…

  • Врал, может быть? — с сомнением заметил Сергей.

— Ну, вот, врал! Зачем ему врать? Человек солидный, непьющий… домишко у него в Севастополе. Да потом здесь и спуститься к морю негде. Подожди, дойдем ужотко до Мисхора, там и пополощем телеса свои грешные. Перед обедом оно лестно, искупаться-то… а потом, значит, поспать трошки… и отличное дело…

Зачем ему врать?

Еще один пример:

— Эт-то что за безобразие! — захрипел он сдавленным, испуганным и в то же время начальственно-сердитым шепотом. — Кто позволил? Кто пропустил?Марш! Вон!..

Марш! Вон!

— Вы вот что… — начал запыхавшийся дворник еще издали. — Продавайте, что ли, пса-то? Ну, никакого сладу с панычом.

  • Продавайте, что ли, пса-то?

В этом случае мы видим пример вопросительно-побудительного предложения. Дворник одновременно задаёт вопрос и настаивает на продаже собаки, эта фраза-своеобразная просьба пойти навстречу барыне.

Следующий пример из того же произведения:

Дневной жар и длинный путь изморили артистов, которые встали сегодня чуть свет. У дедушки слипались глаза. Сергей зевал и потягивался.

  • Что, братику, разве нам лечь поспать на минуточку? — спросил дедушка.

В дедушкиных словах мы видим вопрос-утверждение. Этой фразой дедушка предлагает мальчику отдохнуть, одновременно проявляет заботу и советуется с ним.

Смотрим далее:

— К мировому… да… конечно… Это верно, к мировому… — с бессмысленной, горькой улыбкой повторял Лодыжкин. Но глаза его неловко и конфузливо забегали. — К мировому… да… Только вот что, Сереженька… не выходит это дело… чтобы к мировому…

  • Как это не выходит? Закон один для всех. Чего им в зубы смотреть? — нетерпеливо перебил мальчик.

Находим вопросительные предложения:

  • Как это не выходит? Чего им в зубы смотреть?

Это вопросительно-отрицательные предложения. В них мальчик выражает своё несогласие со словами деда и возмущение по поводу того, что дед боится отстаивать свою правоту.

— Сереженька, родной мой! — протянул к нему старик дрожащие руки. — Да будь только у меня пачпорт настоящий, разве я бы поглядел, что они генералы?

1 стр., 475 слов

Сочинение дедушка тит

... так как она может вырасти и на следующий год, мы уже поймаем большую. Глядя на Моего дедушку, я вижу в нем молодого человека, но визуально ... Самое любимой мое занятие это поход с дедом на рыбалку. Как мне рассказывал дедушка, он еще с малых лет любил рыбачить и ... главное то, что я вижу в своем дедушки друга и человека, которому я могу обратиться за помощью по любым вопросам. Надеюсь, что и мне ...

Здесь мы снова видим вопросительно-отрицательную конструкцию. Автор слов выражает несогласие с произволом властей, но ничего не может с этим поделать. Несогласие переплетается с досадой на отсутствие возможности исправить ситуацию.

— Сереженька, может, убежит от них еще Артошка-то? — вдруг опять всхлипнул дедушка. — А? Как ты думаешь, милый?

Но мальчик не ответил старику. Он шел впереди большими, твердыми шагами. Его глаза упорно смотрели вниз на дорогу, а тонкие брови сердито сдвинулись к переносью.

В этой ситуации мы наблюдаем собственно вопросительный тип предложения. Дедушка обращается к Серёже и ждёт от него ответа. Субъективно-модальная окраска-надежда дедушки на возвращение собаки.

Рассмотрим еще один рассказ- «Куст сирени».

Первая сцена, в которой автор дает нам диалог:

Наконец она заговорила первая, с той осторожностью, с которой говорят только женщины у кровати близкого труднобольного человека…

  • Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?

Он передернул плечами и не отвечал.

  • Коля, забраковали твой план?

Здесь мы видим прямое обращение женщины к мужу с целью выяснить, как обстоят дела у него на работе. Это собственно вопросительные предложения, которые передают заботу женщины о супруге и тревогу о нём.

— Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Неужели сама не видишь? Все к черту пошло!

В ответе муж тоже использует вопросительное предложения, которым подтверждает, что дела его идут плохо. Его слова несут негативную эмоциональную нагрузку, потому что он разочарован и подавлен.

  • Какое же пятно, Коля? — спросила она еще раз.
  • Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской.

Женщина вновь обращается к мужу. И мы вновь видим использование собственно вопросительного предложения. Повторение вопроса подчёркивает то, что ей не безразлична судьба мужа, и она всячески хочет узнать, в чём дело и помочь супругу справиться с проблемами.

Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревьев на том месте изобразить… Очень удачно вышло, и разобрать нельзя, что пятно было. Приношу нынче профессору. «Так, так, н-да. А откуда у вас здесь, поручик, кусты взялись?» Мне бы нужно было так и рассказать, как все было. Ну, может быть, засмеялся бы только…

В этом случае мы можем вновь наблюдать наличие вопросительного предложения. Но здесь оно выполняет роль повествования, т.к. вопрос звучит в процессе рассказа сути проблемы жене.

  • Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?
  • Ах, господи, почему? Какие ты, ей-богу, детские вопросы задаешь.

В этой ситуации мы видим явление, которое часто встречается в повседневной жизни: ответ вопросом на вопрос. Первый собеседник, в нашем случае, жена, спрашивает мужа о причинах проблемы, на что тот отвечает тоже вопросом. Это происходит потому, что он раздражен и ему трудно говорить о своих неудачах.

Уж глядел он на них, глядел, даже листочек сорвал и пожевал.

«Что это за дерево?» — спрашивает. Я говорю: «Не знаю, ваше-ство». — «Березка, должно быть?» — говорит. Я отвечаю: «Должно быть, березка, ваше-ство».

7 стр., 3028 слов

Односоставные предложения в экспликации поэтической картины мира

... В анализируемых текстах неопределенно-личные предложения представлены у авторов недостаточно наглядно: 2 - в стихотворениях Тютчева, 1 – в стихотворениях Фета. Построены по структурной схеме Vf 3pl . Неопределенно-личное односоставное предложение ... тобою. В этом жизнелюбии автор черпает вдохновение и радость творчества. Он ... 8(31%) 17(65%) 1(4%) Как видим, преимущественными являются формы настоящего ...

Здесь представлен диалог профессора и Николая. Профессор задает вопросы, собеседник на них отвечает. В первом случае мы видим собственно вопросительное предложение, заданное с целью получить информацию о названии дерева. Во втором случае-вопросительно-утвердительное предложение, из которого мы понимаем, что профессор почти уверен в правоте своего предположения.

предложение вопросительный художественность куприн

Заключение

Выполнение поставленных исследовательских задач позволяет сделать следующие выводы:

В трёх рассмотренных рассказах А.И.Куприна найдены все типы вопросительных предложений. Наиболее часто автор прибегал к использованию собственно вопросительных предложений. Далее по популярности следуют вопросительно-утвердительные предложения, вопросительно-риторические, вопросительно-отрицательные и вопросительно-побудительные.

При этом разнообразии вопросительных предложений нельзя не отметить, что с их помощью автор передаёт всю палитру человеческих чувств и эмоций. Если говорить о женских персонажах, то вопросами они показывают свое небезразличие к судьбе близких.

Представители мужского пола в произведениях Куприна при помощи разных типов вопросов выражают гнев, опасение, раздражение, надежду, несогласие.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/na-temu-rol-voprositelnyih-predlojeniy-v-tekste/

А.И.Куприн. Избранные сочинения. -М., «Художественная литература», 1985.

А.И.Куприн. Повести и рассказы, Лениздат,1976

Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М., 1990

Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник.-М.: Агар, 2000.

Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2010.

Термины и понятия лингвистики: Синтаксис: Словарь-справочник. — Назрань: ООО «Пилигрим». Т.В. Жеребило. 2011.

Щерба Л.В. О монологической и диалогической речи // Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1957.