Важнейшей целью модернизации образования является ориентация не только на усвоение учащимися суммы знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. В связи с более глубоким изучением механизмов речемыслительной деятельности в методике преподавания русского языка появилось понятие коммуникативной компетенции, включающей речевую и языковую компетенцию.
В системе работы, призванной развивать и совершенствовать коммуникативные речевые умения учащихся, большую роль играют изложения — традиционный, проверенный в практике обучения вид письменной работы по развитию связной речи. Изложение в большей степени, чем сочинение, способствует обогащению речи учащихся, потому что выявляет не только творческий потенциал школьников, но и умение слушать, запоминать, интерпретировать исходный текст. Под влиянием языковых особенностей исходного текста учащиеся начинают использовать в своей речи большее разнообразие по структуре и стилистике грамматические конструкции.
Одним из реальных средств усиления речевой направленности уроков русского языка является более широкое и систематическое использование творческих работ малой формы, в частности изложений.
Различные вопросы методики изложений освещены в многочисленных исследованиях, пособиях, адресованных учителю, в его распоряжении немало и сборников изложений. Это работы М.Т. Баранова, П.Ф. Ивченкова, H.A. Пленкина, Т.А. Ладыженской, В.И. Капинос, Д. И. Морозовой , М.Р. Львова, H.A. Ипполитовой, Е.И. Никитиной, А.Д. Дейкиной, Ф. А. Новожиловой, Т.М. Пахновой и др.
Вместе с тем методический потенциал этого эффективного вида творческой деятельности учащихся, с помощью которой развиваются умения работать с готовым текстом, а также формируются умения создавать свое собственное высказывание, не до конца реализуется в практике школьного обучения.
Выбор темы нашего исследования, его актуальность связаны также с тем, что разные формы государственной итоговой аттестации включают в себя опору на те умения и навыки, которые особенно успешно формируются в процессе подготовки к изложениям.
Объект исследования: изложение-миниатюра как средство развития речевой и языковой компетентности учащихся.
Предмет исследования: подготовка к изложению, в результате которой учащиеся овладевают умениями восприятия и анализа художественного текста в 5 классе.
Цель исследования: определить содержательные методы и приемы работы на уроках развития речи по написанию изложения-миниатюры на основе художественного текста.
Напишите -рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося ...
... Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного ... школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его и ... он проснётся? (15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, ...
Задачи исследования:
1. Проанализировать методическую литературу по написанию изложений.
2. Изучить опыт педагогов — практиков по проведению уроков русского языка, по написанию изложений.
3. Определить формы, методы, содержание уроков русского языка по написанию изложения-миниатюры на основе художественного текста.
Методы исследования: изучение и анализ лингвистической, методической и педагогической литературы, современных учебников русского языка, методических пособий.
1. Изложение — миниатюра в системе работы по развитию письменной речи учащихся
1.1 Изложение-миниатюра как жанр, его значение
В современном преподавании русского языка наблюдаются две очевидные тенденции: во-первых, стремление повысить компетенцию учащихся в вопросах языка и речи, во-вторых стремление опереться на текст в организации учебного процесса. Изложение — один из основных видов работ по развитию письменной речи и формированию языковой и речевой компетенций. Языковая компетенция, т.е. осведомленность учащихся об отдельных языковых явлениях и о всей системе языка в целом, возрастает при лингвистическом анализе текстов, отобранных для обучения, и текстов, репродуцируемых школьниками.
Речевая компетенция, то есть знание принципов отбора языковых средств для порождения высказывания, повышается в связи с необходимостью создавать связные тексты. Изложение — вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, то есть создание текста на основе данного, исходного (15, с.284).
Под изложениями-миниатюрами понимается такой вид работы, в основе которого лежит воспроизведение исходного текста малого размера, малой формы. В методической литературе и в практике работы школы оба эти термина: изложение малой формы (малого объема) и изложение-миниатюра используются как синонимы. Письменные работы учащихся малой формы оперативны, экономичны, могут использоваться чаще, чем работы большого объема, и поэтому их обучающий эффект следует учитывать в широкой практике. Задачи, связанные с включением малых текстов в учебный процесс по русскому языку — это прежде всего задачи обучения, в то время как с текстами большого объема связаны в основном задачи контроля. (5, с. 4)
В.И. Тихомиров рассматривал изложение как средство, позволяющее сделать «формы литературного языка достоянием школьников», как упражнение, способное развить и воспитать в ученике «умения и навыки излагать толково свои собственные мысли».
В самом деле, изложение дает «много работы для памяти» (Л.Д. Алферов), «вырабатывает стилистическую грамотность» (В.В. Голубков), «является последним, высшим средством для усвоения школьниками ловкости владения языком» (И.И. Срезневский) и в целом формируют язык учащихся на впечатлениях образной речи литературного произведения (К.Б. Бархин, Е.С. Истрина).
Основоположник методики преподавания русского языка Ф.И. Буслаев в своем труде «О преподавании отечественного языка» 1844 года четко сформулировал мысль о необходимости развивать «дар слова» у учащихся. В конце XIX -начале XX в. особое внимание уделяется осмысленному чтению и творческим видам работ, в том числе изложению (письменному пересказу, переложению), которое является начальной ступенью в развитии речи детей, обогащении их словаря, умении связно излагать мысли. В 20-е годы XX столетия изложения стали приравнивать к механическому списыванию и неосознанному заучиванию. Внимание методистов было направлено на сочинения как творческую работу, получающую «характер живой мысли ученика».
По тексту паустовского язык и природа
... Сочинение по тексту паустовского язык и природа ... сочинения-рассуждения по исходному тексту К.Г. Паустовского Цель: подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. Задачи : совершенствование умения правильно воспринимать и анализировать исходный текст ... сочинения) Самостоятельная работа. Охарактеризуйте стилевую принадлежность текста по плану: 3.основные языковые средства (Текст ...
Только в 30-е годы прошлого века стало очевидным, что нельзя успешно развивать связную речь учащихся, не закрепляя её в устном и письменном пересказе «образцовых» текстов. Благодаря работам МА. Рыбниковой появилась реальная оценка изложений, так как ученик «вырабатывает определенное отношение к самому процессу письма, когда процесс письма перестанет быть только формальным заданием, когда ему захочется писать, так сказать, для души, для себя, чтобы передать свои мысли и переживания…»
В 60-70-е годы появился целый ряд интересных исследований, посвященных методике проведения изложений. (26, с.39).
С середины XX века приоритетным направлением в методике становится вни мание к работе с текстом (М.Т. Баранов, H.H. Алгазина, П.Ф. Ивченков, Л.П. Федоренко, H.A. Пленкин, Т.А. Ладыженская, В.И. Капинос, И. Д. Морозова, М.Р. Львов, H.A. Ипполитова, Е.И. Никитина, А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова).
Изложение — это письменный пересказ прочитанного или прослушанного и проанализированного текста. В изложении пишущий воспроизводит готовый текст произведения или отрывок из него. Идея (главная мысль) изложения всегда повторяет идею пересказываемого текста. Композиция изложения всегда воспроизводит композицию пересказываемого произведения. Содержание изложения представляет собой воспроизведение пересказываемого текста. Язык и стиль изложения обусловливается языком и стилем автора художественного текста; задача пишущего ученика — сохранить авторский стиль с присущей ему экспрессивностью. В процесс подготовки к изложениям рекомендуется включать предварительный разбор текста с целью освоения учащимися его языковых, структурных особенностей и развития у школьников «чувства языка».
С позиций речевой деятельности изложение как создание вторичного текста предполагает восприятие, осмысление, понимание и воспроизведение учащимися исходного, первичного текста. При этом осмысление есть процесс анализа, а понимание — его результат, синтез, обобщение воспринятой информации, содержание которой должно быть воспроизведено либо полно, либо сжато, либо выборочно (в зависимости от установки, предъявленной в данном конкретном случае).
Школьная практика, — отмечает академик А.В. Текучев, — знает большое количество видов изложений, различающихся по содержанию, цели, объему, по отсутствию или наличию плана и условиям его составления, по степени осложненности изложения дополнительными заданиями и.т.п.
При этом основные характеристики изложения связаны с особенностями исходного текста (его сложностью, объемом), со способами его восприятия, задачами, которые ставятся перед воспроизведением текста и т.д.
Так, Т.А. Ладыженская подчеркивает необходимость учитывать при выделении видов изложений особенности воспроизводящей деятельности, которая лежит в основе передачи содержания исходного текста. «Характер воспроизводящей деятельности,- пишет автор, -в свою очередь, зависит от объема исходного текста, от способа его восприятия, от того, насколько он знаком, от задачи, которая ставится перед воспроизведением, и т.д.» Т.А. Ладыженская предлагает классифицировать изложение 1) по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые; 2) по отношению к содержанию исходного текста полные, выборочные, с дополнительным заданием, 3) по осложненности языковым заданием: с лексическим, грамматическим, стилистическим и т.д. заданиями; 4) по восприятию исходного текста: изложение прочитанного (воспринятого зрительно), услышанного (воспринятого на слух), воспринято на слух и зрительно; 5) по степени знакомства с исходным текстом: изложение незнакомого текста и знакомого, известного учащимся.
Тексты контрольных работ по русскому языку. 9 класс
... Мальчик бросился к матери и прижался к её руке. Глаза у него сияли так, будто он совершил геройский поступок. Очевидно это было действительно так. Он совершил маленький великодушный поступок и, должно быть, пережил то состояние, когда ... другой гласной. Контрольная работа №6 «Синтаксические конструкции с чужой речью»., Сжатое изложение. В воскресенье, рано утром, к Ивану Дегтярёву явился тесть, Наум ...
Т.А.Ладыженской сделана попытка дать наиболее исчерпывающую классификацию изложений, показать многомерность характеристики и квалификации пересказов, что важно в теоретическом плане.
В методических пособиях и практике работы выделяются и другие основания классификации изложений, например: по форме воспроизведения исходного текста (письменные и устные изложения); по характеру содержания текста (о школе, о природе, о спорте и т.д.); по объему текста (изложения значительного по объему текста, рассчитанного на целый урок, и изложения-миниатюры) ; изложения с использованием наглядных пособий и без них (например, с использованием иллюстраций) и т. д. (16, с. 12).
Представляется, что, как и изложение полного объема, изложения-миниатюры могут быть по отношению к объему исходного текста подробными и сжатыми. А по отношению к содержанию исходного текста — полными, выборочными, с дополнительным заданием. Например, дать аргументированный ответ на дискуссионный вопрос, поставленный в тексте, интерпретировать содержание или языковое оформление исходного текста (изложение с элементами интерпретации).
Дописать конец изложения, ввести описание (элементы описания) предмета, места, действующего лица и др.
По усложнённости языковым заданием выделяются изложения-миниатюры с лексическими, грамматическими, стилистическими заданиями, с использованием выразительно-изобразительных средств языка и другими заданиями Рациональность использования мини-изложений (наряду с сочинениями-миниатюрами, свободными диктантами) на уроках русского языка оправдана тем, что такие виды работ позволяют включать текст как речевое произведение в уроки, на которых изучаются строевые единицы языка, и таким образом показывать функционирование единиц разных уровней в тексте и тренировать учащихся в их употреблении. Известно, что для формирования любых умений, в том числе и коммуникативно-речевых, важна достаточная частотность, повторяемость заданий, с помощью которых эти умения отрабатываются. Обращение к изложениям-миниатюрам позволяет разумно увеличить количество обучающих работ для формирования собственно коммуникативно-речевых умений: анализировать текст с точки зрения его содержания, структурно-композиционных особенностей, его типологической, стилистической принадлежности, а также воспроизводить текст с учетом характерных для него признаков. В итоге — учить созданию своего, оригинального высказывания с использованием выразительно-изобразительных средств языка (5, с 12).
Классификация текстов по функциональным стилям речи
... стили текстов [2]. В веб-приложениях определение стиля упрощает работу врапперам (wrapper), которые пытаются извлечь определенную информацию из полуструктурированных данных [2]. Далее подробно описываются стили русского языка. Функциональные стили речи в русском языке ...
Итак, современная методика обучения русскому языку, соответствующая стандартам второго поколения, признает изложение как творческий вид учебной деятельности на уроках русского языка. Учитывая тот потенциал для развития личности, который несет в себе изложение, оно сегодня используется и как специальная творческая работа, необходимая для формирования языковой и речевой компетенции, и как средство формирования и проверки грамотности в широком смысле этого слова.
1.2 Изложение-миниатюра на уроках русского языка в 5 классе
Обычно изложения проводятся на уроках развития связной речи; значительно реже, как показывают наблюдения, изложение имеет место на уроках изучения строя языка. В известной мере это можно объяснить тем, что на проведение изложения в его стандартном для каждого класса объеме требуется от одного до двух учебных часов, во-вторых, на уроках грамматики на первый план выступают, казалось бы, иные задачи: усвоение грамматической теории и формирование общеязыковых и правописных умений.
Однако если посмотреть на уроки родного языка с учетом тех целей и задач, которые сегодня ставятся перед учебным предметом «русский язык» (обучение всем видам речевой деятельности: чтению, письму, говорению, аудированию), то становится ясно, что необходимо находить возможности, резервы для комплексного решения задач по формированию лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции учащихся.
Одним из реальных средств усиления речевой направленности уроков русского языка является более широкое и систематическое использование творческих работ малой формы, в частности изложений-миниатюр.
Обычно на изложение малого объема отводится от 8 до 20 минут урока.
Изложение — одно из основных средств обучения связной речи, средств формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения.
Следовательно, формирование коммуникативных умений и составляет предмет, содержание работы над разными видами изложений.
В 5 классе при работе с изложениями формируются следующие умения:
1) умение осмысливать коммуникативную (речевую) задачу автора текста (общение, сообщение, воздействие)
2) умение определять и раскрывать тему и основную мысль текста (типы текстов: повествование-рассказ о каком-то случае, описание предмета, места, элементарное дедуктивное рассуждение);
3) умение составлять простой план повествовательного текста;
4) умение пересказывать содержание повествовательного текста подробно и сжато
5) умение подробно пересказывать повествовательный текст с элементами описания (предмета, животного)
6) умение избегать повторения одних и тех же слов, использовать лексические синонимы исходного текста. (16, с.20)
Особенность изложений в 5 классе состоит в том, что учитель опирается на те интеллектуальные умения, действия, которые отработаны в начальной школе, и формирует новые с учетом перспективы развития связной речи в последующих классах. Это находит отражение в учебно-методических комплексах по русскому языку для 5 класса. В то же время учебники разных авторских коллективов имеют свои особенности в расположении и подаче материала. В школьных учебниках Т А. Ладыженской и др. (научный редактор Н. М. Шанский) работа по развитию речи сопутствует практически каждой грамматической теме. Часто эта работа включает задания связанные с текстами-миниатюрами, в частности с изложениями. Очень удобно, что тексты для изложений помещены в учебнике и доступны для зрительного восприятия учащимися.
Использование традиционных и нетрадиционных методов пересказа ...
... изложения, речевые обороты авторского текста, осмысленно и связно передавать текст. Очевидно, что качество детских пересказов зависит от эффективности других видов работы по развитию речи. Пересказ - вид работы ребенка, средство развития речи ... системе работы по формированию связанной речи дошкольников. Когда ребенок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, ...
В учебном комплексе под редакцией В. В. Бабайцевой работа по развитию речи вынесена в пособие «Русская речь» для V-VII классов (автор Е. И. Никитина).
Задания и упражнения пособия охватывают все этапы речевой деятельности: восприятие, порождение и воспроизведение речи. Одним из важных компонентов подготовки к письменному изложению здесь является языковой анализ текста.
В учебниках под редакцией М. М. Разумовской и П. А. Леканта (авторы Богданова Г. А., Капинос В. И., Львова С. И. и др.) основное внимание уделено речевому развитию, развитию связной речи школьников. Учебник имеет два раздела «Язык. Правописание. Культура речи» и «Речь». В учебниках представлен большой теоретико-практический материал по строению текста. Здесь рассматриваются вопросы, связанные с темой и основной мыслью текста, анализируются смысловые отношения между предложениями, происходит знакомство с функциональными типами течи. Кроме знакомства с речеведческими понятиями в учебниках представлен материал для проведения письменных работ: изложений и сочинений с различными творческими заданиям (25, с. 67).
В методике и в практике обучения разработано и апробировано несколько основных направлений использования изложений-миниатюр на уроках русского языка.
1. Изложение-миниатюра для решения собственно коммуникативно-речевых задач.
Основное назначение изложений-миниатюр (как и изложений полного объема) — формирование коммуникативно-речевых умений. Например, мини-изложение используется для отработки умения определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок, который бы отражал не только тему, но и основную мысль, умения выделять микротемы текста и составлять план, находить ключевые слова, определять средства связи, редактировать текст и т.д. Обычно учитель использует изложение для решения нескольких задач коммуникативно-речевого плана, при этом одна-две из них выступают на первый план в соответствии с программой по развитию связной речи. В рамках данного, специального направления работы изложения-миниатюры могут выполнять следующие функции.
2. Изложение-миниатюра как этап подготовки к изложению полного объёма
В этом случае на этапе рассредоточенной подготовки к предстоящему изложению полного объема используется в качестве исходного текста для изложения малой формы фрагмент из текста будущего изложения. Это может быть та микротема (часть ее), понимание и воспроизведение которой вызовет у детей затруднения со стороны содержания, структуры, языкового оформления. Это может быть также та часть исходного текста, изобразительно-выразительные средства которой важны для передачи основной мысли текста, для реализации авторского замысла, для обогащения речи детей и поэтому важно обратить на них особое внимание, поработать над ними, пропустить через сознание учащихся до урока написания изложения.
Методика проведения изложений по разным учебникам русского языка
... особенности изложения как вида речевого упражнения; - раскрыть сущность понятия «изложение» и его назначение, дать характеристику видам изложения; определить основные направления работы, ... речь, но и устная. Любая лекция, разговорный монолог, реплика в ходе дискуссии также будут представлять собой текст. [33, с. 99] Цельность (целостность) текста заключается в его смысловом, тематическом единстве. ...
3. Изложение-миниатюра с элементами интерпретации текста.
В школьной практике используются изложения с различными дополнительными заданиями (лексическими, грамматическими, стилистическими и др.).
В числе заданий к изложению следует особо выделить такие задания, выполняя которые, школьники учатся интерпретации текста. Интерпретация текста предполагает создание учащимися своего творческого продукта, в идеале — текста определенного жанра, в котором ученик оформит свое понимание прочитанного или услышанного (5, с.14).
Изложение-миниатюра представляется именно тем упражнением, которое позволяет вводить задания интерпретационного характера, дозируя их объем и сложность в зависимости от класса, от уровня успешности овладения учебным знанием школьников. Задания на начальном этапе обучения интерпретации текста в основном будут направлены на осмысление и толкование сюжетной линии, содержания, фактуальной информации текста (фрагмента текста).
Следующий этап работы — проникновение в замысел автора, обучение постижению содержательно — подтекстовой информации, что предполагает включение в работу с текстом элементов лингвистического, литературоведческого анализа и анализа использования изобразительно-выразительных средств как составных компонентов филологического анализа художественного текста.
4. Изложение-миниатюра — этап подготовки к предстоящему сочинению.
На этапе знакомства учащихся с новым «жанром» школьного сочинения используется, как известно, текст-образец (на сходную тему, того же жанра, типа речи, той же стилистической окраски).
Роль образца может выполнять и изложение-миниатюра, работая над которым, школьники усваивают, о чем и как следует писать в предстоящем сочинении. Безусловно, тот или иной прием подготовки к сочинению (анализ текста-образца или изложение — миниатюру) учитель выберет, исходя из первоочередных задач обучения и фактора времени, а прежде всего, учтет уровень общей и речевой подготовки школьников. Так, например, известно, что изложению следует отдать предпочтение в классах с недостаточным уровнем языковой и коммуникативной компетенции, так как оно, изложение, оказывает большее положительное влияние на языковое оформление последующих сочинений, чем анализ текста-образца.
5. Изложение-миниатюра как начало будущего сочинения.
Мини-изложение может быть использовано в качестве импульса для создания учащимися их собственного текста и представлять собой начало будущего сочинения.
6. Изложение — миниатюра как упражнение по грамматической стилистике. Показать функционирование лексических, морфологических, синтаксических средств в тексте, научить учащихся ими пользоваться в своей речи можно лишь в том случае, если основной единицей при изучении программных разделов школьного курса русского языка будет текст. Между тем тексты учебника, предназначенные для списывания (равно как и подобранные самим учителем), могут быть использованы в качестве исходных текстов для свободных диктантов и изложений-миниатюр как упражнений по грамматической стилистике, то есть упражнений, показывающих функционирование языковых единиц в тексте.
7. Изложение-миниатюра как упражнение для формирования правописных умений и как средство контроля за их сформированностью.
Контрольная работа. Изложение с творческим заданием
... не переусердствовать. IV. Работа над текстом изложения 1. словарная работа Вектор – (спец.) – изображаемая отрезком математическая величина, характеризующаяся численным значением и направлением. 2. первое чтение текста изложения учителем НАШ ПУШКИН – Национальный МИФ Сейчас Пушкина читают мало ...
Исследования последних лет показали, что изложения могут использоваться в функции неспециального упражнения для обучения «школьников применению правописных правил в нестандартных условиях». При этом для обучения правописным умениям и для проверки уровня их сформированности целесообразнее использовать подробные изложения. В частности изложения-миниатюры, так как именно подробная передача исходного текста ориентирует школьников на использование лексических и синтаксических средств исходного текста. Подчеркнем, что использование изложений малого объема в качестве неспециального речевого упражнения не исключает, более того, предполагает одновременное выполнение и собственно коммуникативно-речевых заданий. Ученикам может быть предложено определить тему и основную мысль текста, определить тип речи, стиль текста и др. В зависимости от конкретных условий, обученности учащихся задания коммуникативно-речевого плана к изложениям-миниатюрам, используемым для тренировки или контроля за сформированностью орфографических и пунктуационных умений, могут быть изменены. Представляется необходимым подчеркнуть органичность, важность заданий собственно текстовых, ибо они ориентируют учащихся на восприятие, осмысление и понимание содержания текста, дают им возможность осознать единство двух сторон письменной речи: создание эффективного, оптимального текста и его правильного орфографического и пунктуационного оформления. Таким образом, изложение — одно из основных средств комплексного решения задач по формированию лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции учащихся. Авторы всех учебных комплексов по русскому языку предлагают использовать этот вид учебной работы для формирования и закрепления самых разнообразных коммуникативно-речевых умений. При этом в методике разработано несколько основных направлений использования изложений-миниатюр на уроках русского языка.
2. Создание учащимися изложения-миниатюры на основе анализа исходного художественного текста
2.1 Требования к текстам для изложения-миниатюры. Методы и приемы работы над текстом
Анализ специальных исследований, сборников текстов для изложений, опыта работы позволяет вычленить и описать те основные приемы работы, которые целесообразно использовать при проведении изложений. Следует отметить, что одни приемы работы известны давно (анализ содержания исходного текста, составление плана, устный пересказ), другие — разработаны не так давно (языковой разбор, анализ структуры исходного текста, сопоставление композиционной схемы текста и его плана, сопоставление разных видов изложения одного текста и т.д.) (16, с. 23).
При этом большинство исследователей считают, что основным приемом обучения изложению является анализ исходного текста. Поэтому очень важно соблюдать требования, предъявляемые к текстам для изложения.
Для изложений-миниатюр в зависимости от класса подбираются тексты объемом от 40 до 110слов; это могут быть тексты любого типа и стиля речи. Текст должен быть образцовым. Хорошо, если обучение школьников правилам, технологии построения текста происходит на примере классических произведений либо их фрагментов, обладающих автономностью и признаками целого текста. Классический текст всегда представляет собой единое целое, где каждый элемент находится на своем месте и несет определенную нагрузку (17, с.19).
Связь фольклора с текстом «Слова о полку Игоревым»
... своих работах Д.С. Лихачев также небезосновательно указывал на близость «Слова» к фольклору, в особенности к народным плачам и славам. Цель : выявить связь фольклора с текстом «Слова о полку Игоревым». Задачи: Проанализировать статью В.П. Адриановой-Перетц ««Слово о полку Игореве» ...
При этом, если текст помещен к примеру в учебнике, учитель имеет большую возможность вести углублённый анализ содержания отрывка. Внимание к тексту, которое возникает при комментировании, а также зрительное восприятие его содействует успешному решению орфографических и пунктуационных задач. Когда у учащихся есть текст перед глазами, они видят слово в контексте, в сочетании с другими словами, его написание часто подсказывается смыслом всей фразы, всем строем предложения; в беседе школьники проявляют большую активность. Для слабого ученика текст учебника — надёжная опора, когда такой ученик может дополнительно прочитать ту или иную часть изложения ещё раз. Поэтому при наличии текста в учебнике методика работы становится более гибкой, более эффективной.
При описании отдельных приемов работы остановимся на назначении приема, его специфике и особенностях применения.
1. Вступительное слово учителя или вступительная беседа.
Назначение этого приема работы — подготовить учащихся к восприятию текста. С целью привлечь внимание учащихся к восприятию исходного текста и к последующей работе над изложением ставится конкретная методическая задача: изложить текст небольшого объема (7, с.27).
Вопросы к классу или рассказ учителя (в зависимости от подготовленности класса) могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников. Мудро поступают те учителя, которые при обращении к личности и творчеству автора произведения, используют портрет писателя, и кратко комментируют специально оформленную выставку его книг. Психологами экспериментально доказано: если читающий видит портрет автора текста, то он лучше воспринимает и запоминает текст (17, с. 21).
Вступительная беседа как прием работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным.
2. Приемы работы, направленные на восприятие текста.
Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:
1) чтение текста учителем;
2) чтение текста про себя;
3) параллельное прослушивание текста и чтение про себя.
Какой из перечисленных приемов выбрать, будет зависеть от конкретных условий. Но во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержание (например: «сформулируйте тему», «основную мысль текста», «почему текст назван …?», «как еще можно озаглавить текст?»).
При этом различается глобальное чтение — это восприятие текста в целом и детальное чтение (чтение текста по частям), которое подразумевает интерес к структуре текста (23, с 36).
Для облегчения восприятия текста важно не оставлять без внимания слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для их объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический.
3. Беседа по содержанию текста (анализ текста).
Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции, языка решают приемы работы, направленные на анализ текста. Разбор текста дело очень важное и трудное. Долгое «разжевывание» также вредно, как и отсутствие разбора. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому (16, с. 26).
4. Анализ структуры текста. Типологический анализ.
Назначение этого приёма работы — показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Анализируя текст, важно обратить внимание учащихся на начало и концовку миниатюры как на признаки структурно-смысловой цельности и завершенности текста. А также обратить внимание на заголовок, который определяет тему и помогает определить её границы. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Определение типа речи дает возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурным целым. Очень важно уметь выделить из текста тот или иной тип изложения, так как каждому из них присущи свои особенности. Учащиеся при известной тренировке довольно успешно определяют ведущий тип текста, ориентируясь на следующие отличительные черты. Главным в повествовательном изложении являются сведения о сменяющих друг друга событиях. В описательных изложениях всегда предстает статичная картина, передающая подробное изображение предмета (явления, места, состояния, внешнего портрета человека и т. п.) и его признаков. Рассуждение представляет собой разъяснение какой-либо мысли с целью доказать ее или опровергнуть. Однако этого мало. Обучая школьников продуктивной речевой деятельности, важно помнить, что в реальных текстах типы речи вступают в разнообразные взаимодействия: иногда они присоединяются друг к другу, иногда проникают друг в друга. В художественных текстах, например, на первый план выходит обычно изобразительное повествование, посредством которого оформляется развитие сюжетной линии произведения. С ним, как правило, сочетается информативное повествование и рассуждение, с помощью которых вводятся так называемые фоновые сведения — та информация, которой должен располагать читающий, чтобы правильно понять сюжетный план. Помимо этого, в художественное повествование включаются описательные фрагменты, характеризующие действующих лиц, окружающие предметы, место действия и пр. Все эти вкрапления — целые типовые фрагменты или отдельные предложения — создают как бы второй план текста, придают ему глубину. Следовательно, возникает потребность в более дробной типологии речи, в выделении структурно-семантических разновидностей типа речи. Однако мы не должны стремиться к тому, чтобы при подготовке к изложению «разложить» весь текст без остатка на типы речи. Тем более что вычленены и описаны пока наиболее частотные, а вовсе не все. Достаточно, если ученики выделят в тексте изученные типы речи и определят их положение — рядом с другим или внутри другого. Главное состоит в том, чтобы научить их «видеть» структуру текста и понимать назначение в данном конкретном высказывании вычлененных типовых фрагментов. Только в этом случае он сможет правильно прогнозировать структуру собственного высказывания, в частности изложения.
5. Составление плана.
Составление плана — это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. При этом она логически связана со структурой текста, поскольку в процессе работы над планом школьники осознают самые главные блоки текста. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков. План обычно составляется после второго прослушивания текста. Важно, чтобы это было детальное чтение, чтение текста по частям в соответствии с конкретным заданием (установкой).
Частные задания, можно сформулировать так: «определите смысловые части и их темы», «озаглавьте каждую часть» и т. д. (23, с.37)
5. Языковой разбор текста.
В полном объеме языковой разбор текста многоаспектен и поэтому сложен. Это наблюдения над словом в контексте, над особенностями использования морфологических и синтаксических средств, над ролью изобразительно-выразительных средств, над стилистическими особенностями текста в целом (16, с.31).
Вдумываясь в смысл текста, учащиеся сами выходят на языковые средства, которыми этот смысл выражен. Пусть не все средства он сразу сумеет увидеть и прокомментировать, но логику анализа: от содержания к языковым средствам, которыми это содержание выражено, усвоит и по мере тренировки анализировать предложенный текст будет полнее и совершеннее. Отбор языковых средств во многом определяется задачами и условиями общения (ситуацией общения).
Поэтому учителю, формируя у школьников умения по созданию текста, нужно сегодня учитывать функционально-стилистическую специфику речевого высказывания. Для во время подготовки к изложению определяется стиль речи. Следует иметь ввиду, что в 5 классе основное внимание сосредоточено на художественном стиле речи. При этом школьники определяют его по 4 признакам:
1) он используется в художественных произведениях;
2) его задача — нарисовать живую картину, изобразить предмет или события, передать читателю чувства, эмоции автора;
3) высказывание обычно бывает конкретным, образным, наглядно представляемым, эмоциональным;
4) к характерным языковым средствам относятся: слова с конкретным значением, слова в переносном значении, эмоционально-оценочные слова, слова со значением признака предмета или действия; слова со значением сравнения сопоставления; глаголы совершенного времени с приставкой за- со значением начала действия, глаголы в форме настоящего времени вместо прошедшего(11, с. 49).
Нужно иметь в виду определенную закономерность в использовании глагольных форм. Так, передать смену действий, подчеркнуть их последовательность, достижение результата позволяют глаголы прошедшего времени совершенного вида, им следует отдать предпочтение. Однако глаголы несовершенного вида также нужны: они дают возможность подчеркнуть длительность отдельных действий; глаголы настоящего времени представляют события как бы происходящими на глазах читателя; формы будущего времени (как крикнет! как вскочит! как побежит!) передают стремительность, неожиданность того или иного действия.
Также особенностями художественного стиля являются вопросительные и восклицательные предложения, предложения с однородными членами.
Грамотный языковой анализ текстов разных стилей и типов речи развивает языковой вкус. Школьники учатся соотносить задачи, поставленные автором текста, с содержанием и средствами собственного изложения. Следует иметь ввиду, что в текстах изложений часто встречаются слова, написание которых по тем или иным причинам, в том числе и в связи с не изученностью определенных правил на данном этапе, затрудняет учащихся. Можно предложить различные варианты работы с данными написаниями: пропедевтическое знакомство с наиболее часто встречающимися орфограммами и пунктограммами, запись трудных слов на доске и в специальных словариках, замена трудных для написания слов синонимами и т. п. (7, с. 26).
Готовя класс к изложению, учитель может выбрать из вышеперечисленного перечня те приемы, которые помогут более успешно решить поставленные задачи. Однако все они должны быть направлены на анализ исходного текста с целью его осознанного восприятия и дальнейшего воспроизведения учащимися.
2.2 Конспект урока написания изложения-миниатюры в 5 классе по очерку В. М. Пескова
Урок в 5 классе
Тема: Обучающее изложение по тексту В. М. Пескова.
Цели:
1) Обучение школьников работе в жанре изложения-миниатюры;
2) Формирование навыков правильной работы с текстом (восприятия, понимания и толкования текста: замысла автора, композиции, языковых средств).
Оборудование: Учебник «Русский язык. 5 класс» Т. А. Ладыженской и др., Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, портрет В. М. Пескова.
Ход урока:
I. Организационный момент (1 мин).
Приветствие учителя. Постановка методической задачи урока.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы будем с вами писать изложение. Обычно мы пересказываем текст устно, выявляем основную идею, тему, проблему произведения. Но сегодня на уроке мы будем пересказывать текст письменно. Для этого мы возьмем небольшой отрывок из очерка Виктора Михайловича Пескова. Кто мне скажет, как называются тексты небольшого объема? Правильно, миниатюры. Значит, мы с вами сегодня будем писать изложение-миниатюру! Основная цель нашего урока: научиться письменно пересказывать небольшой текст, сохраняя концепцию автора.
Запишите в тетради число, месяц, «Изложение» (на доске).
Откройте упр. 393 на стр. 165. А я вам сейчас расскажу об авторе текста, с которым мы сегодня будем работать — Викторе Михайловиче Пескове
II. Слово учителя об авторе текста (1 мин).
Василий Михайлович Песков — советский писатель, журналист, путешественник и ведущий телевизионной программы «В мире животных» с 1975 по 1990 годы. Окончив среднюю школу, он работал пионервожатым, шофером, киномехаником. Увлекся фотографированием природы. Как видите, даже на портрете Василий Михайлович запечатлен с фотоаппаратом. Действительно ему было присуще удивительно чуткое видение природы. Впоследствии Песков стал сотрудником воронежской областной газеты «Молодой коммунар», в которой начал творческий путь журналиста. В 26 лет Песков стал писать очерки для «Комсомольской правды». Его очерки также отличались большой любовью к природе и окружающему миру.
Давайте познакомимся с отрывком одного из них.
III . Чтение текста учителем (1 мин)
Все открыли упр. 393? Я сейчас прочитаю вам текст. Внимательно слушайте. Ваша задача — определить, о чем этот текст, какова его основная мысль, поскольку нам предстоит его озаглавить. Подумайте, какое название подошло бы этому тексту, а можно придумать сразу несколько заголовков. Слушаем внимательно!
Ребята как вы поняли, о чем прочитанный текст? (ребята высказывают свои первые впечатления).
Работа над толкованием слов (3 мин.)
Какие слова вызвали у вас затруднение в понимании их смысла? (Ребята называют слова).
Давайте дадим им толкование, это поможет нам глубже понять текст и замысел автора. В этом нам поможет Словарь Ожегова, где мы в случае затруднения сможем найти толкование нужных слов.
(На обратной стороне доски заготовлены слова, над которыми будет производиться словарная работа)
Обратите внимание на доску. Записываем слова в тетрадь вместе со значением.
Обильный
Подберите синонимы: богатый, полный, достаточный. То есть можно сказать, «имеющийся в обилии, с избытком, в высшей степени достаточный».
Пожухнуть
Как вы понимаете значение слова? Давайте уточним значение с помощью словаря : «Высыхая, тускнеть, становиться жестким». Обратите внимание на правописание слова.
Осыпь
Какое значение имеет слово в данном контексте ? Подберите однокоренные слова (осыпаться, осыпание).
Итак, в нашем случае осыпь — это скопление осыпания листьев.
Березняк
Что такое березняк по вашему мнению? Давайте подберем однокоренные слова: березовый, береза, березка, подберезовик. Правильно, березняк — это по сути березовый лес.
Оранжево-сизый.
Как вы думаете, почему это слово пишется через дефис? Да, оно обозначает оттенок сизого цвета. Какой цвет называется сизым? Уточним в словаре. Записываем значение слова: «Темно-серый с синеватым оттенком».
Маячить
Это разговорное слово. Кто-то знает его значение? Какие синонимы можно к нему подобрать? (виднеться, попадаться на глаза, предвидеться).
В нашем случае верным будет значение «виднеться в отдалении».
IV. Анализ содержания текста ( 3 мин).
Вы придумали заголовок к тексту? Ребята называют варианты, которые записываются на доске. Мой вариант вы уже назвали — «Последний лист орешника». А какой вариант вам кажется наиболее удачным? Запишите его себе в тетрадь.
Как вы думаете, что именно автор хотел изобразить, какую картину нарисовать? Каков замысел этого текста, очерка? (Автор хочет показать нам осенний лес, как он готовится к зиме. А именно последний листок оставшийся на дереве: несмотря на морозы и обильный снег он остается на дереве.)
Какое предложение отражает основную мысль текста? («Я стою перед этим прозрачным последним листом и любуюсь им»)
Почему автор остановился перед этим прозрачным листом и залюбовался им? Найдите ответ на вопрос в тексте («Все осыпалось. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячил желтым живым огоньком»)
Итак, основную мысль текста автор раскрывает путем противопоставления описания осыпавшегося леса и последнего листка орешника. Такое средство выразительности называют еще антитезой. Антитеза представляет собой сопоставление логически противоположных, контрастных понятий или образов для усиления впечатления. Давайте найдем описание леса и листа орешника в тексте. Резко оттеняя контрастные черты сопоставляемых образов, антитеза именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью.
На доске я сделаю два столбика, а вы разделите страничку тетради на 2 части.
Лес Лист орешника
Все осыпалось Последний, прозрачный
Осиновый лист почернел Маячит желтым живым огоньком
Пожухла желтая осыпь Желтый живой огонек
Прозрачный продрогший сумрак Листок упорно светится
Лес черный, пустой, холодный
Все уснуло в лесу
Повторяем эти описания вместе со мной и записываем в тетради.
Таким образом, основной темой очерка является… Дополните фразу. (Последний лист орешника, за которым наблюдает автор).
Наблюдение передается через описание листа и леса, которое выражено антитезой.
V. Второе чтение текста (2 мин).
Анализ структуры текста.
Сейчас мы снова обратимся к тексту. Теперь наша задача — определить композицию теста, его строение. Это поможет нам составить план будущего изложения. В связи с этим будем читать текст по частям. Прочитаем первый абзац.
Итак, сколько микротем вы можете выделить в этом абзаце (1 микротема).
Как бы мы могли ее озаглавить? Давайте еще раз обратимся к нашей таблице с описанием листа и леса. Посмотрите, какие предложения, словосочетания, слова относятся к 1абзацу. Можно ли использовать их для формулировки заголовка микротемы? («все осыпалось», «пожухла желтая осыпь»).
Читаем второй абзац.
Сколько микротем содержит этот абзац ( 1 микротему).
Посмотрите, какие предложения, словосочетания, слова в нашей таблице относятся ко 2 абзацу. Какие из них наиболее точно отражают содержание микротемы («Лес черный, пустой и холодный», «Желтый, живой огонек»).
Как ее можно озаглавить исходя из этого? (Живой огонек в черном лесу)
Прочитаем 3 абзац.
И снова абзац у нас равен одной микротеме. И снова, как в предыдущем абзаце ее содержание строится на противопоставлении — найдите подтверждение в таблице («все уснуло в лесу», «листок упорно светится»).
Предлагаю и эту микротему озаглавить «Живой огонек в черном лесу».
На доске по ходу работы с микротемами (абзацами) записывается план изложения.
План:
1. Все осыпалось, пожухло в лесу.
2. Живой огонек в черном лесу.
3. Живой огонек в черном лесу.
Сколько будет красных строк в изложении? Когда вы будете писать изложение, не забывайте про план. Каждый пункт — это начало нового абзаца и новой мысли. Вторая и третья микротемы озаглавлены одинаково, поскольку именно контраст — основной прием, на котором строятся эти части текста и с помощью которого автор выражает свою основную мысль.
VI. Типологический анализ текста. ( 2 мин).
Однако, помимо описания леса и листа, автор является действующим лицом в тексте. Как же определить, где описывать листок и лес, а где нужно рассказать об авторе? Для этого нам нужно определить тип речи.
Как вы думаете, наш текст — это описание, повествование или рассуждение? Попробуйте доказать свою позицию. (Ответы ребят).
Итак, ведущий тип описание, но в тексте присутствует несколько элементов типов речи.
Давайте обратимся к 1 микротеме (1 абзацу) Здесь присутствует вопросительное предложение. Какую роль оно играет в тексте? (Автор задает вопрос и весь очерк построен на ответе на этот вопрос. Риторический вопрос дает толчок к раскрытию темы, к размышлениям).
Действительно, перед нами элемент рассуждения-размышления.
Рассматривая второй абзац таким же способом, дети делают вывод, что здесь тип речи — описание (места и предмета), так как описываются характерные признаки леса и листка. Следовательно, необходимо постараться запомнить определённые детали.
Последняя часть текста тоже описание? Нет. Почему? Чем это можно доказать? (Можно определить последовательность, действий автор перемещается в пространстве, на это указывают глаголы).
Постарайтесь запомнить последовательность событий.
(На доске записывается схема)
1. Рассуждение
2. Описание.
3. Повествование
Схема будет у вас перед глазами, во время написания изложения. Не забывайте о ней.
VII. Языковой анализ текста (3 мин).
Мы уже хорошо поработали над нашим текстом. Но помимо всего в изложении необходимо еще передать авторский стиль, по возможности сохранить язык оригинального текста. Давайте с этой целью определим стиль речи. (Художественный).
Рассмотрим все ли признаки художественного стиля можно отметить в нашем тексте.
1. Где применяется текст? (Применяется в общении со многими людьми, являясь отрывком очерка — художественного произведения).
2. Какова задача текста? (Основная задача — воздействие на чувства, на воображение) Выполняется ли эта задача автором? (Безусловно, нарисованная картина осеннего леса передает восхищение красотой и стойкостью последнего листка).
3. Какие особенности художественного стиля нашли отражение в нашем тексте? Конкретность (речь идет о конкретном одном листке орешника), эмоциональность, наглядность, образность.
Для художественного текста характерны различные средства выразительности: олицетворение, метафоры, эпитеты. Найдите их в тексте. (Олицетворение «все уснуло в лесу», «живой огонек»; эпитеты «оранжево-сизый», «пушистый сугроб хвои», «холодный черный лес», «желтый живой огонек»; метафора «сугроб хвои») Какую функцию они выполняют в тексте? Какое впечатление создается от текста? Какие чувства вызывает очерк: радость восхищение или осеннюю тоску? С помощью эпитетов олицетворения автор передает красоту и величие осеннего леса, его краски, а также восхищение автора последним листком.
4. На какие еще языковые особенности, характерные для художественного стиля стоит обратить внимание, чтобы вы могли передать их в своем изложении?
В тексте используются слова с конкретным значением (лист, сугроб, ветка, лес).
Какие глаголы использует автор в тексте? Глаголы прошедшего времени совершенного вида, которые говорят о завершенных действиях и глаголы настоящего времени, которые передают действия, совершающиеся в данный момент (обхожу, стою, любуюсь, маячит, светится).
Глаголы прошедшего времени позволяют создать картину уснувшего и готового к зиме леса (осыпалось, успел почернеть, пожухла, облетел).
А глаголы настоящего времени передают действия автора (стою, любуюсь, обхожу) и листка, противостоящего надвигающейся зиме (маячит, висит, светится).
Какие еще средства использует автор для передачи картины осеннего леса? Передаче характерных признаков осени способствуют предложения с однородными членами предложениями. Найдите такие предложения в 1 абзаце. (Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый сугроб хвои.)
Но особенно много однородных определений содержит второй абзац, что не удивительно, поскольку именно эта часть текста представляет описание леса и листа, их противопоставление. (Ребята находят однородные члены в каждом из предложений 2 абзаца).
Также следует обратить внимание на вопросительное предложение.
Молодцы, ребята! Все эти особенности будет необходимо учесть при написании изложения.
VIII. Орфографический и пунктуационный анализ текста (3 мин).
И, конечно, при изложении текста важно писать грамотно. Давайте выясним, какие слова могут вызвать затруднения у вас при написании? Запишем их на доске и объясним. Вызывается ученик.
Разбираются орфограммы в корне слова: стою (стоя) морозов, земле (земли), березняках (береза), лежит (лежа), холодный (холод), сумраке, издали (даль), облетел (летчик), листок (лист), огоньком (огонь, огненный), обхожу (ходит), осторожно, боясь (боязно), зацепить (цепь), оглянулся (взгляд), лесу (лес), зиме (зимний), висит (виснет), живым (жи ши), чудом (чу, щу).
Теперь обратимся к орфограммам в конце слова. Как вы будете их проверять, каким правилом пользоваться? По желанию вызывается следующий ученик.
Последним (каким?), осыпалось (что сделало?), на кончике ( П.п. м.р.), ветки (Р.п.), маячит (II спр. -ить), светится (что делать? светить II спр.), сугроб (сугробы).
Какие знаки препинания вызывают у вас затруднения? Давайте составим схему таких предложений на доске. Вызывается ученик.
Сначала комментируется предложение с однородными членами из 1 абзаца. Во втором абзаце разбираются предложения с однородными определениями.