Ребёнок, появившись на свет, живет в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, и постепенно приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
Проблема адаптации ребенка раннего возраста остается не достаточно раскрытой. До сих пор специально не изучалось, как происходит включение маленького ребенка в новую действительность, какие психологические трудности он испытывает в процессе адаптации, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние в этот период, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенка раннего возраста и каковы способы установления контакта взрослого.
В работах Р.В.Тонковой-
Я.И.Ковальчук, Л.Ф.Островская, Р.С.Буре, Н.М. Аксарина указывали, что процесс привыкания к новым социальным условиям зависит от условий организации предметно-развивающей среды.
Проблема адаптации детей дошкольного возраста к новым социальным условиям частично раскрывается в работах психологов Т.А.Шиловой, А.А.Венгера, М.И.Лисиной, Е.А.Бугрименко, И.А.Аршавского.
Сгладить негативное влияние такого перехода, помочь быстрее адаптироваться к новым создавшимся условиям, нормализовать и повысить эмоционально-положительный фон, на наш взгляд, призвана музыка, в частности такой ее раздел, как музыкальное народное творчество, народный фольклор. Термин фольклор (folklore) можно перевести с английского языка как народная мудрость. Такой перевод будет не только формально точным, но и верным по смыслу. Фольклор – это не просто сумма словесных, драматических и изобразительных форм народного искусства. Это целостная система народных знаний, особый национальный взгляд на мир. Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательная[1].
В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере. Именно поэтому становится актуальным использование музыкального фольклора в период адаптации детей к условиям детского сада.
Адаптация детей к условиям жизни и воспитание в дошкольных учреждениях
... – условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Предмет исследования – адаптация детей к условиям жизни и воспитание в дошкольных учреждениях. Цель исследования - изучить особенности и условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Гипотеза исследования: предполагаю, что адаптация детей раннего возраста ...
Исходя из этого, цель работы: выявить влияние музыкального фольклора на адаптацию детей раннего возраста при поступлении в дошкольное учреждение.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Определить роль музыкального фольклора в адаптации детей раннего возраста в психолого-педагогической теории и практике.
Изучить и охарактеризовать состояние проблемы адаптации детей в ДОУ с точки зрения взаимосвязи эмоционального состояния ребенка и народного музыкального творчества.
Разработать и экспериментально проверить комплекс мер, направленных на адаптацию детей раннего возраста при поступлении в дошкольное учреждение через произведения музыкального фольклора, а также способствовать формированию благоприятной эмоциональной среды для детей, поступающих в ДОУ.
Объектом исследования данной работы является процесс адаптации в ДОУ детей раннего возраста.
Предмет исследования: влияние музыкального фольклора на адаптацию детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Гипотеза исследования: произведения музыкального фольклора способствуют облегчению процесса адаптации при поступлении ребенка в ДОУ.
Методы исследования определялись в соответствии с целью и задачами работы. Анализ психолого-педагогической литературы, организация целенаправленной опытно-поисковой работы, включающей в себя наблюдение, изучение и анализ деятельности детей, анкетирование родителей, создание психолого-педагогических ситуаций с использованием произведений музыкального фольклора.
Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного учреждения детского сада присмотра и оздоровления № 17 «Ладушки» города Новоалтайска Алтайского края. В нем приняли участие 14 детей 2,5 – 3 лет, недавно поступавшие в первые младшие группы.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, библиография и приложения.
ГЛАВА 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации
детей к ДОУ
дошкольное учреждение
Ребёнок, поступая в дошкольное учреждение, попадает в стрессовую ситуацию, так как происходит ломка стереотипов. Малыш из знакомой семейной обстановки попадает в непривычную среду, где, в большинстве случаев был удобный родителям режим дня. Именно поэтому, поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Условия ДОУ специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Перестройка имеющихся динамических стереотипов ребенка приводит к определенному нервному напряжению, в результате которого происходят изменения не только в вегетативной регуляции, но и нарушается эмоциональное состояние детей, а также и их поведение, причем, чем внезапнее изменяется окружающая среда, тем серьезнее сдвиги в эмоциональном состоянии малыша[2,4].
Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей
... музыкальные способности», «музыкальный фольклор»; выявление компонентов, критериев, показателей, уровней музыкальных способностей младших школьников. Практическая значимость исследования заключается в нахождении путей развития музыкальных, Дипломная работа ... именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут служить В.А. ...
Протекание периода адаптации в каждой семей носит индивидуальный характер. По длительности ученые выделяют четыре степени адаптации.
При легкой адаптации – семье требуется около двух недель — месяца чтобы приспособиться к новым условиям. В этот период у ребенка наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, которое может выражаться в снижении уровня речевой активности, незначительных нарушениях поведения, ухудшении сна и аппетита. Это естественная, физиологическая адаптация.
Адаптация средней тяжести выражается в приспособлении семьи в течение двух месяцев. Отмечаются значительные и длительные сдвиги в поведении. Ребёнок на короткое время теряет вес, нарушается речь, возникают лёгкие, продолжительностью 7 – 10 дней, заболевания, завершающиеся без осложнений.
Три месяца требуется семье при тяжелой степени адаптации. Привыкание ребёнка идёт длительно и сложно, сопровождается частыми и повторными заболеваниями с осложнениями, стойким нарушением поведения, в ряде случаев граничащим с неврологическими состояниями. Наблюдается замедление темпов физического развития, задержка в развитии речи и психики.
Очень тяжелая адаптация – длится около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – «не садовский» ребенок. После преодоления трудностей поведение ребенка нормализуется, он возвращает себе утерянные в острый период достижения.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему.
Однако в процессе адаптации можно отметить некоторые закономерности [32, 45].
Во-первых, до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к ДОУ. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. Анализ показывает [24, 29], что уже в раннем возрасте (второй-третий годы жизни) наибольшее значение в период адаптации имеет уровень социализации, в частности, наличие или отсутствие общения ребенка со сверстниками.
К процессу адаптации ребенка может также добавиться кризис трех лет. Это период, когда малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. А взрослые, этого не видят или, по крайней мере, не желают видеть, потому что проще, чтобы было все, как раньше. Поэтому малыш весь на пределе, отстаивая перед нами свою личность, и психика его становится ранимее, чем прежде, к воздействию различных
Личностные и профессиональные качества педагога как залог успешной ...
... качеством , которым должен обладать педагог является добродушность - именно этому стоит научить своих воспитанников, особенно в то время, когда дети ... тихий спокойный замкнутый ребёнок . педагогом успешной адаптации ребёнка педагог обязан 1. Любить воспитанника, доверенного ... родителей своих воспитанников, как первых союзников в деле развития детской личности . профессию свою праведным педагогическим ...
В три года малышу обычно уже нравиться контактировать с людьми. Он даже может сам выбирать повод для контакта. Коммуникабельность ребенка – это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако в первые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводящие лишь в «гордом одиночестве». На смену этой «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», означающая то, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт с взрослыми людьми [30, 85]. Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент малыш обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Как только малыш сумеет, наконец, наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль — и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации
В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г.Яковлевой исследований было выделено три фазы адаптационного процесса:
2) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
3) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
4) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса. По наблюдениям психологов средний срок этого периода в норме составляет:
Ø В яслях — 7-10 дней
Ø В детском саду в 3 года — 2-3 недели
Ø В старшем дошкольном возрасте — 1 месяц
В течение острого периода адаптации воспитателями и
Но самое главное условие успешной адаптации не столько ребенка, сколько всей семьи – это готовность родителей к тому, что ребенок пойдет в детский сад (государственный или частный), или как-то изменяться условия его жизни, например с ним будет сидеть няня, или на длительное время ребенок переедет к бабушке и т.п.