Французские народные песни

Песня – душа народа. В песне, как в зеркале, отражены думы и чаяния.

Из поколения в поколение передаются песни, эти изумительные образцы народного творчества, то грустные, то искрящиеся лукавым юмором, то поражающие глубиной народной мудрости. А французские песни просто лакают слух и греют сердце.

Актуальность данного исследования выражается в том, что ознакомление с культурой той или иной страны предполагает знакомство с различными аспектами этой культуры, что, в свою очередь, способствует всестороннему развитию личности. В работе мы рассматриваем этапы развития французской песни в соответствии с ключевыми этапами истории Франции, закономерности и особенности которой так или иначе имели отражение в музыкальной культуре страны. Таким образом, объектом нашего исследования является музыкальная культура Франции, в то время как в качестве предмета иследования выступает сама французская песня.

Цель исследования – познакомиться с французской песней, как с одной из составляющих музыкальной культуры Франции и факторами, повлиявшими на развитие музыкальной культуры Франции.

Гипотеза: французская музыкальная культура отражает основные вехи развития страны в целом, то есть мы считаем, что политический, социальный и религиозный фон того или иного исторического периода история имела непосредственное влияние на факт существования и закономерности развития французской песни.

Для проверки гипотезы и достижения цели выдвигаем следующие задачи:

  • изучить музыкальную культуру Франции;
  • определить основную тематику французской песни;
  • познакомиться с историей французский песни;

Методы исследования:

  • поиск и изучение научной литературы по вопросу «Французская песня»;
  • анализ и синтез полученной информации;
  • изучение текстов песен на французском языке.

Таким образом, ценность данной работы заключается в том, что изучение музыкальной культуры Франции является неотъемлемым элементом изучения культуры страны в целом. В свою очередь, французская песня, как одно из музыкальных направлений французской музыки, отражает определенные исторические реалии, понимание которых необходимо для более глубокого осмысления истории страны.

Глава 1. История французской песни

1.1 Истоки и пласты французской музыкальной культуры

Истоки французской музыки восходят к фольклору кельтских, галльских и франкских племён, обитавших в древние времена на территории нынешней Франции. Народно-песенное искусство, а также галло-римская культура стали фундаментом развития французской музыки. Достоверные данные о собственно народной песне относятся к 15 в. (этим временем датируются ее первые сохранившиеся записи).

11 стр., 5413 слов

Танцевальная культура западноевропейских стран

... 2 Формирование ведущих школ классического танца. Западноевропейский балетный театр 2.1 Танцевальная культура западноевропейских стран эпохи Средневековья До того момента, когда жизнь средневекового человека ... являлось демонстрацией своих чувств к божеству. Еще одной яркой особенностью танцевальной культуры древних индусов является трактовка текстов под аккомпанемент хореографических па. Каждый ...

В работах французских фольклористов рассматриваются многочисленные жанры народной песни: лирические, любовные, песни-жалобы (complaintes), танцевальные (rondes), сатирические, песни ремесленников (chansons de métiers), календарные, например, рождественские (ноэли); трудовые, исторические, военные и др. К фольклорным принадлежат также песни, связанные с галльскими и кельтскими верованиями, — «песни о деяниях» (chansons de geste).

Среди лирических особое место занимают пасторали (идеализация сельской жизни).

В любовных песнях преобладают темы неразделённой любви, расставания. Немало песен посвящено детям — колыбельные, игровые. Разнообразны трудовые (песни жнецов, пахарей, виноградарей и др.), солдатские и рекрутские песни. Особую группу составляют баллады о крестовых походах, песни, изобличающие жестокость феодалов, королей и придворных, песни о крестьянских восстаниях (эту группу песен исследователи называют «поэтическим эпосом истории Франции»).

В наши дни, подобные песни называют “chansons de contestation”(песни протеста).

[4, р.17]

Для французской народной песни характерны изящная и гибкая мелодика, тесная связь музыки и слов, чёткая, нередко куплетная форма.

Изучив истоки и пласты французской музыкальной культуры, мы пришли к выводу, что в 15 веке преобладали народные песни. В основу песен этого времени лег кельтский фольклор, а так же фундаментом этих песен являлась галло- римская культура. Мы познакомились также с типологией песен, и выяснили что преобладали лирические, трудовые и любовные песни.

1.2 Церковная музыка

Одним из существенных пластов французской музыкальной культуры была церковная музыка, которая получила распространение вместе с христианством. Начиная с 4 в. на церковной музыке всё более определённо сказывались местные народные влияния. Церковь была вынуждена использовать в богослужении народно-песенный материал, приспосабливать латинские тексты к бытующим народным мелодиям. В католическую церковную музыку проникают также гимны. Таким образом, возникали местные формы литургии, складывались свои певческие обычаи (галликанские напевы).

В середине 9века начинает складываться композиторское творчество, в церковной музыке проявляются более демократические тенденции, развиваются её новые формы. [4, р.29]

Таким образом, ознакомившись с церковной музыкой, можно сказать, что в 4 веке на церковной музыке сказывались местные народные влияния, и церковь была вынуждена приспосабливаться к ним.

1.3 Светская музыка

Наряду с церковной развивалась светская музыка, которая звучала в народном быту, при дворах франкских королей, в замках феодалов. Носителями народных музыкальных традиций средневековья были главным образом бродячие музыканты — жонглёры, которые пользовались большой популярностью в народе. Они пели нравоучительные, сатирические, шуточные песни, танцевали под аккомпанемент различных инструментов. Жонглёры выступали на праздниках в деревнях, при феодальных дворах и даже в монастырях. Они преследовались католической церковью как представители враждебной ей светской культуры. В 12-13 ввеках в среде жонглёров происходило социальное расслоение. Этот процесс способствовал проникновению в замки и города народного творчества, которое становится основой рыцарского и бюргерского музыкально-поэтического искусства. [1,р.84]

27 стр., 13250 слов

История формирования и развитие церковно-певческого искусства ...

... работы является исследовать и показать обществу историю формирования церковного пения, напомнить всем нам каких усилий, трудов и сколько времени ушло на создание церковно-певческого искусства ... правилам. Разнообразна ритмика столпового Знаменного распева. Им ... народных песнях принципиально иная форма. Песни ... песен, исполняемых на русском языке). Как церковное, так и народное музыкальное искусство ...

В эпоху позднего средневековья в связи с общим подъёмом французской культуры начинает интенсивно развиваться и музыкальное искусство.

Таким образом, ознакомившись со светской музыкой, можно сказать, что носителями народных музыкальных традиций средневековья были бродячие музыканты – жонглёры, они пели различные песни и танцевали под аккомпанемент различных

1.4 Искусство трубадуров и труверов

В феодальных замках на основе народной музыки расцветает светское музыкально-поэтическое искусство трубадуров и труверов (11-14 ввека).

Искусство трубадуров было не просто рыцарской культурой, а новой светской лирикой, впитавшей также и народно-песенные традиции. Среди трубадуров славились Маркабрюн, Гильом IX — герцог Аквитанский, Бернарт де Вентадорн, Джауфре Рюдель (кон. 11-12 ввеков), Бертран де Борн, Гираут де Борнейль, Гираут Рикьер (кон. 12-13 ввеков).

Во 2-й половине 12 века в северных областях страны возникло сходное направление — искусство труверов, которое первоначально было рыцарским, а в дальнейшем всё больше соприкасалось с народным творчеством. Среди труверов наряду с королями, высшей аристократией — Ричардом Львиное сердце, Тибо Шампанским (королём Наварры), впоследствии получили известность представители демократических слоёв общества — Жан Бодель, Жак Бретель, Пьер Монио и др.

Основной тематикой в песенях трубадуров и труверов было благородство воинов и мужество, они воспевали любовь к «прекрасной даме». В их творчестве преобладала рыцарская тематика, разрабатывались такие жанры, как пастурели, альбы (рассветные песни), эпические песни, танцевальные эстампиды, сирвенты. Их искусство способствовало развитию ряда музыкальных форм и жанров — баллады, рондо, лэ, виреле и др. [4, р.48]

1.5 Городское музыкальное искусство

В связи с ростом городов в конце 12-13 ввеков развилось городское музыкальное искусство, создателями которого явились поэты-певцы из городских сословий (ремесленники, простые горожане, а также буржуа).

Они внесли свои особенности в искусство трубадуров и труверов, отойдя от его возвышенно-рыцарских музыкально-поэтических образов, освоив народно-бытовую тематику, создав характерный стиль, свои жанры. Крупнейшим мастером городской музыкальной культуры 13 века был поэт и композитор Адам де ла Аль, автор песен, мотетов, а также популярной в своё время пьесы «Игра о Робене и Марион», насыщенной городскими песнями, танцами.

Вот пример одной из песен Адама де ла Аля

I II

Comment que men tans aie usé,

M’a me conscienche acusé

Et toudis loé le meilleur;

27 стр., 13437 слов

Русская любовная лирика в XVIII веке

... службы, то теперь законодатели любви говорят о моральном благоустройстве любящей души. Средневековая любовная лирика могла быть неискренней, однообразной и элементарной, но она уже пробудила стремление к ... Но, начиная с 13 века, провансальская литература наравне с идеей любви к Богу выдвигает идеал светской любви, ставший основной темой куртуазной поэзии трубадуров, которые создавали образ ...

Et tant le m’a dit et rusé

Que j’ai tout soulas refusé

Pour tendre a venir a honnour.

Mais le tans que j’ai perdu plour,

Las! dont j’ai despendu le fleur

Au siecle qui m’a amusé.

Mais ch’a fait forche de signeur,

Dont chascuns amans de l’erreur

Me doit tenir pour escusé.

[6, р.53]

Arras, Arras! vile de plait

Et de haïne et de detrait,

Qui soliés estre si nobile,

On va disant c’on vous refait!

Mais se Diex le bien n’i ratrait,

Je ne voi qui vous reconcile.

On i aime trop crois et pile,

Chascuns fu Berte en ceste vile

Au point c’on estoit a le mait.

Adieu de fois plus de .c. mile!

Ailleurs vois oïr l’Evangile,

Car chi fors mentir on ne fait.

Укрепление экономического и культурного значения городов, создание университетов (в том числе в начале 13 века Парижского университета), где музыке уделялось большое внимание, способствовали повышению роли музыки как искусства. В 12 веке одним из центров музыкальной культуры стал Париж, и прежде всего его Певческая школа собора Нотр-Дам (т.н. Парижская школа).

[10, р. 96]

Изучив тематику городского музыкального творческва, мы видим что в этот период начинают появляться поэты певцы, жители городов, имевшие свой жанр и стиль, создававшие свои песни на народно бытовую тематику.

1.6 Школы музыкального искусства Франции

В 14 веке песня заняла ведущее положение среди музыкальных жанров. К ней обращались все крупные композиторы. В начале 14 века появился цикл песен Жеанно де Лекюреля — первое во Франции собрание песен одного автора.

В 15 веке в силу исторических причин (во время Столетней войны господствующее положение вновь заняли феодалы, культурными очагами оказались крупные феодальные дворы; с новой силой возродились традиции средневековой схоластики) во французской музыке не наблюдалось особенно ярких явлений. Ведущее положение в музыкальной культуре Франции 15 века заняли представители франко-фламандской (нидерландской) школы. Нидерландская школа, сложившаяся как творческое направление широкого охвата на основе обобщения прогрессивных тенденций французской, английской, итальянской музыки, оказала большое влияние на европейскую музыкальную культуру, в том числе и французскую. На протяжении двух веков во Франции работали крупнейшие композиторы нидерландской школы: в середине 15 века — Ж. Беншуа, Г. Дюфаи, во 2-й половине 15 века — И. Окегем, Я. Обрехт, в конце 15 — начале 16 ввеков — Жоскен Депре, во 2-й половине 16 века — О. Лассо. Беншуа и Дюфаи проявили себя в области бургундского шансона, сформировавшегося при дворе бургундских герцогов в Дижоне. [8, р. 64]