Библиотечное общение

В текущих условиях проблема общения библиотекаря с читателем весьма актуальна, потому что именно общение лежит в основе процесса обслуживания — одного из основных направлений работы библиотеки. Об актуальности и важности темы также говорит перемена характера библиотечной работы в области обслуживания пользователей. Читатель больше не рассматривается, лишь как объект, безучастно испытывающий информационное влияние со стороны библиотекаря.

Общепринято, что общение — главная форма человеческого бытия. Без него нереальна, как связь людей между собой, так и ход общего труда. Жить и развиваться в обществе можно только, с помощью общения. В его процессе человек представляет свои взгляды о мире, людях, находит понимание, обменивается мыслями и чувствами с другими людьми.

Общение, опосредованное через книгу, библиотеку, имеет свои особенности. Их активно изучают многие библиотековеды. Библиотечное общение кажется обычно сложным явлением.

Общение в библиотеке имеет общие и специфические функции, важными из которых являются: информационная, коммуникативная и воспитательная.

Современный библиотекарь-специалист обязан владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой и другой техникой.

В начале 21 века библиотекарь отдела обслуживания обязан владеть не только знаниями, эрудицией, но и технологиями продвижения книги и чтения в различные социальные среды; знать точные потребности и интересы не только своих читателей, но всего местного сообщества; знать и уметь применить знания по общей, возрастной психологии; уметь работать с различными наборами электронной информации, а также владеть формами и методами ее предоставления пользователю и т.д.

Знания и навыки, полученные библиотекарями помогут им в дальнейшем общении с читателями, а предлагаемые новые технологии могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Цель: изучить библиотечное общение, основные принципы, ошибки допускаемые библиотекарями при общении с читателями, изучить влияние библиотечного общения на эффективность работы библиотекаря.

Задачи:

1) раскрыть понятие «библиотечное общение» и его влияние на эффективность работы библиотекаря;

2) изучить какие бывают барьеры и стороны библиотечного общения.

Объект исследования: библиотечное общение.

Предмет исследования: исследование основных принципов работы в библиотеке.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, логический анализ, обобщение.

8 стр., 3864 слов

Выставочная работа библиотеки

... представлены, создать целостный, привлекательный, эффективный образ выставок, усилить их педагогический, информационный, эстетический и познавательный потенциал. 2. Книжная выставка: новый образ (о подходах к организации книжных выставок) Выставки - синтез различных средств воздействия на человека: ...

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать теоретические обобщения.

Основными проблемами исследователи считают:

  • Ю осмысления роли эмоций;
  • Ю вопрос о характере общения;
  • Ю роль личностных качеств библиотекаря и читателя в ходе библиотечного общения, их восприятия друг с другом и др ;
  • Ю роль психолого-педагогического такта библиотекаря в ходе общения, возможности преодоления конфликтов и трудностей в общении;

Таким образом, курсовая работа состоит из введения, списка литературы заключения и из двух глав:

Глава 1. Библиотечное общение, которая в свою очередь подразделяется еще на разделы:

1.1.Понятие библиотечного общения — необходимо раскрыть понятие «Библиотечное общение» и выделить три версии библиотечного общения;

1.2.Компоненты библиотечного общения — выявить два взаимопроникающих аспекта; проблемы, требования библиотечного общения; раскрыть «Кодекс этики российского библиотекаря», функции, что предполагает норма обращения, понятие «эмоция», виды эмоций, виды общения по глубине проникновения в проблемы партнеров.

1.3.Интерактивная и перцептивная стороны общения — раскрыть понятия «Интерактивная сторона общения», «Межличностное взаимодействие», выявить причины конфликтов.

Глава 2. Условия и проблемы библиотечного общения, которая тоже подразделяется на разделы:

2.1. Барьеры и конфликты в общении — необходимо раскрыть понятия «Барьер» «Конфликт»; виды барьеров, приемов; причины отступления от правил.

2.2. Условия общения и Затруднения в общении — раскрыть каким может быть общение; выявить статистику общения, трудности в общении.

Глава 1. Библиотечное общение

1.1 Понятие «Библиотечное общение»

Библиотечное общение — взаимодействие библиотекарей и пользователей, вызванное информационными потребностями. Библиотечное общение — сложная система моральных ценностей, что делает особенно актуальным нравственный аспект профессиональной деятельности.

Словосочетание «библиотечное общение» сразу наводит на мысль о коммуникациях между самими библиотекарями или между библиотекарями и пользователями. В контексте возрастающей информатизации общества определение этого понятия постоянно видоизменяется и обогащается новыми смыслами.

Библиотечное общение — разновидность делового общения, так как в процессе его решается конкретная задача — обслуживание читателей.

Процесс общения в библиотеке направлен на то, чтобы между всеми его участниками были доброжелательные, этичные отношения, чтобы каждый мог осуществить свои возможности в творчестве, выполнить намеченные цели и задачи.

Таким образом, беседа между библиотекарем и читателем необходимо построить так, чтобы содействовать его приятному библиотечному общению, с целью качественного удовлетворения информационных потребностей читателя.

Согласно мнению, выдающегося индийского ученого Ранганатана, собрание книг, пусть даже обработанных, готовых к выдаче, хорошо собранных и организованных — это еще не библиотека. Жизнь ее начинается с библиотекаря и читателей. То, что происходит с их участием и составляет саму суть библиотеки.

4 стр., 1636 слов

Сочинение моя мама библиотекарь

... моей библиотечной судьбе решающую роль и помогли мне осмыслить свое место в школьной библиотеке. Большое им спасибо! А потом первая встреча с моими коллегами – с библиотекарями ... детей. Здесь большой выбор справочной литературы, сочинения мировой литературы, сочинения классиков, и просто интересная художественная ... в своей жизни, мы – библиотекари, сдаем в общении со своими читателями. Важно научить ...

Причем, книгами до определенного времени могут и не пользоваться: главное дело библиотекаря, который ведет беседу с читателем, отвечать на конкретный вопрос, убедить его в том, что нельзя ограничиваться только информацией, полученной от библиотекаря, нужно и необходимо прочитать самому. Только так начинается жизнь библиотеки — с общения, которая подводит к необходимости обращения к книгам.

Воспитать в каждом читателе чувство сострадания, отзывчивость на чужую боль, сформировать человеческий талант — в этом пожалуй и состоит сверхзадача библиотекаря.

Каждый библиотечный работник обязан быть хорошим психологом: понять читателя, его потребности, а также уметь разбираться в его истинных потребностях, лишь после этого начинать заводить беседу о книгах — такая вот задача библиотекаря и все это, для того, чтобы достичь хороших результатов.

В настоящее время выделены три версии библиотечного общения:

  • Ю между библиотекарем;
  • Ю между читателем и библиотекарем;
  • Ю между самими читателями.

Библиотекарь-читатель

Задача библиотекарей — увидеть то, что стоит за читательским запросом. Читатели часто приходят в библиотеку с заведомо ошибочным запросом. Они либо не помнят автора или путают название. Никогда не следует обращаться к читателям с прямыми вопросами.

Многие читатели сходятся на мнении, то что главным качеством библиотекаря должна быть любовь к людям. По их мнению, библиотекарь не только обязан быть внимательным и деликатным, но и тактичным и дружелюбным.

Такие вопросы необходимо заменить на более толковые, точные «Для чего? О чем? Как?». При этом важно и нужно быть на один шаг быстрее пользователя. В ходе беседы, когда пытаемся узнать у читателя, что же он хочет, у него могут возникнуть новые потребности.

Читатель-читатель

Работникам библиотек важно не только уметь оценивать различные ситуации, но и не позволять возникнуть конфликтам.

Очень редко бывает, что один читатель обращается к другому за необходимой и нужной информацией, чаще он предпочитает этого не делать.

Люди, которые нуждаются в общении, часто вступают в читательские клубы и становятся ее постоянными членами, посещают массовые мероприятия, которые проводит и организует библиотека, принимают активное участие в читательских конференциях и т.д.

При общении читателей друг с другом могут возникнуть конфликтные ситуации между участниками дискуссий и диспутов, а также между членами клуба.

Библиотекарь-библиотекарь

За последнее время функции библиотеки значительно изменились:

  • Ю фонды библиотеки пополняются медиаресурсами;
  • Ю преобразование традиционного каталога;
  • Ю преобразование формы читательского формуляра;
  • Ю преобразование форм и методов обслуживания.

У библиотекаря появилась возможность общения друг с другом по электронной почте. Это позволяет не только быстро решать вопросы, но и обмениваться информацией.

Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, и это отразилось и на общении библиотекаря с читателями.

Особенно ценным и важным в нашей работе должно быть общение с коллегами. Библиотекари и другие работники делятся своим профессиональным опытом с коллегами, помогают новым специалистам войти в профессиональное сообщество и развивать свои навыки.

3 стр., 1161 слов

Размышление о профессии школьного библиотекаря

... если вдруг душа болит, Спеши, мой друг, в библиотеку! Профессия библиотекаря - одна из самых древних профессий на земле. Она будет ... первоклашек рассматривает красочные картинки из журнала «Мурзилка». За библиотечным компьютером можно часто видеть, как работает семиклассник Фанзиль, ... компьютеров, ни выход в Интернет Не смогут заменить общенье с человеком Недаром говорят, кто в этом знает ...

Основной задачей библиотечных и информационных работников было и будет — обеспечение для всех доступа к информации в целях индивидуального развития, образования, культурного обогащения, т.д.

Они стремятся заслужить репутацию и статус, основанные на их профессионализме и этическом поведении, стараются не конкурировать со своими коллегами, не использовать нечестные методы.

Почти каждому библиотекарю необходимо и важно уметь владеть навыками межличностного общения: уметь слушать и понимать собеседника, говорить с ним вежливо, при необходимости, например: при проведении массового мероприятия, но никогда не следует говорить с ним слишком эмоционально, иначе он больше не придет в библиотеку.

Общение библиотекаря с группой или аудиторией несколько другое. Библиотекарь оказывает свое влияние на аудиторию; а аудитория в свою очередь воздействует на библиотекаря, заставляя его исправлять совершенные им ошибки.

Общение библиотекаря с отдельным читателем чаще возникает при непосредственном контакте и проявляется в таких основных точках процесса обслуживания, как запись, прием-передача запроса; выдача-получение справок, документов; консультация и т.д.

1.2 Компоненты библиотечного общения

В сложном многогранном процессе общения выделены два взаимопроникающих аспекта: психологический и этический. Библиотечному общению присущи и тот, и другой.

На данный момент наиболее разработан психологический аспект библиотечного общения.

Основными проблемами здесь исследователи считают:

  • Ю осмысления роли эмоций;
  • Ю вопрос о характере общения;
  • Ю роль личностных качеств библиотекаря и читателя в ходе библиотечного общения, их восприятия друг с другом;
  • Ю роль психолого-педагогического такта библиотекаря в ходе общения, возможности преодоления конфликтов и трудностей в общении.

Основными требованиями библиотечного общения являются: осознание библиотекарем независимости личности читателя; выполнение требований профессиональной этики в общении с ним; выполнение библиотекарем профессиональных этнических норм.

Библиотечное общение происходит в определенном моральном пространстве и должна отвечать требованиям профессиональной этики, которые закреплены в «Кодексе этики российского библиотекаря».

«Кодекс этики для библиотекарей» — представляет собой свод этических принципов и правил поведения, которыми должны руководствоваться библиотекари и информационные работники.

Этика, с одной стороны — это соблюдение ценностей добродетелям, законам, которые потребуются людям, чтобы жить в мире и взаимном уважении.

С другой стороны, в понятие этики помещается и смысл поиска правды, гуманизации, свободы, поставленный над интересами государства. И тогда в точности информация — это «пики в борьбе за истину» и доверие к власти. Но, в любом случае, проблемы охраны интеллектуальной свободы и наличия цензуры в Интернете потребуют от информационного работника самоопределения.

Задачи:

1. Определение профессиональных ценностей и приоритетов;

4 стр., 1914 слов

Уважение личности в общении людей друг с другом

... всех народов, он несет знания другим людям. http://mirbudushego.ru Общение - процесс взаимодействия между людьми, взаимоотношение. Сторонами такого взаимоотношения являются люди, субъекты общения. В основе общения лежит, прежде всего, их отношение друг к другу. Под деловым общением понимается общение, ... уважать других людей, даже если мы не согласны с их точкой зрения. Уважение дарит людям хорошее ...

2. Определение принципов взаимоотношений с читателями, коллегами, учреждением, а также с самим собой;

3. Провозглашение своих обязанностей перед обществом и привлечь внимание общества к роли библиотек и библиотекарей в жизни общества;

4. Оказание помощи молодым специалистам профессии в процессе объединения в профессиональное сообщество.

К функциям Кодекса этики относятся:

Ю стимулирование размышлений о принципах, на основе которых библиотекари и другие работники могут формировать общие этические нормы,

Ю решать сложные вопросы совершенствование профессионального самосознания;

  • Ю обеспечение прозрачности и открытости для пользователей и общества в целом.

Множество этических норм, которые представлены в кодексе профессиональной этики — один из механизмов саморегулирования профессионального сообщества.

Кодекс не только сопротивляется любым ограничениям доступа к библиотечным материалам, но и избавляет библиотекаря от ответственности за последствия применения информации, полученной в библиотеке.

Российские библиотекари считают, что кодекс важен и необходим. Этому служит активное участие библиотекарей в проведенном РБА опросе.

Результаты опроса показали следующее.

1. Большая часть опрашиваемых (70%) только за, они согласны со всеми положениями «Кодекса». Лишь некоторые имеют возражения — 22%, а вот 8% так и не смогли определиться.

2. Все опрашиваемые (100%) знакомы с положениями «Кодекса».

Таким образом, в основе библиотечного общения лежит безусловное уважение информационных потребностей пользователя, в точности ребенка. В итоге, свободный доступ к информации, информационным ресурсам — это та реальная среда, которая образует библиотечное общение, которая базируется на взаимном уважении и сотрудничестве.

Значительной стороной библиотечного общения является библиотечный этикет.

Этикетные нормы важны, так как они определяют внешние проявления внутреннего мира личности в библиотечном общении, как и в любом общении.

Такая проблема обращения актуально стоит в нашем обществе. Не одно из используемых в быту обращений: «девушка», «гражданин» и т.п. никак не отвечает этикетным нормам.

Эмоция — это способность отвечать на сигналы эмоционального состояния другого человека, умение изучать окружающий мир другого человека, путем его перевода на свой эмоциональный опыт, умение к сопереживанию.

Исследователи выделяют очень много видов эмоций. В библиотечном общении наиболее специфичны и распространены:

  • Ю гностические (потребность познания);
  • Ю коммуникативные (потребность в передаче информации);
  • Ю альтруистические (из желания помочь);
  • Ю гедонические (потребность в комфорте).

Помимо эмоций важную роль в библиотечном общении могут оказать такие элементы взаимодействия, как:

Эмоциональность человека имеет биологическую основу, которая раскрывается во многом его внутренними психофизиологическими характеристиками.

4 стр., 1817 слов

Барьеры в межличностном общении, их преодоление

... она касается любого человека в обществе. В связи с этим была выбрана тема курсовой работы – «Барьеры в межличностном общении, пути их преодоления». Цель работы – проанализировать барьеры межличностной коммуникации, а также рассмотреть ...

По глубине проникновения в проблемы партнеров общение может быть как оптимальным, так и свернутым.

Оптимальное общение — осознанное общение, продуманное библиотекарем как профессиональная деятельность, цель ее — как можно максимально удовлетворить запрос читателя.

Свернутое общение — официальное общение, проявляющееся в самых простых актах (в библиотеке это — прием передача), общение, не имеющее аргументированных установок.

Поводом для конфликта может быть не только слово, но и интонация, взгляд и жест.

В библиотечном общении важно учитывать особенности возрастных категорий читателей. В библиотеки идут и пожилые, и молодые люди. Они приходят не только за книгами, но и за общением. Нравственный долг библиотекаря — создать для людей атмосферу доброжелательности и приветливости.

1.3 Интерактивная и перцептивная стороны общения

Интерактивная сторона общения — условный термин, который обозначает характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, напрямую связанные с организацией их общей деятельности.

Здесь общение предстает перед нами как межличностное взаимодействие, т.е. множество связей и взаимное влияние влияний людей, которые сложились в их общей деятельности.

Межличностное взаимодействие — последовательность развернутых во времени реакции людей на действия друг друга.

Призыв людей к социальным нормам делает их более обязательными ответственными за их поведение, допускает контролирование действий и поступков; оценивая их как соответствующие или несоответствующие этим нормам.

Общая деятельность и общение проходят в основном, в условиях социального контроля, на основе социальных норм, которые приняты в обществе, регулирующих влияние и отношения людей, сформированную конкретную систему. Их нарушение включает механизмы социального контроля, которые гарантируют исправление поведения, которое отклоняется от нормы.

В общей деятельности причинами конфликтов выступают два рода определяющих: предметно-деловые разногласия и несовпадение личностно-прагматических интересов. Причем конфликты второго рода характеризуются сильным давлением и высокой эмоциональной напряженностью.

Здесь, немаловажное значение имеет понятие личностного смысла. Личностный смысл, т.е. имеет особую важность для человека, который приобретает то, что объединяет цели деятельности с мотивами ее выполнения. Однако, одно и то же слово, действие или обстоятельство могут иметь разный смысл для людей.

В любой ситуации общения необходимо одинаковое понимание ситуации, т.е. понимание стратегии и тактики поведения своего партнера, в зависимости от ситуации.

Таким образом, имеются в виду специфические черты восприятия социальных объектов, к которым относятся восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, т.е. процесс формирования представлений о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках.

Следовательно, сравнение себя с другим, выполняется путем двух сторон: каждый из партнеров приравнивает себя к другому. Это означает, что при построении стратегии взаимодействия каждому доводиться принимать в расчет не только мотивы, потребности и установки другою, но и то, как этот другой понимает твои мотивы, потребности и установки.

Таким образом, проводя анализ библиотечного общения, раскрыли:

9 стр., 4224 слов

Деловое общение в менеджменте

... Темой нашей работы является такой аспект взаимодействия людей как деловое общение. Это общение в сфере бизнеса, производства, оказания услуг и т.д. В раскрытии сущности "делового" общения обычно выделяются ... до понимания другими людьми. Менеджеры расходуют на различные виды общения в среднем 80% своего времени. Сложность заключается в том, что общение с живым человеком практически не просчитывается ...

  • «Библиотечное общение — это взаимодействие библиотекарей и пользователей, вызванное информационными потребностями и выделили перед кем общение, может возникнуть: между библиотекарем;
  • между читателем и библиотекарем;
  • между самими читателями.

Проводя анализ компонентов библиотечного общения, выявили: два взаимопроникающих аспекта: психологический и этический;

— Проблемы библиотечного общения: вопрос о характере общения, осмысления роли эмоций, роль психолого-педагогического такта библиотекаря в ходе общения, возможности преодоления конфликтов и трудностей в общении, роль личностных качеств библиотекаря и читателя в ходе библиотечного общения.

Требования к библиотечному общению: осознание библиотекарем независимости личности читателя; выполнение требований профессиональной этики в общении с ним; выполнение библиотекарем профессиональных этнических норм.

Раскрыли «Кодекс этики российского библиотекаря — представляет собой свод этических принципов и правил поведения, которыми должны руководствоваться библиотекари и информационные работники.

Функции: стимулирование размышлений о принципах, на основе которых библиотекари и другие работники могут формировать общие этические нормы, решать сложные вопросы, совершенствование профессионального самосознания, обеспечение прозрачности и открытости для пользователей и общества в целом.

Что предполагает этикетная норма обращения: что обращение к взрослому читателю по имени или отчеству, а подростку, юноше, безусловно — на «вы».

Понятие «эмоция» — это способность отвечать на сигналы эмоционального состояния другого человека, умение изучать окружающий мир другого человека, путем его перевода на свой эмоциональный опыт, умение к сопереживанию.

Выделив наиболее специфичные виды эмоций: альтруистические, гностические, гедонические.

Определили, каким может быть общение по глубине проникновения в проблемы партнеров:

Оптимальное общение — осознанное общение, продуманное библиотекарем как профессиональная деятельность.

Свернутое общение — официальное общение, проявляющееся в самых простых актах, общение, не имеющее аргументированных установок.

Проводя анализ сторон общения (интерактивная, перцептивная), раскрыли понятия:

Интерактивная сторона общения — обозначает характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, напрямую связанные с организацией их общей деятельности.

Межличностное взаимодействие — это последовательность развернутых во времени реакции людей на действия друг друга.

Выявили причины конфликтов: предметно-деловые разногласия и несовпадение личностно-прагматических интересов.

интерактивный конфликт общение библиотека

Глава 2. Условия и проблемы библиотечного общения

2.1 Барьеры и конфликты в общении

Под барьерами общения понимают те многочисленные причины, которые служат причиной конфликтов или содействуют им. Барьеры общения разносторонние, они универсальны и требуют особого согласия.

Коммуникативные барьеры оказывают влияние на целесообразность принятия информации, степень ее усвояемости и многие другие свойства и качества процесса обслуживания. Если такой барьер появляется, то информация искажается или теряет первоначальный смысл.

5 стр., 2005 слов

Общение в сестринском деле

... творческим потенциалом. 5.Общение в сестринском деле. Коммуникативные барьеры в процессе общения. 1. Информационные барьеры: механический обрыв информации ... барьеры: разный статус собеседников; ролевые ожидания (неудовлетворенные надежды человека на определенную роль в ... в системах значений участников общения — это проблема жаргона и сленга. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры ...

Существуют психологические барьеры (например, когда люди не понимают друг друга из-за разницы в возрасте или на первый взгляд человек не понравился).

Бывает, что принимающие хорошо слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (проблема заключается в том, что тот, кто передает информацию, может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию).

Так же, можно сказать о замещающе-искажающем барьере — когда искажение информации, проходит через одного человека и может быть незначительным. Но, когда она проходит через несколько человек, то искажение может быть результирующим. Такой барьер по- другому называют «барьер отражения».

Известно, что большая возможность искажения связана с эмоциональными барьерами, которые возникают, тогда, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами.

Появление такого барьера непонимания обычно связано с целым рядом причин как психологического, так и иного порядка.

Существует такой барьер, как семантический барьер непонимания, который связан, в первую очередь, с различиями в системах значений участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и сленгов. Всё это заметно усложняет процесс общения и создает при этом семантический барьер непонимания.

Следует сказать, о существовании такого логического барьера, как непонимание. Он случается в тех случаях, когда логика рассуждения, предложенная коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства.

При расхождении стиля речи коммуникатора и ситуации общения, происходит разрушение, в итоге образуется стилистический барьер.

Социально-культурные различия между партнёрами по общению приводят к появлению психологического барьера.

Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной трактовки тех или иных понятий, используемых в процессе коммуникации.

Барьер отрицательной установки — такой барьер, информируют человека плохой и отрицательной информацией о ком-то, в итоге складывается негативная установка по отношению к этому лицу.

Барьер «боязни» контакта с человеком — такой барьер, который характерен лишь для тех людей, которые боятся сложности в общении и имеют мало опыта.

Барьер «возраста» — возникает в самых разных областях человеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми, между людьми разных поколений.

Человек, который внешне бес причины начинает негативно относиться к тому или иному человеку, либо из-за первого впечатления или по каким-то другим причинам. Но, в итоге появляется барьер предвзятости и беспричинной негативной установки.

Решение проблемы «барьеров» общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия «барьеров» и обширностью области их проявлений.

Существует куча приёмов увеличения эффективности общения, избегания коммуникативных барьеров. Назовем лишь некоторые из них.

Приём «терпеливый слушатель» исходит из терпеливого и внимательного выслушивания проблем читателя.

Приём «зеркало отношений» состоит в приятной улыбке и приятном выражении лица.

32 стр., 15603 слов

Социально-психологические аспекты общения посредством Интернета

... их в любой момент. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста , которое выражается в создании специальных значков ... непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных такими характеристиками партнеров по коммуникации, которые выражены в их внешнем ...

Приём «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, содействующих эффекту внушения.

Приём «имя собственное» построенный на звучании вслух имени-отчества читателя, с которым беседует работник.

Конфликт — это столкновение, начинается там, где встречаются разные желания, различные альтернативы, мотивации, манеры поведения.

Приведем основных причины отступления от этих правил (появление конфликтных и стрессовых ситуаций):

  • Ю незнание правил библиотеки;
  • Ю незнание правил общения (неумение общаться);
  • Ю незнание или неправильное понимание своей социальной роли и роли партнёра по общению;
  • Незнание правил общения или неумение общаться — самая главная и серьёзная проблема библиотечного обслуживания. Для библиотекаря важно умение общаться, ведь в этом и заключается его профессиональная необходимость.

Способы предотвращения или появления таких конфликтов очень просты, но, к сожалению, их не всегда применяют, в итоге эта причина становится поводом для недопониманий.

Если же общаться не умеет библиотекарь, то библиотечное обслуживание, которое можно рассматривать как процесс общения, становится неэффективным, бессодержательным, нерациональным, бессмысленным.

Когда в обслуживания выясняется, что общаться не умеет пользователь, то этот минус могут устранить квалифицированные действия библиотекаря, который умеет не только устанавливать, но и сохранять «контакт», слушать, задавать вопросы, т.д.

Конфликты разнообразны по методам своего существования, по причинам и областям их появления. В библиотечной профессии выделены лишь два основных вида конфликтов: между читателем и библиотекарем, и библиотекарями, то есть в коллективе.

В обстановке библиотечного общения лучше стараться уходить конфликтных ситуаций.

Другими словами, слово «избегать» в данном случае не значит уходить от разрешения назревших проблем, а значит не создавать и не вызывать своим поведением.

Разрешение конфликта является успешным тогда, когда обе конфликтующие стороны удовлетворены и могут в последующем общении мирно взаимодействовать.

2.2 Условия общения и затруднения в общении

  • В целом условия общения могут характеризоваться как благоприятные, неблагоприятные и нейтральные.

К благоприятным следует отнести дружелюбную атмосферу, удобство, высокую квалификацию библиотекаря и т.д.

К неблагоприятным — отсутствие места для занятий, невнимательность персонала и т.п.

Библиотечное обслуживание, как и любое другое общение выделяет следующие средства общения: языковые, жестовые, предметные, родовые, символические. Все они осуществляются и в библиотечном общении. Главным средством общения является, конечно же язык.

Исследователи выделяют следующие типы барьеров общения:

  • Ю связанные с неумением строить свое поведение в разных ситуациях;
  • Ю связанные с личностным непониманием друг друга;
  • Ю обусловленные неумением выбирать адекватную форму обращения.

О значимости языкового общения можно рассуждать, руководствуясь некоторыми вычислениями. Психолог В. Леви считает, что 70 % времени человека связанно с речью; 45 % — мы слушаем; 30 % — говорим вслух; 15 % — читаем; 10 % — пишем.

Таким образом, общение читателя и библиотекаря идет через слово. Но много значат для нас — жест, улыбка, выражение глаз (мимика).

Первая группа барьеров связана с ошибками в восприятии друг друга.

Ошибочная оценка внешности (например, утрирование значения какого-то модного элемента — косички у молодого человека, пирсинга и т.п.), мотив поступка и т.п. могут привести к барьеру в общении.

Преодолеть такие барьеры можно лишь тогда, когда научишься понимать, другого человека. Нужно формировать у себя широту взглядов, искреннее отношение к людям, душевную открытость.

Вторая группа барьеров связана с неумением строить общение.

Преодоление такого рода барьеров — задача библиотекаря. Именно он считается ответственным за атмосферу в библиотеке, за эффективность и оперативность обслуживания.

Анализируя, барьеры и конфликты в общении, раскрыли: понятие барьеры — многочисленные причины, которые служат причиной конфликтов или содействуют им.

Виды барьеров: замещающе-искажающий барьер — искажение информации, которая проходит через одного человека, семантический барьер — это, прежде всего, проблема жаргонов и сленгов.

Стилистический барьер, который проявляется при расхождении стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи, а также при психологическом состоянии реципиента, барьер непонимания — когда логика рассуждения, предложенная коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства и другие.

Виды приемов, которые увеличивают эффективность общения, избегания барьеров:

Приём «терпеливый слушатель» исходит из терпеливого и внимательного выслушивания проблем читателя.

Приём «зеркало отношений» состоит в приятной улыбке и приятном выражении лица.

Приём «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, содействующих эффекту внушения.

Приём «имя собственное» построенный на звучании вслух имени-отчества читателя, с которым беседует работник.

Раскрыли понятие «конфликт» — это столкновение, начинающийся там, где встречаются разные желания, различные альтернативы, различная мотивация, разные манеры поведения.

Причины отступления от правил: незнание правил библиотеки, незнание или неправильное понимание своей социальной роли и роли партнёра по общению, незнание правил общения (неумение общаться).

Анализируя условия и затруднения в общении — раскрыли каким может быть общение: благоприятным — следует отнести дружелюбную атмосферу, удобство, высокую квалификацию библиотекаря, неблагоприятным — отсутствие места для занятий, невнимательность персонала и нейтральным.

Подвели статистику общения: 70 % времени человека связанно с речью; 45 % — мы слушаем; 30 % — говорим вслух; 15 % — читаем; 10 % — пишем.

Выявили трудности в общении: связанные с личностным непониманием друг друга, с неумением строить свое поведение в разных ситуациях, обусловленные неумением выбирать адекватную форму обращения, т.д.

Заключение

В ходе работы целью исследования являлось: изучить библиотечное общение, основные принципы, ошибки допускаемые библиотекарями при общении с читателями, изучить влияние библиотечного общения на эффективность работы библиотекаря.

В задачи исследования входило:

1) раскрыть термин «библиотечное общение» и его влияние на эффективность работы библиотекаря;

2) изучить какие бывают барьеры и стороны библиотечного общения.

В результате работы изучили: Глава 1. Библиотечное общение, которая в свою очередь подразделяется еще на разделы:

1.1.Понятие библиотечного общения — раскрыли:

  • «Библиотечное общение — это взаимодействие библиотекарей и пользователей, вызванное информационными потребностями и выделили три версии библиотечного общения: между библиотекарем;
  • между читателем и библиотекарем;
  • между самими читателями.

1.2.Компоненты библиотечного общения — выявили: две взаимопроникающие стороны: психологический и этический;

— Проблемы библиотечного общения: вопрос о характере общения, осмысления роли эмоций, роль психолого-педагогического такта библиотекаря в ходе общения, возможности преодоления конфликтов и трудностей в общении, роль личностных качеств библиотекаря и читателя в ходе библиотечного общения.

Требования к библиотечному общению: осознание библиотекарем независимости личности читателя; выполнение требований профессиональной этики в общении с ним; выполнение библиотекарем профессиональных этнических норм.

Раскрыли «Кодекс этики российского библиотекаря — представляет собой свод этических принципов и правил поведения, которыми должны руководствоваться библиотекари.

Функции: стимулирование размышлений о принципах, на основе которых библиотекари могут формировать общие этические нормы, решать сложные вопросы, совершенствование профессионального самосознания, обеспечение прозрачности и открытости для пользователей и общества в целом.

Что предполагает этикетная норма обращения: что обращение к взрослому читателю по имени или отчеству (следует посмотреть в формуляр читателя), а подростку, юноше, безусловно — на «вы».

Понятие «эмоция» — это способность отвечать на сигналы эмоционального состояния другого человека, умение изучать окружающий мир другого человека.

Выделив наиболее специфичные виды эмоций: альтруистические (из желания помочь), коммуникативные (потребность в передаче информации), гностические (потребность познания), гедонические (потребность в комфорте).

Определили каким может быть общение по глубине проникновения в проблемы партнеров:

Оптимальное общение — осознанное общение, продуманное библиотекарем как профессиональная деятельность.

Свернутое общение — официальное общение, проявляющееся в самых простых актах (в библиотеке это — прием передача), общение, не имеющее аргументированных установок.

1.3.Интерактивная и перцептивная стороны общения — раскрыли понятия:

Интерактивная сторона общения — термин, который обозначает характеристику компонентов общения, связанных с взаимодействием людей, напрямую связанные с организацией их общей деятельности.

Межличностное взаимодействие — это последовательность развернутых во времени реакции людей на действия друг друга.

Выявили причины возникновения конфликтов: предметно-деловые разногласия и несовпадение личностно-прагматических интересов.

Глава 2. Условия и проблемы библиотечного общения, которая тоже подразделяется на разделы:

2.1. Барьеры и конфликты в общении — раскрыли: термин барьеры — многочисленные причины, которые служат причиной конфликтов или содействуют им.

Разновидности барьеров: замещающе-искажающий барьер — искажение информации, которая проходит через одного человека, семантический барьер это, прежде всего, проблема жаргонов и сленгов, стилистический барьер — который проявляется при расхождении стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи, а также при психологическом состоянии реципиента, барьер непонимания — когда логика рассуждения, предложенная коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства и другие.

Разновидности приемов, которые увеличивают эффективность общения, избегания барьеров:

Приём «имя собственное» построенный на звучании вслух имени-отчества читателя, с которым беседует работник.

Приём «зеркало отношений» состоит в приятной улыбке и приятном выражении лица.

Приём «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, содействующих эффекту внушения.

Приём «терпеливый слушатель» исходит из терпеливого и внимательного выслушивания проблем читателя.

Раскрыли понятие «конфликт» — это столкновение, начинающийся там, где встречаются разные желания, различные альтернативы, различная мотивация, разные манеры поведения.

Причины несоблюдения правил: незнание правил библиотеки, незнание или неправильное понимание своей социальной роли и роли партнёра по общению, незнание правил общения.

2.2. Условия общения и Затруднения в общении — раскрыли каким может быть общение: благоприятным — следует отнести дружелюбную атмосферу, удобство, высокую квалификацию библиотекаря, неблагоприятным — отсутствие места для занятий, невнимательность персонала и нейтральным.

Подвели статистику общения: 70 % времени человека связанно с речью; 45 % — мы слушаем; 30 % — говорим вслух; 15 % — читаем; 10 % — пишем.

Выявили сложности в общении: связанные с личностным непониманием друг друга, с неумением строить свое поведение в разных ситуациях, обусловленные неумением выбирать адекватную форму обращения, т.д.

Современный библиотекарь-специалист обязан владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером и другой техникой; а также важно знать точные потребности и интересы не только своих читателей, но всего местного сообщества, т.д.

Знания и навыки, полученные библиотекарями помогут им в дальнейшем общении с читателями, а предлагаемые новые технологии могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/kultura-obscheniya-v-biblioteke/

1. Богданова, И.А. Библиотечный диалог [Текст]: аспекты речевого общения: учеб. — метод. пособие / И.А. Богданова. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2006. 120 с.

2. Бородина, В. А. Библиотекарь-психолог [Текст] / В.А. Бородина. — Санкт-Петебург: СПбГУК, 2003. — 68 с.

3. Бородина, В.А. Общение библиотекаря с читателями в условиях ЦБС Текст В.А. Бородина. — Санкт-Петербург, 2001 — 36с.

4. Ветчанова, О. В. Общение в детской библиотеке [Текст]: проблемы и пути их решения / О. В. Ветчанова // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2010. — №7. — С. 55-67.

5. Голубева, Н.Л. Пространство сближения [Текст] / Н.Л. Голубева // Библиотечное дело. — 2010. — №12 — С. 12 — 13.

6. Езова, С. А. Библиотечное общение как феномен исследования: монография / С. А. Езова. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2007. — 160 с.

7. Езова, С.А. Грани библиотечного общения [Текст] / С.А. Езова. — Москва: Профиздат, 2003. — 160 с.

8. Езова, С. А. Компетентностно -ориентированные оценочные средства коммуникативной компетенции будущих библиотекарей [Текст] / С. А. Езова. — Москва, 2015. — С. 178-180.

9. Езова, С. А. О библиотечных коммуникативных практиках [Текст] / С. А. Езова. — Москва, 2013. — С. 250-252.

10. Езова, С. А. Общение и этика библиотекаря [Текст]: сборник статей / С. А. Езова. — Улан-Удэ, 2013. — 115 с.

11. Езова, С. А. Плюсы и минусы библиотечного общения в Интернете Текст С. А. Езова. — Москва, 2013. — С. 66-69.

12. Езова, С.А. Приглашение в мир общения [Текст] / С.А. Езова // Школьная библиотека. — 2013. — №1 — С. 38 — 39.

13. Езова, С. А. Профессиональное общение: новые нюансы и аспекты Текст: научно-практическое пособие / С. А. Езова. — Москва: Либерея-Бибинформ, 2013. — 94 с. — (Библиотекарь и время. XX век: 100+100 выпусков № 136).

14. Зотов, М.Д. Кодексы этики как механизм управления нравственным развитием государственных гражданских служащих в условиях современной России [Текст] / М.Д. Зотов. — Москва, 2013. — 30 с.

15. Костин, М.И. Основные принципы взаимодействия читателя и библиотекаря [Текст]: опыт НОЮБ / М. Костин. — Москва, 2014. — С. 48-50.

16. Мелентьева, Ю.П. Чтение, читатель, библиотека в изменяющемся мире [Текст] / Ю.П. Мелентьева. — Москва: Наука, 2007. — 355 с.

17. Мельников, Н. Библиотечное общение в свете ИТ [Текст] / Н. Мельников Библиотечное дело. — 2010. — № 12 — С. 6 — 7.

18. Ромм, А.В. Знание и соблюдение кодекса профессиональной этики Текст А.В. Ромм. — Новосибирск, 2012. — С. 4-8.

19. Тихомирова, И.И. В поисках истины [Текст] / И.И. Тихомирова // Библиотечное дело. — 2010. — №20 — С. 9 — 11.

20. Тихомирова, И.И. Чтение как диалог и основа библиотечного общения Текст И.И. Тихомирова. — Санкт-Петербург: Российская нац. б-ка, 2013. — С. 96-103.

21. Трушина, И. Зачем нужен кодекс кодекс этики? [Текст] / И. Трушина // Библиотечное дело. — 2009. — №22 — С. 28 — 32.

22. Трушина, И. Кодекс десять лет спустя [Текст] / И. Трушина // Библиотечное дело. — 2009. — №22 — С. 32 — 34.

23. Трушина, И.А. Кодекс этики ИФЛА для библиотекарей и других информационных работников [Текст] / И.А. Трушина // Информационный бюллетень РБА. — Санкт-Петербург, 2011. — № 65. — С. 119-120.

24.Туранина, Н.А., Капустина, Т.А. Культура общения специалиста библиотеки [Текст]: проблемы и пути их решения / Н.А. Туранина, Т.А. Капустина // Культура и образование. — 2014. — № 7 — С.3-4.