Размышление о профессии школьного библиотекаря

Идти вперед – значит потерять покой,

остаться на месте – значит потерять себя.

С. Кьеркегора, философ, писатель

Как-то по телевизору я услышала фразу: «Библиотекарь — одна из умирающих профессий на земле». Умирающая профессия?! А как же «врачеватели душ человеческих», «священные служители храма знаний»! Нет, я не согласна быть исчезающим видом.

Профессия библиотекаря только на первый взгляд кажется легкой и простой. Это особый мир, сложный механизм. Я не просто библиотекарь, я – ШКОЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕКАРЬ. А это особый вид библиотечного сообщества. Так какой же он, современный школьный библиотекарь? Почему я была, есть и буду?

Библиотекарь – очень древняя профессия, ей более четырех с половиной тысяч лет! В былые времена на должность библиотекаря назначались ученые люди, академики. Были библиотекарями: баснописец И.А. Крылов, математик Н.И. Лобачевский, писатели братья Вильгельм и Якоб Гримм, поэты А. Ахматова, И. Гете и другие.

Так что же означает «быть библиотекарем?». Чаще всего можно услышать ответ одной фразой: «выдавать книги». Оказывается, так все просто! В большинстве своём люди считают, что уж в таком месте как библиотека любой сможет работать. А посему искренне удивляются тому, что библиотечная профессия требует специальной подготовки и большой эрудиции. Я убеждена, что библиотекарем нельзя стать, им надо родиться, впрочем, как и актером, музыкантом, художником. Это призвание.

Ежедневно библиотекарь не только должен обслужить своих читателей на абонементе, в читальном зале, оформить красочно книжную выставку, провести библиотечный урок, викторину, конкурсы, подготовить массовое мероприятие, принять новую партию книг и выполнить много другой работы, всего здесь не перечислишь, но и быть тонким психологом. Уловить настроение своего читателя, помочь решить его проблемы. Часто именно библиотекарю дети раскрывают свои маленькие секреты, библиотекарь не ставит оценок, дети чувствуют себя раскрепощенно и свободно. И вот ты связан со своим читателем — другом ниточкой тайны, ты улавливаешь настроение его по глазам, по тому, как он входит в библиотеку. Благодарные, они часами могут общаться с тобой, пока не позовут их в класс.

Я люблю свою профессию, дорожу своей библиотекой. Мне нравятся чинные ряды стеллажей с книгами, запах новых книг. Не представляю свою жизнь без пытливых, любознательных глаз моих читателей: курносых, вихрастых первоклашек, веселых, шумных, неугомонных девчонок и мальчишек начальных классов, редких, а потому очень долгожданных учеников среднего звена и спокойных, вежливых старшеклассников.

9 стр., 4176 слов

Роль семьи в выборе профессии ребенка в подростковом возрасте

... влияние на выбор подростками профессии 3. Раскрыть профессиональное консультирование семьи в выборе профессии ребенка ... Проблема выбора профессии возникает в старшем школьном возрасте, включающем ... к взрослым (родителям и учителям в ... выбора профессии, профессиональной ориентации, начала трудовой жизни, жизненных путей молодежи посвящены многие научные исследования последних лет, научные статьи и книги ...

А эти школьные переменки! Когда за пять – десять минут нужно обслужить всех пришедших читателей, нетерпеливых, спешащих на уроки. Не упустить из виду робкого первоклашку, строго посмотреть на задолжавшего книгу ученика, пропустить через принтер реферат старшекласснику, улыбнуться, сделать комплимент девочке с красивым бантом на макушке. А порой прибегает целый класс из 30 человек, им одновременно нужна одна и та же книга, которую задали прочитать к уроку литературы. И вот ты как регулировщик на дороге, умело разводишь заторы, каждый получает свою книгу и довольный уходит.

Мне доставляет особое удовольствие видеть своих читателей в библиотеке во внеурочное время. Многих из них я знаю по именам, знаю их читательские интересы. Вот заходят привычно, как себе домой, ученики 5А класса, не читать, нет – делать домашнее задание, а вот стайка первоклашек рассматривает красочные картинки из журнала «Мурзилка». За библиотечным компьютером можно часто видеть, как работает семиклассник Фанзиль, его интересует история олимпийских игр. Внимательно рассматривает Большую Российскую энциклопедию десятиклассник Эмиль. Могу ли я представить себя без них, моих милых и любознательных читателей! Нет, конечно. Я считаю, что только доброжелательная атмосфера, уют делают школьную библиотеку любимой и необходимой для ребят и педагогов.

Научно-технический прогресс не прошел мимо нашей библиотечной жизни. Сегодня в школьной библиотеке есть компьютер и сеть Интернет — виртуальное хранилище информации. Поэтому мне приходится не только руководить детским чтением, «сеять доброе, разумное, вечное», но и становиться посредником между огромными информационными ресурсами сети и своими читателями. Я могу себя назвать навигатором в этом виртуальном складе разнообразной информации, потому что учу своих пользователей искать, находить и критически оценивать полученную информацию. И теперь начинаешь понимать, что без знания современных компьютерных технологий, не повышая свой профессиональный уровень, не овладевая последними достижениями техники, можешь остаться за бортом своей профессии. А ещё хуже — исчезнуть как ненужная рептилия. Так не случайно на ум приходят слова Николая Заболоцкого: «Не позволяй душе лениться, Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!».

В образовательных учреждениях на смену простого библиотекаря приходит новая должность «педагог – библиотекарь». Библиотекарю в школе дан педагогический статус. И это очень правильно. Библиотекарь, работающий в школе, воспитывающий, просвещающий, приучающий к чтению, дающий детям азы информационной грамотности, должен стать на один уровень с педагогами. Библиотекарь работает с детьми, находятся в гуще событий школьной жизни. Выступает на педсоветах, родительских собраниях, изучает вместе с педагогами новые формы и методы обучения. Современный библиотекарь сейчас универсал: он и педагог, и психолог, и литературовед, и языковед, и технарь.

Считаю, что нужно в корне менять имидж библиотекаря, поднимать его человеческий и профессиональный статус. Меня всегда задевало за живое то, каким часто представляют в книгах, кинофильмах образ библиотекаря: часто пожилая, всеми забытая, спокойная, укрытая шалью, тихо говорящая женщина с неустроенным женским счастьем, маленькой зарплатой.

12 стр., 5643 слов

Роль школьной библиотеки в формировании информационной культуры учащихся

... Теоретическая значимость работы: наша работа расширяет и углубляет теоретические библиотековедческие представления о возможностях школьных библиотек в стимулировании процесса развития информационно-компетентной личности. Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть использованы в работе школьных библиотек при ...

Современный библиотекарь – это красиво, опрятно одетая, уверенная в себе, приятная в общении, добрая, внимательная женщина. Думаю, что вскоре среди нас, женщин – библиотекарей, появятся и мужчины. Современная библиотека, оснащенная новыми компьютерными технологиями, оцифрованными книгами, доступными интернет ресурсами, потребует их присутствия.

Да, время не стоит на месте, мы живем в эпоху, больших технических преобразований во всех отраслях нашей жизни. В наше время уже существуют библиотеки без стен, библиотеки, совмещенные с кафе, с магазинами, существуют читальные залы под открытым небом, ночные библиотеки. Думаю, будет прогресс и в школьных библиотеках. Какая она будет твоя библиотека, будет ли она востребована, будешь ли ты окружен своими друзьями, единомышленниками, любимыми читателями, зависит от твоих личных и профессиональных качеств. Ты должен обладать большим кругозором, быть эрудированным, трудолюбивым. Только творческие натуры, стремящиеся самопознанию, самосовершенствованию могут быть востребованными сегодня в нашей профессии. Я благодарна своим читателям, искренним любителям книг, помогающим мне быть в курсе книжных новинок, моим продвинутым пользователям Интернета, помогающим мне осваивать новые компьютерные программы. Не секрет, что дети быстрее взрослых осваивают технические новшества, не грешно поучиться у них.

Вот уже больше 20 лет я отдала любимому библиотечному делу и ни разу не пожалела о своем решении стать библиотекарем. И сегодня с гордостью могу сказать: «Да, я люблю свою работу». Она приносит мне удовлетворение и радость, она не дает останавливаться на месте, благодаря ей, я развиваюсь как личность. Вспоминаются стихи замечательной поэтессы

Н. Мирошниченко:

Друзья мои, хочу я вам сказать: Хоть мы живём в эпоху атомного века, Ни зал компьютеров, ни выход в Интернет Не смогут заменить общенье с человеком Недаром говорят, кто в этом знает толк: Коль одолела хворь телесная, беги в аптеку. А если вдруг душа болит,

Спеши, мой друг, в библиотеку!

Профессия библиотекаря — одна из самых древних профессий на земле. Она будет существовать, пока существует цивилизация, и будет востребована и необходима. Я уверенна, всегда будет открываться дверь библиотеки и любознательный читатель спросит: «А что у вас сегодня есть новенького?».