Барьеры в межличностном общении, их преодоление

Курсовая работа

Всю нашу жизнь мы проводим среди людей, общаемся с ними и взаимодействуем. Именно общаясь с окружающими нас людьми, мы развиваемся, получаем новую информацию, обмениваемся чувствами и эмоциями. Но при этом человеческое общение – это сложный и многогранный процесс, в ходе которого порой возникают определенные трудности, мешающие людям эффективно общаться и понимать друг друга. Барьеры межличностного общения – это те факторы, которые отрицательно влияют на существование человека в обществе, его развитие, уверенность в себе и самоопределение, поэтому проблема барьеров всегда интересна и актуальна для любого человека. С каждым случается такая ситуация, когда по различным причинам мы не можем или не хотим разговаривать, взаимодействовать с тем или иным человеком, что зачастую затрудняет наше положение в обществе. И особенно значимо, когда такой разлад происходит между близкими людьми, для которых общение друг с другом является незаменимым фактом их существования. Для достижения гармонии в общении с другими людьми, а значит и с самим собой, необходимо понимать причины возникновения коммуникационных барьеров и, соответственно, научиться преодолевать их. Знание коммуникативных барьеров, знание путей их преодоления может значительно облегчить межличностное общение.

Данная тема интересна не только нам, обычным людям, но и ученым. Она разрабатывалась многими психологами, как отечественными, так и зарубежными. В частности, общими проблемами общения занимаются Р. Вердербер и К. Вердербер, Ф. Г. Зимбардо. Косвенно тема общения затрагивается в трудах многих классиков психологии как необходимый фактор социализации и политизации личности.

Я считаю, что проблема общения важна и актуальна, так как она касается любого человека в обществе. В связи с этим была выбрана тема курсовой работы – «Барьеры в межличностном общении, пути их преодоления».

Цель работы – проанализировать барьеры межличностной коммуникации, а также рассмотреть пути их преодоления.

Задачами курсовой работы являются:

  • изучить проблему общения в психологии;
  • проанализировать основные подходы к проблеме барьеров межличностной коммуникации;
  • рассмотреть основные виды барьеров межличностной коммуникации и пути их преодоления.

1. ПРОБЛЕМА ОБЩЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

12 стр., 5607 слов

Библиотечное общение

... работы библиотекаря; 2) изучить какие бывают барьеры и стороны библиотечного общения. Объект исследования: библиотечное общение. Предмет исследования: исследование основных принципов работы в библиотеке. ... в ходе общения, возможности преодоления конфликтов и трудностей в общении; Таким образом, курсовая работа ... владеть навыками межличностного общения: уметь слушать ... общей, возрастной психологии; уметь ...

Общение в социальной психологии рассматривается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) [2].

В зависимости от содержания, целей и средств, психологи разделяют общение на несколько видов. По содержанию оно может быть представлено как материальное (обмен предметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенное физическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или, напротив, испортить его; возбудить или успокоить друг друга, а, в конечном счете, – оказать определенное воздействие на самочувствие друг друга.

Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении. В качестве примера такого общения можно назвать случаи, когда один человек желает добиться того, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы у кого-либо сложилась определенная установка к действию, актуализировалась некоторая потребность. Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. В этом случае от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности

Общение представляет собой один из ведущих факторов возникновения и существования как личности отдельного человека, так и культуры в целом. При этом общение само по себе является культурным феноменом жизнедеятельности человека, поскольку является условием и средством познания, сохранения, трансформирования и созидания духовных и материальных ценностей культуры. В связи с этим вполне объясним интерес к проблеме общения различных областей человекознания.

Развитие человека, само существование индивида как личности, его связи с обществом вне процесса общения с другими людьми невозможно представить вне связи с общением. В современных условиях к числу «существеннейших всепронизывающих и коренных недостатков можно отнести глубинную необщительность каждого из нас и всех нас, вместе взятых, как совокупности. Только определенная мера такой общительности и существенной открытости оправдала бы собою определенную, ей адекватную, меру нашей развитости: нравственной, художественной и особенно – познавательно-технической» [3, с. 110]. Общение включает в себя все разнообразие духовных и материальных форм бытия человека и является при этом его насущной потребностью. Поэтому вполне закономерно, что изучению проблем общения уделяется значительное внимание в исследовании отечественных и зарубежных ученых, представляющих различные направления.

7 стр., 3012 слов

Заключение о дружбе человека и собаки. -рассуждение собака друг ...

... располагает к себе животных. Неудивительно, что дети в школе пишут сочинение «Собака - лучший друг человека». Ведь о можно привести множество примеров такой дружбы, как общеизвестных, ... помощником и охранником. Собака - животное, по праву считающееся лучшим другом человека. Человек и собака. Истории самой бескорыстной дружбы Собака - верный друг и преданный помощник человека. Она доказала это ...

Категория «общение» является базовой для социально- психологической теории. Существует множество подходов к обоснованию этого положения.

1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);

2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации);

3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания);

4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);

5) «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения);

6) «семиотический» (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой);

7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками).

Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах: как 1) освоение личностью социокультурных ценностей и как 2) ее самореализацию в качестве творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с другими людьми.

Множественное понимание общения – в широком и в узком смысле слова – вытекает из самой логики понимания связи межличностных и общественных отношений. В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию контакта двух или более людей. Формы контакта: 1) простое присутствие, 2) обмен информацией, 3) совместная деятельность, 4) равная обоюдная или асимметричная активность.

Таким образом, можно отметить, что проблема общения в социальной психологии является актуальной, психологи её рассматривают с различных точек зрения, анализируют её различные стороны. Несмотря на расхождения в определении и понятии общения, все исследователи сходятся в той мысли, что общение представляет собой определённое взаимодействие людей, которое имеет определённые цели и содержание.

2. КОММУНИКАТИВНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ

В процессе межличностного общения иногда возникают барьеры, которые препятствуют взаимопониманию. Под барьерами общения подразумевают те многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. Ведь у партнеров по общению часто разные, в нередко и противоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения, разное самочувствие. Актуальность проблемы «барьеров» общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений «человек-человек». Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и т. п. невозможно аффективное осуществление деятельности при затрудненных взаимоотношениях. Разработка и решение проблемы «барьеров» имеет практическое значение для повышения эффективности общения и совместной деятельности. Распознавание «барьеров» на ранних этапах их проявления способствует оптимизации совместной деятельности.

2 стр., 914 слов

Роль речевого общения в развитии речи детей

... быть хорошим необходимо поощрять правильные поступки ребенка и положительные качества, а не осуждать недостатки ребенка. Развитие речи детей в процессе общения со сверстниками В дошкольном возрасте мир ребенка уже не ограничен только семьей. Теперь ...

Решение проблемы «барьеров» общения предполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия «барьеров» и обширностью сферы их проявлений. Все эти требования достаточно успешно решаются в русле личностного подхода. Дело в том, что процесс общения — это, прежде всего взаимоотношение индивидов, каждый из которых обладает специфическим набором индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей. В связи с этим в проблематике вопроса «барьеров» общения необходимо учитывать личностный аспект, как определяющий индивидуально-избирательные отношения данной личности к действительности.

Психологические барьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаются самим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человек перестает ощущать неверность своего поведения, и уверен, что общается нормально. Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.

Выделим основные барьеры общения:

2.1. Коммуникативные барьеры общения

В современной социальной психологии выделяется целый ряд барьеров межличностной коммуникации. Коммуникативными помехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение; неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная и переданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитный барьер. Случается, что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение (проблема состоит в том, что передатчик может даже не обнаружить, что его сигнал вызвал неверную реакцию).

Здесь можно говорить о замещающе — искажающем барьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может быть незначительным. Но когда она проходит через несколько человек – ретрансляторов, искажение может быть существенным. Также этот барьер называют «барьер отражения». Значительно большая возможность искажения связана с эмоциями — эмоциональные барьеры. Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своими чувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильным эмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации, которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение и вторичное (эмоциональное).

Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурного различия и барьеров отношения. Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он может возникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь, речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов. Существует также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё «поле значений», характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как «красота», «долг», «естество», «приличие» и т. д. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер непонимания. Не меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как оно будет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети не воспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, с тем чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения. Наконец, можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской» психологической логики, о «детской» логике и т. д. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.

5 стр., 2005 слов

Общение в сестринском деле

... 5.Общение в сестринском деле. Коммуникативные барьеры в процессе общения. 1. Информационные барьеры: механический ... барьеры: разный статус собеседников; ролевые ожидания (неудовлетворенные надежды человека на определенную роль в ... в системах значений участников общения — это проблема жаргона и сленга. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры ... не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями ...