Историю возникновения и развития искусства Древнего Египта можно проследить на огромном протяжении времени — свыше четырех тысяч лет. Однако, о происхождении самих древних египтян науке мало что известно. Одни ученые — египтологи — считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление к оригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта — родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но к IV тыс. до н.э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность, и возникли первые государственные образования. Уже благодаря этому изучение египетского искусства представляет большой интерес.
Египетское искусство интересно и важно своими прекрасными памятниками. Египет первым в мире дал монументальную каменную архитектуру. Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели обработкой камня, которым была так богата страна. Об этом явно свидетельствуют созданные ими гигантские гробницы фараонов — пирамиды, обширные колонные залы храмов, высеченные из цельных глыб камня огромные обелиски, колоссальные монолитные статуи, доходящие до 1000 тонн веса.
Огромной заслугой египетского искусства было освещение внутреннего мира человека, его чувств и переживаний Оно впервые в мире привлекло внимание к такому глубокому чувству, как материнство, и высоко подняло его, закрепив облике Исиды с младенцем Гором. Созданный искусством образ Исиды-матери был так распространен в широких массах население до конца истории Египта, а впоследствии, сыграл несомненную роль в сложении христианской иконографии.
Актуальность данной работы в том, что Культура Древнего Египта важна для современности, так как человечеству необходимо знать о своих древнейших корнях для лучшего понимания мировой культуры. Древнеегипетская цивилизация погибла, но, как и хотели древние египтяне, стала бессмертной. Египет наравне с Шумером (Междуречье) — древнейший в мире очаг человеческой культуры. Поэтому вполне понятен интерес всей мировой науки к этим двум странам. Именно в этом в основном заключается всемирно-историческое значение многовековой творческой деятельности трудолюбивого и талантливого народа, населявшего долину Нила к северу от первого нильского порога.
Реферат мир искусства
... что среди них не было ни одного равнодушного к «провинциальной» теме. Художники группы «Мир искусства» были по-своему увлечены образами русской «глубинки». Настала пора ... "Вечер"). ^ российский живописец, член "Мира искусства", "Ослинный хвост", "Маковец", основатель "Цеха живописцев". После революции оъединение художников "мир искусства" распалось на петроградскую и московскую группы, а в ...
Объектом исследования является культура искусство Древнего Египта: сюжетный круг, религия, культ, мифология, магия.
Предмет исследования — культура и искусство Древнего Египта.
Цель исследования — изучение культуры и искусства Древнего Египта.
Задачи исследования:
- Дать общую характеристику искусству и культуре Древнего Египта.
- Проанализировать труды отечественных и зарубежных исследователей.
культура искусство древний египет
1. Сюжетный круг, религия и культ Древнего Египта
1.1 Древнейшие местные культы и следы тотемизма
Большинство исследователей признает, что древнейшей формой религии Египта, насколько ее можно проследить по историческим памятникам, было почитание местных номовых божеств-покровителей. Номы были, несомненно, остатками древних племен, объединенных в конце четвертого тысячелетия до н.э. под общей властью царя. Однако культ номовых богов оказался чрезвычайно устойчивым: он держался до самого конца истории Древнего Египта, уже сочетаясь с поклонением общеегипетским божествам.
В этих местных номовых культах сохранялись глубоко архаические черты. Каждый ном чтил свое священное животное, связывавшееся так или иначе с местным богом: последний изображался нередко или в виде этого животного, или в смешанном, зооантропоморфном образе. [3]
Так, в самом южном номе — Элефантине почитали барана, в Дендере — корову, в Сиуте — шакала, в Гермополе — ибиса и павиана, в Файюмском оазисе — крокодила, в Бубастисе — кошку. Покровительницей Нехена, откуда исходило древнейшее объединение Южного Египта, считалась богиня-коршун, а рядом в Нехебе чтили водяную лилию. Древнейший центр объединения Северного Египта — Буто почитал священную змею, а соседняя община Пе — пчелу. Иероглифы, изображающие четыре последних существа, впоследствии стали символизировать объединенный Египет.
.2 Общеегипетские боги и земледельческие культы
Древнейшим из общеегипетских богов был сокол Гор, которому вначале поклонялись в Иераконполе и в Эдфу. Вышедшие из этой области цари, «почитатели Гора», были первыми объединителями Египта (1-я и 2-я династии; конец четвертого тысячелетия до н.э.); они и превратили свое племенное божество в общеегипетского бога солнца. Со времени перенесения столицы царства в Мемфис (3-я династия; около 3000 г. до н.э.) главным официальным богом Египта становится мемфисский бог Птах, о чем свидетельствует Мемфисский богословский трактат. Приход к власти 5-й династии (около 2700 г. до н.э.), связанной с городом. Оном (Гелиополем), повлек за собой распространение культа местного бога Атума (Ра), превратившегося в верховное божество Египта. Возвышение Фив как центра нового объединения Египта в эпоху 11-й и 12-й династий (около 2100-1800 гг. до н.э.) привело к тому, что местный, дотоле мало кому известный божок Амон занял место во главе всеегипетского пантеона и был сближен с прежним верховным богом Ра (Амон-Ра).
Со времени 26-й Саисской династии (VII в. до н.э.) видное место в культе заняла местная Саисская (может быть, ливийская по происхождению) богиня Нейт.
Но все египетскими богами становились не только те, которые были богами-покровителями политического центра страны и которые имела шансы занять место во главе пантеона. Другие местные божества в связи с объединением страны тоже приобретали себе почитателей за пределами области первоначального поклонения. Как это бывало и в других странах, подобные божества получали определенную функцию и рассматривались как покровители того или иного вида человеческой деятельности, профессии. Так, гермопольский бог Тот (ибис) стал покровителем писцов и ученых, сиутский Анубис — богом загробного царства, латопольская Сохмет — богиней войны, коптосский Мин — покровителем иностранцев и пр. Многие божества были привязаны к космическим явлениям, причем, конечно, возможно, что некоторым из них космические черты были присущи и тогда, когда они еще были чисто местными покровителями. Большинство богов, так или иначе, связывалось с солнцем: гелиопольский Атум-Ра, гиераконпольский Гор, бусирисский Осирис, фиванский Амон, абидосский Анхер, файюмский Собек, гермонтский Менту. С луной были связаны: Тот, Исида, Хонсу. С небом — Хатор, Нут. С землей — Мин, Геб. Впрочем, некоторые из этих богов, как Геб и Нут, не имели связи с местными культами.
«Египет. Искусство периода Древнего царства» учебно-методический ...
... тлению, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура Древнего Египта, с самого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к точному портретному ... один памятник египетского искусства не отражает так ярко основных, характерных черт Древнего Египта, его общественного уклада, с неограниченной деспотической властью обожествленного царя, с представлением ...
вообще относят формирование настоящей зоолатрии к поздней поре истории Египта.
Одним из древнейших пластов комплекса египетской религии являются народные земледельческие верования и обряды. Они известны сравнительно плохо, так как в египетских письменных источниках отразилась, естественно, не народная, а государственная религия. Однако и на последнюю влияли народные культы. Следы этого влияния заметны на образах нескольких божеств официального культа: божествами плодородия были, вероятно, вначале коптосский Мин, фиванский Амон, элефантинский Хнум, богиня Дельты Исида и другие. Но центральной фигурой народной земледельческой религии был, несомненно, Осирис. Образ Осириса чрезвычайно сложен, и разобраться в нем нелегко. Будучи вначале местным богом-покровителем Бусириса (Джеду) в Дельте, он в то же время был тесно связан с культом плодородия. Осирис постоянно изображался с растительными атрибутами: с лотосом, в кустах виноградника и т.п. Особенно интересны найденные при раскопках изображения Осириса, делавшиеся в виде силуэта человеческой фигуры из посеянного зерна на слое земли, которую насыпали на особую деревянную раму: проросшие злаки создавали как бы живое изображение бога. На одном характерном рисунке хлебные колосья растут из тела лежащего Осириса, которое орошает из сосуда жрец. Население Египта ежегодно праздновало смерть и воскресение Осириса. Судя по одной надписи, празднества эти (устраивавшиеся по лунному календарю и, следовательно, в разное время года) длились 18 дней и включали в себя ритуальную пахоту и посев, а также обряды с фигурой Осириса, изготовлявшейся из земли и зерна. Осирис выступает в этих обрядах в качестве непосредственного олицетворения хлеба. Существовал миф о смерти и воскресении Осириса (дошедший до нас в отрывках).
По этому мифу, бог Осирис был царем Египта, предательски убит своим братом богом Сетом (Сетхом), тело Осириса было разрублено на куски и разбросано по всем частям страны; сестра-жена Осириса богиня Исида после долгих поисков нашла и собрала куски тела бога и родила от него сына — бога Гора; последний одолел Сета и воскресил своего отца. [3]
Храмовое строительство в древнем Египте в эпоху нового царства
... в течении двух тысяч лет. Свой характерный облик храм приобрёл в период Нового царства. Храм должен был прославлять бога Амона и могущество Египта. Храмовый комплекс Карнака состоял из трёх ... Наиболее яркими архитектурными постройками эпохи Нового царства можно считать храмы в Луксоре, в Карнаке, в Дейр-эль-Бахри, в Мединет-Абу, а также скальные храмы в Абу-Симбеле. Луксор. ...
1.3 Погребальный культ и вера в загробное воздаяние
Тот же классовый смысл получило и характерное, можно сказать, гипертрофированное развитие погребального культа в Египте. Погребения додинастической (то есть доклассовой) эпохи в Египте ничем особенным не выделяются из числа аналогичных памятников в других странах: покойников хоронили в небольших овальных ямах в скорченном виде на боку, с небогатым инвентарем, иногда рассекали тело на части. Но со времени первых династий погребальный ритуал заметно меняется, и прежде всего для царей. Могилы-гробницы постепенно делаются более обширными и сложными, возвышаются над уровнем земли, принимают форму каменной масштабы (невысокой усеченной пирамиды), а с 3-й династии — форму огромной пирамиды. Тело умершего царя стали подвергать сложной операции бальзамирования и превращать в мумию. В дальнейшем мумификации стали подвергаться и тела приближенных фараона, сановников, а позже и людей среднего социального слоя. Сложная техника мумификации, постепенно совершенствовавшаяся, имела целью предохранить тело от гниения и сохранить его возможно более продолжительное время. Насколько хорошо удавалось это жрецам, в руках которых находилось данное искусство, видно из того, что по крайней мере, от эпохи Нового царства (с XVI в. до н.э.) множество мумий прекрасно сохранилось до наших дней.
Царские мумии в эпоху Древнего царства хранились в специально сооружавшихся пирамидах, особенно грандиозных при царях 4-й династии. Мумии знатных лиц хоронили обычно в масштабах. В эпоху Среднего царства — 11-12-я династии — царские пирамиды стали гораздо скромнее по размерам; позже их вообще перестали строить, заменив высеченными в скалах погребальными храмами — гробницами. Люди среднего достатка хоронили своих покойников — по крайней мере в эпоху Нового царства — в общих гробницах, а тела бедняков попросту зарывали в песок.
В эпоху Среднего царства складывается и наиболее характерная идея египетского заупокойного культа — идея суда над душами умерших. Этой идеи еще нет в Текстах пирамид, а в памятниках Среднего царства она уже есть. Судьей душ считался сам Осирис, а помощниками его — боги 42 номов, а также боги Анубис, Тот и адское чудовище, пожирающее осужденные души. На этом страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости от добрых и дурных дел, совершенных им при жизни, определяется судьба его души. Здесь перед нами вера в загробное воздаяние, противоречащая более ранней идее о посмертной жизни как о простом продолжении земной.
Впрочем, эта идея посмертного воздаяния за добрые и злые дела далеко не господствовала в египетских верованиях. Преобладало все-таки представление о возможности обеспечить благополучие души на том свете чисто магическими средствами. Одним из таких средств было употребление самого текста Книги мертвых, в том числе той же 125-й главы, текста, которому самому по себе приписывалось магическое значение. Помимо этого, вместе с Книгой мертвых на грудь мумии и около нее клались и другие колдовские предметы (так называемые ушебти), которые должны были застраховать душу покойного от всяких опасностей. Некоторые формулы Книги мертвых имели целью дать душе покойника способность превращаться в разных животных; другие представляют собой заклинания-обереги. [2]
Древнеегипетский канон в изображении богов и человека
... здесь сложились уникальные каноны изобразительно искусства, сохраняющие отличительные черты на протяжении всей истории Египта. 1. Канон в изображении ... настоящий мир, и поэтому, враги непременно изображались поверженными, а звери пронзенные копьями и стрелами. 4. Среднее царство ( ... поколению. Таким образом, каноны были не просто правилами, а своеобразным сводом законов данным богами. Их нарушение ...
2. Мифология Древнего Египта
Египетская мифология начала формироваться в VI — IV тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, птицах, змеях и так далее.
Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них — «Тексты пирамид» — древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (XXVI-XXIII вв. до н.э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н.э.), «Книга мертвых» — составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Египта.
Привлечение мифологического материала необходимо и при рассмотрении истории Египта, в особенности древних ее периодов; необходима она и при понимании ряда проблем египетского искусства. Но значение египетской мифов еще шире — они дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений на Древнем Востоке, и для исследования идеологии греко-римского мира, и для истории возникновения и развития христианства.
2.1 Космогонические мифы
Судя по данным археологии, в самый древний период египетской истории еще не было космических богов, которым приписывали сотворение мира. Ученые полагают, что первая версия этого мифа возникла незадолго до объединения Египта. Согласно этой версии, солнце родилось от союза земли и неба. Это олицетворение, несомненно, древнее, чем космогонические идеи жрецов из крупных религиозных центров. Как обычно, от уже существующего мифа не отказывались, и образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба ) как родителей бога солнца Ра сохраняются в религии на протяжении всей древней истории. Каждое утро Нут производит на свет солнце, и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве. [3]
Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно.
Жрецы Гелиополя (крупного религиозного центра Древнего Египта) создали свою версию возникновения мира, объявив его создателем бога солнца Ра , отождествленного с другими богами — творцами Атумом и Хепри («Атум« значит «Совершенный», имя «Хепри» можно перевести как «Тот, кто возникает» или «Тот, кто приводит к возникновению« ).
Стили в искусстве Древнего мира: древнеегипетский, древнегреческий ...
... характерные черты этих великих культур. Искусство Древней Греции явилось фундаментом европейской культуры. Предысторией Античного искусства является искусство эгейского мира. Искусство Древнего Египта Египет - одно из древнейших государств мира, а его искусство - один из самых ранних вкладов ...
Атума обычно изображали в облике человека, Хепри в виде скарабея, а это значит, что его культ восходит к тому времени, когда богам придавали облик животных. Любопытно, что у Хепри никогда не было собственного места культа. Как олицетворение восходящего солнца, он был тождествен Атуму — заходящему солнцу и Ра — светящему днем. Придаваемый ему облик скарабея был связан с убеждением, что этот жук способен размножаться сам по себе, отсюда его божественная созидательная сила. А вид скарабея, толкающего впереди себя свой шар, подсказал египтянам образ бога, катящего солнце по небу.
Согласно «Текстам пирамид», Ра — Атум — Хепри создал себя сам, возникнув из хаоса, именуемого Нуном . Нун, или Первоокеан, изображался обычно как необозримое предвечное водное пространство. Атум, появившись из него, не нашел места, на котором ему можно было бы удержаться. Поэтому он в первую очередь создал холм Бен-бен. Стоя на этом островке твердой почвы, Ра-Атум-Хепри приступил к созданию других космических богов. Поскольку он был один, первую пару богов ему пришлось породить самому. От союза этой первой пары произошли другие боги, таким образом, согласно гелиопольскому мифу, появились земля и правящие ею божества. В продолжающемся акте творения от првой пары богов — Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) — родились Геб (Земля) и Нут (Небо).
Они в свою очередь породили двух богов и двух богинь: Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так возникла Великая Девятка богов — Гелиопольская Эннеада.
Иногда небесный свод представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но существовали еще представления, согласно которым небо — это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце днем обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Нил, протекающий по земле, олицетворялся в образе бога Хапи , который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т.д. Плодородием полей ведала богиня — владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.
2.2 Мифы заупокойного культа
Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия — сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы).
Позднее возникают представления о том, что умершие (то есть их ба, душа) днем выходят на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат).
Боги древней Греции
... несчастие внесли эти боги в мир, где воцарился на троне своего отца Крон. 2. Боги древней Греции Уран Уран был ... преданию, время его правления было Золотым веком, когда люди не знали труда и смерти. Крон Крон ... древней государственности. Он покровитель сирот, молящих, путников. Почитают Зевса и как хранителя семьи и рода. Его называли «отец», «всепородитель», «отчий», «родовой»; войны молились ему о ...
Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово «душа», однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125-я глава «Книги мертвых»).
Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символами).
Грешника пожирало страшное чудовище Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, что не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя и так далее, а также «чистый сердцем» («Я чист, чист, чист» — утверждает умерший на суде).
2.3 Земледельческие мифы
Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» он назван зерном, в «Текстах пирамид» — богом виноградной лозы), увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна — Осириса , появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы — как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. (В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после «ночи слез» наполняет реку своими слезами.) [5]
Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хойяк» — начале первого месяц весны «тиби» совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил «великий бой» между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба «джед», символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, — всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой двух групп участников мистерий: одна из них представляла лето, а другая — зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы).
Древние и древнейшие люди
... лесах. Некоторые их популяции и положили, видимо, начало эволюции человека, его предшественникам – австралопитекам. 2. Древнейшие люди. обезьянолюдей. Питекантроп Питекантропы создали из камня первые орудия, ... скребки, сверла. Несомненно, что питекантропы употребляли в качестве орудий палки, сучья. Древнейшие люди мыслили, изобретали. Возникновение труда оказалось могучим толчком к развитию мозга. ...
После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, одна из которых в обеждах верхнего Египта, а другая — Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выстепал в роли Гора — сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящим на троне.
Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, широко распространенных во все периоды египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и зверей, боги-скорпионы, змеебоги действуют в египетских мифах наряду с божествами в человеческом облике. Чем могущественнее считался бог, тем больше приписывалось ему культовых животных, в облике которых он мог представать перед людьми.
В египетских мифах нашли отражение особенности мировосприятия жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его устроении, сложившиеся на протяжении тысячелетий и уходящие своими корнями в первобытные времена. Здесь и попытки найти истоки бытия в биологическом акте творения богов, поиски изначальной субстанции, олицетворенной божественными парами, — зародыш позднейших учений о первоэлементах мира, и, наконец, как одно из высших достижений египетской теологической мысли — стремление объяснить происхождений мира, людей и всей культуры как результат творческой силы, воплощенной в слове бога.
Таким образом, из египетских мифов, в их нерасторжимом единстве с ритуалами, магическими заклинаниями, с общей системой религиозных представлений, мы черпаем сведения не только о духовной жизни египтян, но и об отдельных сторонах их повседневного бытия, начиная от трудовых забот хлебопашца и пастуха и кончая сферой государственной политики.
3. Магия Древнего Египта
Египетская магия, возникнув в додинастические времена стала основой религии. Она существовала в двух разновидностях: с одной стороны, ею пользовались во благо живых и мертвых с другой стороны — она являлась орудием тайных заговоров и призвана наносить вред тем против кого она применялась.
Посвященные считали, что магию даровала людям Исида, чтобы при жизни отводить от них болезни, дурные сновидения и удары судьбы, а умершему, обеспечить безопасную вечную жизнь в загробном мире. Дж. Фрезер подчеркивает, что «все египетские похоронные обряды представляли собой точную копию обрядов, которые Анубис, Гор и другие боги совершили над трупом бога Осириса. На всех похоронах разыгрывалась божественная мистерия, которую в древности исполнили над Осирисом, когда сыну, сестрам и друзьям, собравшимся у его изувеченных останков, с помощью заклинаний и других чар удалось превратить изломанное тело бога в мумию, которую они затем оживили, дав ей возможность начать новую жизнь по ту сторону могилы». [1]
Магия основана на вере человека в способность воздействия на вещь посредством обращения к сверхъестественным силам. По представлениям древних область магических действий не ограничивалась воздействием жреца на того или иного человека или вещь. Посредством заклинаний, восхвалений, молитв и умилостивления высших существ осуществлялись магические воздействия на души умерших, духов и божества. Механизм магических воздействий описан в «Книге мертвых», содержащей заговоры, заклинания, которые необходимо знать умершему и тем, кто совершает похоронный обряд. Такие воздействия могут осуществляться, в частности, через изготовление и употребление «священных предметов»: фетишей, амулетов, талисманов. Однако действие магической силы могло направляться не непосредственно на объект, а на его заместителя.
Идеал человек в античной культуре и искусстве
... образ человека как идеал в древнегреческой и древнеримской культуре. 1.1.Эталон внешней красоты В Древней Греции огромную роль в воспитании гражданина и человека играла физическая культура, и естественным был культ тренированного тела. В основе идеала красоты ...
Амулеты были призваны защищать тело живого или умершего человека от гибельных воздействий и нападений видимых или невидимых врагов. В древнейшие времена при надевании амулета на человека или при помещении его на тело умершего произносились особые заклинания. Так как пользоваться силой молитв или магических слов мог только специально обученный жрец, то вскоре слова стали вырезать на амулете, придавая тем самым двойную силу. «Слова власти» так же могли быть написанными и на папирусе, который клался вместе с амулетом на умершего, и это имело своей целью подчинение богов власти умершего, чтобы он мог заставить их исполнить его волю. Магия речи, на протяжении тысячелетий использующая в погребальном обряде и зафиксированная в «Книге мертвых», отражает то значение, которой придавалось слову в религиозных представлениях древних египтян. Особой магической силой было наделено имя — Рин человека, духа или божества, являющееся сокровенной частью его сущности. По одному из мифов, Птах (по другой версии — Ра) сотворил мир, силой слова: давая имена-Рин объектам, предметам и существам, он тем самым определял их сущность и место в мире. Знание подлинного имени давало власть над его обладателем, а предметы, не имеющие названия, для египтян не существовали. Увековечивая имя человека в надписях, увековечивали его жизнь.
В египетской магии налицо все три главных принципа — принцип сходства, принцип замещения целого его частью и принцип чудодейственной силы слова. Более того, можно без преувеличения сказать, что египетская религия глубоко проникнута магическим мироощущением, что последнее в ней превалирует, особенно в воззрениях на загробную жизнь.
Заключение
Особенность древнеегипетской культуры заключается в тесном переплетении духовных и материальных ценностей древнеегипетского народа. Так, к примеру, вера египтян в заупокойный культ и божественную силу фараонов нашла свое отражение в материальном мире, а именно сформировала предпосылки для возникновения одной из первых в мире монументальной каменной архитектуры, скульптурного портрета и изделий художественного ремесла.
Памятники архитектуры Древнего Египта воплотили в себе дух египетской культуры, явились ее своеобразным символом, средоточием достижений древних египтян в области строительной техники и архитектуры, математики и астрономии, мифологии и религии.
Египтяне создали высокоразвитую цивилизацию, оказавшую большое воздействие на историческое развитие народов Передней Азии, античной Греции. Значительных успехов достигли древние египтяне в экономике. Сооружение хорошо организованной общеегипетской оросительной системы в долине Нила, создание плодородных земледельческих районов в заболоченных пространствах Фаюма и Дельты позволили поднять земледелие и сельское хозяйство страны на большую высоту. Египетские ремесла — ткачество, кораблестроение, гончарное дело, металлообработка, стеклоделие, особенно монументальное строительство и обработка камня, означали дальнейшее развитие производительных сил Древнего Востока. За 3 тыс. лет в Древнем Египте сложилась оригинальная социальная структура с широким спектром общественных состояний, запутанными противоречиями между ними, напряженной внутренней борьбой. Именно в Египте разразилось одно из крупнейших на Древнем Востоке восстаний рабов и бедняков, которое показало всю остроту и непримиримость классовых и социальных противоречий древнеегипетского рабовладельческого общества. Вместе с тем господствующему классу Древнего Египта удавалось поддерживать выгодный ему социальный порядок с помощью централизованного бюрократического государственного аппарата, детально разработанной системы религиозного мировоззрения, гибкой социальной политики. Бюрократическое государство во главе с фараоном, с обширным царским хозяйством, постоянным вторжением в экономические отношения, тщательным учетом всех хозяйственных ресурсов страны и их использованием в интересах господствующего класса является своего рода образцом древневосточной деспотии, и египетский опыт в той или иной степени учитывался в практике государственного строительства других стран Передней Азии.
Культура древних египтян — монументальное строительство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература, религиозные системы — поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубиной содержания. Она вошла в сокровищницу мировой культуры как ее органическая часть.
Таким образом, индивидуальное творчество в различных отраслях культуры — будь то изобразительное искусство, наука, философия или литература — несомненно, имело место в Древнем Египте, и талантливые зодчие, скульпторы, живописцы и «мудрецы» в определенной степени, безусловно, проявили свои личные способности, внося нечто новое в свою область творчества.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/kultura-drevnego-egipta-2/
1. Азимов, А. Египтяне. От древней цивилизации до наших дней. / Пер. с англ. Л.А. Игоревского. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. — 284 с.
2. Кренделева, Л.А. Культурология. Конспект лекций. Ч.1. / Л.А. Кренделева и др. — СПб.: Изд-во Юридического университета (Санкт Петербург), 2000. — 100 с.
— Львова, Е.П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. (Очерки истории).
/ Е.П. Львова. — СПб.: Питер, 2006. — 416 с.