Стили в искусстве Древнего мира: древнеегипетский, древнегреческий и древнеримский

Контрольная работа

В конце 4 тыс. до н.э. племена земледельцев, поселившихся на берегу реки Нил создали мощную цивилизацию с выработанной государственной системой и высоким уровнем развития художественной культуры, которой суждено было стать фундаментом для развития последующей культуры других народов. Это государство появившееся в Египте в 2990 – 2880гг. до н.э. в результате объединения Верхнего и Нижнего царств. Его основателем считается Менес – родоначальник первой династии египетских фараонов. Искусство Древнего Египта – золотой фонд мировой культуры.

Эпоха Античности длилась почти 15 столетий и вобрала в себя расцвет и упадок двух грандиозных цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима, обусловивших дальнейшее развития всей европейской культуры. Античностью называется и художественный стиль, объединивший характерные черты этих великих культур. Искусство Древней Греции явилось фундаментом европейской культуры. Предысторией Античного искусства является искусство эгейского мира.

Искусство Древнего Египта

Египет — одно из древнейших государств мира, а его искусство — один из самых ранних вкладов в историю культуры стран Древнего Востока. Шесть тысяч лет тому назад в плодородной долине Нила, изолированной от внешних врагов песками пустынь, возникли первые государства, объединенные в конце 4 — начале 3 тыс. до н. э. в централизованную деспотию. К этому же времени относятся величайшие произведения древнеегипетского изобразительного искусства и архитектуры, до сих пор поражающие своим величием, грандиозностью и мощью. Нигде и никогда до этого времени не было создано столь зрелых и совершенных скульптурных портретов, столь ясных и монументальных архитектурных форм. Никогда еще человек и его жизнь не играли в искусстве такой важной роли, не привлекали такого пристального внимания художников, а тема человеческого труда не была так акцентирована.

Хотя в искусстве Древнего Египта образ человека был связан с религиозным культом, с прославлением и обожествлением правителя, мастера сумели выразить в своих произведениях внутреннюю значительность и силу чувств, остро и смело обрисовать характерны.

Египетские пирамиды, храмы с рельефами и росписями, ставившие целью прославление земных и небесных владык, свидетельствовали о большой художественной одаренности одного из древнейших народов мира, увлекательно и ярко рассказывали о его жизни, о красоте природы и людей, которых искусство обессмертило. Особенности величественной природы Египта: дыхание засушливых и грозных ветров пустыни, пепельный цвет песчаных равнин, обилие в недрах гор различных пород камня и отсутствие леса — во многом определили суровую красоту родившегося на этой ночве искусства. Египетская культура развивалась медленно. Сложившиеся в древности каноны, правила и традиции, сохраняясь тысячелетиями, передавались из поколения в поколение. Это объяснялось застойным характером древневосточных общин, деспотической властью фараонов, предельно ограничившей свободу личности, и пережитками первобытнообщинного строя, сохранившимися до позднего времени. Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и живописи, поз и жестов в круглой скульптуре. На протяжении веков в египетском искусстве отбирались наиболее совершенные способы изображения и выразительные средства. В пределах канонов мастера сумели передать сложный и величавый образ человека, отразить богатство мифологических представлений.

8 стр., 3898 слов

Традиционные культуры. Искусство Тема Традиционные культуры. ...

... Традиционная культура функционирует как система, обеспечивающая воспроизводство в системах современной культуры тех образцов прошлой деятельности, которые выдержали испытание временем и ... и Б. М. Бернштейна о создании «каждой культурой» и «каждым социальным слоем» близкого им искусства и, ... из основных функций традиционной культуры является утверждение определенной картины мира. Оставаясь в рамках ...

Историю Древнего Египта, как и историю культуры, принято делить на следующие большие периоды:

1) Додинастический период (4 тыс. до н. э.);

2) Древнее царство (3200—2400 гг. до н. э.);

3) Среднее царство (21— нач. 19 вв. до н. э.);

4) Новое царство (16—11 вв. до н. э.).;

5) Позднее время (11 в.— 332 г. до н. э.).

Каждый из этих периодов явился значительным этапом в развитии древнеегипетского искусства, которое имело свои спады и подъемы, связанные с историческими судьбами, переживаемыми страной. Завершающим в истории Древнего Египта считается 332 г. до н. э., когда страна была завоевана войсками Александра Македонского и включилась в орбиту эллинистического мира.

Основные памятники Древнего Египта

Додинастический период

Керамика с росписью. Шиферная плита фараона Нармера.

Древнее царство – древнеегипетская классика

Расцвет строительства гробниц. Ступенчатая пирамида Джосера. Некрополь в Гизе – пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина, большой Сфинкс.Статуя писца Каи, статуя вельможи Ранофера.

Характерные черты стиля:

Особенности канона древнеегипетского рельефа: плоскостность, построение пространственных планов параллельными рядами друг над другом, ритмические повторы, разномасштабность фигур.

Особенности изображения людей: сочетание поворота в фас и в профиль в одной фигуре, зависимость размера фигуры от положения изображаемого. В рельефах и росписях, изображающих шествия и процессии утвердился композиционный прием.

Среднее царство

Белая молельня в Карнаке. Кубовидные статуи. Архитектурное искусство погребальных сооружений. Храм-гробница Аменемхета III (лабиринт).

Стелла Хенену. Роспись гробницы принца Кхнумхотепа в Бени-Хасан. Стенные росписи гробниц.

Характерные черты стиля:

Усложняется образ человека в скульптуре, появляется внутренняя напряженность.

Закрепление типов египетских рельефов: углубленный, выпуклый и плоский с углубленным контуром. Отступление от канонов и большая живость росписей во второстепенных сюжетах.

15 стр., 7108 слов

Может ли человек влиять на историю?

... ли человек влиять на ход истории? Роль личности в истории. В узком смысле, конечно, отдельно взятая личность может на что-то повлиять. Но, так или иначе, историю решают не отдельно взятые личности, на историю, ее ... свой долг, им движет не жалание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорявшему его родную землю. Путь Андрея Болконского – путь человека, совершающего ошибки ...

Новое царство

Погребения в Долине царей, долине цариц, храмы в Карнаке и Люксоре. Антропоморфные саркофаги. Бюсты Эхнатова и Нефертити (скульптор Тутмос).

Строительство в Абу-Симбеле. Скальный храм Рамсеса II. Рельеф “Плакальщики” из Мемфиса. Сокровища гробницы Тутанхамона (саркофаг, золотая маска, трон, рельеф и изображением юного Тутанхамона с женой на прогулке в саду, алебастровые вазы, роспись на ларце “Охота на львов”).

Характерные черты стиля:

На смену спокойным торжественным сценам пришли изображения несущихся колесниц, убегающих зверей. В сюжетах рельефа и росписей отражены сцены быта, путешествий, труда. В колорит пришли розовые и сиреневые цвета. Изображение лиц в скульптуре становится натуралистичнее и изящнее. Тенденция к изысканным пластическим формам наметилась в декоративно-прикладном искусстве. Пышность и тяжеловесность архитектуры храмов. Разрыв с канонами в скульптуре, рельефе и стенной росписи.

Возникновение амарнского искусства (его шедевры — бюсты Эхнатова и Нефертити (скульптор Тутмос), сокровища гробницы Тутанхамона.

Позднее время

Новое мемфисское (архаическое искусство рельефов).

Основание Александрии. Портреты. Скарабеи. Распространение культа животных.

Характерные черты стиля:

Эллинизация культуры.

Искусство Древней Греции

Древнегреческое искусство заняло в истории культуры человечества особо важное место. Это в значительной мере объясняется своеобразием исторического развития Древней Греции. В рамках рабовладельческого общества в Древней Греции сложились первые в истории принципы демократии, которые дали возможность сформироваться передовым идеям, утверждавшим красоту и величие человека. Несмотря на то, что благами демократии пользовались лишь свободные граждане полиса — рабы полностью исключались из сферы общественной жизни, являясь лишь одной из форм собственности,— эта ограниченная демократия все же была важным шагом по пути прогресса в истории общества.

Греческие племена населяли Балканский полуостров, острова Эгейского моря и узкую прибрежную полосу малоазийского побережья.

Произведения греческого искусства поражали последующие поколения реализмом и гармоническим совершенством, утверждением высокого нравственного начала, красоты, силы, достоинства человека. Не случайно Софокл, великий творец трагедий, мог сказать в своей «Антигоне»: «Много в природе дивных сил, но сильней человека нет».

В пору наивысшего расцвета греческой рабовладельческой демократии в 5 в. до п. э. сознание свободного грека было проникнуто чувством гражданской ответственности, в органическом единстве соединялись в нем личные и общественные интересы. Наиболее значительные постройки, а также произведения монументальной скульптуры и живописи принадлежали всей общине, а позже городу-государству. Вплоть до 4 в. до н. э. в частном пользовании отдельных граждан находились лишь небольшие статуэтки и произведения прикладного искусства (вазы и т. п.).

Греки придавали большое значение доблести человека, проявляющейся в его облике и поступках. Человек-гражданин полиса мыслился как всесторонне развитая личность: он участвовал в решении государственных дел, закалялся физически в гимнастических играх, в случае необходимости он становился воином. Полис стремился также обеспечить его всестороннее эстетическое развитие. В связи с этим возникло понятие о гармоничной человеческой личности, об идеале.

14 стр., 6765 слов

Архитектура и скульптура архаического периода искусства Древней Греции

... Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции.; Винкельман И. И. История искусства древности. и другие. Глава I. Архитектура архаического периода Древней Греции О древнейшем периоде эллинского зодчества -- эпохе архаики, охватывающей VII ... Герайона были деревянными и лишь постепенно заменялись каменными, каждый раз в стиле соответствующего времени.[4, c.60] Сохранившиеся колонны составлены из двух или ...

Большую роль в развитии эстетического чувства играли общественные культовые празднества, а затем театральные представления, состязания певцов, торжественные процессии в честь бога — покровителя полиса. Например, традиционное шествие афинян в праздник Великих Панафиней, посвященное богине Афине, являлось, но существу, демонстрацией могущества и красоты греческого народа.

Искусство Древней Греции было связано с религиозным культом и с мифологией. Но греческая религия не знала ни касты жрецов, ни вероисповедной догматики, которая накладывала свою печать на искусство Египта и Двуречья.

Греки чтили память своих предков-героев, наделяя их всеми чертами возвышенной человечности, почитали определенные места в природе (места подвигов, знаменательных событий в жизни).

Культ мест и героев имел государственное значение. Религиозные верования греков имели общие истоки с мифологией, сложившейся еще в конце доклассового общества. Они воплощали в наивно-фантастических и художественно-наглядных образах всю сумму представлений греков о действительности. В чрезвычайно разнообразных мифах древних греков содержались зачатки науки, философии, а не только религии.

Греческие храмы постоянно украшались изображениями, утверждающими красоту и величие человеческого коллектива, например победоносной борьбы людей — греков, руководимых Аполлоном, с безобразными кентаврами (согласно мифам, кентавры — полулюди, полукони), которые воплощали темные стихийные силы природы.

Поэтическая сила и гуманистическая основа мифологических образов способствовали утверждению героики и образа идеальной гармоничной личности в греческом искусстве.

Философские взгляды, отчасти политические воззрения и прежде всего литература и искусство Древней Греции, непосредственно или через эллинистическую и римскую культуру оказали огромное влияние на всю последующую историю культуры человеческого общества.

История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошли следующие периоды развития:

1. Гомеровская Греция (11 — 8вв. до н. э.).

2. Архаика, период образования рабовладельческих городов-государств (7 — 6вв. до н. э.).

3. Классика, период расцвета греческих городов-государств (5 и 4вв. до и. э.).

В этом периоде принято выделять раннюю классику (490 — 450-е гг. до н. э.); высокую классику (450—410 гг. до н. э.); позднюю классику (конец 5 — 4вв. дон. э.).

4. Эллинистический период ( кон. 4 в. до н. э. — 1в. до н. э.).

Основные памятники Древней Греции

Гомеровская Греция

Многообразие форм сосудов: амфора (для вина), кратер (для смешивания вина и воды), пиксида (коробочка для хранения косметики), энохойя (сосуд для разливания вина).

Характерные черты стиля:

Геометрический стиль в керамике, орнамент меандр. Благородные строгие формы сосудов, подчеркнутые росписью, располагавшейся фризами по форме изделия. В росписи используются геометрические и растительные мотивы, стилизованные фигурки людей.

34 стр., 16515 слов

Примеры дипломных работ детская школа искусств

... рассматриваются вопросы взаимодействия музыкального искусства и воспитания личности через ... творческой личности. Целью данной работы является создание концепции творческого ... МОУ ДОД «Бейская музыкальная школа» с. Бея. Структура: Первая ... людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычек, преобладающих ... воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет ...

Греческая архаика

Возникновение городов государств. Строительство театров, храмов, общественных зданий. Фигуры юношей-атлетов (куросы).

Вазопись. Работа мастерской Андокида.

Характерные черты стиля:

Античный тип храма: целла, колоннада перед входом из четного количества колонн, трехступенчатое каменное основание, антаблемент, двухскатная крыша с треугольными фронтонами с двух сторон. Скульптурный декор храма.

Формирование классической ордерной системы.

Дорический, ионический и коринфский типы колонн.

Архаическая круглая скульптура. Архаическая улыбка.

Вазопись ориентализирующего и чернофигурного типов. Позже краснофигурная вазопись.

Греческая классика

Афинский Акрополь. Работы Фидия: статуя Афины-воительницы для Акрополя и статуя Зевса для храма бога в Олимпии (хрисоэлефантинная техника).

Статуи: Возничий колесницы из Дельф; Дискобол, Афина и Марсий Мирона; Дорифор, Диадумена, Раненая амазонка.

Новые типы зданий – гимнасии, пританеи (для торжественных обедов и приемов), телестрионы. Храм Аполлона с Бассах.

Характерные черты стиля:

Гармония с окружающей средой в архитектуре. Основной тип храма – периптер дорического ордера. Ассиметричность в расположении памятников архитектуры и скульптуры. Канон (правило) Поликлета. Мрамор разных цветов. Контраст легких колонн и кариатид с массивными основаниями. Коринфский ордер.

Поздняя классика

Театр в Эпидавре (рассчитан на 1000 зрителей).

Гробница Мавзола в Галикарнасе. Храм Артемиды в Эфесе. Памятник хорэга Лисистрата в Афинах. Саркофаги. Статуя Афродиты Книдской, Аполлон-сауроктон (скульптор Прокситель).

Скульптуры “Отдых Гермеса”, “Апоксиомен” (скульптор Лисипп).

Рельеф храма Афины Аллеи в Тигее, Менада (скульптор Скопас).

Терракотовая мелкая пластика. Вазопись. Фигурные сосуды для душистых масел.

Характерные черты стиля:

Преувеличенно пышный характер архитектуры. Светлые здания. Совмещение различных ордеров в одной постройке. Ионические колоннады со статуями. В Вазописи полихромия и пейзажи многофигурных бурных сцен.

Эллинизм

Фаросский маяк, Родосский колосс (бог солнца, родосская школа), Александрийская библиотека. Олимпион (диптер).

Скульптура. Александрийская школа – бытовой жанр. Мальчик с гусем, Нил. Пергамская школа – патетика образов, динамизм, гигантомания, смена света и тени, высокий рельеф. Алтарь Зевса в Пергаме. Родосская школа – круглая скульптура крупной формы. Ника Самофракийская, Лаокон с сыновьями, Казнь Дирки.

Характерные черты стиля:

Гигантские формы. Храм – диптер. Разные школы и направления.

Искусство Древнего Рима

(конец VI — конец Iв. до н. э.)

К концу 6 в. до н. э. Рим, история которого началась с небольшой родовой общины на Тибре, стал аристократической рабовладельческой республикой. Завоевав Апеннинский полуостров и утвердив господство во всем Средиземноморье, Рим превратился к середине 2 в. до н. э. в могучую державу. Приток рабов и ценностей из покоренных провинций обогатил государство, но он способствовал росту имущественного неравенства, увеличению масштабов крупного землевладения и рабовладения, разорению римского крестьянства, углублению классовых противоречий. Борьба римского крестьянства за землю, а покоренных италийских племен за политические права, гражданские войны 1 в. до н. э., многочисленные восстания рабов (восстание рабов в Сицилии 2—1 вв. до п. э., грандиозное восстание Спартака — 1 в. до п. э.) свидетельствовали о кризисе Римской республики, оказавшейся неспособной управлять обширной многоплеменной державой. После разгрома восстаний и завершения гражданских войн начался период стабилизации и расцвета рабовладельческой формации, но уже в условиях жестокой диктатуры империи.

14 стр., 6643 слов

Романский стиль в архитектуре в период средневековья V — X вв

... романский период появились каменные замки, построенные в форме огромных башен, в которых находились жилые помещения. Общими элементами всех сооружений романского стиля являются круглые арки (как в римских зданиях), на ... сооружений романского стиля, впечатление легкости и воздушности. Другой характерной чертой готической ... на себе следы общего относительного застоя в развитии экономики и культуры ...