Эволюция форм храмового зодчества Древней Греции

Античная Греция — первый в древнем мире взлет живого, свободного художественного творчества, проникнутого стремлением к прекрасному, выражающего идеалы и дух целого народа и способного развиваться до высшей степени совершенства. Это был новый шаг по сравнению с искусством Древнего Востока, на котором лежал отпечаток суровости и застывшей в канонических формах символичности.

Существенные отличия видны хотя бы на примере храмового строительства. На протяжении всего исторического существования Греции оно постоянно тяготело к одному и тому же основному типу, который впоследствии переняли у них римляне. Греческие храмы были совсем не похожи на культовые сооружения Египта и Востока: это были не колоссальные, внушающие религиозный страх таинственные чертоги грозных, чудовищных божеств, а веселые, приветливые места обитания человекоподобных богов, во многом похожие на жилища простых смертных, только изящные и богатые.

На данный момент в мире существует огромное количество литературы, посвященной искусству античного мира. Храмовое зодчество Древней Эллады достаточно хорошо изученный вопрос. Но я выбрала его не потому что легко найти сведения по этому вопросу, а потому что хочу проследить эволюцию храмового зодчества Руси. И чтобы это сделать надо начать с истоков, а именно с античного мира. Ведь именно в античности зародились те принципы строительства храмов, которые впоследствии переняли римляне, а у них в свою очередь Византия и Русь. В данной работе будет предпринята попытка выявить эти особенности, рассмотрев храмовую архитектуру Эллады на примере Афинского Акрополя.

Архитектуру Древней Греции, как правило, делят на три периода:

Архаический период

Классический период

Эллинистический период

Храмовая архитектура Древней Греции развивалась очень стремительно. В городах Древней Греции начали создаваться каменные здания, жилые постройки. Именно в Греции начали складываться греческие архитектурные ордера, и, прежде всего в храмовой архитектуре.

Архитектура Древней Греции переходит на новый уровень: значительное распространение получает храмовое строительство. Архитектурные формы греческого храма формировались постепенно и в архаический период прошли длительную эволюцию. Впрочем, в архаическом искусстве существовала система архитектурных форм, которая была заложена для дальнейшего развития.

5 стр., 2252 слов

Периоды античной культуры

... в эпоху эллинизма слились и взаимно обогатились культуры Древней Греции и восточных стран. Именно в эту ... Период архаики или архаический период ( VII-VI вв. до н.э.) Классический период или период классики ( V-IV вв. до н.э.) Эллинистический период или период ... укрепления античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов называются архаическими (от греческого архайос древний). Усиленно ...

Архитектура Древней Греции служила примером для всей мировой архитектуры.

Актуальность

Культура античной Греции и её храмовое зодчество и сейчас не утрачивает своей актуальности, так как значение архитектуры той эпохи, выходит за временные рамки античности. Смотря на шедевры той эпохи, которая так далеко от нас, сквозь века мы слышим торжественную музыку красоты и величия человека созидателя, который уподоблял себя олимпийским богам. Лучшие памятники античного искусства вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть мировой культуры, как наше наследие. Ибо «без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы», так писал Ф.Энгельс.

Объект исследования, Предмет исследования

Цель данной работы проследить эволюцию храмового зодчества Древней Греции и выявить ее специфические особенности.

Исходя из поставленной цели можно выделить несколько задач :

  • Рассмотреть особенности культуры и искусства Древней Греции;
  • Выявить религиозные предпосылки возникновения храмовых типов Древней Греции;
  • Проследить эволюцию храмового зодчества Древней Греции на примере трех периодов ее истории культуры (архаический, классический и эллинистический периоды);
  • Изучить структуру храма с точки зрения архитектуры.

Степень изученности

Изучение истории Древней Греции в России началось еще в XVIII в. Знатоками греческой истории были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, которые часто использовали в своих трудах многие сведения древнегреческих авторов. Большое увлечение античной, прежде всего древнегреческой, историей и культурой в России наблюдается в первой половине XIX в.

Н. Гнедич и В. Жуковский подарили русской публике великолепные переводы замечательных поэм Гомера «Илиада» и Основоположником русской профессиональной школы по изучению истории Древней Греции стал профессор Санкт-Петербургского университета М.С. Куторга.

Разносторонним исследователем был С.А. Жебелев. В своей работе Л.И Акимова «Искусство Древней Греции: Геометрика. Архаика.»

В книге рассматриваются две начальные эпохи развития искусства Древней Греции — геометрика и архаика (IX-VI вв. до н. э.) Книга богато иллюстрирована произведениями вазописи, скульптуры и архитектуры.

Особенности храмового зодчества Древней Греции в своих работах рассматривали следующие авторы: Ю.В Андреев, В.И. Кузищин, Л.П. Маринович. Общую характеристику архаическому, классическому, эллинистическому периодам давали такие авторы как: Л.И Довыдова, В.И Кузищина, В.Б Мировнов, М.Сиблер.

Берд М и Г. И Соколов дали характеристику знаменитым памятникам античной архитектуры.

Также касались данной темы: В.Г Арсланов, Е.М Малышева, Г.И Соколов ,Ю.Д Колпинский ,Д.СЛихачёв, А.Ф Лосев, Э.Д Фролов и др.

Глава 1. Культура и религия Древней Греции

1.1 Общая характеристика культуры и искусства Древней Греции

В истории Древней Греции период эпохи архаики длился с VII по VI в. до н.э. В данный период образуются полисы — города-государства — в которых любой гражданин — собственник и политик, выражающий личные интересы через поддержание общественных. Самыми большими полисами Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы.

13 стр., 6312 слов

Культура Древней Руси IX-XI веков

... жизни народов Древней Руси, фольклор, литература и письменность, зодчество, искусство и живопись (иконопись) и также одежда народа Руси. Глава 1. Духовная культура Древней Руси IX -XI веков 1.1 Постороннее влияние на культуру Руси В пору ...

Равнозначащее положение граждан перед законом вводит механизм ограничения в агональную культуру: главными становятся такие добродетели как справедливость, благочестие и рассудительность, а важность поддержания общего блага ставит граждан в позицию принудительного социального творчества. Именно тогда начали своё возникновение основы для последующего развития искусства, при помощи которых Греция станет известна: вазопись, монументальная архитектура, лирическая поэзия, каменная скульптура и т.д.

Архитектура Древней Греции переходит на новый уровень: значительное распространение получает храмовое строительство. Архитектурные формы греческого храма формировались постепенно и в архаический период прошли длительную эволюцию. В прочем в архаическом искусстве существовала система архитектурных форм, которая была заложена для дальнейшего развития.

«Древнегреческая архитектура является предтечей для развития мирового зодчества и монументального искусства», — отмечает Арсланов В.Г. Существует ряд причин устойчивого влияния греческой архитектуры: простота, ясность композиций, правдивость, гармоничность, пластичность органичной связи архитектуры и скульптуры.

В архитектуре начали проявляться новые тенденции искусства. Греческое искусство создало новые типы здания, которые стали ярким отражением демоса. Примером этого служил греческий храм, который значительно отличался от храмов Древнего Востока. Храм в Греции являлся центром главных событий общественной жизни греков. В храме хранилась общественная казна и сокровища. Древнегреческий храм выражал идею единства, совершенство города-государства и прочности его общественного уклада [24, с.97].

Архитектурные формы греческого храма прошли длительную эволюцию. Хотя в архаическом искусстве была уже создана система архитектурных форм, которая впоследствии легла в основу всего последующего развития греческого зодчества.

Храм находился в центре акрополя или площади, тем самым подчеркивая своё господство в архитектурном ансамбле города. Особое значение имели ясность и простота архитектурных форм храма, их художественная безупречность, доступность и близость к народу. Храмы, которые посвящены богам, были обращены главным фасадом на восток, а храмы, которые были посвящены обожествлённым после смерти — на запад, в сторону царства мёртвых.

В эпоху архаики начинает развиваться ордерная система, которая складывается в двух вариантах — дорическом и ионическом.

Дорический ордер выражал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Ионический ордер же, наоборот, характеризовался лёгкостью, стройностью и нарядностью.

Соколова М.В. подчеркивает: «Ордер в Греции был общей системой правил, которые исходили из метода решения. А само решение носило творческий характер»

Каждый храм находился и был создан для определенного места. От этого создается ощущение художественной неповторимости, которое ощущает зритель в греческом храме.

Все эти вышеперечисленные качества и особенности культуры архитектуры Древней Греции достигли полного развития в период классики, но зарождены и подготовлены в значительной мере в период архаики.

Период формирования античного полиса заканчивается греко-персидскими войнами (500-499 до н.э.) и начинается период расцвета греческой культуры — классический.

5 стр., 2269 слов

По предмету мхк : Древняя Греция: Фаросский маяк, Храм Артемиды

... Харсифрона архитектор Метаген. Ему удалось закончить верхнюю часть храма. С большим трудом балки втаскивали канатами по наклонной плоскости на высоту храма. Но тут начиналось самое сложное. Нужно было ... том, что вдова царя Артемисия решила построить великолепную усыпальницу и тем самым увековечить память о муже (по другой исторической версии, строительство гробницы было начато еще при ...

Классический период стал временем развитием древнегреческой цивилизации. Высокого расцвета достигает демократия. Этот период стал временем расцвета древнегреческой цивилизации.

Быстро растет товарное производство, в частности, винограда и олив. Афины становятся крупным торговым центром. В широких масштабах ведется строительство.

Получает преимущество философия, благодаря Платону, Сократу и Аристотелю.

Высокого уровня достигает риторика — наука об ораторском искусстве. Речи Исократа и Демосфена долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. [ 2, с.123]

Достигает своего совершенства скульптура. Cтатуя Зевса, выполненная Фидием, имевшая высоту 14 м и украшавшая храм Зевса, входила в число семи чудес света. Также известными скульпторами являются Пифагор Регийский (статуя «Мальчик, вынимающий занозу»), Мирон(скульптуры «Дискобол» и «Афина и Марсий»), Поликлет (бронзовая статуя Копьеносца и «Раненой амазонки»).

Позднюю классику представляют ваятели Пракситель, Скопас, Лисипп [4].

Высокое положение занимает литература. Поэт Пиндар создал культовые гимны, оды, песни в честь победителей. Важным литературным событием становится рождение и расцвет трагедии и театра.

Своего высшего развития достигает архитектура именно в классический период.

Культура Древней Греции достигает совершенства в период классики. Творения этой культуры стали предметом восхищения всего мира.

Началом эллинистического периода культуры Древней Греции считают, с одной стороны, смерть Александра Македонского — 323 год до н. э., с другой — год присоединения к Риму Египта — 30 год до н. э. Период эллинизма делят на времена раннего (323 г. — середина III в. до н. э.), высокого (середина III — середина II в. до н. э.) и позднего эллинизма (середина II в. до н. э. — 30 г. до н. э.).

Искусство эллинизма — искусство тех государств, которые начали образовываться после распада державы Александра Македонского.

Эллинизм — это широкое распространение греческой культуры, религии, философии, искусства, экономики, политики и образа жизни на Восток и тесное их взаимодействие с местным общественным укладом. В результате возникла особая синкретическая культура, в которой греки были уже не этническим, а социо-культурным явлением. [19]

В эпоху эллинизма родилось новое мировоззрение. Оно получило широкое распространение среди мышления людей.

Полисная идеология претерпела упадок, что вело к развитию индивидуальности. Собственные мысли, чувства, переживания нашли своё место в литературе, искусстве и религии.

В период раннего эллинизма огромную роль играли задававшие тон и управлявшие монархиями греки, оттеснявшие на второй план стремившуюся к власти местную знать. Это нашло отражение в характере многих памятников раннего эллинизма, еще сохранявших традиции классического искусства.

Высокий эллинизм совпал по времени с ожесточенными пуническими войнами. Этот период усиленного нажима местной знати на греко-македонскую правящую верхушку и бурной междоусобной войны характеризуется в искусстве не только появлением особенно патетических и драматических образов, сочетанием в искусстве трагических и идиллических тем, гигантизма и камерности, но и широким развитием садово-парковой декоративной скульптуры.

4 стр., 1690 слов

Культура Древней Греции и Древнего Рима

... и недостатками, что и смертные Можно сказать, что боги -- это абсолютизированные люди. Эта черта очень повлияла на весь характер древнегреческой цивилизации, определила главную ее черту -- гуманизм. Архитектура Архитектура Древней Греции ... чаши"). Эллинистическая наука и философия. Если в эпоху греческой классики ведущей наукой была философия, то в период эллинизма на первое место вышли точные ...

В искусстве позднего эллинизма ярко выступила противоречивость действительности, глубокая внутренняя дисгармония жизни в эллинистических городах. Обострилась борьба эллинских и «туземных» местных идей, вкусов и настроений, гипертрофированный индивидуализм сопровождался яростной борьбой за власть, страхом перед власть имущими, хищническими стремлениями к наживе.

Ранович А.Б. подчеркивает: «Эллинистическая культура проникла во многие страны. Изучение истории эллинизма не только вскрывает закономерность исторического процесса развития античного рабовладельческого общества. Эпоха эллинизма, как и все эпохи Древней Греции, оставила большое культурное наследие»

Стоит отметить, что каждый из периодов принёс искусству Древней Греции славу и великолепие. Каждый из них по-своему значим и важен в истории античности.

1.2 Религия в жизни и культуре древних греков

Источники изучения древнегреческой религии чрезвычайно обширны. Многочисленны и хорошо изучены археологические памятники — некоторые храмы, статуи богов, ритуальные сосуды сохранились до нашего времени. Еще более богаты письменные источники. Из них прежде всего стоит упомянуть поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные примерно в 9-8 вв.до н.э. Их авторство традиция приписывает легендарному Гомеру, хотя достоверно утверждать это нельзя.[5]

Важное значение в качестве источника имеют поэмы Гесиода «Теогония» и «Труды и дни», относящиеся к 8 в.до н.э., а также произведения других греческих авторов: «Парфении» Алкмана, «Разрушение Трои» и «Орестея» Стесихора, трагедии великих афинских драматургов Эсхила, Софокла и Еврипида.

Немало сведений о религиозных воззрениях древних греков содержится в исторических и философских произведениях Геродота, Гекатея, Фукидида, Платона, Ксенофонта, Аристотеля и других. Наконец, большую ценность для исследователей представляют сочинения периода эллинизма и римских писателей. Особенно стоит упомянуть «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и «Описание Эллады» Павсания. Оба эти произведения относятся ко 2 в. н.э.

Изучение литературных источников привело к неожиданному выводу, что собственно религия греков — та религия, в которую действительно верили, — во многих случаях совершенно отлична от той, о которой можно составить представление по греческим мифам: ни гомеровские сюжеты, ни мысли Софокла не встречаются в религии жрецов и народа. Напротив, здесь мы встречаем различные верования, подобные обычаям и представлениям первобытных народов. Культ мертвых и вера в духов, почитание животных и фетишистские тенденции, поклонение многочисленным мелким божествам, имевших значение лишь для определенного места, для отдельного явления природы или человеческой жизни, образуют основу всей греческой религиозности. [8]

В то же время нужно принять во внимание, во-первых, что содержание греческого культа и обрядов, особенно в ранний период, по большей части нам неизвестно. Во-вторых, религия народа состоит не только из того, что делается и во что верят при богослужении, при отправлении таинственных культов и в суевериях,- в нее входят и религиозные идеи, которыми проникает более высокая духовная жизнь и вообще все, что происходит в религиозной сфере.

9 стр., 4432 слов

Боги древней Греции

... на троне своего отца Крон. 2. Боги древней Греции Уран Уран был супругом Геи - богини земли. Урана родила Гея, а затем, ... и веселье, кроткая Лето - грозного и прекрасного Аполлона и богиню-охотницу Артемиду. От Зевса родилась и мудрая Афина, и по некоторым ... ему о победе, обращаясь к Зевсу: «воинский», «носитель победы», а скульптор Фидий изваял Зевса, держащего в руке фигурку богини Нике. Одним ...

Формирование древнегреческого пантеона, как уже отмечалось, началось еще в гомеровскую эпоху, когда культурная общность ахейцев, отчетливо ими осознаваемая, выразилась в почитании богов-олимпийцев, т.е. живущих на горе Олимп. Новый пантеон включал в себя некоторых догреческих богов и богинь, как, например, Афину, ставшую в мифологии эллинов богиней-воительницей, мудрой дочерью Зевса. В то же время многие догреческие божества, демоны и души не вошли в новую религиозную систему. Она складывалась постепенно: отголоски борьбы со старыми догреческими верованиями слышны в мифах о титаномахии — борьбе олимпийских богов во главе с Зевсом с титанами, сыновьями богини земли Геи.[12] культура зодчество греция архитектурный

Предания, отразившие длительный процесс утверждения новой религии, религии Зевса, религии порядка и гармонии, в борьбе со старой верой в титанов и гигантов, олицетворявших первобытные, необузданные, дикие и слепые силы, можно обнаружить в произведениях Гомера и Гесиода.

Вопрос о происхождении великих олимпийских богов чрезвычайно сложен. Образ почти каждого из них пережил определенную эволюцию. Греческий пантеон может быть определен как индоевропейский, но несомненно он испытал глубокое влияние ближневосточных и малоазиатских мифов.

Центральной фигурой греческого пантеона являлся Зевс — индоевропейский небесный бог, царь поколения олимпийцев, наделенный исключительной плодоносящей силой. Его имя означает «сияющее небо». Зевс отнял власть у своего отца Кроноса и изгнал его на землю — по одним версиям, в Сицилию, по другим — на один из островов Атлантики. Во многих мифах местом рождения Зевса называется Крит. Это позволяет предположить, что в образ верховного олимпийского бога влилось древнее критское божество. С другой стороны, в материковой Греции Зевс был божеством дождя и плодородия в Фессалия. Отсюда его прозвище «Тучегонитель». В виде многочисленных эпитетов Зевса сохранились имена других местных божеств, влившихся в его образ. Атрибутами повелителя олимпийцев являлись молния и орел.

Главной богиней Греции считалась Гера — законная жена Зевса. Гомеровский эпос называет ее «волоокой», что, возможно указывает на ее древний образ божественной коровы, покровительницы города Микены и области Арголида, где она особо почиталась. Гера — неоднократно обманутая своим мужем, непреклонная, яростно ревнивая — является охранительницей брачных связей. У Зевса много детей, но от Геры лишь сыновья: Арес, кровожадный бог войны, не пользовавшийся большим уважением, и бог-мастеровой хромой Гефест, покровитель кузнечного дела. Брат Зевса Аид, как уже упоминалось, правил подземным царством мертвых. Другой Брат — Посейдон — был повелителем морей. Первоначально Посейдон был морским божеством жителей Пелопоннеса. Его имя неоднократно упоминается в микенских записях. В более поздний период его культ приобрел общегреческий характер, вобрав в себя образы некоторых местных божеств. Посейдон считался также и покровителем коней. [12]

Богиня Афина первоначально была покровительницей городов и укреплений. Такая покровительница могла быть у каждого города своя. Само имя Афина произошло от наиболее известного места ее почитания. Другое имя этой богини — Паллада — значит «потрясающая копьем»; именно такой в полном боевом вооружении родилась она из головы своего отца — Зевса.

16 стр., 7706 слов

Античная культура Древняя Греция и Рим

... отражение в художественной культуре, искусстве, обусловило их необычайный взлет и расцвет. Достижения древних греков и римлян столь грандиозны, что вся история мирового искусства немыслима без античных сюжетов, греческой и римской мифологии, ...

В образе Афины сохранялись тотемические черты. Гомер ее называет «совоокой», в руках богини эгида — козья шкура. Возможно, это элементы различных тотемических образов, слившихся в образе Афины. Именно она научила женщин домашним ремеслам, а мужчин военным искусствам. Подаренное богиней оливковое дерево стало символом Афин.

Богиня Латона (из рода титанов) родила от Зевса близнецов Артемиду и Аполлона. Артемида, владычица животных (потниа терон) — девственница и охотница, — в некоторых местах возглавляла обряды женской инициации. За обликом этой холодной, непреклонной богини скрывается великое женское божество, восходящее, вероятно, к доиндоевропейской традиции. Как полагают, культ Артемиды возник в Малой Азии, где она считалась покровительницей плодородия, и лишь позднее распространился в материковой Греции. Тем не менее, Артемида стала одним из наиболее почитаемых божеств, а по числу храмов и самым почитаемым. Известнейшим святилищем считался храм богини в Эфесе, причислявшийся греками к одному из чудес света. В мифах богиню-охотницу Артемиду, вооруженную луком со стрелами, обычно сопровождает лань.

Видное место в греческой мифологии и религии принадлежит брату Артемиды «сребролукому» Аполлону. Культ его также, вероятно, зародился в Малой Азии. Не случайно в гомеровском эпосе он упоминается как противник ахейцев. Со временем культ Аполлона приобрел общегреческое значение, вытеснив более ранние божества.[7]

Во многих мифах местом рождения бога назывался остров Делос, в котором находилось ионийское святилище Аполлона. Но еще более известным был храм Аполлона в Дельфах, в котором вещая жрица — Пифия — предсказывала будущее. Атрибуты Аполлона, как и других богов, также как и имена, изменялись в зависимости от места и культурного контекста.

Например, в Дельфах, у своего оракула, Аполлон — Пифиец, на своем родном острове Делос — Делиец, в гомеровском эпосе «Илиада» — Феб-стреловержец. В рационалистическом образе Аполлона — блестящего, но высокомерного бога лука и лиры, спутника Муз — скрыты глубочайшие тайны пророческих дарований, экстаза, очищений и исцелений. В классический период Аполлон превратился в одного из популярнейших в Греции богов, своего рода воплощение национального духа, божество света, правильного, гармоничного миропорядка.

Афродита, богиня любви, — это восточная богиня Иштар-Астарта, пришедшая в Грецию через Кипр (отсюда ее эпитет Киприда), где она, по преданию, появилась на свет из морской пены. Ее имя указывает на это, по-гречески «афрос» означает «пена». У греков Афродита превратилась в богиню красоты и любви, олицетворение женственности. В мифах она является матерью юного бога любви Эрота и супругой хромого бога-кузнеца Гефеста. [11]

Негреческого происхождения и еще один бог-олимпиец, Арес, сын Зевса и Геры. Его культ зародился во Фракии, откуда проник в Грецию еше в гомеровскую эпоху. Арес — кровожадный бог войны, он не пользовался большим уважением. Не раз ему приходилось терпеть поражения от смертных. Даже сам Зевс нередко порицал сына за его неистовость и жажду убийства.

Нимфа Майя, дочь великана Атласа, зачав от Зевса, родила сына Гермеса, имя которого звучит в названии каменных столбов и фаллических камней (гермы).

4 стр., 1694 слов

Архитектура и скульптуры в древней Греции

Именно здесь, и, прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера. Скульптура Скульпторы древней Греции дали миру произведения, которые вызвали восхищение многих поколений. Древнейшие известные нам скульптуры возникли ещё в эпоху архаики. Они ...

Он стал вестником богов, покровителем путешественников, торговцев и даже воров: » Изворотливый, ловкий, носящийся быстро, как мысль, по свету, прекрасный сын Зевса и Майи, Гермес, уже в раннем детстве доказавший свою хитрость и ловкость, служил также и олицетворением юношеской силы…Он бог молодых атлетов. Его призывали они перед борьбой и состязаниями в быстром беге. Кто только не чтил Гермеса в Древней Греции: и путник, и оратор, и купец, и атлет, и даже воры». [18]

Бог врачевания Асклепий, богиня плодородия Деметра и ее дочь Персефона (Кора) — божества чисто греческие. В мифологии хорошо известен сюжет о том, как Персефона была похищена у матери правителем подземного царства Аидом, после чего вся природа пришла в уныние. Тогда, по велению Зевса, Аид согласился на две трети года отпускать Персефону к матери — это время природа расцветает. Когда же Персефоне приходит время возвращаться в подземное царство, все живое скорбит вместе с Деметрой, а на земле наступают осень и зима. Центром почитания Деметры и Персефоны был Элевсин. В честь Деметры по всей Греции проводились различные земледельческие праздники: предпахота осенью при перепахивании поля и праздник жатвы имолотьбы зимой. Эти праздники относились не только к Деметре, но и к Дионису, богу виноделия, о культе которого будет сказано позднее.

Боги подземного царства — Аид, Геката, Танат — не имели общегреческого культа, но играли заметную роль в различных магических ритуалах. Возможно, что эти божества в свое время были богами — покровителями определенной местности. Об этом может свидетельствовать, в частности, культ Гекаты на острове Эгине.

Отдельно стоит сказать о поколении возглавляемых Кроносом и Реей великих богов, предшественников олимпийцев. По мнению большинства исследователей, в мифе о свержении Кроноса Зевсом и победе над титанами отразилась эпоха, когда греческий культ Зевса восторжествовал над божеством пеласгов, а новые женские божества вытеснили Рею, возможно, критскую богиню плодородия. Впрочем, в образе Зевса, по видимому, сохранялись какие-то черты его мифологического отца — Кроноса.

Некоторые боги у греков представляют собой достаточно абстрактные, отвлеченные образы. Таковы Немезида — неумолимая богиня возмездия, Апата — богиня обмана, Ника — богиня победы, суровые Мойры — богини судьбы, избежать которой не дано ни богам, ни тем более смертным. Имена этих божеств являются только нарицательными обозначениями соответствующих понятий.

Таким образом по мифам древней Греции можно воссоздать картину мира того времени в представлении ее древних жителей. Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью.

В итоге, мы видим, что культура Древней Греции во всех ее проявлениях дала толчок развитию европейской культуры. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей. Великолепные образцы греческого гения проявились во всех сферах духовной и социально-политической жизни: в скульптуре, литературе, архитектуре и др. С началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, архитектура приобретает специфические античные оригинальные черты. Древнегреческий театр,развивался очень быстро. Сюжеты для трагедий и комедий стали брать из жизни Богов. В трагедиях рассказывалось о героических событиях, происходивших в незапамятные времена. В их основе лежали древние предания, мифы. Боги в трагедиях выступали как грозная сила. Герои вступали, с ними в борьбу, иногда погибали, но стойко переносили удары судьбы.

14 стр., 6765 слов

Архитектура и скульптура архаического периода искусства Древней Греции

... стоит отметить: Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции.; Винкельман И. И. История искусства древности. и другие. Глава I. Архитектура архаического периода Древней Греции О древнейшем периоде эллинского зодчества -- эпохе архаики, охватывающей VII -- VI ... так как от этого времени до нас дошли, главным образом, храмы и сокровищницы. Греческий храм был в то время центром городской жизни, не только ...

Глава 2. Храмовое Зодчество Древней Греции

2.1 Основные периоды храмового зодчества Древней Греции

«От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной», — пишет в своей работе Акимова Л.И.

О древнейшем периоде эллинского зодчества — эпохе архаики, охватывающей VII — VI вв. до н. э., мы можем судить почти исключительно по постройкам культового назначения, так как от этого времени до нас дошли, главным образом, храмы и сокровищницы.

Греческая архитектура начала эпохи архаики сохранила форму мегарона микенского периода. Мегарон, дом властителя, стал святилищем, но строительный материал остался все тот же — дерево и глина. В первой половине VIII в. появляется храм, планировочную основу которого составил микенский мегарон. Храм был построен из необожженного кирпича и перекрыт деревянной двускатной крышей. В этот период формируется планировочная схема, которая легла в основу последующей архитектуры греческих храмов и для которой характерно окружение основного объема храма колоннадой. Развитие греческого храма шло от простейших форм к сложным, от деревянных к каменным. Постепенно возник окруженный со всех сторон колоннами периптер.

Светские постройки, также прямоугольной формы, были непрочными и очень скромными, из тростника и глины. Все достижения греческой архитектуры того времени — конструктивные и декоративные — связаны со строительством храмов. В архаический период появляются монументальные постройки из камня, главным образом из известняка мягких местных пород. Эллинские мастера архитектуры уже в VII в. до н. э. разработали строго продуманную систему рациональных соотношений между несущими и ненесущими (несомыми) частями здания, между колоннами и перекрытием, лежащим на них. Эта цельная, художественно осмысленная система сочетания конструктивных и декоративных частей с определенными соотношениями их размеров, установившая определенный порядок в отношениях частей здания, получила название ордер (лат. ordo — порядок).

Греческий архитектурный ордер состоял из следующих основных элементов:

  • трехступенчатого стереобата (основания) — цокольной части храма;

колонн (несущих опор), состоящих из:

основания (базы),

ствола (фуст) — в целях устойчивости сужающегося кверху (энтазис), обработанного каннелюрами (вертикальными желобками),

капители — создающей более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн; абака (квадратная плита капители) поддерживается круглой плитой в виде перевернутого усеченного конуса (эхин), который обеспечивает равномерную передачу нагрузки на колонну по всему ее сечению;

антаблемента (несомой конструкции, перекрывающей части сооружения), делящегося, в свою очередь, на:

архитрав (несущую балку),

фриз — в его средней полосе чередуются плиты с вертикальными врезами — триглифами и промежутки — метопы, иногда украшенные барельефами,

карниз — нависающий над всей конструкцией, предохраняющий ее от дождевой влаги, и своей четкой горизонталью завершающий композицию. На нижней грани карнизной плиты триглифам отвечали выступы с каплями (мутулы).

Выше антаблемента — треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши.

В процессе формирования греческой архитектуры, предположительно в VIII в. до н. э., возникли вначале два художественных направления в архитектуре, два основных ордера: дорический и ионический, несколько позже (430 г. до н. э.) появился коринфский в интерьере храма Аполлона в Бассах (Иктйн).

Ордера с самого начала существенно различались в деталях и пропорциях.

Дорический архитектурный ордер отличался сведенным к минимуму числом декоративных деталей (см. рисунок 1).

Колонна не имела базы, поскольку опиралась непосредственно на стилобат. Ствол сужался неравномерно, где-то на одной трети высоты находилось небольшое утолщение. Поверхность столба была покрыта желобками — каннелюрами. Как правило, их было всего 20. Каннелюры придавали определенную декоративность монументальной конструкции: они создавали игру света и тени, визуально увеличивая высоту столба. Встречались варианты колонн и с гладкими стволами.

Капитель имела округлую основу, на которой лежал квадрат. На нее опирался гладкий архитрав. Фриз содержал триглифы — прямые полосы с треугольными выемками между собой, сгруппированные по три.[3]

Выше лежала собственно двускатная кровля с фронтонами, в которых часто помещались скульптурные группы. Фронтоны украшались по углам акротериями — в виде ритуальных вещей, стилизованных растений, позднее

фигур и даже скульптурных групп; зрительно они сглаживали резкость перехода очертаний храма на фоне неба.

Ионический ордер (см. рисунок 2) отличался от дорического легкостью пропорций, утонченностью своих более расчлененных форм, широким применением декора и в частности порезки, создававшими впечатление праздничности, нарядности и грации. Витрувий (IV, 1, 7) усматривает в ионическом ордере подражание утонченной, дополненной украшениями, женской красоте в отличие от дорики, подражавшей «неукрашенной и голой мужской красоте».

Формы ионического ордера известны в разных вариантах (особенно база, капитель и антаблемент) и обычно описываются по частям, без ясного порядка. Ниже приводятся особенности двух основных вариантов ионического ордера в соответствии с процессом их возникновения, который подробно рассматривается ниже.

Основной, малоазийский, вариант ионического ордера сложился (не без влияния дорического ордера, а также искусства Востока) в середине VI в. до н. э. Его колонна делилась на три части: базу, ствол и капитель. [1,с.244]

Коринфский ордер получил развитие с IV в. до н. э. в ряде памятников греческой архитектуры. Он впервые оформился в конце V в. до н. э. Пример коринфского ордера — памятник Лисикрата (335-334 гг. до н. э.) (ил.5) — объем цилиндрической формы, конусообразная черепичная кровля его завершается скульптурным украшением — акротерием. Его полуколонны легче и изящнее ионических колонн, у них более высокая капитель, изогнутый в плане импост — переход от колокола капители к архитраву. Волюты капители — в форме стилизованных завитков растения аканта.

В течение третьего периода, то есть в самую блестящую пору греческого искусства, дорический стиль, продолжая быть господствующим, делается легче в своих формах и смелее в их сочетании, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский.

Коринфский ордер (см. рисунок 3) получил развитие с IV в. до н. э. в ряде памятников греческой архитектуры. Он впервые оформился в конце V в. до н. э. Объем цилиндрической формы, конусообразная черепичная кровля его завершается скульптурным украшением — акротерием. Его полуколонны легче и изящнее ионических колонн, у них более высокая капитель, изогнутый в плане импост — переход от колокола капители к архитраву. Волюты капители — в форме стилизованных завитков растения аканта.

В собственной Греции храмы становятся более благородными и гармоничными как по общему своему характеру, так и по пропорциональности отдельных частей. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Кипучей строительной деятельностью было ознаменовано в Афинах правление Перикла. При нём на месте древних святилищ акрополя, уничтоженных персами, вырос прежде всего великолепный храм богини — покровительницы города, Парфенон, воздвигнутый архитекторами Иктином и Калликратом и обильно украшенный скульптурными работами Фидия и его учеников. Блестящие успехи зодчества в Афинах оказали сильное влияние на строительную деятельность в других местах Аттики и Пелопоннеса. Так, под руководством одного из архитекторов Парфенона, Иктина, были воздвигнуты роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии).

К той же поре относится сооружение храма Зевса в Олимпии, знаменитого по своим скульптурным украшениям, в особенности же по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.

Эпоха эллинизма, хотя и не создала таких шедевров мировой культуры, как Афинский акрополь и Парфенон, является, однако, в области архитектуры периодом крупнейших достижений.

Важнейшим из них была теоретическая и практическая разработка различных методов рациональной планировки и благоустройства городов, формирование ансамблевой застройки общественных центров, развитие многочисленных типов общественных и торговых сооружений. В период эллинизма окончательно сложился развитый тип перистильного жилого дома с утонченной архитектурой интерьера, украшенного росписью, многоцветными мозаиками, изящной мебелью, статуями, фонтанами и декоративной зеленью. Композиционные приемы усложняются замкнутыми пространственными построениями (ансамбли центров городов), получают развитие фронтальные композиции (храмовое зодчество), появляются высотные композиции (маяки, мавзолеи) и своеобразные варианты центрических зданий (Арсинойон, башня Ветров).

В области развития художественных средств архитектуры в эпоху эллинизма был сделан значительный шаг вперед, расширивший диапазон этих средств и обогативший композиционные и пластические приемы архитектуры. Классическая ордерная система используется в эпоху эллинизма более свободно и получает новые выразительные качества — в перистильных композициях, в сочетании со стеной и многоярусных колоннадах. Наконец, возникают пластические видоизменения ордера — пилястры, столбы, анты и новые решения, возникающие на основе переработки и объединения дорических, ионических, а иногда и восточных элементов Развитие новых композиционных приемов и средств выразительности, нового понимания синтеза искусств, проникновение элементов восточной художественной культуры в греческую, как и обратное влияние греческой на восточную, не означает формирования нового единого стиля эллинистической архитектуры. Историческая роль архитектуры эллинизма заключалась в ином: обогатив диапазон художественных и технических средств греческой архитектуры и расширив сферу их применения в новых, невиданных ранее мировых масштабах, эллинизм сделал достижения греческой архитектуры и зодчества достоянием не только народов Средиземноморья, но и Азии, вплоть до древнего Хорезма, который в античный период III-I вв. до н.э. находился в сфере влияния эллинистической культуры.

Таким образом произведения греческой архитектуры отличаются удивительно гармоничным сочетанием с природным окружением. Сделан большой вклад в теорию и практику градостроительства, в формирование среды жилого дома, в систему инженерного обслуживания городов. Разработаны основы стандартизации и модульности в строительстве, развитые зодчеством последующих эпох.

По выражению Фукидида, Перикл был влюблен в «красоту, воплощенную в простоте». Это определение очень верно характеризует архитектуру и скульптуру Акрополя. Однако простота Акрополя — результат чрезвычайной сложности. Поэтому понять архитектуру Акрополя можно только при помощи методически проведенного анализа, который следует развернуть в органическом единстве с синтезом.

Любое изучаемое явление необходимо познать в его движении, то есть проследить его зарождение, развитие и упадок. Углубленное историческое рассмотрение предмета возможно только в том случае, если познано существо изучаемого явления. В противном случае изучение приобретает случайный характер, внимание исследователя может оказаться направленным на второстепенные вопросы. Изучение развития и анализ структуры предмета — два необходимых аспекта любого исторического, даже шире — любого научного исследования. Необходимо только иметь в виду, что оба эти аспекта неразрывно связаны друг с другом. Если изучение развития невозможно без знания существа предмета, то правильным будет также и противоположное утверждение: анализ существа предмета невозможен без знания его исторического развития.

Это положение глубоко верно также и для изучения искусства, в частности архитектуры. В литературе по истории архитектуры имеется много работ, которые направлены на изучение частностей, при этом нередко упускаются из виду наиболее важные проблемы.

При анализе любого памятника архитектуры необходимо отдельно изучить его наиболее существенные составные части, а затем проследить взаимные связи этих элементов, чтобы ближе подойти к архитектурному образу в целом. Основу архитектурного произведения составляет его функциональная организация, практическая сторона здания. Вторым аспектом архитектурного произведения являются строительные материалы и конструкции. Они представляют собой материальные средства, служащие для осуществления архитектурного замысла, возникшего из утилитарного назначения постройки. В наше время, особенно на западе, распространено заблуждение, согласно которому материал и конструктивные приемы составляют основу архитектурного произведения. Третьим аспектом произведения зодчества является его архитектурно-художественная сторона. Последнюю можно рассматривать как надстройку над утилитарным назначением, материалами и конструкциями. Однако для архитектуры как искусства эта надстройка представляет особую важность, так как именно художественная сторона превращает удобное и прочное здание в произведение искусства. Художественный аспект архитектурного произведения пронизывает собой строительные материалы, конструктивные принципы и функциональную организации здания. Мало того, художественные особенности и архитектурно-художественное мышление оказывает обратное влияние на выбор и трактовку строительных материалов, на конструктивную мысль зодчего и даже на функциональную организацию здания. Вследствие этого особенно важно по возможности убедительно проследить взаимоотношения трех основных элементов архитектурного произведения: функции, материалов и конструкций художественного образа здания. Взаимоотношение этих трех сторон образуют сущность архитектурно-художественного произведения и лежит в основе композиции здания.

Храм Ники Аптерос.

Калликрат спроектировал здание по древнему образцу, подняв его на трехступенчатый подиум и оформив два противолежащих фасада портиками с четырьмя колоннами. Монолитные столбы высотой немногим более 4 м завершались ионическими капителями. Сама постройка также производила цельное впечатление. Некогда белоснежная, она и сейчас выглядит единым куском мрамора, хотя и немного пожелтевшим за 2 тысячи лет пребывания на солнце. Расположенный на высоком, резко выступающем участке скалы храм Афины Ники стоит под углом к Пропилеям, благодаря чему воспринимается как самостоятельный обьем. Не сливаясь с постройками заднего плана, это сооружение эффектно смотрится на фоне синего неба, изумляя своими ясными, оточенными формами.

Держа классический антаблемент, колонны несут на себе архитрав, карниз и рельефный фриз. Последний, подобно ленте, опоясывает храм со всех сторон. Изображенные на нем батальные сцены представляют отдельные эпизоды греко-персидских войн. За исходом сражений наблюдают олимпийские боги во главе с Афиной, стоящей между Зевсом и Посейдоном.

Некогда интерьер храма украшала статуя Афины Ники. Ныне утраченная, она знакома нашим современникам по описаниям ксоана — статуи, выполненной из куска дерева по типу языческих идолов. Впрочем, храмовая скульптура походила на древний истукан только общим видом, поскольку была создана в манере зрелого классического искусства. Деревянная богиня стояла посреди небольшого зала, держа в одной руке шлем, а в другой ветку граната как символ, наступившего после победы. Греки изображали победительницу Афину в образе Ники с непостоянным нравом и крыльями за спиной. Однако афинская Победа была бескрылой: обрезав богине крылья, горожане надеялись, что, разувшись летать, она останется с ними навсегда.

Храм Ники — один из шедевров древнегреческой архитектуры времени ее расцвета. Храм этот, имеющий форму амфипростиля, представляется изящнейшим творением античного зодчества. Размеры его минимальны: Целла имеет в ширину всего лишь 3, 78 м, в длину — 4, 19 м, высота колонн — 4, 19 м, но это ни в какой мере не лишает сооружение монументальности. Храм входит в качестве органического элемента в композицию западной, входной части Акрополя, в то же время он прекрасно воспринимается и с противоположной стороны, при спуске с Акрополя, на фоне безбрежных далей, линий гор.

Наиболее крупное сооружение Акрополя — Парфенон воспринималось от Пропилей в три четверти — зрители видели не какой-либо один из фасадов, а весь обьем сооружения и сразу же получали общее представление о всей его обьемной композиции. Прежде чем увидить главный, восточный фасад и войти внутрь здания, зрители должны были обойти храм снаружи и получить полное представление о его внешнем художественном решении.

Парфенон — октастильный периптер, построенный из пентелейского мрамора в период с 447 по 432 г. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом (8 и 17 колонн; размеры по верхней ступени — 69, 5 м в длину, 30, 9 м в ширину, высота колонн — 10,5 м).

Внутри храма, помимо пронаоса и опистодома, были Целла и особое помещение, где хранилась казна Афинского морского союза. В Парфеноне, решенном в дорических формах, ощущаются черты влияния ионического стиля. В это время в архитектуре Афин в связи с повышением их политической роли появляется тенденция к выработке единого общегреческого (панэллинского) стиля архитектуры. (Прил.2)

Сочетание стилей — дорического и ионического — проявлялось двояко: или путем совмещения их в одном и том же сооружении, или путем совмещения их в одном и том же сооружении, или путем изменения пропорций дорического стиля в сторону их облегчения, придания им большего изящества, что было сделано в Парфеноне, где колонны относительно более легкие по своим пропорциям, чем, например, в храме Зевса Олимпийского. Кроме того, во внутреннем помещении были поставлены четыре, вероятно, ионические колонны, не сохранившиеся до нашего времени. Наличие на внешних поверхностях стен, ограничивающих целлу, непрерывного фриза с изображением праздника Панафиней (его общая протяженность 160 м, а высота 1 м) также является признаком ионического ордера.

Впервые появившись у Фидия, характерные черты аттического монументального искусства с особенной силой проявились в рельефах Парфенона. Плоская скульптура главного храма завершила длинный путь развития греческой фронтонной композиции. Попытки разместить фигуры в пространстве предпринимались еще в архаичной архитектуре, но только в главном храме Акрополя персонажи пластических картин составляют неотъемлемую часть действия. Центральные события — рождение Афины и спор богини с Посейдоном — изображены соответственно на восточном и западном фронтонах храма, где вселенная представлена в образе богов и героев. Небожители являются главными действующими лицами, тогда как остальные фигуры помещены в качестве зрителей.

Создателям декоративного богатства Парфенона удалось выразить славу родного города и восхищение его народом. На метопах восточной стороны храма представлена борьба олимпийских богов с гигантами. С северной стороны помещены сцены Троянской войны, в западной части изображено сражение Тесея с амазонками, а в южной — бой лапифов с кентаврами. Мотив боя человека с животным варьируется с поразительным разнообразием.

Наружные рельефы Парфенона условно разделяются на две зоны, отличающиеся друг от друга архитектурным построением и, особенно, идейным содержанием скульптуры. Божественная тематика представлена наверху, во фронтонах и метопах дорического фриза. Человеческие фигуры находятся немного ниже, в ионическом декоре наоса. В этой части здания скульптурными образами впервые стали простые люди, вылепленные с живых граждан Афин.

На северном и южном фризах воспроизведена сама Панафинейская процессия.

Среди 400 изображенных на фризе фигур нет ни одной, точно повторяющей другую. Тончайшая лепка архитектурных деталей, необычайно точный их рисунок, прекрасно найденные общие пропорции, выверенность всех малейших подробностей, тесное сочетание архитектурной основы и скульптурного убранства — все это делает Парфенон крупнейшим, наиболее значительным в художественном отношении произведением греческой и мировой архитектуры. [19]

Эрехтейон.

Размеры Эрехтейона очень невелики (основной прямоугольник плана — 23, 5 на 11, 6 м; высота кариатид — 2, 3 м), но архитектура его полна особого изящества и утонченности. Легкостью форм и усложненностью композиции Эрехтейон контрастирует с расположенным рядом крупным и подчеркнуто монументальным Парфеноном. Контрастные взаимоотношения этих двух храмов усиливают своеобразие комплекса Акрополя.

Эрехтейон построен из мрамора, в ионическом стиле, примененным в различных масштабах на восточном и северном портиках храма и на западной его стене.

Несмотря на то что сохранились до наших дней лишь обломки былого великолепия, здесь витает особая атмосфера культуры древних греков, и взошедшие на холм люди словно становятся чуточку ближе к этому наследию, словно попадают в окружение тех божеств, в чью честь были выстроены красивейшие храмы.

Таким образом из второй главы следует, что развитие греческой архитектуры пришлось на «классический период». Мы прослеживаем неоднократное изменение стилей возведения зданий, храмов. Переход от тяжёлого стиля к более лёгкому, изящному, непринуждённому. Так же мы узнаем о том, как в классическом периоде происходит восстановление Акрополя, какие храмы он в себя включал, «пройтись» по нему торжественной процессией «увидев» расположение храмов построенных в честь греческих Богов. Узнать о самом величественном и почётном храме того времени Парфеноне.

Заключение

Европейская цивилизация уходит своими конями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Особое значение имеет влияние античной культуры на формирование религиозного сознания европейцев, чье миропонимание сложилось, в основном, под влиянием двух мифологических систем, каждая из которых выражает особый подход к удовлетворению религиозных потребностей человека — библейской и античной.

Искусство Эллады вечно, оно является достоянием всех наций. Положив на столб балку, греки образовали колоннаду, которая стала сущностью их архитектурного типа. Римляне приделали к колоннаде арку; германцы — стрельчатые верхушки. Получились превосходные постройки, но все они не лишены претензии. Чистота, истинно художественная девственность мотива впоследствии уступили место грандиозной фантазии, желанию подействовать на воображение, удивить размером или мастерством.

В своей работе я попыталась выявить особенности религии Древней Эллады, а также рассмотреть архитектуру храмов Афинского Акрополя. Рассмотрев первую ступень эволюции храмового зодчества можно сделать вывод, что главный принцип храмовой архитектуры Древней Эллады заключается в простоте форм. Греческие храмы во многом похожи на жилища простых смертных, только они более изящные и богатые. Пересмотрев огромное количество литературы, посвященной греческому искусству, я поняла насколько трудно будет выбрать именно то, что мне подходит. Ведь каждый автор описывает греческую архитектуру с разных точек зрения.

Исходя из вышеизложенного материала можно сделать вывод, что величайшим достижением греческой архитектуры были храмы. Храмовое зодчество Древней Греции прошло длительную эволюцию и достигло своего величия.

Для того, чтобы наглядно увидеть эволюцию храмового зодчества нужно выделить главные особенности архитектуры трех периодов.

В архаический период складываются дорический, ионический, коринфский ордера.

Классическому периоду характерны следующие особенности:

  • Совершенство архитектуры;
  • Создание новых типов сооружений;
  • Соотносимость архитектурной формы и функционального назначения сооружений с социумом, с народными обычаями и традициями, природными условиями;
  • Простота форм;
  • Создание ордерной системы с разделением на несущие (колонны) и несомые (балки) элементы;

В период эллинизма уже появляются иные особенности:

  • Утрачивается единство стиля в архитектуре;
  • Стремление к большей пышности, применение коринфского стиля;

В данной работе были выполнены следующие задачи:

  • Рассмотреть особенности культуры и искусства Древней Греции;
  • Проследить эволюцию на примере трех периодов (Архаический, классический и эллинистический периоды);
  • Выявить религиозные предпосылки возникновения храмов Древней Греции;
  • Рассмотреть периодизацию храмового зодчества в Древней Греции;
  • Древнегреческая архитектура заложила основу европейской культуры и служила примером для мировой архитектуры.

Тысячелетия отделяют нас от античной культуры. Но изучение античности и в современном мире не утрачивает своей популярности. Произведения древнегреческого искусства продолжают быть недосягаемым образцом и норм

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/arhitektura-ellinizma/

1. Акимова, Л. И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. Серия: «Новая история искусства [Текст]/Л.И Акимова. — СПб., 2007. — 440 с.

— Андреев, Г.А История Древней Греции [Текст] / Г.А. Андреев. — М., 2005. — 399 c.

-Арсланов, В.Г Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение [Текст] / В.Г. Арсланов. — М., 2015. — 436 c.

-Берд, М. Парфенон [Текст] / М. Берд. — М., 2007. — 224 c.

-Вингопулу, И.Л. Искусство и история. Афины [Текст] / И.Л. Вингопулу. — М., 2006. — 342 c.

-Винкельман, И. И. История искусства древности [Текст] / И. И. Винкельман. — СПб., 2002. — 243 c.

-Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства [Текст]/ Б.Р. Виппер. — М., 1985. — 288 c.

-Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре [Текст]/ М.Л. Гаспаров. — М., 2000. — 384 с.

-Гнедич П.П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. От Древнего Египта до средневековой Европы [Текст] / П.П. Гнедич. — М., 2015. — 448 c.

-Голубцова Е.С. Древняя Европа [Текст] /Е.С. Голубцова. — М., 1998. -666 с.

-Грейвс, Р. Мифы древней Греции [Текст] / Р. Грейвс. — М., 1992. — 250 c.

-Давыдова, Л. И. Искусство Древней Греции.Серия «Твой Эрмитаж» [Текст] / Л. И. Давыдова. — СПб., 2008. — 356 c.

-Жебелев, С.А. Из истории Афин [Текст] / С.А Жебелев. — СПб.,1898. — 229 с.

-Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. [Текст] /Ю.Д Колпинский-М., 1988.-354 с.

-Кузищин В.И. История Древнего Востока [Текст] /В.И. Кузищин. — М., 2007. — 464 с.

— Куторга М.С. Борьба демократии с аристократией в древних эллинских республиках перед персидскими войнами [Текст]/ М.С Куторга. -М.,1880.

— Лихачев Д. С. Обращение к «своей античности»[Текст]/ Д.С. Лихачев. — М.,2000. -336 с.

-Лосев А.Ф Античная философия истории»[Текст]/ А.Ф. Лосев. -М.,1977.-204 с.

-Строгецкий, В. М. История Древней Греции [Текст] / В. М. Строгецкий.- М., 2011. — 480 c.

-Малышева, Е.М. Культурология. История мировой культуры [Текст] / Малышева, Е.М. — М., 2008. — 288 c.

— Маринович Л. П. Судьба Парфенона [Текст]/Л.П. Маринович.- М., 2000. — 352 с.

-Ранович, А. Б. Эллинизм и его историческая роль [Текст]/ А. Б. Ранович. — М., 2007. — 260 c.

-Родионов, М.В. История древней Греции и древнего Рима: [Текст] / Родионов, М.В. — М., 2006. — 224 c.

-Смит, М. Афины. История города [Текст]/ М. Смит. — СПб., 2008. — 367 c.

-Соколова М.В. Мировая культура и искусство [Текст ] : учебное пособие для студентов ВУЗов / М.В.Соколова — М., 2004.-287с.

-Уильямс, Д. Древняя Греция [Текст]/ Уильямс, Д. — М., 2007. — 128 c.

-Фролов Э.Д. Русская наука об античности [Текст]/Э.Д.Фролов. -М.,2000. — 237 с.

-Шуази, О. Всеобщая история архитектуры [Текст]/ Шуази, О. — М., 2012. — 704 c.

Приложение 1

Приложение  1

Храм Ники Аптерос, Древняя Греция, 427-424 г.до н. э

Приложение 2

Приложение  2

Парфенон, Древняя Греция, 447 до н. э.-438 до н. э.

Приложение 3

Приложение  3

Эрехтейон, Древняя Греция, 421 до н. э.-406 до н. э.