Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В течение младшего школьного возраста на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающий собственный опыт действования в этом мире.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: познавательной, эмоционально-волевой и личностной.
Младший школьный возраст является сенситивным:
- для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.
Таким образом, младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований.
Анализируя литературу и практику школы, можно заметить тенденцию на усиление развития интеллекта ребенка и снижение внимания к развитию эмоциональной и личностной сфер. А между тем, это может привести к несформированности коммуникативных навыков, организованности, самостоятельности, и, как следствие, к эмоциональной незрелости. Учитывая то, что эмоциональное восприятие действительности является у детей начальных классов опережающим, необходима работа по расширению круга нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности. Моральные ценности целесообразно представлять в конкретной форме, а их усвоение — в доступной для детей деятельности. Главным в развитии личности является деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека в референтной (значимой для него) группе.
Актуальность данной темы определяется изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, повлекшими за собой:
- увеличение значимости творческой личности
- нахождение в более выгодном положении, по отношению к людям, пользующимися стандартными, устоявшимися методами
- ощущение эмоционального комфорта от проявленной инициативы, творчества в трудовой деятельности
- перестройка общеобразовательной школы, одной из основных целей которой является формирование и развитие творческой самостоятельной деятельности
Актуальность становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.
Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности ...
... речевой деятельности младших дошкольников. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, ...
Проблема формирования и развития творческой коллективной деятельности решается с помощью ряда основных и вспомогательных подходов. Основные подходы — деятельностный подход (В. В. Давыдов [3], Л. С. Выготский [1], П. Я. Гальперин [2] и др.), личностный подход (В. В. Краевский[5], Л. В. Занков [4] и др.), системный подход (А. Д. Холл [8], Р. Е. Фейджин [7] и др.).
Цель курсовой работы — изучить коллективную творческую деятельность как средство формирования и развития личностных качеств младших школьников.
В соответствии с этой целью выдвинуты задачи:
1. Определить сущность и основные виды коллективно-творческой деятельности;
2. Рассмотреть организацию коллективной творческой деятельности;
3. Определить значение коллективной творческой деятельности в формировании и развитии личностных качеств личности.
Объектом исследования является коллективная творческая деятельность младших школьников.
Предмет исследования — влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств младших школьников
Гипотеза коллективная творческая деятельность является эффективным средством формирования и развития личностных качеств младших школьников.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической, методической литературы по рассматриваемой теме;
- реферирование, цитирование.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
I. Изучение особенностей коллективной творческой деятельности в научной литературе
1.1 Сущность и виды коллективной творческой деятельности
В своих работах И.П.Иванов характеризует сущность коллективных воспитательных дел следующим образом:
КТД — это способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.
Суть каждого дела — забота о своём коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далёких друзьях.
Дело это творческое, коллективное, потому что представляет совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи.
Поэтому оно творится сообща — не только выполняется, но и организуется, задумывается, планируется и оценивается также совместно.
Основатель методики Игорь Петрович Иванов.
Коллективные творческие дела — это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.
Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям — вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.
Коллективная творческая деятельность как средство формирования ...
... сверстниками и взрослыми. Приступая к работе, мы определили её параметры: Объект - воспитательный процесс. Предмет - коллективная творческая деятельность. Цель - обосновать роль коллективных творческих дел в формировании взаимодействия детей младшего школьного возраста. Задачи: . Изучить ...
И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, общая борьба старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших. [9]
Виды коллективных творческих дел
В настоящее время существует несколько видов коллективных творческих дел:
- Общественно — политические
- Трудовые
- Познавательные
- Экологические
- Спортивные
- Художественные
- Досуговые
- Коллективные творческие дела с целенаправленным нравственным содержанием.
- Коллективные творческие дела в работе с активом.
Рассмотрим данные виды подробно:
Общественно — политические коллективные творческие дела.
Дети — часть общества и должны соучаствовать в решении его социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. Цели и задачи воспитателя — получение соответствующих знаний, умений и навыков. Коллективное творческое дело политического толка способствуют обогащению общественно — политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, учат плюрализму мнений и суждений. Например: агитбригада, агитафиша, агитпоход, аукцион идей, беседа за «круглым столом», брифинг, вечер поколений, вечер военной поэзии и песен, политвикторина, диалог, пресс-конференция и т.д.
Трудовые коллективные творческие дела. Детям нужно поручать настоящие, серьезные дела, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности. Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны. Трудовое и экономическое воспитание детей и подростков — это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания. Цели и задачи трудового воспитания — достижение конкретных трудовых задач. Например: аукцион трудовых сюрпризов, встречи с людьми труда, благоустройство лагеря, выставка трудовых достижение, гайдаровский рейд, город веселых мастеров, дежурство, дело по «секрету» и т.д.
Познавательные коллективные творческие дела. Даже пассивное участие в познавательных делах влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания. Например: академия веселых наук, аукцион знаний, вечер веселых задач, встреча с интересными людьми, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина и т.д.
Экологические коллективные творческие дела. Природа — лучший учитель ребенка. Необходимо приобщать детей к миру природы, включать в экологическую заботу о живом мире природы. Операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна» — экологические КТД. Учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края — вот программы этой работы. Например: академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, выставка лесных даров, встречи с работниками лесных хозяйств, день леса, профессиональный праздник (день рыбака, птиц), научно-исследовательская экспедиция по родному краю и т.д.
Презентация «Развитие творческих способностей у детей старшего ...
... творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как ... доводить начатое дело до конца. Направления работы по развитию творческих способностей 1 Работа с бумагой Работа с бумагой ...
Спортивные коллективные творческие дела. Движение есть жизнь. Двигательная деятельность должна быть ежедневной и разнообразной. Например: веселые старты, спортивная спартакиада, встречи с мастерами спорта, день здоровья, запуск моделей (планеров, бумажных змеев), зарядка, игры на воде, спортивные, подвижные, на местности, конкурс знатоков спорта, конкурс пирамид, лагерь Робинзонов, малые олимпийские игры, купание и т.д.
Художественные коллективные творческие дела. Дела этого плана важны для воспитания у ребят гражданского отношения к эстетической стороне жизни общества, народов других стран, своего народа как составной части мировой культуры. Художественные КТД развивают различные творческие способности ребенка — сочинительские, актерские, режиссерские и др., помогают познать мир изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, мир народного фольклора. Дети получают практические навыки. Например: авторский вечер, ателье карнавальных мод, ансамбль, вечер поэзии, вечер сказок «Жили-были», выставка картин, выпуск рукописных сборников, галерея картинная, кружки эстетического профиля, карнавал и т.д.
Досуговые коллективные творческие дела. Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они — действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным. Например: аукцион забав, академия веселых наук, бал (новогодний, летний, ситцевый, литературный, осенний, цветов), бал Терпсихоры, базар головоломок, вечер легенд, вечер веселых вопросов, вечер-путешествие, взятие песочного городка, день «рекордов Гиннеса » и т.д.
Коллективные творческие дела с целенаправленным нравственным содержанием.
Все модели работы с детьми имеют нравственный аспект. Однако существуют просвещенческие и тренинговые формы деятельности, несущие этическую направленность. Например: вечер этикета, откровения, гостевой день, гайдаровская разведка, день рождения коллектива, день рождения лагеря, день этикета, диспут, «камертон доброго настроения», комплексная игра, «огонек знакомств» и т.д.
Коллективные творческие дела в работе с активом. Все дети, находятся ли они в лагере или в школе, должны находиться в «самочувствии актива». Будет ли он сменным или постоянным, мы выбираем сами. И работать с ним надо: учить, консультировать, инструктировать, помогать осваивать сферу организаторской работы. Можно использовать коллективные творческие дела — тренинги. Вот примеры некоторых творческих дел — тренингов:
Организация коллективной деятельности учащихся начальных классов ...
... коллективной деятельности сдерживается сложностями организационно-методического характера. Таким образом, мы можем сделать вывод об актуальности данной проблемы, что обусловило выбор темы нашей дипломной работы: «Организация коллективного творчества на уроках изобразительного искусства в начальных ...
- «Геометрическая фигура». Длинные веревки связываются в два больших кольца (веревочных колец столько, сколько создается групп;
- длина веревки зависит от количества участников).
Дети становятся в круг, держась за кольцо веревки обеими руками. Вожатый предлагает ребятам построить квадрат, треугольник, пирамиду, звезду, ромб, закрыв глаза, не выпуская из рук веревку. Участники тренинга имеют право советоваться, разговаривать вслух, искать решение в точно отведенное время. Сначала у ребят может быть растерянность, затем они начинают путь решения, спорить. Кто-то обязательно будет руководить всеми. Эти «кто-то» и есть лидеры.
«Номера». Ребята делятся на группы, например, на три команды. Всем ребятам на спины прикалываются номера, от цифры 1 до цифры 10. По команде вожатого группы перемешиваются. По второй команде надо прибежать к «своим» и выстроиться спиной к вожатому от первой до последней цифры по порядку. Условия можно менять: дети строятся от цифры 10 до цифры 1, т.е. наоборот. Дети строятся так: сначала нечетные цифры, затем четные.
Могут быть и такие варианты: надо построиться по росту; надо построиться в алфавитном порядке, учитывая первую букву, с которой начинается фамилия. Понаблюдайте, как группа выполняет задание. Кто лидирует, кто выполняет задание пассивно. [10]
1.2 Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств
коллективный творческий младший школьник
В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способствуют формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа. Интерес к этой проблеме объясняется ещё и тем, что в наше сложное время кризисов и перемен человеку необходимо научиться быть готовым к любым трудностям, уметь преодолевать их, а также быть способным принимать решения и совершать поступки, то есть проявлять лидерские качества. Особенно это актуально для младшего школьника.
Современные дети младшего школьного возраста способны проявить инициативу, активность, творчество, однако реальная практика говорит о том, что в начальной школе в подавляющем большинстве случаев учащиеся пассивно выполняют поручения педагога, тогда как ребёнок способен активно участвовать в общественной жизни, самостоятельно принимать решения в различных ситуациях.
Начальное обучение закладывает фундамент всего дальнейшего учения и развития личности. Особенность воспитания и обучения данной ступени состоит в том, что они осуществляются, как правило, одним педагогом.
От умелого руководства, сочетания различных форм работы, направленных на формирование лидерских качеств у младших школьников, зависит социальная успешность детей в будущей, учебной, личной, профессиональной деятельности.
Необходимо обратить внимание на то, что реализация данных подходов должна осуществляться при выполнении совместной деятельности всеми членами коллектива, а значит и развитие лидерских качеств младших школьников должно проходить в коллективной деятельности.
Формирование творческого компонента личности
... мы описываем механизм организации творческой деятельности. В заключении мы подводим итоги, проведенной работы. 1.1 Теоретический анализ феномена творчества В ходе психического ... определение понятия творческой личности. Вторая часть содержит: основные положения учения о формировании творческой личности, методы описания творческих процессов, эвристические приемы активизации творческого мышления. ...
Коллективное творческое воспитание — особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания. Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно — формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела. КТД становятся мощной силой, притягивающей в школу, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. КТД, по мнению Т.А.Стефановской[6], обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому, в каждом из таких дел важны гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая психологию, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто погружался в чарующую атмосферу коммунарского сбора, участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам.
Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение их разнообразие, и периодичность позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Один к одному повторить чью — то авторскую идею КТД невозможно, но “схватить” эту идею, почувствовать её и разработать с детьми в обновленном варианте — уже творчество. Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь важен замысел коллективно творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят. Детская импровизация — высшее достижение КТД. И у каждого всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством.
Роль ИЗО – деятельности в развитии творческих способностей ребенка ...
... формирует свое «Я». Изобразительная деятельность становится формой саморазвития личности, особенно ее творческой сущности [21,с.154]. Совершенствование операционально-технической стороны изобразительной деятельности делает ребенка более свободным и самостоятельным в выражении с помощью художественных ...
В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на “группы действия” помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. Ребят можно “развести” по группам, по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства и т.д. Можно назвать трех — четырёх первых членов группы, те выберут по одному партнёру, выбранные назовут следующих, так быстро укомплектуется команда. Можно разложить цветные кружочки, эмблемы и другие “амулеты”, дети выберут их произвольно, создав группу.
Группа — главный “инструмент” КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, надо использовать конкурс, если никто не хочет жеребьевку. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности.
КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый ученик находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки, организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера.
Большие выставки прикладного и письменного творчества, а так же публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками из параллели, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других.
КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех всем.
КТД — это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.
КТД дают возможность ученику:
реализовать и развивать свои способности
расширить знания об окружающем мире
приобрести навыки проектирования
Деятельность творческого объединения «Мир искусства»
... творческого объединения «Мир искусства». Задачи заключаются в изучении: организации выставок; организации литературно - художественного журнала «Мир искусства»; реформ театра; роли А. Бенуа в культурной деятельности художественного объединения «Мир искусства», историко-художественное значение объединения. 1.Творческое объединение «Мир искусства» 1.1 Перед «Миром искусств» ... проведения выставки ...
проявить организаторские умения
закрепить коммуникативные навыки
формировать способности к рефлексии (анализу)
КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством. В коллективной творческой деятельности любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества. [11]
Создать условия для всестороннего развития личности младшего школьника помогают коллективные творческие дела.
Основатель методики КТД Игорь Петрович Иванов.
В своих работах И.П.Иванов характеризует сущность коллективных воспитательных дел следующим образом:
КТД — это способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.
В настоящее время существуют различные виды коллективных творческих дел: общественно-политические, познавательные, трудовые, экологические, спортивные, досуговые, коллективные творческие дела в работе с активом, коллективно творческие дела с целенаправленным нравственным содержанием.
В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место.
КТД позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно — формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности. КТД позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.
В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей.
КТД — это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.
II. Организация коллективной творческой деятельности в начальных классах
2.1 Структура коллективных творческих дел
Коллективная творческая деятельность
... Изучение особенностей коллективной творческой деятельности в научной литературе 1.1 Сущность и виды коллективной творческой деятельности В своих работах И.П.Иванов характеризует сущность коллективных воспитательных дел следующим образом: ... по родному краю и т.д. Спортивные коллективные творческие дела. Движение есть жизнь. Двигательная деятельность должна быть ежедневной и разнообразной. Например: ...
В современной литературе выделяются следующие структуры организации коллективных творческих дел: простая линейная структура, сложная линейная структура и взаимосвязанная структура. Работа по каждой из структур охватывает достаточно большой временной период организации коллективных творческих дел (от одного месяца до четверти и более).
Рассмотрим ниже подробнее каждую из структур:
1. Простая линейная структура
Простая линейная структура включает в себя несколько мероприятий (цепь дел), объединенных общей темой или целью.
Рис. 1. Схема простейшей структуры коллективных творческих дел.
На начальном этапе происходит ввод в игровое действие, объясняются правила игры, условия, цепь мероприятий. Учащиеся знают, из чего нужно исходить, через какие промежуточные результаты пройти (какие задачи решить на каждом из мероприятий).
Воспитатель помогает детям ставить задачи и находить пути достижения промежуточных результатов каждого дела. Результаты могут быть представлены в виде выступления, творческого альбома и других формах. Подведение итогов изначально поставленной цели всей деятельности проводится на ключевом мероприятии, которое можно провести как праздник, фестиваль. Таким образом, организованное коллективное творческое дело позволяет привлечь к активному действию большее количество участников, заинтересованных общей значимой деятельностью. Коллективно творческое дело этой структуры может охватывать временной период около полугода.
Организовывая деятельность по данной структуре, делают следующим образом: один раз в четверть все участники собираются на коллективное творческое дело, где каждая группа учащихся представила в творческой форме результаты промежуточной работы. Такая организация игровой деятельности учащихся позволяет строить обмен опытом, коллективно открывать мир в живой, увлекательной форме, развивать любознательность, товарищескую взаимопомощь, привлекать родителей в образовательный процесс.
Конечным результатом коллективной творческой деятельности является ключевое дело. На нем подводятся итоги работы, оценивается деятельность каждой группы участников, (могут быть выбраны разные направления работы) и, таким образом, получается общее дело, общий результат, так как каждый из участников продемонстрировал свои достижения и получил еще и новую дополнительную информацию.
Структура называется простой линейной потому, что деятельность учащихся осуществляется в разных формах последовательно: от задания к заданию, от этапа к этапу во всех параллелях классов начальной школы одновременно.
Одновременное начало коллективных творческих дел и подведение итогов в процессе проведения игры, создают элементы соревнования между классами, что поддерживает интерес участников, активизирует их деятельность, формирует потребность в познании окружающего мира.
2.Сложная линейная структура
Рис. 2. Схема сложной структуры коллективных творческих дел.
Организация совместной деятельности согласно этой структуре предполагает совмещение простой линейной структуры и разветвленной. Ключевое основное мероприятие находиться не в конце, при подведении итогов дела, а в середине.
Сложная линейная структура (рис.2) включает в себя начальное мероприятие, основное мероприятие, цепь дел, итоговое дело. На начальном этапе происходит ввод в игровое действие, объясняются правила игры, условия. До основного (ключевого) мероприятия деятельность учащихся организуется по простой линейной структуре. На основном мероприятии участники в творческой форме представляют отчет о проделанной работе. Далее учащимся напоминается цель и планируемый результат коллективного творческого дела. Участникам предлагается посоветоваться и выбрать дальнейший путь деятельности. На выбор им предлагается три пути, три варианта, различающиеся по степени сложности (отражающих количество шагов до достижения главной цели коллективных творческих дел; чем сложнее, тем меньше шагов) и степени самостоятельности. Каждый из вариантов достижения цели может быть представлен детям как карта путешествия или маршрутный лист. Рассмотрим эти варианты.
А) Линейный — отражает простую линейную структуру, учащиеся, передвигаясь по карте путешествия на каждой “станции” выполняют задания последовательно, поочередно.
Б) Проблемный — где известны начальные условия и конечный результат; учащиеся должны открыть для себя промежуточные результаты, то есть найти пути достижения конечного результата. Таким образом, разрешается противоречие между тем, что учащиеся знают и что должны узнать.
В) Программированный — когда учащиеся знают, из чего нужно исходить и что делать для достижения конечного результата, но промежуточные результаты не доводятся, что позволяет учащимся проявить творческую активность.
Таким образом, вторую часть творческого дела каждый класс проходит по разному, в зависимости от параллели классов варьируются задания по степени трудности; варьируются формы деятельности учащихся; на выполнение задания затрачивается необходимое количество времени.
Подведение итогов коллективных творческих дел проводится на завершающем цепь мероприятий заключительном деле (итоговом мероприятии), обобщаются полученные знания, результаты совместной деятельности.
Рассмотрим положительные и отрицательные стороны сложной линейной структуры организации творческой совместной деятельности:
1)в итоге все участники достигают конечного результата; все становятся победителями, так как каждый проделал большую, выбранную им работу;
2)поддерживается дух соревнования; не обостряется соперничество;
3)повышается интерес творческая активность участников;
4)игра способствует расширению кругозора учащихся, развитию познавательного интереса, сплочению классного и школьного коллектива. К отрицательным сторонам можно отнести только большую трудоемкую организацию работы по этой структуре. Игровая деятельность учащихся, организованная по сложной линейной структуре способствует проведению разнообразной внеурочной воспитательной деятельности.
3. Взаимосвязанная структура
Особенностью взаимосвязанной структуры (рис.3) является то, что при работе над темой творческого дела могут объединяться классы из разных параллелей, но эти объединения не постоянны и существую во времени столько, сколько нужно для выполнения отдельного этапа или задания. Такая организация деятельности способствует сплочению школьного коллектива. [12]
Рис. 3. Схема взаимосвязанной структуры коллективных творческих дел.
На основе коллективного творческого дела строится взаимодействие классов разных параллелей. Каждая параллель классов получает свое творческое задание. В классах проходит работа по поиску информации, ее обработка, обмен полученной информацией с соседями. Таким образом, осуществляется взаимодействие учащихся всей начальной школы. На итоговом коллективном творческом деле представляются самые лучшие моменты, эпизоды той деятельности, которая проходила в классах и между классами, при участии взрослых. Особая, важная роль отводится воспитателям групп продленного дня.
2.2 Организация и проведение коллективной творческой деятельности
Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. При раскрытии этапов будем опираться на работы И.П.Иванова как родоначальника этой методики.
Первая стадия — предварительная работа. На этой стадии педагог составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:
Какова основная идея КТД?
В какой форме будет проходить КТД?
Кого привлечь к участию?
К кому обратиться за помощью?
Когда провести стартовую беседу?
В конце данной стадии учитель и проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается где? Что? Когда?
Вторая стадия — коллективное планирование КТД. Планирование происходит в микрогруппах, а также на общем собрании детского коллектива. Составляется общий план жизни коллектива и планируется конкретное КТД. На сборе-старте выступают представители микроколлективов и отвечают на вопросы:
Что и для кого будем делать?
С кем вместе это будем делать?
Кто будет участником?
Кто и кому будет помогать?
Третья стадия — коллективная подготовка КТД. Самая сложная и ответственная стадия. Для подготовки и проведения выбранного КТД создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Для следующего дела подобный орган создается уже в новом составе. Проект КТД уточняется и конкретизируется сначала Советом дела, с участием руководителя коллектива, затем в микроколлективах, которые планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.
Четвертая стадия — проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе — создание психологического комфорта.
Пятая стадия — подведение итогов КТД. Подведение итогов происходит на общем сборе, которому может предшествовать письменный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы-задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее? Анализ проходит сразу после КТД. Педагог должен иметь в виду, что коллективный анализ включает в себя три ключевых момента: отметить все положительное. И его должно быть больше, чем негативного. Обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела. Наметить перспективы позитивного развития детского коллектива и отдельных личностей.
Шестая стадия — последействие. На этой стадии в исходных направляющих действиях воспитателей непосредственно реализуются выводы и предложения, выдвинутые при подведении итогов проделанной работы. Руководитель коллектива организует использование воспитанниками и в учебной работе, и во время внеучебной жизни опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении результатов КТД.
Для того чтобы коллективная творческая деятельность была успешной, необходимо руководствоваться организационными моментами:
Определить примерные сроки проведения КТД, от чего, и от кого они могут зависеть.
Определить место проведения КТД, от чего, и от кого оно будет зависеть.
Уточнить место и время КТД, согласовать их с участниками.
Разбить подготовку дела на задачи, определить критические сроки выполнения этих задач и ответственных за них.
Наиболее часто встречающиеся задачи.
1. Реклама дела.
2. Подготовка материалов для участников дела (к примеру: в конкурсе шарад участникам понадобится листок и ручка, для конкурса инсценированной — записи песен).
3. Подготовка материалов для организаторов дела (к примеру: костюмы для концерта, распечатки пропусков и погон для «Зарницы»).
4. Оформление места проведения дела.
5. Подготовка жури, критериев судейства и подручных материалов для жури (например, таблички с оценками на КВН).
6. Подготовка призов победителям.
7. Подготовка формы дела (к примеру: театральная завязка, подготовка ведущих, подготовка станций, продумывание вопросов к диспуту).
Как правило, подготовку формы дела можно разбить на несколько подзадач, которые не обязательно решать сообща.
8. Согласование с людьми, от которых будет зависеть проведение дела.
9. Организация прессы: фото, видео, статьи.
Определить методы контроля подготовки дела (назначить время следующего сбора, назначить координатора дела, определить способы общения организаторов КТД между собой).
Определить вероятные препятствия, разработать способы их предотвращения и преодоления. (Пример: на праздничный концерт младшие классы могут прийти в повседневной одежде — необходимо предупредить их заранее, на турслете может идти дождь — взять с собой плащи).
Определить критические факторы успеха организовать их достижение. Критический фактор успеха — то без чего дело пройти не сможет. (Пример: для проведения новогодней сказки нужен актовый зал — если его не откроют, новогодней сказки не будет).
Продумать запасные варианты отдельных задач и всего дела в целом.[13]
2.3 Типы, приемы и условия проведения коллективной творческой деятельности
Приемы проведения коллективной творческой деятельности. Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые примеры, использующиеся на всех стадиях подготовки и проведения КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна воспитанникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.
Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, — это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки или жребия).
Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», то есть набор возможных предложений по решению какой — либо проблемы или задачи.
Часто используется ещё один приём — отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два — три. Выбор этих идей может осуществляется с помощью голосования или естественным путем, то есть участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием. Когда выбор осуществить сложно, используется ещё один приём — защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.[16]
Условия проведения коллективной творческой деятельности. Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определённые условия.
В — первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать извращение позиций, роли, которая определена педагогу, как старшему товарищу.
Во — вторых, подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел.
В — третьих необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы КТД — лишь один из компонентов общей системы средств воспитания.
В — четвёртых, важнейшим условием является реализация и развитие идей заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далёких людях, окружающем мире. [14]
Типы коллективных творческих дел
Существует три основных типа:
- Представление;
- Малое творческое дело;
- Большое творческое дело.
Большое творческое дело требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.
Малое Творческое Дело не требует предварительной подготовки от участников — все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.
Представление вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.
Таким образом, малое творческое дело и представление будет являться коллективно творческими делами только для его организаторов.
Стоит особо подчеркнуть, что представление — это тип коллективно творческих дел, а не его форма.
Примеры типов коллективных творческих дел
Представление
Коллективные песни;
- Игры;
- Концерт;
- Концертные номера + игры с залом;
- Беседы с залом (разновидности диспутов, лекции).
Малое Творческое Дело
Телевизионные игры;
- Перемещение по станциям;
- Конкурсы;
- Несценарные ролевые игры.
Большое Творческое Дело
Конкурс или набор постановок;
- Сценарные ролевые игры;
- Разновидности диспутов.[15]
В современной литературе выделяются следующие структуры организации коллективных творческих дел: простая линейная структура, сложная линейная структура и взаимосвязанная структура. Работа по каждой из структур охватывает достаточно большой временной период организации коллективных творческих дел (от одного месяца до четверти и более).
Простая линейная структура включает в себя несколько мероприятий (цепь дел), объединенных общей темой или целью. Сложная линейная структура. Организация совместной деятельности согласно этой структуре предполагает совмещение простой линейной структуры и разветвленной. Ключевое основное мероприятие находиться не в конце, при подведении итогов дела, а в середине.
Особенностью взаимосвязанной структуры является то, что при работе над темой творческого дела могут объединяться классы из разных параллелей. Такая организация деятельности способствует сплочению школьного коллектива.
Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.
Первая стадия — предварительная работа.
Вторая стадия — коллективное планирование КТД.
Третья стадия — коллективная подготовка КТД.
Четвертая стадия — проведение КТД.
Пятая стадия — подведение итогов КТД.
Шестая стадия — последействие.
Существует несколько приемов проведения КТД. Один из эффективных приёмов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, — это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. Другим необходимым приёмом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. Часто используется ещё один приём — отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два — три. Существует три основных типа КТД:
Большое творческое дело (конкурс или набор постановок и т.д.) требует предварительной подготовки, как от организаторов данного дела, так и от его участников. Как правило, организаторы дают задание участникам.
Малое творческое дело (телевизионные игры, перемещение по станциям и др.) не требует предварительной подготовки от участников — все задания, которые дают им организаторы, должны быть выполнимы непосредственно при проведении дела.
Представление (игры, концерт, игры с залом и т.д.) вообще не подразумевает выдачи участникам заданий. Участников представления правильнее называть зрителями.
Заключение
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при активной роли взрослых. Взрослые создают условия для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Организовывая творческую деятельность по рассмотренным выше структурам, можно выявить, что это дает хорошие возможности для плодотворного сотрудничества детей, детей и взрослых. Позволяет расширить поле позитивного общения, вовлечь в совместную творческую, социально значимую деятельность большее количество детей и взрослых. Работа над темой по данной структуре делает жизнь общешкольного коллектива насыщенной, яркой, интересной. Становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.
В ходе теоретического анализа по теме было исследовано, что коллективная творческая деятельность является эффективным средством формирования и развития личностных качеств младших школьников.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в введении, подтверждена. Поставленные цели и задачи достигнуты.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/kollektivnaya-tvorcheskaya-deyatelnost-v-nachalnyih-klassah/
1.Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М, 1960, с. 224—234.
2.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии: Сборник научных трудов. — М.: Наука, 1966. — С. 236-278.
3.Давыдов В.В. Проблема деятельности как способа человеческого бытия и принцип монизма // Деятельность: теория, методология, проблемы. М.,1990.
4.Занков Л.В. Дидактика и жизнь. — М., 1968.
5.Краевский В. В. Методология педагогики: анализ с позиции практики // Советская педагогика.1989. № 7. С. 33.
6.Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности /Т.А.Стефановская. — М., 2005. — С. 55-78.
7.А.Д., Фейджин Р.Е. Определение понятия системы // Исследования по общей теории систем. М., 1966, с. 252.
8.Холл А. Опыт методологии для системотехники. — М.: Советское радио, 1975. — 448 с.
9. http://pedtech.narod.ru/uchebnik/lec3-1.htm
10.