Интервью как жанр журналистики

Тема данной курсовой работы звучит следующим образом: «Интервью как жанр журналистики». Выбор данной темы обусловлен её актуальностью, так как, несмотря на то, что данной теме посвящена обширная литература, многое в этой области остается неясным и спорным.

Интервью — один из самых распространенных в журналистике жанров. Если исходить из этимологии слова interview – «беседа», то интервью представляет беседу, из которой должно быть ясно, кто беседует, с кем и по какому поводу.

Специфика интервью заключается в его подвижности: интервью является межжанровой системой. В зависимости от целей и результатов беседы, каждое конкретное интервью может относиться к информационной, аналитической или художественно публицистической группам жанров. Хотя традиционно его принято относить к информационным жанрам журналистики.

В специальной литературе нет единой классификации видов интервью, единой токи зрения на его жанровую принадлежность. Одна из первых и наиболее полных классификаций была представлена в книге «Теория и практика советской периодической печати», вышедшей в 1980 г. Под редакцией В.Д. Пельта [18].

Также жанр интервью рассматривают в своих работах А.А Тертычный, М. Лукина, М.И. Шостак, М.Н. Ким и многие другие.

Объектом изучения в данной курсовой работе является система жанров журналистики, а предметом – жанр интервью.

Целью данной курсовой работы является определение жанровой принадлежности интервью, построение классификации интервью и выявления его особенностей как жанра в печатных и электронных СМИ. В соответствии с целью поставим следующие задачи данной работы:

1. Обзор системы жанров журналистики;

2. Построение классификации видов интервью;

3. Определение места интервью в системе жанров журналистики;

4. Анализ особенностей жанра интервью в печатных и электронных СМИ;

5. Формулирование общих рекомендаций по улучшению процесса интервьюирования.

В состав данной работы входят три главы. Первая глава посвящена обзору литературы по данной теме, обзору жанров журналистики и выделению видов интервью на основе обобщения изученного материала. Во второй главе производится анализ особенностей интервью в печатных изданиях, на радио и на телевидение. В третьей главе сформулированы общие рекомендации по работе над интервью.

14 стр., 6910 слов

Интервью в журналистике. ^

... рассмотрим виды интервью в разных Средствах массовой коммуникации. Различают интервью в газете (журнале), на телевидении, интервью на радио. В своей курсовой работе мы будем рассуждать о газетном интервью, но хотелось ... интерес и предназначенная для передачи в СМИ». Слово «интервью» в журналистике имеет два значения: метод и жанр. Иногда в определенных интервью эти два значения слишком категорично ...

18

Глава 1. Интервью в системе жанров журналистики

1.1 Система жанров журналистики

Советский энциклопедический словарь дает следующие определения слов «система» и «жанр»:

  • Система (от греч. systema — целое, составленное из частей;
  • соединение), множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Жанр (франц. genre) (иск.), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие жанр обобщает черты, свойственные обширной группе произв. к.-л. эпохи, нации или мирового искусства вообще.[1]

Следовательно, система жанров журналистики – это единство связанных и находящихся во взаимодействии жанров журналистики.

Ворошилов[2] предлагает делить жанры в зависимости от целей действия на аудиторию, широте освещения действительности, выразительно-изобразительным средствам, глубине анализа и широте обобщений. Он выделяет три вида жанров – информационные, аналитические и художественно- публицистические.

Взяв за основу классификацию жанров представленную Ворошиловым, дадим их характеристику.

Информационные жанры

Группу информационных жанров журналистики характеризует оперативность в обработке информации, а также точность, краткость и ясность при ее подаче.

К информационным жанрам относятся: новость, заметка, интервью, беседа, реплика, комментарий, репортаж, отчет. Рассмотрим наиболее важные.

Заметка — простейшая форма оперативного сообщения, в основе которой лежит общественно значимый факт [Ворошилов В.В. Журналистика. – Учебник – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – С.66].Заметка имеет следующую структуру: заголовок, подзаголовок, лид и основная часть.

Репортаж — жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным. Репортаж – это поэтапное фиксирование автором результатов своего наблюдения. Журналист, чтобы написать репортаж, должен следить за тем, как развивалось событие, определять ключевые моменты, фиксировать поведение людей, участников или очевидцев события.

Отчет представляет собой развернутое информационное сообщение о событии, на котором совершается большой обмен информацией.

Интервью — представляет собой разговор журналиста с одним человеком или несколькими людьми по какому-либо общественно значимому поводу [Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001. – С. 218]. Публикуется обычно в форме вопросов и ответов.

Аналитические жанры

Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции, анализе и синтезе. К аналитическим жанрам относятся: статья, корреспонденция, обзор, рецензия.

3 стр., 1398 слов

Жанры периодической печати

... – СПб., 2006. Колесниченко журналистика: Учебное пособие. – М., 2010. Тертычный периодической печати. – М., 2000. б) дополнительная литература [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/tvorcheskaya/tertyichnyiy-janryi-periodicheskoy-pechati/ 1. Ким : технология жанра. – СПб., 2005. ...

Статья — это локальное отображение жизненно-важных явлений, проблемы или актуальной ситуации. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Факты в статье играют иллюстративную роль, в статье важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация, мотивация действий, используются все виды текстов: повествование, описание и размышление.

Виды статей:

1. Передовая — в ней основа директивность;

2. Пропагандистская — важным методом в ней является пропаганда;

3. Научная и научно-популярная статья;

4. Проблемная, требующая от автора всестороннего, глубокого изучения вопроса, компетентности, инициативы, смелости.

Корреспонденция — отображение «кусочка жизни», жанр, построенный на конкретном материале, в котором в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема. Она имеет: рубрику, заголовок, головные строки, зачин, основную часть и концовку. В корреспонденции применяется метод дедукции — синтеза, то есть проблема решается от частного к общему.

Виды корреспонденции:

1. Информационная. Она отличается широтой охвата материала, обстоятельным развитием темы.

2. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она критического плана.

3. Постановочная корреспонденция — такой вид отражает злободневную, актуальную ситуацию на основе анализа и синтеза фатов.

4. Корреспонденция — раздумье. Журналист совместно с читателем анализирует, сопоставляет, сравнивает, оценивает целый ряд фактов.

Рецензия — жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телевизионных передач, художественных выставок, музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций.

Виды рецензии:

1. Литературная.

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/intervyu-kak-janr-jurnalistiki/

2. Научная.

3. Театральная.

4. Кино рецензия и т. д.

Обозрение или обзор — жанр, знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария.

Виды обозрений:

1. Внутренние — о событиях жизни внутри страны.

2. Международные — о международной жизни;

1. Политические;

2. Экономические;

3. Спортивные;

4. Сельскохозяйственные;

5. Культурные и т. д.

Художественно-публицистические жанры

Художественно-публицистические жанры сочетают в себе понятийные и образно-выразительные средства, обладают большой эмоциональной силой, раскрывают типическое через индивидуальное. К художественно-публицистическим жанрам относятся очерк, эссе, памфлет, фельетон.

Очерк — это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается достоверностью и адресностью фактов.

Виды очерков:

1. Путевые

2. Проблемные

3. портретные

Эссе — жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями. В эссе, как правило, отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный «поток информации». Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью.

6 стр., 2557 слов

Новые формы и виды жанров радио- и тележурналистики

... освещения конкретного явления. Если журналист соблюдает закрепленные в жанре правила работы с информацией, то может ... на современном телеэкране этот процесс необратим. Например, о взаимопроникновение жанров свидетельствует включение в интервью черт ... жанрам художественной публицистики относятся зарисовка, очерк, эссе. 6.Теория жанров Несмотря на постоянные и устоявшиеся признаки, теория жанров ...

Виды эссе по тематике:

1. Политические,

2. Экономические,

3. Литературные,

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/intervyu-kak-janr-jurnalistiki/

4. Публицистические. и др.

Фельетон — это объемный сатирический жанр, «синтез трех начал: публицистического, сатирического и художественного. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка. Главная задача фельетона — осмеять.

Памфлет — произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое — злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели).

Цель памфлета – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение.

Из всего выше сказанного можно сделать следующий вывод: жанровая система журналистики весьма разнообразна. Она представлена различными группами жанров. Однако же в современной журналистике деление жанров на три обозначенные группы, на наш взгляд, стало условным. Это объясняется тем, что жанры очень подвижны. Так, например, интервью относят к информационным жанрам, однако же, существует проблемное и портретное интервью, которые выходят за рамки информационности и граничат уже с аналитическими жанрами.

1.2 Виды интервью

В различных книгах дается разная классификация интервью, но все авторы сходятся в том, что существует две его основных формы. Это интервью информационное и интервью аналитическое.

Информационное интервью получается в том случае, когда автор публикации ставит своей задачей «лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать»[3].

Главной целью такого интервью является проинформировать читателя о предмете авторского интереса, не анализируя этот предмет.

«В информативном интервью не нужны вопросы, нацеленные на обстоятельные рассуждения или самовыражение. Собеседник тут только «источник» — высказавшийся человек. Интерес к нему как к личности предельно ослаблен, а значит, нет необходимости в психологических нюансах беседы, в показе ее конфликтных моментов»[4].

Такие виды интервью в чистом виде в прессе встречается редко, так как требуют ответа только на вопросы что? Где? Когда? Чаще всего интервьюер или интервьюируемый выходят за рамки информационного интервью, отвечая или задавая вопросы более развернуто, подробно. В этом случае получается аналитическое интервью.

Аналитическое интервью содержит в себе и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? каким образом? Что это значит? И так далее. Роль журналиста в данном случае заключается в том, что своими вопросами он задает направление анализа, которое обычно осуществляет сам интервьюируемый. Вопросы побуждают собеседника излагать свои знания, представления, мнения о предмете будущей публикации.

Иногда некоторые теоретики журналистики выделяют еще один жанр — беседу[5].

Так, например, в книге А. А. Тертычного беседе посвящается целая глава. По мнению Тертычного, беседу не следует отождествлять с интервью, как часто делают это другие исследователи. В этих двух жанрах, безусловно, есть сходные элементы, однако роль, отводимая журналисту в них, совсем различна. В интервью журналист, задавая вопросы, лишь подталкивает собеседника к тому или иному умозаключению, а в беседе журналист является полноправным участником, который наравне с интервьюируемым может участвовать в процессе создания будущего материала. Информация, полученная путем беседы, скорее всего, является более объективной и точной. Однако в отличие от интервью этот жанр требует гораздо более глубокой компетентности журналиста в обсуждаемом вопросе, так как в отличие от интервью, где журналист может обойтись одними вопросами, здесь он должен продемонстрировать понимание и знание того предмета, который обсуждается.

5 стр., 2161 слов

Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики

... жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам. Если обратиться к семантике английского слова интервью, ... рамку" портретного интервью, с ... интервью-портрета, которое по своим жанрово-определяющим признакам входит в группу аналитической публицистики. Интерес представляет тот факт, что композиционное решение подобных жанров ...

Также очень часто интервью принято делить по структуре, хотя она четко не определена. Так, в работах одних теоретиков журналистики выделяются одни виды интервью, а в работах других — совершенно другие. Однако, все же в большинстве работ, выделяются те основные виды, которые перечислены далее.