Для современного образования характерно смена парадигмы (от традиционной, знаниевой парадигмы к деятельностной, для которой характерен лозунг «образование на протижении всей жизни»).
Многие философы, педагоги и обычные учителя-практики обеспокоены качеством образования в современной России. Ученые подсчитали, что если Россия до 2020 года не найдет эффективных путей модернизации своего образования, то мы перейдем «точку невозврата», т.е. навсегда отстанем от развитых стран.
Поэтому те изменения, которые сейчас происходят в образовании РФ можно назвать революционными, и направлены они, прежде всего, на повышение качества образования, формирования конкурентоспособной (жизнеспособной) личности выпускника школы. Новый ФГОС является средством обновления содержания, структуры, технологий обучен ия, системы оценивая образовательного процесса школы. Это принципиально новый документ для российской педагогической практики. Он не регламентирует жестко требования к содержанию образования, а определяет рамки образовательного процесса, наполнение которых во многом зависит от образовательного учреждения и от конкретного учителя.
Все системные обновления в образовании направлены на формирование жизнеспособной личности, обеспечение прав обучающегося, удовлетворение его образовательных потребностей, создание условий для раскрытия его склонностей и способностей. Это достигается через совокупность трех групп результатов – личностных, метапредметных, предметных. Личностные и метапредметные результаты – это сформированность у младшего школьника универсальных учебных действий.
Теоретической базой исследования является Концепция развития универсальных учебных действий, разработанная на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым.
Новое понимание образовательных результатов требует от современного учителя музыки проектирования совершенно иной педагогической деятельности, включающей выбор учебных заданий, технологий обучения и т.д. Но в то же время образовательная практика не накопила достаточный опыт методических разработок по формированию УУД на уроках музыки.
Данное противоречие обуславливает актуальность нашего исследования и выбор темы нашей работы: «Формирование универсальных учебных действий на уроке музыки».
Цель работы: выявить и теоретически обосновать условия формирования УУД учащихся на уроках музыки в начальной школе.
«Русская салонная музыка» учебно-методический материал
... русской музыкальной салонной музыки (домашнего и салонного музицирования), особенности и специфика становления музыкального искусства XVIII – начала XIX века, интерес к творчеству композиторов, представителей салонной музыки ... тех, кто имел доступ к образованию (среднему или высшему), которое ... века. Это были разные категории духовенства и купечества, пестрая масса разночинцев-писарей, учителей, ...
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить педагогические условия формирования УУД младших школьников в учебной деятельности.
3. Выявить специфические особенности урока музыки как учебного предмета образовательной области «Искусство».
4. Подобрать и описать условия формирования УУД школьников в процессе изучения музыки в начальной школе.
Методы исследования: изучение и анализ литературных источников, анализ, синтез, классификация и обобщение.
Практическая значимость. Разработанные рекомендации могут быть использованы учителями музыки при преподавании учебного предмета в начальной школе.
Фрагмент работы для ознакомления
Таким образом, учитель должен оценить имеющиеся обучающие задания с позиции формирования УУД, соотнести их с требованиями к уровню сформированности метапредметных и личностных результатов [34], проанализировать необходимость проектирования той или иной учебной ситуации и спроектировать урок таким образом, чтобы его структура способствовала формированию всех компонентов учебной деятельности учащихся. Затем отразить это в своей рабочей программе по учебному предмету и программе формирования универсальных учебных действий (обязательные структурные элементы ООП, разрабатываются учителем самостоятельно) [там же].Выводы по первой главеВнедрение новых ФГОС предполагает переход от знаниевой парадигмы к системно-деятельностной. Основой стандарта является системно-деятельностный подход (СДП), который по-новому ориентирован на описание результатов образования. Результат образования представляет собой совокупность трех групп планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных, описанных в стандарте как освоенные способы деятельности учащихся. Достижение личностных и метапредметных результатов достигается через сформированность у младших школьников всех групп УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).
Овладение учащимися УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться, что составляет основу стандартов второго поколения.Концепция развития универсальных учебных действий была разработана на основе СДП Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, А.Г. Асмоловым и др. В широком значении термин «УУД» означает умение учиться, в более узком – как совокупность способов действия учащегося. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему и позволяют построить модель системы универсальных учебных действий на основе разработанной программы формирования УУД, являющейся частью основной образовательной программы школы (ООП) Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения конкретного учебного предмета, который раскрывает определенные возможности для универсальных учебных действий. Программа формирования (на начальной ступени) УУД в образовательном учреждении конкретизирует требования ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой для разработки рабочих программ по учебным предметам, курсам.Ориентирами для проектирования педагогической деятельности учителя по формированию УУД является особенности учебной деятельности младшего школьника, как его ведущей деятельности.
Систематизированный комплекс творческих заданий на х музыки в начальной школе
... деятельность, сущность и формы творческих заданий., Выявить типичные творческие задания на уроках музыки в начальной школе и пути их систематизации. Разработать систематизированный комплекс творческих заданий для работы с музыкальным произведением в начальной школе. ... миром человек [35]. Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Выполнение их во ...
Учитель должен правильно спроектировать на уроке все компоненты учебной деятельности учащегося. Основными средствами формирования УУД на уроке в начальной школе являются учебное задание, предъявляемое учителем учащимся, и учебная ситуация (такая организация учебной деятельности учащихся, которая инициирует самостоятельную познавательную деятельность детей).Спроектированные учителем учебные задания и учебные ситуации по формированию УУД младшего школьника должны быть оптимально включены в структуру урока с с применением технологии деятельностного метода.Эффективному формированию УУД в начальной школе будет способствовать выполнение учеником творческих и проектных заданий. Учитель должен знать особенности использования метода проектов на уроке, а также знать возрастные особенности младших школьников для правильной организации их проектной деятельности.Глава 2 Формирование УУД на уроках музыки в начальной школе2.1. Специфика урока музыкиОсобенности преподавания музыки определяются его спецификой как предмета искусства. В решении центрального вопроса музыкальной педагогики – как вводить ребенка в мир музыки, в условиях внедрения новых ФГОС необходимо исходить из того, что музыкальное искусство обращено к духовному миру ученика, поэтому цель школьного учебного предмета «Музыка» заключается в том, чтобы заложить основы музыкальной культуры школьника как части его духовной культуры.Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.Основной целью современного музыкального образования в школе является становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры» (ФГОС основного общего образования по искусству).
Актуальными задачами современного музыкального образования являются:
- развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов;
- формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
- воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
- расширение музыкального и общего культурного кругозора;
- воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;
- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса. [20]На сегодняшний день в музыкальном образовании существуют два подхода к преподаванию уроков музыки. Традиционный подход к преподаванию музыки как школьного предмета сформировался в рамках эмпирического педагогического мышления, предусматривающего традиционное сообщение учащимся знаний. В современных условиях он не предполагает развитие личности ребенка. Второй подход предполагает преподавание музыки как искусства. По мнению Л.В. Школяр современный урок музыки должен быть разработан с использованием такой методики, которая смогла бы организовывать «интеллектуальную деятельность в восприятии школьников как осмысление процесса и результата взаимодействия нравственно-эстетических оценок в логике следования музыкальных смыслов» [35, с.48]. Процессуальность обеспечивается интонационно-тематическими, образно-смысловыми противоречиями, а результатом становится ситуация внутреннего духовно-нравственного выбора. По мнению Е. Ю. Волчегорской [2] на уроках музыки, как ни каких других уроках, метапредметность должна воплощаться в деятельности каждого ученика как особое общекультурное содержание образования. Оно включает, прежде всего, такую фундаментальную проблему как формирование у учащихся ценностных установок (личностные УУД).Наличие или отсутствие ценностно-смысловых установок у учащихся проявляется в знании норм (когнитивный компонент), в наличии позитивного или негативного отношения к нормам (ценностный компонент), в принятии или неприятии норм (эмоциональный компонент), в поведении (поведенческий компонент).
4 стр., 1897 слов
По музыки «Творческая деятельность на х музыки в начальной школе
... задание: представить поведение героя и его музыкальный портрет в измененных обстоятельствах. Поскольку один из видов музыкальной деятельности на уроке музыки является пение, то целесообразно для усвоения ... произведения учащиеся на уроке показывают карточки в зависимости от характера музыки (тёплые тона – музыка лёгкая, подвижная; холодные тона – музыка тяжелая, серьёзная). «Букет цветов» – учащимся ...
Формирование ценностных ориентаций – процесс достаточно сложный, и имеет определённую структуру. Первый этап – это предъявление музыкальных ценностей школьнику, которое должно строиться на основе нескольких обязательных условий: 1) ощущение свободы выбора видов и способов музыкальной деятельности;
- 2) возможность полноценного обсуждения предлагаемых музыкальных объектов, отсутствие давления и авторитарности;
- 3) создание специальных ситуаций (игра в начальной школе).Второй этап – знание и принятие музыкальных ценностей без осознания их значимости. Становление ценностных предпочтений на данном этапе строится на основе следующих условий: 1) включение в компонентный состав ценностного опыта школьника как элементов музыкальной культуры, так и элементов обыденного сознания, так как система музыкальных ценностных ориентаций учащихся находится на начальной стадии формирования;
- 2) постоянное расширение представлений школьников о мире музыкальных ценностей;
- 3) ориентация на ценность социальных отношений, так как учащиеся зачастую принимают ценности музыкальной культуры не из внутренних побуждений, а как необходимость, руководствуясь мнением педагога, одноклассников, из-за боязни осуждения или наказания.Третий этап, – эмоционально-чувственное принятие музыкальных ценностей. В этом случае ребёнок по-прежнему не осознаёт их значимости, хотя и принимает их на эмоциональном уровне. Важнейшими условиями принятия значимых музыкальных ценностей школьником является эмоциональное постижение произведений музыкального искусства в процессе наблюдения за эмоциональными реакциями окружающих (педагога, одноклассников, родителей и т. д.), когда ребёнок фиксирует повторяющиеся эмоциональные реакции, наблюдая за эмоциональными проявлениями, выраженными в интонации, мимике, жестах.Четвёртый этап характеризуется эмоциональным приятием и осознанием значимости музыкальных ценностей. Условиями их интериоризации являются: 1) использование методов акцентирования эмоций, двойного выражения чувств в процессе восприятия произведений музыкального искусства;
- 2) эмпатийное взаимодействие в процессе музыкально-творческой деятельности;
- 3) создание соревновательной ситуации, ситуации успеха-неуспеха, ситуации новизны, ситуации эмоционального взрыва, психоролевых ситуаций (в условиях проведения музыкальной игры, драматизации песни, фольклорного праздника и т. п.).При проектировании урока музыки в начальной школе учителю необходимо ориентироваться на исходные положения, раскрывающие цели, задачи и содержание музыкального образования. Принципы музыкального образования можно определить как обоснование совместных действий учителя и ученика, направленных на развитие определенных музыкальных способностей [19].
Данным вопросам уделяли внимание многие музыкальные педагоги – Д. Б. Кабалевский, Л. В. Горюнова, Г. П. Сергеева, Ю. Б. Алиев, Э. Б. Абдуллина, Л. В. Школяр и др.).
Урок музыки: Вальс-фантазия — музыкальное М. И. Глинки
... если разлука длилась более дня. Глинка написал «Вальс-фантазию» и посвятил его Екатерине Ермолаевне. А также ... он пробуждает? Что вас привлекает в этом музыкальном сочинении? 2. Как М. Глинка передал смену чувств ... созданными друг для друга. А между тем слова и музыка написаны в разное время, разными ... Прошли годы… Дом Глинки был похож на клуб, где всегда музицировали, декламировали стихи, произносили ...
Основополагающими в музыкальной педагогике являются принципы, разработанные Д. Б. Кабалевским: — — выявление сходства / различия на всех уровнях организации музыкального материала и во всех видах музыкальной деятельности;
- трактовка музыкальной грамотности в широком смысле слова, включающая в содержание этого понятия не только элементарную нотную грамоту, но и, в сущности, всю музыкальную культуру;
— понимание восприятия музыки как основы всех видов музыкальной деятельности и музыкального воспитания в целом.Они получают специфическое преломление в преподавании музыки: общие занятия с сильными и слабыми учениками обеспечивают возможность оптимального развития каждого. Занимаясь одним видом деятельности, ребенок оказывается способным творить и в других сферах – интеллектуально развитая личность оказывается творчески активной во многих областях [14].
На наш взгляд, необходимы для развития музыкального интеллекта и должны применяться на уроке музыки и общепедагогические принципы (целостности, образности обучения).
Развитие музыкально-творческих способностей учащихся начальной ...
... музыкальной работы с детьми. В дипломной работе проанализированы теоретические взгляды психологов и педагогов-методистов на соотношение воспроизводящей и творческой деятельности в процессе обучения. На этой основе определяется их роль в музыкальном развитии ...
Принцип целостности проявляется на разных уровнях: соотношение части / целого в музыке и в педагогическом процессе; сознательного / подсознательного; эмоционального / рационального в формировании духовной культуры ребенка и т. д.Принцип образности опирается на присущее ребенку конкретно-чувственное, образное освоение действительности.В программе, разработанной коллективом авторов под руководством Г.П. Сергеевой, сформулированы следующие принципы, на которые опирается процесс обучения и развития детей на уроке музыки [18].
Каждому виду музыкальной деятельности соответствует свое «информационное пространство», способы формирования и использования которого базируются на принципах организации интеллекта (память, мышление и др.).
«Информационное пространство» есть и «интеллектуальное пространство», так как в нем заложены принципы планирования, организации использования и поэтапного контроля для достижения поставленной цели на уроке музыки.На уроке музыки, по мнению С.Я. Поволоцкого [27] , должна быть сформирована особая система оценивания результатов учебной деятельности учащихся. Смысл оценивания результатов учебной деятельности учащихся на уроке музыки заключается в систематической фиксации динамики учебных достижений, а не количества сделанных ошибок (позитивный мониторинг).
Целью оценочного процесса должно быть стимулирование у учащихся познавательного интереса к музыкальному искусству. Ведущей в комплексе задач, решаемых в процессе оценивания, должна стать задача формирования и развития у учащихся навыков самоанализа и самооценки. Результативность учебной деятельности учащихся на уроке музыки должна находиться в прямой зависимости от меры усилий, затрачиваемых ими на освоение учебного материала, а не от врожденного уровня способностей. Возрастные особенности учащихся должны стать ведущим фактором при разработке оценочной системы.Рассмотренные выше принципы в своем единстве выступают как база успешного личностного развития младших школьников. Организуемая при их применении учебная деятельность учащихся приносит им чувство удовлетворения, обеспечивает развитие познавательной сферы ребенка на уроке музыки. Это повышает эффективность процесса обучения на уроках музыки.Программы по предмету «Музыка» для I—IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений составлены в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и «Примерными программами начального общего образования». Например, в программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной [20] нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования. Целью массового музыкального образования и воспитания в данной программе указано формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.Содержание учебного процесса на уроках музыки нацелено на формирование потребности к полноценному художественному общению с произведениями различных видов искусств: музыки, литературы (сказки, загадки, поэзия), ИЗО, хореографии, экранного искусства (видео); на расширение как общего, так и музыкального кругозора, развитие эмоционально-образного мышления в опоре на чувства и интеллект, формирование художественного вкуса и оценочных критериев в контексте духовно-нравственных и эстетических идеалов.Используя интеграцию искусств, сравнительный анализ художественных произведений, создание стимулирующей поисковой ситуации, учителю нужно стараться формировать у учащихся ассоциативно-образное мышление, эмоционально-познавательную деятельность, совершенствовать память, внимание, воображение.На уроке музыки необходимо внедрять эффективные технологии обучения: развивающего обучения, развития критического мышления, французских мастерских, кейс-стади, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), деятельностного метода [3,5, 7,11, 21, 22, 23, 25, 29, 30, 31, 33, 36].ИКТ на уроках музыки применяются таким образом, что дети сами через Интернет находят информацию о композиторах, музыкальных инструментах, значение музыкальных терминов, поиск портретов композиторов, новости музыкальной культуры. Все это оформляется ими в виде рефератов, сообщений, наглядных пособий и т.д.Сейчас многие педагоги сталкиваются с тем, что традиционные формы и методы организации учебно-воспитательного процесса не отвечают требованиям новых ФГОС, поэтому на уроках музыки можно использовать современные методы обучения музыки [19, 31, 37]: интонационно-стилевого постижения музыки; сравнительного анализа; метод эмоциональной драматургии; метод перспективы и ретроспективы; проблемно-поисковый метод.В учебном процессе стараться использовать как общедидактические формы развивающего обучения, так и формы художественной дидактики: увеличение объема репертуара; увеличение теоретической емкости урока; насыщенность урока музыкальным звучанием; отход от репродуктивного уровня к творческому; принцип эмоционально-ценностного развития.Процесс модернизации музыкального образования направлен на внедрение в практику новых форм работы, которые не только расширяют границы предмета, но и являются эффективным средством в формировании духовно-нравственного потенциала личности учащегося. Но не нужно забывать и устоявшиеся традиционные формы работы (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения и т.д.).Таким образом, урок музыки имеет свою собственную специфику, т.к. является уроком искусства. Это касается предмета изучения: у рационально-логического, научного и эмоционально-образного, художественного предметов познания существуют разные объекты познания. В одном случае это объективная реальность, в другом – личностное, человеческое отношение к ней и соответственно разные формы познания, формы деятельности, пути освоения, итоги познания и итоги развития. В этом смысле урок музыки близок другим урокам эстетического цикла – изобразительной деятельности, трудового воспитания (технологии) и литературы. У этих предметов общие цели (воспитание у детей эстетического отношения к жизни – пробуждение неотчужденного и ответственного отношения ко всему, что их окружает); задачи (развить у школьников способности восприятия искусства и потребности в общении с ним, дать им опыт полноценного художественного творчества, способствовать развитию художественно-творческого мышления, воображения, творческого отношения к жизни); методы обучения (побуждения к сопереживанию, приобщения к полноценному художественному творчеству и сотворческому восприятию искусства, обстановки внутренне эмоционального приятия художественного произведения); понимание содержания предмета (не список изучаемых произведений искусства, не усвоение терминологии, понятий, умений, а отношение к жизни и искусству, которые ребенок открывает в себе и других людях, авторах художественных произведений); понимание этапа начального образования как развития эмоционально-эстетической отзывчивости при восприятии окружающего мира.При этом урок музыки обладает своими характерными особенностями. Он представляет собой комплекс различных видов музыкальной деятельности: пения, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах, творческого музицирования и т.д.2.2. Условия формирования универсальных учебных действий на уроке музыкиНовый ФГОС ориентирует музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни и обеспечивает определенные личностные, метапредметные и предметные результаты.В п.1.2 мы определили педагогические условия формирования УУД на уроках в начальной школе: учет возрастных особенной младшего школьника, специфики проектирования на уроке учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьника, проектирование учебных ситуаций и учебных заданий на основе требования стандарта к планируемых личностным и метапредметным результатам.
Развитие умений у младших школьников слушать и слышать музыку
... развитию умений у младших школьников слушать и слышать музыку. В основу нашего исследования была положена гипотеза : мы предполагаем, что музыкальные занятия способствуют повышению уровня умений у младших школьников слушать и слышать музыку, если учитель музыки: ...
» Урок литературного чтения как форма реализации личностно ...
... ориентированном образовании в начальной школе, требуют дополнительного изучения вопросы: теоретические основы личностно ориентированного обучения младших школьников на уроках литературного чтения; организация урока литературного чтения в процессе личностно ориентированного обучения младших школьников. Анализ научных исследований и опыта педагогической деятельности ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/formirovanie-uud-na-urokah-muzyiki/
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Современные теоретические представления об уроке музыки // Вестник кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование». – 2013. – № 1. –С. 155-165.
2. Волчегорская Е.Ю. Метапредметное содержание уроков музыки на начальной и основной ступенях образования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 26. – С. 140-143.
3. Воронцов А. Б., Заславский В. М., Клевцова С. В. и др. /Под ред. Воронцова А. Б. Сборник проектных задач: Начальная школа: В 2 выпусках. – М.: Просвещение, 2011. – 162 с.
4. Выготский Л.С. Избранные труды / Л.С. Выготский. – М.: Высшая школа, 2000. – 300 с.
5. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. – М. : Учитель, 2011. – 131 с.
6. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение. 2011. – 23 с.
7. Деятельностный метод обучения. Описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы / Авт.-сост. И. Н. Корбакова, Л. В. Терешина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 118 с.
8. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казаченок и др.; под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 127 с.
9. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Т.Л. Белоусова, Н.И. Бостанджиева, Н.В. Казаченок и др.; под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – 142 с.
10. Закон РФ «Об образовании». В редакции, действующей с 15 февраля 2011 г. – М.: КНОРУС, 2011. – 80 с.
11. Заир-Бек С.И. и др. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2011. – 223 с.
12. Занков Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 1990. – 235 с.
13. Иванова Е.О. и др. Теория обучения в информационном обществе / Е.О. Иванова., И.М. Осмоловская. – М. : Просвещение, 2011. – 190 с.
Особенности организации творческой деятельности младших школьников ...
... определение понятию: «творческая деятельность младших школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся в начальной школе, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов ... деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и ...
14. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1980
15. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Под ред. А.Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011. – 151 с.
16. Ковалёва Г.С. и др. Планируемые результаты начального общего образования / Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова. – М. : Просвещение, 2011. – 240 с.
17. Конструирование и оценка учебных заданий: личностные и метапредметные результаты. Матер. семинара «Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование», март 2011, г.Москва. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
18. Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа / сост. Е. О. Яременко. М., 2001.- С. 185
19. Крючкова А.А. Развитие музыкального интеллекта младших школьников на уроке музыки: методологический аспект // Культурная жизнь Юга России. – 2012. — № 46. — С. 90-92.
20. Музыка. 1-4 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: пособие для учителей общеобразоват. учреждений./ (Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская).- М.: Просвещение, 2011.- 104 с.
21. Лазарев В. С. Формирование познавательных действий в учебной деятельности / В. С. Лазарев // Педагогика. — №6 – 2014. — С.3-12.
22. Лазарева Л.И., Васильчук Г.Т. Формирование универсальных учебных действий // Начальная школа. – 2014. – № 6. – С. 76-78.
23. Лукина Е.А. Образовательные технологии, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий // Наука и образование: современные тренды. Научно-методическая библиотека. – Чебоксары, 2013. – С. 46-102.
24. Нестандартные уроки / авт.-сост. А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик, В.А. Макаренко. – Минск : Красико-Принт, 2011. – 176 с.
25. От общеучебных умений к универсальным учебным действиям: материалы вторых областных педагогических чтений, Вологда, 30 марта 2011 г. / Департамент образования Вологод. обл., Вологод. пед. колледж. – Вологда: ВПК, 2011. – 184 с.
26. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой – М.: Просвещение, 2009. – 120 с. (с. 70-72)
27. Поволоцкий С.Я. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке музыки в общеобразовательной школе // Мир образования — образование в мире. – 2012. — № 3. — С. 92-98.
28. Результаты международного сравнительного исследования инновационной практики обучения (ITL) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
29. Савенков А.И. Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников / А.И. Савенков. – М. : Академия развития, 2011. – 124 с.
30. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – М. : Учитель, 2011. – 138 с.
31. Тельканова Г.А. Вгндрение технологий системно-деятельного обучения на уроках музыки как основа реализации ФГОС // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – № 5. С. 355-362.
32. Турчен Д.Н. Концепция формирования универсальных учебных действий в современном российском образовании // Интернет-журнал Науковедение. – 2014. № 1 (20).
– С. 105.
33. Учебно-методические материалы к Программе повышения квалификации по системе учебников «Школа России». – М. : Просвещение, 2011. – 280 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2011. – 41 с.
35. Школяр Л.В. Основные тенденции преподавания предметов искусства в современной общеобразовательной школе (на примере уроков музыки) // Инициативы XXI века. – 2012. – № 3. – С. 45-48.
36. Шумакова Н.Б. и др. Развитие исследовательских умений младших школьников / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова. – М. : Просвещение, 2010. – 155 с.
37. Шотина Н.Н. Возможности уроков музыки в формировании музыкально-эстетической культуры младших школьников // В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2013 г.: в 34 частях. – Тамбов, 2013.- С. 157-158.