В современной картине социально-культурной жизни общества заметное место занимает дизайн как новый вид проектной и художественно-практической деятельности по решению социально значимых проблем в области материально-художественной культуры и организации предметно-пространственной среды обитания современного человека. В связи с этим, дизайн-деятельность приобретает все более широкую востребованность в различных сферах социальной практики. Она оказывает ощутимое влияние на характер развития сферы производства и потребления материальных благ и услуг, на различные формы внедрения новейших достижений науки и техники в культуру как основу реального процесса жизнедеятельности общества и каждой отдельной личности. Функционально и художественно-образно организуя предметно-пространственную среду, дизайн оказывает существенное воздействие непосредственно на сам стиль и образ жизни каждого современного человека, на его мироощущение, деятельность, поведение, межличностные отношения и ценностные ориентации.
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов: во-первых, феномен развития дизайна до конца не изучен, что даёт нам почву для сравнительного анализа развития современного дизайна; во-вторых, большое количество концептуальных походов и методов к изучению дизайна обуславливают тот факт, что данное явление является многопрофильным и многофункциональным; в-третьих, взаимосвязь ценностных ориентиров Беларуси с производимым дизайн-продутом, который носит определенный традиционный характер. Следовательно, можно сделать вывод о реальной сложности рассматриваемого явления, его многоаспектности и структурно-типологической неоднородности.
Объект исследования:, Предмет исследования:, Целью исследования
ряда задач:
1. Раскрыть понятие и сущность дизайна;
2. Изучить основные функции дизайна, обозначить их влияние на современность;
3. На основе анализа концептуальных подходов сформулировать понятие дизайна как феномена современной культуры;
4. Рассмотреть дизайн, как вид проектно-художественной деятельности;
5. Определить специфику развития современного белорусского дизайна.
Методологическую базу культурологического исследования составляют ведущие концептуальные методы и подходы ведущих отечественных и зарубежных культурологов.
Важное значение для феномена развития современного дизайна занимают концептуальные подходы Н.В. Воронова, В.Ю. Медведева, Н.И. Барсукова.
В работе использовались ряд общетеоретических методов: анализ и синтез; сравнение и аналогии; индукция и дедукция; метод моделирования.
Дизайн-образование. Современное дизайнобразование в России и ...
... самого дизайна, в недрах художественной, архитектурной и технической практики. Первые дизайнеры имели, как правило, художественное образование, чаще ... Дизайн - образование в России Дизайн образование вызывает сегодня наибольший интерес. В России еще совсем недавно не было понятия «дизайнерское образование». «В трудовом ... [1, с 2] Профессия дизайнера в современном мире Выбор профессии относится к одному ...
Так же в работе используется ряд специальных культурологических методов и подходов, таких как: системный метод (Л. Уайт, П. Верлен, А. Рембо, О. Уайльд), который позволяет выявить закономерности и взаимосвязи дизайн-деятельности с целью более эффективного использования; структурно-функциональный (Б. Мальновский, А. Редклифф-Браун), выделив элементы социального взаимодействия; ретроспективный метод (В. Дильтей), с помощью которого мы можем проанализировать развитие данного феномена; аксиологический подход (Р. Рикет, М. Херсковец), проанализировав значения дизайна в культуре, как создание духоных ценностей; цивилизационный подход (С. Хантингтон); герменевтический подход (П. Рикер, Г.Г. Гадамер), который позволяет проанализировать работы зарубежных, а так же отечественных исследователей в области дизайна.
1. Теоретико-методологические основания исследования
1.1 Дизайн: сущность, задачи и функции
На протяжении длительного времени предметно-пространственная среда человека была рукотворной. Все предметы являлись результатом кропотливого и длительного труда мастеров-ремесленников. Изменения начались только к началу 19 века, когда стали появляться предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Промышленный подъем привел к нарушению многовекового ритма в развитии предметно-пространственного окружения человека, что повлекло за собой рождение новых предметов, не укоренившихся в культуры, и, следовательно, проблему их адаптации к вкусам потребителей. Возник интерес в исследовании и прогнозировании этих вкусов.
Понятие «дизайн» произошло от латинского слова «designare» (отмерять, намечать), откуда и превратилось в английское «design», (замысел, план, намерение, цель).
Распространившись во многих языках, понятие «дизайн» стало означать творческий, художественно-технический процесс, искусство моделирования и создания окружающего человека пространства, его компоновки, стилистики и украшения.
Современное понимание дизайна имеет очень широкое значение: стиль, проект, проектирование, род деятельности, т.е. заключает в себе и процесс, и результат творческой деятельности человека. Существует большое количество определений дизайна. В.Ф. Рунге и В.В. Сеньковский, определяют понятие дизайна, как специфическую сферу деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом.
Раскрывает понятие дизайн, А.Н. Лаврентьев, как вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных, рациональных началах.
Согласно определению Т. Мальдонадо, дизайн является творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но и, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством.
Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч
... в рассказе кольцевую композицию. Она подчеркивает неизменность жизни Туркиных и статичность их образов. На их фоне перемены в облике Старцева выглядят более отчетливо. Почему же этот герой, врач, интеллигентный человек, ... общества. Они в нем были изначально заложены. Вероятно, и в другой среде герой постепенно приобретал ... нет, теперь уже Ионыча, человека, у которого нет имени. «Вот и все, что можно ...
Понятие, отвечающее современным представлениям сформулировал Н.В. Воронов: «Дизайн — органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности. Термином «дизайн» может определяться собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат»[3, с. 67]
Современный теоретик Г.Б. Минервин, развивает определение дизайна, подчеркивая, что целью дизайна является «формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека, что цель эта достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства, что к формальным качествам относится не только внешний вид предмета, но главным образом структурные связи, которые придают ему необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства». [13, с.6]
Рассмотрев все эти понятия, можно сделать вывод, что они сходятся в одном: дизайн — это универсальная проектная деятельность, в основе которой заключены следующие закономерности:
- проектная направленность (конструктивное решение, технология изготовления, комплектующие элементы, применяемые материалы, экономическая целесообразность);
- создание целостной среды, гармонизованного предметного мира (т.е. процесс + результат деятельности человека);
- единство технического и эстетического (комфорт, удобство, безопасность эксплуатации, гармоничность и соответствие окружающей среде);Важнейшей целью дизайна как вида проектно-художественной деятельности является удовлетворение потребностей человека, включая потребность в культурной жизни и деятельности на основе художественно-образных моделей.
Основные задачи, которые становятся перед дизайном, это социокультурные, художественные, технологические.
По мнению П. Ламарка, дизайн всецело отражает тенденции общественной эволюции, являясь одним из ее путей. Дизайн работает с множеством всевозможных разновидностей деятельности, его среда — это среда повседневности, среда практики. [8, с.29]
На современном этапе человек вытесняет природу («первую природу»), в которой проходило развитие и становление первобытного человека. [20, с.2] Сам человек считается созданным природой произведением, и природа является гармоничной средой для реализации возникающих в этой системе потребностей. Но создание среды природой и создание среды человеком отличается друг от друга, так как рост природной среды происходит как целостное, единое движение, а человек разделяет среду (это связано с характером его физического устройства, мышления, а также восприятия).
Результатом является создание «второй природы», характерное свойство которой: созданные границы для разделения деятельности человека и среды на различные уровни оптимизации деятельности. Создание «второй природы» приводит к изменению сути дизайн-продуктов, создавая свою ценностную шкалу в спектре восприятия её человеком.
Человек в мире технологической культуры
... требуют как установления строгих правил, так взвешенных, разумных действий человека. Глава 4 Человек в мире технологической культуры Для большинства людей ежедневная однообразная деятельность, направленная на добывание «хлеба насущного» - это тяжелая, неприятная часть ...
Глобальной целью дизайна в широком понимании является создание «второй природы» (искусственной среды обитания человека, в которой приоритетным направлением является развитие технологий и способов мышления), и выявление общекультурного, художественного, образного понимания всего комплекса проблем предметного мира и мира коммуникаций. А именно, дизайн преследует цель стать гармоничным и найти баланс между красотой, безопасностью, практичностью, а так же функциональными возможностями.
Гипотеза «вечного» дизайна не предполагает творческого и инновационного характера дизайн — деятельности как обязательного. Традиционная культура с ее модификациями в более поздних культурных периодах нацелены на репродукцию форм, а также алгоритмов их исполнения. Созданные Творцом, природой, предками их истоки и начала не подлежат критической оценке и переработке. Идея «вечного» дизайна является ценной и значимой, поскольку позволят увидеть необходимые черты продуктов современного дизайна, такие как: гуманность, не отрицающую важности взаимосвязи человека и природы, человека и окружающего мира; эргономичность; полифункциональность; целесообразность; возможность превращения полезного и удобного в эстетически привлекательное; системность; экологичность.
Дизайн-деятельность является пропорциональной скорости развития общества, регулируя и выделяя основные характеристики функций дизайна:
- рационализирующая функция, подразумевающая знание цели, для которой предназначен предмет дизайна, а так же ее сущности. Характерно для участия в технологическом процессе;
- организующая функция, которая помогает акцентировать внимание на определенном предмете дизайна, позволяя воспринимать пространство как целостную систему.
Используется в организации пространства выставочных залов, торговых центров;
- созидательная функция, заключающаяся в реализации замыслов, в создании нечто нового, расширяя пространство культуры. Применяется дизайнерами, модельерами, часто обращающимися к истории в поисках вдохновения;
- гуманизирующая функция, которая состоит из гармоничного результата, образуемого вещной средой дизайна. Способствует накоплению ценностей человечества и связывания их в единую социальную среду;
- социализирующая функция, которая заключается в усвоении каждым следующим поколением всего предметного опыта, накопленного культурой.
Дизайн делает процесс менее обезличенным и более выразительным за счет осознанного «закладывания» индивидуализированных навыков, потребностей и качеств, следовательно, интенсифицирует его;
- гедонистическая функция, характеризующая нацеленность на удовольствие от использования предмета дизайна;
- сигнификативная функция, которая активизирует процесс освоения человеком своего предметного окружения. Позволяет заложить в предмет дизайна особенные качества, неуловимые специфические детали;
- утопическая функция, заключающаяся в прогнозировании вероятных тенденций развития человека и его предметного мира, способность превратить прогноз в реальный предмет дизайна.
Используется в оформлении выставок, офисных помещениях и т.д.;
Функции культуры
... Он противостоит миру природы. И наконец, культура не наследуется биологически, а приобретается только в результате воспитания и образования, проходящего в обществе, среди других людей. 2. ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ Сложная ...
- знаковая функция, которая характеризует возможность создать предметную среду, свидетельствующую о вкусе, образованности, эстетической развитости предмета дизайна;
- экологическая функция, она подразумевает обстоятельства и механизмы утилизации предметов дизайна, «возвращения» к природно-вещественному состоянию;
— эстетическая функция, которая позволяет выйти за узкие рамки сугубо природного существования и способствует сохранению и утверждению «положительного человеческого смысла». Данная функция присутствует неразрывность со всеми функциями дизайна.
Таким образом, можно сказать, что дизайн, возникнув из прагматических потребностей развития рынка товаров массового спроса, становится общекультурным фактором, меняющим не только мир вещей, но и сам способ социокультурного существования человека. [15, с.5] На наш взгляд, функции опосредованы сущностью природы дизайна, отражающей единство утилитарно-технического и эстетического начал в произведениях дизайна.
Подробно рассмотрев основополагающие функции дизайна, которые позволяют проанализировать многогранную природу дизайна и адекватно оценить его значение в современном мире можно сделать вывод, что дизайн — это профессиональный поиск нового образа мира и разработка его концепции. Объекты дизайн-деятельности несут на себе печать времени, а также уровень технического прогресса и социального устройства. Из функций дизайна можно выделить объединяющую закономерность: использование наряду с техническими и естественнонаучными знаниями средств гуманитарных дисциплин: философия, психология, культурология, социология и др. В настоящее время появляется большое количество новых форм, а также различных элементов дизайна. Форма постоянно эволюционирует, приспосабливаясь к новому в жизни человеческого общества. Все это дает нам понять, что дизайн имеет возможность стать мощным эффектным возбудителем эстетической и облагороженной активности общества. Таким образом, можно сделать вывод, что все эти знания интегрируются в акте проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, а также художественное мышление, которое представляет собой актуальное поле для исследования.
1.2 Концептуальные подходы к исследованию дизайна в культуре
Необходимость культурологического осмысления дизайна, прежде всего, обусловлена его ролью в истории культуры и современности. Идеи культурологического подхода в дизайне и проектной культуре в целом развиты в работах Стор И.Н. [18, с.3-5] По мнению исследователя, обращение к культурологическому подходу, включает методику художественного творчества, что выражается в поиске аналогов проектных образов, применение методов «сценарного моделирования», заимствовании аналогий из других видов искусства и т.д. В свою очередь, аксиологический подход к теории средового дизайна выводит на понимание средового дизайна как целостного, социально-культурного феномена, решающего глобальные проблемы с гуманитарной направленностью. [1, с.2]
Одним из наиболее ответственных способов определения сути предмета и его процесса взаимодействия является его историко-генетический подход. Исследуя возникновение и начало можно увидеть закономерности формирования, а также специфические черты феномена. Важно заметить, что единого ответа на вопрос о времени появлении дизайна нет. Для этого мы рассмотрим основные варианты появления дизайна анализируя их с фактами данного подхода. Сторонники точки зрения, что «дизайн был практически всегда» отождествляют любую деятельность по созданию предметов с дизайном и используют такие выражения, как «первобытный дизайн», «средневековый дизайн» и т.д. При отсутствии развернутого обоснования используют такие формулировки, как «античный», «этнический» и др. Данная позиция характеризует дизайн как часть истории, своеобразное «прочтение» мастера в ритуальном процессе изготовления (осознанность, понимание сути и смысла каждого действия), а также мифическое зерно, неотъемлемой частью которого представляет себя каждый человек. Например, Н.В. Воронов считает дизайн «особой, вполне самодостаточной формой научно-художественно-технической деятельности, сопровождавшей человека с самых первых его шагов по освоению природы с целью приспособить ее к своим нуждам».[3, с.15]
Реферат по философии человек и культура
... философии и культуры (материальной и духовной, национальной и общечеловеческой) важно уяснить исходный, базовый тезис, что культура во всех своих проявлениях и формах, исторически (генетически) - детище человека, различных видов его деятельности в личностных, групповых и ...
Дизайн-продукт представляет собой своеобразную предметную капсулу, находящуюся на границе природы и культуры. Основой которого есть природное, но являющийся преобразованным в соответствии с потребностями человека. Произведенным внутри культуры, (а именно способность производить делает человека культурным существом), он прежде всего участвует в процессе взаимодействия с природными ресурсами. Дизайн-продукт выступает проводником человечества в мир культуры, т.к. приобщение к культуре происходит не посредством изучения текстов, а в процессе элементарного пользования ими.
Диалектическое единство природного и культурного в дизайн-продукте, приводили к сакрализации (ранние восточные философии, а также в некоторых интерпретациях советского периода).
С другой стороны позиция гармоничного взаимодействия человека и мира, как космоса, пространства. Определенное положение предметов, поддерживающих порядок мира в котором они находятся характеризуют тождество микро- и макрокосмоса в дизайн-деятельности (характерно для греческой философии).
Если искать параллель с сегодняшним дизайном, то подобное осмысление находится в экологическом подходе, который формировался с 1970-х гг. и поднимал проблему сохранения человека и среды, т.к. идея гармоничного и человека и мира в целом, значимая в традиционных культурах в последующем была забыта.
В 18 — 19 вв. дизайн-деятельности все возникало как рациональное и функциональное, а именно дизайн вырастает в антропоцентристской модели бытия (все для общества).
Иначе же проходило в первобытности (любой традиционной культуре), где модель мира была космоцентристской, в которой мир стоял на первом плане.
Таким образом можно сказать, что если системы традиционных культур связаны в первую очередь с природой (рельефом, климатом, погодой) и формируются спонтанно, путём отбора и отсеивания элементов, то в позднейшем времени многое теряется (в связи с изменениями условий жизни и социальным расслоением) и дизайн-продукт поступает в общество уже в готовом виде, теряя свою значимость и уникальность.
На наш взгляд, дизайн-деятельность соприкасается с различными аспектами теории и истории культуры. С позиции культурологического подхода, рассматривающего дизайн-деятельность как феномен историко-культурной преемственности, продукт интеграции материальной и художественной культуры, базовую основу проектной культуры составляет выявление культурной идентичности современной предметно-пространственной среды.[11, с.17]
Натуралистические концепции культуры и человека
... натуралистические взгляды гораздо шире. Не все сторонники натурализма разделяли гедонистические взгляды. Так, Эпикур, концепция ... культура Политическая культура включает в себя совокупность способов политической деятельности, ... цивилизации – это особое социально-историческое явление, противостоящее доклассовому ... типом взаимоотношений человека и Термином «античная культура» обозначают культуру Древней ...
Дизайн тесным образом взаимодействует с разными видами искусства, особенно с архитектурой и монументально-декоративным искусством. Это взаимодействие проявляется через общность концепций формообразования, (сначала эксперименты со средствами выразительности поводятся в мире искусства, а затем перетекают в дизайн).
Поэтому можно сказать, что искусство для дизайна играет роль творческой экспериментальной лаборатории, в которой происходит взаимодействие творческих технологий и новый приемов выразительности. Во-вторых, дизайн использует те же материалы и конструкции, что и искусство, особенно архитектура. И, наконец, принцип декорирования, сближающий дизайн с прикладным искусством и монументально-декоративным. Нов отличие от искусства, дизайну присуще ряд особенностей: единство красоты и целесообразности, технического и эстетического; создание новых видов изделий; организация целостного предметного мира.
Дизайн представляет собой особый продукт специфического и абстрактного, а так же образного мышления. По моему мнению, дизайн культивирует культурный код, так как возможности дизайна до конца не осознаны и феномен дизайна будет постоянно пересматриваться и дополняться.
В 14 — 16 вв. дизайн представлял художественное ремесло, декоративно-прикладное искусство, которые участвовали в создании в предметной части среды жизнедеятельности. Сейчас же художественный дизайн участвует в формировании принципов отношений между человеком и природой, человеком и социумом, человеком и окружающем миром. На наш взгляд, дизайн уже давно вышел за привычные пределы прагматичного и утилитарного. Теперь дизайн носит в себе формулу решения вечных проблем человека и его окружения, поиск духовного соответствия человека и мира.
В работе В. Глазычева «О дизайне», представлявшей собой первый отечественный опыт обобщения, анализа и систематизации теоретических идей и практики дизайна на Западе, приведены точки зрения на сущность дизайна ведущих специалистов этой профессии, отраженные в публикациях 50 — 60-х гг. XX в., которые прямо или косвенно выражают их разнообразные представления о социально значимой цели дизайн-деятельности.
Дизайн в аспекте его двойственного бытия — как обслуживающую профессию в условиях «цивилизации суперкомфорта» и одновременно как внутренне свободную творческую деятельность, как способ профессионального самоудовлетворения художника в современном мире, рассматривает Джордж Нельсон.
Дизайн с точки зрения ответственности дизайнера перед «нормальным» капиталистическим обществом в аспекте «профессиональной этики», рассматривает Джон Глоаг. В то же время он видит дизайн как нормальную техническую операцию в процессе производства, равнозначную любой другой операции инженерного порядка.
С точки зрения профессиональных художественных возможностей, рассматривает дизайн Джио Понтии, определяя его задачей создание мира новых и прекрасных форм.
Рассматривает дизайн Герберт Рид, как профессию с точки зрения нормальной организации эффективной профессиональной деятельности в «нормальных» капиталистических условиях, однако в отличие от Д. Глоага, вообще отказывается рассматривать иные аспекты как «затрудняющие нормальную постановку вопроса».
Рекреационно-досуговая деятельность парков культуры и отдыха
... следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Таким образом, подразумевается, что рекреация, рекреационная деятельность, осуществляется в рамках ... отмечал он, - состоит не только из работы, но и досуга. И досуг, который экономисты почти полностью игнорируют, в ... его потребностям и интересам, во-вторых, традициям его родной культуры, в-третьих, поведенческим и оценочным стандартам ...
Дизайн как определенный способ передачи упорядоченной информации рассматривают Джилло Дорфлес, Брюс Арчер, Абраам Моль, Дэвид Пай и ряд других исследователей. [5, с.55]
Ознакомившись с концептуальными подходами в исследовании дизайна в культуре можно сказать, что многоаспектность и многожанровость формулировок понятийного аппарата данных подходов влияет на образование противоречий. Рассматриваемая дизайн-деятельность исследователей представляет собой философию управления или, как таковую, область массового искусства, или сферу самовыражения внутренне свободного художника.
Дизайн в самом широком понимании этого слова стал неотъемлемым признаком современного общества. Он занимает все новые и новые ниши не только человеческого бытия, но и его сознания. Дизайн стал не только определяющим фактором организации предметной среды человека, но и вплотную подошел к решению комплексных социально-экономических и экологических проблем, совершенствованию процессов, условий и элементов жизнедеятельности человека и общества. Это позволяет рассматривать дизайн как универсальную и эффективную социально-ориентированную технологию, поднимающую человечество на новые уровни качества жизни и иные принципы общественных отношений. [2, с. 23]
Мнение о том, что дизайн является носителем и фактором существенных изменений носит в себе обоснование в работах многих современных философов: Б. Фуллера, с его созидательной позицией человека в ситуации длящейся катастрофы; Г. Земпера, рассматривающего перспективы культурного и художественного использования достижений технического прогресса; Т. Парсонса с выделением понятия «структурный функционализм»; П. Хилла «Наука и искусство проектирования. Методы проектирования, научное обоснование решений», где анализируется творческий процесс «генерирования» идей, о согласовании характеристик машины и человека как звеньев единой функциональной системы, а также планирование и анализ, приводящий к усовершенствованию конструкций [21, с.14]; Джонса К. «Методы проектирования», использовании научности в создании дизайн-предмета [6, с.8]; Тоффлера Э. «Шок будущего», Тэна И. «Философия искусства», и т.д.
А так же ряд отечественных философов, Плотникова М.Г., о дизайн-продукте и его культурно-исторических трансформациях; Мирошникова Ю.И., писал о философии дизайна, раскрывая его социально-антропологические проблемы; Библера В.С., который рассматривал диалог культур, выводя такой тезис: «каждая культура имеет свой особый тип загадочности (энигматичности) и свой специфический способ разгадывания (свой тип разума)»; Розина В.М. «Социальное проектирование в эпоху культурных трансформаций», где отмечена идея «перманентного проектирования» и др. [16, с.9]
Существует ещё одна значимая современная концепция в рассмотрении дизайна: социально-философская, т.к. философия Нового времени содержит в себе ряд ценных разработок в области дизайн-деятельности и дизайн-мышления. Социально философская концепция современного дизайна направлена на активизацию дизайнерского критического мышления, который способствует созданию уникальности дизайн-продукта, а также наполнение его символическим содержанием.
Рассмотрев основные концепции исследователей дизайна в культуре, можно сделать вывод, что дизайн должен служить: обслуживанию культурных желаний потребителей дизай-продукта; ликвидации визуального хаоса форм посредством упорядочения, гармонизации предметного мира; созданию непреходящих ценностей в сфере материально-художественной культуры.
Культура Беларуси
... и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного (около 1530 - 1593 гг.). Он впервые издал напечатанные на белорусском ... успехи сделаны в белорусистике. Опубликованы или переизданы десятки исследований по истории и культуре Беларуси. Среди них труды А.И. Малдиса, А.С. Лиса, В.Н. Конона, Г.А. Кохановского, Г.В. ...
На наш взгляд, современные теоретические концепции дизайна, которые направлены на создание цельного философского учения о дизайне, включающего в себя необходимые методологические принципы, находятся пока на стадии формирования и закрепления в единую систематизированную систему. Фундаментальный факт, что дизайн становится эффективной формой контроля за поведением индивида, а также основными социальными изменениями бытия человека требует философского анализа. В рассмотренных исследованиях, отражающих с различной степенью достоверности разные стороны сущности дизайна, а также те или иные задачи дизайн-деятельности, отсутствует социологический взгляд на дизайн как целостное явление культуры и на его социально-культурную роль в многообразной жизнедеятельности людей.
Можно сделать вывод, что дизайну необходимы новые, современные философские идеи, позволяющие адекватно осмыслить и феномены современного дизайна в контексте индивидуальной жизнедеятельности человека и социальных проблем. На наш взгляд, необходимость философского осмысления социально-антропологических и теоретико-позновательных проблем дизайна обусловлена важнейшей особенностью современного дизайна, которая демонстрирует дизайн как одного из основных источников и носителей социально-культурных изменений.
2. Особенности развития дизайна в современной культуре
2.1 Дизайн как вид проектно-художественной деятельности в современной культуре
Дизайн — самый молодой вид проектно-художественной деятельности, выделившийся из профессионального искусства и ремесла в начале 20 века. Дизайн выступает как особая творческая деятельность по проектированию гармонизированных с человеком элементов предметно-пространственной среды, которая соответствует социальным и культурным ценностям. Включаясь через эстетическую организацию предметной среды, дизайн взаимодействует с духовными и художественными областями культуры. Значение дизайна в системе человеческих ценностей позволяет понять его как особое явление культуры.
Первые попытки теоретического осмысления дизайна как принципиально нового вида проектной деятельности происходили в условиях распространения индустриального производства. XIX в. характеризует бурное развитие техники и не менее бурный протест против нее. Вопросы, которые волновали общество в то время: может ли машина создавать произведения искусства? Может ли она сама быть произведением искусства? Споры о границах прикладного искусства, а также о месте художника в современном производственном процессе. Этот период можно охарактеризовать как промежуточный, так как он представляет собой переход от ремесленного мировоззрения к формированию основ дизайнерского мировоззрения.
Из истории дизайна можно определить что, как самостоятельная деятельность он оформляется к середине ХХ века, подчиняясь влиянию со стороны: научно технических достижений, новых технологий, новых материалов, веяний моды, изменению запросов потребителей. Природа дизайна расширяется, раскрывая возможности дизайна во всем: формирование единичных предметов, воздействие предметного мира на человека через дизайнерски организованную массовость, системность, комплексность.
Так же формируется конкретное определение дизайна, как «творческого метода, процесса и результата художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим». [10, с.20]
Современный дизайн становится дизайном среды в широком понимании этого слова. Предмет дизайна расширяется до проектирования социального события, конструирования стиля и образа жизни, синтеза новых культурных, моральных, социальных ценностей. В свою очередь, аксиологический подход к теории дизайна выводит на понимание средового дизайна как «целостного, социально-культурного феномена, решающего глобальные проблемы с гуманитарной направленностью». [1, с.21]
Дизайн своей содержательной частью вписан в культуру, при этом он является выразительным средством определенного миропонимания с особенностями которого он связан. Феномен проектной культуры в процессе генезиса и теоретического осмысления в последней трети XX столетия исследован в работах Сидоренко В.Ф. Развивая тезисы о проектной культуре как стиле мышления в теории дизайна Сидоренко В.Ф. обращает внимание, что в 1960 — 1970-е годы доминировала идея проектной деятельности, тогда как термин «проектная культура» если и употреблялся, то содержание его обычно сводилось к комплексу средств и форм институционально организованной проектной деятельности, функционально связанной с системами управления, планирования и производства. [17, с.17].
Согласно Генисаретскому О.И., проектная культура «это и реальность проектируемой среды обитания, и концепция, определяющая направленность проектных усилий, и система ценностей, идеал, питающий самосознание дизайнерского сообщества, его творческий жест в отношении к жизни. [4, с.2]
На наш взгляд, проектная культура заключает в себе две функциональные службы: создание нормативных эталонов качества (или проектов этих эталонов), и реализации этих нормативных эталонов в производстве. Отсюда закономерным является обращение средового дизайна к предметному миру материальной культуры как отражению культурных традиций, а также культурного своеобразия.
Основными характеристиками дизайна как проектной деятельности являются:
1. Массовость
2. Машинное производство, при котором авторство сохраняется только за идеей, а не за исполнением
3. Коммерческий интерес, ставящий перед дизайном проблему конкурентно способности товара
4. Эргономичность (удобство)
Дизайн, как проектная деятельность имеет определенную спецификацию, проявляющуюся в доминировании эстетически представленной практической функции. При проектировании изделий технического назначения, основными требованиями является: функциональные, технологические, эстетические.
Объектами дизайн-проектирования могут являтьсядостаточно разнообразные промышленные изделия, где социально-культурно обусловлено человеческое общение как фактор возникновения потребности в красоте предметного мира.
Формирование художественного образа объектов дизайнерского творчества ориентировано на выявление в нем определяющего культурного смысла, той значимой роли, которую они призваны исполнять в целостном социально-культурном контексте жизнедеятельности людей.
Основным методом дизайн-проектирования является художественно-образное моделирование свойств дизайн-продукта разработки, (выявление в объекте его функций, реализуемой в дизайн-деятельности, рассчитанной на определенные технологии изготовления, а также материалы), способа использования дизайн-продукта, что находит отражение в его форме с учетом утилитарных и эстетических запросов и предпочтений тех или иных групп потребителей дизайн-продукта, а также ориентации на определенные ситуации и среду восприятия и его использования.
По мнению Мелихова Ю.Е. и Малуева П.А., дизайн — это художественное конструирование предметного мира; разработка образцов рационального построения предметной среды. [12, с.56]
Цели и задачи дизайна формируют определенные проектные средства, а именно: компоновка, техническое конструирование; композиционное формообразование; стилеобразование; функциональный анализ; организационная концептуальная модель предметной среды, а также определенные методы: функциональный анализ; компоновка; создание пространственной или графической композиционной структуры; стилизация.
Таким образом, основанием для развертывания проектной концепции дизайна является утверждение о функционировании дизайна, как механизма, в контексте двух профессиональных деятельностей — художественного проектирования и художественного конструирования.
Дизайн-проектирование решает не только эстетические, но и утилитарные задачи, которые занимаются не только компоновкой объекта и гармонизацией формы, но и конструкцией будущего дизайн-продукта, совмещающего в себе как художественное, так и техническое начала.
От инженерного конструированиядизайн отличается художественным осмыслением функционально-технически и социально-культурно обусловленной формы проектируемого дизайн-продукта.
Выявление гармоничной, содержательной и выразительной формы дизайн-продукта влияет на целостное значение его потребительской ценности, которое характеризует предмет дизайн-проектирования,(то, на что направлена деятельность дизайнера).
На наш взгляд, учитывая необходимость в дизайн-деятельности ориентацию на определенный тип потребителей будущего дизайн-продукта, следует иметь в виду, что понятие «предмет дизайн-проектирования» включает в себя значение потребительной ценности, (с конкретными запросами, идеалами, установками, ценностными ориентациями).
Можно сделать вывод, что результатом дизайна будет являться улучшение функций любого предмета или пространства, а не только внешнего вида. Высокая социальная значимость продуктов дизайна и дизайна в целом, обуславливают значение, которое он приобретает в современном мире.
2.2 Развитие современного дизайна в белорусской культуре
Своеобразие современной белорусской культуры в значительной мере предопределено историческими фактами становления национально-государственного самосознания его представителей. На протяжении XIV — XVI вв. формировались и закреплялись черты хозяйственной деятельности славянского населения. Складывалась единообразная бытовая культура, общие черты наблюдались в обрядах, обычаях, народном художественном творчестве. Оживление экономической деятельности способствовало появлению сильного городского сословия с его характерным бытом. На перекрестке этнокультурных традиций формировалось этническое самосознание белорусов. Новые условия, сложившиеся в Беларуси в конце XVIII — начале XIX вв. существенно повлияли на развитие белорусской культуры в целом, происходили серьезные изменения, переориентация населения. Это было вызвано тем, что во второй половине XVIII в. на территорию Беларуси начали проникать научно-философские идеи западноевропейских просветителей Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта и др. В Беларуси появились ученые-философы, разделявшие просветительские идеи французов, (среди них К. Нарбут, Б. Дабшевич, М. Карпович), вследствие этого появлялись новые жанры в творчестве художников, архитекторов. Развитие белоруской национальной культуры осуществлялось в сложных условиях, оказавшись между двумя центрами влияния — польской и русской культур. К первой половине XIX в. многочисленными учеными было раскрыто богатство материальной и духовной культуры белорусского народа, что составляло: предания, легенды, сказки, песни, а также обычаи и обряды. Обращение населения к историческим и этническим корням способствовало развитию национального самосознания белорусов.
В традиционном народном искусстве Беларуси ярко и своеобразно проявились оригинальное творчество народа, его этнические особенности, эстетические вкусы и мировоззрение. Комплекс неповторимых и в то же время общих для культуры соседних народов технологических и художественных признаков определяют, с одной стороны, этнические, национальные особенности, с другой — аналогии, объединяющие народное искусство белорусов с искусством славянских и других народов Европы.
Для современной белорусской культуры характерно эклектическое сочетание традиционного и инновативного типов социокультурной деятельности, способствующих дальнейшей модернизации собственных традиций белорусского общества так влияющих на формирование дизайн-деятельности в Беларуси.
История дизайна в Беларуси начинается с 1920 года, когда в Витебске по инициативе К. Малевича и В. Ермолаевой в рамках Художественно-практического института создается объединение УНОВИС, в которое, кроме его основателей, входили преподаватели и учащиеся института Л. Лисицкий, Н. Суетин, И. Чашник, Л. Юдин и др. Являясь учредителями нового направления, они работали над идеями нового промышленного искусства. Именно в творчестве членов УНОВИСа появились первые признаки того, что сегодня считается индустриальным дизайном. Лидер нового движения Малевич К. писал: «Как в нашей технической жизни: мы не можем пользоваться только кораблями, на которых ездили сарацины, — так и в искусстве мы должны искать формы, соответствующие современной жизни… Техническая сторона нашего времени идет вое дальше вперед, а искусство стараются подвинуть дальше назад. Вот почему выше, значительнее и ценнее те люди, которые идут за своим временем». [9, с.209]
Идеи молодого дизайна, возникшие в Беларуси, достаточно быстрыми темпами распространялись по всему Советскому Союзу. Так же, идеи уновисовцев легли в основу теории «производственного искусства», которая была достаточно популярной в 1920-е годы в среде советских художников «левого» направления. Разработкой этой теории занимались выдающиеся теоретики нового искусства: Б. Арватов, А. Ган, Н. Тарабукин. На практике ее осуществляли пионеры советского дизайна А. Родченко, В. Татлин, Я. Попова, Е. Семенова и др.
Главной целью представителей «производственной концепции» являлось слияния искусства с жизнью, путь к чему видели в создании художественными средствами утилитарных вещей быта. Искусство ими представлялась не просто как часть культуры человека, а как метод воспитания людей. «Искусство как метод строительства жизни… — вот лозунг, под которым идет пролетарское представление о науке искусства», — писал один из теоретиков «производственной концепции».
Деятельность УНОВИСа была непосредственно связана с деятельностью Витебского художественно-практического института, в котором работа происходила и велась новаторскими методами. Практиковалось преподавание от «азов изобразительного искусства и до уровня его научного изучения». По окончании курса студент должен был не только выполнить экзаменационные практические задания (живописные и проектные), но и написать теоретическую работу.
УНОВИС выдвигал требование о «производстве проектовновых форм утилитарных потребностей и реализацииих в жизнь». Но в связи с тотальным режимом советской власти, развитие дизайна было приостановлено.
Следующим шагом в развитии дизайна являлся 1960 год, когда экономические реформы стали способствовать распространению дизайна в массовом промышленном производстве. В середине 1960-х создается Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с рядом филиалов по всему Советскому Союзу. В 1966 году филиал ВНИИТЭ создается и в Беларуси, в городе Минске. В связи с тем, что на дизайн возлагались большие надежды. Дизайн должен был содействовать улучшению качества продукции отечественного производства. ВНИИТЭ в Беларуси являлся признанным лидером дизайна в Беларуси.
Еще одним важнейшим этапом в становлении и развитии дизайна было открытие в апреле 1987 года Союза дизайнеров СССР. Белорусский союз дизайнеров был создан решением учредительного съезда 14 декабря 1987 года. Главной целью Союза дизайнеров было создание условий для работы своих членов. На сегодняшний день БСД — республиканский творческий союз, объединяющий, более 500 специалистов в области индустриального и графического дизайна, проектирования малых форм, интерьеров и оборудования, рекламы, арт-дизайна, модельеров, педагогов и теоретиков дизайна. Союз активно сотрудничает с министерствами культуры и информации, периодическими изданиями, иностранными культурными организациями и посольствами. Основными целями союза является развитие и пропаганда творческой деятельности дизайнеров, защита авторских прав, профессиональных, экономических и социальных интересов; повышение эффективности вклада дизайна в развитие культуры и экономики республики Беларусь.
На наш взгляд, развитие дизайна проходило достаточно долгий путь становления, так как дизайн изначально не был признан как вид искусства. Но в то же время, можно сказать, что идеи, разработанные в УНОВИСене были забыты после длительного советского застоя, их вобрали следующие поколения дизайнеров в Беларуси. А так же, эти идеи пересекли границы СССР и стали достоянием культуры цивилизованного человечества. Примером являлся Л. Лисицкий, который активно пропагандировал на Западе достижения пионеров советского художественного конструирования.
На современном этапе дизайн характеризуется разносторонней практической деятельностью, направленной государством на популяризацию дизайн-продуктов.
Достижение высоких показателей качества дизайна, влияющих на конкурентоспособность дизайн-продукта напрямую зависит от широкого применения современных методов дизайна. Несмотря на то, что в Беларуси достаточно долго накапливался богатый опыт в данной области, применение и использование его находится на достаточно низком уровне. На наш взгляд существуют три основные причины:
1.Малая востребованность результатов труда дизайнеров, так как важным аспектом является стоимость дизайн-продукта (экономия на дизайне);
2.Нормативно-правовая основа дизайн-деятельности, в связи с ограниченной поддержкой государства в развитии дизайна;
3.Небольшой набор технический возможностей (оборудование), это связано с медленным внедрением передовых технологий.
Можно сделать вывод, что существенным минусом в развитии дизайна в Беларуси является упрощение и поиск легких путей в создании дизайн-продукта, который отрицательно влияет на определение дизайна как значимого и современного явления.
На наш взгляд, развитие дизайна в Беларуси находится только на первых этапах своего становления. Как процессу, ему не уделяется должного внимания и не соблюдается алгоритм работы самого дизайнера. В связи с этим, исходя из европейской практики дизайн-деятельности, можно выделить пять ключевых этапов:
- «мозговой штурм» и анализ рынка;
- концептуально-креативную фазу, а именно первые идеи, наброски;
- определение 3-5 направлений, которые разрабатываются и исследуются более детально;
- выбор 1-2 концептов, на базе которых создается масштабный физический макет или виртуальная модель;
- принятие заключительного решения — доведение до производства данного дизайн-продукта.
Все это позволяет выявить актуальный вопрос о необходимости особого внимания к дизайну в Беларуси, с выделением его в отдельный блок в рамках единого инновационного процесса. Как показывает практика, при всем многообразии отношений с миром техники, технологий дизайн является особым видом творчества, а его двойственная природа порождает определенные препятствия на пути интеграции в инновационные механизмы дизайн-деятельности. Это следует из отторжение дизайна, который связан с организационной проблематикой его становления.
На наш взгляд, чтобы ускорить развитие дизайна в Беларуси, необходимо проводить значительно больше тематических конференций, презентаций, а также приглашать в страну ведущих зарубежных специалистов, активно перенимать их опыт. Также необходимо организовать выставки работ отечественных специалистов за границей, знакомить с нашим стилем и направлениями, что позволит заявлять Европе о том, что белорусский дизайн существует и развивается на достаточно перспективном уровне.
Можно сделать вывод, что, несмотря на множество проблем, рассмотренных нами, белорусский дизайн позиционирует себя, как независимый дизайн, строящийся на традиционном искусстве. Белорусскому дизайн-искусству свойственно разнообразие и философское обобщение художественных образов.Значительно активизировалась выставочная деятельность, проводятся международные пленэры, фестивали и выставочные проекты («ДизPlay», «Мятный лев», «Галерея белорусского дизайна», «Постулат-2014»), дизайнеры активно ищут свой путь в русле интернациональных тенденций (фестиваль «Ночь дизайна» в Таллине, где были представлены белорусские выставочные проекты, «Дизайн содружества»).
Сформировалось новое поколение белорусских художников, способных к непредвзятому восприятию самых разнообразных течений в мировом искусстве.
Заключение
Современный дизайн стоит перед проблемой нового понимания своей роли в обществе и в культуре. Вызов и эффект нового дизайна до конца не изучен, так как универсальных язык, используемый в профессиональной дизайн-практике противопоставляется беспорядочному индивидуализму прежних лет. Главной задачей в дизайн-деятельности сегодня выделяют создание общепризнанных символов, способность интерпретировать артефакты культуры. Приоритетным направлением нового дизайна считается использование национальных образов и национального колорита, который придает дизайн-продуктам эмоциональную насыщенность, влияющую на популяризацию дизайн-продукта в мире. Сформированный базис ещё в начале 70-х годов (в образах истории, в создании ощущений преемственности традиций) способствовал объединению людей общей социально-философской идеей. Работы того времени содержали в себе исторические коннотации, создавали впечатление особой роскоши, ощущение причастности к национальной истории, формировали убеждение в необходимости бережного отношения к старым идеям, формам и прежнему культурному контексту. На наш взгляд, именно этих черт недостает современному дизайну. Так как современный дизайн в значительной степени характеризуется двусмысленностью и непостижимостью формы, а также содержания, что придает современному дизайн-продукту интригующую глубину. Такая глубинность зачастую достигается средствами минимального дизайна, понижением уровня информативности формы. Многие работы дизайн-деятельности рассчитаны на самостоятельность аудитории в выборе новых символов и значений. Таким образом, дизайн достигает зрелости интеллектуальной саморефлексии. Социальные проблемы нового времени, изменение технологий глубоко преобразуют роль дизайна в культуре, а также отношение общественности к дизайну как таковому. В современном дизайне стоят более сложные и содержательные задачи, (связанные с исключительным интеллектуальным характером), чем это было ранее.
В результате курсового исследования нами сделаны следующие выводы:
1. Дизайн — один из видов художественно ориентированной проектно-творческой деятельности, базирующейся на технике промышленного производства.
2. Истоки дизайна берут начало в доиндустриальном времени предметного художественного творчества, включающего народное творчество ручного изготовления утилитарно и эстетически значимых вещей, творческую деятельность художественных промыслов и профессиональное декоративно-прикладное искусство, взаимосвязанное (в той или иной степени) с архитектурой.
3. Дизайн является именно проектным видом творческой деятельности (как инженерное и архитектурное проектирование).
Дизайн-проектирование, решает не только эстетические, но и утилитарные задачи, занимается не только компоновкой объекта и гармонизацией формы, но и конструкцией будущего дизайн-продукта, совмещая в себе и художественное, и техническое начала.
4. Современный белорусский дизайн позиционирует себя, как независимый дизайн, строящийся на традиционном искусстве. Белорусскому дизайн-искусству свойственно разнообразие и философское обобщение художественных образов.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/dizayn-v-sovremennom-iskusstve/
1. Барсукова Н.И. Аксиологические основы теории и методологии средового дизайна // Вестник ОГУ. 2011. № 9 (128).
2. Бредихин А.П. Дизайн как феномен современной культуры и эволюции [Электронный ресурс] — Режим доступа: — Дата доступа: 02.11.2014.
3. Воронов Н.В. Дизайн: русская версия. — М.; Тюмень: Тюменский колледж искусств, 2004. 207 с.
4. Генисаретский, О.И. Методологические гуманитарно-художественные проблемы дизайна: афтореф. дис. …д-ра искусствоведения. М., 1990.