Культура Беларуси

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«УО» БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Контрольная работа

по дисциплине: Культурология

«Культура Беларуси»

Студент

ФМЭО,1 курс Е.В.Касько, Проверил И.Е.

Минск 2010

«Культура – это специфический способ организации человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношения людей к природе, между собой и к самим себе, а также к артефактам культуры (продуктам культуротворчества)».

Если говорить о культуре Беларуси XVI-XVIII столетий в целом, то можно сказать, что на неё оказали огромное значение идеи таких направлений общественно-политической мысли, как Возрождение, Реформация и Просвещение.

Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина (около 1490 — около 1551 гг.).

В центре его внимания была проблема общества и человека. Он рассматривал вопросы смысла жизни, духовности мира, совершенствования общества и др. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».

Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного (около 1530 — 1593 гг.).

Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет».

Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский (год рождения неизвестен — умер около 1599 г.).

Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.

XVIII столетие – это эпоха Просвещения. Интеллектуальная элита европейских стран считала, что приближается «царство разума», эпоха свободы, равенства, гражданской справедливости.

Развитие белорусской литературы в период XVI –XVIII вв. происходило в сложных исторических условиях. Усиление социального и национального угнетения белорусского народа, разорительные войны, дальнейшее наступление Контрреформации и другие факторы вызвали упадок белорусской культуры и значительно задержали общий прогресс страны. Активизировались консервативные силы, в первую очередь церковь, которая пыталась восстановить свое пошатнувшееся господствующее положение в духовной жизни общества. Вновь повеяло духом Средневековья с его религиозным фанатизмом.

7 стр., 3128 слов

Культура белорусских земель в IX веке

... Беларусь являлась православной, даже учитывая более медленные темпы утверждения христианства в среде сельского населения. Быстрое и мирное распространение христианства на белорусских землях следует объяснить, прежде всего, тем, ... Помимо уже упомянутого превосходства византийской культуры, значительную роль сыграло применение константинопольскими ... ее земель и населения - главная идея произведени

Последним представителем большой плеяды писателей-полемистов был в Белоруссии Афанасий Филиппович (1597—1648).

Как общественный деятель и как писатель А. Филиппович сформировался в духе традиций полемической литературы и братского движения.Решительный и энергичный в поступках, непреклонный и бескомпромиссный в идейных убеждениях, А. Филиппович боролся против кровавого насаждения в Белоруссии и на Украине «проклятой» унии и даже ходил к московскому царю просить заступничества за православную веру.

В историю белорусской литературы А. Филиппович вошел как автор «Диариуша» (дневника), представляющего собой своеобразное соединение полемической антиуниатской публицистики с автобиографическим повествованием.

Настоящий расцвет переживает в XVII в. в Белоруссии историко-мемуарный жанр, вызванный к жизни ростом индивидуального самосознания, усилением личностного начала в литературе. Десятки людей, преимущественно представители шляхты, пишут дневники, мемуары, путевые заметки. События русско-польской войны начала XVII в. нашли отражение в «диариушах» Я. Сапеги, И. Будиллы, С. Маскевича; эпохе национально-освободительной войны белорусского и украинского народов (середина XVII в.) посвящены воспоминания Б. Маскевича, Ф. и М. Обуховичей; описание своих путешествий по разным странам оставили А. Каменский-Длужик (по Сибири) и Я. Цедровский (по Западной Европе); яркие картины жизни, быта и нравов белорусской шляхты второй половины XVII в. нарисованы в мемуарах К. Завиши и С. Незабитовского. Разнообразные по содержанию и литературно-художественному уровню, эти произведения в целом воссоздают пеструю картину своего времени, построенную из отдельных историй жизни конкретных личностей.

После провозглашения БССР 1 января 1919 г. наступил новый этап в культурной жизни белорусского народа, который принято называть советским. Он состоял из отдельных периодов и продолжался вплоть до 8 декабря 1991 г., когда в Беловежской пуще было подписано соглашение о создании СНГ, так как процесс выхода республик из состава СССР и образование независимых стран стал реальным фактом.

Первый период советской белорусской культуры связывают с белорусизацией.Февральская революция 1917 г. дала возможность белорусскому национально-освободительному движению широко развернуть работу по развитию национального самосознания белорусов, считая его основой будущего государственного суверенитета. Еще с начала немецкой оккупации (1915–1918 гг.) усилиями таких деятелей национальной интеллигенции, как братья И. и А. Луцкевичи, В. Ластовскнй и других в Вильно возобновило работу «Белорусское издательское товарищество», стала выходить газета «Гомон». Кроме того, с разрешения немецких властей было открыто около 200 белорусских школ, так как с 1916 г. белорусский язык получил одинаковый статус с другими местными языками.

Политика белорусизации предусматривала укрепление белорусской государственности через формирование у местного населения высокого уровня национального самосознания, которое должно было основываться на возрождении и развитии белорусской культуры. Для этого активно проводилась кампания по ликвидации неграмотности населения, осуществлялся перевод школ на белорусский язык обучения, организовывалась научно-исследовательская работа и создавалась система высшего образования. Большое внимание уделялось складыванию собственной белорусской интеллигенции в партийной, государственной, научной и культурной сферах и выдвижению ее представителей на ответственные посты (так называемая «коренизация»).

18 стр., 8923 слов

Культура Беларуси в XIX – начале XX в

... самобытного белорусского этноса и считали белорусов частью (племенем) великорусского народа. Они отрицали само существование белорусской национальной культуры как таковой. Тем не менее, перемены в общественной жизни, переход ... сил. В 1823 г. юношам и девушкам Беларуси и Литвы было запрещено учиться в зарубежных университетах. В преподавании предписывалось полностью перейти на русский язык. В мае ...

Коренизация положительно повлияла на карьеру А. Червякова, М. Голодеда и др.

Беларусизация привела к возвышению на территории республики белорусского языка, самобытности, культуры, белорусского этноса, но в тот же момент, нельзя не отметить и тот факт, что вышесказанное было временным воздействием,так как дальнейшие репрессии и отход от белорусского под воздействием Сталинской политики привели к спаду и прекращению прогрессии в какой-то степени процесса беларусизации. Противоречия понятны при понимании того, что белорусизация была отброшена от своих начальных этапов и целей в угоду политических взглядов на республику большевиков.

Богатая культура Беларуси – самобытность, разнообразие стилей, форм, направлений.

Демократизация общественной жизни, провозглашение суверенитета Беларуси оказали сильное влияние на содержание и направления развития культуры и науки. Национальный суверенитет невозможен без его национально-культурного наполнения. Это было тем более важно, что, начиная с 1930-х годов, шла денационализация белорусской культуры. Национальный нигилизм, безразличие к своей исторической памяти охватил широкие общественные слои общества. Неслучайно поэтому, что общественно-политический подъем сопровождался движением за возрождение белорусской и других национальных культур. На первый план выдвигались проблемы белорусского языка и его роли в обществе, национальной культуры и истории.

У истоков национально-культурного возрождения Беларуси стали общественные объединения историко-культурного направления «Толока» в Минске, «Походня» в Гродно и др. В 1989 г. состоялся учредительный съезд Товарищества белорусского языка им. Ф. Скорины, которое возглавил поэт Нил Гилевич. 27 января 1990 г. был принят Закон «О языках в Беларуси», по которому белорусский язык приобрел статус государственного. Закон обеспечивал право пользоваться русским языком как языком межнациональных отношений, а также создавал условия для развития всех национальных языков, которыми пользовалось население Беларуси.

В соответствии с законом в 1991 г. правительство Беларуси приняло Государственную программу развития белорусского языка и языков других национальностей, проживающих в республике. Программа расширяла сферы применения белорусского языка в государственных структурах, на производстве, в учебных заведениях. Это способствовало определенным сдвигам, но в связи с долгим отрывом от своих духовных и исторических традиций белорусский язык тяжело входил в повседневную жизнь. Некоторая часть общества категорически требовала оставить государственные функции и за русским языком. К 1995г. ему был возвращен статус государственного наравне с белорусским.

4 стр., 1530 слов

Происхождение белорусского национального театра

... развитие театрального искусства Беларуси во второй половине XIX — начале XXст. было обусловлено цензурой, запрещающей польские театры, белорусский язык. Кроме того, очень ... деятельность в Минске достигла в 40 — 50е гг. XIXст., но именно в это время на Беларусь распространилось цензурное влияние ... всегда ничего не понимали в белорусской этнической культуре, местных обычаях, традициях и языке. В начале

На культурно-национальное возрождение направлена деятельность Белорусского фонда культуры, Национального научно-просветительского центра им. Ф. Скорины, Международной ассоциации белорусистов. Широкую известность получило «Згуртаванне беларусау свету «Бацькаушчына», которое в июле 1993 г. провело в Минске I съезд белорусов мира.

Значительные успехи сделаны в белорусистике. Опубликованы или переизданы десятки исследований по истории и культуре Беларуси. Среди них труды А.И. Малдиса, А.С. Лиса, В.Н. Конона, Г.А. Кохановского, Г.В. Штыхова и др. Переизданы работы репрессированных ученых А. Цвикевича, М. Довнар-Запольского, В. Игнатовского и др. Редакция энциклопедии выпустила шесть томов «Энциклопедии истории Беларуси».

Процесс возрождения особенно ощутимо отразился на литературе. Появились публицистические произведения М. Ермоловича «Старажытная Беларусь», В. Чаропки «Имя в летописи», К. Тарасова «Ефросинья Полоцкая». Большинство писателей направили свои творческие поиски на осмысление сложного социально-экономического и духовного развития Беларуси. Среди них В. Быков, Я. Янищиц, А. Кудравец, О. Лойко, С. Законников, А. Звонак, С. Граховский и др.

Культурно-просветительные учреждения направили свои усилия на возрождение забытых праздников, обрядов, традиционных видов народного творчества. Начал работать литературный музей им. М. Богдановича в Минске, историко-этнографический в п. Мир, историко-краеведческий музей в Новогрудке и др. В Белорусскую культуру вернулся во всем своем величии восточнославянский первопечатник Ф. Скорина. В связи с 500-летием со дня его рождения по решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен годом Ф. Скорины.

Возрождение национальной культуры привело к изменению отношений церкви и государства — от конфронтации к сотрудничеству. На 1 января 1988 г. в Беларуси насчитывалось 793 религиозные организации, которые относились к 8 конфессиям. На 1 июля 1995 г. в Беларуси действовало уже 2018 религиозных организаций, представлявших 24 конфессии. В республике зарегистрировано 7 религиозных учебных заведений, 10 монастырей (8 православных и 2 католических).

17 декабря 1992 г. был принят «Закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях». Белорусское законодательство стремится обеспечить равенство всех религий и конфессий, государство одинаково относится ко всем религиозным организациям.

Таким образом, признание важности общечеловеческих и национальных ценностей открывает возможности для участия разных социальных групп населения, организаций в процессе духовного возрождения.

Изобразительное искусство Беларуси

Изобразительное искусство Беларуси разнообразно по стилям, направлениям и жанрам. Самые интересные произведения белорусской живописи и скульптуры различных эпох можно увидеть в художественных музеях страны.

Крупнейшим собранием произведений искусства обладает Национальный художественный музей Беларуси. Он активно пропагандирует национальное искусство. Здесь постоянно проходят выставки произведений белорусских художников.

5 стр., 2020 слов

Государственная политика. государственная политика Радченко. ...

... национальных фильмов . Развитие международного сотрудничества в области художественного образования в рамках заключенных договоров и соглашений с зарубежными образовательными организациями в сфере культуры; Проведение ... Какие из проводившихся в вашем регионе социокультурных мероприятий, направленных на нейтрализацию угроз национальной безопасности в области культуры, были наиболее успешны. ...

Интересные коллекции произведений белорусского искусства в Витебском художественном музее, Могилевском областном художественном музее, Полоцкой художественной галерее.

Во многих районных центрах Беларуси есть художественные галереи, где можно увидеть работы местных художников.

Музыка в Беларуси

Современное музыкальное искусство Беларуси стремится сохранить национальные традиции, одновременно развивая популярные в мире стили и направления. Произведения белорусских композиторов, мировой классической и эстрадной музыки звучат в исполнении как профессиональных, так и самодеятельных музыкантов.

Большой популярностью пользуется творчество ведущих музыкальных коллективов страны:

  • Президентского оркестра Республики Беларусь
  • Национального оркестра симфонической и эстрадной музыки под управлением М.Финберга
  • Государственного академического симфонического оркестра
  • Государственной академической хоровой капеллы им. Г.Ширмы
  • Государственного народного хора им. Г.Цитовича
  • вокальной группы «Чистый голос»
  • вокально-инструментального ансамбля «Песняры»
  • вокально-инструментального ансамбля «Сябры»

·

В Беларуси ежегодно проходят фестивали, представляющие различные направления и жанры музыкального искусства:

  • «Белорусская музыкальная осень»
  • «Минская весна»
  • «Золотой шлягер»
  • «Музы Нясвіжа»

Символом фестивального движения Беларуси стал Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске», участие в котором принимают популярные артисты из разных стран мира.

Белорусский профессиональный театр развился из древних народных обрядов, творчества бродячих музыкантов, придворных трупп белорусских магнатов, деятельности любительских коллективов рубежа XIX–XX вв. В настоящее время в стране работает 28 государственных театров, большое количество самодеятельных народных коллективов, в т.ч.:

  • кукольные театры
  • драматические театры
  • музыкальные театры

Самым прославленным театром республики является Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси. Его постановки завоевали грандиозный успех как у отечественного, так и у зарубежного зрителя.

В Беларуси проходят масштабные театральные фестивали, среди которых «Панорама» в Минске, «Белая вежа» в Бресте.

Национальная библиотека Республики Беларусь в Минске обладает самым большим собранием печатных изданий в стране, а также правом получения обязательного экземпляра. Здесь собрано самое большое за пределами России собрание книг на русском языке. В 2006 году открыто новое здание Национальной библиотеки, имеющее уникальное архитектурное решение в форме бриллианта, – предмет национальной гордости белорусов.

Традиционное «пограничное» положение Беларуси, ее вовлеченность в разнонаправленные социо-культурные и политические процессы, активное участие в процессе глобализации информационного пространства, а также стремительная активизация ее внешней политики в последние годы привели к тому, что одним из центральных вопросов национальной безопасности стал вопрос о национальной идентичности белорусов, ее содержании и организации ее воспроизводства. Ведь только субъект, четко представляющий кто он, стоящих на твердых культурно-исторических основаниях и имеющий осознанные цели в будущем, способен вступать в полноценную и равноправную коммуникацию с другими, вести диалог, приходить к компромиссам и совместным решениям.

17 стр., 8282 слов

Культурное развитие Беларуси в советский период

... в годы культа личности И. Сталина) перед выбором: либо полное приспособленчество, либо трудное (в силу объективных обстоятельств и субъективных факторов) следование идеям национально-культурного самоопределения белорусского народа и общенационального гуманизма. И все-таки белорусская культура в советские ...

Еще более важной является способность воспроизводить собственную идентичность оказывается в условиях беспрецедентного мирового финансово-экономического кризиса, преодоление которого, как признают эксперты, не может быть связано с возвратом к тем или иным существовавшим ранее практикам, а требует «прыжка» в будущее, создания новых социальных, экономических, технологических и культурных укладов. Также немаловажно распространение национальной идеи.

Распространение национальной идеи является элементом нравственного воспитания. Осуществляется оно во многом спонтанно. Творческие процессы вообще с трудом поддаются планированию и регламентации. Так же как и «потребление» результатов художественного творчества. Нельзя заставить человека слушать ту или иную музыку, любить театр, читать художественную литературу. Духовное созревание личности во многом зависит от ее собственной воли.

Национальную идею придумать нельзя. Иначе она навсегда останется плодом фантазии, не имеющим отношения к жизни. Ее можно только выразить. Она созревает в толще национальной культуры. По большому счету носителем национальной идеи является сам народ. Однако выразить ее он не в состоянии. На помощь приходят его лучшие представители – интеллектуалы, поэты, художники. Они берут на себя ответственность показать миру лицо национальной культуры, выразить национальную гордость и чувство патриотизма.

Есть ли у нас сегодня хоть какая-то идея, про которую можно было бы сказать, что она способна объединить не партии, но народ?

«Любовь к родному пепелищу». Любовь к Родине, которую все мы хотим видеть сильной, смелой, уважаемой в мире, гарантирующей своим гражданам достоинство и жизненные перспективы.

Во все времена гениальные идеи формулировались просто и они понятны даже спустя несколько веков. Так должна быть сформулирована и национальная идея, ведь понять и принять ее должны люди разных взглядов, образования, социального статуса и разных национальностей. Кроме того, было бы неплохо, если бы в общество ее продвигали моральные авторитеты страны. Впрочем, с этим у нас тоже много проблем…