«География производства тонизирующих культур в мире»

Курсовая работа

Тема: «География производства тонизирующих культур в мире», Актуальность

Производство тонизирующих культур развивается очень динамично, ежегодный прирост достигает 10-12%. В последнее десятилетие в мире произошло почти шестикратное увеличение потребления кофе.

Можно сказать, что во многих странах чай и кофе сегодня действительно стали национальными напитками. Причины этого: исчезновение товарного дефицита; рост благосостояния потребителей; напряженная умственная деятельность многих работающих и продолжительный, ненормированный рабочий день и т.д.

Напитки из тонизирующих культур в большинстве случаев используют для поднятия тонуса, они укрепляют силы, поднимают настроение, а также способствует созданию уютной атмосферы и комфортного отдыха.

Мировое потребление кофе — примерно 7 млн тонн или 1 триллион чашек в год. Мировое потребление чая — 3,5 млн. тонн или 1,5 триллиона чашек в год. В среднем на каждого жителя земли приходится примерно по 1 кг кофейных зерен и по 500 гр чая или примерно 400 чашек в год одного из этих напитков.

Объектом исследования выступает мировой рынок тонизирующих культур.

Предметом исследования являются мировые тенденции развития производства тонизирующих культур.

Целью курсовой работы является исследование географии производства тонизирующих культур в мире.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работы были поставлены следующие задачи :

охарактеризовать мировое сельское хозяйство как объект изучения общественной географии;

раскрыть значение, уровень и масштабы развития тонизирующих культур в мировом хозяйстве ;

изучить географические особенности развития производства тонизирующих культур в мире;

охарактеризовать проблемы и перспективы дальнейшего развития производства тонизирующих культур в мире.

Для достижения поставленной цели и задач исследования в курсовой работы были использованы методы теоретического анализа и синтеза, систематизации, обобщения, а также графический метод.

3 стр., 1462 слов

Технические продовольственные культуры мира

... последнее время возрастает интерес и к плодовым культурам, играющим все большую роль в пищевом рационе населения развитых стран мира. Производство свежих фруктов ныне превышает 500 млн т ... 250 до 400 ц/га. К тонизирующим (стимулирующим) культурам относят в первую очередь чай, кофе и какао. В начале XXI в. мировое производство кофе (главные сорта – «арабика» и ...

Социальное развитие выступает особой стороной социального прогресса, взаимодействует с политической, экономической, культурной, духовной и др. сферами. На смену положения социума в целом и отдельных его индивидов влияют все условия, сложившиеся в обществе, во всех указанных выше сферах. Социально-экономические и политические условия очень пестрые в разных регионах и имеют тенденцию к ухудшению, что, конечно, влияет на качество, способ и уровень жизни населения, заставляя его членов искать способы борьбы за выживание, в том числе, выражая неповиновение властным структурам. Возникают новые политические партии, которые якобы защищают права граждан, хотя на самом деле политические круги преследуют свои собственные полезные цели и часто используют население для этого [36, с.21].

Социально-экономические и политические отличия между странами очень сложные, зависят от многих факторов и условий и полностью никогда устранены не будут. Предпосылкой и естественной основой общественного развития выступает естественная (географическая) среда, которую устранить полностью невозможно. Это различия в природно-климатических условиях и особенностях исторического развития отдельных регионов, особенности экологической ситуации и т.д. Конечно, устранить социально-экономические различия отдельных регионов полностью невозможно, но, зная эти особенности, факторы развития, причины, которые негативно влияют на ту или иную социальную ситуацию можно смягчить негативное влияние, выровнять уровень развития, компенсировать отдельным социальным группам дополнительные затраты (на здоровье, образование, жилищные условия и т.д.).

Итак, эти особенности и различия надо очень хорошо знать, а для этого изучать, исследуя сложные социальные явления и процессы.

Региональные проблемы и различия в особенностях социального развития отдельных социальных групп и целых регионов выступают важным объектом исследования многих наук, так как они имеют междисциплинарный характер. Общественная география выступает не просто одной из этих наук, а является интегрирующей, потому может комплексно рассматривать эти вопросы, исследовать закономерности территориальной организации производства, разрабатывать модели дальнейшего ее развития для эффективной реализации экономической политики государства [19, с.17].

География зарождалась в античное время из практических запросов человечества как землеописание, как землеведение. Это одна из самых давних наук, задачей которой было накопление и систематизация знаний о странах и народах, которые их населяют, о природе и хозяйстве таких стран. В это время география была унитарной – целостной, недифференцированной наукой.

В течение 16-17 веков география дифференцируется, в ней выделяются несколько отраслевых направлений. На протяжении 19– 20 веков и сейчас система географических наук охватывает десятки, а в детализированном перечне – сотни отраслево-географических дисциплин. Так, следует отметить, что существует экономическая и социальная география, социально-экономическая география, общественная география, антропогеография, география человека. Каждая из этих отраслей имеет свою историю, свои плюсы и минусы. Считается, что всеобъемлющим понятием является «общественная география».

18 стр., 8545 слов

Николаева Алла Сергеевна, учитель географии

... интересующимся краеведением Белгородской области, фольклором нашей области; учителям истории, географии, русского языка и литературы; использована при написании рефератов, подготовке викторин, открытых уроков. В реферате представлены ... течение времени менялись их формы, выявить новые тенденции в развитии отдельных узких разделов топонимики, дать рекомендации относительно форм новых названий. ...

Общественная география – один из фундаментальных предметов географического и гуманистического образования. Для отечественной географии это новая дисциплина, которая введена к вузовским учебным планам лишь с середины 1990-х годов и на данное время находится в стадии становления. Но современное содержание общественной географии значительно шире и охватывает все социально-экономические направления географической науки.

Экономическая география (еще ее называют географией хозяйства), за таким делением, представляет собой одно из направлений общественной географии рядом с географией населения (геодемографией), социальной географией, географией природной среды [14, с.28].

На данное время в отечественной географии наиболее распространенной является такая дефиниция: общественная география – наука о территориальной (геопространственнойу) организации общества, то есть ее объектом является общество, как один из компонентов географической (ландшафтной) оболочки, а предметом – пространственная (территориальная) организация его жизнедеятельности.

Другое определение – общественная география – наука о социально-экономической организация ландшафтной оболочки Земли [11, с.57].

Основной методологической проблемой общественной географии выступает пространственный анализ взаимодействия общества с природой, человека и ее хозяйственной деятельности с природной средой, то есть безусловный приоритет в общественно-географических исследованиях принадлежит комплексным географическим подходам, что имеют целью анализ отношений и взаимодействия «общество – природа» или «население – хозяйство – природная среда».

Предмет общественной географии – геопространственная (территориальная) организация общества или его отдельных частей: населения, производственной, социальной, политической, духовной или природно-ресурсной сфер. Понятие «геопространственный» несколько шире за объемом, чем «территориальный», ибо оно касается также водной поверхности и воздушной оболочки, а не только суши (территории).

Во-первых: взаиморасположение (взаиморазмещение) объектов в двумерном (вертикальная — третья координата в большинстве случаев к вниманию не берется) пространстве земной поверхности. Оно существует между двумя пороговыми масштабами:

а) общеземном (глобальным);

б) «точковым», выраженным уровнем отдельного предприятия (заведения) или населенного пункта [33, с.12].

Все пространственные отношения явлений и процессов между двумя отмеченными масштабами характеризуются географичностью. Размещение над общеземным — это уже космическое расположение. Оно не принадлежит к сфере географии. Так же внутренняя пространственная организация предприятия (взаиморасположение цехов и участков) не является заданием исследования географической науки. Важной чертой геопространственности является общесвязанность объектов с природной окружающей средой земной поверхности. Каждый объект Идентифицируется его координатами долготы и широты, протяжностью, площадью и др.

Во-вторых: наличие пространственных связей между расположенными в границах земной поверхности объектами. Эта связанность выражается наличием линий связи (транспортных и других линий коммуникации); перемещениям вещества, энергии и информации (прежде всего людей — носителей всех этих «субстанций»).

12 стр., 5961 слов

Комплексная характеристика Бразилии

... природные условия и ресурсы создают очень благоприятные предпосылки для экономического развития. III По численности населения Бразилия ... 4) лидирующие виды транспорта (их характеристика для страны); 5) экологические проблемы, связанные ... окружающих; 8) экологические проблемы. V География транспорта: _ _ _ _ ... жизнью бедных и богатых слоев бразильского общества. Районы трущоб соседствуют здесь с ...

В-третьих: существование территориальных общественных образований (формирований, сочетаний, систем, структур).

Чаще всего эти территориальные образования являются конкретными объектами общественно-географических исследований. Примерами могут быть экономический район, хозяйственный узел, территориальный агропромышленный комплекс, территориальная система расселения, политико-географический район и др.

В-четвертых: функционирование территориальных образований, что заключается в регулируемом (также саморегулируемый) изменении их состояний в результате взаимодействия с окружающей средой (природным и общественным) для достижения заблаговременно предусмотренных целей. Например, агрокомплекс комплекс определенной территории имеет главной целью производство продовольственных продуктов (товаров).

Взаимодействуя с другими комплексами и природной окружающей средой, он функционирует как регулируемая территориальная система, где каждое звено (отрасли, производства, предприятия, заведения и учреждения) и комплекс в целом изменяют свое состояние на протяжении года. Регуляция происходит путем переработки составными частями комплекса или специальными управленческими органами информации о состоянии комплекса [15, с.108].

Формы геопространственной организации общества могут быть интегральными и компонентными.

Интегральная форма охватывает все составные части общества — население, производственную сферу и сферу услуг, экологическую и природно-ресурсную сферы. Взаимодействие и согласованность между ними в процессе развития и функционирования дает возможность трактовать каждую геопространственную форму как территориальный комплекс.

Например, областной регион Украины охватывает население территории области (как производитель продукции и услуг, их потребитель), хозяйство области (как взаимоувязанную совокупность производственной сферы и сферы услуг), ее природно-ресурсный потенциал, производственную, социальную и институционную инфраструктуру и тому подобное. Между этими компонентами налаживается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, определенная пропорциональность и взаимоприспособление.

Когда ведем речь о компонентных формах

2.1. Тонизирующие растения как вид технических культур: общая характеристика

Технические культуры – это растения, являющиеся сырьем для дальнейшей переработки в разных отраслях хозяйства. По своему назначению технические культуры разделяют на волокнистые, масличные, сахаристые, тонизирующие, крахмалистые, каучуконосные, наркотические и прочие. Выращивание технических культур трудоемкое и затратное занятие (нуждается во внесении большого количества удобрений, орошении и т.п.).

Поэтому выращивают их, преимущественно в развивающихся странах, или государствах среднего уровня развития, где даже при экстенсивном хозяйствовании, при наличии дешевых трудовых ресурсов, выращивание технических культур рентабельно.

8 стр., 3524 слов

Наука и естествознание, их место в культуре общества

... В данной работе рассматривается понятие, зарождение и формирование современного научного метода познания, его значимость, особенности и место в культуре общества. В настоящее время имеются два определения естествознания. 1. Естествознание ... возникают технические науки и начинают играть все более заметную роль в материальном производстве. Возрастает социальная роль науки, и ее развитие становится ...

Среди волокнистых культур (хлопчатник, лен, джут, кенаф) наиболее распространен хлопчатник. Из него вырабатывают много видов тканей, вату, искусственный фетр, из семян – масло. Отходы используют в качестве корма для животных. Хлопчатник – культура тропического и субтропического климатических поясов. Самыми крупными производителями и экспортерами хлопчатника являются Китай, Индия, США, Пакистан, Узбекистан, Австралия, Бразилия, Турция, страны Африки [13, с.18].

Лен-долгунец холодоустойчивая культура. Его выращивают в странах Европы и Китае. В США, Канаде, Аргентине, Индии выращивают, преимущественно, масличные сорта льна (лен-кудряш).

Наиболее распространенными масличными культурами являются соя, подсолнечник, арахис, рапс, олива, масличная пальма. Соя выращивается преимущественно в США, Китае, Бразилии, Индонезии, арахис – в Южной Азии, Западной Африке, Аргентине.  тонизирующие растения как вид технических культур общая характеристика 1

Сахаристыми культурами является сахарный тростник (на него приходится 60% мирового производства сахара) и сахарная свекла (40%).

Главные экспортеры тростникового сахара – Бразилия, Мексика, Куба Ямайка, Австралия.

Сахарную свеклу выращивают в странах с высокой агрокультурой (правильные севообороты, высокий уровень химизации и механизации производства) и развитым животноводством, обеспечивающими высокую урожайность и использование отходов переработки сахарной свеклы. Главными производителями свекольного сахара являются Украина, Франция, Россия.

Во всех зонах плодоводства имеются растения, которые оказывают на организм человека стимулирующее, бодрящее воздействие без тяжелых последствий. Стимулирующие вещества, которые поддерживают бодрое состояние организма без каких либо дурных последствий, употребляются почти всеми людьми. Чаще всего это алкалоиды, которые в очень малых дозах взбадривают нервные центры и кровеносную систему [23, с.57].

К тонизирующим многолетним растениям тропиков и субтропиков относятся: кофе, какао, чай, кола, арековая пальма и некоторые другие.

Тонизирующие культуры (чайный куст, кофейное и какаовое деревья) – это растения тропиков и субтропиков. Самыми крупными поставщиками чайного листа на мировой рынок являются Индия, Китай, Шри-Ланка; зерен кофе – Бразилия, Колумбия; плодов какао – Кот-д’Ивуар, Бразилия, Гана.

С глубокой древности людям всего мира были известны природные психостимуляторы, источником которых были растительные культуры. Затраты энергии человеком в те времена были настолько велики, что продолжительность жизни в среднем составляла: каменный и бронзовый век — 18-20 лет; Древний Египет — до 25 лет; Древняя Греция и древний Рим — до 30 лет. В основном это был результат очень больших физических нагрузок, вследствие чего наступало быстрое биологическое старение организма. В поиске источника энергии, которой в основном была пища, древний человек замечает, что еда растительного и животного происхождения дают разный психофизиологический эффект [31, с.25].

4 стр., 1754 слов

Культура бразилии

... в Сан-Паулу каждые два года проводится международная художественная выставка, привлекающая художников из более чем 50 стран мира. Бразильская литература внесла больший вклад в мировую культуру, чем породившая её ... По объему экспорта сельскохозяйственной продукции страна занимает третье место в мире (после США и Франции). Бразилия - крупнейший в мире производитель кофе и сахарного тростника, а также ...

В древней цивилизации инков жрецы использовали листья коки для вхождения в транс при религиозных действах, а позднее среди жителей высокогорных районов был распространен обычай жевать листья коки для улучшения самочувствия, снятия усталости и уменьшения чувства голода. Для восстановления сил бразильские индейцы, индейцы тупи и гуарани использовали напиток из плодов гуараны, жители Западной Африки принимали в пищу орехи колы, жители Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая готовили из листьев падуба парагвайского напиток мате (или матэ), жители Эфиопии и Древней Индии — напиток из зерен кофе, жители Древнего Китая и Древней Индии — напиток из листьев чая, жители Монголии и Сибири использовали такие растения как женьшень, элеутерококк, аралию и другие стимулирующие растения.

В основном психостимуляторы имеют водорастворимую природу, поэтому самый распространенный способ применения — напитки (настои, настойки).

Датой появления первых тонизирующих напитков следует считать еще начало 1960-х, что связывают с выпуском в Японии компанией «Taisho Pharmaceuticals» напитка под названием «Lipovitan D», основным компонентом которого являлся таурин. Он был разработан для того, чтобы помочь служащим упорно трудиться и не засыпать в ночную смену. В 1982 году австриец Дитрих Матешиц попробовал в баре гонконгского отеля «Mandarin» местные тонизирующие напитки, и ему пришла в голову идея продвигать нечто подобное на родине. Он снимал усталость, придавал бодрости и повышал настроение. Бизнесмен решил представить чудо-напиток Европе и начал с Австрии.

2.2. Тенденции и масштабы развития производства тонизирующих культур в начале XXI века , Рассматривая общемировые тенденции чайной индустрии, можно отметить следующее.

Чай является одним из самых популярных напитков в мире, а чаепитие во многих странах стало распространенным обычаем.

В обозримой ретроспективе мировой выпуск чая демонстрировал рост. Так, в 2014 году сбор чая составил 4,9 млн тонн, что на 0,9 млн тонн больше, чем в 2007-м, и на 0,15 млн тонн больше, чем в 2012-м. Лидерами по выпуску чая в мировом масштабе являются Китай, на долю которого в 2013 году приходилось около 38% мирового производства, и Индия, собравшая в этот период четвертую часть мирового урожая чайного листа (рис. 2.1).

 тенденции и масштабы развития производства тонизирующих культур в начале века  1

Рисунок 2.1. Структура мирового производства чая по странам в 2014 году, %

Кроме того, традиционно много чая производят в Кении и на Шри-Ланке – соответственно 9 и 7%. На долю Индонезии в 2013 году приходилось порядка 3% мирового валового сбора чайного листа.

В 2013 году крупнейшие объемы импорта фасованного черного чая в натуральном выражении на российский рынок были обеспечены Индией – 36 тысяч тонн. Еще 22% привезли из Шри-Ланки. Тройку странлидеров замыкала Кения, откуда поступила 21 тысяча тонн продукции. При этом самые значительные объемы поставок черного фасованного чая приходились на два бренда: Ahmad Tea (Ahmad Tea Ltd., Великобритания) и Akbar (Akbar Brothers Ltd., Шри-Ланка) [7].

9 стр., 4032 слов

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг

... в 1921 году до 100 в 1923-25 годах и до 126 в 1929 году. В 1922-29 годах производство стали в стране поднялось на 70%, нефти - на 156%. Валовый национальный продукт вырос на 54%. ... тем, что в предкризисное время английская промышленность развивалась крайне медленно и к началу кризиса едва достигла довоенного уровня. Наибольшей глубины кризис достиг весной 1933 г., когда производство упало на ...

 тенденции и масштабы развития производства тонизирующих культур в начале века  2

Рисунок 2.2. Структура производства чая по видам в 2013 году, %

В динамике производства чая, имеющей прямую зависимость от времени сбора сырья, четко прослеживается сезонность. Посколькусбор чайных листьев и типсов происходит весной и летом, то и наибольшие объемы производства приходятся на эти же периоды. Так, с 2009-го по 2013 год максимум производства, составивший 9-9,5 тысячи тонн, достигался в апреле и ноябре, а минимум – в январе и июле, когда сбор сырья и вовсе не производился. Исключение составил апрель 2012 года, когда объем выпуска чая снизился более чем на 2 тонны.

Международные цены на чай в течение последних пяти лет оставались стабильными, несмотря на незначительные понижения в конце 2011 года и в третьем квартале 2013 года, благодаря периодическим корректировкам рынка. Спрос на чай оставался высоким благодаря активному потреблению в развивающихся странах, особенно в Индии и Китае. В результате роста цен на чай общемировая экспортная выручка в 2012 году возросла на 6% и составила 5,2 миллиарда долл. США, что привело к повышению доходов сельского населения и продовольственной безопасности домашних хозяйств в странах-производителях чая. Межправительственная группа (МПГ) по чаю предостерегла производителей от погони за ценами и рекомендовала активнее стимулировать спрос, особенно в странах-производителях, где потребление чая на душу население ниже, чем в странах, являющихся его традиционными импортерами. МПГ также призвала выходить на другие сегменты этого рынка, такие как экологические чаи и чаи с различными добавками, и оказывать больше поддержки подсектору мелких производителей чая.

Рисунок 2.3. Динамика цен на чай

Среднегодовой темп роста рынка чая (в стоимостном выражении) за последние пять лет составил 9,4%. Но, в связи с активным ростом потребления чая, увеличения его стоимости и обострения конкуренции с производителями смежного рынка кофе, рынок чая начинает расти с большим темпом прироста [20, с.23].

В последние годы кофе стал наиболее популярным напитком в мире. Производство и экспорт кофе постепенно развивают и принесут большие прибыли странам, выращивающим это дерево.

Кофе по праву считается одним из самых стабильных продуктов на рынке товаров повседневного спроса. Брендовые предпочтения потребителей редко меняются, тем не менее, результаты исследований показывают, что основные показатели маркетинговых параметров кофейных брендов Украины подвержены определенной динамике.

Существует два основных ботанических вида кофейных деревьев и, соответственно, зерен, получаемых из плодов этих деревьев: арабика и робуста. На эти два вида приходится по разным оценкам до 98% производимого кофе. Этот объем делится в соотношении 70% – арабика, 30% – робуста. На остальные сорта приходится лишь 2% мирового производства кофе и они не имеют промышленного значения. Наиболее распространенный сорт кофе – арабика – произрастает на высоте от 600 до 2000 метров над уровнем моря. Ведущими странами по экспорту зерен арабика являются Колумбия, Бразилия и Вьетнам (рис.2.4) [26].

18 стр., 8652 слов

Страны Южной Америки

... Южной Америки - Полуостров Вальдес, Аргентина, - 40 м ниже уровня моря. Страны Южной Америки относятся к развивающимся. Южная Америка ... природы. Растения и животные Природный мир Южной Америки - один из самых богатых ... Америке относятся Фолклендские (Мальвинские) о-ва. История исследования Южной Америки Первый этап исследования Южной Америки - экспедиции 15-18 вв. О существовании Южной Америки ...

 тенденции и масштабы развития производства тонизирующих культур в начале века  3

Рисунок 2.4. Структура мирового производства кофе по странам в 2014 году, %

Вид робуста является быстрорастущим и более устойчивым к вредителям, чем арабика, ипроизрастает примерно от 0 до 600м над уровнем моря; прежде всего – в тропических районах Африки, Вьетнаме, Индии и Индонезии. Робуста обычно считается менее изысканным кофе, однако содержит больше кофеина, а такжечасто используется в эспрессо-смесях, что позволяет добиваться более качественной кофейной пенки и удешевляет смесь. Основные биржи, на которых заключаются сделки по купле-продаже кофе расположены в Нью-Йорке, где в главную очередь торгуют сортом арабика, и в Лондоне, где доминирует сорт робуста. При установлении биржевых цен на зерна кофе одним из главных критериев является страна происхождения и ботанический вид кофе. Своего рода эталоном является сорт Colombiаn Milds, которой производится в Колумбии, Кении, Танзании. От его цены высчитывается стоимость всех остальных сортов [39, с.75].

Мировой спрос на кофе растет, главным образом, благодаря проведению маркетинговых компаний по популяризации напитка. За последние пять лет спрос на кофе в США вырос на 8%, а в Европе почти на 6%. Великобритания, где из горячих напитков исторически доминировал чай, за последние годы увеличила потребление кофе на 35%. Кофе также стал модным в развивающихся странах, таких как Индия и Китай. Кофе – продукт сельского хозяйства, выращивание которого возможно примерно в 50 странах мира. Несмотря на быстро растущий спрос, урожай собирается два раза в год, и объемы сбора не могут расти в геометрической прогрессии, что могло бы поддерживать мировые запасы.

Достигнув в апреле 2011 года пиковой отметки в 238 центов США за фунт, международные цены на кофе непрерывно снижались до начала 2014 года, когда они вновь пошли вверх. Устойчивую тенденцию к снижению цен объясняли преобладанием большого экспортного предложения в основных регионах-производителях. И действительно, производство кофе в 2012-2013 годах было наивысшим за все годы учета, несмотря на снижение производства в Центральной Америке, где урожаи пострадали от вспышки кофейной листовой ржавчины. Возросший уровень производства в Южной Америке, в особенности в Бразилии и Колумбии, а также в Африке, более чем компенсировал снижение производства в Центральной Америке и Мексике.

Рисунок 2.4. Динамика цен на кофе

Несмотря на устойчивый рост мирового потребления кофе в последние годы, в особенности в странах-производителях и в развивающихся странах, оно было недостаточно велико, чтобы поддерживать международные котировки на кофе. Но опасения по поводу засухи, повлиявшей на урожай в Бразилии, ведущем мировом производителе и экспортере кофе, привели к подъему цен в начале 2014 года, когда котировки поднялись, составив 138 центов США за фунт и 171 цент США за фунт, соответственно, в феврале и в апреле 2014 года. Вдобавок, падение цен на кофе с 2011 по конец 2013 года привело к сокращению площадей плантаций и снижению инвестирования в производство [20, с.24].

2 стр., 734 слов

Пальчики оближешь» со словами «кофе», «какао», «желе», «филе», «суфле

... сдобрить УЛЫБКОЙ сердечной и ЛАСКОЙ, И с утренним кофе подать эту «Сказку». Сочинение на тему моя любимая кухня Интерьер Кухня. В нашей ... любимых книг, занятия фотографией до рисования. Но вместе с тем, есть в этом мире особое занятие, занимающее приоритетное место ... семья любит собираться вместе вечерами на кухне за круглым столом, пить чай или кофе, обсуждать школьные, служебные и домашние дела. ...

Наличие сравнительно больших запасов в главных странах-экспортерах может оказать сдерживающий эффект на масштабы роста цен.

3.1. Структура производства тонизирующих культур хозяйства и географические факторы его развития

В качестве тонизирующих культур обычно употребляют чай, кофе и какао. Они возделываются в тропиках (чай также в субтропиках) и имеют довольно ограниченные ареалы.

Для каждой из этих культур характерен переход из исторической «родины» на новое место.

Так, «родиной» кофе была Африка, а большим современным районом ее выращивания стала Латинская Америка. Наибольшие урожаи кофе собирают в двух странах — Бразилии и Колумбии. В последнее время стремительно увеличивают валовые сборы и экспорт кофе азиатские (Вьетнам, Индонезия), африканские (прежде Кот-д’Ивуар) страны.

Бразилия и Колумбия, которые выращивают больше кофе, почти не конкурируют между собой. Бразилия культивирует обычный кофе, который выращивают на плантациях небом и собирают комбайном. Такой кофе имеет горький вкус и черный цвет. Колумбия культивирует элитные сорта кофе. Их выращивают в тени высоких деревьев и собирают вручную. Этот кофе имеет кислый вкус и тонкий аромат [35].

Родиной какао считают Латинскую Америку (шоколадный напиток предпринимало еще древнее племя майя), а современными крупными производителями стали африканские страны (Кот-д’Ивуар, Гана, Нигерия, Камерун), а также Индонезия, Малайзия.

Чай был окультуренный в Китае, где сегодня насчитывают всего его сортов. Более 100 лет крупнейшими производителями чая являются бывшие британские колонии: Индия, Шри-Ланка, Кения. В последнее время значительно увеличили производство чая Индонезия, Турция, Вьетнам, Аргентина.

Таблица 2.1

Крупнейшие страны-производители тонизирующих культур в 2014 году

Страна

Производство чая (тыс. т)

Страна

Производство кофе (тыс. т)

Страна

Производство какао-бобов (тыс. т)

1. Китай

841

1. Бразилия

1172

1. Кот-д’Ивуар

1286

2. Индия

823

2. Колумбия

856

2. Индонезия

610

3. Шри-Ланка

306

3. Индонезия

370

3. Гана

599

4. Кения

256

4. Мексика

356

4. Нигерия

441

5. Индонезия

158

5. Гватемала

212

5. Бразилия

236

3.2. География производства кофе

На мировой рынок кофе поставляют более 50 стран. Всего ежегодно производится около 4,5 млн. тонн кофейного зерна. Большую роль играет эта культура в экономике латиноамериканских и африканских стран.

Родиной кофе считается Эфиопия. Вскоре растение переселилось из этой африканской страны на Аравийский полуостров, и в течение очень долгого времени мировым лидером по производству кофе было небольшое арабское государство Йемен, которое и по сей день не утратило своей роли. Но сейчас, помимо этих государств, еще более 50 стран Африки, Азии и Латинской Америки являются производителями и экспортерами кофе.

Каждой из этих стран свойственны свои, особые природные условия; кроме того, технология выращивания кофейных деревьев и обработки зерен тоже почти везде уникальна. Все это привело к тому, что кофейные сорта различаются, в основном, в зависимости от места произрастания; каждая страна дает свой особенный, неповторимый сорт. Хотя, по большому счету, разновидностей существует только две: вышеупомянутые арабика и робуста, и именно они служат основой всех известных нам торговых марок кофе.

Широко развита кофейная промышленность в странах Центральной и Южной Америки, на первом месте среди которых стоит Бразилия. В Бразилии производится около половины мирового кофе. Для плантаций ко­фейного дерева тут используется больше пятой ча­сти всей обрабатываемой земли. Бразилия — очень большая страна (8’512’000 кв. км) [39, с.76].

Около 3 млн. бразильцев принимают участие в производстве этого продукта, а общая площадь кофейных плантаций составляет более 8 млрд. км 2 .

Но, несмотря на громадные объемы производимой продукции, качество бразильского кофе в целом оставляет желать лучшего. Пожалуй, лишь один его сорт – Бурбон Сантос – получил достаточно высокую оценку. Для изготовления Бурбона используются кофейные зерна только первых трех урожаев; в дальнейшем они теряют уникальные свойства и применяются в производстве обычного Сантоса, который имеет более тяжелый и грубый вкус. Вкус же и аромат Бурбона нейтральны, но в то же время необыкновенно чисты и насыщенны, что придает этому сорту особую изысканную прелесть.

Среди азиатских стран-производителей кофе в первую очередь стоит назвать, разумеется, Йемен. Мокко — первый сорт кофе, о котором узнали европейцы, поэтому кофе с архипелага Вест-Индия в Карибском море они еще долго тоже называли мокко. Хотя туда и были завезены такие же кофейные деревья, какие растут в Йемене, с годами местный климат и со­став почвы сделали свое дело, и сегодня на Гаити, Ямайке и в других местах кофе даже близко не по­хож на настоящий мокко.

Вековые традиции в этой области не утрачены здесь до сих пор, и йеменский кофе считается одним из лучших в мире. Вкус сорта Йемен Санани мокка, мягкий, пикантный и чуть кисловатый, поистине восхитителен, а богатый, насыщенный фруктовыми и шоколадно-ореховыми оттенками аромат не сравним буквально ни с чем.

Но Йемен – не единственная страна Азии, где растет кофейное дерево и производится напиток из его зерен. К примеру, Индия – не только «чайная», но и в какой-то мере «кофейная» страна. Первые кофейные деревья сюда завез в XVII веке йеменский пилигрим Баба Будан, и благодарные индусы назвали в его честь город, в окрестностях которого и по сей день растет кофе [16, с.24].

Вообще, в Индии выращивают кофе, в основном, на юге – в районах Мадрас, Курга, Майзери и Малабар, и напиток, получаемый из его зерен, ценится довольно высоко.

Кроме того, активно производят кофе некоторые государства Юго-Восточной Азии – Ява, Суматра и Сулавеси. На высокогорных плантациях Индонезии произрастает преимущественно арабика, но каждый из этих островов поставляет особый, уникальный ее сорт. Например, сорт Ява имеет привкус шоколада, в то время как Суматра Манделин характеризуется скорее хлебными оттенками, а Сулавеси Колоси обладает выраженным ореховым привкусом. Кстати, на острове Сулавеси кофе выращивают на маленьких семейных плантациях, и в каждой семье сложились свои собственные традиции производства напитка, что и определяет его неповторимый вкус и аромат. На других же островах Индонезии растет, как правило, робуста, не отличающаяся высоким качеством.

Но, конечно, лучшие сорта арабики выращивают и производят на родине напитка – в Эфиопии. Это государство по-прежнему считается основным поставщиком кофе на мировой рынок; ежегодно здесь собирают до 2400 т кофейных зерен. При этом основной объем эфиопского кофе произрастает в диком, первозданном виде, образуя густые леса, и лишь 40% урожая собирают с плантаций.

Один из самых известных сортов эфиопского кофе – Эфиопия мокко sidamo, дающий густой крепкий настой с тонким винно-фруктовым вкусом и ароматом, оставляющий долгое послевкусие. Но крупнейшие кофейные плантации расположены в окрестностях древней абиссинской столицы Харар, где на высоте до 5000 м над уровнем моря вручную собирают превосходный кофе одноименного сорта.

Существует три разновидности кофе Харар: крупнозернистый (лонгберри), среднезернистый (мидлберри) и мелкозернистый (шотберри).

Харар Лонгберри считается лучшим сортом; из его зерен получают крепкий напиток мягким шоколадным вкусом и насыщенным ароматом.

И все же лучшим эфиопским кофе во всем мире считают Иргочиф, выращиваемый на юге страны. По всем своим параметрам этот сорт очень близок к Сидамо, но вкус его несравнимо более мягок и нежен.

Другая африканская страна – Кения – играет не менее важную роль в мировом экспорте кофе. Кения — самостоятельное государство (коро­левство Аксум) образовалось еще в I веке. Оно, по мнению многих, является родиной кофе. На за­паде Абассинского нагорья, в прославленной Кафской (Кефской) области теперь произростают ди­кие сорта Coffea arabica. Тут вырастает всего 40% всего кофе, производимого в стране. Он называется джима по названию центра области Джимма. Похо­жий по качеству кофе сидам (область Сидам) [21].

Каждый год высокогорные кенийские плантации дают до 130 тыс. тонн урожая, который активно импортируется Японией, Германией и странами Скандинавии. Лучшим сортам кенийского кофе, произрастающего на склонах горы Килиманджаро, свойствен прекрасный тонкий вкус и ярко выраженный неповторимый аромат.

Производство кофе получило распространение в Кении лишь в конце XIX века благодаря католическим миссионерам, которые и а основали здесь первые плантации. Зато в настоящее время продажа кофе составляет значительный процент от экспорта. При этом кофейная промышленность находится под строгим контролем государства: в Кении существует особый Совет по кофе, который тщательно следит за качеством продукции. Еженедельно в столице государства Найроби проводится аукцион, где выставляются на продажу лучшие образцы кенийского кофе.

Высококачественные сорта арабики производятся и в других африканских странах; Бурунди, Руанда, Танзания – лишь немногие из них. Большинство этих торговых марок пользуются широким спросом среди знатоков и ценителей кофе по всему миру.

Пятнадцать процентов всего потребляемого в мире кофе поставляет Колумбия. В этой стране сложились условия, идеальные для роста кофейных деревьев и получения высококачественного урожая, поэтому колумбийский кофе по праву считается одним из лучших в мире. В Колумбии производят несколько сортов кофе, самые известные из которых – Сьюпремо, Экстра и Эксцельсо, обладающий мягким винным вкусом.

Третье место в мире по объему производства кофе занимает маленькое государство Сальвадор, расположенное в Центральной Америке. Ежегодный сбор урожая здесь достигает 150 тыс. тонн, основная часть которого поступает на экспорт. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что экспорт кофе является основой экономики Сальвадора.

Лучшие сорта сальвадорского кофе выращиваются и производятся на западе северо-западе страны, и наиболее известные из них получили названия Пипил и Пакамара. Эти сорта характеризуются приятным сладковатым вкусом и нежным ароматом, благодаря чему довольно высоко котируются на мировом кофейном рынке.

Кофейная промышленность Мексики тоже занимает не последнее место в мире, хотя местные сорта (прежде всего Мексика Альтура) не пользуются широкой популярностью. Дело в том, что большинство из них обладают неярким ароматом и недостаточно насыщенным вкусом. Правда, для любителей некрепкого кофе (есть и такие) мексиканские сорта подходят как нельзя лучше [24, с.117].

Кроме того, в Мексике выращивают совершенно особую разновидность арабики – Марагоджип, отличающуюся очень крупным размером зерен. По поводу оценки этого кофе эксперты спорят до сих пор: одни считают его едва ли не лучшим в мире, другие же утверждают, что вкус его слишком прост и грубоват.

Среди других латиноамериканских стран, производящих кофе, стоит назвать Пуэрто-Рико, Панаму, Эквадор, Гондурас, Никарагуа и многие другие. В целом же центрально- и южноамериканские сорта используются преимущественно в составе различных смесей, в том числе таких, как Colombia, мехісо, guatemala antigua. Исключение здесь составляет, пожалуй, лишь элитный ямайский кофе blue mountain, который прекрасно подходит для употребления в чистом виде (в качестве так называемого ).

Самый дорогой в мире кофе выращивают в центральноамериканском государстве Пуэрто-Рико. Однако сами пуэрториканцы предпочитают производство сахара, считая его более выгодным с экономической точки зрения. Поэтому годовой сбор кофе в Пуэрто-Рико не превышает 12 тыс. тонн.

Кофейное дерево – растение очень нежное и прихотливое, и далеко не всякий климат для него благоприятен. Поэтому большинство стран, где выращивают кофе, расположены в теплых тропических зонах – от 10° северной до 10° южной широты, в так называемом кофейном поясе.

3.3. География производства чая

Чай – теплолюбивое, вечнозеленое растение, родом из Юго-Восточной Азии. Ученые относят его к семейству камелий, поэтому на латыни оно называется Camellia sinensis (китайская разновидность в виде куста) и Camellia assamica (индийская разновидность в виде дерева, обнаруженная впервые в Ассаме).

Листья этого растения блестящие, упругие, темно-зеленые, с зубчиками по краям. Цветки нежные, небольшого размера, напоминают цветки жасмина или яблони. Плоды чайного растения похожи на орешки с одним-тремя семенами. В Китае чайный куст достигает высоты 3-5 м, его листья имеют длину около 5 см. В Индии, в штате Ассам, чайное растение выглядит как дерево и достигает в высоту 15-20 м. Его листья менее жесткие, но более длинные (от 15 до 35 см).

В таком же виде он встречается в Индокитае [22].

Чем севернее, тем чайное растение становится меньше, плотность листа уменьшается, реже происходит вегетация – от 3-х до 1-го раза в год. Это обусловлено климатическими условиями. Идеальная ситуация для произрастания чая – в Северном Индокитае с примыкающими к нему Юго-Западным Китаем (провинция Юньнань) и Верхней Бирмой. Большое количество теплых дней в году, повышенная влажность воздуха – в таких условиях растение способно вегетировать круглый год. Оптимальным для чая является расположение на высоте от 300 до 2300 м над уровнем моря при температурах 10-30 °С при количестве осадков 2000-2300 мм в год. При этом чайное растение отличается неприхотливостью. Оно выдерживает как очень высокую, так и очень низкую температуру, способно расти даже на скудных каменистых почвах. К тому же оно долговечно – может расти до ста лет и более. В современном мире выращивание и производство чая налажено во многих странах.

Лидером по выращиванию и производству чая является Китай. В этой стране традиционно выделяют четыре основных региона чайного производства: юго-западный, южный, Яньнань (к югу от Янцзы) и Яньбэй (к северу от Янцзы).

Основной объем продукции приходится на зеленые чаи разнообразных сортов. Красные чаи произрастают в основном в провинциях Фуцзянь и Чжэцзян. Всего выделяют около семи тысяч разновидностей китайского чая, разделяемых на пять типов по месту изготовления, на два сорта качества, на четыре листовых градации и на 200 наименований по месту произрастания. Производство чая в Китае масштабно и ориентировано, прежде всего, на самих китайцев: одновременно при годовом производстве чая около 600 тыс. тонн эта страна экспортировала приблизительно 200 тыс. тонн. В основном это черный и красный чай, не пользующиеся спросом в этой стране.

В Индии сейчас насчитывается 13.000 чайных плантаций, которые также называют «чайными садами». Начало им было положено в Ассаме, именно отсюда чай постепенно проникал в соседние регионы – в горный Дарджилинг, в Качар и Силет, а затем – на юг Индии, в Нилгири. Всего в стране можно выделить четыре основных района производства чая: Дарджилинг, Ассам, Северная Индия и Южная Индия. В Южную Индию, помимо Нилгири, входят районы Камембаторе, Кошен, Конур и др. Здесь выращивается приблизительно 200 тыс. тонн чая в год. В районе Дарджилинг выращивается 10 тыс. тонн. Около 490 тыс. тонн чая приходится на регион Северной Индии и Ассам (наиболее крупный регион по производству чая в Индии).

Знатоки чая особенно выделяют продукцию Верхнего (Северного) Ассама. Сорт, получивший свое название по месту произрастания («Ассам») настолько хорошо зарекомендовал себя, что входит в чайные коллекции многих крупных компаний. Он также используется при составлении некоторых классических рецептов чая. Особенно ценится летний сбор листа, который обладает приятным ароматом и дает насыщенный настой. Чайный район Дарджилинг, примыкающий к Гималаям, отличается особенными высокогорными чаями. Из трех сборов лучшим считается первый (апрельский), который отличается интенсивным, ярким, бархатистым настоем. В это время в горах идут обильные дожди, что вызывает бурный и неудержимый рост самых разнообразных цветов и растений. Чайный лист, обладая способностью хорошо впитывать влагу, вбирает в себя вместе с ней и пыльцу других растений, из-за чего конечный напиток и приобретает тот яркий, неповторимый вкус. Большим спросом также пользуется второй сбор (май-июнь), отличающийся менее вяжущим вкусом, чем первый [12, с.57].

Большинство плантаций Цейлона (Шри-Ланка) расположено в горных областях на юге острова. Выделяют шесть чайных районов: Нувара Элья, Ува, Димбула, Канди, Галле и Ратнапутра. Лучшие плантации располагаются на высоте от 1 до 2,5 тыс. метров на восточном и западном склонах горных плато. В зависимости от своего расположения они в большей или меньшей подвержены влиянию муссонов. На восточных склонах лучший чай собирают с конца июня до конца августа, в то время как на западных лучшие урожаи получают с начала февраля до середины марта. Самые ценные сорта Цейлонского чая легко распознать по слабому красноватому налету на черном чайном листе. Самыми известными сортами являются Ува и Димбула.

В число крупнейших производителей чая в мире уже много лет входит Кения. Чайные плантации расположены на кенийском высокогорье, на высоте приблизительно1600-3000 м над уровнем моря. Кенийский чай отличается необычной крепостью, «наваристостью», что вызвано большим содержанием тинина. Это самый крепкий чай в мире. Он практически полностью идет на экспорт, так как его потребление в стране невелико. Напиток, получаемый из кенийского чая, имеет золотистый цвет, и насыщенный вкус с фруктовым ароматом. Довольно часто чай из этого региона используется в смесях. Ежегодные объемы производства колеблются в пределах 260-295 тыс. тонн.

Чайное производство развито и в других странах Африки: Республике Бурунди, Руанде, Уганде, Эфиопии, Республике Камерун, Зимбабве и др., но в гораздо меньших объемах [6, с.307].

Достаточно давним и развитым является чайное производство в Индонезии. Чайные посадки вегетируют в этом тропическом климате круглый год даже при некотором недостатке осадков. Лучшими считаются сборы в июле, августе и сентябре, хотя условия произрастания на Яве и Суматре сильно различаются. Хорошую продукцию дают плантации на вулканических породах недалеко от Бандунга или Медана, но особенно качественный чай производят на Северной Суматре на высокогорной плантации, раскинувшейся вокруг озера Тобо. Индонезийские чаи подобны цейлонским — они ароматные и обладают красивым янтарным цветом. В последнее время появляются посадки чая на Сулавеси. Из 160 тыс. тонн производимого продукта 120 тыс. тонн идет на экспорт.

На сегодняшний день тайваньские улуны относятся к наиболее востребованным и модным чаям в мире. Они составляют конкуренцию высококачественному китайскому чаю. В ограниченных количествах Тайвань экспортирует и зеленый чай «порох». Здесь особенно широко налажено производство красных чаев («формозский улун» и «пушон»), которые экспортируются во многие страны мира. Северные и центральные районы острова Тайвань сильно различаются по типам чайных деревьев и методам производства.

В Японии чай произрастает на трех основных островах страны: Хонсю, Сикоку и Кюсю. Наиболее старые чайные плантации, появившиеся благодаря буддийским монахам у подножия горы Хэйдзан еще в IX веке, находятся неподалеку от древней японской столицы – города Киото. Именно там выращивают лучшие сорта зеленого чая «гёкуро». На острове Хонсю, южнее Токио произрастает лучший зеленый чай сорта «сенча». Он составляет около 85% всего чая, производимого в Японии [20, с.23].

Это основные страны-производители чая. Безусловно, можно назвать и другие регионы, например страны Южной Америки, Австралию, Бангладеш, Непал, Малайзию и многие другие. Однако по сравнению с рассмотренными странами они играют более скромную роль в производстве и экспорте этого напитка.

3.4. География производства прочих тонизирующих культур

Особую группу составляют прочие тонизирующие культуры: какао, орех-кола и др. Эти растения содержат стимулирующие вещества (танин, кофеин).

Они пользуются большим спросом во всем мире.

Какао-продукты — продукты, изготовленные исключительно из какао-бобов, такие, как какао-масса/ликер, какао-масло, неподслащенный какао-порошок, какао-жмых и какао-крупка. Основными продуктами переработки какао-бобов являются какао тертое, какао-масло и какао-порошок.

Какао-продукты являются необходимыми компонентами для пищевой промышленности: какао тертое и какао-масло являются основным сырьем в производстве шоколада и шоколадных изделий, какао-порошок находит широчайшее применение в таких отраслях пищевой промышленности как кондитерская, молочная, хлебопекарная.

Какао – типично колониальный товар. Основные области возделывания расположены в Центральной Америке и Африке. Высокий спрос на какао-бобы для производства шоколада, а также для использования в косметической, фармацевтической и других промышленностях сделали этот продукт полноценным биржевым товаром. Торговля фьючерсами на какао-бобы ведется на двух площадках – Нью-йоркской фондовой бирже(NYSE) и Лондонской международной бирже финансовых фьючерсов и опционов (LIFFE), а также в Нью-йоркской торговой палате (ICE Futures US).

Биржевые цены (котировки) при одних и тех же условиях поставки зависят от сорта какао-бобов [27, с.58].

Мировой рынок какао-бобов, объем которого составляет около 3 млн. тонн в год, в последние годы целиком и полностью зависит от политической обстановки на западе Африки. Суммарно этот регион производит более 70% мирового объема какао, а два крупнейших производителя – Кот д’Ивуар и Гана – поставляют более половины мировой продукции. Какао – типично колониальный товар. Помимо государств западной Африки эту культуру выращивают также азиатские страны – Малайзия, Индонезия, Шри-Ланка, а также государства Южной Америки – Мексика, Бразилия, Венесуэла и Эквадор. А вот потребителями какао преимущественно являются северные страны, причем, здесь практически нет пересечений в списках крупнейших производителей и потребителей. Потребление намного более равномерно по странам, чем производство.

Главные производители какао и ореха-кола – страны Африки. 4/5 мирового чая собирают в Южной Азии. Индия, Китай и Шри-Ланка являются главными производителями и экспортерами чая.

Рынок кофе является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка продуктов питания.

В мировой торговле кофе является вторым по объемам после нефти товаром. Для многих стран динамика мирового рынка кофе оказывает прямое влияние на уровень экономического благосостояния страны. За последние несколько сезонов на кофейном рынке произошли серьезные изменения, которые будут определять структуру дальнейшего развития рынка кофе.

Прежде всего следует отметить, что начиная с 2006/07 года, отмечается рост производства кофе – ежегодно стали производить свыше 120 миллионов мешков кофе. Анализируя динамику на производственном рынке за последние два сезона – 2012/13 и 2013/14 — следует отметить значительный рост производства в таких странах, как Колумбия (+30,7%), Индонезия (+74,7%), Эфиопия (+19,1%), и Бразилия (+16,9%) (по данным Международной организации кофе) [26].

Несмотря на то, что рост производства кофе в мировых масштабах был обусловлен в том числе и темпами роста потребления кофе, последние уступают темпам производства. Средний прирост мирового производства кофе за последние 6 сезонов составил +3%, а средний прирост мирового потребления кофе за этот же период составил +2%. В целом за 11 лет мировое потребление кофе увеличилось на 24,6% (в 2003 г. было выпито 114 млн мешков кофе, а в 2012 г. – 142 млн мешков).

Вместе с тем следует отметить, что в последнее время прослеживается тенденция к падению мировых цен на зерновой кофе, что по большей части объясняется фактором его перепроизводства. При этом на фоне относительно стабильных показателей объемов кофейных продаж, действующих уже в течение долгих лет, наблюдается ежегодная тенденция к увеличению объемов производства. Растущая дельта между уровнями предложения и спроса подстегивает крупнейших мировых производителей кофе к поиску перспективных каналов для сбыта своей продукции [39, с.77].

На рынке наблюдался небольшой дефицит поставок кофе арабика из Центральной Америки и сдерживание продаж из Бразилии. Однако колумбийские и индонезийские производители кофе были активны в продажах, тем самым сбивая цены вниз. По предварительным оценкам, снижение цен на кофе продолжится и в сезоне 2016/17, однако темпы снижения будут менее активными, — на уровне 17%. В дальнейшем эксперты прогнозируют увеличение спроса на кофе сорта робуста, что обусловлено ростом потребления растворимого кофе и изменениями в составе кофейных смесей [16, с.71].

Ежегодно темпы роста кофейного рынка составляют 10-15 процентов, причем ожидается, что подобная динамика сохранится и в этом году. В 2015 году, по мнению экспертов ОПК, рост рынка составит около 12 — 14 процентов. И в ближайшей перспективе тенденция к активному развитию рынка сохранится. В этом году показатели его роста будут находиться на уровне не менее 10 процентов.

Специалисты ожидают, что увеличение производства кофе приведет к перенасыщению рынка сырьем, что несомненно скажется на цене. Однако, снижение цены на сырье может компенсироваться возросшей стоимостью энергоносителей.

Также ожидается, что в ближайшие 5 лет наиболее активно будет развиваться рынок растворимого кофе, в особенности кофе-миксов.

Лидеры рынка (Nestle, Jacobs, Tсhibo) продолжат вкладывать значительные средства в рекламу, опережая по этому показателю всех остальных участников рынка.

Что касается чайной индустрии следует отметить, что сегодня мировые производители обеспокоены ситуацией, складывающейся на рынке. Наблюдаемая в последние годы нехватка чая из-за засухи в крупнейших странах производителях: Кении, Шри-Ланке и Индии и соответствующий мощный рост цен на сырье, диктуют для производителей поиск новых технологий, способных обеспечить потребности в чайных продуктах и сдержать рост их стоимости. Одновременно приходится искать новые пути увеличения спроса и продвижения продукта в целях развития бизнеса.

По мнению экспертов в ближайшие годы интерес к здоровому образу жизни продолжит оказывать позитивное влияние на развитие рынка чая. В ближайшее 5 лет ожидается ежегодный рост рынка на 4% в стоимостном выражении [17, с.78].

Наиболее быстрыми темпами будет расти сегмент пакетированного традиционного черного чая – на 14% ежегодно. В то же время сегмент рассыпного черного чая будет ежегодно сокращаться на 1%, что обусловлено смещением интересов потребителей в пользу продуктов, более удобных в потреблении.

Рост продаж прогнозируется в сегменте зеленого чая и фруктовых и травяных чаев, поскольку эти разновидности принято считать более полезными по сравнению с черным чаем или кофе. Продажи зеленого чая, а также фруктовых и травяных чаев в ближайшие 5 лет будут увеличиваться на 8% ежегодно в стоимостном выражении. Ожидается выпуск новых брендов и разновидностей фруктовых и травяных чаев, поскольку этот сегмент еще недостаточно развит. Интерес к новинкам и экзотическим видам чая, а также высокие требования к качеству продукции останутся основными факторами, обеспечивающими позитивную динамику продаж [12, с.144].

Представления потребителей о полезных свойствах горячих напитков прежде всего связаны с чаем, в частности травяным и зеленым. Регулярные публикации результатов различных медицинских исследований способствуют информированности потребителей о полезных свойствах чая.

В категорию нетрадиционных видов черного чая входят сортовые разновидности – например, даржилинг, ассам, – и ароматизированные чаи – с бергамотом, лимонный, жасминовый. Несмотря на то что нетрадиционный черный чай в ближайшее время будет оставаться менее популярным, чем традиционный, рост его продаж прогнозируется почти на 17% в натуральном выражении. Рыночная доля этого сегмента в стоимостном и натуральном выражении составит соответственно 24, 1 и 10%. Стоит отметить, что ожидается также рост продаж нетрадиционного черного чая в пакетиках – более чем на 25% в натуральном выражении. Что касается такой разновидности нетрадиционного черного чая, как ароматизированный, то его продажи в прошлом году достигли $561 млн. При этом особым спросом у потребителей пользовался чай с ароматом лимона и бергамота.

Популярность зеленого чая в мире растет благодаря восприятию его как натурального продукта. В 2014 году сегмент зеленого чая занимал 21% рынка и в стоимостном, и натуральном выражении, при этом его продажи достигли $230 млн. Наиболее популярными ароматами зеленого чая были жасмин и лимон [22].

Растущая популярность здорового образа жизни будет способствовать увеличению спроса на фруктовые и травяные чаи, которые являются бескофеиновой альтернативой черному чаю и кофе. Интерес к новинкам обусловил рост продаж. В целом в сегменте фруктовых и травяных чаев прогнозируется рост в натуральном выражении почти на 16%, а продажи в нем составят $27 млн.

При этом сегменты рынка пакетированного чая росли более быстрыми темпами за счет других сегментов, в частности рассыпного чая. На увеличение продаж в этих сегментах в основном оказали влияние такие факторы, как экономия времени и удобство потребления.

Если в 2000 году доля пакетированного чая составляла менее 20% рынка, то к началу 2015 года – уже более 40%. Объем пакетированного чая на чайном рынке постоянно растет не только в России и странах СНГ. В Великобритании и США пакетированного чая продается намного больше, чем листового (примерно 90% продаваемого в Великобритании чая – чай в пакетиках).

В некоторых странах (Польша, Египет, ОАЭ) черный чай, например, продается почти исключительно в пакетиках. В России рост продаж пакетированного чая в стоимостном и натуральном выражении в среднем составляет около 5%.

Таким образом, в курсовой работе была рассмотрена география

Экономики десятков стран очень тесно связаны с чаем или кофе, которые могут занимать первое место в доходах этих стран от экспорта, иногда более 50%. Во всем мире примерно 40 млн человек заняты в производстве чая и кофе.

Родиной

Эти страны производят примерно по 1 млн тонн, но их население выпивает большую часть произведенного чая. Поэтому Кения (это 300 тыс тонн крепкого гранулированного черного чая в год), Шри Ланка (300 тыс тонн ароматного листового черного чая), а также Вьетнам, Индонезия, Аргентина и другие играют на мировом рынке существенную роль. Чай теплолюбивое растение, но его плантации располо1 жены до 40 градусов северной и южной широты и могут пережить даже заморозки.

Несмотря на то, что родиной

Главные производители кофе — Бразилия, производящая более 1/3 мирового кофе, в основном сравнительно дешевую арабику. Второе место занимает Колумбия — 15% мирового производства в основном высококачественной мытой Арабики. Индонезия — это главный мировой производитель дешевой Робусты. Кофе производится в значительных количествах примерно в 50 странах, расположенных в околоэкваториальном поясе от 10 градусов северной широты до 10 градусов южной широты. Кофе очень плохо переносит заморозки.

Родиной

По результатам проведенного исследования рынка тонизирующих культур можно сделать следующие выводы: потребление чая и кофе в мире ежегодно растет; больше всего потребители пьют черный чай; наличие на рынке огромного количества брендов и торговых марок чая.

До настоящего времени в мире поддерживался баланс потребления черного и зеленого чая — примерно 75 к 25%, который обеспечивался за счет потребления китайского зеленого чая. Классический черный чай все еще остается самым крупным сегментом мирового рынка чая, но доля его неуклонно снижается.

Популярность зеленого чая растет благодаря восприятию его как натурального продукта. Растущая популярность здорового образа жизни в дальнейшем будет способствовать увеличению интереса к новинкам.

Имеются огромные перспективы для роста потребления зеленого чая (через потребление комбинированных чаев) и производства пакетированных чаев этого вида.

Прогнозы и перспективы развития производства тонизирующих культур в мире: рост потребления чая и кофе; рост спроса на качественный чай в пакетиках и снижение спроса на листовой чай в пачках; рост спроса на чай средней и высокой цены; расширение ассортимента продукции.

  1. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологического словарь. М.: Наука, 2001. – 340 с.

  2. Баранский Н.Н. Научные принципы географии. – М., 1980. – 440 с.

  3. Баранский Н.Н. Краткий очерк экономической географии Общие понятия Очерк мирового хозяйства — М, 1980. – 408 с.

  4. Вавилова Е.В. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. — М.: Гардаоика, 2012. – 160 с.

  5. Вольф М.Б., Дмитревский Ю.Д. География мирового сельского хозяйства. – М., 2001. – 512 с.

  6. География мирового хозяйства // Под ред. Б.Н.Зимина. – М.: Институт географии РАН, Российский открытый ун-т, 1992. – Ч. 1. – 622 с.

  7. География чая К картодиаграмме сбора чайного листа по странам мира [Электронный ресурс] / География. – 2010. – №11. – Режим доступа: http:

  8. Горменина Е.В. Экономическое развитие региона: приоритеты, механизмы, модели. — Тверь: ТГУ,1999. – 160 с.

  9. Готовые обзоры рынков [Электронный ресурс] / Анализ мировогорынка шоколада и какао-продуктов. – Режим доступа: http://businesstat.ru.

  10. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики.: учебник для вузов., 2-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 459 с.

  11. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география: основы теории и практики (Учебное пособие для вузов).

    — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 288 с.

  12. Давиташвили М.Д. Наш друг чай [Текст] М.Д. Давиташвили. — М.: Колос, 2001. – 152 с.

  13. Диагностика развития сельского хозяйства региона: состояние, тенденции, прогноз: Монография / Д.Ю. Самыгин, Н.Г. Барышников. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 140 с.

  14. Дронов В.П., Максаковский В.П., Ром В.Я. Экономическая и социальная география: Справочные материалы — М.: Просвещение, 1994. – 208 с.

  15. Желтиков В.П. Экономическая география. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 384 с.

  16. Ивашкевич Н.П. За чашкой кофе [Текст] Н.П. Ивашкевич, Л.Н. Засорина. — СПб.: Час пик, 2014. – 112 с.

  17. Идеи от природы — чайные экстракты [Текст] Пищевая промышленность. — 2010. — №6. — С. 77-80.

  18. Комплект картосхем по географии: Методический материал /Сост. Пресняков В.Н., Ендакова Е.И. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1990. – 26 с.

  19. Корнекова С.Ю., Семенов С.П. Социально-экономическая география: Пособие. — СПб.: Питер, 2011. – 192 с.

  20. Кофе & чай в: статистическое приложение. – Бизнес. — 2015. — №2. – С.22-25

  21. Кофе: путешествие в поисках идеального рецепта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.coffeeclub.ru.

  22. Куприянов К. Обзор чайного рынка / К. Куприянов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.habeas.ru

  23. Лёш А. Географическое размещение хозяйства. – М.: ИЛ, 2009. – 348 с.

  24. Максаковский В.П. Географическая картина мира: 230 «каналов углубления» к курсу «Экономическая и социальная география мира» Ч.1. Общая характеристика мира. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 2005. – 320 с.

  25. Маркетинговое исследование «Рынок растворимого кофе» // URL: http://belconsult.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=36&func=fileinfo&id=287

  26. Международная организация кофе – МОК (International Coffee Organization – ICO) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ico.org.

  27. Минифай, Б.У. Шоколад, конфеты, карамель, и другие кондитерские изделия / Б.У. Минифай. – Издательство Профессия, 2008. – 816 с.

  28. Новиков О.А. Обзор рынка чая / О.А. Новиков, Л.А. Мясникова // Современная торговля. — 2000. — №1. — С. 2-8.

  29. Пресняков В.Н., Логинова Н.Н. Социально-экономическая географи: Учеб. пособие — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. – 96 с.

  30. Природно-сельскохозяйственное районирование земельного фонда СССР. – М., 1984. – 584 с.

  31. Пуляркин В.А. Экономико-географические процессы в сельском хозяйстве развивающихся стран. – М., 1976. – 310 с.

  32. Ракитников А.Н. География сельского хозяйства (проблемы и методы исследования).

    – М., 1970. – 290 с.

  33. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: пособие для студентов вузов. — 2-е издание. — М.: Московский лицей, 2012. – 288 с.

  34. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. — 6-е издание. — М.: Московский лицей, 2013. – 496 с.

  35. Рынок чая [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.4p.ru

  36. Скопин А.Ю. Введение в экономическую географию: Базовый курс. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – 272 с.

  37. Социально-экономическая география зарубежного мира. — 2-е. изд., испр./ Под ред. В.В.Вольского. — М.: Дрофа, 2011. – 560 с.

  38. Хаггетт П. География: синтез современных знаний. – М., 2009. – 485 с.

  39. Хвелидзе В.Г. /В.Г. Хвелидзе, / Кутаисский государственный технический университет // Пищевая промышленность. — 2015. — №12. — С. 74-77.

  40. Экономика сельского хозяйства: Учебное пособие / Под ред. Н.А. Попова. — М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. – 398 с.

Приложение 1, Производство тонизирующих культур, в год

Кофе

Чай

Какао

Бразилия

32%

Китай

26%

Кот д’Ивуар

34%

Вьетнам

11%

Индия

25%

Гана

19%

Индонезия

9%

Шри-Ланка

9%

Индонезия

11%

Колумбия

9%

Кения

9%

Мир

7,8 млн т.

3,3 млн т.

3,6 млн т.

Приложение 2, География производства чая

Приложение

География производства кофе