Детские и юношеские сообщества: прошлое, настоящее, будущее

Курсовая работа

Объект исследования: пути, условия и факторы влияющие на развитие детских общественных объединений в РФ.

Предмет исследования: возможности совершенствования организации детских общественных объединений в РФ.

Цель работы: исследование эволюционных процессов в организации детских общественных объединений.

Задачи:

определить понятия и сущности детских и юношеских сообществ.

изучить история возникновения и развития детских и юношеских сообществ.

выявить варианты современного детского движения.

провести анализ отношения различных категорий населения к детскому общественному движению и возможные пути его развития в Купинском районе.

Гипотеза: востребованность детских общественных объединений может быть существенно повышена, если будет разработана государственная программа поддержки детских общественных объединений.

Методы исследование анализ теоретических источников, опрос в виде анкетирования.

База исследования: учащихся 6-10 классов, их родителей, педагогов, руководителей общественных объединений Купинского района.

1. Теоретические основы организации детских и юношеских сообществ

1 Детские общественные объединения: понятия, сущность

Проблемы детских объединение исследовались такими теретиками, как А.В. Волохов, Л.В. Алиева, А.Г. Кирпичник, Е.В. Титова, В.А. Луков, И.Н. Никитин, Р.А. Литвак, О.С. Коршунова, Д.Н. Лебедев, Л.В.Кузнецова, Е.А. Дмитриенко, М.Р. Мирошкина и др. Анализ даваемых этими авторами определений позволяет выделить три содержательных смысла понятия «детское общественное объединение».

  • С точки зрения социологии детское общественное объединение рассматривается как вид социального движения. Социологи полагают, что «социальное движение — это совместные действия различных социальных, демографических, этнических групп, которых объединяют общие цели — изменить свой социальный статус;
  • общие ценности (революционные или консервативные, разрушительные или позитивные);
  • общая система норм, регулирующих и регламентирующих поведение его участников;
  • неформальный лидер, роль которого изменяется по мере развития социального движения, его институционализации, достижения лидером господства и власти» (Т.В. Трухачева) [8].

Перенос с общего понятия социального движения на детское движение (объединение, организацию) делает С.К. Булдаков. Рассматривая детское общественное объединение как социальный институт, он определяет его как «коллективное социально-психологическое образование, распространяющее в обществе взгляды на отношения между обществом и личностью в плане выполняемых ими общественных функций». По мнению С.К. Булдакова, детские общественные объединения, являясь социальным институтом, выполняют следующие социальные функции: создают условия для удовлетворения интересов и потребностей подростков; регулируют действия членов детских общественных объединений в рамках социальных отношений; обеспечивают интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов, участвующих в детских общественных объединениях. Как социальный институт, считает автор, детские общественные объединения связаны ответственностью за обеспечение интересов общества в деле воспитания подрастающего поколения, осуществляемого с помощью развития у личности способности к социальной коммуникации на основе накопления нового знания и социального опыта [11].

17 стр., 8020 слов

Методика социально-педагогической деятельности с детскими общественными ...

... воспитательная цель, ставящаяся взрослыми. «Детская общественная организация как форма детского движения - это объединение четко выраженной социальной, идеологической направленности, создаваемое, как ... Объектом исследования являются детские общественные объединения. Цель исследования: оказание положительного влияния детских общественных объединений на социализацию и развитие личности подростков, а ...

В.И. Пригожин выделяет следующие ее особенности: цели ее вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников; регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимостью руководства от руководимых; членство в них дает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих, материальных и иных интересов участников [2].

Е.А. Дмитриенко рассматривает детское общественное объединение как особую социальную систему, которой свойственны: смысловая целесообразность, целостность, структурность и упорядоченность, иерархичность, полифункциональная взаимосвязь социальной системы и среды; организационная пластичность и динамичность; социальность; саморегуляция и самоуправление процессами жизнеобеспечения и жизнедеятельности системы [2].

Таким образом, детское движение (объединение, организация) — это:

  • объективное проявление закономерности цивилизационно-антропологического развития человеческого общества;
  • субъективная социальная реальность общественного устройства, в которой отразилась наиболее прогрессивная общественно-политическая самодеятельность подрастающего поколения;
  • конкретно-историческое состояние институциональной организованности детей и подростков, характеризующееся наличием и динамикой различного типа добровольных сообществ, объединений, организаций, формирований;
  • составная часть социального движения, представляющая совместные действия детей и взрослых, объединившихся в целях накопления социального опыта;
  • одна из форм социальной активности детей и подростков;
  • способ освоения детьми мира и воздействия на него путем коллективной деятельности в кругу сверстников;
  • социальная разновидность малой группы, функционирующей как социальная организация;
  • совокупность координированных совместных действий особой социально-демографической группы детей, объединяющихся с помощью взрослых в различного рода формирования в целях изменения своего статуса и положения в обществе для достижения своих интересов и прав, для саморазвития и образования, для активного участия в общественной жизни;
  • способ реализации возможности детей участвовать в обсуждении насущных проблем их жизни и жизни общества, организовывать действия по улучшению окружающего мира[11].

Общественным считается детское объединение, которое[6]:

2 стр., 515 слов

Мой успех — успех моего общественного объединения — успех моей ...

... учебе, и на работе, и в общественных делах, но быть «ценным человеком» не всем удается. Поэтому наше общественное объединение «Доспестер» в будущем принесет большой успех моей стране – Республике Тыве. ... десятого класса, являюсь с 2009 года членом общественного объединения в школе «Доспестер», что означает «Неугомонные». В чем состоит мой успех в этом деле? Достоинство – способность любить, ...

  • создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;
  • осуществляет социально-творческую деятельность;
  • не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

Детская организация-самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, создаваемое для реализации какой-либо социально ценной идеи (цели), имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство. При наличии указанных признаков независимо от численного состава (но не менее 10 человек) детское общественное объединение признается организацией[10].

Один из основных принципов жизнедеятельности детско-юношеских организаций — добровольность. Добровольное объединение детей в организацию возможно лишь при условии, что они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов.

Принципиальным отличием современных детских объединений является их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Детские и молодежные объединения приобретают самостоятельный социальный статус.

Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995) молодежные и детские общественные организации обладают большими социально-педагогическими возможностями[8].

Детские и молодежные организации могут:

  • создавать специальные программы для привлечения внимания государственных органов к своим проблемам;
  • создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала личности;
  • привлекать внимание государственных и муниципальных органов к решению проблем детства, детских объединений;
  • создавать органы детского самоуправления;
  • организовывать работу детей и молодежи, направленную на оказание помощи сверстникам, другим людям;
  • готовить детей и молодежь к социальной самозащите;
  • развивать правовую культуру личности;
  • осуществлять профилактику асоциального поведения.

Стремление детей к объединению обусловлено совокупностью социальных, психологических и педагогических факторов[13].

Человек как существо социальное вне общества себе подобных не может нормально развиваться и самореализовываться. Дети не являются исключением. Для защиты своих специфических интересов, выхода в сферу общественных отношений дети создают свои объединения, различные по характеру и направлениям деятельности, обладающие меньшей или большей устойчивостью.

3 стр., 1305 слов

«Здоровые дети — здоровая Россия»

... даже и более, важно для личности. Вот как характеризует понятие «здоровье» всемирная организация здравоохранения. Под здоровьем понимается состояние ... направленные на сохранение и укрепление здоровья нации. Это радует. Вести здоровый образ жизни сейчас стало модным. Модно ... жизни. Данные о состоянии дошкольников вызывают тревогу. 50% детей нуждаются в психокоррекции, находятся в состоянии серьезного ...

Детские и молодежные объединения — это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, один из путей социализации личности[20].

Стремление к объединению объясняется и рядом психологических закономерностей развития личности ребенка, его возрастными особенностями. Основные из них: превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности; желание самоутвердиться, быть признанным другими членами сообщества; возникновение чувства взрослости; способность к подражанию поведению ровесников и «заражению» позитивным примером значимого взрослого; рост самосознания, стремление быть самим собой; поиск смысла жизни [16].

Детским объединениям присущи следующие основные функции [11]:

  • развивающая — обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели;
  • ориентационная — обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей;
  • компенсаторная — создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия.

Отличительной особенностью современного детского движения является вариативность:

  • организационно-правовых форм (объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и т.д.);
  • масштабов и уровней;
  • целей и направленности содержания деятельности (патриотические, экономические, экологические, пионерские, скаутские, политические, пацифистские, религиозные и т.д.);
  • организационных структур, их внешнего оформления.

Таким образом сущность детских и молодежных объединений проявляется прежде всего в целях, связанных с воспитанием и развитием личности ребенка на основе социально значимой деятельности.

2 История возникновения и развития детских и юношеских сообществ

детский юношеский сообщество движение

Зарождение детского движения в России началось в начале ХХ в. В 1908 году появились первые скаутские отряды идей. Создание скаутских отрядов, анализ первого опыта их деятельности привели к тому, что общественность пыталась использовать не только их социальную значимость, но и оценить педагогические возможности [4].

В 1908-1912 было широко распространено движение «потешных», находившееся под опекой военного ведомства. Интересы правительства России, занятого подготовкой к войне, перекрещивались с вопросами физического воспитания молодежи и совершенствования подготовки детей для армии через внешкольные организации.

Министерства просвещения, Святейшего Синода в России через «потешных» реализовывалось предложение Николая II об обучении военному делу детей и подростков. Весной 1908 года в г.Бахмуте инспектор народных училищ А. А. Луцкевич сформировал роту «потешных» из 8-14-летних детей. Затем его поддержали Семеновский, Путивльский полки, Туркестанский армейский корпус, Каспийский флот в городах: Севастополь, Томск, Иркутск. В основном это были военно-спортивные объединения, занимавшиеся строем, гимнастикой. В 1911 году, а затем в 1912 на Марсовом поле проводились «высочайшие смотры» «потешных», прошел конкурс на лучшее пособие, выходили специальные журналы. Но направленность на парады, чрезмерная военизированность, картинность обусловили спад интереса к «потешным» [3].

8 стр., 3752 слов

Организация деятельности по повышению педагогической культуры ...

... мы считаем тему «Организация деятельности по повышению педагогической культуры родителей дошкольников» актуальной и своевременной. Объект: повышение педагогической культуры родителей; Предмет: анализ методов организации повышения педагогической культуры родителей дошкольников; Цель исследования: выделить особенности организации повышения педагогической культуры родителей дошкольников Задачи ...

Социально-экономические преобразования в России дали толчок широкому движению учащихся школ. Ученические кружки в России получили определенное развитие после революции 1905 года, они были разнообразны по характеру, целям, задачам, возрасту, объединяя молодежь от 9 до 19 лет.

Наибольшую активность проявляли учащиеся старших классов, а потому создание и деятельность ученических кружков можно отнести, скорее всего, к юношескому, а не детскому движению. Ученические кооперативы, подпольные кружки школьников подготовили почву для самостоятельной отрасли детского движения учащихся средних классов, которое было предшественником «Юного Спартака» на Украине. До второй половины 20-х годов ХХ века в России действовали организации православной церкви «Церковные юные разведчики», «Христовы цветочки», сионистские организации «Бней Цион», «Ялдей Цион» Москвы, Луганска, Екатеринбурга и др. [4].

В 1908 году Николай II издал распоряжение «командировать в Германию, Англию, Францию представителей Военного Министерства для изучения дела физического воспитания молодежи». Среди них были капитан лейб-гвардии стрелкового полка О.И. Пантюхов и штаб-ротмистр Г.А. Захарченко. На основе изучения зарубежного опыта в 1908 году О.И. Пантюховым в окрестностях Царского села под Петербургом и в 1910 году Г. А. Захарченко при Александровском юнкерском училище были предприняты попытки создать первые отряды юных разведчиков-скаутов. Первый опыт создания отрядов скаутов получил правительственную поддержку.

Октябрьская революция 1917 года и гражданская война, разделившие Россию на непримиримые стороны, сказались и на деятельности скаутских организаций.

Попыткой приспособить воспитательную систему скаутинга к новым социально-политическим условиям можно считать создание отрядов «юных коммунистов» (юков), создаваемых с 1918 года при активном содействии многих бывших скаутмастеров[4].

В Поволжье, на Урале, в Сибири в течение всех последующих трех-четырех лет создавались отряды юков, стремящиеся использовать ценные стороны скаутинга в коммунистическом воспитании молодежи. Лозунгом юков были слова: «Юные коммунисты — залог будущего социалистической Родины». Многие скауты примкнули к этой организации. Скаут-законы стали юкскаутскими, с изменением первого, требующего верности царю, Богу. Структура, формы, методы работы были те же. В отряды юков, делившихся на патрули, принимались мальчики от 10 до 14 лет.

Созданный в 1918 г. Российский Коммунистический Союз молодежи (РКСМ) принимал активное участие в укреплении местных отрядов юных коммунистов, а зачастую выступал их организатором.

Среди разнообразных организационных форм детского движения определенное развитие получали детские клубы. Основной задачей клубов было «умственное, эстетическое самообразование, приучение к общественной работе». При них существовали сапожные, переплетные, столярные и токарные мастерские. Вся жизнь клубов определялась Уставом, правилами. В клубе действовало самоуправление. Высшим органом являлось общее собрание членов клуба, которое избирало руководящий орган — правление. Политическая направленность клубов проявлялась в их названиях: «Октябрьская революция», «Юный социалист», «Друг детей». В некоторых клубах издавались журналы, была установленная форма одежды. На базе многих из них в 1923 году создались первые пионерские отряды[5].

32 стр., 15589 слов

Детские поэтические сборники Саши Черного

... Станюкович). Не произведено сравнительного рассмотрения творчества Саши Чёрного периода после Октябрьской революции и творчества его современников – детских писателей и поэтов Советской России (А. Введенский, Д. Хармс и ... так и поэзией. Во многих случаях адресовался Саша Чёрный одновременно и к взрослым, и к детям. Первые стихи Саши Чёрного опубликованы в житомирской газете «Волынский вестник» под ...

В России в 1917-1925 гг. существовало более 17 детских организаций. Появляющиеся в это время в России детские организации и объединения все отчетливее стали рассматриваться не только как форма внешкольного воспитания, но и как «наиболее полноценная форма классового воспитания».

Таким образом, детские самодеятельные объединения в России (до и после Октябрьской революции) стали важным звеном системы социального воспитания, объектом внимания со стороны органов народного образования.

В 1921 году 3 июня коллегия Наркомпроса, рассмотрев вопрос о работе среди подростков, предложила Главсоцвосу совместно с комсомолом прийти к окончательному решению вопроса о детской организации.

Первый пионерский отряд возник 13 февраля 1922 г. в Краснопресненском районе Москвы при комсомольской ячейке 16-й типографии. Он состоял из 52 пионеров. В мае на 2-ой Всероссийской конференции РКСМ по докладу Оскара Тарханова была принята резолюция, одобряющая московский опыт и рекомендующая распространить его повсеместно.

Так 19 мая 1922 года стал днем рождения пионерской организации. Идеологом пионерского движения была Н.К. Крупская. Основными ориентирами в деятельности пионерской организации стали: общественно-политическая, социально-значимая трудовая деятельность пионеров по улучшению окружающей жизни, строительству социалистического государства. Основной базой пионерского движения стали промышленные предприятия.

Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина занимала важное место в общественно-политической структуре общества, являясь ее «младшим звеном». Выполняя социальный заказ современного общества, все годы существования организация участвовала в различных общественно-значимых делах, связанных с деятельностью взрослых, от ликвидации безграмотности, помощи стране в борьбе с фашистами на фронте и в тылу — до миротворческих акций и масштабных трудовых операций. В 1962 г. и 1972 г. пионерская организация награждена Орденами Ленина[5].

Однако, будучи теснейшим образом связанной со школьной системой, став монопольной по существу, государственно-общественной детской организацией, охватывая многие миллионы ребят (в середине 80-х гг. организация насчитывала около 25 млн. детей), ВПО им. В. И. Ленина постепенно теряла свой самодеятельный характер, утрачивала внутренние стимулы к развитию, что порождало проблемы, усугубляемые сложностями всех сфер жизни советского общества.Всесоюзный пионерский слет, проходивший в 1990 г., принял решение о преобразовании ВПО им. В.И. Ленина в СПО (ФДО) СССР, по сути дела, уже новую детскую организацию.

Таким образом, начался период развития и становления детских общественных объединений как особого социального института общества. Этому способствовало формирование нормативно-правовой базы общественного сектора в Российской Федерации.

12 стр., 5722 слов

Основы государственной культурной политики России

... исторически сложившуюся роль культуры как главного инструмента передачи и воспроизводства традиционных нравственных ценностей российского общества и источник гражданской идентичности. Цель государственной культурной политики -- духовное, культурное, национальное самоопределение России, объединение российского общества ...

3 Варианты современного детского движения

Виды детских общественных объединений определяются исходя из целевых установок их участников и степени влияния детских объединений на ближайшее социальное окружение:

Организация — объединение индивидуальных или коллективных участников, имеющих четко обозначенную социальную цель, определенную программу деятельности, механизм финансового обеспечения, конкретно сформулированные права и обязанности ее членов, жесткую структуру, соотношения социальных ролей, координацию действий, специально подготовленных профессиональных работников[8].

Они могут быть международными, профильными, национальными и т. д. Количество членов — более 7 человек.

Союз детских организаций — объединение коллективных участников, действующих на основании совместно разработанных и принятых документов, регулирующих компетенцию и самостоятельность в рамках союза[8].

Они могут иметь городской, районный, областной, региональный, межрегиональный, международный статус и охватывать различные территории и социальные группы детей и взрослых. Количество организаций — более двух.

Федерация детских организаций — объединение коллективных участников действующих по «Федеративному признаку», в рамках заранее оговоренных приоритетов, имеющие обычно выборный или назначенный представительный орган для представления их интересов в государстве и обществе (например «Совет») [8].

Структура деятельности — зонтичная сфера интересов — неограниченная. Статус — городской, районный, областной, региональный, международный. Количество организаций — более трех.

Ассоциация детских организаций — объединение близкие по ведущим направлениям деятельности, реализующие совместную программу, аккумулирующие ресурсы для удовлетворения и потребностей своих членов[8].

Принцип формирования — представительство зарегистрированных организаций или деятельность в специально созданных отделениях организации. Ассоциации могут быть школьные, межшкольные, студенческие, всероссийские, международные (Например: ассоциация игровых клубов, ассоциация «Золотая игла»).

Лига — широкомасштабное профильное сообщество, основывающие свою деятельность на принципе сотрудничества и развития определенных профессиональных и культурных интересов личности, (например: «Лига малой прессы», «Молодежная морская лига» и т. д.) [8].

На практике встречаются следующие формы организационного оформления детского движения:

Коммуна — организация деятельности и управления основывающаяся на свободных демократических началах при отсутствии стандартных задач поведения ее членов и социального контроля внутри коммуны[9].

Выборные или представительные органы практически отсутствуют, все решается всеми членами.

Дружина — структурное подразделение скаутской, пионерской организации, объединяющее в себе звенья, отряды[9].

Может иметь название или носить имя героя. Высший орган — пионерский, скаутский сбор. Существует система поручений, специальностей, школ актива, проводимых вожатыми или инструкторами. Статус обычно школьный или межшкольный.

Отряд (экипаж, команда и т. д.) — объединение детей в соответствии с их интересами, потребностями[9].

Могут быть сводными, разновозрастными, пионерскими.

23 стр., 11188 слов

Особенности работы с одаренными детьми

... прошлого века рассматривали вопросы диагностики, разрабатывали принципы и методы работы с одарёнными детьми. Так, Г.И. Россолимо разработал систему диагностики внимания и волевых ... являются одарённые дети. Предмет исследования: процесс воспитания и обучения одарённых детей. Целью исследования является выявление особенностей воспитания и обучения одарённых детей в условиях творческого объединения. ...

Современные общественные объединения представляют собой группы, отражающие интересы различных слоев общества, отличающихся по уровню благосостояния, здоровья, месту жительства, национальной, профессиональной, образовательной, научной, трудовой принадлежности; существующие как особый некоммерческий сектор государства. Представление о видах организационного оформления детского движения противоречивы и неустойчивы[11].

Большую роль для организации оформления детского движения сыграло развитие деятельности международных молодежных организаций в России (скауты, «Falken», AIESEC, AIESTI, YMCA, YHA и др.).

Так, современное скаутское движение России представлено рядом официально зарегистрированных общероссийских общественных организаций: «Национальная организация скаутского движения России» (представитель Всемирной организации скаутского движения в России), «Организация Российских Юных Разведчиков», «Русский Союз скаутов», «Ассоциация девочек-скаутов». Десятки организаций носят «региональный» статус (Сибирская ассоциация скаутов, Союз «Московский скаут», Московское братство православных скаутов и т.д.).

Хотя скаутинг ориентирован, прежде всего, на личность ребенка, разногласия между лидерами скаутских организаций препятствуют развитию этой воспитательной системы. По разным оценкам, в России сегодня от 10 до 100 тысяч скаутов, активно действуют детские и молодежные экологические организации («Зелёные», «Молодые друзья природы», «Гринпис» и др.), выступающие за сохранение и защиту природных ресурсов и окружающей среды, за мир и взаимопонимание между народами[8].

Согласно результатам исследования, наибольшим вниманием (в сумме более 35% опрошенных) у ребят пользуются профильные детские общественные объединения, выигрывающие в глазах ребят конкретностью своей предметной деятельности, привлекательной для подростков и удовлетворяющей их интересы и потребности. Скаутские организации пользуются приоритетом у 6,8%опрошенных, коммунарские объединения — у 0,8 %, членство в религиозных, национальных и политизированных детских объединениях ребята явно не склонны афишировать. Свою принадлежность к такого рода формированиям в сумме отметили лишь около 8 % респондентов[21].

Примером современных детских и юношеских объединений позитивной направленности могут быть следующие объединения:

  • Молодёжная морская лига. Организация объединила клубы юных моряков и речников, детские морские флотилии и речные пароходства, яхт-клубы и кружки судомоделистов страны. Ее цели: формирование физического и нравственного здоровья на принципах патриотизма, уважения к истории, традициям отечества, армии и флота;
  • профессиональная ориентация, подготовка к службе в Военно-Морском флоте;
  • укрепление материальной базе клубов, содействие при осуществлении ими дальних морских походов и т. д.

Членами лиги стали 137 первичных организаций. Это более 40 тысяч юных моряков, речников и судомоделистов. Следующим шагом было вступление лиги в Международную ассоциацию учебных парусных организаций.

Клуб «Богатырь». Общественное молодёжное объединение Училища русской народной культуры клуб « Богатырь» находится в городе Зеленограде. Руководители клуба — Андрей Капранов и Михаил Сковородин. В клубе занимаются 40 мальчишек и девчонок. Ребята поют, читают, устраивают различные состязания, что-нибудь мастерят, ходят в походы, ездят на этнографические сборы, проводят праздники, устраивают игры и боевые состязания, в общем, живут интересно.

2 стр., 664 слов

Особенному ребенку – особый педагог

... востребована. Профессиональная деятельность специального педагога выходит за рамки традиционной учительской деятельности. Она тесно взаимодействует с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной деятельности, направленной к одной цели — помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья в ...

Студия «Сделай шаг». При Московском театре детской книги «Волшебная лампа» в 1999 году под руководством Владимира Штейна была открыта студия «Сделай шаг». Каждую субботу после спектакля в театре собиралась группа детей-инвалидов и их родителей. Студия способствует улучшению взаимопонимания между родителями и детьми, сближает родителей больных детей, которые общаются друг с другом, делятся своим непростым опытом сопротивления недугу.

Скауты. Днём рождения Русского Союза Скаутов (РСС) считается ноябрь 1993 года. Тогда в Нижнем Новгороде, в школе № 91 образовалась небольшая скаутская дружина, состоящая всего из 2 скаутских патрулей. Это произошло благодаря инициативной тройке: Игоря Михайловича Богданова- директора школы № 91 и двух его единомышленников — Вячеслава Черных и Максима Воробьёва. Все они хотели научить детей всему тому, что может пригодиться им в жизни. Решили, уйдя от политики, проводить теоретические и практические занятия по выживанию в экстремальных условиях. Так при школе начали проводиться интереснейшие занятия по туристической подготовке, рукопашному бою, альпинизму, скалолазанию, оказанию первой медицинской помощи.

В Союзе разработана система профессиональной подготовки скаутов. Здесь облюбовано множество «взрослых» специальностей. Причём, если у младших скаутов полезные навыки приобретаются в процессе игры, то у старших вполне «серьёзным» специальностям — спасатель, эколог, связист, бизнесмен — обучают по специальной программе.

Основными целями деятельности Русского Союза Скаутов являются: воспитание детей и молодёжи достойными гражданами России, привитие им навыков развивающей инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности принимать самостоятельные решения, направлять свою деятельность на пользу общества.

Сейчас отделения РСС работают во многих городах России, штаб-квартира расположена в Нижнем Новгороде.

Скаутинг учит оптимизму, социальному творчеству и терпимости, сознательной дисциплине. Учит, что самыми дорогими для человека являются дружба, товарищество, братство, и обязательно — чувство милосердия.

Таким образом, существует множество различных детских общественных организаций. Их направленность самая разнообразная, что предоставляет широкий выбор подросткам. Каждый из них может вступить в ту организацию, которая удовлетворяет его потребностям.

Однако в настоящее время возникают и активизируются молодежные объединения негативной направленности.

Наиболее точно отражает положение дел в ряде опасных для общества религиозных объединений термин «деструктивная религиозная организация», имеющий своими аналогами два других — «деструктивный культ» и «тоталитарная секта»[21].

Среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами («Белое Братство», «АУМ Синрике», «Свидетели Иеговы» и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума («Церковь сатаны» и др.), то есть религиозных объединений деструктивного характера или иначе деструктивных религиозных объединений, которые из-за тоталитарных порядков, царящих в них, называют также «тоталитарными сектами» («тоталитарное религиозное объединение», «деструктивный культ»).

Криминальный характер таких организаций хорошо замаскирован, но тем не менее, он проявляется в виде различных громких инцидентов.

«Белое Братство» Другие названия: «Международный институт души Атма», «Великое Белое Братство» (ББ), юсмалиане, юсмалитяне.

Возникнув в Киеве, «Белое Братство» быстро распространилось по Украине, Белоруссии и России. Судя по звонкам в «Общественный комитет защиты молодежи от псевдорелигий», редакции газет, к лету 1993 года «Белое Братство» распространилось как минимум в 45 городах России. Данные, естественно, неполные. Экстраполируя, можно утверждать, что филиалы «Белого Братства» существуют практически в каждом областном городе. Известно, что в настоящее время небольшие (от нескольких адептов до десятков человек) незарегистрированные группы «Белого Братства» в условиях строжайшей конспирации действуют в следующих городах:

Астрахань и Астраханская область (Ахтубинский район), Барнаул и населенные пункты Алтайского края, Белгород, Владивосток, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург и города Свердловской области, Красноярск, Курган, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Петрозаводск, Псков, Санкт-Петербург, Саратов, Ставрополь, Тюмень, Челябинск, Улан- Удэ, Ярославль и др. Известно, что в настоящее время законспирированные группы адептов «Белого Братства» действуют в более чем 35 городах России.

Учение «Белого Братства» называется «Юсмалос», что является аббревиатурой, которая расшифровывается белыми братьями следующим образом: Юс — Юоанн Свами, искаженное в псевдовосточном духе «Иоанн Святой» (Креститель), то есть лидер учения — Кривоногое («свами» — получивший посвящение и давший обет отречения); Ма — Мария Дэви Христос, также от искаженного «Дева Мария», она же — живое воплощение Иисуса Христа, одновременно — его мать и невеста, а именно — Марина Цвигун; Лос — сокращение от слова «Логос» (греч.) — «слово» — одна из ипостасей Бога. Таким образом, название как бы включает в себя идею новой божественной Троицы. Оно также используется адептами в качестве мантры (мистической формулы), при длительном ритмическом повторении которой адепт впадает в транс, что расценивается как слияние с Богом и растворение в божественной сути.

Суть воззрений юсмалиан изложена в «Учении о Фохате». Особое место в этом учении занимает в ярких деталях нарисованный конец света, а центральной частью этого учения является не теоретическая часть, а детально разработанная культовая практика. Используя элементы культовых обрядов и учений различных религиозных движений, Кривоногов организовал эффективную систему формирования религиозного сознания.

Наибольшую опасность для психического и физического здоровья адептов и вообще общества представляет в доктрине «Белого Братства» тема жертвоприношения.

«Семья» (другие названия: «Семья любви», «Дети Божии», «Дети бога», секта Дэвида Берга, «Союз независимых христианских миссионерских общин»).

Культ был основан в 1967-68 гг. в Южной Калифорнии американским пастором Дэвидом Брандтом Бергом. Берг провозгласил себя Моисеем-Давидом, или «Мо», и основал молодежную коммуну для изучения Библии «отроки для Христа». В печати за ней закрепилось название «Дети Бога».

Жизнь в коммуне, где «все вместе и все общее», проповедь «всеобщего добра», «свободная любовь» и т.п. — все это привлекало сотни и тысячи молодых людей из хороших семей в автокараван Берга, путешествовавший по Америке. Проповедь сексуальной свободы и гибели грешного мира привела к увеличению числа последователей, которые стали называть себя «Семьей Любви».

Попадание подростков в организации такого рода крайне опасно. Известно, что во многих из них широко применяется зомбирование. Родители должны крайне настороженно относиться к приверженности их детей к таким объединениям.

Неофашисты (скинхэды).

«Скинхэды» родились в середине 60-х годов как реакция определенной части рабочего класса Великобритании на хиппи и рокеров-мотоциклистов. Тогда им пришлась по душе традиционная рабочая одежда, которую трудно было порвать в драке: черные фетровые куртки и джинсы. Они коротко стригли волосы, чтобы не мешали в потасовках.

У «скинов» есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший» — продвинутые «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины» мало чем отличаются от дворовой шпаны, их костяк составляют подростки 16-19 лет. Даже будучи «стопроцентным белым», любой из прохожих может быть избит ими до полусмерти. Повод к драке не нужен.

Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми скинхэдами», которые также зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь, которой нечем заняться. Это своеобразная «скинхэдовская» элита — люди начитанные, образованные и взрослые. Средний возраст «правых скинов» от 22 до 30 лет. В их кругах постоянно муссируются мысли о чистоте русской нации. В тридцатых годах такие же идеи двигал с трибуны Геббельс, но только речь шла об арийцах.

Русское Национальное Единство (Р.Н.Е.).

Появление данной организации в России 90-х было обусловлено некоторыми факторами, при стечении которых это стало вполне реально осуществимым.

После развала С.С.С.Р. в России стало появляться множество организаций и объединений националистического и профашистского характера. Появление Русского Национального Единства не было случайным. Воспоминания о войне в Афганистане, бесконечные конфликты на Северном Кавказе, общество «Память», либерализм в свободе мышления и другие факторы оказывали влияние на людей, которые были настроены неформально и сразу перестали воспринимать прошлую, советскую идеологию. Резкая реакция на настроения в внутри страны привела А. Баркашова и его соратников к созданию организации, военно-патриотического союза молодежи, более похожего на воскресшее собрание дивизии СС «Адольф Гитлер».

Народная Национальная Партия Н.Н.П. появилась вследствие раскола единого национального движения Москвы и Московской области. Многие члены Р.Н.Е., неофашисты и «скинхэды» образовали Н.Н.П. Насчитывает около 500 членов (в основном Москва) и издает газету «Я — Русский». Деятельность не придается огласки, поэтому имеет небольшое количество членов и, практически, не играет роли в нац. движении России.

Детские и юношеские организации нейтральной направленности.

Кроме позитивных и негативных детских общественных объединений существуют ещё и организации нейтральной направленности. Членами такого рода организаций являются, к примеру, фанаты. На первый взгляд они не представляют интереса: просто тихо коллекционируют информацию о своих кумирах, слушают музыку, ходят на концерты, где, прорываясь через толпу таких же фанатов или оцепление сотрудников охраны, пытаются взять заветный автограф (если это фанаты каких- либо групп или исполнителей); посещают спортивные мероприятия с участием любимых спортсменов или команд; скупают печатную информацию о любимых актёрах и пополняют домашнюю видеоколлекцию новыми фильмами с их участием… Часто фанаты объединяются в фан-клубы. Там они обмениваются информацией о кумирах, обсуждают прошедшие матчи, просмотренные фильмы или посещённые концерты. Фан-клубы объединяют всё большее количество поклонников, во многих журналах можно наблюдать огромное количество предложений обмениваться информацией, а также в них можно найти интересующие адреса клубов или сайтов.

Всё это не представляет никакой угрозы для окружающих до тех пор, пока фанаты не становятся агрессивными по отношению к другим людям, не понимающим их увлечённости или проявляющими интерес к иным командам, группам, исполнителям, актёрам и т. д. Известно немало случаев стычек фанатов, которые заканчивались весьма печально, а зачастую даже трагически.

Таким образом, детское общественное движение это социальное явление, имеет огромный социально значимый потенциал, но без должной поддержки со стороны общественности и государства достойно существовать, продуктивно достигать своих целей и развиваться не сможет. Не внимание государства к интересам подрастающего поколения может привести к росту числа общественных объединений негативной экстремистской направленности.

2. Анализ отношения различных категорий населения к детскому общественному движению и возможные пути его развития в Купинском районе

В целях изучения отношения детей, молодежи и взрослых к созданию, функционированию, содержанию деятельности общественных объединений, а также роли детей и взрослых в этих объединениях Купинский молодежный центр (КМЦ) провел анкетирование учащихся ОУ, родителей школьников, педагогов, руководителей детского общественных объединений (апрель-май 2009г.).

Сотрудники КМЦ по проблемам воспитания детей и юношества разработали программу исследования и подготовили аналитическую справку.

Задачи исследования:

  • выявление отношения подростков и взрослых к деятельности общественных объединений детей и молодежи их значимости в среде детей;
  • изучение воспитательного потенциала детских общественных объединений;
  • выявление отношения к содержанию деятельности общественных объединений различных возрастных групп детского и взрослого населения г. Купино;
  • выявление уровня информированности различных групп респондентов о существующих и действующих на территории Купинского района детских общественных объединений.

Программой мониторинга предусматривалось проведение 4 видов анкет для различных категорий детей и взрослых (учащихся 6-10 классов, их родителей, педагогов, руководителей общественных объединений).

Вопросы анкет условно можно разделить на пять основных групп:

  • вопросы на выявление мнений респондентов о необходимости создания общественных объединений в среде детей и молодежи;
  • вопросы на выявление уровня осведомленности респондентов о действующих в Купинском районе детских и молодежных общественных объединений;
  • вопросы на выявление мнений о значимости общественных объединений для детей и подростков;
  • вопросы на выявление мнений о значимости общественных объединений для родителей и педагогов;
  • вопросы на выявление участия респондентов в общественных объединениях, движениях.

Реализация программы исследования позволила получить достоверную информацию об отношении различных категорий населения к детскому общественному движению и определить возможные пути его развития.

Общая численность участников исследования составила 1125 человек. Из них: 630 подростков, 290-родителей, 189-педагогов, 16 руководителей детских общественных объединений.

  • Отношение родителей к общественным объединениям детей.

В опросе принимали участие 290 родителей; из них мужчин — 5%, женщин — 95 %. В детские и юношеские годы 96% опрошенных были членами общественных объединений, в настоящее время 3 % входят в общественные организации (партии и профсоюзы).

На вопрос «Как Вы думаете, нужны ли детям общественные объединения (организации)?» значительная часть опрашиваемых родителей (почти 70%) дала утвердительный ответ. Каждый третий респондент (28%) считает, что эти объединения детям не нужны, поясняя свое отношение тем, что общественная работа мешает учебе. Лишь незначительная часть респондентов (3%) затруднилась высказать однозначное мнение.

Чуть больше половины родителей (52%) считают важной деятельность общественных организаций по развитию творческих интересов и способностей детей. Чуть менее половины родителей (43%) отмечают, что ДОО помогают интересно и полезно проводить свободное от уроков время. 40% родителей уверены, что ДОО помогают в обретении друзей. Часть родителей (28%) высказали мнение, что участие детей в общественных организациях помогают получать жизненные навыки, способствуют сознательному выбору профессии.

Многие родители (63%) выразили свое желание об участии их ребенка в работе ДОО, однако 82% респондентов отмечает, что их ребенок не состоит ни в одном общественном объединении.

Выбирая направления возможной общественной деятельности для своего ребенка 41% родителей отдают предпочтение профильным объединениям, 21% — ученическому самоуправлению,12% военно-патриотическим объединениям.

Таким образом, по мнению большинства опрошенных родителей, необходимость деятельности детских общественных объединений обусловливается тем, что они способствуют развитию у детей знаний и полезных навыков, обеспечивают занятость детей в свободное время, осуществляют позитивную коммуникацию, создают условия для поиска товарищей и друзей, помогают приобретать опыт гражданско-правового поведения.

Мнение родителей о своем возможном участии в ДОО неоднозначно. Так, 62% респондентов, ответили бы согласием на предложение об участии в деятельности общественных объединений детей. Отрицательное мнение по этому вопросу высказали 22% родителей. Они посчитали нецелесообразным вмешиваться в общественную деятельность своего ребенка. 16% опрошенных родителей затруднились ответить на этот вопрос.

Отвечая на вопрос о своей возможной роли в ДОО, 45 % родителей отметили, что могли бы взять на себя роль консультанта, 42 % родителей хотели выступить в роли организатора какого-либо дела или стать спонсором, 40% могут стать старшим другом и помощником во всех делах. В роли советника видят себя 30% родителей, в роли специалиста — 19% . И только 2 % родителей отводят себя в роль участника разовых дел.

В целом можно отметить, что родители занимают доброжелательную, активную позицию по отношении к деятельности детских общественных объединений.

  • Отношение педагогов к детским общественным объединениям.

Общее число педагогов участников опроса составило 189 человек. Из них мужчин — 10%, женщин — 90 %. Почти все педагоги (94%) в свои детские и юношеские годы являлись членами детских общественных объединений. В настоящее время 87 % педагогов участвуют в деятельности общественных организаций. У 33% педагогов собственные дети являются членами ДОО.

Привлечение педагогов к участию в нашем исследовании, обусловлено потребностью в информации об отношении учительского коллектива к детским общественным объединениям и возможности усиления их взаимодействия со школой в вопросах воспитания. Помимо этого необходимо было составить представление об уровне подготовки педагогов к взаимодействию с ДОО, об их готовности к созданию и активному участию в деятельности детских объединений.

На вопрос «Нужна ли детям общественная организация?» утвердительный ответ дали 88 % опрошенных педагогов, 8 % считают, что эти объединения не нужны, 4 % затруднились определить свою позицию.

% педагогов считают, что образовательное учреждение должно взаимодействовать с общественными объединениями, 10% затруднились в выборе ответа, и 5% ответили на поставленный вопрос категорическим «нет».

Отвечая на вопрос об организационных основах взаимодействия школы и ДОО, педагоги должны были выбрать приемлемые формы этого взаимодействия из предложенного списка. Большинство педагогов отдавали предпочтение такой форме взаимодействия, как сотрудничество в рамках реализации совместных программ (51 %), подчеркивая необходимость реальных практических дел. Также актуальны, по мнению педагогов, такие формы взаимодействия школы и ДОО как, защита интересов детей (47%), организация совместных мероприятий (46%), решение проблем школьного детства (34 %), что свидетельствует о понимании и принятии педагогами значимой роли общественных организаций и объединений детей как субъектов социальны, правозащитных отношений.

Взаимодействие школы с детскими общественными объединениями, по мнению педагогов, может определяться договорными отношениями или быть опосредованно ведущей ролью образовательного учреждения. При этом сторонников договорных отношений среди педагогов оказалось несколько больше (29%), чем тех, кто поддерживает приоритет интересов образовательных учреждений (16%).

Радует, что многие педагоги считают детские и молодежные общественные объединения субъектами воспитательной системы образовательного учреждения.

Тема взаимодействия школы и ДОО продолжена вопросом анкеты «Целесообразно ли, по Вашему мнению, создание на базе образовательного учреждения общественных объединений учащихся?». Значительная часть педагогов (49%) выбрала вариант утвердительного ответа на поставленный вопрос. Отрицательный ответ дали 14% респондентов. 37% затруднились ответить на этот вопрос.

Отметив целесообразность создания на базе образовательного учреждения ДОО, больше половины педагогов (54%) согласились взять на себя функции по его созданию и организации жизнедеятельности.

Приоритетными направлениями при создании детского общественного объединения педагоги считают:

  • заботу и помощь людям (33%);
  • реализацию досуговых программ (30%);
  • охрану окружающей среды и приобщение к национальной культуре (44%);
  • краеведение (21%);
  • профориентацию и развитие ученического самоуправления (42%);
  • благоустройство района и развитие интересов детей (40%);
  • защиту прав и интересов детей (16%);
  • организацию каникулярного отдыха (13%).

Педагоги, считают себя готовыми к созданию ячеек уже существующих общественных организаций: пионерских (10%), добровольческих (14%), скаутских (12%) , патриотических (6%).

Выбор приобщение к религии или к политике заявили по 6% педагогов, а к предпринимательству — только 2% респондентов.

Как видим педагоги, считают приоритетными социально значимые направления деятельности ДОО, помощь и забота людям, благоустройство района, реализация досуговых программ, развитие в образовательных учреждениях органов ученического самоуправления.

Информация, полученная от педагогов по вопросу «Что лежит в основе выбора направления деятельности объединения?» позволяет составить преставления о возможных мотивах выбора детьми детского общественного объединения (таблица 1).

Таблица 1. «Что лежит в основе выбора направления деятельности объединения?»

Основания выбора направленийОценка значимости (%)Очень важно, важноТрудно сказатьНеважно, совсем неважноПотребности и интересы детей9064Возможности руководителя721216Желание родителей62362Рекомендация руководителя учреждения483022Решения вышестоящих органов управления образования422830Готовые программы80182Наличие соответствующей информации100—Традиции8614-Необходимость для учреждения, ближайшего социального окружения50428Наличие подобных объединений в округе, районе, городе522820 Из ответов респондентов видно, что при выборе детьми того или иного ДОО определяющим фактором является наличие соответствующего информационного обеспечения (100%), привлекательная для ребенка информация. Далее педагоги отдают предпочтение учёту потребностей и интересов детей (90%), существованию традиций ДОО (86%), наличию методических разработок и интересных программ (80%).

По мнению педагогов, для детей очень важны возможности руководителя (72% ответов), потребности и желания родителей (62%), а также социальная значимость работы объединения (50 %).

% респондентов отмечают, что их не смущает отсутствие подобных объединений в округе, районе. А в вопросах о создании или прекращении деятельности ДОО для 30% педагогов не имеют значение решения вышестоящих органов образования и для 22% педагогов — рекомендации руководителей ОУ.

. Отношение подростков к детским общественным объединениям.

В проведенном исследовании особое значение имело изучение мнения подростков и молодежи о необходимости создания общественных объединений. При проведении опроса выявился уровень понимания подростками специфики детских общественных объединений, уровень знаний о направлениях их деятельности и о потенциальных возможностях для удовлетворения интересов социализации и развития личности, для обогащения опыта социально значимой деятельности.

Всего было обработано 630 анкеты учащихся 6-10 классов:

Первая часть анкет для подростков, также как и для взрослых участников опроса, включала вопросы, направленные на выявление отношения юных респондентов к созданию детских общественных объединений и их мнений о содержании деятельности изучаемых формирований.

На первый вопрос «Как ты думаешь, нужно ли создавать общественные объединения детей и молодежи?» 97% опрошенных подростков дали утвердительный ответ.

Ответы детей на вопрос «Для чего нужны детям общественные объединения?» важны как руководителей детских объединений, так и специалистов, работающих в сфере поддержки и развития детского общественного движения. Ответы подростков могут служить выявлению базовых мотиваций возможного участия их в деятельности различных объединений.

% подростков считают, что детские и молодежные общественные движения необходимы для того, чтобы развивать интересы и способности. Практически в равном соотношении выделяется еще одна ценность детских общественных объединений, которая заключается в том, что они: помогают найти друзей (32 % выборов), способствуют общению между взрослыми и ровесниками (24%), помогают в приобретении навыков организации полезных дел (23%), способствуют расширению кругозора (22%), обеспечивают интересное проведение свободного от уроков времени (15 %), создают условия для проявления своего характера (14%), позволяют содействовать решению проблем детей и подростков (12 %).

Кроме того, в общественных объединениях, по мнению 12 % опрошенных подростков, можно «научить других тому, что умеешь делать сам». Небольшая часть респондентов убеждена, что общественные объединения создаются для разработки социальных проектов (9 %) и могут содействовать детям в реализации их прав (8 %).

Ожидания подростков выражены в ответах на вопрос: «Каким видом общественной деятельности должны, прежде всего, заниматься общественные объединения?». Их ответы имеют определенный рейтинг:

на 1 месте — забота о ветеранах, престарелых, сиротах (42 % ответивших);

на 3 месте — проведение трудовых дел (озеленение, благоустройство, охрана памятников) (33 %);

на 4 месте — оказание помощи в учебе, трудоустройстве (23 %);

далее:

установление контактов с другими организациями (23 %);

организация краеведческой, экологической, правозащитной работы (17%).

выпуск и издание газет, информационных бюллетеней, журналов, альманахов и др. (16 %);

разработка предложений для органов власти по проблемам детей (7 %);

содействие организации ученического самоуправления (7 %);

Сведения о доминирующих направлениях и формах их деятельности ДОО, о массовости детского общественного объединения Купинского района, предполагалось получить, используя ответы подростков на соответствующий блок вопросов. Эту часть анкеты заполняли не все респонденты, а только те кто является членом общественного объединения. К сожалению, это только 5% опрошенных подростков.

Ребята, считающие себя членами детских общественных объединений, в общем-то, неплохо справились с поставленной задачей и четко указали полное название и место базирование своего объединения.

Первое место по частоте упоминаний занимают творческие объединения, второе — спортивные секции, далее — военно-патриотические клубы, и др. В полученном перечне мест базирования ДОО указывается большое количество образовательных учреждений (общеобразовательных, спортивных, музыкальных школ; детских школ искусств).

Любопытно, что в качестве детских общественных объединений подростки воспринимают практически все детские группы, формирования, классы, студии, кружки, работающие в спортивных школах, центрах творчества, школах искусств, и даже неформальные молодежные движения.

Таким образом, с одной стороны, можно с удовлетворением констатировать наличие в округе множества структур, которые непосредственно или опосредованно участвуют в обеспечении образования, воспитания, развития детей, их социального становления, освоения мира многообразных социальных отношений. С другой стороны, имея в виду задачи исследования, следует признать, что большинство ребят не могут отличить общественные объединения детей и молодежи от объединений, организаций, сообществ, формирований других видов и типов (например, объединений дополнительного образования).

Вместе с тем, этот факт может свидетельствовать о специфики развития детского движения в г. Купино и требует дополнительного изучения.

Подросткам показался достаточно интересным вопрос «Какие качества, по-твоему, должны быть у членов общественных объединений?» Респонденты охотно и дружно отметили почти весь перечень предложенных вариантов, создав образ «идеального общественника», которого наделили такими качествами как, активность (68% выборов), организованность (63%), отзывчивость (57%), коммуникабельность (54%), доброта (52%), ответственность (51 %), справедливость (44%), интерес к окружающей жизни (39%), любовь к людям (34%), интеллект (32%), самостоятельность (20%), стремление быть полезным (19%).

От себя подростки добавили такие качества в портрет «идеального общественника» как, «не боится высказывать свое мнение», «целеустремленный», «уверенный в себе», «просто интересный человек».

Проблема роли взрослого в детском объединении также нашла свое отражение в проведенном исследовании. В анкету подростка был включен вопрос «Считаешь ли ты, что взрослые должны участвовать в деятельности детского общественного объединения?». Почти все опрошенные (96%) ответили утвердительно. Тем, кто ответил «да», был задан вопрос: «Какую роль ты отводишь взрослому в детском общественном объединении?»

По представлениям отвечавших на этот вопрос подростков, роли взрослых в детских общественных объединениях можно распределить следующим образом: руководитель — 72%; ответственный за материально-техническую базу — 68%; организатор отдельных дел объединения — 66%; спонсор — 63%; участник дел — 34%; старший друг -33 %.

Таким образом, анализ мнений подростков о детском объединении свидетельствует, о наличии большого интереса детей к различным общественным формированиям, о стремлении участвовать в различных видах и формах общественной работы и социально значимой деятельности, о существовании в г. Купино потенциальной базы для развития существующих и создания новых детских общественных объединений.

Для полноты анализа полученных результатов целесообразным является проведение сопоставления мнений различных категорий респондентов и нахождение точек их соприкосновения по ряду актуальных положений. Так, например, на вопрос «Как Вы думаете, нужны ли детям общественные объединения?» подавляющее большинство всех респондентов, детей и взрослых выразило общее одобрительное отношение (69 % родителей, 88% педагогов, 97% подростков) (таблица 2).

Таблица 2. Данные ранжирования ответов родителей и подростков на вопрос о предназначении общественных объединений.

Ответы родителейВарианты ответовОтветы подростков% ответившихРанг% ответившихРанг521Развивать интересы и способности331432Интересно и полезно проводить свободное от уроков время155403Найти друзей322234Быть полезным другим людям. Организовывать полезные дела.234195Приобщение к решению жизненно важных проблем. Участвовать в решении проблем детей и подростков.126156Иметь возможность содержательного и доверительного общения. Общаться с ровесниками и взрослыми.243107Реализовывать свои права87Просматривается общность взглядов родителей и подростков на социальную значимость общественных объединений. Однако, если для родителей большую ценность имеют возможности ДОО в организации досуговой деятельности, то для подростков гораздо важнее возможность найти новых друзей и общаться со сверстниками и взрослыми в процессе совместной деятельности.

. Отношение руководителей к детским общественным объединениям.

В связи с тем, что выборка среди руководителей ДОО не является репрезентативной (составила всего лишь 16 человек), утверждать, что основная масса руководителей ДОО г. Купино находиться в выявленных мониторингом возрастных границах нельзя.

Большая часть руководителей ДОО основные трудности в своей работе видят в недостаточном финансировании (88%), в низкой активности и инициативности детей (38%), слабом взаимодействии с другими детскими объединениями (31%), разобщенности детских общественных объединений округа (25%).

Анализ ответов руководителей ДОО говорит о том, что во многом деятельность ДОО зависит от поддержки администрации ОУ, где базируется ДОО. Так, 81% респондентов отмечает поддержку администрации как наиболее значимую. На втором месте — поддержка коллег (69%), на третьем — поддержка со стороны родителей детей (38%).

В ходе исследования были выявлены следующие проблемы:

) Правовая основа деятельности ДОО. Не определен статус детского общественного движения. В своей деятельности он должен опираться на ФЗ «Об образовании» или «Об общественных организациях» и «О государственной поддержке общественных организаций». Это мешает в принятии участия в федеральных грантовых конкурсах и получения поддержки из государственного бюджета на развитие институтов гражданского общества. Базирование центра детского общественного движения в муниципальном учреждении в качестве клуба, а не на основе договора о сотрудничестве подчиняет деятельность ДОО структуре управляющей образованием — Департаменту образованию.

) Зависимость и взаимодействие с органами местного самоуправления. Реализуя средства из местного бюджета на исполнение проекта, с одной стороны детское общественное движение выполняет социальный заказ на воспитание, с другой стороны эта финансовая помощь единственное средство для развития движения значит, развитие движения напрямую зависит от финансовых вливаний и разумном их использовании.

) Массовость участников. Проблема массовости не редко рассматривается как проблема эффективности деятельности движения. Заполняя бесконечные отчеты, руководители движения — педагоги клубного объединения указывают различное число участников, мотивируя тем, что движение предусматривает участие любого гражданина заинтересованного в деятельности, таким образом, клубный журнал превращается в список активистов движения, а любой пришедший на акцию или иное мероприятия становится участником детского общественного движения

) Кадровый состав организаторов движения. Основу руководителей движения составляют педагоги прошедшие школу комсомольского и пионерского актива. Молодежь которая действительно является лидерами во многих отраслях общественной жизни не принимает участия в развитии движения, не получают опыт взаимодействия для дальнейшего профессионального рост в качестве социальных лидеров. Причина не достаточная мотивация к участию вследствие мало оплачиваемой профессии педагога дополнительного образования или старшего вожатого.

Детское общественное движение поглощает лишь незначительную часть своих «выпускников», устраивая их в качестве вожатых и в основном в летнее время, остальные участники, обучаясь в школе, либо находят себя в деятельности других организаций, либо остаются наедине с дворовой компанией или компьютером.

) Материально-техническая база. МТ база зависит от местоположения движения. От возможностей школы, учреждения дополнительного образования, наполнения бюджета муниципалитета по необходимым статьям.

Заключение

Общественное движение детей и подростков в России — реально существующий факт. За последние семнадцать лет детские общественные объединения не только стали особым социальным институтом общества, но и на деле доказали свою значимость и роль в процессе социализации подрастающего поколения.

На федеральном и региональном уровнях органы исполнительной власти и детские общественные объединения принимают совместные программы, планы по различным направлениям общественно-значимой деятельности. Обоснование взаимных обязательств во взаимодействии с органами государственной власти позволяет определить цели, задачи, принципы этого взаимодействия, основные мероприятия по их реализации. Государственная поддержка общественных инициатив выражается в долевом финансировании программ и проектов детских общественных объединений, проведением конкурсов социально-значимых проектов.

В то же время, проблема организации деятельности детских общественных объединений остается открытой и злободневной. Причина этого в глубоких социально-экономических изменениях, системном кризисе традиционных институтов социализации молодого поколения (в первую очередь семьи, школы).

Наиболее актуальной и важной становится сегодня тенденция разрыва в преемственности ценностных ориентиров, зачастую огульного отрицания опыта, накопленного предшествующими поколениями в сфере общественной практики организации детского общественного движения.

Время доказало, что успешность совместной деятельности детей и взрослых связана с обозначением категории «поколение». Общеизвестно, поколения являются социальными носителями ценностей, определяющих противоречивые отношения в системе «отцы-дети». Именно детские общественные объединения своей деятельностью способствуют интеграции усилий поколений в поддержке социальной активности юных граждан.

Проведенное социологическое исследование «Мое отношение к общественным объединениям детей» показало высокий потенциал Купинского района для развития детского общественного движения.

Развитие современного детского общественного движения невозможно без определенных, принимаемых детской средой ценностных ориентиров. Исследование обнаружило приоритеты в системе ценностей купинских школьников: любовь к своей стране, доброта, ответственность за свои поступки, забота о других — все это важные предпосылки для развития детского общественного движения как социального и педагогического явления.

Общий позитивный настрой взрослых на принятие воспитательной ценности ДОО составляет реальную основу для развития сотрудничества взаимодействия и социального партнерства образовательного учреждения и ДОО. Существенным является признание подростками возможности вхождения взрослых в детские общественные объединения (96%).

Как показало исследование, взрослые обладают достаточным опытом участия в детских общественных объединениях. Так, более 94% опрошенных были членами общественных объединений в детские и юношеские годы, в настоящее время 87 % входят в общественные организации участвовали в детской организации или занимались общественными делами.

Результаты исследования указывают на необходимость усиления информированности детей и подростков о детском общественном объединении, о действующих детских общественных движениях, о возможных путях и способах проявления детской активности в общественно — значимой деятельности ДОО.

Отличительной чертой детского общественного движения г.Купино является ориентир на привлечение творческих коллективов к участию в общественно- значимой деятельности.

Результаты мониторинга позволяют сделать вывод о необходимости усиления методической работы среди педагогов, руководителей и лидеров ДОО.

Решения этих проблем связано с задачей подготовки кадров организаторов детского движения, разработкой методических и практических рекомендаций. Предлагаемое читателю издание отражает взгляд авторов на наиболее актуальные вопросы, приглашает к самостоятельному поиску в реальной социальной деятельности.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/detskaya-obschestvennaya-organizatsiya/

1.Абросимова Е.А., Шеренги Ф.Э. Правовые инициативы некоммерческих организаций. — М.: МОКБ «Марс», 2002. — 227 с.

2.Алиева Л.В. Детское движение — субъект воспитания: Монография. -М.: Макс-Пресс, 2002. — 224 с.

.Богуславский М.В. Циклы и стадии развития детского движения в XX — первой половине XXI века // Теория, история, методика детского движения. — Кострома, 2002. — Вып. 6. — С. 96-98.

.Богуславский М.В. Детское движение в России: между прошлым и будущим. Монография. — Тверь: Научная книга, 2007. — 112 с.

.Всесоюзная пионерская организация — уроки истории / Ред. и сост. Т.В. Трухачева, А.Г. Кирпичник. — Кострома, 2001. — 215 с.

.Гиль С.С. Педагогика поддержки инициатив молодежи. — М.: Социальный проект, 2003. — 192 с.

.Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. — М.: Владос, 2004. — 160 с.

.Детские общественные объединения Российской Федерации: Справочник. — М.: Логос, 2004. — 208с.

.Дружинин В.В. Детское движение в России: Историко-теоетический аспект.- М.: Логос, 2004.- 244 с.

.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования: Документы и материалы / Ред.-сост. Э.Д. Днепров, 2002. — 332 с.

.Кульпединова М.Е. Воспитание личности в деятельности детских общественных объединений: концептуальный подход / Теория и методика детского движения. — Кострома, 2002. — С. 119-124.

.Липский И.А. Технологии реализации целей и ценностных ориентаций в социально-педагогической деятельности. — Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. — 32 с.

.Никитина Л.Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов. -М.: Академический Проект, 2003. — 272 с.

.Никитина Л.Е., Липский И.А. Полифункциональная структура воспитательного процесса в системе образования. // Дополнительное образование. — №8. — 2003. — С.4-15

.Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. — М.: Академический Проект, 2001. — 304 с.

.Плоткин М.М. Социальное воспитание школьников: Монография. -М.: Изд-во Института педагогики социальной работы, 2003. — 200 с.

.Радина К. Д. Общее и особенное детского движения и структур образования / Теория и методика детского движения. — Кострома, 2002. -С. 86-90.

.Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: социальная системология. — М.: Наука, 2003. — 524 с.

.Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненная стратегия личности (Опыт комплексного анализа).

— М.: Независимый институт гражданского общества, 2002. — 259 с.

.Рожков М.И., Бойбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учебное пособие. — М.: Владос, 2004. — 382 с.

.Состояние и перспективы развития детского и молодежного общественного движения в Российской Федерации: Научно-методический сборник/ Временный творческий коллектив Национального совета молодежных и детских объединений России под руководством А.В. Соколова. Научный редактор-составитель С.В. Тетерский. — М.: Логос, 2005. — 248 с.