По русской литературе : «ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОМАНТИЗМЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БАЛЛАДЫ (В.А ЖУКОВСКИЙ «СВЕТЛАНА»)

О творчестве В.А. Жуковского на сегодняшний день написано немало научных работ, рассматривающих его с разных точек зрения. Все исследователи безоговорочно подтверждают огромное значение творчества и всей просветительской деятельности этого поэта для развития русского романтизма и всей русской литературы в целом. Вот что писал о нем В.Г. Белинский: «Неизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе!.. Подвиг, которому награда – не простое упоминание в истории отечественной литературы, но вечное славное имя из рода в род». В.Г. Белинский был одним из первых известных русских критиков и исследователей, проанализировавших творчество В.А. Жуковского, утверждавшим, что именно Жуковский «привел в русскую поэзию романтизм путем подражания и заимствования – единственно возможного пути для литературы, не имевшей корня в общественной почве и истории своей страны». В.А. Жуковский внес огромный вклад в формирование поэтики романтизма. В «музыкальной» лироэпике Жуковского традиции классицизма уживались с новыми, романтическими принципами. Поэт в основном отошел от жанра стилизованных под простонародность песен, хотя умеренно использовал фольклорные приемы. Романтизируя жанр, он делал его психологизм утонченным, но и философскую этическую тенденцию акцентировал все сильнее. Психологически-этическая емкость отличает его баллады – музыкальные, изящные. Баллады занимают значительное место в творчестве поэта. Песенное начало в поэзии романтика Жуковского особо возвышенное, сущностное. Музыкальное искусство, ориентированное на уловление созвучий, повторов, слышание звуковых вариаций и вариантов, организует поэтику его лироэпики в целом. Его баллады включают, как правило, разнотипные повторы – анафоры, эпифоры, лексические, синтаксические повторы, вариации одних и тех же образных, сюжетных мотивов внутри отдельного произведения и цикла в целом.

объектом исследования

Целью настоящего исследования

Основные задачи работы

методов исследования

1) метод научного описания со всей совокупностью его приемов;

2) сравнительно-исторический метод;

30 стр., 14722 слов

Особенности собирания и исследования устного народного художественного ...

... исследования устного народного художественного творчества в России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: Изучить и проанализировать литературу по теме курсовой работы. Проанализирова понятие устного народного творчество ... [27]. Заговор вошёл в литературу, что свидетельствует о силе его художественного воздействия (Жуковский «Светлана», Пушкин гадание Татьяны, заговорную ...

3) культурно-исторический метод; 4) метод выборки.

ГЛАВА.1МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ В.А.ЖУКОВСКОГО

1.1.Романтизм как идейное и художественное направление конца XVIII начала XIX века.

Этимология понятия «романтизм» отсылает к области художественной литературы. Первоначально слово romance в Испании означало лирическую и героическую песню — романс; затем большие эпические поэмы о рыцарях; впоследствии оно было перенесено на прозаические рыцарские романы. В 17 в. эпитет «романтический» (фр. romantique) служит для характеристики авантюрных и героических произведений, написанных на романских языках, в противоположность тем, которые написаны на языках классических. В 18 в. это слово начинает употребляться в Англии применительно к литературе Средневековья и Возрождения. Одновременно понятие «romance» стали использовать для обозначения литературного жанра, подразумевающего повествование в духе рыцарских романов. Да и в целом во второй половине этого же столетия в Англии прилагательное «romantic» описывает все необычное, фантастическое, таинственное (приключения, чувства, обстановку).

Наряду с понятиями «живописное» (picturesque) и «готическое» (gothic) оно обозначает новые эстетические ценности, отличные от «универсального» и «разумного» идеала прекрасного в классицизме[1].

Хотя прилагательное «романтический» начинает использоваться в европейских языках, по меньшей мере, с 17 в., существительное «романтизм» первым ввел в обиход Новалис в конце 18 в. В конце 18 в. в Германии и в начале 19 в. во Франции и ряде других стран романтизм становится названием художественного направления, противопоставившего себя классицизму. Как обозначение определенного литературного стиля в целом его концептуализировал и популяризовал А. Шлегель в лекциях, которые он читал в конце 18 — начале 19 в. Йене, Берлине и Вене («Лекции об изящной литературе и искусстве», 1801—1804).

В течение двух первых десятилетий 19 в. идеи Шлегеля распространяются во Франции, Италии и Англии, в частности, благодаря популяризаторской деятельности Ж. де Сталь. Закреплению этого понятия способствовала конечно работа И. Гёте «Романтическая школа» (1836). Термин «романтизм» обрел в это время и более широкое философское истолкование, и познавательное значение. Романтизм в период своего расцвета создал собственное направление в философии, теологии, искусстве и эстетике. Особенно ярко проявившись в этих областях, романтизм не миновал также историю, право и даже политэкономию. Конечно, будучи столь всеобъемлющим течением, романтизм очень разнообразен. Может быть, принципиальным антиуниверсализмом романтизма и акцентированной свободой самовыражения объясняется тот факт, что в среде романтиков был необыкновенно высок удельный вес фигур выдающихся. В свою очередь, великие, в отличие от эпигонов, труднее поддаются стандартизации. И в результате романтизм вмещает в себя так много (уже не говоря о столь многих), что провоцирует на прямо противоположные интерпретации. Его практически непродуктивно квалифицировать по стилистическим и даже идеологическим версиям; скорее можно говорить о различиях по странам (национальных характеристиках) и тесно связанной с ними «специализации» по областям знания.

10 стр., 4865 слов

В каких видах искусства проявляется романтизм. Романтизм как ...

... В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в ... Робеспьером и палачом живописи». Новое направление, данное живописи, к которому быстро ... уже порядком подготовляли вторую революцию. Живопись, которая послушно следовала ...

Западная Европа в это время была уже достаточно целостным культурным ареалом, и взаимодействие романтических школ оказалось весьма прихотливым. В пространственных координатах мы бы выделили в качестве основополагающих немецкий, французский и английский варианты романтизма. Задавая тон в европейском искусстве и общественной мысли, эти национальные версии по-разному проявлялись в разных областях знания. Так, в Германии «романтичнее» других были философы, в то время как во Франции возникла блестящая плеяда историков-романтиков. В области литературы, живописи или музыки выделить «национального» лидера затруднительно. Что же касается архитектуры, то в этой сфере, помимо возрождения предшествующих стилей, сугубо романтической новации ей, кажется, следует признать только эстетизацию руин. «Пестрота» романтизма во многом обусловлена тем, что это направление с самого начала формировалось под воздействием принципиально различных идейно-политических факторов. С одной стороны, романтизм явился квинтэссенцией антипросветительского движения, прокатившегося на рубеже 18—19 вв. по всем европейским странам. В этом смысле классической страной романтизма была Германия. Антипросветительский дух немецкого романтизма во многом связан со спецификой немецкой философской и научной мысли, которая разительно отличалась от основной идейной традиции 18 в.

в Западной Европе. Не философский материализм, рационализм и эмпиризм просветителей, а символизм, органология, мистицизм привлекали новое поколение немецких мыслителей. С другой стороны, «в явлении романтизма мы обнаруживаем людей, устанавливающих заново отношения со своим прошлым после шока Французской революции», что кардинально определило его природу и динамику. Однако не следует забывать, что романтики прошли не только через революции, но и через реставрации, их «веком» был довольно короткий, но необычайно динамичный период 1789—1848 гг. с бурными потрясениями европейского порядка, войнами, национально-освободительными движениями и недолгими паузами политического затишья. Если на первом этапе романтизм вдохновлялся пафосом революции, то на втором — бурно реагировал на ее последствия.

1.2 Основные принципы романтизма.

Романтизм направление в искусстве конца XVIII – первой четверти XIX в., выступающее против канонов классицизма и характеризующееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. 2. Направление в искусстве, проникнутое оптимизмом и стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека. 3. Умонастроение, мироощущение, проникнутое идеализацией действительности, мечтательной созерцательности. Романтические настроения и переживания издавна влекли к себе поэтов, прозаиков, художников, композиторов, находили воплощение в разных видах искусства и в разные периоды времени. Особенно значительную, даже решающую роль сыграли они в судьбе одного из крупнейших художественных направлений, которое и получило название романтизма. Романтизм возникает в странах Западной Европы на рубеже XVIII–XIX веков как реакция на последствия Великой французской революции (1789–1794г.г.).

4 стр., 1864 слов

Этапы развития русского романтизма XIX — нач. XX веков

... русского балета, в котором драматическая сущность сюжета раскрывается симфоническими средствами. 2. Ранний романтизм В XIX веке ... открыто выраженной социально-критической направленностью. Вместе с тем, у композиторов «Могучей кучки» проявлялась тенденция к ... важнейший исторический этап в развитии русской музыки. Опираясь на традиции Глинки и Даргомыжского, композиторы - «кучкисты» обогатили ...

Разочарование вызвал новый буржуазный общественный строй. Власть золота, перед которым не имели силы духовные человеческие ценности, породила сомнение в возможности преобразовать мир на разумных началах. Идеал справедливого мира стал казаться неосуществимым. На этом настроении и складывается романтизм — выражение неудовлетворенности действительностью, которое определило новый характер искусства во всех его видах и жанрах. В целом западноевропейский романтизм существует как литературное направление до 30-х годов XIX века, когда на смену ему приходит критический реализм. Характерной чертой романтизма является крайняя неудовлетворенность действительностью, противопоставление ей прекрасной мечты. Внутренний мир человека, его чувства, творческую фантазию романтики провозгласили подлинными ценностями, в противоположность ценностям материальным. Отличительной особенностью романтического творчества является ярко выраженное отношение автора ко всему, что изображается в произведении. Романтиков властно влекли к себе фантастика, народные предания, фольклор. Их манили дальние страны и минувшие исторические эпохи, прекрасный и величественный мир природы. Излюбленные жанры романтической литературы – фантастические повести и драмы, волшебные сказки, где действуют чудесные силы, добрые и злые волшебники. Романтические герои всегда в конфликте с обществом. Они – изгнанники, странники. Одинокие, разочарованные, герои бросают вызов несправедливому обществу и превращаются в бунтарей, мятежников. Романтики видоизменили и обновили старые жанры, создали новые – такие, как исторический роман, лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть-сказка. Они открыли бесценные сокровища народного искусства, сблизили литературу с фольклором.

Основные принципы романтизма:

1.3.

Русский романтизм 19 века зародился под непосредственным влиянием западноевропейской литературы. Однако, несмотря на это, он имел свои характерные черты, которые отслеживались еще в предыдущих периодах. Данное художественное явление в России в полной мере отражало всю неприязнь передовиков и революционеров к господствующей буржуазии, в частности, к ее образу жизни – разнузданному, безнравственному и жестокому. Русский романтизм 19 века был прямым следствием бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны. В литературе того времени выделяется два направления: психологическое и гражданское. Первое было основано на описании и анализе чувств и переживаний, второе же – на пропаганде борьбы с современным обществом. Общей же и главной идеей всех романистов служило то, что поэт или писатель должен был вести себя согласно тем идеалам, которые он описывал в своих произведениях .

Особенности русского романтизма:

1. Русский романтизм – хронологически более позднее явление, чем европейский. Он переживает становление в 1810 – 1820 гг. Это эпоха национально-освободительных движений, Отечественной войны 1812 г., эпоха надежд, веры в будущее возрождение России. Русский романтизм был более связан с идеями Просвещения. В это время европейский романтизм переживает кризис; 2. Для русского романтизма неизменной остаётся сила разума; 3. В европейском романтизме нравственная проблема противопоставлена эстетической. Развитие буржуазных отношений и культа расчёта не позволяет связать искусство с нравственностью. Взаимодействие эстетики и этики – главная черта русского романтизма. Можно говорить о своеобразном феномене калокагатии. В европейском романтизме эстетика становится самоцелью; 4. В русском романтизме редуцирован индивидуальный момент. Европейский герой-индивидуалист бежит из общества. Русский герой в силу итогов войны 1812 г. тяготеет к народу. Идеи народности, национального искусства являются основополагающими для романтиков. Для романтиков особо острой является проблема «героя нашего времени»; 5. Этический пафос противопоставлен плотским темам.

15 стр., 7032 слов

Жуковский ВА — поэт-лирик

... других каких-нибудь поэтов Германии и Англии : нет, Жуковский был переводчиком на русский язык романтизма средних веков, ... лирика, баллады, переводы. Более половины написанного Жуковским составляют переводы с древнегреческого, итальянского, английского, немецкого... Жуковский открыл ... менее основным жанром его лирики была элегия. Можно выделить несколько наиболее важных для Жуковского аспектов его ...

Для русских романтиков любовь – особое таинство, наполненное целомудрием; 6. В русском романтизме идея свободолюбия была связана с идеями отмены крепостного права, реформ в обществе. Кроме декабристов, пафос свободолюбия разделяли и другие романтики. А.М. Горький выделял прогрессивный или гражданский романтизм и реакционный или психологический романтизм. Эта концепция повредила изучению творчества романтиков. Но все, же романтизм – сложное и неоднородное явление. В. А. Жуковский — первый русский поэт-романтик, человек, сыгравший выдающуюся роль в формировании романтического направления в русской литературе. В пору своего литературного ученичества Жуковский испытал большое влияние Карамзина, был поклонником западноевропейской сентиментальной и предромантической поэзии Юнга и Грея. Рано проявилась отличительная черта творчества поэта — культ душевной чистоты, мягкосердечия, человеколюбия и смирения. В1802 году Жуковский перевел элегию английского поэта-сентименталиста Томаса Грея «Элегия, написанная на сельском кладбище». Так в русскую поэзию пришел новый тип лирического героя — меланхолически задумчивого, сосредоточенного на своем внутреннем мире, обращенного к мыслям о вечном. Начиная с 1808 года в стихотворениях Жуковского преобладает не сентиментальное, а романтическое начало. В любовной лирике поэта отчетливо звучит романтическая идея «двоемирия», концепция «лучшего мира», возникают мотивы несбыточной мечты, трагической любви, несовершенства земной жизни («Мой друг, хранитель-ангел мой…», «К Нине», «Путешественник», «К ней», «Желание», «Певец», «Пловец», «Мечты»).

Любовь в творчестве Жуковского — высшее из земных чувств. Счастье недостижимо в реальной жизни: «О милый друг, нам рок велел разлуку…», однако любовь всесильна, «ни времени, ни месту не подвластна», поскольку в «лучшем мире», вне пределов несовершенного земного бытия гармония неизбежно будет обретена: «Есть лучший мир; там мы любить, свободны» («Песня»).

Творчество Жуковского многое предопределило в последующей русской поэзии, в русской жизни в целом. Именно в его творчестве поэта и переводчика произошло соединение русской литературы с мировым художественным развитием, с его имени начинается «золотой век» русской культуры. Среди русских писателей первым поэтом-романтиком, органично воспринявшим и развившим традиции нового литературного направления, несомненно, следует назвать В. А. Жуковского. Одним из излюбленных жанров этого поэта была баллада — жанр, весьма популярный в средние века. Баллада — это поэтическое произведение, в основе которого лежит сюжет исторического, фантастического, фольклорного, бытового характера. В средние века баллады пели под аккомпанемент музыкальных инструментов. В поэзии Жуковского четко прослеживается связь с песенной традицией Средневековья: баллады русского романтика мелодичны и музыкальны. Творчество Жуковского также тесно связано с творчеством европейских романтиков: большинство сюжетов заимствовано из произведений Ф. Шиллера, И. В. Гете и других известных авторов. Однако вольный перевод или переработка какого-либо произведения Жуковским привносили в баллады индивидуальное восприятие и переживания русского поэта, подчас раскрывая новые стороны того или иного сюжета. Тема столкновения человека с таинственными стихийными существами — русалками, ундинами, Лесным царем — не раз звучит в балладах Жуковского. Подобные мотивы были распространены в легендах Средневековья, в которых многие поэты-романтики черпали вдохновение. Мотивы, характерные для романтизма: действие разворачивается на живописном фоне природы, в событиях принимают участие таинственные существа, кроме того, балладам присущ особый мрачный колорит, который также является следованием романтическим традициям.

15 стр., 7393 слов

Анализ баллады светлана жуковского

... что происходит и по сей день. Таким образом, на первый план в балладе «Светлана» выходит религиозная проблематика. Жуковский поднимает в произведении проблему суеверного невежества, актуальную для ... наиболее русской, Жуковский не лишает её и одного из основных мотивов немецкого народного творчества — умыкания невесты мертвецом. Таким образом, фантастическое в балладе «Светлана» принадлежит двум ...

2. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ БАЛЛАДЫ В.А.ЖУКОВСКОГО «СВЕТЛАНА».

2.1.Исследование жанра баллада в творчестве В.А.Жуковского

Баллада (от франц. ballade – танцевальная песня) – жанр лиро-эпической поэзии: повествовательная песня или стихотворение относительного небольшого объёма, с динамичным развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Часто в б. присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговорённого, даже трагически неразрешимого. По происхождению б. связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Лиро-эпический жанр – жанр, в котором сочетаются черты эпического и лирического родов литературы: лиро-эпическое произведение – сюжетное произведение, повествование о событиях, поступках и переживаниях героев, написанное в стихотворной форме. Л.-э. ж. – исторически сложившийся тип художественного произведения, для которого характерны отчётливо выраженные мысли и чувства автора-повествователя, вызванные картинами жизни, характерами и поведением действующих лиц. Баллада – малая лиро-эпическая форма. Любимый жанр романтиков – баллады с поэтикой ужасного в основе. Жанр был переведён из периферии в центр. Это лиро-эпический жанр (сюжетность, повышенный лиризм, субъективность, психологические мотивы).

Внешние законы бытия: судьба, рок. Двоемерие: противопоставление мира реального и мира мистического (потустороннего).

Древний жанр. Часто используются фольклорные сюжеты. Характерная черта баллады – разомкнуть время до вечности (подать его как циклическое).

События перед лицом вечности и лирического пространства, с другой стороны – конкретная эпоха. Жуковский – родоначальник русской романтической баллады. В его поэзии полно проявились характерные черты этого жанра (опора в развитии сюжета на национальное предание, на поверья и т.п.), наличие фантастики, необычность событий, происшествий с участием сверхъестественных сил, действия которых причудливым образом сливаются с фактами реальной действительности, стремление автора в осмыслении жизни придерживаться взглядов изображаемого времени. Все названия баллад условны и связаны с тем, какой сюжет развивается в балладе. Подзаголовок «русская баллада» подчеркивал также переделку средневековой баллады в национальном духе. В «русских балладах» Жуковский воскрешает старинный мотив народных исторических и лирических песен: девушка ждет милого друга с войны. Сюжет разлуки влюбленных необычайно важен, потому что в нем живет народная мораль, принимающая часто наивно-религиозную форму. Все баллады объединяются гуманным миросозерцанием, общим для жанра в целом. В литературной балладе любое историческое или легендарное предание может стать сюжетом, в том числе современное (например, «Ночной смотр» Жуковского и «Воздушный корабль» Лермонтова).

11 стр., 5174 слов

«Альпийская баллада» В. Быкова — гимн любви

... им. Добродетель и гуманность торжествуют и тогда, когда персонажи баллад решаются на античеловеческие поступки. Сочинение Жуковский и его лирика Жуковский был первым, кто внес в нашу литературу романтическое ... повелевающую ждать жениха, не выдержала испытание разлукой. И счастье от нее отвернулось. Светлана, напротив, несмотря на страшные видения, не потеряла надежды. И награда ей не ...

Историческое время и историческое место действия в балладе условны. Такие события, которые произошли, например, в средневековье, могли быть в литературной балладе приурочены и отнесены к античности, к Греции или Риму, к современной России и вообще к выдуманной, небывалой стране. На самом деле все действие совершается вне истории и вне конкретного пространства. Время и пространство баллады – это вечность, живущая по постоянному графику: утро, день, вечер, ночью Все временное, исторически преходящее отступает на второй план. Точно так же пространство баллады – весь мир, вся вселенная, у которой тоже есть свои постоянные места – горы, холмы, реки, равнины, небо, леса. Они опять-таки не прикреплены к какой-либо одной стране. Действие баллады развертывается на виду всей вселенной, как во времени, так и в пространстве. Человек в балладе поставлен лицом к лицу с вечностью, со всей судьбой. В таком сопоставлении главную роль играют не его социальное или материальное положение, знатен он или незнатен, богат или беден, а коренные свойства и всеобщие чувства. К ним относятся переживания любви, смерти, страха, надежды, гибели, спасения. Все люди бывают, недовольны, и время от времени из их уст раздается ропот, все на что-то надеются, чего-то опасаются, испытывают время от времени страх, и все знают, что рано или поздно умрут.

В большинстве баллад Жуковского герой, героиня или оба персонажа недовольны судьбой и вступают с ней в спор. Человек в балладе отвергает свою судьбу, а судьба, становясь еще более свирепой, настигает его и является в еще более страшном образе. Лучшая баллада В. Жуковского – «Светлана» (1813).

В сюжетном плане она связана с «Ленорой» Бюргера. В ней много характерных для романтизма «балладных ужасов»: поездка невесты с мертвым женихом на лихих конях на венчанье. Суженый Светланы, бледный и унылый, всю дорогу молчит, над санями, свистя крылом, вьется «черный вран» и «каркает: печаль» и т.д. События развиваются в обстановке таинственности и роковых предчувствий. Вместе с тем в балладе налицо национальный колорит. Действие происходит на святки. Девушки гадают, поют подблюдные песни. Образ Светланы выдержан в духе патриархальных народных традиций. Героиня Жуковского суеверна, покорна своей судьбе, и она награждается за свою покорность провидению, за доверие к жизни. Поэзия Жуковского – сплав самых различных настроений. Чувство скорби соседствует в ней со светлой верой в возможность человеческого счастья. При всей своей неустроенности жизнь, по мнению поэта, прекрасна, и поэтому, «благ зиждителя закон». В ней есть такие источники радости, как любовь, красота природы, которые скрашивают тяготы социального существования . Жуковский начал с русских баллад. В них господствовал тон меланхолической любви, наслаждения печалью, который распространился затем на античную и средневековую баллады. постепенно тема любви уступила место нравственно-гражданским, моральным мотивам, выдержанным, однако, в лирическом ключе.

20 стр., 9950 слов

Данной курсовой работы «Музыка поэтического слова в балладах ...

... слово», «романтизм», «баллада»; изучить своеобразие романтизма В.А. Жуковского; проследить эволюцию «музыкального» жанра – баллады в творчестве В.А. Жуковского; выявить особенности поэтики баллад: проанализировать «музыку» слова ... образ, и т.д.) – выявить основные средства создания «музыкальности» баллад В.А. Жуковского. методов исследования 1) метод научного описания со всей совокупностью его ...

Его баллады — оригинальные для времени творчества поэта роман­тические произведения. Наш поэт придал русской балладе, которая была уже изве­стна, художественную выразительность и новое очарование. Он оживил поэтические возможности, заложенные в старинный жанр. Его баллады не только лиро-эпические произведения. Их острый драматизм пластически-музыкальный; движение чело­века в малом пространстве весьма занимает поэта. Психологи­ческий анализ внешне выразителен, «невыразимое» выявля­ется на «языке тела». И в этой пластике движений, и в музыке стихов, имитирующих музыкальные инструменты и танцы, — особый лиризм баллад. Лирика романтична философия бал­ладных имен, выявляющих человеческие характеры, отноше­ния, судьбы, имя приобретает символический смысл. Всего Жуковский написал 39 баллад. Основная тема – тема любви, безнадёжная тоска по счастью, грусть, религиозные настроения. У В. Жуковского три типа баллад: 1. «Русские» — «Людмила», «Светлана» (гадание под Крещение, сюжет немецкой баллады Ленора (немецкий фольклор)). 2. «Античные» — «Ахилл», «Кассандра», «Ивиковы журавли» и др. Античная мифология в балладе – нововведение. 3. «Средневековые» — «Поликратов перстень», «Замок Смальгольм», «Иванов вечер». Первые баллады Жуковский создал в 1808 году (начало профессиональной деятельности Жуковского-писателя, становится соредактором «Вестника Европы») – переводная «Людмила» и замысел оригинальной «Светланы» (начало «личного» жанра).

Баллада появляется в творчестве Жуковского на фоне предшествующих поэтических находок. «Сельское кладбище» и «Вечер» обозначали направление развития русской элегии. В 1806 году лирический репертуар Жуковского включил также комплекс ролевой лирики – с определяющей любовной темой. Таким образом, возникает авторский контекст для разработки нового жанра. Если в начале 1800-х фоном элегических текстов являлась моралистическая поэзия, наследующая традиции XVIII века, то теперь фоном баллады стали элегия и любовная лирика. Герои баллад отчётливо соотносились с лирическим героем Жуковского. Обращение к балладе означало обращение к иному типу лирического повествования. Эпический потенциал баллады расширял поэтические возможности Жуковского. Но, с другой стороны, баллада может быть в определённом отношении сближена с «ролевой лирикой» (через особенности сюжетного репертуара и персонажной организации).

Ранние баллады – преимущественно лирические. Эстетика баллад та же, что и эстетика «Вечера»; в них те же мотивы, то же мировоззрение, тот же стиль, тот же слог, та же семантика, та же мелодия стиха, те же «пейзажи души». Правда, в них есть сюжет, которого нет в лирике, но и в них сюжет самое второстепенное дело, а лирикой являются и они. Весь Жуковский – лирик, и в этом отношении «Эолова арфа» мало чем отличается от «Сельского кладбища». Как чаще всего бывало у Жуковского, новый жанр для него начинается с перевода – с бюргеровой «Lenore», затем – «Светлана» (имя искусственное, его фонетический облик «рифмуется» со святками). Балладная поэтика чудесного у Жуковского органично входила в его эстетическое

6 стр., 2729 слов

Рассуждение Как в лирике Жуковского проявляются черты романтизма?

... (по балладе В. А. Жуковского «Светлана») — сочинение Сверхъестественный ход событий в балладе Жуковского «Светлана» Тема судьбы в одной из баллад В.А.Жуковского («Светлана») — сочинение Поэзия и жизнь в балладе «Светлана» В. А. Жуковского Сентиментальный идеал верной любви в балладе «Светлана» Природа и человек в романтической лирике Жуковского (сочинение) LiveInternetLiveInternet Цитата ...

сознание. Он пытался обобщить свой опыт, соотнести его с опытом других.

Таинственное, чудесное для «русского балладника» — средство активизации воображения, внимания к тому, что заключает в себе «некоторую неясность», «приводит душу в большее напряжение». В отличие от Шатобриана Жуковский более трезв в определении таинственного, отделяя его от мистических тайн.

Проблема таинственного для него связана «не с отказом от рационалистически упорядоченных представлений об окружающем человека мире, от его оценки с точки зрения традиционных понятий, с позиции обыденного сознания».

Программный антирационализм подчеркнут выделением слова «чувство». Но Жуковский чувственное познание не ограничивает только сферой таинственного. Более того, он отдает предпочтение ясным чувствам, «с которыми соединена какая- нибудь ясная полная идея». Все это позволяет говорить об особой природе чудесного у Жуковского. Для него таинственное, чудесное — поэтический прием, средство возбуждения сильных чувств, воздействия на воображение.

В балладном мире Жуковского 1808-1814 гг. — действительно «большие чудеса», но они существуют во много как спутники снов, легенд, мифов. Установка на легендарность — важнейшая черта баллад Жуковского. Отдаленность действия во времени (античность, древняя Русь, средневековье), установка на сказовость в историях о погибших героях — характерные моменты поэтики баллад. Оживление отжившего, рассказывание «повести прадедовских лет» определяет позицию автора, который с улыбкой смотрит на чудеса своих баллад, к чему призывает и читателей.

Эту особенность балладного мира Жуковского, «балладный оптимизм», точно определил Г.А. Гуковский: «Но баллада Жуковского — это именно сон души, и сон не настоящий, а произвольный; это — как бы страшный сон, рассказанный проснувшимся человеком, стряхнувшим кошмар <…> над всем ужасом звучит торжествующий голос поэта, человека-творца, своим творчеством победившегоужас, потому что он сам создал его, овладел им».

2.2.Формы выражения авторской позиции в балладе В.А.Жуковского «Светлана»

Самой любимой, самой задушевной балладой, как отмечал сам Жуковский, была баллада «Светлана», написанная Жуковским в 1811 г. После ее появления Жуковский для многих читателей стал «певцом Светланы». Баллада сделалась особо значимым фактом и его собственной жизни. Он не только помнит о Светлане, но и воспринимает ее словно бы реально, посвящает ей стихи, ведет с ней дружеские, задушевные беседы:

Милый друг, спокойна будь,, Безопасен здесь твой путь:, Сердце — твой хранитель!, Все судьбою в нем дано:

Будет здесь тебе оно

К счастью предводитель.

(«Светлане»)

Баллада «Светлана» Жуковского, по сравнению с его же «Людмилой», в большей степени народна. Народные элементы в ней и более заметны, и более органичны. Они отнюдь не сводятся только к ритмическому строю баллады, и ее хореическому народно-песенному стиху. В «Светлане» чувствуется общая атмосфера народности; в ней черты народного быта, народные обряды; чуть стилизованные, но народные в

своей основе склад речи и форма выражения чувств. Ощущение атмосферы народности возникает уже с самых первых стихов баллады:

Раз в крещенский вечерок, Девушки гадали:, За ворота башмачок,, Сняв с ноги, бросали;, Снег мололи; под окном, Слушали; кормили, Счетным курицу зерном;, Ярый воск топили;, В чашу с чистою водой, Клали перстень золотой,, Серьги изумрудны;, Расстилали белый плат,

И над чащей пели в лад

Песенки подблюдны .

Баллада «Светлана» романтическая не только благодаря предметам народности, но и по другим признакам. В ней характерный романтический пейзаж — вечерний, ночной, кладбищенский — сюжет, основанный на таинственном и страшном (такие сюжеты любили немецкие романтики), романтические мотивы могил, оживающих мертвецов и т.д. Все это выглядит отчасти условным и книжным, но совсем не как

книжное воспринималось читателями. Условно-книжный, в известном смысле сказочный мир согрет авторской верой в истинность воображаемого и любовью к героине, неизменным и сердечным авторским сочувствие к ней. Они-то и сообщают и самой героине, и всему, что с нею связано, все черты живой жизни. Сказка, сказочная история, рассказанная автором, силою его любви делается как бы подлинной, делается реальнее самой каждодневной реальности. Высокая, внутренняя правда и теплый лиризм доброй сказки — вот главные ощущения, которые вызывает в читателе баллада «Светлана». Баллада богата символикой русского фольклора. Например, ворон – вестник смерти, избушка, дающая отсылку к Бабе-Яге, чьё жилище находится на границе мира живых и мёртвых. Голубь в балладе символизирует Святого Духа, который подобно Ангелу спасает Светлану от мрака ада. Пенье же петуха развеивает чары ночного мрака, возвещая о рассвете — всё возвращается на круги своя.

В «Светлане» и в некоторых других балладах вера в доброе выступает у Жуковского не только в сказочной, но и отчасти в религиозной форме, однако существо этой веры не в одной религиозности, а еще больше в глубокой человечности Жуковского.

В конце баллады звучат слова с несомненно религиозно-дидактической окраской:, Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье., Благ зиждителя закон:, Здесь несчастье — лживый сон;, Счастье — пробужденье».

В стихотворении отражено и религиозное сознание Жуковского, и его глубокий оптимизм, в основе которого — сильное желание добра и радости для человека. У Жуковского — религиозный оптимизм и не менее того — добрый, человеческий оптимизм. Последний делает Жуковского близким и дорогим нашему современному читателю.

Если в «Светлане», при общем поэтически-светлом ее колорите, почти не ощущается страшное в сюжете — страшное смягчалось складом легкого повествования и легкого стиля — то в таких балладах, как «Варвик», «Адельстан», «Замок Смальгольм»,

поэтика ужасного является во многом определяющей и стилеобразующей.

Поэтика ужасного — это тоже примета романтизма, хотя совсем не обязательная для всех его течений и разновидностей. Немецкий романтизм явно тяготел к изображению ужасного и утверждал право на такое изображение в своей эстетике. В этом отношении Жуковский, в отличие от большинства других русских романтиков, находился под несомненным воздействием немецкой романтической мысли.

Никто не превзошел Жуковского в этом жанре, он так и остался поэтом-балладником, говорящим чудесными, фанта­стическими, ужасающими и прекрасными образами грациоз­но-музыкальным языком большие истины о морали человека. Говоря о поэтической системности баллад В.А.Жуковского, необходимо заметить не только общие мотивы, идеи, но и средства создания поэтической магии настроения. Эмоциональное воздействие для балладника важнее всяких размышлений и морали. Показывая героя в состоянии аффекта, экстремальной ситуации, поэт нагнетает настроение. Возникает музыка баллады, создающая единство настроения за счет звукообраза. Это звуковой ряд в балладной системе Жуковского, передающий доминирующее настроение и создающий выразительную, образную основу чувства.

2.3.Разработка урока литературы при изучении баллады В.А.Жуковского «Светлана».

Тема: В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»

Цель урока

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с балладой В.А.Жуковского «Светлана»

  2. Выявить характерные признаки жанра и литературного направления на примере изучаемой баллады

  3. Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста

  4. Познакомить учащихся с некоторыми биографическими данными В.А.Жуковского

  5. Провести словарную работу над терминами баллада, композиция, романтизм

  6. Способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей у учащихся

Методические приемы

Оборудование:

Этапы урока :

  1. Организационный момент урока

— Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

  1. Сообщение темы урока

— Сегодня урок мне хотелось бы начать с вопроса

— Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина?

3. Повторение изученного. Подготовка к восприятию нового.

Вспомните, основоположником, какого направления в литературе был В.А.Жуковский?

Вспомните, каковы особенности русского романтизма? (СЛАЙД № 3)

Вспомните жанры произведений, свойственных для романтизма Жуковского? (Элегия, баллада)

Что такое баллада? (Небольшое стихотворное произведение исторического, мифического или героического содержания) (СЛАЙД № 4)

С какими балладами Жуковского мы уже знакомы? («Лесной царь», «Кубок ») (СЛАЙД № 5)

  1. Сообщение темы и целей урока .

К сегодняшнему уроку вы самостоятельно знакомились с текстом баллады В.А. Жуковского «Светлана». (СЛАЙД № 6) И сегодня на уроке мы с вами займемся анализом этого произведения.

2.Проверка индивидуальных домашних заданий

— Два ученика получили индивидуальные домашние задания, дадим им слово.

— Первое задание — найти информацию о том, кому В.А. Жуковский посвятил это произведение

— Второе задание – вспомнить характерные признаки баллады.

  1. Анализ произведения

  1. Исследовательская работа

— А теперь поработаем с текстом баллады «Светлана».

Задание первому варианту – найти в тексте баллады 1 и 3 признаки, второму – 2 и 4 признаки.

— Ответ 1 варианта на 1 вопрос (СЛАЙД № 9,10,11,12,13).

(Дети называют части композиции, попутно вспоминаем, что они обозначают)

— Что такое экспозиция? Завязка? Развитие действия? Кульминация? Развязка?

(Ответ учащихся)

В тексте:

Экспозиция- действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.

Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружками своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.

Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…

Кульминация – мертвец в гробу – ее жених.

Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым

— Каков символический характер пространства и времени

— Ответ 2 варианта. В чем состоит напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет? ( В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья. Светлана грустит из-за длительной разлуки с женихом, в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать. Как скоро он к ней вернется. В состоянии полудремы ей кажется. Что жених приезжает и увозит ее с собой. Затем они идут по заснеженной степи, у церкви героиня замечает, что там идет отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, в которой она видит гроб, из которого поднимается мертвец – ее жених. Неожиданно «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности пробуждением героини. В яви жених здоров и невредим, баллада оканчивается счастливо.)

— В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил? (Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами. Как она просыпается и возвращается к исходной реальности.) ( СЛАЙД № 14)

— Символом чего является голубь?

— А какие еще птицы встречаются в балладе?

— Что обозначают эти символы?

2. Анализ поэтического текста.

Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Слово, у человека есть выбор. В балладе «Светлана» торжествуют народные начала, носителе которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить.

Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.

как вы думаете, почему именно с описания крещенского гадания начинается баллада? ( Потому что цель Жуковского – создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями)

— Как представляли Россию раньше? Это холодная страна, с вечной зимой. А чем занимались в зимнее время девушки на Руси?

— Самое яркое событие зимой – Святки, Рождество и Крещение, когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке. (СЛАЙД № 15,16)

— Почему не испытывает веселья Светлана? (Она обручена, это время ожидания замужества, время перемен, это всегда волнительно. Впереди – неизвестность. Как сложится ее жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить ее? Что ее ждет: счастье или несчастье?

— Выделите в тексте слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы? (Луна, в сумраке тумана, мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью, белая пелена, зеркало со свечою, трепетный огонь, робость в ней волнует грудь, страх туманит очи и т.д.)

— В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? (Дорога – традиционный образ путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека .) (СЛАЙД № 17)

До Жуковского героев баллад дорога вела из сумерек, из тьмы в еще большую темноту, где ждал трагичный финал. А у Жуковского? (Жуковский вел героиню через сумерки, темноту, метель, смятение чувств к свету, к счастливому завершению путешествия)

— Каком образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию – счастливым завершение, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад – надеждой на радостную, полную любви жизнь? (Все неспокойные события произошли во сне. Жуковский отделил реальность от нереальности, чего не было в других балладах)

Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу – это птицы.

— Вообще краски присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует. Найдите примеры в тексте. (Гадание, после пробуждения, встреча с женихом)

— Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живет, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций не было, кроме печали, как будто жизнь приостановилась, а если так, то ничего произойти с героиней не могло.

— И свет, и звуки, и краски. И эмоции, которые вдруг окутывают Светлану после сна, говорят нам о том, что жизнь прекрасна. И, несмотря на то, что мы еще помним страшный сон, но мы знаем: добро и счастье победят! (СЛАЙД № 19)

4. Подведение итогов

— Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального характера русской девушки? Почему?

— В.г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы, сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии . (СЛАЙД № 20) Согласны ли вы с этим утверждением? (Творчество Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве)

7. Домашнее задание

8. Выставление оценок, подведение итогов.

9. Организационный конец урока.

Заключение.

Изучение произведения с учетом жанрово-родовой специфики и специфики художественного метода позволяет преодолеть логизированный и рационалистический подход к искусству» обеспечивает совмещение двух функций познавательной деятельности: приобретение знаний и умений и обогащение учащихся нравственно-эстетическими эмоциями произведения» выработку эмоционально-оценочного отноезния к знаниям и формирование культуры чувств. В методическом плане такой подход помогает решить вопрос о выборе тех методов и приемов обучения» которые адекватны эмоционально-эстетической природе произведения. Такие возможности» на мой взгляд, широко открываются при обращении к романтическим произведениям» которые благодаря своему огромному нравственному и духовному потенциалу, оказывает сильное воздействие на читателя-школьника, его духовный мир» эмоциональную сферу» способствуют повышению интереса к литературе как искусству слова. Постижение же условности романтического искусства со временем откроет школьнику путь в мир современного нереалистического искусства. Баллада учит непреклонности и преданности, а главное – почитанию Божьего закона. Сон и пробуждение здесь нельзя понимать только однозначно: это не только физическое состояние человека: сон — заблуждение, которое напрасно волнует душу. Пробуждение – прозрение, понимание истиной веры. По мнению автора, внутреннее спокойствие и гармонию можно обрести, соблюдая заповеди Господни и твёрдо веря в могущество Создателя. Отвлекаясь от христианского контекста, скажем, что человек, согласно морали Жуковского, должен быть твёрд в своих убеждениях, а сомнения, постоянные метания и отчаяние могут привести его к беде и даже гибели. Надежда, стойкость и любовь приводят к счастью, что ярко иллюстрирует пример героев баллады «Светлана». При рассмотрении произведений писателей изучаемого периода особое внимание следует уделить вопросу взаимосвязи и взаимодействия литератур. Практически в каждой теме предлагается включить доклады, сообщения о восприятии творчества изучаемого писателя в России.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/ballada-svetlana/

1.Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. — М., 1955 — т. VII. — с.144.

2 . Веселовский А.Н., Жуковский В.А.. Поэзия чувства и «сердечного воображения». -СПб., 1904 — с. 107 3 Григорьев Аполлон. Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина//Григорьев-Аполлон. Литературная критика. — М., 1967 — с. 233-234.

4. Гуковский Г.А. Пушкин и русский романтизм. — М., 1965 — с. 136

5 . Душина Л. И. История создания «Светланы» В.А. Жуковского//Пути анализа литературного произведения. М.,1981. – с.58.

6 . Жуковский В. А. Баллады / Примч. Д. Муравьева; Худож. О. Колчанова – М.: Сов. Россия, 1983. – 368 с.

7. Жуковский В.А. Избранное. М.,1980

8. Журавлева А. И. «Последний поэт» Баратынского//Проблемы теории и истории литературы: сборник статей, посвященный памяти проф. А.Н. Соколова. М., 1983. – с.73.

9. Загарин П. В.А. Жуковский и его произведения. М., 1883. – с. 78 Зейдлиц К. К. Жизнь и поэзия Жуковского. СПб., 1883. – с.112

10. Знаменщиков В. В. К вопросу о жанровых особенностях русской баллады//Вопросы сюжета и композиции. Межвузовский сборник. Горький, 1980. – с.114.

11. Иезуитова Р. В. Баллада в эпоху романтизма//Русский романтизм. Л., 1978. – с. 160

12. Казарин Ю. В. Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. –

13. Касаткина В. Н. Поэзия В.А.Жуковского. М., Изд-во МГУ, 2002. -с.47 Микешин А. М. К вопросу о жанровой структуре русской романтической баллады.//Из истории русской и зарубежной литературы 19-20 вв. Кемерово, 1973. – с.59.

14 Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед.вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. — М.: Издательский центр «Академия»,1999

15. Немзер А. С. «Сии чудесные виденья…» Время и баллады В. А. Жуковского // Зорин А., Немзер А., Зубков Н. «Свой подвиг свершив…». М., 1987. – с.145. 16. Неупокоева И.Г. Романтизм в славянских литературах XIX столетия вобщеевропейском контексте// VII Международный съезд славистов. Славянскиелитературы. Доклады советской делегации. — М., 1973 — с. 240-241.

17.Неупокоева И. Г.История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. – М., 1976. – с. 359

18.

19.Полевой Н. Очерки русской литературы, Т. I, СПб., 1839

20. Семенко И. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.

21.

22. Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., «Просвещение», 1974. – с.509

23. Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999. – с. 316

24.Янушевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В. А. Жуковского. — Томск,1985 — с.3.