Российский государственный архив литературы и искусства

Сами по себе архивы являются хранилищами опыта цивилизации, накопленного на протяжении веков. Они делают этот опыт для всех и, в том числе обеспечивают базу исторических исследований. Через доступ к архивной информации историки, краеведы получают возможность пролить свет на факты прошлого и развить у молодого поколения интерес к истории и традициям стран и всего человечества.

Архивные документы являются важнейшим источником достоверной информации практически обо всех возможных аспектах развития общества. К архивным источникам постоянно обращаются как отечественные, так и зарубежные исследователи.

Беречь и сохранить для истории документальные богатства нашей страны — важнейшая задача государственных и негосударственных архивов, общественных организаций, граждан России, долг и обязанность Архивной службы России всех уровней.

Архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации.

Архивное строительство в России имеет длительную историю. Архивное дело представляет собой отрасль деятельности человеческого общества, охватывающую все теоретические, правовые и практические аспекты, являющихся частью исторической памяти о прошлом.

1. Архивы

1.1 Архивный фонд

Весь комплекс архивных документов именуется архивным фондом. Архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, имеющих историческое, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации.

Современными признаками организации документов Архивного фонда Российской Федерации являются: организация архивных фондов и архивных документов по формам собственности; организация архивных фондов и архивных документов по видам носителей, способам и технике закрепления информации; организация архивных фондов и архивных документов по срокам хранения.

Архивный фонд Российской Федерации делится на две большие части — государственную и негосударственную. Хранение государственной части архивного фонда РФ осуществляется государственными и ведомственными архивами. Негосударственную часть Архивного фонда РФ составляют архивные фонды и архивные документы, находящиеся в собственности негосударственных объединений и физических лиц.

14 стр., 6839 слов

Проблемы формирования, развития и правовой культуры общества ...

... формирования и правовой современного российского , нормы юридически оформляющие процессы и правореализационная практика, а опубликованные научные по теме . Цель исследования - комплексный анализ и прак проблем формирования, и культуры в ...

В 2004 году был принят Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации». В законе детально проработаны вопросы организации архивной работы по всем направлениям. О хранении, комплектовании, учете и использовании архивных документов в Закон входят три самостоятельных раздела: «Хранение и учет архивных документов», «Комплектование архивов архивными документами», «Доступ к архивным документам и их использование». Новый закон более чем в два раза расширяет содержание, определения, термины и характеристики различных вопросов работы с архивными документами по сравнению с Основами законодательства.

Одним из факторов, определяющих способность архивов полно и точно удовлетворять все возрастающую потребность в ретроспективной информации, является степень автоматизации архивных технологий, охватывающих процессы комплектования архивных фондов, учета и обеспечения их сохранности, работы с научно-справочным аппаратом, выполнения информационных запросов и учета использования фондов. Разработкой и внедрением автоматизированных архивных технологий и информационно-поисковых систем занимаются специалисты отдела автоматизированных архивных технологий и информационно-поисковых систем, которой входит в структуру Росархива.

2. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) — крупнейшее хранилище России, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры

Локомотив в деле собирания, хранения и использования документов литературы и искусства — Российский государственный архив литературы и искусства. Это один из немногих архивов страны, который хорошо знаком не только архивистам. РГАЛИ снискал себе известность среди широкой читательской аудитории: многочисленные сборники, подготовленные на основе материалов этого архива, расходятся по всей стране. Знают архив и за рубежом. Он по праву считается культурным центром, притягивающим деятелей литературы, искусства, науки.

2.1 История организации РГАЛИ

Архив был основан в 1941 году, частично на базе собрания Государственного литературного музея — Гослитмузея (ГЛМ) — как Центральный государственный литературный архив (ЦГЛА).

Сюда же были переданы профильные фонды из ЦГАОР СССР, ГИМ, ЦГАДА, Государственной Третьяковской галереи и других архивохранилищ.

Днем рождения архива считается 29 марта 1941 г. В этот день СНК СССР принял постановление, предусматривавшее организацию к 1 июля 1941 г. в Москве Центрального государственного литературного архива (ЦГЛА) для хранения литературных фондов государственных архивов и соответствующих документальных материалов музеев, библиотек, научно-исследовательских институтов и других учреждений. Появление нового архива с одобрением встретили и поддержали деятели культуры и общественность.

Однако широко задуманной концентрации в нем рукописных материалов историко-литературного характера помешала начавшаяся Великая Отечественная война. Она выдвинула на первый план задачу спасения материалов, которые срочно вывозятся сначала в Саратов, а затем в Шадринск и Барнаул.

15 стр., 7134 слов

Личность Ивана IV в историографии, литературе, искусстве

... современными трактовками событий… Иван Грозный в историографии, литературе и искусстве В историографическом предисловии к “Исследованиям по истории опричнины” С.Б.Веселовский писал: “В нашей историографии нет, кажется, ... Ивану Грозному, лежит не сфере истории России XVI века, а в той непроизвольной автохарактеристике русской историографии, для которой они дают богатейший материал. С.Б.Веселовский в ...

Тем не менее кроме материалов Гослитмузея, составивших основу нового архива, уже в первый год войны были приняты из Государственного архива феодально-крепостнической эпохи (ныне РГАДА) фонды семьи Аксаковых, историков Н.П. Барсукова и Н.И. Веселовского, Салтыкова-Щедрина, издателя А.С. Суворина. Из Московского областного архива — материалы Московской конторы императорских театров, Комитета по делам печати; из Центрального государственного исторического архива в Москве — фонды Н.П. Огарева, А.Н. Островского.

Фонды государственных учреждений пополнялись сданными в те годы архивами редакций и издательств («Литературная газета», «Детиздат», «Искусство», «Музгиз»), журналов «Октябрь» и «Знамя». Из Третьяковской галереи поступили документы Училища живописи, ваяния и зодчества, художественного кружка «Среда» и других объединений, а также рукописные материалы художников И.К. Айвазовского, А.Г. Венецианова, И.Н. Крамского. Из Исторического музея были переданы отдельные документы П.И. Чайковского, поэта Н.М. Языкова, из подмосковного имения Мураново — архивы поэтов Е.А. Баратынского и Ф.И. Тютчева, из саратовского Дома-музея Н.Г. Чернышевского — архив Н.Г. Чернышевского, из Полтавы — материалы В.Г. Короленко, из Киева — Н.В. Гоголя и др.

Интенсивно пополняясь документами по истории русской литературы и искусства, находящимися в учреждениях, архив одновременно предпринимал энергичные меры по спасению и сохранению архивов советских писателей и поэтов. По предложению ЦГЛА, руководство Главархива направило 24 июля 1941 г. письмо председателю правления Союза писателей СССР А.А. Фадееву, в котором, в частности, говорилось: «Главное архивное управление НКВД СССР просит Вас известить популярных писателей и поэтов, что в целях обеспечения сохранности архивных материалов ЦГЛА может принять на постоянное или временное хранение личные архивы членов Вашей организации». Благодаря этой инициативе тогда же в архив были переданы материалы К.И. Чуковского, К.Г. Паустовского и некоторые другие.

Наряду с комплектованием в эти трудные первые годы становления архива проводились и другие необходимые работы: проверка наличия и состояния документов, их описание и использование. Ценой больших усилий, а иногда и ошибок, связанных с отсутствием опыта, вырабатывались методы фондирования и научного описания фондов личного происхождения, составления научно-справочного аппарата, ведения учета. К работе научного совета архива привлекались известные писатели, литературоведы и искусствоведы. Они принимали участие в решении вопросов о профиле и принципах комплектования архива, подготовке путеводителя, рассмотрении первого плана научно-издательской деятельности. В 1943 г. утверждена первая структура архива в составе четырех отделов:

литературных фондов,

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/rossiyskiy-gosudarstvennyiy-arhiv-literaturyi-i-iskusstva/

фондов искусств,

научно-публикаторского,

научно-справочной литературы (библиотеки).

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/rossiyskiy-gosudarstvennyiy-arhiv-literaturyi-i-iskusstva/

К началу 50-х годов архив укрепился организационно и в кадровом отношении, приобрел определенный научно-методический опыт. Изданы первые сборники документов, посвященные творчеству Чехова, Репина, Римского-Корсакова, а также описи отдельных фондов. В 1951 г. появился и первый путеводитель по архиву. С самого начала своего существования архив широко комплектовался не только материалами литературного характера, но принимал целые фонды и отдельные документы учреждений искусства, а также личные архивы актеров, композиторов, художников. Поэтому в 1954 в соответствии с фактическим содержанием своих материалов он был переименован и стал называться Центральным государственным архивом литературы и искусства СССР.

10 стр., 4638 слов

Искусство и культура Византии

... на романский Запад. Древнерусское государство обязано Византии первыми выдающимися архитектурными достижениями. К X в. в византийском изобразительном искусстве, в частности в живописи, окончательно складывается ... линий и движений человеческих фигур на фресках и мозаиках храмов. Изобразительное искусство приобретает вневременный и вне пространственный характер; абстрактный золотой фон, столь любимыми ...

К концу 60-х годов определился круг государственных учреждений и общественных организаций, материалами которых он комплектуется. Развернулась активная работа по выявлению и получению документов из частных архивов. В результате этих усилий в ЦГАЛИ созданы фонды выдающихся деятелей культуры уже советской эпохи: Н.А. Островского, В.Э. Мейерхольда, С.С. Прокофьева, И.И. Бродского, К.С. Петрова-Водкина, С.М. Эйзенштейна многих других. Новым направлением комплектования ЦГАЛИ явилось получение из-за рубежа материалов по истории русской культуры. Широко развернувшаяся в этом направлении работа позволила получить: из Англии — 30 писем С.М. Степняка-Кравчинского; из США — автографы С.А. Есенина, материалы о Л.Н. Толстом, из Югославии — письма И.Е. Репина.

В 1992 г. переименован в РГАЛИ. В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Указом Президента РФ от 2 апреля 1997 года РГАЛИ был включен, наряду с Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковской галереей, Эрмитажем, Русским музеем, Государственным архивом РФ, Российским государственным военно-историческим архивом, Российским государственным архивом древних актов и др., в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

2.2 Информация о документах РГАЛИ

В документах РГАЛИ сосредоточена информация о культурной жизни страны, о различных этапах развития литературы, искусства и общественной мысли, о творческих контактах представителей отечественной и зарубежной культуры. В архиве собраны фонды органов центрального управления в области культуры, театров, киностудий, специализированных учебных заведений, издательств, общественных организаций; личные фонды писателей, критиков, художников, композиторов, деятелей театра и кино, коллекции документов.

Российский государственный архив литературы и искусства — является крупнейшим хранилищем России, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры. В его 3012 фондах насчитывается свыше 1 млн. 300 тыс. единиц хранения.

Созданный в 1941 г. на основе архивного собрания Государственного литературного музея, он стал любимцем и предметом особой заботы государства. «Никогда ни одно архивное учреждение не получало таких огромных средств на покупку у частных лиц рукописей, музейных ценностей и целых библиотек, — вспоминал Ираклий Андроников. — Никогда ни в один музей не шли таким могучим потоком автографы, дневники, записные книжки, альбомы, чемоданы с письмами, черновики, документы, воспоминания, рисунки, портреты, книги».

18 стр., 8923 слов

Культура Беларуси в XIX – начале XX в

... художников, путешественников, общественных деятелей. Накануне образовательной реформы в Беларуси насчитывалось около 130 начальных школ. В Могилеве ... белорусов частью (племенем) великорусского народа. Они отрицали само существование белорусской национальной культуры как таковой. Тем не менее, перемены в ... свободных искусств. Университет имел хорошую по тем временам учебно-материальную базу. В нем, в ...

В фондах архива хранятся документы XIV-XX вв. Среди них рукописи и личные документы выдающихся деятелей культуры России, автографы А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, ценнейшие коллекции и отдельные документы из собраний Ю. А. Бахрушина, Ф. Ф. Фидлера, С. П. Мельгунова, П. И. Бартенева; архивные фонды В. В. Розанова, А. А. Блока, Б. Л. Пастернака, А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, А. Белого, М. А. Кузмина, А. И. Солженицына, Д. Д. Шостаковича, М. М. Плисецкой, Р. К. Щедрина, творческое наследие деятелей русского зарубежья, а также документы органов управления, учреждений и организаций культуры — Наркомпроса РСФСР, Всесоюзного Комитета по делам искусств (ВКИ) при СНК СССР, Министерства культуры СССР и РФ, Госкино СССР, научных и учебных заведений культуры, киностудий, театров, цирка и эстрады, издательств, редакций литературных и художественных журналов.

Главной особенностью документальной базы РГАЛИ является уникальная информационная совокупность, в которой личные фонды писателей, композиторов, художников, актеров, режиссеров и других выдающихся деятелей искусства (2664 фонда) сочетаются с многообразием управленческой документации института управления культурой, творческих союзов, общественных организаций (348 фондов).

Самый древний источник — пасхальная Агада XIV в. — рукописная книга, содержащая изложение ритуала пасхального седера и читающихся на нем фрагментов библейских текстов исторических сказаний и молитв на древнееврейском языке, украшенная микрографией XV-XVI вв.

Примерно половину всех личных фондов составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства. Литература начала XIX в. представлена материалами писателей-классиков А. С. Грибоедова, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского. Крупнейшим фондом, большинство материалов которого относится к первой половине XIX в., является фамильный архив трех поколений рода Вяземских «Остафьевский архив» — настоящая сокровищница автографов и рукописей, среди которых рукописи друга А. С. Пушкина князя П. А. Вяземского, письма Г. Р. Державина, А. С. Грибоедова, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. С. Пушкина и его жены, Н. В. Гоголя; автографы Петра I, Екатерины I, Екатерины II и других «царственных особ», полководцев А. В. Суворова, П. А. Румянцева, А. П. Ермолова, классиков зарубежной литературы Дж. Байрона, О. Бальзака, А. Мицкевича.

Огромную ценность представляет значительная часть архива Ф. М. Достоевского, содержащая его записные книжки с ранними вариантами романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток»; эпистолярное наследие писателя.

Литературный процесс конца XIX-начала XX в. отражен в фондах Л. Н. Андреева, А. И. Куприна, И. А. Бунина. РГАЛИ является крупнейшим центром хранения и изучения наследия классиков серебряного века: жизни и творчества А. А. Блока, А. Белого, С. А. Есенина, М. А. Кузмина, В. В. Маяковского, А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой.

В архиве хранятся фонды писателей XX века — Ф. В. Гладкова, А. П. Гайдара, А. С. Грина, В. В. Вишневского, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, А. С. Макаренко, Ю. К. Олеши, Н. А. Островского, П. А. Павленко, К. Г. Паустовского, М. А. Светлова, А. С. Серафимовича, С. Н. Сергеева-Ценского, Ю. Н. Тынянова, А. А. Фадеева, И. Г. Эренбурга, В. Т. Шаламова и многих других.

14 стр., 6696 слов

Искусство как феномен культуры

... 2. Определение понятия «искусство» Специфика культуры на каждом историческом этапе развития наилучшим образом раскрывается через такой феномен, как искусство. Искусство является стержнем духовной культуры. Оно представляет собой образную ... костью. Таким образом, статуя служила и предметом культа, и «золотым фондом» государства. Но само культовое назначение Парфенона, по существу, тоже имело ...

Русское театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А. И. Южина, В. Э. Мейерхольда, М. Г. Савиной, Е. Д. Турчаниновой, А. А. Яблочкиной, Л. В. Собинова, А. А. Горского, М. И. Петипа, а также в фондах Московской конторы императорских театров (10280 ед. хр.), Общества драматических писателей и композиторов (2951 ед. хр.), Центрального Дома работников искусств (6630 ед. хр.), Камерного театра (1129 ед. хр.).

Специфика театрального искусства, когда исполнение каждой роли, каждой постановки является уникальным, неповторимым творческим актом, придает особенно большую ценность для театроведческих изысканий и построений таким материалам, как режиссерские экземпляры пьес, эскизы декораций и костюмов, фотографии артистов в ролях и сцен из спектаклей.

Документы по истории отечественной музыки содержатся в фондах П. И. Чайковского, С. И. Танеева, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, Р. М. Глиэра, В. Я. Шебалина, Д. Б. Кабалевского, Н. Я. Мясковского, И. О. Дунаевского, Д. Д. Шостаковича, в фондах Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (2727 ед. хр.), Государственного музыкально-педагогического училища им. Гнесиных (1280 ед. хр.), Государственного музыкального издательства (4614 ед. хр.), журнала «Советская музыка» (2355 ед. хр.) и др. Еще одна особенность собрания РГАЛИ — его музейная составляющая: третья часть коллекции — изобразительные материалы (картины, графика, фотографии и др.).

Традиционное различие в формировании музейных и архивных коллекций предопределило характер их собраний: произведения изобразительного искусства хранятся в музеях, документальное наследие — в архивах. Однако реальная жизнь гораздо богаче правил и схем и, запечатлеваясь в личных архивных фондах деятелей культуры и искусства, часто эти схемы и правила нарушает. Вот почему в Российском государственном архиве литературы и искусства наряду с рукописным и эпистолярным наследием хранятся произведения живописи и графики XIX и XX вв. Еще одна причина этого кажущегося казуса в том, что в свое время архивы служили надежным укрытием для произведений тех художников, которые не принадлежали к «официальному искусству», не были признаны властью или этой властью были просто уничтожены. Подавляющее число таких художников — представители русского авангарда. Именно их произведения составляют существенное большинство «изобразительных» фондов РГАЛИ. Обстоятельства, при которых живописные и графические произведения попадали в архивное хранение, интересны и разнообразны. Они по-своему отражают советскую историю. Так, в период образования РГАЛИ в начале 1940-х годов костяк собрания составили материалы, поступившие из Государственного литературного музея, в их числе фонды издательств «Детгиз», «Искусство», «Музгиз» и др., а также редакций художественных журналов. Одновременно из Литературного музея в 1941 г. поступила часть фонда музея В. В. Маяковского, в том числе рисунки поэта и трафареты «окон Роста». Из Государственной Третьяковской галереи были переданы документы Училища живописи, ваяния и зодчества, Государственных художественно-технических мастерских (Вхутемас-Вхутеин), Российской академии художественных наук, Московского общества любителей художеств, а также разнообразные материалы художников А. Г. Венецианова, И. Н. Крамского, И. К. Айвазовского, И. С. Остроухова и др. Так была заложена основа художественного собрания архива.

35 стр., 17491 слов

И система творческих заданий к ней через интеграцию разных видов ...

... развития ребёнка определяется особой эмоциональной окрашенностью, индивидуальностью образного видения, способами художественного решения. Эти положения находят подтверждение и в высказываниях деятелей искусств ... позиций эстетики художественное творчество есть самовыражение ... анализ психологической, педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме;  ... В данном документе отмечается, ...

Одновременно в архиве начали формироваться личные фонды художников — самый полный комплекс, в котором хранятся многочисленные художественные произведения: рисунки и наброски, гравюры и офорты, эскизы и этюды В. М. Васнецова, И. Е. Репина, В. К. Бялыницкого-Бирули, Б. М. Кустодиева, М. В. Нестерова, С. Ю. Судейкина, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, Н. К. Рериха, К. С. Петрова-Водкина, Е. Г. Гуро, М. В. Ле-Дантю, Л. М. Лисицкого, В. Е. Татлина и др. За счет личных фондов пополнилось и собрание плакатов — эта часть коллекции РГАЛИ уникальна по полноте собрания и насчитывает около тысячи двухсот плакатов, в том числе свыше четырехсот оригиналов В. В. Маяковского, В. В. Лебедева, М. М. Черемныха, Д. С. Моора, В. Н. Дени, фотомонтажей Л. М. Лисицкого, Г. Г. Клуциса, С. Я. Сенькина.

Богаты изобразительным материалом и фонды деятелей кино — Я. А. Протазанова, И. И. Мозжухина, В. И. Пудовкина, М. И. Ромма, Л. В. Кулешова, Дз. Вертова, Р. Л. Кармена. В РГАЛИ хранится более пяти тысяч рисунков С. М. Эйзенштейна.

В 1960-е годы РГАЛИ приобрел ценнейший архив Ю. П. Анненкова, в состав которого вошли сорок подлинных рисунков — театральные эскизы, обложки книг, портретные зарисовки. Таким же образом в фонды поступали уже упомянутые архивы Е. Г. Гуро, В. Ф. Ходасевича, К. С. Петрова-Водкина, К. Н. Редько, а также А. А. Арапова, И. И. Нивинского, П. Н. Филонова, П. В. Кузнецова и Е. М. Бебутовой.

Особое место составляет наследие деятелей русского зарубежья, в возвращении которого огромную роль со стороны официальных структур сыграл И. С. Зильберштейн — известный искусствовед и историк литературы, коллекционер, посвятивший свою жизнь исследованию и пропаганде русской культуры, собиранию ее реликвий. В результате его зарубежных поездок коллекции пополнились акварелями А. Н. Бенуа, эскизами М. В. Добужинского, К. А. Коровина, С. М. Лифаря, А. М. Ремизова.

В РГАЛИ находится богатейшее собрание произведений В. Е. Татлина. Судьба произведений Татлина, как и его собственная судьба, были предопределены категорическим неприятием его «формалистического» искусства. После смерти художника его наследие едва не было утрачено: картины и рисунки остались в мастерской без присмотра. Спасла положение друг художник скульптор С. Д. Лебедева: она обратилась к архивистам, и сотрудники РГАЛИ вывезли татлиновские произведения, сохранив их тем самым для потомков. Корпус графических работ В. Е. Татлина в РГАЛИ по хронологии совпадают с его живописным наследием. Наибольшую ценность составляют два альбома зарисовок, в основном обнаженной натуры, выполненных в 1912-14 гг. рукой не только самого метра, но и тех, кто посещал в это время его мастерскую — Л. С. Поповой, Н. А. Удальцовой, А. А. Веснина и других художников круга Татлина.

Ранний авангард в РГАЛИ — это еще целый пласт малоизвестных или совсем неизвестных произведений Е. Г. Гуро, К. М. Зданевича, С. Б. Никритина, В. С. Барта, А. А. Моргунова.

3 стр., 1321 слов

Традиции русской жизни в произведениях искусства (литературе, ...

... 2) поддерживать интерес обучающихся к изучению русской литературы и живописи. Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: традиции ... 11. Фронтальная работа над композицией сочинения. Какова композиция сочинения-рассуждения? (В нем должна быть четко ... и запечатлены в произведениях киноискусства. 3. Записи в тетради. Дата, тема, рабочие материалы. II. Деконструкция. 1. Работа в ...

В собрании РГАЛИ более ста альбомов одного из главных лиц поэтического и художественного авангарда, его собирателя и хранителя — А. Е. Крученых. Легче составить краткий список имен, которые не представлены в этой коллекции, чем перечислять множество художников, поэтов и писателей, в той или иной форме фигурирующих в этой уникальной по полноте иллюстрированной истории художественного авангарда. Поэтому альбомы воспринимаются не только как исторический документ, но и как своеобразный артефакт, как самостоятельное произведение искусства, где исторический документ становится эстетической ценностью. Не менее представительна в архиве эпоха зарождения конструктивизма начала 1920-х годов. Достаточно назвать ряд блестящих имен. Среди них Л.М. Лисицкий с его эскизами к книжным обложкам, новаторскими фотографиями и уникальным графическим проуном; Г.Г. Клуцис и его эскизы плакатов, И.В. Клюн с его небольшими цветовыми композициями и эскизами книжных обложек.

Особое место занимает наследие архитектора Я. Г. Чернихова, состоящее из множества графических творений второй половины 1920-х годов. Повторяя мотивы на темы «архитектурных фантазий» и «машинных форм», Чернихов добивался конструктивного и стилистического совершенства своих композиций. Произведения авангарда в собрании РГАЛИ — от живописных полотен до зарисовок — поражают своим разнообразием. И что еще более удивительно, — при всей случайности подбора имен и характера работ, — они с достаточной полнотой иллюстрируют историю авангарда в России, причем на примерах, мало известных не только широкой публике, но и специалистам.

На сегодняшний день в РГАЛИ собрано 483 музейных мемориальных предмета, принадлежавшие Н. А. Бердяеву, В. А. Соловьеву, А. М. Ремизову, М. И. Цветаевой, И. Г. Эренбургу, А. Г. Коонен, К. М. Симонову, К. А. Кедрову, М. М. Плисецкой и др. Так, в фонде М. И. Цветаевой хранятся ее ларец из грушевого дерева, бусы из корналина, бамбуковая ручка с колпачком, серебряный перстень, печатка, серебряное блюдо, металлическая цепочка-ожерелье с подвесками, стеклянная чернильница в металлическом футляре. В составе фонда Н. А. Бердяева — металлический портсигар, пенсне, кожаные бумажник и портмоне, два перстня, карманное зеркало в кожаном футляре, деревянные ручки, часы «Омега» с монограммой. В архив был передан полностью интерьер рабочего кабинета К. М. Симонова.

2.3 Фонды РГАЛИ

Помимо личных фондов в РГАЛИ имеется ряд фондов различных учреждений, связанных с управлением культурой, образованием в этой сфере и т.д.

По дореволюционному периоду имеются фонды образовательных учреждений (например, Академии художеств — ф. 647), общественных организаций (например, Русского театрального общества и Всероссийского театрального общества — ф. 641 и 970), учреждений культуры (например, Городская художественная галерея П.М. и С.М. Третьяковых — ф. 646).

В целом, документы дореволюционного периода по учреждениям культуры в РГАЛИ не слишком многочисленны. Нужно иметь в виду, что представленные в РГАЛИ документы могут быть лишь частью сохранившегося массива, оставшаяся часть которого хранится в других архивах (например, в РГИА хранится фонд Академии художеств).

17 стр., 8373 слов

По мировой художественной культуре «Технологии преподавания ...

... использования в школьной практике для проведения занятий по искусству и мировой художественной культуре. Для реализации цели данной работы предусмотрено выполнить следующие задачи: проанализировать научную литературу по вопросам личностно ориентированных и интерактивных педагогических ...

По советскому периоду документы представлены массово, поэтому поиски в фондах государственных учреждений, связанных с культурой нужно начинать в РГАЛИ. Так, здесь имеются фонды Комитетов по делам искусств при Советах народных комиссаров РСФСР и СССР (ф. 2075 и 962), Министерства культуры СССР (ф. 2329) и т.д. Среди фондов советского периода в РГАЛИ хранятся также документы учебных заведений, киностудий, театров, выставок, музеев, редакций газет и журналов, издательств.

Нужно иметь в виду, что в РГАЛИ хранятся далеко не все документы по литературе и искусству. Значительная часть документальных материалов хранится в музеях писателей (например, фонд Л.Н. Толстого хранится в Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве), однако отдельные документы писателя в РГАЛИ всё-таки присутствуют в составе других фондов. Кроме того, фонд писателя или деятеля искусства может и присутствовать в архиве, однако содержать лишь небольшое количество документов (например, в РГАЛИ имеется фонд М.А. Шолохова (ф. 1197), включающий лишь несколько десятков единиц хранения, большая часть его материалов находится в его музее-заповеднике в станице Вешенской Ростовской области).

Фонды РГАЛИ в некоторых случаях могут дать дополнительную информацию для генеалогического исследования. Это касается не только фондов учреждений и организаций, в которых может содержаться информация о работе того или иного человека, а также переписка с этим учреждением

Полезными могут быть также личные фонды. Дело в том, что в них хранятся не только рукописи, но и переписка деятелей литературы и искусства. Если ваши предки были с ними знакомы, в фондах архива могут найтись письма, упоминания в дневниках и другие ценные находки.

Например, в рамках одного из исследований нашей компании мы изучали родословную одного дворянского рода, несколько представителей которого в конце XIX — начале XX в. были связаны с семьёй Л.Н. Толстого и его окружением. В документах РГАЛИ удалось найти несколько десятков писем, которые писали члены изучаемой нами семьи или которые были им адресованы. В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится более 160 000 наименований печатных изданий на русском и иностранных языках. Книжное собрание включает в себя старопечатные издания XV-XVII вв., книги с дарственными надписями крупнейших деятелей отечественной культуры, коллекции библиографических редкостей, книжные собрания деятелей литературы и искусства ХIX — ХХ вв.

Библиотека в структуре РГАЛИ существует с момента его основания — с 1941 г. и выполняет функции одновременно хранилища редких печатных изданий и научно-справочной библиотеки. В библиотеку поступают все издания, в которых опубликованы документы из фондов РГАЛИ. Из личных фондов в библиотеку поступают практически все печатные материалы фондообразователей: сочинения, литература об их жизни и творчестве, а так же личные библиотеки и книжные собрания, часто включающие периодику, нотные издания, альбомы и специальную литературу.

Наиболее интересны личные библиотеки А. А. Ахматовой, Н. И. Гумилева, К. М. Симонова, В. Э. Мейерхольда, С. М. Эйзенштейна, С. С. Прокофьева. Особое место занимает библиотека поэта-футуриста, литературоведа и коллекционера А. Е. Крученых.

Благодаря активной собирательской деятельности И.С.Зильберштейна в составе библиотеки РГАЛИ существует коллекция печатных изданий Русского Зарубежья.

Систематизация столь разнообразного фонда является сложной задачей. Для работы читателей созданы систематический каталог, алфавитные каталоги книг, газет и журналов, а так же каталог журнальных статей. Отдельно представлены каталоги библиотеки А.Е.Крученых и коллекции «Русское Зарубежье», а так же каталог нотных изданий.

Наиболее интересной и ценной частью библиотечного фонда РГАЛИ являются книги с автографами. В результате научной деятельности работников библиотеки был создан уникальный каталог книг с автографами выдающихся деятелей культуры, включающий более 25 000 наименований. Каталог автографов разделен на две части — алфавитный каталог авторов автографов и алфавитный каталог адресатов автографов. По результатам изучения этого уникального комплекса материалов в РГАЛИ была подготовлена к публикации книга «Инскрипты РГАЛИ: Книги с дарственными надписями деятелей литературы и искусства в собрании РГАЛИ» (составитель Л. Я.Дворникова) Традиционно в библиотеке ведется изучение экземпляров произведений с авторской правкой, что позволяет проследить развитие авторского замысла и расширяет возможности научного комментирования. Новым направлением работы научных сотрудников библиотеки стало изучение личных книжных собраний фондообразователей. Личная библиотека поэта или писателя — уникальный комплексный источник, позволяющий проследить культурные влияния и контекст создания литературных произведений.

Основной задачей систематизации библиотечного фонда архива является гармоничное включение печатных изданий в систему научно-справочного аппарата архива и недопущение разобщенности творческого наследия деятелей культуры и искусства.

Заключение

архив библиотечный документальный исторический

Документы по истории литературы и искусства являются частью мирового культурного наследия, которое необходимо бережно сохранить.

Российский государственный архив литературы и искусства — является крупнейшим хранилищем России, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры.

В документах РГАЛИ сосредоточена информация о культурной жизни страны, о различных этапах развития литературы, искусства и общественной мысли, о творческих контактах представителей отечественной и зарубежной культуры. В архиве собраны фонды органов центрального управления в области культуры, театров, киностудий, специализированных учебных заведений, издательств, общественных организаций; личные фонды писателей, критиков, художников, композиторов, деятелей театра и кино, коллекции документов.

В РГАЛИ внедрена информационная система «Каиса-Архив», предназначенная для:

  • создания, ведения и использования единой базы данных описаний и электронных копий единиц хранения РГАЛИ;
  • автоматизации решения задач по учету, хранению и использованию архивных документов.

РГАЛИ снискал себе известность среди широкой читательской аудитории: многочисленные сборники, подготовленные на основе материалов этого архива, расходятся по всей стране. Знают архив и за рубежом. Он по праву считается культурным центром, притягивающим деятелей литературы, искусства, науки.

Список использованной литературы и источников

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/rossiyskiy-gosudarstvennyiy-arhiv-literaturyi-i-iskusstva/

1. Федеральный закон «Об архивном деле в РФ» от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ.

2. Алексеева Е.В. Архивоведение: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2006.

3. Горяева Т.М. «Архив муз»: пути развития и новые возможности. // Наше Наследие. — 2002. — № 61.

4. Дубровина Е.А. Архивоведение: Учеб. пособие. — Южно-Сахалинск: Сахалинское книжное издательство, 2009.

5. Ульянина Е.А., Якименко А.С. Архивоведение: конспект лекций. — М.: Высшее образование, 2007.

6. Шарикова Е. А. Российский государственный архив литературы и искусства, Москва, Россия // Наше Наследие. — 2007. — № 81.

7. http://www.rgali.ru/- РГАЛИ

8. — «Архив муз» — Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)

9. http://www.vestarchive.ru/ — Российский историко-архивоведческий журнал «ВЕСТНИК АРХИВИСТА»