Панорама культуры ХХ века весьма пестра. Вполне понятно, что, в силу мощного развития средств массовой коммуникации и информации, современная культура оказывает влияние на архаическую и традиционную культуру. Всякое общество представляет собой наследие институтов, то есть организованных норм коллективной жизни, наслоение которых образует культурную сферу. Эти институты — нечто вроде ткани из обычаев, привычек, из спутанных нитей коллективной памяти.
Без культуры не может быть подлинной свободы. Многие исследователи убеждены в том, что задачи нашего времени требуют смелого подхода к проблемам ХХ века, что основные проблемы возникают в сфере культуры и их решение — в развитии культуры. Все культурные в традиционном понимании народы имеют свой фольклор, свои эпические сказания, свое собственное, сложившееся благодаря труду многих поколений, культурное сознание.
Высокая культура, произрастающая всегда на почве фольклора, для того, чтобы быть по-настоящему живой и сильной, нуждается в серьезной, стойкой национальной традиции.
Ряд западноевропейских исследователей (А. Гобар, Е. Тибо и другие) считают, что проникновение американской массовой культуры, американизация национальных культур Европы (и России) представляет собой культурную войну.
Знаменательно, что о последствиях этой культурной войны, об американизации европейских культур говорят и французы, и итальянцы, и греки, и другие европейцы, вкусившие раньше нас все прелести американских кино- и телебоевиков, рока и джаза, кока-колы и жевательной резинки.
Сегодня Россия вместе с Европой противостоит наступлению североамериканского культурного империализма, защищая общеевропейские культурные ценности, свою культурную самобытность, свое право на самостоятельное существование. Ведь стремление к культурной самобытности свойственно всем народам, сознающим эту свою самобытность, а особенно таким, которые имеют за своей спиной многие столетия культурной жизни.
Известно, что история испещрена полосами моды на старину, однако сегодняшний поворот к ценностям культуры прошлого отнюдь не дань моде, а симптом глубоких социальных перемен, происходящих в мире.
В идеях и образах российской культуры конца 20-начала 21 века отразилась эпоха — распад СССР и движение к демократии, смена моделей общественного развития и разрыв традиционных связей с мастерами культуры бывших союзных республик, драматическое противостояние ветвей власти в 1993г. и изменения стратегического положения России. Культура по-своему реагировала на противоречия времени: обретенную творческую свободу и резкое сокращение государственных затрат на развитие учреждений культуры, открытость мировому к культурному процессу и снижение общекультурного уровня населения, снятие цензурных ограничений и материальную зависимость от спонсоров и меценатов.
«Свое» и «чужое» в культуре
... общества, как условия целенаправленного и осмысленного развития. 1.Категории «своего» и «чужого» в культуре Проблема взаимоотношения, статуса своего и чужого для культуры XVII в. является одной из центральных, хотя в принципе она наличествует в любой культуре и на любом этапе ...
Характерным явлением духовной жизни конца 80-х годов стало переосмысление истории советского периода. Еще раз нашла своеобразное подтверждение мысль о том, что в России непредсказуемо не только будущее, но и прошлое. Стали публиковаться документы, недоступные ранее даже специалистам. Наблюдался всплеск интереса к публицистическим произведениям и документальной прозе. На этом фоне происходило, да и происходит сейчас, вольная интерпретация исторических фактов с политической целью.
Духовная сфера в середине 90-х годов переживала острый кризис. В сложный переходный период возрастает роль духовной культуры как сокровищницы нравственных ориентиров для общества.
Однако, возможность «свободного» развития культуры на почве низких культурных потребностей достаточно широких слоев населения приводит к росту бездуховности, пропаганде насилия и, как следствие, — росту преступности.
Одновременно продолжает углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачиваются на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.
В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации. Рядом сосуществуют коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.
Сложившиеся реалии современного мира привели к перелому в сознании человека — его взгляд устремлен к все более глубокому выходу за пределы своей жизни, не ограничивающейся в сознании индивида датами рождения и смерти. Закономерной тенденцией становится осознание себя в контексте исторического времени, в ориентации как на свои историко-культурные корни, так и на будущее, на социально-культурные идеалы и возможности их реализации в рамках расширения международных связей, вовлечения во всемирный культурно-исторический процесс всех стран мира. Значительные социокультурные изменения, затрагивающие практически все стороны общественной жизни различных стран и народов, с особой остротой ставят вопрос о межкультурном взаимодействии, о его роли в эволюции локальных этнических культур и развитии общемировой культуры.
1. Новая культура и новое искусство XXI века. Кризис культуры в современном обществе
Одним из глобальных вызовов времени сегодня является вопрос о культуре XXI века. Естественно, это заставляет серьезно заняться исследованием данного феномена в разных аспектах и вывести на первый план проблемы развития науки о культуре, как самой важной стратегической задаче, связанной с социально-экономическим развитием страны и ее национальной безопасностью. В связи с этим доминирующую роль тогда начинает играть самый важный ресурс — культурный ресурс, несущий в себе огромный духовный и научный потенциал.
В настоящее время культурный ресурс распадается на четыре основных, базовых элемента: культура церковь православие
Первое — народные, традиционные (этнические) культуры многонациональной России; Второе — классическое искусство;
По истории » Культура и быт 18 века»
... периода: - первая четверть века, связанная с реформами Петра; - эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного ...
- Третье — техномасскультура;
- Четвертое — шоу-бизнес.
Каждый из этих элементов выполняет свои функции и задачи, имеет свои технологии воздействия на людей, на их волю, творчество, интеллект и сознание.
Следует отметить, что значительная часть человечества (по данным многочисленных исследований) разучилась ощущать слово, звук и прозревать многозначность символов, то есть все то, что связано с чувством прекрасного, эмоциями, ощущениями и переживаниями (эмоциональнообразная сфера).
Очевидно, этим объясняется зафиксированный сегодня интерес и потребность молодых людей в поисках нового способа бытия и восприятия себя в окружающем мире. Вместе с тем отношение общества и государства к традиционным культурам остается по-прежнему однобоким и поверхностным.
Культурный ресурс, который является основой формирования новой культуры XXI века, представляет весьма противоречивую картину. Можно утверждать, что современная ситуация в сфере культуры и искусства характеризуется следующими процессами:
Главное противоречие — разные условия существования традиционной (этнической) культуры, классического искусства и техмасскультуры — это с одной стороны.
Во-вторых, мощное противостояние в самом культурном ресурсе разных культур: со знаком плюс (этническая культура, классическое искусство) и со знаком минус (техмасскультура, шоубизнес).
2. Православие и культура
В течение многих веков Православие оказывало решающее влияние на формирование русского самосознания и русской культуры. В допетровский период светская культура на Руси практически не существовала: вся культурная жизнь русского народа была сосредоточена вокруг Церкви. В послепетровскую эпоху в России сформировалась светская литература, поэзия, живопись и музыка, достигшие своего апогея в XIX веке. Отпочковавшись от Церкви, русская культура, однако, не утратила тот мощный духовно-нравственный заряд, который давало ей Православие, и вплоть до революции 1917 года сохраняла живую связь с церковной традицией. В послереволюционные годы, когда доступ к сокровищнице православной духовности был закрыт, русские люди узнавали о вере, о Боге, о Христе и Евангелии, о молитве, о богословии и богослужении Православной Церкви через произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чайковского, других великих писателей, поэтов и композиторов, художников. В течение всего семидесятилетнего периода государственного атеизма русская культура дореволюционной эпохи оставалась носительницей христианского благовестия для миллионов людей, искусственно отторгнутых от своих корней, продолжая свидетельствовать о тех духовно-нравственных ценностях, которые атеистическая власть ставила под сомнение или стремилась уничтожить.
В настоящее время, в начале XXI века, одним из важнейших процессов национального возрождения, является актуализация православного миропонимания в сфере социально-общественной жизни.
Развитие России в XXI столетии, по идее, должно бы определяться третьей русской революцией, произошедшей в 1991-1993 годах. Однако сопоставление нынешнего состояния общества с тем, что было в предшествующие эпохи русской истории, никак не подтверждает подобного предположения. В тех случаях, когда эпохальное событие воспринимается народом как совершившийся выбор, ему обычно сопутствует общенациональный подъем во всех областях жизнедеятельности. А далее следует период усвоения нового опыта и создания на его основе культурной базы. Ничего похожего сейчас не наблюдается.
Культура и общество (2)
... затронувшими все сферы культуры. В 1653 году тогдашний патриарх Никон объявил об исправлении церковных книг и обрядов по новогреческому образцу, что привело к расколу и возникновению старообрядческой церкви, первым
В 1991 году, когда рухнула коммунистическая система, в обществе были энтузиазм, и готовность работать для будущего. Но плоды победы над коммунизмом украла у народа пришедшая к власти бюрократия, которая и превратила процесс в криминальную революцию (по весьма точному определению Станислава Говорухина), использовав власть в интересах антисоциальных, криминальных сил. Естественно, что общественный энтузиазм сошел на нет, ничего нового не было создано, люди просто смирились с тем, что случилось.
Таким образом, всё происходящее сегодня в России соответствует вовсе не постреволюционному периоду, а классической «эпохе безвременья». Необходимый и достаточный признак «эпохи безвременья» — отсутствие общей идеи, проставляющей ориентиры, как в жизни большинства отдельных людей, так и в жизни всего общества. Именно это и является определяющей чертой нынешнего периода истории России. Сегодня даже большинство людей, управляющих государством на любых уровнях, имеют лишь определенные взгляды в конкретных областях, но между этими взглядами, как правило, не существует единого связующего начала.
Общество это почувствовало: все чаще звучат призывы сформулировать «национальную идею». Такая работа идет сейчас в рамках самых различных политических и интеллектуальных течений. Подобная постановка вопроса весьма характерна: именно в «эпохи безвременья», когда общество разъединено, особенно успешно приживаются искусственные идеи, которые обещают указать быстрый выход из тупика. (Скажем, именно в «эпоху безвременья» XIX века русское общество начало пленяться коммунистической утопией).
Путь, которым идет сегодня российское общество, — путь либерально-рыночных (капиталистических) социальных отношений — губителен для русской цивилизации, как в экономическом, так и в духовно-нравственном отношении, об этом много писалось в патриотической печати.
Россия (и русское православие) находится сегодня в исключительной исторической ситуации, когда инерция прошлого (со всей исторической тяжестью и ошибками) уже исчерпана, а инерция будущего (со всей исторической необратимостью) еще не набрала свои обороты. Это своеобразная точка исторического покоя — идеальное место для рождения новой цивилизации. Без революций и потрясений, на краю «цивилизованного мира», в состоянии исторической беспомощности, так, как рождалось в истории и само христианство, должна проявить свои контуры новая христианская цивилизация. Все мы, так или иначе, предчувствуем и носим эту цивилизацию в своей душе: кто в образе Святой Руси, кто в образе Светлого коммунизма, кто в виде Православного царства или идеи Пятой империи. Но всех нас объединяет общая устремленность к иному, более совершенному миру, — и сама эта национально-соборная устремленность есть реальная предпосылка к преодолению инерции истории, к выходу на новый уровень общественного существования.
Нынешний исторический рубеж, «эпоха безвременья» требует предельно активной общественно-социальной позиции Церкви, так как она является ответственной за духовную власть и историческую судьбу России. И одним из актов такой позиции становиться духовная мобилизация нации на выход из исторической смуты. Задачей Церкви является создание идеологического авторитета, которое, сплотит общество к прорыву из тисков исторической безысходности.
Историческое « Россия и мой народ: прошлое, настоящее, будущее»
... оставаться в сторонке и наблюдать за этим, я подошла и объяснила что наша страна, Россия -многонациональная, очень большая своими границами, она ждет гостей со всех уголков мира ... русские, татары, башкиры. Вот и вся Россия, такая же многонациональная, как моя семья. Число ее народов превышает сотню. Живут многочисленные народы России: такие, как узбеки и башкиры, цыгане ...
Однако идеологический подход уже достаточно показал в нашей истории свое уродливое лицо. Внедрение новой идеологии — это практически всегда революция, загоняющая «живую жизнь» в рамки избранной схемы. Разоблачая в свое время революционную доктрину, Н.Н. Страхов утверждал, что она всегда оснуется на следующем убеждении: «с человеком и с целым народом можно поступать так, как мы поступаем с камнем и металлами, то есть сделать из них то, что пожелаем сделать».
На самом деле мы не нуждаемся ни в какой «национальной идее», потому что у нас есть Православие. Оно не только способно дать людям то, чего не может дать никакая идея, но и является «противоядием» от различных идей, стремящихся захватить и наполнить собой человека и общество. Православие не развивается ни революционно, ни эволюционно. Оно единожды дано во всей полноте, а в разные исторические моменты лишь являет ту либо другую свою сторону.
Развивается Церковь, накапливая опыт святых, богословов, пастырей. И сейчас для Русской Церкви наступает новый этап развития, Ей предстоит выполнить эпохальную задачу: вернуть в свое лоно свою блудную дочь — русскую культуру.
Вообще термин культура происходит от лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание. Это понятие, имеет огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.
В православии культура определяется как мир Божий, созидаемый Словом правды в человеческом уделе в единстве Бога, верных Ему душ и всего общества Господня, задуманный Творцом до создания мира и во Христе Спасителе ведомый в вечность, наполняющий человека несказанным и непреходящим блаженством и покрывающий вечной славой Бога.
Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом наше существование. В связи с грандиозными изменениями в современной картине мира перед человечеством возникает масса новых вопросов, в том числе касающихся глубинных представлений о первоосновах бытия. Разрушение старой картины мира отнюдь не влечёт за собой её автоматической замены новой системой представлений о мире и месте человека в нём. Это длительный, сложный, противоречивый и, можно сказать, болезненный для разума процесс. Своим творчеством люди пытаются дать ответ на новые вопросы, встающие перед человечеством.
Способность человека к творчеству является отображением творческой способности самого Творца. Человек нуждается в применении своих творческих способностей для уподобления Богу.
Православие богословски оправдывает творчество тем что, образ Божий в человеке есть нечто, что человеку надо в себе раскрыть. Ему даны силы и власть, разум и свобода для осуществления Божественного замысла о нем, раскрытия в мире того, что было о нем решено еще в Предвечном Совете, идеально указано ему и вложено в его существо, хотя и не дано в некоем готовом виде, то есть не предопределено по причине сохранения человеческой свободы.
Современные представления о культуре и культурности
... представление об основных современных культурологических школах, направлениях и теориях; понимать и уметь объяснить феномен культуры и цивилизации; знать формы культур ... (реферат – ... культуры России, понимать и уметь объяснить её место в системе мировой культуры. ... о цели своей работы. Записывать нужно не всё подряд, не всё, что интересно, а только то, что соответствует избранной теме, что необходимо ...
Заключение
Возрождение культуры является важнейшим условием обновления нашего общества. В области культуры накопилось немало проблем. В последнее десятилетие открылись новые пласты духовной культуры, скрывавшиеся ранее в неиздававшихся художественных и философских произведениях, не исполнявшихся музыкальных сочинениях, запрещенных картинах и кинофильмах. На многое стало возможным посмотреть иными глазами.
Материальная база культуры находится в состоянии глубокого кризиса. Разрушающиеся и горящие библиотеки, недостаток театральных и концертных залов, отсутствие ассигнований, направленных на поддержку и распространение ценностей народной, классической культуры, глубоко контрастируют с тем взрывом интереса к культурным ценностям, который характерен для многих стран. Сложная проблема, которая не может не волновать многих, — взаимодействие культуры и рынка. Происходит такая коммерциализация культуры, при которой так называемые «некоммерческие» произведения художественной культуры остаются незамеченными, отдаляется возможность освоения классического наследия. При огромном культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями, происходит духовное обнищание народа. Массовое бескультурье — одна из главных причин многих бед в экономике, экологических катастроф. На почве бездуховности растут преступность и насилие, происходит упадок морали. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.
В сложных исторических и природных условиях Россия выстояла, создала свою самобытную оригинальную культуру, оплодотворенную влиянием, как Запада, так и Востока, и, в свою очередь, обогатившую своим воздействием другие культур. Перед современной отечественной культурой стоит сложная задача — выработать свой стратегический курс на будущее в быстро меняющемся мире. Для этого есть важная предпосылка — достижение всеобщей грамотности, значительный рост образованности народа. Тем не менее, решение этой глобальной задачи чрезвычайно сложно, так как упирается в необходимость осознания глубинных противоречий, присущих нашей культуре на всем протяжении ее исторического развития.
Анализ состояния современной отечественной культуры выявляет отсутствие или слабость культурных форм, воспроизводящих отечественную систему, надежной связности элементов культуры во времени и пространстве.
Наша культура вполне может дать ответ на вызовы современного мира. Но для этого надо перейти к таким формам самосознания русской культуры, которые перестали бы воспроизводить одни и те же механизмы непримиримой борьбы, жесткой конфронтационности, отсутствия «середины». Необходимо уйти от мышления, ориентирующегося на максимализм, радикальный переворот и переустройство всего и вся в кратчайшие сроки.
В наше время, когда в России нет ни царя, ни Бога, ни диктатуры пролетариата, неизбежен этап «размывания» мировоззрения. Потеряны национальные нравственные, идейные ориентиры. Социальная сфера «взболтана».
Россия в который раз за свою историю подошла к самому краю культурного небытия. В этот исторически важный момент необходимо метафизически глубоко понять связь нравственного выбора и реальных исторических свершений. Не может быть исторически позитивных деяний, если они основаны на безнравственности, на обмане и насилии. Гуманизм немыслим без справедливости. Глобальные политические изменения последних лет несут в себе большую позитивную энергию, дающую возможность свободного развития личности. Однако общее состояние психологического и ментального здоровья населения в целом ухудшилось. Как бы ни было разрушительно современное состояние кризиса, оно создает предпосылку для нового синтеза: страна в состоянии воспрянуть, выйти из кризиса сильной, способной найти правильный путь для себя и для мира.
Традиционное и современное в культуре России
... культуры, современная культура России впитывает, перерабатывает, трансформирует тенденции, относящиеся к развитию культуры в целом. Поэтому, для понимания современной культуры России необходимо обращение как к русской культуре предшествующих эпох, так и к мировой культуре в ... мир понятен человеку, не вызывает вопросов. Иными словами, не происходит его проблематизации. Современная культура, в ...
В ситуации нарушения существующей социальной симметрии и нарастания разрушительных сил позитивная оценка русской ментальности встречается редко. Модно, наоборот, рассуждать о неполноценности русского народа, как будто бы неспособного избрать и воплотить свой индивидуальный тип социокультурного развития. Эта позиция направлена против русского менталитета, представленного уникальной культурно-исторической интегративной субъективностью. Сегодня безусловным эталоном во всех областях жизни стал Запад. Принципиальная угроза русской субъективности проявляется в навязывании рассудочно-рационалистической «западной» модели субъективности. Принято рассматривать отставание от Запада как недостаток, который необходимо как можно быстрее преодолеть. Но на самом деле отставание для России имеет и положительное значение — это шанс осмыслить некоторые фатальные ошибки на примере других европейских культур и избежать их повторения в собственном развитии.
В этой ситуации ведущую роль в духовном возрождении культуры должна взять на себя церковь. Русский народ формировался на основе общности религии, государства и культуры (языка).
Православие было духовной основой всех сфер жизни, на основе Православия сложились государственность и культура. Из глубинной религиозной веры (которая не всегда осознается вполне, но может проявляться в латентных формах) проистекают базовые духовные и нравственные ценности нашего народа, сохраняющиеся в секулярном обществе. Укоренена русская национальная вера в Православии, которое аккумулирует духовные и нравственные ценности нашей цивилизации. Народ жив, пока сохраняются его специфические национальные духовные и нравственные ценности, которые проявляются в явных или скрытых формах, несмотря на глобальные общественные катаклизмы.
Своеобразное — неэтническое формирование русского народа во многом определило его национальный характер, что сказалось в строительстве российской государственности. Русские всегда относились к своему государству более сакрально, чем европейские народы. Российский многоэтнический народ, получивший соборное воспитание Православием, построил единственную в истории империю, где государствообразующий народ не имел преимуществ. Русский народ нёс основное бремя государственного строительства, нередко имел меньше прав, чем вошедшие в империю народы. Поэтому жизненные интересы народа-государствообразователя совпадают с жизненными интересами всех народов России. Русское национальное возрождение не несет опасности другим народам страны и является необходимым условием их возрождения.
Лечение национального духа, или поиски Россией себя, должно начаться с формирования концепции духовного оздоровления нации, которая имеет следующие основные направления.
1. Религиозное возрождение. Религия играет огромную роль в оздоровлении общества. При этом русское Православие является цивилизационно образующей и государственно образующей религией в России.
Духовная жизнь мировых цивилизаций
... культуры. Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от сферы материальной, постольку и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные ею духовные блага (ценности) и ... происхождения и развития человеческого ... и мирового капиталистического рынка. В области духовной жизни XVII в. принес с собой революцию научную и ...
2. Духовное и нравственное оздоровление общества. Полноценно ответственную, достойную, свободную и творческую личность можно взрастить только в органичном духовном климате, в обществе, ориентированном на вечные ценности, на воспитание чувства любви к большой и малой Родине, национальной гордости, гражданской ответственности. Ибо без ощущения национальной принадлежности, без чувства патриотизма человек ущербен: если в душе нет земной Родины, через которую открываются история и вечность, то не существует инстанции ответственности, долга и совести.
3. Сохранение и воссоздание исторических культурных традиций. Российскому государству не пятнадцать, и даже не восемьдесят лет, что до сего дня не востребован огромный исторический и культурный ресурс тысячелетней российской цивилизации. Восстановление общенациональной самоидентификации возможно на основе базовых ценностей и жизненно важных традиций русской культуры. Необходимо подвигать к целенаправленной деятельности государственные и общественные институты в воссоздании российских духовных, религиозных, нравственных, общественных, государственных, семейных традиций. Культура должна существовать не на остаточном принципе, ибо культурные достижения являются смыслом и оправданием существования цивилизации. Необходимо повышать статус культурного наследия и культурного творчества. Восстановление традиционной духовности и культуры возвращает народ к своим национальным архетипам — пробуждает великие таланты великого народа и присущую ему историческую активность.
4. Восстановление общенационального единства. В России необходимо преодоление разобщения власти и общества, интеллигенции и власти, элиты и общества; преодоление идейного антагонизма и корпоративных дрязг в элите и в среде интеллигенции через культивирование общенациональных целей и единящих идеалов; преодоление денационализации одних и маргинализации других групп интеллигенции через вовлечение в общенациональные программы; преодоление тенденций сепаратизма и национализма через осознание исторического предназначения российской нации, объединяющей все народы России.
5. Преодоление угрозы демографической катастрофы — духовный аспект. Пробуждение в народе воли к жизни и к борьбе за самосохранение; повышение социального и нравственного статуса семьи, материнства и детства. Ошибочно полагать, что для повышения рождаемости достаточно повысить уровень благосостояния граждан. Рождаемость падает, и продолжительность жизни уменьшается в обществе, лишенном основных жизненных ценностей и утерявшем смысл существования. Бесцельность жизни лишает воли к жизни и подсознательного стремления её продолжить. Утверждение в общественном сознании культа семьи и здорового образа жизни — традиционной ценностной ориентации в семье. Разработка гуманитарных аспектов проблем преступности, наркомании, суицида — воспитание чувства ценности жизни, ответственного отношения к жизненному предназначению, без чего малоэффективны полицейские и медицинские меры.
6. Экологическая безопасность — духовный аспект. Воспитание бережливого отношения к национальному природному достоянию как родной среде обитания; мобилизация общественного мнения для противостояния гибельным тенденциям потребительской цивилизации, разрушительным действиям властных и хозяйственных структур. Каждый гражданин должен быть ориентирован на сохранение своего большого дома — природы страны и планеты. Для этого важно восстановить традиционное русское жизнеощущение, в котором природа не отчужденная холодная натура, предназначенная для потребления, а живая материнская сущность.
Национальная идея Родовое Поместье
... Родовое Поместье» к Идее была осуществлена ранее пользователем под ником - NAVIGATOR1967. Родная партия: Как проходил конкурс, национальной идеи России. http://forum.anastasia.ru/topic_25690.html КОНЦЕПЦИЯ. 1. МОТИВАЦИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ»РОДОВОЕ ПОМЕСТЬЕ»». ... Родового Поместья? Как мы знаем, Родовые Поместья ... что это не только ВОЗМОЖНО, но и НЕОБХОДИМО ... качества жизни населения. ...
7. Формирование стратегического ресурса общества. Необходимо подвигать власть к мобилизации активной части граждан на осуществление жизненно важных национальных проектов, что создает возможность воспитания новой национальной элиты. Должна быть создана программа формирования нового поколения России — духовного и динамичного, свободного и ответственного, глобально мыслящего и патриотически-ориентированного.
8. Решение перечисленных проблем подводит к формулированию национальной идеи. Новая и основанная на российских традициях национальная идеология восстанавливает историческую память и национальное самосознание русского народа, формирует национальный образ России и задает историческую миссию российской цивилизации; объясняет обществу, куда ведёт его российская власть; придает смысл существованию России и жизни её граждан; является духовной основой национального единения; пробуждает национальную волю и энергию как основной мобилизующий ресурс для плодотворных преобразований. Ибо без возвышенного духовного идеала русский народ не способен к сверхусилию во имя самоспасения и возрождения.
9. На основе национального сверхидеала — разработка идеологии русского прорыва, или идеологии мирового лидерства. Необходимо определить место России в современном мире и наши возможности выживания, которые не сводятся к тому, что мы должны восстановить что-то из утерянного, либо кого-то догнать и перегнать, или войти в европейский дом, в современную цивилизацию… Ибо «Россия в хвосте американской политики сегодня никому не нужна. Мир ждёт от неё совсем другого: ему нужна такая Россия, которая была бы способна сформулировать новую философию современного жизнеустроения» (Н.Я. Лактионова).
Отвечая на исторические вызовы нового века (экспансия золотого миллиарда, глобализация, информатизация, мировой терроризм, мусульманская, китайская угрозы…), необходимо мобилизовать национальные энергии в направлениях возможного прорыва и создания цивилизации опережения, цивилизации глобального равновесия. Наши духовные, культурные, интеллектуальные, научные ресурсы позволяют не только создавать новейшие технологии, но и формировать новые цивилизационные установки, новые парадигмы мироустройства. Русский гений сейчас более чем когда-либо, востребован эпохой, ибо «народ становится душевно и духовно тем влиятельнее, чем больше его постоянные свойства характера соответствуют архетипу эпохи» (В. Шубарт).
Россия ситуацией современной эпохи призвана стать мировой державой нового качества, духовно определяющей судьбы человечества.
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/problema-razvitiya-kulturyi-i-nauki-russkogo-naroda/
1.
2. http://gendocs.ru/v28234/культура_как_творчество
3.
4. http://www.myshared.ru/slide/114089/
5. http://www.newreferat.com/ref-15728-1.html
6. www.kref.ru
7. Аксючиц Виктор 17.08.2009 «Агентство Политических Новостей». Проект института национальной стратегии. Ресурсы духовного возрождения.
8. Анищенко Глеб. Воцерковление русской культуры — начало XXI века. 1 Выступление на 15 Международных рождественских образовательных чтениях, 31 января 2007 г.
9. Калашников Юрий Викторович. Редактор журнала «Праведность и мир». УДК 271.2 + 008 Православие Культура
10. Митрополит Илларион (Алфеев) Православие в русской культуре XIX века http://azbyka.ru/library/illarion_pravoslavie_1_26-all.shtml
11. Митрополит Илларион (Алфеев).
Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. С. 34. https://docs.google.com/viewer?url=http://hilarion.ru/wp-content/uploads/pdf/dogm-lowest.pdf
12. Молотков А.Е. Миссия России. Православие и социализм в XXI веке. — СПб, 2007 http://www.rodon.org/relig-090111144637
13. Николаева Олеся. Современная культура и Православие. Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1999. http://www.wco.ru/biblio/books/olesia1/Main.htm