Цели: познакомить учащихся с различными видами творческих заданий в изложении текстов; развивать навык написания изложения с творческим заданием; прививать культуру оформления творческих работ. Оборудование: словарь (запись на доске); опорные слова к тексту; план к изложению (при необходимости).
ХОД УРОКА
I. Актуализация опорных знаний В чем особенности вида работы “изложение”?
- Какие виды изложения бывают?
- Что такое творческое задание?
II. Постановка целей и задач урока Учитель. Сегодня вы попробуете свои силы в
написании изложения с творческим заданием. Учтите разные его виды.
Будьте внимательны к построению письменной речи и грамотному изложению.
III. Объяснение нового материала 1. слово учителя (Учащиеся записывают тезисы в тетради.) Виды творческих заданий – Виды заданий могут быть ранжированы по сложности: от элементарного ответа на вопрос по тексту до развернутого рассуждения по поводу затронутой автором проблемы; от введения в текст незначительного по объему описания (местности, явления, человека, животного) до развернутого описания (внешности человека с элементами характеристики).
Различают такие
виды творческих заданий в зависимости от поставленной задачи (изменения структуры текста): дополните текст, введите в текст, продолжите текст, выскажите свое мнение…
Требования К творческому заданию предъявляются такие требования (на 12 баллов): выразить собственное мнение, сопоставить его с авторской позицией и мнением своих одноклассников, собственным жизненным опытом, подбирая убедительные доказательства для подтверждения своей мысли. Учитывается наличие в работе богатства словаря, точности словоупотребления, стилистического единства с авторским текстом изложения, грамматической грамотности. Содержание творческого задания (Учащиеся записывают в тетради.)
- Опираться на свой жизненный опыт;
- – опираться на жизненный опыт друзей, знакомых;
- – проводить параллель с различными видами искусства (живопись, литература, музыка…);
- – приводить высказывания общественного мнения (газеты, телевидение);
- – избегать сложных конструкций предложений;
- – заменять сложные в написании слова более легкими;
- – следить, чтобы основные тематические слова не повторялись, заменять повторы синонимами;
- – следовать единому стилю (избегать сленга, разговорного стиля);
- – стараться сделать творческое задание оригинальным, но не переусердствовать.
IV. Работа над текстом изложения 1. словарная работа Вектор – (спец.) – изображаемая отрезком математическая величина, характеризующаяся численным значением и направлением.
Методическая разработка «Обучающее изложение с творческим ...
... за леса, писали о них); местоимения (думая об этом). 5.Чтение текста изложения. 6.Написание изложения. ... автора? На какие части делится текс? (микротемы) 4.Задание. Озаглавить части текста, составить сложный план.( Примерный план. 1. Леса – это украшение земли: ... – темных и глубоких – человек садится у костра, и рядом с ним садится тишина. Ночь поднимается над лесами, полная свежих запахов, смутного ...
2. первое чтение текста изложения учителем НАШ ПУШКИН – Национальный МИФ Сейчас Пушкина читают мало – и это, конечно, плохо. Но неужели в XIX веке его читали больше? Пушкина читали немногие по причине неграмотности большинства жителей России.
Но все же именно образованная часть населения всегда определяла вектор культурного развития всего народа. И потом, имя Пушкина было тогда популярным даже в среде людей малограмотных и вовсе не знакомых с его творчеством. Популярность эта возникла сказочным образом, появился ряд “мифов о Пушкине”. Среди неграмотных людей в России бытовали слухи о Пушкине как о народном герое.
Говорили, что именно он посоветовал царю освободить крестьян, поскольку царь прислушивался к его мнению. По второй версии, Пушкин умер не на дуэли, а… в темнице, закованный в цепи за стремление освободить крепостных крестьян. Были и совершенно сказочные истории о том, что Пушкин живет в глухом лесу и иногда выходит на опушку, где поет свои то ли стихи, то ли песни. Такой вот образ поющего лешего.
Но другие слухи гласили, что Пушкин не леший, а наоборот – Божий угодник. В советское время, в эпоху всеобщей грамотности, ситуация, разумеется, изменилась. Французским крестьянам и советским колхозникам был задан вопрос: кто самый главный поэт их народа. Ответы русских были просты и очевидны: главный поэт – Пушкин.
А у французов главного поэта нации определить не получилось.
Поэтому я всегда говорю, что Пушкин – это наш национальный миф. Миф не как сказка, а как сосредоточение важнейших национальных ценностей и смыслов. Сейчас бытует мнение, что Пушкин устарел и не отвечает чаяниям современного читателя.
Причем так думают люди, плохо знающие творчество Александра Сергеевича. Очень жаль, что современные мальчики и девочки, такие умные, талантливые, могут лишить себя этого бесценного дара – классической русской литературы, которую наше поколение сумело сохранить и пронести сквозь все ужасы истории XX века. Мне не Пушкина сейчас жалко. Безумно жалко людей, которые растут и живут без него.
Потому что они теряют такие ценности, без которых человеку очень трудно оставаться человеком. 298 слов (По В. Непомнящему)
Творческое задание Дополните текст рассуждением о том, чем для вас является А. С. Пушкин.
3. Беседа
– Определите тему текста. – Какую цель ставил автор, создавая текст? – Каким стилем написан данный текст? (Публицистическим) Докажите это. – Каков тип текста? – Назовите микротемы материала. – Назовите опорные слова предложенного текста. – Лексика какого типа присуща тексту? (Высокого) – Почему?
По творчеству А.С.Пушкина
... людям, вещам, общественным отношениям. Это – чудо. Пушкин нисколько не состарился; и когда и Достоевский, и Толстой уже несколько устарели, устарели по самой нервозности своей, по идеям, по взглядам некоторым, - Пушкин ... История жанра. 2) Определение жанра. 3)Жанровые особенности (содержание текста, структура текста, типологическая отнесенность, стилистические особенности). 2. Текст ... нашего сочинения ...
Опорные слова и словосочетания Национальный миф; культурное развитие; популярность; грамотность, сказочные истории, устареть, творчество Александра Сергеевича, классическая литература, бесценный дар, остаться человеком. 4. составление плана к тексту
V. Написание изложения
VI. Итог урока
Интерактивный прием “микрофон” Дополните фразу. “Сегодня я узнал (научился, попробовал написать)… ” VII. Домашнее задание
1. Теория по учебнику. 2. Принести газеты с интересными статьями на следующий урок.
Таинственные Приметы В ЖИЗНИ ПУШКИНА
В многолетнюю мою приязнь с Пушкиным… я часто слышал от него самого об этом происшествии. Он не раз сказывал об этом именно при тех лицах, которые были у гадальщицы при самом гадании. Предсказание было о том, во-первых, что он скоро получит деньги; во-вторых, что ему будет сделано неожиданное предложение; в-третьих, что он прославится и будет кумиром соотечественников; в четвертых, что он дважды подвергнется ссылке; наконец, что он проживет долго, если на 37-м году возраста не случится с ним какой беды от белой лошади, или белой головы, или белого человека, которых и должен он опасаться.
Первое предсказание о письме с деньгами сбылось в тот же вечер. Такое быстрое исполнение первого предсказания сильно поразило Александра Сергеевича.
(По С. Соболевскому)
1
votes, average:
5.00
out of 5)
Портретный очерк по картине «Александр Невский. Павел Дмитриевич ...
... В 1724 году по приказу Петра I мощи Александра Невского торжественно перенесены в Александро-Невский монастырь Г. Семирадский. Похороны Александра Невского Именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади и т. д. Ему посвящены ...