По творчеству А.С.Пушкина

Цикл уроков «, Тема: Обучающее сочинение в жанре эссе «Пушкин – наше все» (А.Григорьев)., Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков., Вид урока: урок обучающего сочинения., Форма урока: мастерская письма., Технология: педагогическая мастерская., Возрастная группа: учащиеся 10 класс.

Цели урока:

Образовательные:

1) формировать умение проводить сопоставительный анализ, определять общие жанровые особенности текста, анализируя языковой материал;

2) дать учащимся представление об особенностях жанра эссе; учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание в жанре эссе.

Развивающие:

1) расширить кругозор учащихся;

2) развивать ассоциативное и творческое мышление школьников.

Воспитательные:

1) поддерживать интерес к изучению русской классической литературы; воспитывать внимательного и вдумчивого читателя; прививать читательский вкус и интерес к личности поэта;

2) воспитывать чувство гордости за свою Родину, привлечь внимание учащихся к вопросу о необходимости сохранения культурных ценностей;

3) помочь учащимся осмыслить непреходящее значение творчества А.С.Пушкина не только в русской, но и мировой литературе.

Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке:

уважение, судьба, преклонение, память.

УМК и оборудование:

1. Словарь лингвистических терминов, рабочая тетрадь «Эссе»;

2. Карточки с заданием;

3. Компьютер, проектор;

4. Презентации к уроку.

Структура урока:

Название этапа

Методы по характеру познавательной деятельности уч-ся и участия учителя в учебном процессе; формы деятельности; приёмы работы.

время (мин.)

I . Индуктор

Объяснительный, проблемный; беседа, разрешение проблемной ситуации и создание гипотезы.

1. Подготовка к восприятию темы урока.

2. Слово учителя.

3. Проблемная задача.

5

II . Деконструкция

Исследовательский, репродуктивный; аналитическая и исследовательская работа с текстами, беседа.

1. Групповая работа. Анализ текстов и выведение общих для них свойств. Работа с лингвистическими терминами.

3 стр., 1031 слов

Сочинение эссе я учитель

... очень многое значит. Люблю, когда на уроке дети делают открытия и восклицают: «Неужели!», «Не может быть!». Как и большинство учителей, я учу их удивляться и удивлять, учу ... индивидуальность и способствовать развитию творческих способностей, в своей работе использую личностно – ориентированный и деятельностный подход. Такие методы работы дают возможность ребенку почувствовать себя настоящим взрослым ...

2. Представление выполненного задания.

3. Групповая работа над актуализацией теоретического понятия на исследовательском уровне. Наблюдение над жанровыми особенностями текстов.

4. Представление выполненного задания.

5. Разрыв. Слово учителя.

6. Групповая работа над созданием аргументации основной мысли творческой работы.

7. Представление выполненного задания.

8. Промежуточная рефлексия. Подведение итогов этапа работы.

50

12

6

9

6

2

7

4

4

III . Реконструкция

Репродуктивный, и объяснительный; наблюдение над текстом, редактирование, беседа.

1. Дифференцированная творческая работа.

2.Разрыв. Наблюдение над текстом.

3.Корректировка текста.

4. Афиширование результатов.

20

IV . Итоговая рефлексия.

Объяснительный; беседа.

1. Уточнение домашнего задания.

2. Слово учителя.

5

Ход урока:

Первый этап.

I . Индуктор.

Видеоряд. Слайд с эпиграфом к уроку «…Когда потеряют значенья слова и предметы// На землю, для вдохновения, приходят поэты». ( Н.Матвеева).

Звучит стихотворение А.С.Пушкина «Я памятник себе воздвиг…» в аудиозаписи (можно использовать слайды с портретами А.С.Пушкина, меняющиеся на фоне чтения стихотворения).

Слово учителя.

2. Целеполагание. Анализ темы урока.

  • Какой проблеме посвящен наш урок? Попробуйте сформулировать задачи нашего урока. Рабочей версией названия нашего сочинения будет тема сегодняшнего урока. Какой будет идея нашей творческой работы?

3. Записи в тетради.

II . Деконструкция.

1. Групповая работа.

наблюдение над примерами, фактами языка и нахождение общих для них свойств.

Задание №1

1. Сравните тексты. Найдите общее в

Текст №1

В самом деле, он – эхо мира, послушное и певучее эхо, которое несется из края в край, чтобы страстно откликнуться на все, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. Он больше отзывался, чем звал. Это именно потому, что он был истинный поэт.

Всеотзывная личность его была похожа на многострунный инструмент, и мир играл на этой Эоловой арфе, извлекая из нее дивные песни. Великий Пан поэзии, он чутко слышал небо, землю, биение сердец – и за это мы теперь слушаем его.

Но быть эхом вселенной не есть нечто пассивное и механическое: для того чтобы ответить, надобно услышать. И в этом послушании миру сказывается глубокое мировоззрение, происходит свободный выбор. То, что он повторил, что навеки удержал из текучей хаотичности жизненного гула, — это именно и есть то, что заслуживает бессмертия; как раз это и должно было остаться на свете, как раз эти чистые отклики и образуют мысль и музыку мира.

26 стр., 12841 слов

Систематизированный комплекс творческих заданий на х музыки в начальной школе

... творческих заданий на уроках музыки в начальной школе». Объект исследования: процесс постижения музыкального произведения на уроках музыки в начальной школе в ходе работы над творческими заданиями. Предмет исследования: система методов творческих заданий на уроках музыки, направленная на постижение ...

Это души и деяния, внутренних и внешних событий, прошлого и настоящего, Пушкин в своей отзывчивости как бы теряет собственное лицо. Но божество тоже не имеет лица.

Ю. Айхенвальд (Из книги «Силуэты русских писателей»).

Текст №2

Пушкин был первым русским художником-поэтом. Художество, принимая это слово в том обширном смысле, который включает в его область и поэзию, — художество как воспроизведение, воплощение идеалов, лежащих в основах народной жизни и определяющих его духовную и нравственную физиономию, — составляет одно из коренных свойств человека. Но только тогда, когда творческою силою избранников народ достигает сознательно-полного, своеобразного выражения своего искусства, своей поэзии — он тем самым заявляет свое окончательное право на собственное место в истории; он получает свой духовный облик и свой голос — он вступает в братство с другими, признавшими его народами. Недаром же Греция называется родиной Гомера, Германия — Гёте, Англия — Шекспир а.

Именно: русский! Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа. Не говоря уже о мужественной прелести, силе и ясности его языка.

И.С. Тургенев (из речи по поводу открытия памятника А.С.Пушкину в Москве)., Задание №2

1. Сравните тексты. Найдите общее в

Сторукий богатырь духа, Пушкин в своем пламенном любопытстве, полный звуков и смятения, объемлет все, всех видит и слышит, каждому отвечает. Он сам сказал, что душа неразделима и вечна, и он оправдал это на себе. Ему – дело до всего. Как бы не зная границ и пределов, не ощущая далекого и прошлого, вечно настоящий, всюду сущий, всегда и всем современный, он в этой сверхпространственности и сверхвременности переносится из страны в страну, из века в век, и нет для него ничего иноземного и чужого.

Он верил в свои нравственные силы, себя уважал. И это находится в неизбежной связи с тем важнейшим фактом человеческой и поэтической биографии Пушкина, что всегда он был самим собою. Такой подражающий, он в то же время ни для кого не был внушением – даже для самого себя; даже себя не порабощал, и никто и ничто его не гипнотизировали. Пушкин никогда не насиловал своей души. И поразительно, до какой степени это мировое эхо было вместе с тем независимо…

Ю. Айхенвальд из книги «Силуэты русских писателей»

Текст №2

Пушкин есть чудеснейшее, целостное и победное цветение русскости.

русская страсть,

русский ум,

русскому характеру и русскому общественному укладу.

И. Ильин (из «Пророческого призвания Пушкина»)., Задание №3

1. Сравните тексты. Найдите общее в

Пушкин – самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга. Мы вспоминаем эту дорогую кудрявую голову, мы повторяем его стихи, мы знаем, что в степи мирской, печальной и безбрежной, есть неиссякаемый, животворный источник, где мы почерпаем все новые и новые возможности мыслить и чувствовать, где нам дается святое причасти красоты. Его стихи лепечут уста детей, и его же стихи, не покидаемые в стенах школы, на обязательных страницах хрестоматий, текут вослед за нами в продолжение всей нашей жизни и, «ручьи любви», навсегда вливаются в наши взрослые души. И так проходят годы, десятилетия, прошло столетие со дня его рождения и еще новые десятилетия, а сам он не проходит. Великий и желанный спутник, вечный современник, он идет с нами от нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас, он всегда откликается на зов нашего сердца, жаждущего прекрасных откровений. Какое счастье!..

2 стр., 897 слов

План-конспект по русскому языку. Р.р. Особенности строения текста-описания. ...

... 2. Написание сочинения-описания. Создание плана сочинения. Работают в группе. Затем по составленному плану пишут небольшое сочинение. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении. Написать текст-описание «Моя подруга» ... урока. Записывают дату, тему урока. Первичное закрепление новых знаний. Вступительное слово учителя: Жанр портрета сложен. Всё дело в том, что в портрете художник, а ...

Ю. Айхенвальд из книги «Силуэты русских писателей»

Текст №2

Пушкин – это покой, ясность и уравновешенность. Пушкин – это какая-то странная вечность. В то время как романы Гете уже невозможно читать сейчас или читаются они с невыносимым утомлением и скукою, Пиковую даму» и «Дубровского» мы читаем с такой живостью и интересом, как бы они теперь были написаны. Ничего не устарело в языке, в течении речи, в душевном отношении автора к людям, вещам, общественным отношениям. Это – чудо. Пушкин нисколько не состарился; и когда и Достоевский, и Толстой уже несколько устарели, устарели по самой нервозности своей, по идеям, по взглядам некоторым, — Пушкин ни чем не устарел. И поглядите: лет через двадцать он будет моложе и современнее Толстого, Достоевского. Как он имеет в себе нечто для всякого возраста, так (мы предчувствуем) в нем сохранится нечто для всякого века и поколения. «Просто – поэт», как он и определял себя («Эхо»), — на все благородное давший благородный отзвук. Скажите, когда этому перестанет время, когда это станет «не нужно»? Так же это невозможно, как и то, чтобы «утратили прелесть и необходимость» березовая роща и бегущие весной ручьи. Пушкин был в высшей степени не специален ни в чем: и отсюда-то – его внешность и общевоспитательность.

В.В. Розанов (Из «Возврата к Пушкину»)., Задание №4

1. Ваше задание предусматривает работу со словарями и рабочей тетрадью «Эссе».

Дайте определение жанру эссе . Укажите жанровые особенности эссе . Оформите доску для иллюстрирования устного монологического ответа «Жанровые особенности эссе». Обратите внимание на рекомендации учителя. Вам необходимо осветить следующие вопросы:

1) История жанра.

2) Определение жанра.

3)Жанровые особенности (содержание текста, структура текста, типологическая отнесенность, стилистические особенности).

2.

Текст №1

если моя речь составляет событие, то только с одной и единственной точки зрения, которую обозначу ниже. Для сего и пишу это предисловие. Собственно же в речи моей я хотел обозначить лишь следующие четыре пункта в значении Пушкина для России.

1)То, что Пушкин первый своим глубоко прозорливым и гениальным умом и чисто русским сердцем своим отыскал и отметил главнейшее и болезненное явление нашего интеллигентного, исторически оторванного от почвы общества, возвысившегося над народом. Он отметил и выпукло поставил перед нами отрицательный тип наш, человека, беспокоящегося и не примиряющегося, в родную почву и в родные силы ее не верующего, Россию и себя самого (то есть свое же общество, свой же интеллигентный слой, возникший над родной почвой нашей) в конце концов отрицающего, делать с другими не желающего и искренно страдающего. Алеко и Онегин породили потом множество подобных себе в нашей художественной литературе. За ними выступили Печорины, Чичиковы, Рудины и Лаврецкие, Болконские (в «Войне и мире» Льва Толстого) и множество других, уже появлением своим засвидетельствовавшие о правде первоначально данной мысли Пушкиным. Ему честь и слава, его громадному уму и гению, отметившему самую больную язву составившегося у нас после великой петровской реформы общества. Его искусному диагнозу мы обязаны обозначением и распознанием болезни нашей, и он же, он первый, дал и утешение: ибо он же дал и великую надежду, что болезнь эта не смертельна и что русское общество может быть

18 стр., 8510 слов

Эссе портрет в искусстве россии

... выявить особенности и место портрета в русской живописи второй половины XIX века на примере картины И. Н. Крамского «Портрет неизвестной». Задачи работы: Изучить теории портрета как жанра живописи. Рассмотреть историю портрета в русской ...

излечено, может вновь обновиться и воскреснуть, если присоединится к правде народной, ибо 2) Он первый (именно первый, а до него никто) дал нам художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского, обретавшейся в народной правде, в почве нашей, и им в ней отысканные.

Федор Михайлович Достоевский. (Из «Пушкинской речи»).

Предполагаемый ответ.

1) История жанра. Родоначальником жанра эссе был французский философ Мишель Монтень (1533-1592), написавший в 1580 году « Essais», где изложил мысли о судьбе общества и человека. На русский язык переведено как «Опыты». К эссе обращаются Бэкон, Локк, Филдинг. У них жанр трансформировался – его стали понимать как опыт автора в разработке определенной проблемы. В нашем веке к эссе обращались такие крупные художники, как Шоу, Голсуорси, Франс, Ролан. Термин «эссе» широко распространен на Западе, а именно а Англии, Польше, Франции. В германии употреблен термин «скице» — набросок, зарисовка впечатлений, рассказ, возникновений в результате переноса экспрессионизма в литературу.

Жанр эссе в последние годы,

Повысился интерес читателя к личности писателя. Популярны мемуары, воспоминания о писателях, переписка, дневники. Огромную аудиторию собирают встречи с писателями. Отсюда и новое явление в литературном процессе последнего времени – эссеизация жанров повести, романа «Печальный детектив». В Астафьева, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Мужики и бабы» Б. Можаева и др. В этих произведениях ткань художественного повествования пронизана токами публицистики, а в хоре голосов персонажа звучит – авторский голос.

Единой модели, единого образца эссе не было и не будет: жанр обновляется, развивается согласно с велениями времени. Законом жанра является открытостью автора, его позиция, его мысли.

2) Определение жанра.

Эссе

Эссе

3) Жанровые особенности.

Эссе. Впечатления, ассоциации и раздумья автора, вызванные восприятием произведения., Это размышление, не обладающее четкой структурой., Рассуждение – размышление., Стиль эссе отличается образностью, афористичность

2. Социализация. Представление выполненного задания. Составление записей в тетради при ответе группы теоретиков (№4).

3. Групповая работа над

4. Социализация. Представление выполненного задания.

5. Разрыв. Слово учителя. «

В Китае открыт второй памятник А.Пушкину (первый – в 1937 году).

Его бронзовую скульптуру скоро откроют в Вашингтоне, в Познани и Вроцлаве (Польша), в пригороде Будапешта, греческой Аркадии, на острове Крит, в Риме. В России идет массовая отливка бронзовых бюстов поэта для установки на территории Камеруна, Бенина, Никарагуа, Аргентины, Вьетнама, Конго и Мали. (Газета «Моя семья» №34, 2008).

7 стр., 3068 слов

Работа с текстом по развитию речи в 7-м классе. Урок-мастерская. ...

... 3. Определить стиль и тип текста. (работа в группах). Ответы: Текст художественного стиля, так как взят ... мелкие куски”. По типу речи – это повествование с элементами описания, так как говорится о важном ... мутными ручьями На потопленные луга А. Пушкин. Скоро проснуться деревья, Скоро, построившись в ... и лексического значения подчеркнутых слов) 7. Прочитайте еще раз текст, составьте план. (В тетрадь ). ...

Но за какие бы заслуги ни оказывали почтение нашему поэту жители других стран, а в особенности эфиопы, которые считают А.С.Пушкина героем своего государства, мы чтим его как «явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». «Пушкин – наше все», — так сказал о нем А.Григорьев.

6. Групповая работа. Подтвердите правильность высказываний об А.С.Пушкине. Для этого вновь обратитесь к отрывкам из эссе на карточках (группа №4 получает карточку с отрывком из эссе).

«При имени Пушкин тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. На самом деле, никто из поэтов наших не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему». Н.В.Гоголь.

«Пушкин как нельзя более национален и в то же время понятен для иностранцев». А.Герцен.

«Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого…» И.С.Тургенев.

«Он первым возвел у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, «Приятным и полезным препровождением времени» для тесного кружка дилетантов». Н.Чернышевский.

7. Социализация. Представление выполненного задания.

8. Промежуточная рефлексия., Какие вопросы необходимо поставить перед собой, чтобы осветить предложенную тему?, Предполагаемые ответы

Что значит иметь честь называться национальным поэтом?

Почему именно А.С.Пушкин удостоен чести именоваться национальным поэтом?

Проявляется ли принадлежность к определенной национальности в творчестве? Если да, то каким образом это происходит?

Какие особенности русского менталитета нашли отражение в творчестве поэта?

Второй этап.

III . Реконструкция.

1.1. Индивидуальная дифференцированная работа. Создание части творческой работы или сложного плана.

  1. 2. Разрыв. Чтение стихотворения учителем. Текст стихотворения на слайде.

  2. Посвящение

  3. В нем все Россия обрела –

  4. Свой древний гений человечий,

  5. Живую прелесть русской речи,

  6. Что с детских лет нам так мила, —

  7. Все в нем Россия обрела.

  8. Мороз и солнце… Строчка – ода.

  9. Как ярко белый снег горит!

  10. Доныне русская природа его стихами говорит.

  11. Все в нем Россия обрела –

  12. Своей красы любую малость.

    2 стр., 812 слов

    Защита эссе творческой работы

    ... по желанию можно использовать веб-камеру Подготовка к защите ФОРМАТ ЗАЩИТЫ Защита Эссе проводится всеми Финалистами в формате онлайн конференции — ... на вопросы членов Жюри и других участников Защиты. ФАЙЛ ЗАЩИТЫ Для защиты Эссе Вам будет предоставлен план с вопросами для ... и всеми участниками без исключения. Участвовать в трансляции Защиты Эссе в качестве зрителей могут все желающие (при наличии ...

  13. И в нем увидела себя,

  14. И в нем собой залюбовалась.

  15. И вечность, и короткий миг,

  16. И радость жизни, и страданье…

  17. Гармония – суть мирозданья,

  18. Лишь он один ее постиг!

  19. Все в нем Россия обрела,

  20. Не только лишь его бессмертье, —

  21. Есенина через столетье,

  22. Чья грусть по-пушкински светла.

  23. Все в нем Россия обрела, —

  24. Свою и молодость, и зрелость,

  25. Бунтарскую лихую смелость,

  26. Ту, что веками в ней жила, —

  27. Все в нем Россия обрела.

  28. И никогда ей так не пелось!

  29. Н.Доризо.

  1. — О каких заслугах А.С.Пушкина идет речь в стихотворении Н. Доризо?

  2. 3. Корректировка творческой работы.

  3. 4. Афиширование. Чтение творческих работ.

  4. IV . Итоговая рефлексия.

  5. 1 . — Вклад А.С.Пушкина в развитие жизни России неоценим, а что для вас является самым значимым?

  6. Именно об этом вам предстоит написать в домашнем сочинении.

  7. Уточнение домашнего задания. В течение ряда уроков по изучению творчества А.С. Пушкина вы подготовите творческую работу для оценивания.

2. На фоне классической музыки — слайд с отрывком из стихотворения «Была пора: наш праздник молодой…»

Слово учителя.

И новый царь, суровый и могучий,

На рубеже Европы бодро стал,

И над землей сошлися новы тучи,

И ураган их…

В этой незавершенности стихотворения не просто особая красота и торжественность… Земная жизнь поэта вот-вот оборвется, но продолжается великая История, в которой Имя поэта, благодаря его творчеству, будет жить вечно.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/sochinenie/po-tvorchestvu-pushkina-i-esenina/

  1. Достоевский Ф.М.. Полное собрание сочинений, т. 26., Ленинград, Наука, 1984, сс.129-149 OCR:

  2. Кузнецова М.Н., Орлова В.Н., Пестрякова Н.А. Литературные вечера: 7-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.

  3. России сердце не забудет: Русские писатели – А.С.Пушкину/ Сост., подгот. текста и примеч. И.Т.Трофимова; Предисловие С.С.Гейченко. – М.: Дет. лит., 1986.

    3 стр., 1470 слов

    Контрольная работа по литературе (работа с текстом) для 9 класса

    ... сочинении должна прослеживаться мысль, что особенно ценным и дорогим является подарок, ... хворать, а уж в нынешние времена — тем более. ... старичок продавал. Ручная работа, недорого. У мамочки ... ее прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили ... уч-ся интерпретировать текст, понимать не поверхностно. ... не рад, даже зиме и снегу. Уже ... подарок? И мужские — построже, но приглядные. Салфетки с Дедом Морозом ...

  4. Энциклопедия для детей. Т 9. Русская литература. Ч.1. от былин и летописей до классики XIX века/ главный редактор М.Аксенова; метод. Ред. В.Володихин; отв. Ред. Л.Поликовская. – М.: Аванта, 2004.

Обучающее сочинение в жанре эссе «Пушкин – наше все» (А.Григорьев).

1. Групповая работа., Задание №1

1. Сравните тексты. Найдите общее в

Текст №1

В самом деле, он – эхо мира, послушное и певучее эхо, которое несется из края в край, чтобы страстно откликнуться на все, чтобы не дать бесследно замереть ни одному достойному звуку вселенской жизни. Он больше отзывался, чем звал. Это именно потому, что он был истинный поэт.

Всеотзывная личность его была похожа на многострунный инструмент, и мир играл на этой Эоловой арфе, извлекая из нее дивные песни. Великий Пан поэзии, он чутко слышал небо, землю, биение сердец – и за это мы теперь слушаем его.

Но быть эхом вселенной не есть нечто пассивное и механическое: для того чтобы ответить, надобно услышать. И в этом послушании миру сказывается глубокое мировоззрение, происходит свободный выбор. То, что он повторил, что навеки удержал из текучей хаотичности жизненного гула, — это именно и есть то, что заслуживает бессмертия; как раз это и должно было остаться на свете, как раз эти чистые отклики и образуют мысль и музыку мира.

Это души и деяния, внутренних и внешних событий, прошлого и настоящего, Пушкин в своей отзывчивости как бы теряет собственное лицо. Но божество тоже не имеет лица.

Ю. Айхенвальд (Из книги «Силуэты русских писателей»).

Текст №2

Пушкин был первым русским художником-поэтом.

Именно: русский! Самая сущность, все свойства его поэзии совпадают со свойствами, сущностью нашего народа. Не говоря уже о мужественной прелести, силе и ясности его языка.

И.С. Тургенев (из речи по поводу открытия памятника А.С.Пушкину в Москве).

2. Групповая работа. Подтвердите правильность высказываний об А.С.Пушкине. Для этого вновь обратитесь к отрывкам из эссе на карточках.

«При имени Пушкин тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. На самом деле, никто из поэтов наших не может более называться национальным; это право решительно принадлежит ему». Н.В.Гоголь.

Обучающее сочинение в жанре эссе «Пушкин – наше все» (А.Григорьев).

1. Групповая работа., Задание №2

1. Сравните тексты. Найдите общее в

Текст №1

Сторукий богатырь духа, Пушкин в своем пламенном любопытстве, полный звуков и смятения, объемлет все, всех видит и слышит, каждому отвечает. Он сам сказал, что душа неразделима и вечна, и он оправдал это на себе. Ему – дело до всего. Как бы не зная границ и пределов, не ощущая далекого и прошлого, вечно настоящий, всюду сущий, всегда и всем современный, он в этой сверхпространственности и сверхвременности переносится из страны в страну, из века в век, и нет для него ничего иноземного и чужого.

Ю. Айхенвальд (из книги «Силуэты русских писателей»)

Текст №2

Пушкин есть чудеснейшее, целостное и победное цветение русскости.

2. Групповая работа. Подтвердите правильность высказываний об А.С.Пушкине. Для этого вновь обратитесь к отрывкам из эссе на карточках.

3 стр., 1398 слов

Приемы работы с текстом при подготовке к итоговой аттестации ...

... некоторые приемы работы с текстом 1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом продиктован необходимостью подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках русского языка и ...

«Пушкин как нельзя более национален и в то же время понятен для иностранцев». А.Герцен.

Обучающее сочинение в жанре эссе «Пушкин – наше все» (А.Григорьев).

1. Групповая работа., Задание №3

1. Сравните тексты. Найдите общее в

Пушкин – самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга. Мы вспоминаем эту дорогую кудрявую голову, мы повторяем его стихи, мы знаем, что в степи мирской, печальной и безбрежной, есть неиссякаемый, животворный источник, где мы почерпаем все новые и новые возможности мыслить и чувствовать, где нам дается святое причасти красоты. Его стихи лепечут уста детей, и его же стихи, не покидаемые в стенах школы, на обязательных страницах хрестоматий, текут вослед за нами в продолжение всей нашей жизни и, «ручьи любви», навсегда вливаются в наши взрослые души. И так проходят годы, десятилетия, прошло столетие со дня его рождения и еще новые десятилетия, а сам он не проходит. Великий и желанный спутник, вечный современник, он идет с нами от нашего детства и до нашей старости, он всегда около нас, он всегда откликается на зов нашего сердца, жаждущего прекрасных откровений. Какое счастье!..

Ю. Айхенвальд из книги «Силуэты русских писателей»

Текст №2

Пушкин – это покой, ясность и уравновешенность. Пушкин – это какая-то странная вечность. В то время как романы Гете уже невозможно читать сейчас или читаются они с невыносимым утомлением и скукою, Пиковую даму» и «Дубровского» мы читаем с такой живостью и интересом, как бы они теперь были написаны. Ничего не устарело в языке, в течении речи, в душевном отношении автора к людям, вещам, общественным отношениям. Это – чудо. Пушкин нисколько не состарился; и когда и Достоевский, и Толстой уже несколько устарели, устарели по самой нервозности своей, по идеям, по взглядам некоторым, — Пушкин ни чем не устарел. И поглядите: лет через двадцать он будет моложе и современнее Толстого, Достоевского. Как он имеет в себе нечто для всякого возраста, так (мы предчувствуем) в нем сохранится нечто для всякого века и поколения. «Просто – поэт», как он и определял себя («Эхо»), — на все благородное давший благородный отзвук. Скажите, когда этому перестанет время, когда это станет «не нужно»? Так же это невозможно, как и то, чтобы «утратили прелесть и необходимость» березовая роща и бегущие весной ручьи. Пушкин был в высшей степени не специален ни в чем: и отсюда-то – его внешность и общевоспитательность.

В.В. Розанов (Из «Возврата к Пушкину»).

2. Групповая работа. Подтвердите правильность высказываний об А.С.Пушкине. Для этого вновь обратитесь к отрывкам из эссе на карточках.

«Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого…» И.С.Тургенев.

Обучающее сочинение в жанре эссе «Пушкин – наше все» (А.Григорьев).

1. Групповая работа., Задание №4

1. Ваше задание предусматривает работу со словарями и рабочей тетрадью «Эссе».

Дайте определение жанру эссе . Укажите жанровые особенности эссе . Оформите доску для иллюстрирования устного монологического ответа «Жанровые особенности эссе». Обратите внимание на рекомендации учителя. Вам необходимо осветить следующие вопросы:

1) История жанра.

2) Определение жанра.

3)Жанровые особенности (содержание текста, структура текста, типологическая отнесенность, стилистические особенности).

2. Работа с текстом

Текст №1

если моя речь составляет событие, то только с одной и единственной точки зрения, которую обозначу ниже. Для сего и пишу это предисловие. Собственно же в речи моей я хотел обозначить лишь следующие четыре пункта в значении Пушкина для России.

1)То, что Пушкин первый своим глубоко прозорливым и гениальным умом и чисто русским сердцем своим отыскал и отметил главнейшее и болезненное явление нашего интеллигентного, исторически оторванного от почвы общества, возвысившегося над народом. Он отметил и выпукло поставил перед нами отрицательный тип наш, человека, беспокоящегося и не примиряющегося, в родную почву и в родные силы ее не верующего, Россию и себя самого (то есть свое же общество, свой же интеллигентный слой, возникший над родной почвой нашей) в конце концов отрицающего, делать с другими не желающего и искренно страдающего. Алеко и Онегин породили потом множество подобных себе в нашей художественной литературе. За ними выступили Печорины, Чичиковы, Рудины и Лаврецкие, Болконские (в «Войне и мире» Льва Толстого) и множество других, уже появлением своим засвидетельствовавшие о правде первоначально данной мысли Пушкиным. Ему честь и слава, его громадному уму и гению, отметившему самую больную язву составившегося у нас после великой петровской реформы общества. Его искусному диагнозу мы обязаны обозначением и распознанием болезни нашей, и он же, он первый, дал и утешение: ибо он же дал и великую надежду, что болезнь эта не смертельна и что русское общество может быть

излечено, может вновь обновиться и воскреснуть, если присоединится к правде народной, ибо 2) Он первый (именно первый, а до него никто) дал нам художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского, обретавшейся в народной правде, в почве нашей, и им в ней отысканные.

Федор Михайлович Достоевский. (Из «Пушкинской речи»).

2. Групповая работа. Подтвердите правильность высказываний об А.С.Пушкине. Для этого вновь обратитесь к отрывкам из эссе на карточках.

«Он первым возвел у нас литературу в достоинство национального дела, между тем как прежде она была, по удачному заглавию одного из старинных журналов, «Приятным и полезным препровождением времени» для тесного кружка дилетантов». Н.Чернышевский.

ЭССЕ

История жанра., Жанр эссе в последние годы,

Повысился интерес читателя к личности писателя. Популярны мемуары, воспоминания о писателях, переписка, дневники. Огромную аудиторию собирают встречи с писателями. Отсюда и новое явление в литературном процессе последнего времени – эссеизация жанров повести, романа «Печальный детектив». В Астафьева, «Факультет ненужных вещей» Ю. Домбровского, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Мужики и бабы» Б. Можаева и др. В этих произведениях ткань художественного повествования пронизана токами публицистики, а в хоре голосов персонажа звучит – авторский голос.

Единой модели, единого образца эссе не было и не будет: жанр обновляется, развивается согласно с велениями времени. Законом жанра является открытостью автора, его позиция, его мысли.

Определение жанра.

Эссе

Эссе

Жанровые особенности., Эссе. Впечатления, ассоциации и раздумья автора, вызванные восприятием произведения., Это размышление, не обладающее четкой структурой., Рассуждение – размышление., Стиль эссе отличается образностью, афористичность