Место музыки в повседневной жизни дошкольника

Музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку.

Младенец, родившись, уже способен различать многие звуки и чутко реагируют на них. Быстро научается различать голоса взрослых, окружающих его, реагирует на их интонации.

Опыт показывает, что еще в теле матери он слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть и приглушенно, все, что происходило во внешнем мире. Как видим, первую информацию о мире он получал еще до рождения и именно через слух.

Российские ученые М. Догель и Н.Тарханов доказали, что музыка, непосредственные звуки мира воздействуют на организм человека, его состояние самым непосредственным образом, вызывая повышение (понижение) давления и пульса, расслабление или напряженность мускулов. И чем меньше ребенок, тем более восприимчив он к звучанию мира.

Но мы взрослые, для которых в большинстве своем основным источником информации уже стало зрение, мало заботимся подчас, какую звуковую среду создаем для ребенка. А это совсем не безразлично для здоровья и состояния его нервной системы.

Малыш растет, все большую роль в его системе восприятия явлений жизни начинает играть зрение, и на развитие слуха мы, по-прежнему, обращаем очень мало внимания. А в результате большинство детей безразличны к звуковому морю, который их окружает. У них слабовато развиты слуховое внимание и слуховая память, они немузыкальны, из всего богатства музыки предпочитают наиболее грубые шлягеры, которые слышат вокруг. У них мало развиты чувства ритма и звуковысотный слух, они не умеют петь, а самое главное, у них нет желания и умения слушать музыку, получать от этого удовольствие; они не понимают, что с помощью музыки, с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, тревогу, любовь.

Иной из нас может подумать, а нужна ли ребенку музыка? Да, очень нужна. Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, частушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже – былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляньях, сопровождали человеческую речь.

Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина и дворянина, для которого вечерние домашние пение и музыцирование также были само собой разумеющимся атрибутом душевной и духовной жизни.

Стало быть музыка – важная, неотъемлемая часть жизни каждого человека.

Истинная музыка — это источник духовного развития ребенка. Если он имеет возможность в раннем детстве видеть подлинно художественные, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно -прикладного искусства, слушать высокую музыку, у него сформируется художественно-полноценные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», то есть способность отличать красивое от банального или безобразного.

4 стр., 1945 слов

Проблема неравнодушного отношения к жизни умения человека удивляться аргументы

... будь она равнодушна к жизни. Заканчивая сочинение, хочется сказать, что равнодушие — источник многих бед. Жизнь таких людей скучна и однообразна. ... современники, но почувствовав, что он «будто стал легче», он почему-то удивился. Его удивление породило раздумья, почему ... музыку. Автор говорит о том, что она была искренне дивлена такому великолепному подарку. Дагни выросла, всю жизнь слушая «музыку ...

Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребенка.

  1. Музыка как часть повседневной жизни

Знакомство ребенка в дошкольном учреждении с многообразной музыкой развивает у дошкольника интерес и любовь к музыке, и как результат создает предпосылки для дальнейшего формирования основ музыкальной культуры и успешного развития музыкальных способностей, а театрализованная деятельность является необходимой для формирования творческой активности личности. На современном этапе развития общество предъявляет большие требования к воспитанию и образованию детей. Но музыкальное развитие ребенка является одной из обязательных составляющих современного воспитания.

Главной задачей музыкального развития детей является формирование эмоциональной сферы, приобщение маленького слушателя к истокам музыкальной культуры.

Где, в первую очередь, решается эта задача?

Верно – на музыкальных занятиях. Мы знаем, что эти занятия проводятся только 2 раза в неделю. Как же способствовать полноценному музыкальному развитию дошкольников?

Решение этой задачи предполагает соучастие в организации музыкальной деятельности детей музыкального руководителя, воспитателя и родителей непосредственно в повседневной жизни ДОУ.

Музыкальное сопровождение в течение дня:

  • во время режимных моментов: при приеме детей (для поднятия настроения), во время умывания (мл. возраст), пение колыбельных при укладывании спать (мл. возраст), сон под релаксирующую музыку, при подъеме детей,
  • на занятиях и беседах,
  • во время физкультминуток,
  • во время одевания и на прогулках,
  • в индивидуальной работе с детьми,
  • проведение хороводных игр перед обедом и др.

Я намеренно не ограничиваю список, т. к. продолжение его зависит от фантазии и возможностей педагога.

Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.

Как мы можем связать музыку и физкультуру?

Прежде всего, это может быть зарядка под музыкальное оформление либо вместе с музыкальным руководителем физкультурные занятия с использованием музыки и, конечно же, ни один спортивный досуг или праздник невозможен без музыки.

Музыкально-театральная деятельность детей (театрализованные игры, игры-драматизации, постановки сказок) является одной из форм детской деятельности, которая способствует эстетическому воспитанию. Стимулирует развитие всех основных психических процессов: память, внимание, речь, восприятие и т.д.

9 стр., 4227 слов

Изучение музыкальной деятельности детей дошкольного возраста ...

... виды музыкальной деятельности детей дошкольного возраста; выявить формы организации музыкальной деятельности; разобрать методы обучения восприятию детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях. Объект исследования - музыкальная деятельность детей дошкольного возраста. Предмет - использование различных методов обучения в процессе обучения детей видам музыкальной деятельности ...

В ДОУ созданы все необходимые условия для развития творческой активности детей: шьются костюмы, педагоги изготавливают различные виды театров, во всех возрастных группах, начиная с групп раннего возраста, имеются театральные уголки для организации самостоятельной деятельности детей, проявления их творческих способностей.

Развлечения и проводятся в каждой группе еженедельно, в их подготовке и проведении принимают участие все специалисты.

Развлечения в основном проводятся во второй половине дня, продолжительность от 15 до 45 минут, это зависит от возраста детей и от вида развлечений.

Виды развлечений следующие:

  • викторины, конкурсы,
  • посиделки (на фольклорной основе),
  • прогулки с сюрпризами,
  • инсценировки,
  • детские концерты,
  • зрелища (все виды театра),
  • музыкально-литературные концерты,
  • [Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/muzyika-v-jizni-doshkolnikov/

  • спортивные развлечения,
  • игры-драматизации, музыкальные сказки,
  • игры-забавы.

В ДОУ проводятся государственные, международные, православные, семейные праздники. Праздники сопровождаются тщательно подобранной музыкой и музыкой песен, танцев, игр, под которую действуют дети.

В детском саду может существовать, добрая традиция, принимать к себе в гости юных талантов из музыкальной школы. Еще обычай отмечать особенный день в жизни ребенка – день рождения. И, конечно, он не обходится без песен, хороводов и танцев.

В ДОУ в каждой группе есть музыкальный уголок. Содержимое музыкального уголка подбирается в соответствии с возрастом детей.

Все это служит хорошим стимулом для самостоятельной музыкальной деятельности.

  1. Музыкальное воспитание в ДОУ

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных

Слушание музыки. Однако невозможно повысить музыкальность детей без специально организованного восприятия музыки. Этот вид деятельности называется «слушание музыки». На музыкальных занятиях в детском саду звучат инструментальные пьесы и песни, которые исполняются для малышей взрослыми.

Одна из форм слушания музыки – пение взрослых для детей.

Помимо песен дети с удовольствием слушают музыку, исполняемую на различных инструментах, особенно знакомые мелодии, узнают их, называют. Детям нравиться ансамблевое исполнение: звучание фортепиано и кастаньет в пьесах о лошадках, фортепиано и металлофонов, бубна и аккордеона в плясках, триолы и симоны в народных песнях.

В старшей группе уместно большее внимание уделить классической музыке. В знакомстве с методическими основами приобщения дошкольников к классической музыке может оказать пользу опора на опыт методиста О. Радыновой.

22 стр., 10561 слов

Классическая музыка как средство приобщения детей к мировой музыкальной культуре

... значима для дошкольника, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала положительное эмоциональное отношение к ней. Процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть основан на хорошем знании ребенка: ...

Для слушания в детском саду можно взять, прежде всего, детские альбомы фортепианных пьес С. Майкапара, П. Чайковского, Г. Свиридова, С. Прокофьева, Э. Грига, Р. Шумана. Кроме фортепианной музыки вполне доступны детям фрагменты симфонических произведений, написанных композиторами для детей. Среди них «Петя и волк» С. Прокофьева, «Детские игры» Ж.Бизе.

Чаще всего, для слушания необходимо взять небольшой отрывок произведения или миниатюру с яркой мелодией, характерным ритмом, такие, например, как «Полет шмеля», фрагменты музыкальной картины «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского – Корсакова.

Хорошо воспринимают дети классическую танцевальную музыку, от танцевальных сюит И.-С. Баха до вальсов Ф.Шопена, Ф.Шуберта, балетной музыки П. Чайковского.

Классическую музыку, как правило, слушают несколько раз. При повторных прослушиваниях можно несколько удлинить фрагмент в зависимости от реакции детей, их заинтересованности. При этом следует соблюдать чувство меры, чтобы им не наскучить, идти от желаний, проявлений интереса детей.

В ходе прослушивания важно дать прочувствовать смену настроения, переживания, которые выражены в музыке.

А позже заострить внимание детей на наиболее выразительных средствах, с помощью которых эти переживания переданы.

В ходе знакомства с классическими произведениями рекомендуется такие активизирующие приемы: