Культура в классической немецкой философии

В конце 18 и начале 19 века Германия, преодолевая экономическую и политическую отсталость, приближалась к буржуазной революции, и «подобно тому как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция предшествовала политическому перевороту». Маркс рассматривал немецкую

классическую философию как немецкую теорию французской революции.

Важную роль в формировании немецкой философии сыграли достижения естествознания и общественных наук : стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, позволившие понять процессы в их точном количественном выражении, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой,

астрономические, геологические, эмбриологические теории, теории развития человеческого общества, развитие свободомыслия, противостоящего стремлениям правящих кpyгов закрепить господствующее положение в духовной жизни страны официальной религии и церкви — все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.

Понятие «немецкая классическая философия» охватывает воззрения Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. Хронологически творческая деятельность названных мыслителей занимает почти целое столетие: со второй половины XVIII века до первой половины XIX в. включительно. С Канта (1724-1804) началась философия новейшего времени. Но не только философия, но и наука. Он считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности. Он различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия «вещей самих по себе» на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей — «вещи сами по себе». Абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность.

12 стр., 5601 слов

Философия и религия

... развития природы, общества и познания. Известно, что духовный опыт человечества проявляет себя в трех основных сферах. Это такие, как Истина (наука и идеология), Добро (мораль и религия) и Красота (искусство ... человеческой цивилизации, в которое зародились философские учения, и некоторые из этих учений стали впоследствии религиями. Автором термина "философия" стал известный греческий математик и ... вещь ...

1. Основные принципы немецкой классической философии

Иммануила Канта (1724-1804) считают родоначальником немецкой классической философии — грандиозного этап в истории мировой философской мысли. Охватывающего более чем столетие духовного развития — напряжённого, очень яркого по своим результатам и важного по своему воздействию на человеческую духовную историю. Он связан по истине с великими именами: наряду с Кантом это И. Г. Фихте (1762-1814), Г. Гегель (1770-1831), Л. А. Фейербах (1804-1872) — все они в высшей степени оригинальные мыслители.

Прежде всего мыслителей немецкой классики, объединяло исходное понимание роли философии в истории человечества, в развитие мировой культуры. Гегелю, принадлежат крылатые слова: «Философия есть… современная ей эпоха, постигнутая в мышлении». И представителям немецкой классики удалось запечатлеть ритм, динамику, запросы своего тревожного и бурного времени — периода грандиозных социально-исторических преобразований. Они обратили свои взоры и к человеческой истории как таковой, и к человеческой сущности.

Кант, Фихте, Гегель возносят философию высоко, т. к. мыслят её как строгую и систематическую науку, науку как специфическую по сравнению с естествознанием.

Вторая особенность немецкой классической мысли заключается в том что ей выпала миссия придать философии облик широко разработанной и значительно более дифференцированной, чем раньше, специальной системы дисциплин, идей и понятий, системы сложной, отдельные звенья, которой взаимосвязаны в единую интелектуальную цепь философских абстракций. Именно немецкая классика, несмотря на свою трудность при усвоении, смогла оказать огромное воздействие не только на культуру, но и на социальное действие.

онтологический

Поэтому третья особенность этой философии заключается в проложении пути новому по отношении к метафизике методу мышления и познания — методу диалектизму, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимый к исследованию всех областей человеческой жизни. Диалектические идеи проходят через всю немецкую классическую философию, обогащаясь и развиваясь от одного философского учения к другому.

Четвертый момент — это некоторые общие принципы подхода к проблеме исторического развития. В трактовке развития общества прилагаются рациональные мерки и критерии: историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения — интуиции, а научно — теоретически. Законы истории понимались как принципы исторической «разумности». Немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т. е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, «духа», мышления, познания, центральных для немецкой классической философии.

вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей

непреходящим достижением философской мысли

Философия немецкой классики и в наши дни продолжает свою жизнь как относительно единое образование. Но немецкая классическая философия — созвездие, которое состоит из ярчайших звёзд. На всю последующую жизнь человечества они зажглись на небосклоне немецкой, европейской, мировой культуры. И одна из самых ярких этих звёзд — Иммануил Кант. Жизнь и поистине бессмертные идеи Канта станут предметом наших дальнейших размышлений.

2 стр., 749 слов

Философия истории

... историю и философию истории, которые принципиально различаются в своих подходах к реальной истории, но они должны взаимодействовать. Можно сказать, что философия истории без науки пуста, а наука без философии истории ... реальности. В этом « ... Немецкое Просвещение, прежде всего в лице И.Г. Гердера и Г.В.Ф. Гегеля, продолжило и развило идею о поступательном характере человеческой истории, оцениваемой, в ...

2. Философия И.Канта: активность субъекта познания: постулаты практического разума

Философское миросозерцание Канта выработалось в окончательном виде в течение 1762- 1756 годов. Трактат об оптимизме был последней данью, принесенной Кантом догматической философии. В сочинении “Об отрицательных величинах и о реальном основании” (1763 год) Кант занимает среднее положение между эмпиризмом и рационализмом; в “Сновидениях духовидца” (1766 год) пишет небольшой трактат “О первом основании различия областей в пространстве”, особенно замечательный тем, что он представляет собой переход от эмпиризма к критицизму.

Кант задается здесь вопросом: что такое пространство и чем обуславливаются его свойства? Не могут же наглядные суждения, какие содержатся в геометрии, дать очевидные доказательства того, что абсолютное пространство имеет реальность независимо от существования всякой материи. Постановка этого вопроса важна в том отношении, что указывает, каким путем Кант постепенно пришел к мысли, что пространство вовсе не имеет своей собственной реальности, но является лишь формой нашей чувственности.

Пространственное отношение вещей сводится к их положению. Вещи в пространстве находятся между собою в известных расстояниях, и каждая вещь занимает свое место. Взаимно отношение положений Кант называет областями. Понятие области включает в себя расстояние и направление. Кант дает простой пример. Напишем на листе бумаги два раза одно и то же слово, например “человек”. Буквы одни и те же, порядок их расположения тот же, но одно слово написано справа, другое слева. Говоря “справа”, “слева”, мы относим положение букв к наблюдателю. Если бы свойства пространства зависели исключительно от взаимных отношений между частями объектов, то мы не могли бы различить два предмета, отличающиеся между собой лишь тем, что один поставлен слева, другой – справа.

Кант выводит из этого, что понятие “слева”, “справа”, “вверху”, “внизу”, “спереди”, “сзади” являются выражением свойств абсолютного пространства, и лишь после этого решается отнести их также к свойствам самого наблюдателя. Кант выставляет следующие в высшей степени важные соображения, являющиеся чуть ли не лучшей попыткой объяснить трехмерность нашего тела определяет для нас три основные плоскости, к которым мы относим все предметы внешнего мира . Плоскость симметрии разделяет наше тело на правую и левую части. Другая плоскость соответствует положению наших органов чувств: глаза, рот, ноздри расположены у нас спереди, чем обуславливается резкое различие между передней и задней областью. Наконец, положение нашей головы делает необходимым различение между верхом и низом. Это, так сказать, физиологическое объяснение трехмерности пространства составляет первый шаг к психологическому истолкованию. Очевидно, говорит Кант, что мы воспринимает области в пространстве лишь по отношению к нашему собственному телу. Кант допускает “особое пространственное чувство”, или чувство пространственного существования нашего тела. Он полагает, что абсолютное пространство трехмерно не только по отношению к нашему телу, но и само по себе. Точно так же и другие свойства пространства объясняются не только свойствами субъекта, но и свойствами самого абсолютного пространства, как своеобразного объекта, отличающегося от предметов внешних чувств и способного взаимодействовать лишь на специальное пространственное чувство.

22 стр., 10650 слов

Философия — ы : Иммануил Кант

... Автор данного реферата не претендует на всестороннее и исчерпывающее рассмотрение философского учения Канта. Работа ... Кант, сам того не ведая, по сути лишь повторил решение Даламбера. Однако работа содержала ряд оригинальных умопостроений, в том числе рассуждения о связи трехмерности пространства ... скептицизма и эмпиризма Юма, Кант ввел в философию понятие об отрицательных величинах, осмеял увлечение ...

Канту оставалось сделать один шаг: он был сделан в “трансцендентальной эстетике”, то есть в учении об априорных свойствах чувственности, которая составляет важнейшую часть “Критики чистого разума”.

Этот капитальнейший из всех трудов Канта появился в печати первым изданием в 1781 году; вторым значительно измененным – в 1787 году. Идеалисты не могут простить Канту того, что во втором издании он напечатал подробное опровержение идеалистических учений. Если самого Канта называют идеалистом, и если он сам не вполне отрекся от этого имени, то необходимо помнить, что идеализм Канта совершенно особенного рода. Это идеализм критический, или трансцендентальный . Под словом трансцендентальный Кант подразумевает не то, что стоит выше опыта, а то, что предшествует опыту, как его необходимое условие, и что без последующего за ним опыта лишено всякого содержания. А стало быть, и всякого смысла. Из этого видно, что идеализм Канта гораздо более родствен с философским реализмом, чем с идеализмом Беркли. То, что стоит выше и вне всякого опыта, Кант называл не трансцендентальным, а трансцендентным и резко осуждал разные теоретические экскурсии в эту область, признавая ее значение единственно в вопросах нравственных или практических.

Еще в 1772 году Кант задавался вопросом, на чем основаны отношения представления к предмету? Прежние философы прибегали для решения этого вопроса к разным сверхъестественным началам. Платон и Мальбранш допускали какое-то наитие или откровение свыше, Лейбниц сочинил предустановленную гармонию. Но, по словам Канта, допускать, что deus ex machina определяет происхождение и значение наших познаний, это нелепейшее из предположений, какое только можно избрать. Кант полагал, что окончит весь труд в течение примерно трех месяцев. На самом деле Канту понадобилось девять лет на исполнение лишь одной намеченной им задачи – на создание критики теоретического разума. По первоначальному плану Канта предполагалась брошюра в несколько печатных листов. Девять лет размышлений довели ее до размеров объемистого тома в восемьсот пятьдесят шесть страниц. Написана была вся книга, по словам Канта, “в какие-нибудь четыре – пять месяцев, как бы наскоро, правда, с величайшим вниманием к содержанию, но с малым прилежанием относительно изложения и доступности для читателя”. Не подлежащее никакому сомнению заявление Канта, что книга была написана в течение пяти месяцев, показывает, что он писал, когда идеи окончательно созрели в его голове. Окончательная работа была исполнена Кантом в конце 1780 года.