Философия истории

Эссе

История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины (Марк Туллий Цицерон).

История чаще всего определяется как наука о прошлом человека и общества. Если обратиться к этимологическому значению слова «история», то можно полагать, что это знание о минувшей жизни. Французский историк Жак Ле Гофф отмечает, что «Istor тот, кто видит, одновременно является тем, кто знает; istorein с древнегреческого означает „разузнавать», „информировать кого-либо».

История, таким образом, — это расспрашивание (разузнавание)…» (Le Goff J. History and Memory. N.Y.: Columbia Univ. Press, 1992 [1981]: 102—103).

А Г.В.Ф. Гегель был первым, кто обратил внимание на тот факт, что термин «история» означает как действительные события, так и субъективное представление об этих происшествиях.

Выделяют науку историю и философию истории, которые принципиально различаются в своих подходах к реальной истории, но они должны взаимодействовать. Можно сказать, что философия истории без науки пуста, а наука без философии истории слепа.

Историк стремится заниматься прошлым и только прошлым. Он не дает прогнозов и не заглядывает в будущее. Он рассматривает только имевший место ход событий, смотря из настоящего в прошлое. Выявляя определенные линии развития явлений в былом, философия истории стремится продолжить их в будущее. Представления не только о настоящем, но и о будущем определяют общие рамки философско-исторического рассуждения. Важный вклад в ее развитие внесли И.Г. Гердер, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. А. Сорокин, К. Ясперс и др.

Развитие философских воззрений на человеческую историю разворачивалось на протяжении многих веков. С возникновением христианства история понималась линейной, необратимой, утверждалась уникальность каждого события. Считалось, что история — это и есть эпоха взросления руководимого Богом человечества. Хотя в христианской схеме, присутствовала идея о регрессе человечества (утраты им невинности — грехопадения).

Другое дело, что в новое время, особенно в эпоху Просвещения, происходит десакрализация взглядов, земная история больше не воспринимается как священная история, т.е. как временной поток, целиком определяемый Провидением. Логика истории более не задается ей извне, но представляется имманентной самой человеческой деятельности, образующей непосредственную канву исторического процесса. Французский философ-просветитель Ж.А.Н. Кондорсе рассматривал движение истории, которое имеет поступательный характер. Вектор человеческой истории — от некоторого несовершенного состояния ко все более совершенным состояниям. история философия разум человеческий

24 стр., 11856 слов

Проблема человека в истории философии

... природы и смысла человека в понимании древнекитайских философов. Целью данной работы является изучение проблемы человека в истории философии, в частности у Сократа, в Конфуцианстве, в чань-буддизме, по работам ... знаний и положений, определяющих место человека во Вселенной. “Сократический поворот” в философии: идеи и метод философии Сократа. Проблема человека Сократ выбирал известного политического ...

Критерием совершенства оказывается, по Кондорсе, степень развития человеческого разума. Прогресс в истории есть собственно экспансия разума во все сферы жизнедеятельности человечества. Такая экспансия означает одновременно и унификацию человеческого мира, ибо люди равны друг другу именно как разумные существа. Отсюда светлое будущее человечества предполагает его объединение — одна нация, одно государство, одно правительство, наконец, один язык. Немецкое Просвещение, прежде всего в лице И.Г. Гердера и Г.В.Ф. Гегеля, продолжило и развило идею о поступательном характере человеческой истории, оцениваемой, в конечном счете, именно как история разума. Если для Кондорсе, разум и история сольются в будущем, когда совпадут сущее и должное, когда история станет сама собой, а именно воплощением разума в материале человеческих действий, то позиция Гегеля опирается на постулат «все действительное разумно». Иными словами, история с самого начала представляет собой сферу разума или разум историчен. Гегель тем самым отвергает в истории разделение на сущее и должное.

Выделяют множество подходов к истории, рассматривающих историю как закономерный процесс: формационный, цивилизационный, культурологический, позитивистский и др.

Известный советский философ Ф.Х. Кессиди предлагает оригинальную концепцию философии истории. Подробно анализируя основные пункты расхождения между Аристотелем и Платоном, Ф.Х. Кессиди приходит к выводу о том, что первый делал упор на действительных (относительных, «земных») благах, исходя из сущего, т. е. из того, какова реальная жизнь, а второй — на нравственном (абсолютном, «небесном») идеале, ориентируясь на должное, т. е. на то, какой должна быть жизнь людей. «Механизм» подъема и падения цивилизаций заключался соответственно в соблюдении и нарушении подвижного равновесия между сущим и должным, материальным и идеальным, т. е. между сложившимся положением вещей и тем, каким это отношение вещей должно быть, должно стать с позиций того или иного идеала, намеченной цели жизни и реальности. В этом «должно быть», «должно стать» кроется нравственный и психологический пафос социальных революций, источник уверенности революционеров в своей, можно сказать, святой правде, ради которой они готовы идти на любые жертвы. Сущее и должное, действительность и идеал (идеалы) не существуют сами по себе, они проявляются в судьбах народов и наций, в особенностях их психологического склада (характера), менталитета (образа мышления и духовного склада), образа жизни, обычаев и культуры. Одни народы (а также их культуры, в значительной степени обусловленные генетическими особенностями характера — народного духа, как было принято говорить в прошлом веке) ориентированы преимущественно на должное, сверхестественное (религия), сакральное и иррациональное (Восток); другие — на сущее (сервисная технология), светское и рациональное (Запад).

4 стр., 1725 слов

История одной вещи. Проект «История вещей, которые нас окружают»

... жизнь. Знакомые называют визиты ко мне экскурсиями. А мне очень приятно их проводить. Сочинение на тему моя комната | Октябрь 2015 Описание комнаты — сочинение 5-6 класс Не так давно в одной ... историю своей семьи, помнить то, что до него сделали его предки, что делали его родители, и чего добились родители их родителей. Сочинение на тему моя комната Мини-сочинение на тему ... личная вещь какого-то ...