Повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

Короленко Владимир Галактионович — выдающийся русский писатель, публицист, общественный деятель. Расцвет литературной деятельности Короленко относится ко второй половине 80-х годов. В глухую полночь реакции, когда все передовое и свободолюбивое в русском обществе подавлялось полицейским произволом царизма, голос молодого писателя прозвучал новым напоминанием о живых силах народа. Рассказы Короленко будили мысль и поднимали дух в период глухой и грубой реакции 80-х годов.

Короленко, считал, что долг писателя в реакционные и пессимистические эпохи заключается именно в том, чтобы противостоять общему течению и пробуждать чувства «бодрости, веры, призыва». Автор «Слепого музыканта» много думал в это время о значении активного, героического начала в искусстве.

Ни над одним своим произведением Короленко не работал так сосредоточенно и напряженно, как над «Слепым музыкантом». Впервые он опубликовал его в 1886 году в газете «Русские ведомости», в том же году переработал его для журнала «Русская мысль», потом в 1888 году внес изменения в текст отдельного издания и наконец, в 1898 году, готовя уже шестое издание рассказа, опять дополнил и переработал его.

Читатели и критики сразу же встретили рассказ более чем сочувственно, они хвалили богатство языка, красоту пейзажей, общий поэтический строй произведения, но автора эти похвалы не радовали. Он говорил, что если ничего, кроме «перезвона красивой стилистики», в рассказе нет, то чем скорее он потонет в ворохе старых газет, тем лучше. Писателю казалось, что главная мысль «Слепого музыканта» осталась непонятой.

1. Сюжет и герои повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.

В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет.

Отец Петра — человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового «бойца за дело жизни» Аверин Б. Личность и творчество В.Г. Короленко // Короленко В.Г. Собр. соч.: В 5 т. Л.: Художественная литература, 1989. Т. 1. С. 7.

12 стр., 5810 слов

По произведению Слепой музыкант Короленко

... Сочинение по повести «Слепой музыкант» (гуманистический пафос произведения) В 1886 году в газете «Русские ведомости» была напечатана повесть В. Г. Короленко «Слепой музыкант». ... Слепой музыкант» пронизана страстной идеей гуманного отношения к обездоленным. В богатой семье Попельских родился слепой ребенок. Маленького Петруся ... Звуковые формы стали главными формами мысли Петра. В свободной импровизации ...

Наступает весна. Ребенок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.

Невозможность увидеть цвет, внешний облик предметов, красоту окружающей природы огорчала его, но он представлял себе этот знакомый мир усадьбы благодаря чуткому восприятию его звуков.

Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него. В конце концов её искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.

У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растет дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать её лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.

Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора. С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течет яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для её чувства к Петру. Она твердо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.

Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.

Все изменилось после встречи с семьей Ставрученков: он узнал о существовании другого мира, мира вне усадьбы. К этим спорам, к бурному выражению мнений и ожиданий молодежи он сначала отнесся с восторженным изумлением, но вскоре почувствовал, «что эта живая волна катится мимо него». Он чужой. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе.

Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним — слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.

2 стр., 907 слов

Искусство в судьбе человека в произведении «Слепой музыкант»

... эпилога. Слепой музыкант Петрусь имел своих прототипов. В детстве Короленко был ... Эвелиной. Молодые люди крепко сдружились и симпатизировали друг другу. Кульминационный момент , Дядя Максим решил помочь парню В шестой главе наступает кульминация повествования. Слепой ... основной мысли произведения. Звонарь Егорий, как и Петрусь, ... характера личности. Петру более всего помогли уроки дяди Максима, потому ...

В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остается поговорить со звонарем. Оказывается, Егорий — тоже слепорожденный. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит её… Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.

Эта встреча резко обострила его страдания, посеяла сомнения в его душе. После посещения монастыря и знакомства со слепыми звонарями его не покидает мучительная мысль о том, что обособленность от людей, злоба и эгоизм — неизбежные качества слепорожденного человека. Петр чувствует общность своей судьбы с судьбой озлобленного звонаря Егора, ненавидящего детей.

Он понимает всю глубину своего несчастья и словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своем убеждении, что все слепорожденные злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.

Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.

Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идет в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.

После бродяжничества со слепыми и паломничества к чудотворной иконе озлобление проходит: Петр действительно вылечился, но не от физического недуга, а от недуга душевного. На смену злобе приходит чувство сострадания к людям, желание им помочь. Слепой обретает силы в музыке. Через музыку он может воздействовать на людей, рассказывать им то главное о жизни, что так трудно понял он сам.

В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком. Той же осенью Петр женится на Эвелине. У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребенок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.

Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки «Контракты», многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.

Петр сумел почувствовать жизнь в её полноте, напомнить людям о чужих страданиях.

2. Идея повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

Самим заглавием — «Слепой музыкант» — Короленко определил одну из важных тем своего произведения. Действительно, главный его герой — слепой, то есть человек, обделенный природой, лишенный способности видеть. Но при этом он — музыкант, а значит, от природы он наделен тонким и острым слухом, музыкальным талантом. Таким образом, он одновременно и «унижен», и «возвышен» природой. Тема зависимости человека от природы, от биологических ее законов, определяет существенную сторону этого произведения.

13 стр., 6165 слов

Брейгель «притча о слепых» описание картины, анализ,

... творчества не смогли. Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura-epokhi-vozrozhdeniya-renessans/953-piter-brejgel-starshij-filosofskoe-osmyslenie-zhizni-v-kartinakh-khudozhnika Притча о слепых. Точный диагноз Питера Брейгеля Старшего ...

Внимание автора к вопросам естествознания совсем не удивительно: Короленко, как и его современники — Чехов и Гаршин — естественник по образованию. В студенческие годы в Петровской сельскохозяйственной академии он с увлечением слушал лекции Климента Аркадьевича Тимирязева. Одну из его лекций Короленко пересказывает в повести «С двух сторон», где великий ученый, которому было тогда немногим более тридцати лет, выведен под именем Изборского, худощавого человека с тонким, выразительным лицом и прекрасными большими серыми глазами. Учение Тимирязева о жизни растений, имевшее широкий общебиологический смысл, оказало большое влияние на будущего писателя. Пристально интересовался Короленко также вопросами физиологии, биологии, научной психологии. Бялый Г.А. Неизбывное, бодрое, героическое («Соколинец», «Слепой музыкант», «Река играет» В. Г. Короленко)// Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/Сост. В.И. Кулешов — М.: Дет.лит., 1983.C.56

При внимательном чтении «Слепого музыканта» не трудно обнаружить отголоски тех естественнонаучных идей, которые помогли писателю понять и художественно раскрыть внутренний мир слепого мальчика. Так, большое место в рассказе занимает теория Э. Геккеля, который вслед за Дарвином утверждал, что человека нельзя понять, если рассматривать его вне общей и последовательно развивающейся картины эволюции всего животного мира. Э. Геккель сформулировал так называемый биогенетический закон, устанавливающий взаимосвязь и взаимозависимость между индивидуальным развитием особи и развитием ее предков. О судьбе своего героя, мальчика с закрытыми навсегда окнами души, Короленко рассуждает в духе этой естественнонаучной теории. Природа, считает он, передала слепому опыт предшествующих поколений, внутреннюю способность зрения, и только непонятный случай лишил его возможности осуществить его внутреннюю способность. Будучи звеном в общей цепи человеческого рода, герой Короленко наделен потребностью видеть, и эта неутоленная потребность, эти, как пишет Короленко, «бессознательные толчки природы» еще более усугубляют трагизм положения мальчика.

Но от той же природы, как уже было сказано, герой рассказа получает и некую «компенсацию» — необычайно обостренное восприятие звуков. Может быть, замена световых восприятии звуковыми и будет для мальчика выходом из трагической ситуации? Художественному решению этого вопроса и посвящен «этюд» Короленко.

Автор не случайно именно так определил жанр своего повествования. Прямой смысл французского слова «этюд» — это изучение, исследование. Слово это имеет и побочные значения (например, зарисовка с натуры), но так или иначе все они связаны с основным. Во вступлении «От автора» к последней редакции своего рассказа Короленко, объясняя причину его переработки, ссылается, как обычно делают ученые, готовя новые издания своих трудов, на новые наблюдения, уточняющие и подтверждающие ранее выдвинутую гипотезу. Новые наблюдения возникли у Короленко во время его встречи с двумя слепыми звонарями; как подчеркивает писатель, этот важный для него эпизод он «занес в свою записную книжку прямо с натуры». «…В такой работе,- писал Короленко о «Слепом музыканте»,- художественно-творческий процесс тесно связывается и идет параллельно с аналитической мыслью, работающей по строгим правилам научного анализа, только, конечно, художник значительно свободнее в гипотезах».

7 стр., 3358 слов

Справедлива ли поговорка любовь слепа?

... чувство подчиняется гормонам, фантазиям, желаниям, иллюзиям, в которые погружен влюбленный человек. Это отличается от любви. Нередко человек в таком состоянии совершает немало ошибок. Первое ошибочное поведение ... дочь, сможет ли он в дальнейшем построить нормальные взаимоотношения с другими людьми? Очень велика вероятность того, что не сможет, с детства став жертвой слепой родительской любви. Такой ...

Говоря о научной основе «Слепого музыканта», следует помнить, что начиная со второй половины XIX века естествознание оказывало значительное воздействие на общественные науки и, в частности, на социологию. Народнический социолог и отчасти биолог, критик и публицист Н. К. Михайловский, многие взгляды которого Короленко усвоил еще в ранней молодости, в работе «Теория Дарвина и общественная наука» ссылается на мнение ученых-естественников, разделивших все живые существа на два типа: первый тип — «практический», второй — «идеальный». По логике рассуждений Н. К. Михайловского, «практический тип», перенесенный из биологической сферы в социальную,- это человек, приспособившийся к современным социальным условиям. Такое приспособление происходит за счет утраты полноты и гармоничности существования, личной свободы, требований совести, альтруистических порывов, то есть всего того, что присуще только человеку и что выделяет его из животного мира. Человек же «идеального типа» не будет приспосабливаться к существующим социальным условиям, заглушая в себе все человеческое, а будет пытаться изменить их, даже если практической пользы в данный момент от его усилий трудно ожидать. В тяжелые годы реакции 80-х годов, когда Короленко работал над «Слепым музыкантом», такой подход к человеку был как нельзя более актуальным.

Все условия для того, чтобы благополучно приспособиться к среде и обстоятельствам, есть и у героя «Слепого музыканта». Трудности материальные для него не существуют — он родился в богатой семье, у него добрая и отзывчивая мать, умный учитель, верная подруга, которая станет его женой. Значит, для разумного и неизбежного приспособления к окружающему его миру ему нужно только погасить в себе неясные «толчки природы». О том, как происходит борьба «идеального» и «практического» начала в человеке, и рассказывается в «Слепом музыканте».

Сюжет «Слепого музыканта» включает в себя два повествования. Первое — о том, как слепорожденный мальчик инстинктивно тянулся к свету: здесь речь идет о естественной природе человека, протестующей против частного случая нарушения ее общих законов. Второе повествование удаляется от биологических свойств человека и касается прежде всего его социальных чувств. Это история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе эгоистическую сосредоточенность на собственном страдании и сумел выработать активное сочувствие ко всем обездоленным людям. Общественное чувство выступает в рассказе как особый оздоровляющий инстинкт, развитие которого может восстановить даже нарушенную слепыми природными силами гармонию человеческого существования.

16 стр., 7798 слов

Влияние музыки на человека

... прослушивания максимум пользы. Разум Разум Разум Сочинение-рассуждение Влияние музыки на человека Предложенный для анализа текст В.Короленко посвящён проблеме влияния музыки на внутренний мир человека. Автор рассматривает данную проблему на примере благотворительного концерта одного талантливого ...

Органическое соединение этих двух повествований, необходимое Короленко для того, чтобы раскрыть диалектику природного и общественного начала в человеке, потребовало от писателя создания сложной системы характеров и сложных взаимоотношений между ними. Впрочем, на первый взгляд кажется, что это совсем не так. Прежде всего бросается в глаза, что в «Слепом музыканте» перед нами только положительные герои. Некоторый сентиментально-идиллический оттенок рассказа именно этим, вероятно, и определяется. Добра, великодушна, нежна мать Петра Попельского, глубоко любящая своего сына. Искренние симпатии читателей вызывает и дядя героя рассказа Максим Яценко. «Забияка», «дуэлянт», он смело выступает против мнения окружающих его благомыслящих шляхтичей, на любезности панов отвечает дерзостями, а мужикам спускает своеволие и грубости. Он смело примкнул к такому же забияке и «еретику» Гарибальди, под знаменами которого сражался за свободу Италии. Подруга Петра Эвелина — это воплощенное самопожертвование, негромкое, скромное, не осознающее себя и тем более истинное.

Роль учителя в этом рассказе принадлежит прежде всего гарибальдийцу Максиму. Он создает программу воспитания слепого мальчика, справедливо полагая, что нельзя оберегать его от всех тех трудностей, которые неминуемо встретятся на его пути. И ему действительно удается разрушить ту искусственную оранжерейную обстановку, которой окружила Петра любящая и считающая себя виноватой перед сыном мать. Строго рациональная система воспитания оказывает благодетельное влияние на развитие слепого мальчика, но есть один пункт, где эта система оказывается бессильной. Поступая «практично» и «рационально», Максим пытается ограничить сферу интересов своего воспитанника только пределами доступного для него мира, тем самым направляя развитие слепого Петра по пути формирования «практического» типа.

На один из основных вопросов, поставленных Короленко в «Слепом музыканте», может ли человек тосковать по «неизведанному и недостижимому», гарибальдиец Максим, приступая к воспитанию Петра, не сомневаясь, ответил бы: нет, не может. И потому он не раз с изумлением останавливается перед непонятными для него «толчками приро(*367)ды», принуждающими героя рассказа стремиться к постижению для него недоступных, но необходимых сторон мира.

Практичность и рационализм Максима приводят к тому, что он, человек, проповедующий активность и борьбу с враждебными силами, сам того не замечая, требует от своего воспитанника смирения и покорности перед неблагоприятными для него обстоятельствами. «Мальчику остается только свыкнуться со своей слепотой, а нам надо стремиться к тому, чтобы он забыл о свете»,- убеждает Максим Анну Михайловну. И все-таки трезвому рационалисту Максиму приходится склонить свою «квадратную» голову перед непонятными для него тайнами человеческого духа. Оказывается, можно «мечтать о невозможном» и даже интуитивно воспринимать это невозможное. «Он многое знает… «так»,- говорит о Петре его подруга Эвелина, имея в виду знание инстинктивное, подсознательное, интуитивное.

Вопрос о значении интуиции, о соотношении рационального и подсознательного элемента в процессе постижения мира — еще одна важная тема «Слепого музыканта». Если решающее влияние на формирование личности слепого мальчика оказали «толчки природы», давление опыта предшествующих поколений, то естественно, все это и выдвигало на первый план интуицию, инстинкт, неосознанные порывы. Развитие действия рассказа показывает непреоборимую власть интуитивного начала в душе слепого: детские сны, в которых слепой что-то «видит», стремление различить пальцами на ощупь различную окраску цветных лоскутков или перьев аиста, страстный порыв к свету под влиянием любви, попытки «окрашивания» звуков. Наибольшей силы достигает утверждение интуитивного начала в сцене мгновенного прозрения Петра под влиянием известия о том, что его сын родился зрячим. Интуиция выступает в рассказе Короленко как мощная сила, вызывающая громадное и плодотворное напряжение психических сил и возможностей человека. Пусть интуитивные, смутные порывы к неизведанному причиняли Петру глубокие страдания, они были в то же время для него зовом живой жизни, выводившими его из состояния одиночества и обособленности от остального человечества. Они не позволяют герою «Слепого музыканта» успокоиться на тех скудных радостях, которые может дать жизнь слепому, они спасают его от состояния жалкого довольства, вызывают беспокойство, тревогу и возмущение своей судьбой.

10 стр., 4537 слов

Короленко «Дети подземелья» и «Слепой музыкант» какие проблемы поднимаются

... людей, ведь на самом деле это духовная бедность личности. Дети подземелья пример доброты. Сочинение на тему: милосердие это… «Дети подземелья» Короленко Волосы Милосердие – это когда ты понимаешь других, ког­да ... Тыбурций взял у него деньги. Другие сочинения: Наш классный руководитель дал прочитать нам очень грустную книгу “Дети подземелья”. Ее автор В. Г. Короленко поднял в этой книге тему ...

В то же время сами по себе они могут привести лишь к обостренному ощущению личного горя, к слепому эгоистическому страданию. Толчки природы своей бессознательной работой устанавливают связь индивида с человеческим родом, но этого для живого человека недостаточно. Нужна еще непосредственная связь с обществом, с эпохой, с людьми своего времени. Бялый Г.А. Неизбывное, бодрое, героическое («Соколинец», «Слепой музыкант», «Река играет» В. Г. Короленко)// Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/Сост. В.И. Кулешов — М.: Дет.лит., 1983.C.59

Осознав важность внеличного «биологического» опыта, Максим стремится расширить и обогатить его также внеличным опытом социальным. Здесь Максим оказывается вполне на высоте положения. Он знакомит своего воспитанника с героическими традициями народа, разрушает усадебный покой его жизни, приводит его в соприкосновение с представителями «интеллигентски-народнического идеализма». Он же читает ему суровый урок, объясняя, насколько его слепое отчаяние отдает равнодушием к страданиям других обездоленных. Под его воздействием слепой музыкант оставляет свой благополучный дом, уходит к нищим слепцам, делит тяжести и лишения их жизни, поет их песни, узнает слепое и зрячее горе других людей и под влиянием всего этого претворяет свои личные порывы к невозможному, в стремление осуществить свою общественную задачу, напомнив своими музыкальными импровизациями «счастливым о несчастных». Так «прозревает» слепой музыкант. Это был человек живой, талантливый, чуткий, а такой человек, по мысли Короленко, не может довольствоваться урезанным счастьем. Он будет метаться и тосковать, предаваться слепому отчаянию, мучить себя и других, но все-таки он будет бороться за свое право на «свет» против силы стихийного случая.

Стремление человека к полноценности, к счастью, хотя и неизведанному, но заложенному в свойствах человеческой природы,- этот мотив характерен не только для «Слепого музыканта», он звучал и в «Сне Макара», и в таких рассказах, как «Соколинец», «Убивец», «Ат-Даван», «Марусина заимка». Что-то неопределимое и непреодолимое мешает героям Короленко превратиться в «практический тип», приспособиться к окружающей среде и обстоятельствам, сколь бы логичным и оправданным ни казалось такое приспособление.

9 стр., 4331 слов

Исследовательская работа «Человек искусства в представлении ...

... человека искусства, сложившемся в литературе. Задачи: Изучить произведения, в которых героями являются люди искусства; Выявить сходные характеристики героев; Определить, как складывается судьба представителей творческих профессий в ... подчеркивал он, это выражено у людей творческих. В эпоху возрождения ярким примером человека искусства можно считать судьбу Данте Алигьери, написавшего «Божественную ...

Оно невозможно для всякого человека, если у него есть искра божия, тем менее оно возможно для человека с артистическим талантом.

Искусство вошло в жизнь слепого так же стихийно и незаметно, как и другие жизненные впечатления. Это было что-то смутное и неопределенное, тревожившее его детские сны, чему он сам не мог вначале ни придумать названия, ни найти объяснения. Оказалось, что это были переливчатые звуки свирели, которые неслись откуда-то, смешиваясь с шорохом южного вечера. Таким образом, источником первых художественных впечатлений слепого была безыскусственная народная поэзия, первым его учителем музыки был простой мужик — дударь Иохим. Потом, когда ученичество кончилось, народное творчество вошло в искусство Петра как естественная готовая форма, в которую отливались личные его переживания, а затем и его общественные настроения. Личное творчество и народное искусство органически объединились в его композициях. Народные напевы звучали в его импровизации, отразившей чувства, овладевшие им после любовного объяснения с Эвелиной, народная же мелодия: «Подайте слипеньким… ради Хри-и-стааа-а» — напоминала «счастливым о несчастных» во время первого публичного дебюта слепого музыканта.

Но не только в этом значение народного искусства. Секрет вечной жизненности народной поэзии, по Короленко, в том, что она полна воспоминаний об исчезнувшей, но все-таки живой народной старине, о героическом прошлом народа. Этим «народное предание» и призвано обогатить искусство современного общества. Однако при всех своих связях с поэзией героических народных воспоминаний, особенно важных «среди будничного и серого настоящего дня», искусство современное не может ограничиться поэзией былой борьбы.

Есть в «Слепом музыканте» важный эпизод, в котором Короленко проводит резкую грань между романтикой исторического прошлого и романтикой сегодняшних стремлений. Во время экскурсии в монастырь молодежь набрела на могилу слепого бандуриста, павшего в далеком прошлом в бою с татарами. Молодые люди растроганы героической романтикой минувших времен.

«- Что должно было исчезнуть — исчезло,- сказал Максим как-то холодно.- Они жили по-своему, вы ищите своего».

Максим рассказывает молодым спутникам историю своей жизни, полную поисков, тревог, борьбы.

«- Что же остается нам? — спросил студент после минутного молчания.

  • Та же вечная борьба.
  • Где? В каких формах?
  • Ищите,- ответил Максим кратко» Короленко В.Г.Слепой музыкант.

Издательство «Юнацтва», Минск, 1981.С.65.

Это же говорил своим современникам и Короленко. Он не предписывал, какие формы должна принять эта борьба, он говорил лишь, что эти формы должны быть найдены, свои для каждого поколения. В период реакции многие оправдывали себя невозможностью борьбы, ее бесплодностью, а в своих страданиях видели некую трагическую «заслугу». Короленко утверждал, что в страдании самом по себе нет заслуги, оно бывает порою слепо и эгоистично. Заслуга в преодолении страданий и в борьбе за счастье; недаром сказано в очерке Короленко «Парадокс»: «Человек создан для счастья, как птица для полета».

2 стр., 851 слов

Чему учат жизнь и произведения В. Г. Короленко?

... жизни и чувство своей нужности в жизни народа. Слепой музыкант будет “напоминать счастливым о несчастных” — таков выбор героя повести. Произведения Короленко учат не бояться жизни, принимать ... на вопрос: “Для чего, в сущности, создан человек?” Этот вопрос становится главным для автора и в “Слепом музыканте”, и в “Парадоксе”. В этом вопросе для Короленко соединяется философское решение проблемы ...

Представление о счастье всегда связывается в сознании человека с образами света и солнца. Изображение переживаний слепого, то есть человека, лишенного этих естественных благ, создание картины мира в его восприятии — все это поставило перед Короленко очень сложную художественную задачу. Выключение зрительных впечатлений придавало изображаемому миру особую окраску, лишенную зрительной определенности, ясности, более смутную, связанную с шумами, шорохами, со звуками без оптического дополнения. Самый замысел повести придавал ей, таким образом, характер художественного эксперимента.

Задача показать мир в восприятии слепого, мир, лишенный красок и линий, заставляла Короленко усилить звуковую, музыкальную сторону произведения. Изображение внутренних переживаний обычно сопровождается параллелями и сопоставлениями с внешним миром; здесь также приходилось ограничиваться слуховыми представлениями. Мир, показанный сквозь призму восприятия слепого, утрачивал конкретную» предметность, приобретал характер чего-то смутного, неопределенно грустного, туманно-меланхолического, наполненного шелестом листьев, шепотом травы и неопределенными вздохами степного ветра.

Короленко создает в «Слепом музыканте» звуковые пейзажи. Такова картина весенней природы в первой главе повести. Ее основное настроение образует «торопливая весенняя капель», которая стучит «тысячью звонких ударов», подобно «камешкам, быстро отбивавшим переливчатую дробь». Таков и пейзаж возле мельницы в сцене любовного объяснения Петра и Эвелины. «Было тихо; только вода говорила о чем-то, журча и звеня. Временами казалось, что этот говор ослабевает и вот-вот стихнет; но тотчас же он опять повышался и опять звенел без конца и перерыва. Густая черемуха шептала темной листвой; песня около дома смолкла, но зато над прудом соловей заводил свою…» Короленко В.Г.Слепой музыкант. Издательство «Юнацтва», Минск, 1981.С.67

Даже пространственные представления передаются звуковыми образами. Так, ощущение дали передается звуками замирающей песни. Но реальность восприятия тускнеет, подергивается туманом, когда звук начинает намекать на явления цвета, воспринять которые стремится слепой, или же когда герой сталкивается с затихшей, безмолвной природой. Тогда мир лишается не только зрительной, но и звуковой конкретности, приобретая смутные, призрачные очертания. Таков летний пейзаж в первой главе, пейзаж бесшумный, почти беззвучный, наполненный ощущением летнего ветерка, воспринимаемого лишь в форме смутных осязательных впечатлений. «Он чувствовал только, как что-то материальное, ласкающее и теплое касается его лица нежным, согревающим прикосновением. Потом кто-то прохладный и легкий, хотя и менее легкий, чем тепло солнечных лучей, снимает с его лица эту негу и пробегает по нем ощущением свежей прохлады». Неясность и призрачность этого пейзажа подчеркивается описанием того болезненного впечатления, которое он производит на слепого мальчика. Выключение зрительных образов при почти полном отсутствии впечатлений звука порождает мучительную разрозненность, дисгармонию сознания, и ребенок лишается чувств.

Другой источник образов, далеких от реалистической конкретности, заключается в том, что главный герой повести не только слепой, но слепой музыкант. Анализ процесса пробуждения и развития музыкального чувства, перевод музыкальных импровизаций на язык слов, разъяснение смутного внутреннего мира Петра при помощи зарисовки настроений, навеваемых его пьесами,- все это приводило к новому наплыву образов, отражавших не чувства и мысли героя, а как бы смутные тени этих мыслей и чувств.

Так рассказ, задуманный как экспериментальный научный «этюд», наполнился романтико-импрессионистическими образами. «Да, мы тоскуем часто по невозможному, и были целые полосы жизни, когда эта тоска (например, по голубому цветку Новалиса) налагала печать на целые поколения. Теперь, когда я могу перечитывать «Слепого музыканта» уже как читатель, я вижу, что в нем отразилось романтическое настроение моего поколения в юности и в этом его своеобразный и живой колорит»2,- писал Короленко в 1917 году. Годом раньше он заметил: «…стремления романтических поколений, принимавшие формы тоски по голубом цветке» или исканий «синей птицы», у моего слепого легко и естественно выливаются в мечту: «хочу видеть»3. Романтический символ голубого цветка заменился у Короленко символикой света. Патетическая картина восхода солнца была центральным лирическим эпизодом в «Сне Макара». В очерке «На затмении» первый луч возродившегося солнца рассеивает призраки предрассудков, страха, предубеждения и вражды: «Мелькнул свет — и мы стали опять братьями…» Восходящее солнце разгоняло мертвые туманы старой веры в фантазии «Тени», посвященной философским исканиям Сократа. К солнцу и свету тянулся и слепой музыкант в своей романтической тоске по «недостижимому» и «неизведанному».

Заключение

В творчестве Короленко раскрыто глубокая внутренняя красота людей из народа.

В. Г. Короленко в своей поэтической повести “Слепой музыкант” рассказывает о слепом от рождения, но очень одаренном мальчике. Автор попытался ответить на вечные вопросы о том, что такое счастье, какую роль играют в жизни человека искусство и любовь.

Величайший художник слова Короленко в своем слепом «Слепом музыканте» ясно показал, как проблематично, непрочно это отдельное человеческое счастье. Человек может быть счастлив, если тогда, когда всеми нитями своей души, когда всем телом и всем сердцем спаян он со своим классом, и только тогда его жизнь будет полна и цельна.

Короленко — великий гуманист, полный веры в творческие силы человека и народа в целом.

Для писателя человек — величайшая ценность в мире. Любовь к человеку, вера в реализацию его творческих возможностей пронизывает все творчество писателя.

Творчество Короленко, замечательное разносторонним богатством содержания, благородством замыслов, совершенством художественной формы, занимает видное место в истории русской классической литературы.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/korolenko-slepoy-muzyikantrol-muzyiki/

1. Аверин Б. Личность и творчество В.Г. Короленко // Короленко В.Г. Собр. соч.: В 5 т. Л.: Художественная литература, 1989. Т. 1. С. 7.

2. Бялый Г.А. Неизбывное, бодрое, героическое («Соколинец», «Слепой музыкант», «Река играет» В. Г. Короленко)// Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы/Сост. В.И. Кулешов — М.: Дет.лит., 1983.

3. Добролюбов Н. А. Русские классики. М., «Наука», 1970, с. 346.

4. Короленко В.Г.Слепой музыкант. Издательство «Юнацтва», Минск, 1981