Фотожурналистика (2)

ИНСТИТУТ ДИСТАНТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Специальность: ЖУРНАЛИСТИКА

Дисциплина: фотожурналистика

С какого времени и почему фотография стала более широко

использоваться в периодических печатных изданиях, что, по сути, явилось началом журналистики?

Фотографии для журналов гравировали, это усложняло процесс тиражирования, именно поэтому их мало использовали в полиграфии. Лишь в конце 70-х, начале 80-х гг. XIX в., когда в полиграфии появятся новые виды воспроизведения фотоснимков (фототипия, цинкография), порожденные самой же фотографией, фотографии все чаще и чаще стали появляться в массовой печати.

Фототипия — Способ плоской печати со стеклянной или металлической зерненой пластины, покрытой светочувствительным слоем, на которую фотографическим путем наносится воспроизводимое изображение. При печатании краской смачиваются только печатающие элементы. Второе значение — оттиск, полученный с такой пластины Диск ИДО РУДН версия 3. Фотожурналистика- Словарь терминов..

Цинкография — Один из видов изготовления репродукционных форм высокой печати. Он позволяет полученные с изооригиналов, в том числе сделанных фотоспособом, негативы копировать на покрытую светочувствительным слоем цинковую пластину, а затем посредством травления кислотой незадубленных при копировании пробельных элементов получать цинкографские клише Диск ИДО РУДН версия 3. Фотожурналистика- Словарь терминов..

2. Дайте определения информационным жанрам

фотожурналистики

К информационным жанрам журналистики относятся фотоинформация, фоторепортаж, фотоиллюстрация:

Фотоинформация, Фоторепортаж, Фотоиллюстрация

3. Дайте определения публицистическим жанрам

фотожурналистики

К художественно-публицистическим жанрам в теории и практике фотожурналистики чаще всего относят фотозарисовку, фотоочерк, фотопортрет, фотоплакат, фотосериал, фотомонтаж, фотоколлаж.

Фотозарисовка

Фотоочерк — жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, «очерчивающий» основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе, общности людей, о проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых, о путешествиях, ими совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный, проблемный и путевой.

19 стр., 9304 слов

Специфические особенности и жанровая система фотожурналистики ...

... жанрах выведены их главные черты. Практическая значимость моей работы состоит в том, что данный информационный материал может быть использован при подготовке к семинарским занятиям по дисциплине «Фотожурналистика», ... Завершает мою курсовую работу заключение, ... определений на тему «Что же такое фотожурналистика?». Так, например, в популярном интернет источнике «Википедия», фотожурналистика ...

Фотомонтаж, фотоплакат и фотоколлаж — это такие жанры фотожурналистики, которые объединяет соединение в одном кадре (в одной картинной плоскости) нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены фотоспособом, в фотоколлаже и фотоплакате — синтетическим изобразительным способом, с помощью рисунка, компьютерной графики. Все эти жанры синтетические, в них активно работают как визуальное изображение, так и емкий, экспрессивный вербальный текст.

4. Охарактеризуйте такие виды тиражирования фотоснимков, как

фотогравюра, фототипия, фотолитография

Фотолитография, Фототипия

Гравюра — (фр. gravure).

Вид графического искусства, в котором изображение является печатным оттиском выпуклого или углубленного рисунка, выполняемого различными приемами гравирования на поверхности пластины («доски»).

Второе значение — сама пластина или оттиск с нее. Нередко к гравюре относят и литографию («плоская» гравюра).

Фото-тинто-гравюра

5. Каковы были первые основные направления использования

фотографии?

Дальнейшие тенденции сохранения и использования изображения развивались по нескольким направлениям. Это, во-первых, применение фотографии в качестве памятного исторического документа, во-вторых — включение ее в арсенал научного инструментария и доказательства. Но самым интенсивным образом светопись стала развиваться в области бытового и исторического портрета, а также, ввиду кажущейся прогрессивности по сравнению с живописью, как альтернатива произведениям изобразительного искусства. Эти направления фотографии особенно важно различать в начальный период ее истории, когда между некоторыми из них трудно было провести четкую границу. Например, видовая фотосъемка географов, этнографов, репортеров-путешественников нередко выполняла не только свои естественнонаучные функции, но и имела эстетический характер, а со временем становилась историческим документом. То же можно сказать об индивидуальных и групповых фотопортретах, снятых в частных, бытовых целях, но становящихся со временем научным и документальным свидетельством эпохи.

6. Назовите жанры фотожурналистики, ведущие свое

происхождение

а) от жанров изобразительного искусства;

  • Живопись, в свою очередь, подразделяется на монументальную и станковую, а последняя — на станковую картину, пейзаж, портрет, натюрморт.

Графическое искусство имеет свои жанры — рисунок, плакат, карикатуру, книжную иллюстрацию, промышленную и оформительскую графику.

Фотоискусство при своем зарождении использовало не только принципы отображения действительности, веками складывавшиеся в изобразительном искусстве, но и его жанры. Есть в фотожурналистике и свои «монументальные полотна» — развороты в газетах и журналах, посвященные как социальной тематике, так и рекламно-развлекательной. Есть пейзажи, портреты, натюрморты.

б) от жанров литературы;

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/fotoiskusstvo-i-fotojurnalistika-obschee-i-osobennoe/

В литературе как виде художественного творчества, виде деятельности, наиболее близком к журналистике, исторически определились и существуют такие жанры:

3 стр., 1297 слов

Своеобразие жанров в интернет- Журналистике

... увеличивается в сотни раз, в интернете появляются исключительно сетевые публикации. Но практически каждой веб-публикации можно выявить черты всех знакомых традиционной журналистике жанров. Сейчас очень трудно найти оригинальный ... статью, сейчас интернет становится все более доступным и почти каждый 2 –ой имеет выход в сеть. ГЛАВА 1 Жанры в арсенале современной журналистики Понятие жанр происходит от ...

  • рассказ, повесть, роман (относятся к эпическому роду);
  • драма, комедия, трагедия (относятся к драматическому роду);
  • поэма, баллада, элегия, ода, лирическое стихотворение (относятся к лирическому роду).

в) от жанров риторики и журналистики.

Но, если говорить о видовой и родовой сущности фотожурналистики (не фотоискусства!), она, конечно, ближе журналистике. А в журналистике есть еще и такие жанры, как информация, информационная заметка, репортаж, очерк, комментарий, эссе, фельетон, памфлет. И со всеми этими жанрами в прямой и непосредственной связи находится фототворчество, фотожурналистика.

6. Перечислите основные отличия жанрового воплощения

социально-экономических тем в советской и постсоветской фотожурналистике

Это знак времени — постоянная публикация подобных очерков в разного рода изданиях. В советские годы к чистильщикам обуви пресса не нисходила. Но историки журналистики отмечают, что так называемая социальная фотография, социальный очерк и фотоочерк от бурной патетики советских лет в последние годы спикировал до постоянного освещения определенных слоев общества, самого его «дна», криминальных, асоциальных групп и личностей. Мотив скандала, эпатажа, насилия, «клубничики» в лучших (то есть худших) традициях буржуазной прессы, которые еще 10 лет назад нещадно критиковались, постоянно присутствует в самых респектабельных, а тем более — в «желтых» изданиях. Это драма сегодняшнего дня, сегодняшнего фотоочерка.

Альтернативой ему является тема жизни высших слоев постсоветского социума, политической, финансовой, коммерческо-художественной элиты. Последнее определение относится не к народным артистам (многие из них оказались чуть ли не на социальном дне), а к новой генерации деятелей поп- и шоубизнеса, разнообразных проявлений массовой культуры. Основная доля портретных, очерковых, жанровых снимков, публикуемых в современной российской прессе падает именно на эти слои общества. Открыты и открываются «глянцевые» журналы, основная функция которых — рассказ об известных лицах и персонах, так называемых VIP (журналы «Профиль», «Караван истории» и др.).

8. Назовите известных отечественных и зарубежных мастеров

фоторепортажа

Фоторепортаж — более развернутое коммуникативное действие, направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистами, органом СМИ) на зрителя и читателя, с целью освещения многосоставного события. Фоторепортаж может состоять из серии снимков, рисующих событие в фазах его изменений, его поступательного или динамического развития, а может быть, и с показом прогрессирующих или регрессирующих в отношении человека последствий. Фоторепортаж может вылиться и в один, репортажный снимок. Репортаж может быть и серией репортажных снимков, отражающих как одно событие, так и узловые моменты ряда событий. Это может быть ряд последовательных или, наоборот, хаотических, событий, объединенных одной темой из области непознанного, неосвоенного еще данной категорией зрителей и читателей. Феномен такого фоторепортажа получил особенно широкое распространение в прессе постсоветской России. В достаточно короткий промежуток времени на страницы газет, журналов и книг хлынула информация из всех областей человеческого знания и незнания, человеческой деятельности и недеятельности, окружающей человека естественной и неестественной природы.

9 стр., 4362 слов

Языковые и стилистические особенности жанра «очерк»

... на актуаль-ность исследования Целью данной работы является изучение язы-ковых и стилистических особенностей жанра «очерк». Для достижения по-ставленной цели необходимо ... и иного (того же про-фессионального) развития людей, общества. Порой это различие может дос-тигать степени конфликта. И ... по-тому, что, во-первых, это классическое дело конца 90-х годов, и, во-вто-рых, потому, что в этом деле ...

Первые репортажные снимки с места событий появились в европейских газетах в середине XIX века, — отмечает исследователь фотопублицистики Г. Чудаков (Г. Чудаков, 1988).

Их авторов называли «злободневными фотографами». Среди них самым известным был уже упоминавшийся в первых лекциях англичанин Роджер Фентон. Он прославился как светописец Крымской войны. Широкую известность получил также военный репортер Мэтью Бреди, показавший суровую и жестокую правду гражданской войны в Америке.

В России фоторепортаж как жанр появился и стал развиваться по форме и по содержанию в 70-е годы XIX века. В основном он поступал читателям и зрителям в публикациях журнала «Всемирная иллюстрация», затем иллюстрированных журналов «Стрекоза» и «Нива». Широко известным фоторепортером конца XIX — начала XX в. стал Карл Булла. Его по праву можно считать родоначальником отечественного фоторепортажа.

9. Каковы жанровые особенности фотоочерка?

Фотоочерк — жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, «очерчивающий» основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем. Очерк может создаваться о том или ином коллективе, общности людей, о проблемах перед ними встающих и ими разрешаемых, о путешествиях, ими совершаемых. Отсюда и разновидности фотоочерка как жанра: портретный, проблемный и путевой.

Это знак времени — постоянная публикация подобных очерков в разного рода изданиях. В советские годы к чистильщикам обуви пресса не нисходила. Но историки журналистики отмечают, что так называемая социальная фотография, социальный очерк и фотоочерк от бурной патетики советских лет в последние годы спикировал до постоянного освещения определенных слоев общества, самого его «дна», криминальных, асоциальных групп и личностей. Мотив скандала, эпатажа, насилия, «клубничики» в лучших (то есть худших) традициях буржуазной прессы, которые еще 10 лет назад нещадно критиковались, постоянно присутствует в самых респектабельных, а тем более — в «желтых» изданиях. Это драма сегодняшнего дня, сегодняшнего фотоочерка.

Альтернативой ему является тема жизни высших слоев постсоветского социума, политической, финансовой, коммерческо-художественной элиты. Последнее определение относится не к народным артистам (многие из них оказались чуть ли не на социальном дне), а к новой генерации деятелей поп — и шоубизнеса, разнообразных проявлений массовой культуры. Основная доля портретных, очерковых, жанровых снимков, публикуемых в современной российской прессе падает именно на эти слои общества. Открыты и открываются «глянцевые» журналы, основная функция которых — рассказ об известных лицах и персонах, так называемых VIP (журналы «Профиль», «Караван истории» и др.).

25 стр., 12223 слов

Уличные музыканты как объект исследования фотожурналистики

... сравнении с другими жанрами фотожурналистики. Вторая глава посвящена уличным музыкантам, их жизни, целям, ... и иерархией. Данное дипломное сочинение состоит из трёх частей. ... публицистическому - фотокорреспонденция, фотоочерк и фотомонтаж. Функции информационных жанров: фиксация нового ... годы обучения на факультете журналистики. фотожурналистика документальный фотография Глава I Уличные музыканты ...

Выражая законченную авторскую мысль, сюжет фотоочерка всегда завершен на жизнеутверждающей или драматической ноте, чем этот жанр сближается с произведениями литературы и искусства. Соотношение факта и образа в отражении реальности, использование при этом соответствующих изобразительных средств, особенно применительно и к жанру репортажа, и к жанру очерка.

Для жанров фоторепортажа и фотоочерка характерна одна и та же типологическая общность — многокадровый изобразительный ряд.

10. Дайте определение жанрам фотомонтажа и фотоколлажа,

назовите имена их основоположников

Фотомонтаж и фотоколлаж — это такие жанры фотожурналистики, которые объединяет соединение в одном кадре (в одной картинной плоскости) нескольких сюжетов с целью достижения определенного художественного и пропагандистского эффекта. В фотомонтаже эти сюжеты выполнены фотоспособом, в фотоколлаже — синтетическим изобразительным способом, с помощью рисунка, компьютерной графики. Все эти жанры синтетические, в них активно работают как визуальное изображение, так и емкий, экспрессивный вербальный текст.

Чаще всего эти жанры фотожурналистики используются для придания сообщениям о фактах и явлениях действительности, имиджам тех или иных непопулярных политиков, комического и сатирического эффекта. Основоположник и классик жанра фотомонтажа — Джон Хартвильд. Он разрабатывал преимущественно антивоенную, антифашистскую тематику. Основоположник жанра коллажа в изобразительном искусстве (с использованием фотографии) — художник Макс Эрнст.

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kontrolnaya/fotoiskusstvo-i-fotojurnalistika-obschee-i-osobennoe/

1. Диск ИДО РУДН: Хрестоматия версия 1 и 2.

2. Диск ИДО РУДН версия 2 и 3.

3. Интернет сайты: www.photographer.ru, www.photoweb.ru, www.photo.ru, www.goo.ru, www.torama.ru