Фотография как современный вид искусства. Фотоискусство: понятие и специфика

В наше время все существует ради того,

чтобы окончиться фотографией.

Фотография мумифицирует время.

Анри Базен

Я думаю, что в отличие от традиционных видов искусства фотография имеет практическое применение. Она полезна во многих сферах человеческой жизни деятельности: в науке, в учебном процессе, в криминалистике (фотография мест преступления, оставленных улик и пр.), в рекламном бизнесе, при удостоверении личности, в дизайне и т.д. А если это так, то является ли фотография искусством?

Цель:

Выяснить, является ли фотография видом искусства?

Задачи:

  • Узнать историю рождения и смысл фотографии.
  • Выяснить, отражает ли фотография реальность объективно?
  • Выяснить, почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?

Моя гипотеза:

Фотография — понятие более широкое, чем фотоискусство: не всё, что снято на фотокамеру (как и кинокамеру), будет искусством.

Методы исследования

2. Основная часть

2.1. Рождение и смысл фотографии

Слово «фотография» с греческого переводится как «светопись». Свет – главный элемент создания образа в фотографии. Истоки техники фотографии лежат в оптическом феномене, известном с древности: если в небольшое отверстие камеры-обскуры (лат. «темная комната») попадает луч света, то на противоположной стенке появится перевернутое изображение освещенных предметов, находящихся под камерой.

Первым, кому удалось зафиксировать реальное изображение, был Нисефор Ньепс. Произошло это в 20-ые годы 19 века. Через несколько лет после опытов. Произошло это в 20-ые годы 19 века. Через несколько лет после опытов Ньепса Луи Жак Дагер получил фотографическое изображение, применив в кассете тонкую медную пластинку, покрытую слоем серебра. Эти пластинки получили название дагерротипов. В 1839 году французская Академия наук признала заслуги Дагера и сделала открытие французского ученого достоянием человечества.

1839 год – официальный год рождения фотографии.

Дагерротипы были единичными экземплярами, т. е с них нельзя было снять копии, а фотографирование, как известно, распадается на две операции, — получение негатива и изготовление позитива. Способ получения негатива открыл Фокс Тэбол в 1840 году.

С тех пор многое изменилось: появилась фотопленка, были разработаны технологии изготовления цветной фотографии, а не так давно возникла цифровая печать, основанная на электронной технике, преобразующей оптическое изображение в электрический сигнал.

11 стр., 5099 слов

История развития фотографии и фототехники

... война" только ускорила развитие цифровых изображений. Цифровая фотография - синтетическая дисциплина, которую в равной степени можно считать как разновидностью фотографического искусства, так и одной из периферийных ... мм. Фотокамера была снабжена поворотным основанием и храповым механизмом, что обеспечивало возможность её наклона. Француз А. Селье в 1839 году сконструировал фотокамеру со ...

Рождение фотографии нельзя объяснить только развитие техники.

30-40 годы 19 века знаменуют собой рождение такого направления в искусстве, как критический реализм. Одним из постулатов реализма можно сформулировать так: любое человеческое начало абсолютно. Наличие у каждого человека своей фотографии (пусть хотя бы в паспорте) доказывает, что каждый из нас по факту жизни равен друг друга. Фотография утверждает нашу причастность в жизни и вечности.

В произведениях реализма человеческая жизнь рассматривается в историческом контексте (герой всегда дан в соотнесении с эпохой).

Внимание к быту, деталям – все это характеризует и реалистическое произведение, и фотографию.

Фотография является хранительницей прошлого: мы изучаем исторические эпохи, жизнь семьи и т.п. по фотографиям. Р. Арнхейм так сформулировал родовые свойства фотографии: «Неразрывно связанная с физической природой ландшафта и человеческих поселений, с животным и человеком, с нашими подвигами, страданиями и радостями, фотография наделена привилегией помогать человку изучать себя. Расширить и сохранить свой опыт, обмениваться жизненно необходимыми сообщениями…» (Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994, с.132).

2.2. Отражает ли фотография реальность объективно?

Изучая разные источники, я узнал, что ученые по-разному оценивает реалистический потенциал фотографии. Например, французский ученый А. Базен утверждал, что фотографическое изображение предмета «и есть сам этот предмет». Фотография, по мнению исследователя, объективна, так как «между предметом и его изображением не стоит ничего, кроме другого предмета… Все искусства основываются на присутствии человека, и только в фотографии мы можем наслаждаться его отсутствием. Фотография воздействует на нас, как «естественный» феномен, как цветок или снежный кристалл…» (Базен А. Что такое кино? – М., 1972. – с.44).

Эстетические возможности фотографии заключены в раскрытии реального, которое выступает напрямую без вербальных и иных искусственных посредников. Объектив фотокамеры «освобождает предмет от привычных представлений и предрассудков», а кинематограф «предстает перед нами как завершение фотографической объективности во временном измерении… Впервые изображение вещей становится также изображением их существования во времени…» (Базен А., с.45).

Есть и противоположная точка зрения. «Все мы знаем, — пишет Ю.М. Лотман, — как непохожи, искажающи бывают фотографии. Чем ближе мы знаем человека, тем больше несходства обнаруживаем в фотографиях. Для каждого человека, лицо которого нам действительно знакомо, мы предпочтем портрет хорошего художника равной ему по мастерству фотографии. В нем мы найдем больше сходства. Но если нам предоставят портрет и фотографию неизвестного нам человека и попросят выбрать более достоверные, мы, не колеблясь, остановимся на фотографии, таково обаяние «документальности» этого вида текста» (Лотман Ю.М. Об искусстве. – СПб., 2000. – с. 297).

Выводы: Данный опрос даёт нам понять, что большая часть(66.7%) считают, что фотография отражает реальность объективно, а оставшиеся

10 стр., 4785 слов

Искусство вокруг нас

... целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду обитания человека, служа самому главному виду искусств - «Искусству жить на Земле». (Б.Брехт) Никольская церковь. В. Боровиковский., Верхотурь. ... затрагивают темы, интересные не только автору, но и другим людям. Многие спрашивают: «Нужно ли искусство человеку?» Ответ определенно положительный, ведь это способ познания мира. Наука ...

(33.3%) так не считают.

2.3. Является ли фотография искусством? И почему после возникновения фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?

Многие снимки являются проходными, бытовыми, точнее сказать невыразительными, нехудожественными, то есть они представляют собой простое “копирование реальности”. Конечно, на наших домашних (вполне бытовых) фотографиях нам интереснее всего будет объект изображения: мы сами, наши близкие, любимые, друзья и т.д. Будут ли такие фотографии искусством? Для нас – без сомнения: сколько эмоций, воспоминаний они вызывают. А для других, чужих нам людей, будет ли интересен объект изображенный на нашем фото? Здесь уже сложнее.

Какие же условия необходимы для того, чтобы «копия, снятая с действительности», стала искусством? Видимо, те же, что и для всех остальных искусств. «Искусство… есть та единственная деятельность, которая отвечает задаче открытия, выражения и коммуникации личностного смысла деятельности, реальности» (Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983. – с. 237).

Такие выдающиеся мастера XX века, как А.Ренгенер-Патч, А. Картье-Брессон, А. Родченко, Л. Махоли-Надь, Манн Рей и др. сделали фотографию исскуством.

Я провел эксперимент со своим другом: положил перед ним две фотографии.

При взгляде на них мой друг, опираясь на своё интуитивное чувство, определил одну как “художественную”, а другую как “нехудожественную”. На мой вопрос: “Почему он так заключил?” – последовал несколько неопределённый ответ: “Ну, это же видно, тут просто вид, который был перед фотоаппаратом, а здесь что-то добавлено, настроение какое-то, фотограф что-то хотел выразить, сказать от себя, передать, видите ли, какое то чувство…”

Я попробовал выразить эти мысли более определённым образом.

В производстве нехудожественной фотографии другом были названы два участника: пейзаж и фотоаппарат; в производстве художественной фотографии им были названы три участника: пейзаж, аппарат, фотограф.

В первом случае фотография фиксировала автоматически то, что попадало в поле зрения объектива, во втором к реальному пейзажу, что-то добавлялось.

По сути дела, здесь названы те признаки, которые обычно называют выделяя отличительные черты искусства: наличие авторской субъективности, …внесение в изображаемый объект мысли, воссоздание объекта в связи с общим понимаем мира художником”. То есть, “став фактом искусства вещественный мир очеловечивается и одухотворяется, получает значение” (Лотман Ю., Цивьян Ю., Диалог с экраном, — Талин, 1994.- с 19-20.)

Фотографируя, мы вмешиваемся в окружающий ми, мы «вырезаем» из него от «кусок» действительности, который нам чем-то понравился, или просто нужен, или совпал с каким-то нашим переживанием, выразил какую-то мысль.

Разумеется, у фотографии как искусства свои выразительные средства. Когда мы рассматриваем фотографию, то обращаем внимание не только на сюжет, но и на план, ракурс, композицию кадра, свет, цвет. Творчески используя их, применяя ту или иную оптику, черно белую или цветную пленку, а сейчас еще и огромные возможности компьютера, мы можем по-своему интерпретировать объекты мира, создавать сложные художественные образы. Однако знание арсенала выразительных средств еще не гарантирует качественного художественного снимка. Как и в любом искусстве здесь нужно особое чутье, вдохновенье и вкус.

8 стр., 3650 слов

Фотография как искусство

... журнал по практической и художественной фотографии "Лучи" ("Stari") опубликовал спец. статью "фотография и искусство", обсуждавшую вопрос о том, является ли фотография искусством или же только практическим, ... началу сопутствовало множество критики и недопонимания со стороны ценителей искусства. Они рассматривали светопись лишь как механическую копию действительности, способную быть лишь подобием ...

Первый опрос: Почему после возникновение фотографии изобразительное искусство не перестало существовать?

Выводы: На основе этого опроса я могу сделать вывод, что 84% опрошенных считает, что фотография стала одним из направлений изобразительного искусства, а 16 процентов считают, что фотография намного моложе изобразительного искусства и возможно вытеснит её в будущем.

Выводы: 32 процента опрошенных считают, что, для того чтобы стать хорошим фотографом нужно иметь самое современное и качественное оборудование, а 64 процента, считают всё же, что главное это не техника, а то кто ей пользуется.

Выводы: Этот вопрос остаётся спорным и для меня. Количество сторонников и противников использования фотошопа в фотографии поделилось на два одинаковых лагеря, и этот вопрос останется для нас не отвеченным.

Выводы: На основе этого опроса мы можем судить, что 80% респондентов считают, что фотография относится к искусству, 4 % ответили отрицательно, а 16% не знают ответа на этот вопрос. А как считаете вы?

Заключение

Моя гипотеза подтвердилась – фотография не всегда является искусством.

Все, кто любит фотографию, любуется шедеврами профессионалов, сам создаёт качественные, неповторимые работы и при этом не ставит перед собой цель продать своё творение – для того ответ очевиден: фотография – это искусство!!! А для тех, кто просто фотографирует для себя, для памяти, фотография – просто польза для жизни, необходимое условие.

Ну а я считаю, что на вопрос о том является ли фотография искусством или нет, пожалуй, столь же сложно найти ответ, как и на вопрос о смысле нашего существования. Некоторые считают, что если фотография нравится, и вам жаль, что её сделали не вы, то это искусство. Но, на мой взгляд, не всё то, что нравится – искусство, и напротив не всегда искусство должно нравится. Ведь красота и уродство, добро и зло — эти вещи неразрывны, поэтому они одинаково должны наполнять искусство. Если будем видеть только красоту, мы не будем её воспринимать. Зло и уродство также необходимы, как и кислород нашим легким. Люди мечтающие об абсолютном счастье скорее неправы, они не понимают что если бы не было войны, не было бы и мира, что они не знали бы о счастье не грамма, если бы не испытали горя. Сама жизнь была бы скучна, теряла бы всякий смысл. Гораздо интересней жить в мире, наполненном противоположностями, которые делают жизнь человека наиболее насыщенной и разнообразной.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://litfac.ru/kursovaya/fotografiya-kak-iskusstvo/

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994, с.132
  2. Базен А. Что такое кино? – М., 1972. – с.44
  3. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М., 1983. – с. 237
  4. Лотман Ю., Цивьян Ю., Диалог с экраном, — Талин, 1994.- с 19-20.

Во время зарождения фотографии в эстетике господствовало мнение о том, что искусством может быть лишь рукотворное произведение. Изображение же действительности, полученное с помощью технических, физико-химических методов, не могло даже претендовать на подобный статус. И хотя уже первые фотографы, тяготевшие к художественности изображения, проявляли немалую композициональную изобретательность для отображения реальности (порой изменяя её до неузнаваемости), в систему общественных ценностей и приоритетов в роли одной из муз фотография долго не вписывалась. Впрочем, все современные виды «технических искусств» – фотография, кино, телевидение – пережили подобную эволюцию: в начале своего существования были своего рода забавными аттракционами, затем техническими средствами передачи информации и лишь в процессе создания нового художественного языка в рамках этих информативно-коммуникационных систем произошёл переход к коммуникативно-художественным функциям. Это не означает, однако, что проблема взаимоотношения фотографии и искусства не обсуждалась. Французский фивописец Деларош (1797– 1856), подчёркивая возможности, открываемые фотографией, писал: «Живопись умерла с этого дня». В противовес этому один немецкий журнал утверждал противоположное: «…Открытие фотографии имеет высокое значение для науки и весьма ограниченное для художества». В 1913 г. рижский журнал по практической и художественной фотографии «Лучи» («Stari») опубликовал специальную статью «Фотография и искусство», обсуждавшую вопрос о том, является ли фотография искусством или же только практическим, прикладным умением, в котором основную роль играет владение техникой. Автор этой статьи пришёл к выводу, что вопрос о том, является ли фотография искусством, будет иметь силу до тех пор, пока будет существовать фотография. Вопрос о технической стороне не нов для искусства, только в фотографии он проявился с исторически новой стороны. Владение фототехникой, овладение мастерством здесь выглядят более лёгкой задачей, чем, например, овладение техникой игры на музыкальном инструменте. Эта лёгкость и вводит в заблуждение критиков фотографии как искусства. Художник Деларош увидел в новом явлении его художественные особенности и его мощный художественный потенциал.

3 стр., 1023 слов

Культура и искусство. Живопись Италии

... художники, пройдя через увлечение «метафизической живописью», пришли к академической манере, большинство же стало классиками абстрактного искусства XX века. Вообще, абстракционизм в Италии имел очень мощные корни. Вспомним, ... ряд глубоко оригинальных полотен, однако уже к 1915 году футуризм в Италии как художественное течение сходит на нет. Судьбы художников-футуристов сложились по-разному. Умберто ...

В первые годы после своего возникновения (период дагерротипии) фотография была отнесена общественным мнением и специалистами из разных областей культуры к числу забавных безделушек. Фотография этого периода не обладала ещё ни документальностью, ни информативностью, ни свободой световых решений и находок, т. е. ни одной из тех особенностей, которые сегодня теория рассматривает как определяющие для фотографии. Развитие фотографии во многом определяли общественные потребности. Возникновение газетной индустрии направило фотографию в русло репортажности. В то время, когда на основе фотографии появились первые «движущиеся картинки» (кино), сам фотоснимок представлял собой скромное документальное свидетельство, уступая в выразительности и изысканности живописи и графике. Вокруг фотографии постоянно возникали теоретические споры: можно ли сравнивать фотографию с живописью в плане художественной ценности? Не является ли фотография вырождающейся живописью, для которой техника заменяет мастерство художника? И наоборот, не является ли фотография современной разновидностью живописи, перенимающей и углубляющей её функции, модификацией живописи в технической цивилизации, изменяющей культурную и эстетическую значимость традиционной живописи? Но это – не более, чем противопоставление двух явлений художественной жизни, двух видов искусства, явно тяготеющих друг к другу и взаимодействующих между собой. Фотография освободила живопись от утилитарной функции – изобразительной фиксации факта, что ещё в эпоху Возрождения было одной из важнейших задач живописи. Можно сказать, что этим фотография помогла развитию живописи, способствовала полному выявлению её неповторимой специфики. Но и фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства. Само видение мира «в кадре» есть наследие живописи. Рамка картины есть первая раскадровка действительности в истории культуры. Ракурс и построение перспективы, умение зрителя «прочесть» фотографию как плоскостное изображение объемного пространства – всё это составляет великое культурное наследие, доставшееся фотографии от живописи. Влияние живописи на фотографию огромно. При этом задача фотографии двузначна, двупланова: с одной стороны, как можно более полно отделиться от живописи и определить свои собственные границы и возможности, свою специфику, с другой – наиболее полно освоить на собственной основе художественный опыт живописи.

3 стр., 1278 слов

Какой переворот в искусстве живописи совершил мазаччо

... живописи в течение более чем четырех столетий. Умер Мазаччо в Риме в ... Разрыв художника с предшествующей художественной традицией в полной мере проявился при ... в своем творчестве от декоративности и условности, присущих готическому искусству. Торжественные массивные фигуры персонажей помещены у Мазаччо в ... я первый сказал тебе о том, какой ты художник, Микеланджело! Но ты, конечно, забудешь! ...

Одна из центральных проблем идентификации любого вида искусства – проблема его языка. Анализируя историю изобразительного языка фотографии, выделяют несколько периодов его развития. Вначале из-за неизбежной в прошлом длительности экспозиции фотографы предпочитали снимать монументальное, недвижимое (горы, дома).

Для портретов же моделям приходилось надолго застывать. Портретируемые на фотографиях той поры напряжены, сосредоточены. Этот первый период начался в 1839 г. и продолжался как основной немногим более десятилетия. Второй период связан с появлением новой фототехнологии, позволившей уменьшить выдержку с десятков минут до секунд и одновременно расширившей возможности отражения всё более широкого круга объектов действительности. Фотографы стремились сделать объектом съёмки весь окружающий мир. Путешественники-фотографы объезжали многие страны, начали осваивать не только пространства, но и глубины общественной жизни, представлять на суд зрителей проницательные психологические портреты своих современников из различных социальных слоёв в обобщённых образах. Естественность и бесхитростность фотографии создавали свежесть восприятия, очаровывали своей простотой.

В конце XIX – начале XX в. в фотографии развивается метод, связанный с преднамеренным вторжением руки в создание произведения – пикториализм. Он неотъемлем от технического новшества – сухой технологии. Недостаток данной технологии (отсутствие богатства тональностей) компенсировался нанесением краски при печати. При создании произведения фотограф и художник чаще всего соединялись в одном лице. Фотоматериал рассматривался как «подстрочник» для перевода, требующий художественной обработки. Ручная интонация стушёвывала непосредственность фотоизображения. Попытку преодоления противоречий пикториализма предприняли художники, которые дисгармонии и репрезентации противопоставляли богатство тональностей, внутреннюю музыкальность, что органично присуще самой реальности, а не навязано ей искусственно. Во взаимоотношения форм вносилось глубокое человеческое чувство без какого-либо монтажа.

20 стр., 9708 слов

Жанр изобразительного искусства «портрет» как средства форирования ...

... формирования художественной культуры у младших школьников». Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования: Задачи: 1. Проанализировать литературу по теме исследования. 2. Изучить историю портретного жанра в изобразительном искусстве. 3. Выполнить творческую работу в ...

Фотография не бесстрастное зеркало мира, художник в фотоискусстве способен выразить своё личное отношение к запечатляемому на снимке явлению через ракурс съёмки, распределение света, светотени, передачу своеобразия природы, умение правильно выбрать момент съёмки и т. д. Фотохудожник не менее активен по отношению к эстетически осваиваемому объекту, чем художник в любом другом виде искусства. Техника фотосъёмки облегчает и упрощает отображение действительности. В этом плане удовлетворительное достоверное изображение можно получить с минимальной затратой времени на освоение процесса съёмки. Подобного нельзя сказать о живописи.

Технические средства фотографии свели до минимума затраты человеческих усилий для получения достоверного изображения: каждый желающий может фиксировать избранный им объект. Технологическая сторона съёмки находится в ведении фототехники. Здесь существуют свои традиции и специфические параметры мастерства. Однако при этом назначение техники другое: не обеспечение полного эффекта «подражания», а наоборот, вторжение, целенаправленная деформация отображения с целью выделения характера и значимости человеческого отношения к отображаемому.

Рассуждения о художественной природе фотографии возможны в основном в плане поиска и утверждения принципиального сходства с традиционными видами искусства (фотография – синтетическое новшество художественной культуры XX в.) и в плане признания коренных особенностей фотографии, её кардинального отличия от традиционных видов искусства (фотография – специфическое новшество культуры XX в.).

Каждый из этих аспектов изучения имеет свою внутреннюю логику и только их гармоничное сочетание, а не абсолютизация одного за счёт игнорирования другого позволяет более-менее объективно определить художественные возможности и природу фотографии. О художественности произведения говорит переживание красоты, гармонии, чувство наслаждения, эффект личностно-воспитательного воздействия (последний, правда, достаточно трудно вычленить и зафиксировать сиюминутно и конкретно).

Специфику фотографии как вида искусства составляет документальность, достоверность изображения, возможность увековечить мгновение. Нацелив внимание на фотопроизведение, можно выделить ряд значимых характеристик, раскрывающих особенности фотографии. Каждую из выявленных черт фотографии можно сопроводить подробным комментарием. Задача определения сущности фотографии как вида искусства заключается, во-первых, в выявлении того, насколько возможно абстрагироваться от природы материала и непосредственного «лобового» восприятия ради создания художественного образа и, во-вторых, какую социальную и культурную функцию выполняет та или иная художественная форма, сочетающаяся с определённым материалом, т. е. насколько чисто и адекватно художественная работа фиксируется самосознанием художника, а также общественным мнением и теоретическими формами осмысления художественной жизни. Специфика художественного образа в фотоискусстве состоит в том, что это изобразительный образ документального значения. Фотография даёт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении воплощающий существенный момент действительности. Знаменитые фотографии, на которых запечатлены комбат, поднимающий солдат в атаку, встреча героев обороны Брестской крепости, сочетают в себе художественную силу и значение исторического документа.

25 стр., 12177 слов

Художественный образ как основная категория содержания художественного ...

... у школьников при использовании комбинирования элементов языка изобразительного искусства. Объект исследования - процесс художественного образования в школе искусств. Предмет исследования - педагогическая технология развития художественного образа у школьников на основе комбинирования элементов ...

Фотообраз, как правило, – изоочерк. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки и изменений перенесены из сферы деятельности в сферу художественную. Однако фотография способна взять жизненный материал и как бы переломить действительность, заставив нас по-новому видеть и воспринимать её. Отмеченная закономерность действует на стыке информативно-коммуникативного и коммуникативно-художественного её значения: голый факт можно отнести к сфере информативной, но его художественная интерпретация уже будет явлением другого порядка. И именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект снимка.

Рассматривая фотографию с художественной стороны, необходимо остановиться на её документалистской природе. Фотография включает в себя и художественный портрет современника, и сиюминутные пресс-фото (документ), и фоторепортажи. Разумеется, нельзя от каждого служебного информационного снимка требовать высокого искусства, но и нельзя в каждом высокохудожественном произведении видеть только видеоинформацию и фотодокумент. Документализм, подлинность, реальность – это главное в фотографии. В этом коренном её свойстве кроется причина глобального влияния фотографии на современную культуру. Другие качества фотографии, её особенности, их значение для культуры в целом выкристаллизовываются при сравнении фотографии и отдельных видов искусства. Документализм – качество, впервые проникшее в художественную культуру с появлением фотографии. Будучи использованным в разных видах искусства, это качество, каждый раз преломляясь сквозь их специфику, образовывало некоторое новое своё производное. Из других видов искусства эти обогащающие документальность производные возвращались в фотографию, расширяя и обогащая не только фонд художественной культуры, но и возможности эстетической практики фотографии как вида искусства. Нехудожественная фотография, т. е. документальная по используемым приёмам и журналистская по функциональному назначению, помимо информационной нагрузки несёт ещё и эстетическую. Фотожурналистика, как известно, прямо аппелирует к документальности, от рождения присущей фотографии и всем её разновидностям. Однако это свойство используется по-разному, в зависимости от задачи. В тех случаях, когда речь идёт о фотохронике – добросовестной, исчерпывающей, протокольно точной информации о событии – индивидуальность автора снимка себя не обнаруживает. Она целиком подчинена фиксации факта, предельной достоверности его отображения. Другое дело в фотопублицистике. Здесь фотограф тоже имеет дело с фактами действительности, однако их подача осуществляется принципиально в авторском видении, они окрашиваются личной оценкой автора. Документальность и художественность в сфере фотоискусства сливаются, перекрывают друг друга. В целом же современная фотография существует в единстве всех её сторон – идейной и художественной, смысловой и выразительной, социальной и эстетической.

Отдельные аспекты фотографии как вида искусства проявляются в выборе цвета, художественного стиля, жанра, изобразительного языка, специфических приёмов обработки фотоматериалов, личностного отношения фотографа к создаваемому произведению и т. д. Цвет – один из важнейших компонентов современного фотоискусства. Он возник в фотографии под влиянием желания приблизить фотоизображение к реальным формам предметов. Цвет делает фотообраз внешне более достоверным. Этот фактор сначала вызвал потребность в раскраске кадров, а позднее дал толчок развитию цветной фотографии. Существенно здесь и влияние традиций живописи, в которой исторически нарастало смыслообразующее использование цвета. В своих высших достижениях художественная фотография не раз отвергала тезис о статичности своих изображений. И цвет в этом отрицании неподвижности играет не последнюю роль. На опыте цветных снимков можно сформулировать правила использования цвета в фотографии. Первое из них – снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно передать то, что замыслено. Второе правило: символика цвета, света, игры тонов и оттенков, накопленная и аккумулированная предшествующей культурной тенденцией, опытом старших видов искусства – живописи, театра и более поздних смежных технических – кино и телевидения, может эффективно использоваться в фотографии. Третье правило: использование контраста цветового для создания контраста смыслового. Фотография ещё не совсем освоила цвет. Ей предстоит полнее вобрать всю цветовую палитру мира. Цвет должен быть освоен фотографией эстетически и стать средством не только изображения, но и концептуального осмысления реальности.

2 стр., 969 слов

Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит ...

... В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для К общим средствам художественной выразительности, как ... п. Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция ...

Художественный стиль – особая проблема в теории и практике фотографии. Она не решается в рамках вопроса о жанрах. В эмпирическом аспекте стиль – это и пастельные, акварельные кадры, и графически строгие фотоработы, и обобщённо «масляные» изображения вплоть до полной имитации фотосредствами живописи на холсте. Теоретически проблема стиля в эстетике разработана явно недостаточно, и всё же можно обозначить её применительно к фотографии. В фотографии очень наглядно и присутствие, и отсутствие художественного стиля. Натуралистически и документально отснятый кадр будет скрупулёзно демонстрировать все мелочи и детали, вошедшие в пространство объектива. Но это будет неорганизованный хаос видения. Если же подобный снимок сделать под углом авторского видения, художественно, оформить стилистически, то получится совсем другая работа. Направление, характер и сила авторского отклонения от «зеркальной», натуралистической, чисто отражательной фотографии и определяют стиль в фотопроизведении. Он может быть сугубо индивидуальным или соответствующим определённой школе, традиции, художественной программе. Характеристика фотостиля может быть ассоциативно-художественной.

С проблемой стиля тесно связан вопрос о национальном своеобразии фотоискусства. Различные направления в фотографии в разной степени обнаруживают зависимость от национальной культурной традиции. Так, например, репортажная или этнографическо-репортажная фотография непосредственно связана с культурной жизнью народа, с ритмом повседневной жизни, с душой народа в её каждодневных проявлениях. Другие направления, например художественно-конструктивное или декоративное, воспроизводят национальное содержание в художественно и эстетически отвлечённых формах. Все стили и жанры фотоискусства, все его национальные школы основаны на специфическом освоении мастером художественности мира.

Время в кадре не является однозначным, одномерным. Здесь выделяются два основных слоя, являющихся как бы синтетично слитыми. Эти слои – моментальность и монументальность, которые, несмотря на полярную соотносительность, взаимообусловлены. Художественный мир един в гармоничном единстве всех составляющих, всех деталей художественной фотографии.

Фотоискусство предполагает наличие фотографа-художника. От него требуется тщательная избирательность, особое личностное «видение», позволяющее отличать достойное внимания от внешнего, случайного, неполного. Не каждый отснятый кадр становится художественным произведением и, очевидно, не каждая плёнка даёт удачное фотопроизведение. Так же, как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотохудожник тренирует свой глаз, своё фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовать технику исполнения и выработать устойчивые принципы морально-этического и эстетического отношения к возможным объектам фотоискусства. Фотохудожник должен обладать множеством качеств. Он должен быть психологом, постигать характер портретируемого, уловить момент его самораскрытия, уметь находить сокровенное самоизъявление в позе, мимике, выражении лица, фоне и ракурсе подачи, чтобы полнее раскрыть его внутренний мир и своё отношение к нему. Фотограф должен обладать глубоким знанием жизни, различных её сторон. Нельзя высокохудожественно снять разливку стали в мартеновском цехе, не представляя себе, хотя бы в общих чертах, технологии этого процесса. Фотограф обязан быть исследователем. Планомерно и последовательно работая над темой, создавая цикл произведений, мастер не просто фиксирует документальные моменты, со временем превращающиеся в историческую ценность, не только создаёт информативный банк изобразительных данных, который в зависимости от социологического, этнографического, исторического характера может быть по-разному использован, не просто создаёт художественное произведение, но и выступает как исследователь определённой темы, использующий такую интересную и богатую по своей познавательности и возможностям гносеологическую форму, как фотография. Она превращается при этом в способ художественного познания и оценки снимаемого явления.

В лице фотографа должен быть объединён и синтезирован человек техники и эстетики, человек, любящий точность, чёткость, и человек, подхватываемый порывом вдохновения, человек чувства и созерцания, умеющий видеть образность и гармонию. Фотохудожник выступает в роли летописца эпохи, что возлагает на него особую ответственность. Летопись обязывает художника быть гражданской совестью своего времени и своего народа, быть философом и историком в одном лице. Фотохудожник – одновременно и художник, и публицист, удовлетворяющий как эстетические потребности аудитории, так и её потребность в общественно значимом содержании и информации. В силу молодости фотографии фотохудожник является основоположником жанровых особенностей и традиций. Перед ним раскрывается неосвоенное поле, в котором нужно прокладывать пути и тропинки, намечать участки, разграниченные различными функциональными возможностями фотографии. Эстетика не даёт художнику рецепта и не обеспечивает гарантированный успех. Она лишь даёт ориентиры поиска, результат которого в конечном счёте зависит от таланта и труда автора. На конечной стадии творческого процесса эстетика помогает выработать художественную оценку снимка.

В развитии фотоискусства важную роль играет критика, в т. ч. теоретико-критическое мышление самих фотомастеров. Критика и теория при условии их авторитетности и компетентности могут прекратить дилетантские споры, мешающие и отвлекающие и фотографов, и зрителей. Для фотокритики важно всестороннее рассмотрение фотографии как социально-художественного феномена. К некоторым аспектам критического анализа относятся: социология фотографии (фотография как документ эпохи, фотопублицистика, способ межличностного общения и средство массовой коммуникации, публицистическое начало в фотографии; на этой основе можно найти и выработать критерии социальной значимости фотопроизведения); культурология фотографии (фотография как феномен современной культуры и её место в системе культурных ценностей; в этой сфере определяются критерии культурного значения фотопроизведения); психология фотографии (фотография как фиксированная зрительная память и фактор «присутствия» отсутствующего; этот аспект помогает выработать критерий личностной значимости); гносеология фотографии (выбор объекта и специфика его отражения в фотографии, безусловное и условное в фотографии, «приближение» и «отдаление» от реальности в фотографии; с этим связаны проблемы жизнеподобия – критерии художественной правды); аксиология фотографии (возможности субъективного отношения к объекту в фотографии, проблемы оценки изображаемого; на этом уровне формируются критерии оценки художественности); семиотика фотографии (язык фотоискусства, его алфавит, морфология, синтаксис, грамматика; здесь определяются критерии информативности); эстетика фотографии (фотография как эстетический феномен, образно-художественные возможности фотографии, эстетическое богатство мира и его художественное освоение в фотографии; в этом находят выражение критерии эстетической значимости).

С учётом различных аспектов художественной фотографии можно сформулировать её суть, попытаться дать определение фотоискусства. Фотоискусство – создание химико-техническими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении существенный момент действительности. В фотографии выкристаллизовалось несколько достаточно чётко очерченных напралений: этнографическо-социологическое, репортажное, плакатно-рекламное, художественно-конструктивное, декоративное, символическо-концептуальное, импрессионистское. Каждое из этих направлений выполняет свою специфическую, чётко определённую культурно-коммуникативную функцию. Данные направления взаимно не исключают друг друга. Один и тот же фотохудожник, как правило, работает в нескольких из них. Очень важно иметь в виду полуфункциональность художественной фотографии, чтобы, например, художественно-конструктивная её функция не отстраняла этнографическо-социологическую и наоборот, чтобы концептуальность фотовидения шла рука об руку с национальной традицией. Как любой вид искусства, фотография подчинена общим закономерностям развития художественного сознания и художественного миросозерцания. Художественный образ исторически вырастает на основе эмпирически воспринятой действительности и отражает становление и развитие культурно-смыслового опосредования между художником и внешним миром.

Развитие любого вида искусства можно рассматривать как самосознание своей собственной культурной функции, т. е. как становление художественного самосознания в рамках определённого вида искусства. Для фотографии это означает, что, соприкасаясь с современной действительностью в русле этнографическо-социологической, репортажной, плакатной фотографии, художник-фотограф с необходимостью продолжает развивать и углублять художественный образ в рамках символическо-концептуальной фотографии. В этом смысле концептуальная фотография как бы является итогом того художественного жизненно-личностного опыта, благодаря которому фотохудожник становится мастером и создаёт непреходящие ценности. Но из этого следует и другое: все направления и жанры художественной фотографии составляют целостную специфику фотографии как вида искусства, и только через понимание особенностей и художественных возможностей каждого из них возможно создание совокупного и цельного представления о фотографии как новом, современном виде искусства, кое в чём типичном для существующего понимания искусства, а кое в чём вносящем свои исторические и смысловые коррективы в понимание системы, взаимосвязей и функций видов искусства как в рамках художественной культуры, так и в рамках современной культуры вообще.