Материалы к сочинению по направлению «Год литературы в России»

  • «Кого из литературных героев вы понимаете, но не принимаете?»
  • «Можно ли обойтись без книг?»
  • «Можно ли испытать радость, читая книгу?»
  • «Какие вопросы задает человеку литература?»
  • Это лишь попытка предугадать, что могут дать организаторы. Несомненно одно: тема будет связана с книгой, не предполагает общих рассуждений о важности литературы в нашей жизни и роли книги в истории и культуре России и прочих пустопорожних умозаключений.

    В сочинении по этому направлению главным будете вы и ваше представление о книге.

    Из этого и будем исходить.

    Что писать?!!!

    Самый простой вариант ваша любимая книга, книга, которая вам помогла что-то понять, поразила вас, заставила задуматься или переживать .

    Выбор книги может быть любым. Я знаю, что среди молодежи, например, очень популярен Ремарк (хотя в мое время мы его не слишком жаловали), или новомодный «Дивергент» (думаю, мало кто понимает значение слова, в книге это не совсем то), или классика. Неважно. Важно, чтобы вы рассказали ПОЧЕМУ вы сделали такой выбор и ЗА ЧТО книгу выбрали.

    Стало быть, коммуникативный замысел (помните, что это такое?) должен быть примерно таким же: ЧТО, ЗА ЧТО, ЧТО КНИГА МНЕ ДАЛА. Это по первым трем, подчеркиваю, прогнозируемым темам.

    Четвертая и пятая темы в целом повторяют три первые. Коммуникативный замысел прежний, но в зависимости от формулировок, нужно делать акценты. Здесь речь идет о герое, значит, «фокус» сочинения должен быть сужен до объяснения об одном-двух персонажах в аспекте «за что люблю» и «почему понимаю, но не принимаю».

    Восьмая и девятая темы менее вероятны, но все же скажу о них несколько слов. Вопрос в них сформулирован так, что ответ однозначен: нет, нельзя обойтись без книг. Да, можно испытать радость, читая книгу. Я считаю, это весьма неудачная формулировка. Дальше возникает совершенно естественный вопрос: а что писать-то? Тогда пойдем дальше и зададим еще вопросы: почему я испытываю радость, читая книгу? Что она мне дает? Почему нельзя обойтись без книг? Что в них такого, что человечество никогда не откажется от книги?

    14 стр., 6601 слов

    Почему читать книги — модно?

    ... Читать – это действительно модно, ведь понять суть процесса чтения не каждому под силу. Ведь все редкостное является уникальным, трендовым. Нужно ли читать книги? Плюсы и минусы интернет-книг нужно ли читать книги ... самосовершенствовании. Чтение как тренд Нужно ли читать книги в наше время? Сейчас молодежь часто говорит: «Читать модно», или «Чтение в тренде». И это действительно так. Но, наблюдая за ...

    Если вы ограничитесь рассуждениями по этому поводу, то тему не раскроете. Сочинение должно ведь показать материал литературный, верно? Выход такой: вы говорите о том, что могли бы показать верность тезиса на примере какого-нибудь произведения (выбор любой) и следуете вышеозначенной схеме.

    Как итог: обязательно сделайте подводку! Иначе незачет!

    И наконец последняя тема. Тоже такого рода, что собственно к произведению еще надо подобраться.

    На этой трудной теме я покажу коммуникативный замысел.

    вступление

    • Первая фраза – о литературе и ее роли в жизни человека. Она огромна. Учит жить, делать правильный нравственный выбор, не перепутать белое и черное, добро и зло, радует в тяжелый час, развлекает, если скучно. Книг написано множество, но есть среди них такие, которые будут жить вечно, потому что они не для развлечения, не для радости, а для работы ума, души и сердца, потому что в них больше вопросов, чем ответов.

    Основная часть.

    • Есть в русской литературе книга, которая заставляет размышлять читателя, спорить, доказывать правоту. Это «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Почему? (Основной тезис) Роман построен вокруг теории Раскольникова, которая (излагаете теорию)… В ней будто соединены две антагонистические вещи: добро через зло, альтруизм (для людей убивает герой, или он так думает) и эгоизм (Раскольников решает судьбы людей по своей прихоти), крайняя степень безверия (Бога не боится) и вера (что, как не вера в собственную исключительность, толкнула его на убийства)? И в романе больше вопросов, нежели ответов на них.
    • Теорию в разных аспектах представляют герои со своей правдой. Это Лужин и Разумихин, Соня и Порфирий, Свидригайлов и Лебезятников.

      И каждый убедителен в своих рассуждениях, и выходит, что теория существует и живет в мире тысячи лет, вплоть до сегодняшнего времени. Ответа нет. А есть вопросы, которые читатель уже задает себе: как избежать зла, которое несет теория? А можно прожить без нее? А нужно ли? А я сторонник или противник? Только великий Достоевский мог так прямо задавать такие больные и мучительные вопросы.

    • Роман Достоевского полифоничен: каждый из героев представляет свою правду. А ответов писатель не дает. И читатель идет за героями, взвешивая и оценивая, постигая основную мысль Достоевского: злом достичь добра нельзя, а фанатизм – страшная сила, способная уничтожить человечество.

    Заключение

    Напомню вам, что это только тезисы! Вы можете взять другое произведение, но структура и подводка должны остаться!

    Успехов!

    Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

    на Ваш сайт.